Vestnik RUDN. International Relations. ISSN 2313-0660 (print), ISSN 2313-0679 (online) Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2024 Vol. 24 No. 1 80-91
http://journals.rudn.ru/international-relations
МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО INTERNATIONAL ACADEMIC COOPERATION
DOI: 10.22363/2313-0660-2024-24-1-80-91 EDN: EWNFQM
Научная статья/ Research article
Сотрудничество между СССР и Индией в 1950-1960-е гг.: первые визиты молодежи и студентов
М.Н. Старикова12 И, К.П. Курылев1 , Л.А. Черешнева1'3
1 Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация 2МГИМО МИД России, Москва, Российская Федерация 3Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Липецк, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В XXI в. Российская Федерация и Республика Индия обладают большим научным и образовательным потенциалом. Особо привилегированное стратегическое партнерство двух государств направлено в том числе на развитие и новации научного и образовательного сотрудничества, имеющего устойчивые традиции, заложенные во второй половине прошлого столетия. Именно в этот период устанавливались первые связи между студентами и молодежью двух стран. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 г., явился отправной точкой построения молодежного сотрудничества, деятельности Бюро международного молодежного туризма «Спутник», первых туристических поездок советских студентов в Индию. Актуальность темы определяется обращением межуниверситетского авторского коллектива РУДН, МГИМО (У) и ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского к теме, ранее не становившейся предметом комплексных исследований ни в России, ни в Индии. Цель исследования - на основе материалов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), не введенных ранее в научный оборот, проанализировать цели, формы организации и значение советско-индийского молодежного и студенческого партнерства в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Использован конструктивистский подход, демонстрирующий связь социума и политики и раскрывающий влияние международного сотрудничества на институционализацию, развитие научного и образовательного партнерства СССР и Индии на межгосударственном и межинституциональном уровнях. Период хрущевской «оттепели» заложил основы советско-индийского сотрудничества двух государств в сфере высшего образования, молодежного и студенческого академического обмена и туризма. В XXI в. опыт проведения всемирных фестивалей молодежи и студентов, работы бюро «Спутник» является актуальным, поскольку Республика Индия является одним из важных и приоритетных партнеров для Российской Федерации. Перед студентами современной России также стоит задача налаживать и развивать академические и культурные связи с Индией, повышать престиж страны в глазах индийцев и всего мира.
Ключевые слова: Советский Союз, фестиваль, Спутник, туризм, культурная делегация
© Старикова М.Н., Курылев К.П., Черешнева Л. А., 2024
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode
Г©Ш1
N-/ BY MC
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. Авторы внесли равнозначный вклад в разработку дизайна, проведение исследования и подготовку текста статьи
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00108, https://rscf.ru/project/23 -28-00108/.
Для цитирования: Старикова М. Н., Курылев К. П., Черешнева Л. А. Сотрудничество между СССР и Индией в 1950-1960-е гг.: первые визиты молодежи и студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2024. Т. 24, № 1. С. 80-91. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-1-80-91
Cooperation Between the USSR and India in the 1950-1960s: The First Youth and Student Visits
Mariia N. Starikova1'2 0, Konstantin P. Kurylev1 , Larisa A. Chereshneva1'3
'RUDN University, Moscow, Russian Federation 2MGIMO University, Moscow, Russian Federation 3Lipetsk State Pedagogical P. P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation
Abstract. In the 21st century, the Russian Federation and the Republic of India have great scientific and educational potential. The particularly privileged strategic partnership between the two states is aimed, among other things, at the development and innovations of scientific and educational cooperation, which has stable traditions laid down in the second half of the last century. It was during this period that the first connections were established between students and youth of the two countries. The VI World Festival of Youth and Students, held in Moscow in 1957, was the starting point for building youth cooperation, the activities of the International Youth Tourism Bureau "Sputnik," and the first tourist trips of Soviet students to India. The relevance of the article is determined by the appeal of the interuniversity team of authors of the RUDN University, MGIMO University and Lipetsk State Pedagogical P. P. Semenov-Tyan-Shansky University to the topic that had not previously been the subject of comprehensive research either in Russia or in India. The purpose of this study is to analyze the goals, forms of organization and significance of the Soviet-Indian youth and student partnership in the late 1950s — early 1960s on the basis of materials from the Russian State Archive of Socio-Political History that were not involved in scientific circulation. The authors use a constructivist approach demonstrating the connection between society and politics and revealing the impact of international cooperation on the institutionalization, development of scientific and educational partnership between the USSR and India at the interstate and interinstitutional levels. The Khrushchev "thaw" period laid the foundations for Soviet-Indian cooperation between the two states in the field of higher education, youth and student academic exchange and tourism. In the 21st century, the experience of the world festivals of youth and students, the work of the "Sputnik" bureau is relevant, since the Republic of India is one of the important and priority partners for the Russian Federation. Students of Modern Russia also face the task of establishing and developing academic and cultural ties with India, increasing the prestige of the country in the eyes of Indians and the whole world.
Key words: Soviet Union, festival, Sputnik, tourism, cultural delegation
Conflicts of interest. The authors declared no conflicts of interest.
Authors' contribution. The authors made an equal contribution to the design, research and preparation of the final article's text.
