Научная статья на тему 'Сотрудничество по противодействию терроризму в формате СНГ'

Сотрудничество по противодействию терроризму в формате СНГ Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
1073
181
Поделиться
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Репинская Олеся Васильевна

Статья посвящена проблемам противодействия терроризму в рамках сотрудничества в формате СНГ. Исследования сосредоточены в рамках следующих аспектов: анализ участия политических и неполитических институтов стран партнеров в осуществлении антитеррористической деятельности; анализ политико-право-вой базы в области борьбы с терроризмом; проблемы осуществления антитеррористической деятельности, возможные пути их решения; состояние, направления и перспективы антитеррористического противодействия. Автор полагает, что составляющие антитеррористического концепта на постсоветском пространстве складываются из учета состояния и факторов региональной и межрегиональной безопасности. Вследствие изложенного, страны СНГ, движимые интересами не только безопасности, но и выживания, должны направлять активные усилия на нейтрализацию либо максимальное устранение данных факторов. При этом необходимо продолжать намеченную линию взаимодействия, осознавая, что Содружество является наиболее перспективным сотрудником в борьбе с терроризмом, при этом участие в других международных объединениях не может рассматриваться как взаимоисключающее.

Похожие темы научных работ по политике и политическим наукам , автор научной работы — Репинская Олеся Васильевна,

Текст научной работы на тему «Сотрудничество по противодействию терроризму в формате СНГ»

УДК 32

Репинская Олеся Васильевна

кандидат политических наук, соискатель кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Elis122@yandex.ru

Сотрудничество

по ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В ФОРМАТЕ СНГ

Olesya V. Repinskaya

candidate of political Sciences, applicant. Department of political science and ethnic policy, South-Russian Institute-branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation Elis122@yandex.ru

Cooperation

ON COUNTER-TERRORISM IN THE CIS FORMAT

Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия терроризму в рамках сотрудничества в формате СНГ. Исследования сосредоточены в рамках следующих аспектов: анализ участия политических и неполитических институтов стран партнеров в осуществлении антитеррористической деятельности; анализ политико-правовой базы в области борьбы с терроризмом; проблемы осуществления антитеррористической деятельности, возможные пути их решения; состояние, направления и перспективы антитеррористического противодействия.

Автор полагает, что составляющие антитеррористического концепта на постсоветском пространстве складываются из учета состояния и факторов региональной и межрегиональной безопасности. Вследствие изложенного, страны СНГ, движимые интересами не только безопасности, но и выживания, должны направлять активные усилия на нейтрализацию либо максимальное устранение данных факторов. При этом необходимо продолжать намеченную линию взаимодействия, осознавая, что Содружество является наиболее перспективным сотрудником в борьбе с терроризмом, при этом участие в других международных объединениях не может рассматриваться как взаимоисключающее.

Ключевые слова: терроризм, безопасность, СНГ, сотрудничество, направления, перспективы.

Annotation. The article is devoted to the issue of combating terrorism in the framework of cooperation in the CIS format. The studies are focused on the following aspects: analysis of the participation of political and non-political institutions of the partner countries in the implementation of antiterrorist activities; analysis of politico-legal base in the field of combating terrorism; problems of implementation of anti-terrorist activities, possible ways of their solution; the status, trends and prospects of anti-terrorism counteraction. The author believes that the components of the anti-terror concept in the post-Soviet space are derived from state and regional factors, interregional security. Due outlined CIS countries driven by the interests of security and survival should direct efforts on neutralization or the maximum elimination of such factors. Thus, it is necessary to continue the planned line interaction, realizing that the commonwealth is the most promising employee in the fight against terrorism, with the participation in other international associations cannot be considered as mutually exclusive.

Keywords: terrorism, security, CIS, cooperation, trends, prospects.

Содружество Независимых Государств - региональная международная организация, призванная регулировать отношения стран, ранее входивших в состав СССР, была создана 08 декабря 1991 года. Россия в составе СНГ обоснованно занимает лидирующие позиции. Они обусловлены историческими, политико-экономическими предпосылками. Важное значение для развития правовой основы сотрудничества имела Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. в принятии которой участвовали Казахстан, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В ней особо отмечено, что «взаимодействие между центральными компетентными органами будет осуществ-

ляться в двустороннем и многостороннем форматах», а эти «органы будут обмениваться информацией, представляющей взаимный интерес». Стороны также договорились о том, что «они принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы акции терроризма ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести». Данную позицию также обосновывают в своих исследованиях ряд авторов [1]. На саммите

174

СНГ, состоявшемся в г. Астане, было принято решение создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом. Тем самым подчеркнута важность противодействия данной угрозе в рамках СНГ.

При разработке проекта Федерального закона РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», был использован концептуальный подход законодательного обеспечения антитеррористической деятельности, рекомендованный модельным Законом «О борьбе с терроризмом», принятым в апреле 2004 г. Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Государств. Нормы согласуются в части понятийного аппарата, системы принципов борьбы с терроризмом, модели государственной системы противодействия терроризму, правового регулирования подготовки и проведения контртеррористической операции и др.

Оптимальным решением также представляется путь самостоятельной интеграции каждого государства-участника СНГ в международное и, в частности, в европейское правовое пространство. Такой подход позволяет обеспечить решение проблемы унификации национальных законодательных систем государств-участников СНГ на более высоком геополитическом уровне [2]. При этом ответственным лидерам государств необходимо обратить особое внимание на соблюдение национальных государственных и региональных интересов, способствующих укреплению национальной безопасности.

Россия, постоянно прилагавшая немалые усилия по предотвращению военной дезинтеграции стран СНГ, сумела добиться преобразования договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности, членами которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В уставе этой организации задачи борьбы с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности занимают одно из важных мест [3]. Закрепление ключевых принципов сотрудничества при понимании важности решаемых задач показали не только способность к конструктивному диалогу на постсоветском пространстве, но и решимость стран участников в противодействии современным рискам и угрозам.

Значительным шагом, ознаменовавшим новую эру в антитеррористической деятельности, было создание Антитеррористического Центра СНГ. Для того, чтобы взаимодействие правоохранительных структур государств-участников СНГ по этим направлениям стало эффективным, требовалось, прежде всего, выстроить правовую основу взаимопомощи [4]. Антитеррористический центр (АТЦ) - специализированный отраслевой орган СНГ. Он предназначен для координации борьбы компетентных органов государств Содружества с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Работу АТЦ возглавляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ. Этот форум, председателем которого является директор ФСБ России, собирается два раза в год.

В АТЦ сегодня работают представители спецслужб Армении, Кыргызстана, Белоруссии, Казахстана и России. Свою деятельность центр строит также совместно с Советом министров обороны, Советом командующих погранвойсками, Советом министров внутренних дел СНГ. Таким образом, АТЦ объединяет представителей силовых структур, которые, в соответствии с законодательством своих государств и в рамках своей компетенции, занимаются проблемами борьбы с терроризмом [5]. АТЦ СНГ было решено сформировать на базе специальных антитеррористических подразделений ФСБ РФ при содействии других правоохранительных структур России и стран СНГ.

При активном участии сотрудников Центра были подготовлены и приняты: Концепция деятельности АТЦ СНГ; Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ; Положение об Информационном бюллетене АТЦ СНГ; Положение о Научно-консультативном совете при АТЦ СНГ и ряд других документов. Центр возглавил работу по формированию Концепции государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма -важного организационно-политического документа в сфере антитеррористической деятельности на среднесрочную перспективу. В штат Центра уже входили военнослужащие компетентных органов семи государств СНГ, причем их список постоянно растет. Деятельность АТЦ СНГ строится с учетом имеющихся многосторонних и двухсторонних договоров государств -участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом, а также национального антитеррористического законодательства входящих в Содружество стран. Кроме того, вносятся изменения в существующие законы государств СНГ, принимаются различные подзаконные акты, предусматривающие создание действенной системы правовых, политических и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму.

В АТЦ СНГ проводится анализ национального законодательства в сфере противодействия организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических актов, в том числе на территориях других стран, незаконным производством и оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, противодействия наемничеству, а также установления уголовной ответственности за преступления террористического характера.