Acknowledgements. The research was supported by the Russian Science Foundation (project No. 23-28-00108, https://rscf.ru/project/23-28-00108/).
For citation: Starikova, M. N., Kurylev, K. P., & Chereshneva, L. A. (2024). Cooperation between the USSR and India in the 1950-1960s: The first youth and student visits. Vestnik RUDN. International Relations, 24(1), 80-91. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-1-80-91
Введение
В период хрущевской «оттепели» для СССР повысилась значимость установления контактов с молодежью различных стран. Политика продвижения положительного образа СССР среди молодых поколений обеспечивалась посредством укрепления культурных и научных связей. В это время особую роль начал играть туризм, который был в том числе и частью механизма по распространению советской идеологии (Shkarubo, 2022, p. 19; Orlov, 2014, p. 3; Аманжолова, Машкова, 2016, с. 111). В хрущевский период СССР присоединился к глобальному соперничеству за обеспечение гражданам «хорошей жизни», что привело к превращению туризма в поле битвы холодной войны (Pedersen & Noack, 2019, p. 1). Как отмечает специалист в области туризма П. Бернс, в политическом смысле туризм использовался для продвижения образа Советского Союза за рубежом (Burns, 1998, p. 557). При этом одной из задач стало обеспечение молодежного обмена между странами, в том числе и развитие туризма с развивающимися государствами. Одним из важных партнеров стала Республика Индия.
В 1950-1960-е гг. правительство Советского Союза стремилось вывести на новый уровень экономические, культурные и научные связи с Индией1. Начиная с 1955 г. стал налаживаться обмен визитами деятелей науки, искусства и литературы, организовывались художественные выставки (Загород-никова, Кашин, Шаумян, 2020, с. 301). В тот же период происходил обмен творческими коллективами (Соколова, 2022). Визиты в Советский Союз осуществлялись также в рамках деятельности Всеиндийского общества культурной связи с заграницей (19251958 гг.), а позже — Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зару-
1 Подробнее о советско-индийских отношениях см.:
(Thakur, 1991; Mastny, 2010).
бежными странами (1958-1992 гг.) (Загород-никова, Кашин, Шаумян, 2020, с. 296).
Начало молодежному и студенческому туризму было положено во многом благодаря VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, проходившему в 1957 г., когда «железный занавес» был приоткрыт для делегаций из множества стран (Горлов, 2021, с. 88). Уже через год 24 июня 1958 г. секретариат Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ) принял постановление «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями» (Путрик, 2018, с. 73). С молодежными организациями стало сотрудничать Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Если в 1963 г. «Спутник» взаимодействовал с 70 организациями из 30 стран, то в 1980-е гг. — уже с 500 организациями из 80 стран (Ог1оу, 2014, р. 22). К 1980-м гг. Бюро стало крупнейшей молодежной туристической организацией не только в Советском Союзе, но и в мире (Путрик, 2018, с. 74).
Одной из главных установок «Спутника» было расширение географии выездного туризма путем развития отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки (Аманжолова, Машкова, 2016, с. 113). Первые визиты советских студентов и молодежи в Индию в рамках туристического и культурного обмена осуществлялись именно через «Спутник». Несмотря на непродолжительный период пребывания в Индии, советские студенты и представители различных групп молодежи смогли пообщаться со многими официальными лицами, политическими и общественными деятелями, обучающимися школ, колледжей и университетов. Эти поездки способствовали улучшению отношений между народами двух стран, позволяли студентам познакомиться с культурой Советского Союза и Индии, посетить многие туристические места и самим рассказать о достижениях СССР.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
Фестиваль молодежи и студентов проходил в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г. и стал одним из крупнейших событий в международном молодежном движении. Он был важным инструментом для продвижения обновленного имиджа СССР и поиска новых сторонников и друзей среди участников из развитых стран и стран «третьего мира» (Ко1уипеп, 2016, р. 224; Цветков, 2017, с. 108). Молодежные фестивали уже в то время стали силой, которая формировала общественное мнение и оказывала влияние на отношение к наиболее важным проблемам международных отношений и их разрешение (Можаева, 2015, с. 149).
В столице Советского Союза собралось более 34 тыс. представителей молодежи из 131 страны, а в поддержку фестиваля выступили 22 международные организации2. В рамках студенческой программы фестиваля проходили многочисленные концерты, экскурсии, спортивные фестивали, семинары, встречи и дискуссии3. В эти недели делегации совершили более 7 тыс. экскурсий на заводы, фабрики, колхозы, в школы, институты, научные и социальные учреждения. По окончании фестиваля делегаты посетили и другие города Советского Союза4.
Интересно отметить, что во время фестиваля проходила встреча молодых депутатов парламентов, в которой участвовало 150 человек, включая 100 парламентариев иностранных государств: Франции, Китая, Индии, Бразилии, Греции и т. д.5 Также состоялись региональные встречи молодежи стран Европы, Азии, Латинской Америки, Арабского Востока, Африки и стран бассейна
2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-3. Оп. 15. Д. 83. Л. 2. Отчеты об итогах фестиваля, информационная справка о ходе и итогах фестиваля и библиографическая справка «Зарубежные страны — участницы VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов». Июнь 1957 — октябрь 1957.
3 Там же. Л. 17.
4 Там же. Л. 9.
5 Там же. Л. 18.
Балтийского моря. Как отмечалось в отчете об итогах VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов за мир и дружбу, эти встречи носили политический характер. Тогда же состоялось около 500 встреч между различными делегациями, которые проходили по инициативе самих делегаций, что дало возможность молодежи установить новые контакты и связи6.
В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на протяжении всего фестиваля размещался Международный студенческий клуб7. Программа клуба предусматривала встречи с видными деятелями советской науки и культуры, новаторами производства, а также дискуссии и концерты. Студенческий совет при Комитете молодежных организаций СССР в своем постановлении от 28 августа 1957 г. отметил успешное проведение большой программы для студентов на фестивале8. Около 100 тыс. человек участвовало в мероприятиях Международного студенческого клуба, международ-
9
ных семинарах, встречах студентов .
В индийскую делегацию входило более 400 человек10, среди которых — не менее 40 студентов11. У индийцев осталось благоприятное впечатление от визита в Советский Союз12. На советском радио в рубрике «Гово-
6 Там же.
7 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 152. Л. 16-19. Материалы по подготовке и работе международного студенческого клуба (решения комиссии, планы, программы, переписка, списки лиц, рекомендуемых для проведения дискуссий в клубе, тексты выступлений, аннотации на фильмы и др.). Июнь-август 1957. Подробнее об участии студентов и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова в молодежном фестивале см.: (Герасимова, 2005).
8 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 152. Л. 7-8. Материалы по подготовке и работе международного студенческого клуба (решения комиссии, планы, программы, переписка, списки лиц, рекомендуемых для проведения дискуссий в клубе, тексты выступлений, аннотации на фильмы и др.). Июнь-август 1957.
9 Там же.
10 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 217. Л. 24-30. Списки участников VI Всемирного фестиваля из стран Азии и Новой Зеландии, ч. XI. 1957.
11 Там же. Л. 63-84.
12 Несмотря на позитивные результаты фестиваля, исследователи высказывали и иные точки зрения по
рят делегаты фестиваля» в своем выступлении генеральный секретарь Студенческой федерации Кришна Чандра Дубе говорил следующее: «Я могу совершенно точно заявить, что советский народ — очень хороший и доброжелательный народ. Когда я вернусь на родину для того, чтобы рассказать обо всем увиденном, мне понадобится несколько
13
месяцев» .
Во время вещания по радио на круглом столе с руководителями молодежных организаций и индийскими делегатами руководитель группы Федерация индийской молодежи Шандил отметил: «Я считаю, что фестиваль будет способствовать усилению молодежного движения и укреплению молодежных организаций. В результате фестиваля мир и братство между народами всего мира значительно окрепнут. С такими думами мы едем в Индию. Мы проведем в своей стране митинги, посвященные фестивалю, и так же как и после прошлых фестивалей, мы донесем идеи фестиваля — идеи мира и братства — до каждой деревни, каждого села, каждого города»14. В беседе на радио Капил Варма, наблюдатель от молодежных организаций Бхарат ювак самадж и Бхарат севак самадж, дал комментарий о том, что «Московский фестиваль очень полезен, так как на нем происходит обмен мнениями»15.
Московский фестиваль стал важным этапом для активизации сотрудничества между студентами различных стран, в том числе Индии и СССР. Благодаря волне энтузиазма, поднявшегося в связи с усилением комсомольского движения, стали возможны и туристические поездки молодежи в Индию, которые организовывались Бюро «Спутник». Из-за культурной и просветительской
вопросу успешности создания положительного образа СССР среди индийских граждан. См. подробнее: ^8Ьоп, 2016).
13 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 264. Л. 122. Сборник Главного управления радиовещания основных материалов, переданных по радио на зарубежные страны, в связи с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве, т. VI (страны Азии и Ближнего Востока). 28 июля 1957 — 11 августа 1957.
14 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 264. Л. 133.
15 Там же. Л. 135.
направленности этих путешествий они вышли за рамки определения туристических и сыграли важную роль в налаживании контактов между молодыми поколениями двух стран.
Первая туристическая поездка
Первые поездки в Индию осуществлялись с 1962 г., позволив советским студентам и представителям молодежи познакомиться с далекой Индией. Благодаря сотрудничеству с одной из индийских организаций — Организацией по международному культурному обмену (International Cultural Exchange Organization16) — советским туристам удалось посетить не только многие достопримечательности, но и пообщаться с политиками, видными общественными деятелями, а также познакомиться с университетским сообществом Индии.