В Центре создан Специализированный банк данных (СБД АТЦ СНГ), пополняемый информацией о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах и причастных к ним лицах, состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах СНГ и других странах, а также не-

175

правительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Практическое применение находят аналитические материалы АТЦ СНГ о состоянии и тенденциях развития оперативной обстановки, а также учебно-методические пособия по борьбе с терроризмом, подготовленные как Центром, так и компетентными органами государств-участников СНГ. АТЦ СНГ на регулярной основе проводятся масштабные оперативно-тактические учения на территориях нескольких государств Содружества с участием их специальных служб и других силовых структур.

В рамках АТЦ СНГ разворачивается и научная работа, имеющая целью исследование актуальных проблем терроризма и организации противодействия его угрозам. Проводятся заседания созданного при АТЦ СНГ Научно-консультатив-ного совета, члены которого принимают участие в выработке предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, подготовке модельных законодательных актов, проектов нормативноправовых актов и международных договоров; осуществляют анализ международных договоров и национального законодательства государств-участников СНГ, регулирующих отношения в сфере борьбы с терроризмом, в целях выработки предложений, направленных на согласование и приведение в соответствие с нормами международного права всей нормативно-правовой базы сотрудничества в данной сфере, а также гармонизации антитеррористического законодательства государств - участников СНГ; участвуют в подготовке и проведении семинаров, симпозиумов, «круглых столов», конференций, совещаний, посвященных вопросам борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в государствах -участниках СНГ.

К сожалению, до настоящего времени не решен ряд проблем, в частности, ратификация документов, принятых Советами глав государств и правительств. Президент РФ Путин В.В. еще 01.12.00 г. на встрече в Минске обратил внимание лидеров стран Содружества на то, что из 164 межгосударственных и межправительственных соглашений, подписанных за время существования СНГ, в силу вступило лишь 7 [6]. В настоящее время ситуация кардинально не изменилась. Данную проблему в своей монографии освещает Возженников А.В. Он отмечает, что военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ обеспечивает национальную безопасность, однако серьезным препятствием для эффективности взаимодействия по прежнему остается нечетко прописанный механизм и отсутствие норм, предусматривающих ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств странами-участниками [7].

Перспективы разрешения данных проблем показаны Шестаковым В., который указывая на общность интересов, проблем социально-экономического плана, рост общеуголовной преступности и наличие «чеченского синдрома», подчер-

кивает на существенные шансы совместных усилий [6].

Сегодня достаточно сложно осуществлять антитеррористическую деятельность на постсоветском пространстве, регулярно сталкиваясь со всевозможными акциями прямого противодействия и даже содействия террористам со стороны руководства некоторых бывших республик СССР. Власти бывшего президента Грузии Саакашвилли М. ориентировали свою политику не на сотрудничество, а скорее на открытую конфронтацию. Заявление о выходе Г рузии из состава СНГ, с противостоянием в зоне Южноосетинского конфликта в августе 2008 года фактически на длительный период времени прервало сотрудничество в данной сфере. С трибуны Евромайдана Украины 26.11.2013 г. вещала Спикер сейма Литвы Лоретта Г раужинене с призывами оппозиции объединиться. То, что значительная часть оппозиции представлена неофашистами, использующими террористические методы борьбы, упорно и заинтересованно игнорировалось со стороны мирового прогрессивного сообщества.

Несомненно, что подобные факты не должны быть оставлены без внимания, подобные действия не могут быть не осуждены. В этой связи особая просветительская роль отводится научно-образовательной, информационной работе. У нас есть мощный объединяющий фактор - русский язык, общий и понятный для всего населения стран СНГ, и данный приоритет необходимо использовать в полной мере. Дополнительные объединяющие факторы - это культура, во многом понятная и близкая, а также общая история. Несмотря на высказывания отдельных политиков и общественников о том, что СНГ структура политически «мертвая», ввиду желания большинства стран на постсоветском пространстве все же быть ближе к вожделенной Европе, нежели к уже приевшейся России, сотрудничество на данном направлении не может быть прекращено.

Однако сам факт переориентирования курса на западный отдельными странами на постсоветском пространстве совсем не свидетельствует о необратимости последствий. Так скажем, смена политического руководства в Грузии способствовала возобновлению отношений с Россией. Кроме того, как писал великий русский писатель Ф.М. Достоев-ски й о братских славянских народах, предсказывая более 150 лет назад возможность сначала охлаждения их отношений с Россией, а потом совместное единение перед едиными угрозами - «стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство» [8].