Первая группа советской молодежи прибыла в Индию в феврале 1962 г. Поскольку предполагалось налаживание контактов в первую очередь среди молодого поколения, туристы посещали колледжи и университеты: уже в первые дни группа прибыла в один из
16 В первом отчете название организации переводилось иначе — Организация по культурным связям с зарубежными странами. В следующих отчетах принимающая организация называется «Организация по международному культурному обмену». В отчете второй туристической группы индийская организация была охарактеризована следующим образом: «Организация по международному культурному обмену — относительно молодая. Возглавляет организацию президент — м-р Реди, член парламента от штата Майсур (с 1973 г. — штат Карнатака. — Прим. авт.). В руководящий совет „Организации" входят помимо м-ра Реди еще несколько членов парламента... Штаб-квартира организации находится в столице штата Майсур — г. Бангалор. В Дели организация не имеет своего отделения, что безусловно усложняет решение некоторых организационных вопросов. Из бесед видно, что объем работы у организации не очень большой. До настоящего времени это были в основном туристические связи с Бирмой, Цейлоном, Индонезией. Контакты и обмен группами со „Спутником" были первым выходом „Организации" на европейские страны» (РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 36-37. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.).
колледжей Дели, где встретилась с учащимися и преподавательским составом17. Советских граждан встречали на очень высоком уровне, в том числе они смогли пообщаться и с ректором. В отчете о поездке довольно подробно описывалось также и устройство колледжа: подчеркивалось, что раньше там обучались только мусульмане, но позже такое ограничение было снято и образование в этом учреждении смогли получать и индусы. Благодаря посещениям подобных учебных учреждений молодые туристы могли познакомиться с будущими специалистами в области школьного образования — именно по этой специальности готовили многих студентов колледжа. Во время поездки по Дели советская молодежь пообщалась также со студентами другого колледжа (в отчете не приводятся названия учебных заведений), где
готовили специалистов по естественным и
18
гуманитарным наукам .
Действительно интересно, что в отчете о первой поездке, в отличие от последующих, много внимания уделялось именно описанию учреждений, которые посещала делегация. Подчеркивалось, что колледж на окраине Дели на 90 % финансировался правительством. В нем действовал Союз студентов, объединявший всех учащихся по интересам и подчиняющийся организации того Университета, который опекал данный колледж. Благодаря наличию подобной информации в отчете можно предположить, что первой группе советских туристов действительно было интересно познакомиться с университетской жизнью в Индии и особенностями внутреннего управления. Молодежь задавала вопросы о
19
деятельности колледжа и жизни студентов . Любопытно, что еще во время первой поездки туристам уже пришлось столкнуться с каверзными вопросами, которые им задавали представители принимающей стороны: «Критикуют ли газеты (особенно молодежные) в
17 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 53. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
18 Там же.
19 Там же. Л. 54.
СССР свое правительство?», «Почему Советское правительство заранее не публикует сообщения о проведении испытания ядерного оружия?»20.
Наряду со встречами со студентами советские туристы также общались с представителями различных молодежных организаций, среди которых, например, «Дериган юс ли»21, которая не являлась политической организацией и занималась лишь культурными вопросами, организовывала концерты, диспуты, устраивала встречи молодежи с послами, министрами и т. д. В целом индийская сторона часто подчеркивала, что молодежное сотрудничество с СССР носит именно культурный, а не политический характер.
Советская молодежь побывала в Бомбее (ныне Мумбаи), а также в Карнатаки, Мадрасе и Агре. В Бангалоре группа смогла посетить один из старейших юридических колледжей города22. Прием был организован Национальным обществом памяти Валлабхаи Пателя Бангалора (Vallabhai Patel Memorial National Society Bangalore), где с речью выступил бывший мэр города, член данного общества г-н Ханумантхаия (Hanumanthaiah)23.
В Агре советская группа смогла посетить прием, организованный Обществом по организации переписки с зарубежными друзья-ми24. Руководитель группы в отчете отметил (орфография и пунктуация автора сохранена): «Я пригласил группу индийской молодежи посетить Советский Союз и высказал наше пожелание побольше организовать иностранным молодежным группам встреч
20 Там же. Л. 53.
21 В статье используется название, данное в отчете руководителя первой группы.
22 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 59. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
23 Скорее всего, в отчете речь шла именно об этом мэре. См.: Bengaluru Mayors List // Open City. Urban Data Portal. URL: https://data.opencity.in/dataset/ bengaluru-mayors-list/resource/bengaluru-mayors-list (accessed: 19.11.2023).
24 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 60. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
с молодежными организациями Индии... Я также говорил о том, что КМО СССР (Комитет молодежных организаций. — Прим. авт.), Бюро международного молодежного туризма „Спутник" делает все возможное для расширения обмена туристами с другими странами, особенно с молодежью Индийской Республики. В то же время выражаем свою надежду, что Индийская сторона будет активизировать свои усилия. Для этого, прежде всего, следует поощрять деятельность „Организации по культурным связям с зарубежными странами", возглавляемой г-ном Рамом»25.
После поездки руководитель группы подчеркнул, что в Индии население все еще было мало знакомо с Советским Союзом, поэтому подобный культурный обмен между государствами очень полезен и необходимо увеличивать количество туристических групп, отправляющихся в страну. Несмотря на дальнейшие попытки реализовать этот замысел, в последующие годы в Индию по-прежнему организовывали лишь одну поездку в год.
Первая встреча ознаменовала новый этап налаживания связей между молодежью и, в первую очередь, студентами. Хотя группа и посещала многие туристические места, организаторы стремились провести встречи с представителями студенчества и преподавательского состава колледжей и университетов, позволить молодым поколениям поговорить на актуальные темы, рассказать о своем опыте обучения и участия в общественной деятельности. Благодаря этой и дальнейшим поездкам советская молодежь смогла принять участие в распространении знаний и информации о СССР, внести вклад в создание благоприятного образа как своих народов, так и страны в целом.
Вторая туристическая поездка
Вторая и третья поездки советских туристических групп пришлись на период интенсификации пограничного конфликта между Индией и Китаем26. Недовольство ситуацией
25 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 61.
26 Подробнее о конфликте см.: (Garver, 2002; The
Sino-Indian War of 1962., 2019; Stein, 1967).
и напряженная атмосфера привели к изменениям в тематике обсуждений во время посещения учебных заведений туристами. В связи с этим на советскую молодежь легла непростая задача компетентно и непредвзято отвечать на вопросы индийской стороны, о чем не раз писали руководители групп.
Вторая поездка состоялась в январе-феврале 1963 г. Группа состояла лишь из 14 человек и двигалась по маршруту, похожему на маршрут первой делегации: Дели — Агра — Мадрас — Бангалор — Майсур — Бомбей — Дели27. Несмотря на малочисленность группы, в ней были представлены молодые люди, относящиеся к различным категориям советской молодежи и проживающие в разных географических зонах СССР. Как и в предыдущем году, вторую группу принимал директор-исполнитель Организации по культурным связям с зарубежными странами г-н Рам. Интересно отметить, что в отчете о второй поездке упоминалось об особенном статусе туристических групп, приезжающих в том числе и из Советского Союза: «Правительство Индии крайне неблагожелательно относится к туристическому обмену. Особенно не поощряется выезд индийских туристических групп в другие страны, поскольку это связано с выводом валюты. В связи с этим „Организация" (хотя ее взаимоотношения с Бюро международного молодежного туризма „Спутник" строятся на безвалютной основе) всю свою деятельность (по существу, туристическую) проводят под маркой „культурного обмена". Это накладывает особый отпечаток на пребывание наших туристических групп в Индии. Наша группа принималась как „культурная делегация", и работавшие с нами представители „Организации" везде подчеркивали это, особенно при встречах с правительственными чиновниками 28
и журналистами» .
Подобное отношение к советским туристам позволило группе в первую очередь познакомиться с внутренней ситуацией в
27 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 35. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
28 Там же.
стране, встретиться с влиятельными политическими деятелями и представителями различных профессий. Таким образом, молодежный туризм вышел за рамки лишь полезного времяпровождения среди культурных достопримечательностей и предоставил возможность студентам и молодым специалистам узнать больше о жизни в Индии. Руководитель группы отмечал, что в ряде пунктов (особенно в Дели, Бангалоре и Бомбее) большую часть времени они встречались с правительственными чиновниками, различными обществами, журналистами, молодежными организациями, со студентами и учащимися колледжей, в то время как мероприятия чисто туристического характера отходили
29 п
на второй план . В отчете подчеркивалось, что «это безусловно увеличивало возможность контактов с населением, возможность пропаганды идей социализма, ознакомления индийской молодежи с жизнью нашей страны, нашего народа»30. Интересно, что по линии «Интуриста» таких возможностей часто не было.
В связи с большим опытом работы с индийцами во время второй поездки руководитель выдвигал вполне обоснованное предложение о необходимости более тщательного подхода к отбору молодежных представителей. Поскольку организовывались многочисленные встречи официального характера, пресс-конференции, беседы с молодежью, сессии ответов на вопросы прямо из президиума перед большой аудиторией, следовало в каждой группе иметь одного-двух опытных журналистов и двух-трех подготовленных студентов31. Это было во многом связано с тем, что подавляющее большинство встреч с молодежью — встречи со студентами и учащимися колледжей. В этой связи туристическую группу вполне можно было рассматривать как культурную делегацию. К примеру, благодаря личным связям индийской организации вторую группу также встречали высокопоставленные лица: «Были устроены встречи с членом парламента, экс-министром
29 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 35.
30 Там же.
31 Там же.
обороны — г-ном Кришна Меноном, министром здравоохранения штата Майсур — д-ром Олвером, премьер-министром штата Бомбей — г-ном Канавера32, губернатором штата Бомбей — Виджай Лакшми Пандит (г-жой Неру) и др. правительственными чиновниками, Президентом Всеиндийского общества индо-советской дружбы и вице-президентом того же общества»33.
Помимо осмотра туристических достопримечательностей и встреч с официальными лицами советская молодежь пообщалась со студентами Делийского и Бомбейского университетов, учащимися технического колледжа в Бангалоре и журналистского колледжа в Бомбее, с группой бангалорской молодежи, изучающей русский язык в обществе им. Па-тиалы (общество по изучению иностранных языков), а также с журналистами34. Помимо этого организовывались митинги и приемы: в Дели — принимающей организацией, в Бангалоре — местным отделением общества индо-советской дружбы и местным отделением Организации по культурным связям с зарубежными странами, в Бомбее — местным отделением общества индо-советской дружбы, комитетом по организации встречи делегации и советом студенческих организаций г. Бомбея35.