Составляющие антитеррористического концепта на постсоветском пространстве складываются из учета состояния и факторов региональной и межрегиональной безопасности. Выделим основные условия их обеспечения.

1. Общие:

- непрерывный и всесторонний анализ первопричин терроризма и обстоятельств, способ-

176

ствующих его распространению, а также научно обоснованное прогнозирование развития ситуации в этой области;

- адекватность принимаемых антитеррористических мер степени, характеру и масштабам террористической угрозы;

- системный характер антитеррористиче-

ских мер, которые должны включать экономические, политические, социальные, правовые, идейно-пропагандистские, организационные,

полицейские, военные, специальные и другие меры;

- акцент на превенцию, профилактику терроризма, выявление и устранение первопричин, истоков, корней терроризма, а не только на ликвидацию их последствий.

2. Региональные коррелянты:

- консолидация общества, построение общественных отношений между многонациональными народами, населяющими регион, основанных на принципах толерантности, терпимости, недопущения экстремистских тенденций;

- создание совместных органов, включающих структуры центральной и региональной власти, осуществляющих взаимодействие строго на демократической основе. Данная мера позволит не только повысить успех от антитеррористической деятельности, но и сблизит регионы и центр в единой целенаправленной политической деятельности, укрепит доверие друг к другу;

- систематическая экспертиза объектов с особой степенью уязвимости и подготовка проектов их комплексной защиты и повышению их антитеррористической устойчивости, с участием как государственных, так и общественных представителей;

- учет индивидуальных особенностей при формировании политики в регионе.

3. Условия обеспечения межрегиональной безопасности на постсоветском пространстве и в рамках СНГ:

- гибкость реагирования на терроризм и иные экстремистские проявления, угрожающие безопасности государств СНГ;

- обеспечение реализации достигнутых соглашений всеми партнерами;

- гармонизация законодательства по выработке единой системы антитеррористического противодействия;

- открытый диалог и сотрудничество между партнерами;

- консолидированное выравнивание социально-экономического положения регионов;

- поиск новых площадок для диалога не только между государственными и политически-

ми структурами, но и в рамках гражданского взаимодействия.

Необходимо помнить о том, что существует опасность «демократических» преобразований, следствием которых может стать вполне легальный приход к власти боевиков (напомним, в свое время Гитлер пришел к власти путем победы на выборах). Так, в Египте на парламентских выборах 04 декабря 2011 года кандидаты от «Брать-ев-мусульман» (организация признана террористической большинством стран мира, в том числе и Россией) набрали 40% голосов избирателей, что составило около 8,5 млн. человек. Однако 24 декабря 2013 года партия признана Правительством Египта террористической, деятельность ее запрещена. В Украине существенные риски связывают с приходом к власти боевиков Евромайдана. Исламское государство вербует в свои ряды все новых адептов, захватывая территории, сея хаос в регионе.

Необходимость в объединении сил на постсоветском пространстве для обеспечения совместной безопасности очевидна. В этих целях уже предпринят ряд поэтапных шагов и политических действий. Сами террористы, их наступательные политические устремления объективно подталкивают бывшие советские республики на путь объединения реальных антитеррористических действий. Характерный пример. Узбекистан вышел из системы коллективной безопасности стран-членов СНГ и решил ограничиться двусторонними отношениями и союзами. Однако, неожиданные события в Киргизии, где частично дислоцировались противники узбекского руководства, проявившие террористическую активность, вынудили его к деятельному соучастию в современных российско-киргизских мероприятиях, обращенных на террористически настроенных оппозиционеров. Таким образом, события подтверждают стратегическую обоснованность предпринимаемых усилий.

Если с взаимодействием в осуществлении антитеррористической деятельности правоохранительными органами и правительствами государств в рамках Содружества выработана соответствующая позиция и внесена ясность, то механизмы взаимодействия общественных организаций еще не отрегулированы, и сводятся в основном к проведению совместных круглых столов, встреч, конференций. В этой связи особая просветительская роль отводится научнообразовательной работе. Общественные движения же в основном сконцентрированы на решении внутренних задач, а межгосударственное сотрудничество становится перспективной, в настоящий момент трудной, но выполнимой задачей. В ЕС общественные движения и гражданское общество более открыто к взаимодействию во многом благодаря открытости границ, единой валютной системе. Однако у нас есть дополнительные объединяющие факторы - русский язык, культура, во многом понятная и близкая, а также общая история.