На встречах со студентами советской группе задавали вопросы, касающиеся оценки международного положения и внутриполитической жизни в Советском Союзе. Как и в предыдущую поездку, туристам приходилось давать ответы на непростые вопросы, в том числе связанные и с отношениями Индии и Китая: «Как лично вы оцениваете позицию Китая в индо-китайском конфликте?.. Почему вы не имеете права критиковать свое правительство?.. Почему в СССР запрещен
32 Вероятно, имеется в виду Маротрао Шамбшио Каннамвар, который был главным министром штата Махараштра в 1962-1963 гг.
33 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 37. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
34 Там же. Л. 38.
35 Там же.
туризм?»36. Подобные вопросы требовали от группы высокого уровня осведомленности и ответственности, поскольку затрагивали трехсторонние отношения между странами. Будучи не просто туристами, а, по сути, культурными представителями своей страны, советские молодые люди и студенты должны были хорошо подготовиться к дискуссиям и провокационным вопросам со стороны индийских студентов и журналистов.
По результатам бесед с индийской стороной руководитель советской группы, так же как и участники первой группы туристов, сделал вывод, что индийцы мало знают о Советском Союзе: в отчете сообщается, что индийцы имеют мало возможностей посмотреть советский фильм или прочитать книги37. При этом в каждом городе туристы видели Информцентры США и Великобритании. Это, в свою очередь, демонстрировало высокий уровень заинтересованности этих стран в продвижении своего позитивного образа в Индии. Это притом, что в годы холодной войны велась активная борьба за умы и сердца людей по всему миру (Pedersen & Noack, 2019, p. 1). Однако тогда Советский Союз только начинал работать в направлении налаживания культурного и научного сотрудничества с Республикой Индия, поэтому неудивительно, что многие представители принимающей стороны не были осведомлены о жизни в СССР.
Следует отметить, что, согласно отчету, в то время советские туристы сталкивались с негативным отношением к себе со стороны
38
правых групп , но в целом к ним относились «очень тепло и дружелюбно»39, несмотря на сложное внутриполитическое положение в Индии, связанное с законом о чрезвычайном
36 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 38.
37 Там же. Л. 39.
38 Подробнее о политике и идеологии правых организаций в Индии см.: (Andersen & Damle, 1987; Sagar, 2019, рр. 229-253; Лунев, 2017, с. 37).
39 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 39. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
положении. Индийцы также были удовлетво-рены40 позицией СССР в индокитайском конфликте41. При этом поддержка Индии советским правительством стала одним из факторов эскалации напряженности между Советским Союзом и Китаем в 1960-е гг.
Сложная внутриполитическая ситуация, пограничный конфликт и недовольство некоторых правых групп советской стороной хотя и осложняли поездку советской молодежи в Индию, но в то же время позволили лучше познакомиться с текущей ситуацией в стране, а не только насладиться красотой индийской культуры.
Третья туристическая поездка
Следующая поездка состоялась в 1964 г. В ней приняли участие представители молодежи РСФСР (в том числе из Ленинграда), Украинской, Узбекской, Азербайджанской и Грузинской ССР42. Группу принимали вице-президент Индии Закир Хусейн, заместитель министра иностранных дел Динеш Сингх, губернаторы штатов Махараштра и Раджастхан. Согласно отчету руководителя группы, они высоко отозвались о миролюбивой политике советского правительства, приветствовали позицию СССР по кашмирскому вопро-су43. Туристы снова смогли посетить различные учебные заведения страны: Бомбейский
40 В отчете в качестве «исключения» приводится краткое содержание выступления министра здравоохранения штата Майсур д-ра Олвера на митинге с Бангалорским отделением общества индо-советской дружбы: «... Посвятил свою речь не столько задачам укрепления индо-советской дружбы, сколько. намекам, что "СССР мог бы не на словах, а на деле доказать свое дружеское отношение к Индии, не задерживая поставку обещанных МИГов"» (РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 39. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 19621964 гг.).
41 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 160. Л. 39. Отчеты руководителей групп советских туристов о поездке в Бельгию, Голландию, Индию, Марокко, Нидерланды, Швейцарию. 1962-1964 гг.
42 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 202. Л. 1. Отчеты руководителей групп о поездке советской молодежи в Индию и на Кипр. 1964 г.
43 Там же.
и Делийский университеты, а также педагогический колледж и женскую среднюю школу в Джайпуре44.
Руководитель группы позитивно оценил поездку молодежи в Индию: «Национальный состав, широкое географическое представительство, профессии членов группы неизменно вызывали повышенный интерес у индийцев, способствовали большому количеству вопросов о различных сторонах жизни советских людей. Повсюду задавались вопросы о возможностях развития национальных языков, культуры, Конституционном устройстве союзных республик, перспективах экономического развития в нашей стране. Вот, например, часть вопросов, заданных на встрече в Бомбейском университете: о работе университета им. П. Лумумбы, о свободе религии, развитии современного искусства, как сочетают студенты общественные нагрузки с учебой»45. В свою очередь, члены группы активно рассказывали об успехах коммунистического строительства в СССР, о международной политике своей страны, советской помощи в развитии экономики Индии. Также они смогли встретиться с индийцами, работавшими на Бхилайском металлургическом комбинате и других предприятиях, строящихся с помощью Советского Союза46. Рабочие делились своими впечатлениями о советских специалистах, совместном отдыхе и труде.