В рамках СНГ на настоящий момент создано законодательство для эффективного осуществ-

177

ления антитеррористической деятельности.

Необходимо продолжать намеченную линию, осознавая, что именно Содружество является наиболее перспективным сотрудником в борьбе с терроризмом. Среди проблем, создающих препятствия для результативности предпринимаемых действий можно назвать: неисполнение или «вялое» исполнение уже принятых документов, замедленную процедуру принятия на внутреннем уровне принятых в рамках СНГ документов, а также необходимость в разработке и введении мер ответственности для государств, организующих на своей территории укрытия для террористов, оказывающих им содействие.

Механизмы взаимодействия общественных организаций в рамках Содружества еще не отрегулированы. В этой связи особая просветительская роль отводится научно-образовательной работе. Общественные движения же в основном сконцентрированы на решении внутренних задач, а межгосударственное сотрудничество ста-

Литература:

1. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. М. : Кучково поле, 2011. С. 396-397.

2. Бурковская В.А. Европейское сотрудничество в борьбе с терроризмом // Закон и право. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. № 12. С. 6.

3. Куклина И. «Международный терроризм и международные структуры обеспечения безопасности». ЛМЭ и МО, 2005, № 1. С. 30.

4. Тихонов А. Центр Антитеррора // Красная звезда, № 107 (24383), 21.06.2005 г., С. 1-3.

5. Мыльников Б А. Терроризм - не частная проблема. Антитеррор: международное сотрудничество, Милиция, 2002, № 1, С. 1.

6. Шестаков В. Террор-мировая война. М. : ОЛМА-ПРЕСС, Образование 2003. С. 45.

7. Возжеников АД. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика). Москва : Издательство РАГС, 2006.

8. Дневник Ф.М. Достоевского. Сентябрь - декабрь 1877. Особое слово о славянах. URL: http://www.liveinternet.ru/users/surge_blavat/post30 3159764/ (дата обращения 12.01.2014).

вится одной из перспективных задач. Основными препятствиями во взаимодействии заключаются в пограничных проблемах, а также еще не достаточно высоком уровне решения проблем даже на местном уровне. Однако у нас есть дополнительный объединяющий фактор - русский язык, и данный приоритет необходимо использовать в полной мере. Дополнительные объединяющие факторы - это культура, а также общая история.

Особо остро стоит вопрос о гармонизации законодательства стран-участниц соглашений. И в данном ключе проблема заключается не столько в разности отдельных интересов, сколько в морально-этических аспектах суверенности, чувствительно воспринимаемых отдельными государствами. Вследствие изложенного страны СНГ, движимые интересами не только безопасности, но и выживания, должны направлять активные усилия на нейтрализацию либо максимальное устранение данных факторов.

Literature:

1. Terrorism and anti-terrorist security in the context of history and modern geopolitics / Sidorenko A.G., Tikhomirov Yu.V. M. : Kuchkovo pole, 2011. 640 p. P. 396-397.

2. Burkovskaya V.A. European cooperation in the fight against terrorism // Law and Right. M.: Uniti-Dana, 2004. № 12. P. 6.

3. Kuklina I. International terrorism and international security structures. LMA and MOE, 2005, № 1. P. 30.

4. Tikhonov A. Center For Anti-Terror // Krasnaya Zvezda, No. 107 (24383). 21.06.2005. P. 1-3.

5. Myl’nikov A.B. Terrorism is not a private problem // Anti-terror: international cooperation. Police. 2002. № 1. P. 1.

6. Shestakov V. Terror - the world war. Moscow : OLMA-PRESS, Education, 2003. P. 45.

7. Vasenkov A.V. Regional security: geopolitical and geo-economic aspects (theory and practice). Moscow : Publishing house of the Russian Academy of public service, 2006.

8. Diary F.M. Dostoevsky. September - December 1877. A special word about Slavs. URL: http://www.liveinternet.ru/users/surge_blavat/post30 3159764/ (accessed 12.01.2014).

178