Индийская сторона также интересовалась у членов группы их работой, общественной деятельностью, культурным досугом молодежи, а также спрашивала, с какими трудностями сталкиваются выпускники учебных заведений в СССР. Третья советская группа туристов также не могла избежать вопросов, связанных с китайско-индийским конфликтом. В отчете о поездке приводится наиболее частый вопрос: «Как относятся советские люди к агрессивной позиции Китая в пограничном индо-китайском споре?»47. В ходе
44 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 202. Л. 1.
45 Там же. Л. 2.
46 Подробнее о помощи Советского Союза см.: (РгаЛап, 2019; Е^егшап, 2018).
47 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 202. Л. 3. Отчеты ру-
ководителей групп о поездке советской молодежи в
Индию и на Кипр. 1964 г.
визита советские туристы смогли ознакомиться с многочисленными плакатами, брошюрами, журналами, которые вели пропаганду по укреплению обороноспособности страны.
При этом, как и в отчете предыдущей туристической группы, отмечалось, что в стране имеется много информационных центров Великобритании и США, в больших объемах
48
печатается и продается западная литература . Отдельно обращалось внимание на усиление пропаганды по вопросам достижений в освоении космоса. В качестве примера ограниченности информированности о Советском Союзе даже среди студентов Индии приводится информация о том, что в библиотеке сельскохозяйственного колледжа в Аари (предместье Бомбея) единственной книгой о СССР была изданная в Соединенных Штатах книга «Россия», при этом доминируют американские специальные и общественно-
49
политические журналы .
В отличие от Советского Союза западные страны имели больше возможностей продвигать свои идеи и устанавливать более прочные культурные и научные связи с Индией. Благодаря отчетам руководителей групп можно сделать следующий вывод: советская сторона признавала тот факт, что культурное влияние страны на Индию было еще слишком малым, что приводило к неосведомленности общей массы индийского населения о жизни в СССР и его политике.
У советской молодежи вызвала интерес также тематика диссертационных работ аспирантов Бомбейского университета, которые работали в области общественных наук. Так, в качестве примеров приводятся следующие темы: изучение различия конституций СССР и США, история развития политики от Ж.-Ж. Руссо до К. Маркса, механизм государственного управления, пути быстрейшего построения социализма в Индии без революции, ликвидация каст, влияние промышленного развития на развитие индийского общества и др.50 Тематики диссертаций позволяют понять, что в индийской академической среде
48 Там же. Л. 6.
49 Там же. Л. 7.
50 Там же. Л. 8.
уделялось внимание не только внутренним проблемам Индии, но и вопросам, так или иначе связанным с социализмом и Советским Союзом.
Руководитель третьей группы, как и его предшественники, также подчеркнул важность подбора участников делегации, необходимость их политической подготовки и постановки задач перед группой51. Благодаря информации о дискуссиях в учебных заведениях и на различных встречах становится очевидно, что делегации действительно столкнулись с непростой задачей придерживаться дипломатической линии СССР в своих ответах на вопросы, обдумывать свои слова и с пониманием относиться ко многим культурным особенностям посещаемой страны. Поскольку молодежные группы воспринимались не как туристы, а как культурные делегации, это накладывало на них дополнительные обязательства и требовало осведомленности об общей ситуации мире, о посещаемой стране и внешней политике собственного государства. В рассматриваемых отчетах также подчеркивалась важность знания английского языка для советской молодежи,
51 РГАСПИ. Ф. М-5. Оп. 1. Д. 202. Л. 9.
отправляющейся в Индию, а также всегда положительно отмечались члены группы, которые знали хинди и урду.
Заключение
Период хрущевской «оттепели» заложил основы отношений между СССР и Индией. Тогда же стало уделяться внимание и налаживанию контактов между студентами и молодежью различных стран. Сегодня, в XXI в., первый опыт работы «Спутника» также может пригодиться, поскольку Республика Индия становится одним из важных и приоритетных партнеров для Российской Федерации. Как когда-то перед первыми советскими молодежными делегациями, сейчас перед студентами нашей страны также стоит важная задача налаживать академические и культурные связи с Индией. В последние годы растет внимание к студенческим стажировкам и поездкам на конференции, а это, в свою очередь, требует от молодежи современной России дополнительной подготовки. Именно благодаря дискуссиям с индийскими студентами, встречам со своими коллегами они могут внести вклад в налаживание отношений между двумя странами, а также повысить престиж России в глазах индийцев.
Поступила в редакцию / Received: 28.08.2023 Доработана после рецензирования / Revised: 09.12.2023
Принята к публикации / Accepted: 27.12.2023
Библиографический список
Аманжолова Д. А., Машкова А. М. Молодежный туризм в СССР в годы «холодной войны»: исторический
опыт «мягкой силы» // Человеческий капитал. 2016. № 4 (88). С. 111-113. ЕБ№ VUYYOB Герасимова О. Г. К вопросу об участии Московского университета в подготовке и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2005. № 1. С. 35-64. ЕБ№ О^ШБ Горлов В. Н. Фестиваль молодежи в 1957 г. изменил СССР: первый прорыв «железного занавеса» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 1. С. 87-97. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2021-1-87-97 Загородникова Т. Н., Кашин В. П., Шаумян Т. Л. Россия — Индия: от диалога к сотрудничеству и партнерству. Очерки российско-индийских отношений в XX — начале XXI в. Москва : ИВ РАН, 2020. Лунев С. И. Советско-индийские отношения (1955-1971 гг.): рождение дружбы // Вестник
МГИМО-Университета. 2017. № 2 (53). С. 24-51. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-2-53-24-51 Можаева Л. А. Всемирные фестивали молодежи и студентов как фактор общественной дипломатии в борьбе за укрепление мира // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2015. № 13. С. 145-159. ЕБ№ WMPEHJ Путрик Ю. С. Туристическое бюро «Спутник»: роль в развитии международных молодежных обменов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 6. С. 72-79. http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2018.6.7
Соколова Ю. И. Советско-индийский культурный обмен в 1954-1960 гг. на примере эстрады // Вестник Брянского государственного университета. 2022. № 2 (52). С. 132-139. http://doi.org/10.22281/2413-9912-2022-06-02-132-139
Цветков Э. Г. К 60-летию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г.: подготовка к фестивалю и новые сведения о делегатах из Африки // Африканский сборник-2017 / отв. ред. А. Ю. Желтов. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2017. С. 108-119. Andersen W. K., Damle Sh. D. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsevak Sangh and Hindu
Revivalism. New York : Avalon Publishing, 1987. Burns P. Tourism in Russia: Background and Structure // Tourism Management. 1998. Vol. 19, iss. 6. P. 555-565.
https://doi.org/10.1016/S0261-5177(98)00060-0 Engerman D. C. The Price of Aid: The Economic Cold War in India. Cambridge, Massachusetts : Harvard
University Press, 2018. https://doi.org/10.2307/j.ctv24w64d1 Garver J. W. Protracted Contest: Sino-Indian Rivalry in the Twentieth Century. Seattle : University of Washington Press, 2002.
Koivunen P. Friends, "Potential Friends," and Enemies: Reimagining Soviet Relations to the First, Second, and Third Worlds at the Moscow 1957 Youth Festival // Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World / ed. by P. Babiracki, A. Jersild. Cham : Palgrave Macmillan, 2016. P. 219-247. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32570-5_9 Mastny V. The Soviet Union's Partnership with India // Journal of Cold War Studies. 2010. Vol. 12, iss. 3. P. 50-90.
https://doi.org/10.1162/JCWS_a_00006 Orlov I. The Soviet Union Outgoing Tourism in 1955-1985: Volume, Geography, Organizational Forms // National Research University Higher School of Economics. Basic Research Program. Working Papers. Series: Humanities. 2014. P. 1-31. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/tgd3ph8i6q/121743403.pdf (accessed: 15.11.2023).
Pedersen S. B., Noack C. Crossing the Iron Curtain: An Introduction // Tourism and Travel during the Cold War. Negotiating Tourist Experiences Across the Iron Curtain / ed. by S. B. Pedersen, C. Noack. London : Routledge, 2019. P. 1-21. https://doi.org/10.4324/9780429201127 Pradhan M. Role of Soviet Union in India's Industrialization: A Comparative Assessment with the West //
International Journal of Research and Analytical Reviews. 2019. Vol. 6, iss. 1. P. 243-248. Sagar R. Hindu Nationalists and the Cold War // India and the Cold War / ed. by M. Bhagavan. Chapel Hill : University of North Carolina Press, 2019. P. 229-254. https://doi.org/10.5149/northcarolina/ 9781469651163.003.0011
Shkarubo S. N. The Development of Tourism in the USSR in 1960-1990 // Bulletin Social-Economic and
Humanitarian Research. 2022. No. 16 (18). P. 18-25. https://doi.org/10.52270/26585561_2022_16_18_18 Stein A. India and the USSR: The Post-Nehru Period // Asian Survey. 1967. Vol. 7, no. 3. P. 165-175.
https://doi.org/10.2307/2642235 Thakur R. India and the Soviet Union: Conjunctions and Disjunctions of Interests // Asian Survey. 1991. Vol. 31,
no. 9. P. 826-846. https://doi.org/10.2307/2645298 The Sino-Indian War of 1962. New Perspectives / ed. by A. R. D. Gupta, L. M. Lüthi. London : Routledge India, 2019.
Wishon J. Peace and Progress: Building Indo-Soviet Friendship // Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World / ed. by P. Babiracki, A. Jersild. Cham Palgrave Macmillan, 2016. P. 251-272. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32570-5_10
Сведения об авторах:
Старикова Мария Николаевна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов; старший преподаватель кафедры индоиранских и африканских языков, МГИМО МИД России; eLibrary SPIN-код: 7438-0960; ORCID: 0000-0002-2704-2425; e-mail: [email protected]
Курылев Константин Петрович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов; eLibrary SPIN-код: 3131-8642; ORCID: 0000-0003-3075-915X; e-mail: [email protected]
Черешнева Лариса Александровна — доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского; ведущий научный сотрудник кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов; eLibrary SPIN-код: 6101-7447; ORCID: 0000-0002-1491-4968; e-mail: [email protected]