Научная статья на тему 'Сотрудничество между Россией и странами Западной Африки'

Сотрудничество между Россией и странами Западной Африки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
960
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество между Россией и странами Западной Африки»

Жонас С. Агидиссу

аспирант кафедры «М-ировая экономика и МВКО»

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

-развивая экономическое и тех' ническое сотрудничество со странами Западной Африки, правительство СССР учитывало ряд присущих им специфических особенностей. Эти особенности были обусловлены заметным отставанием в экономическом и социальном развитии, а также финансовыми трудностями, связанными с неразвитостью экономики. Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве были заключены со многими африканскими государствами после завоевания ими политической независимости.

Большинство стран не имели достаточно мощных строительных организаций, способных выполнять работы по сооружению объектов, предусмотренных в соглашениях об экономическом сотрудничестве с СССР. По просьбе правительств Гвинеи и Мали там были созданы советские строительные организации, возводившие объекты фактически «под ключ». Поскольку большинство стран не располагали необходимыми кадрами опытных инженерно-технических и административных работников, после

завершения строительства промышленных предприятий советские специалисты оказывали содействие не только в обеспечении технологических процессов производства, но и в организации и налаживании работы предприятия в целом. При их активной помощи подготавливались национальные кадры, с тем чтобы со временем они могли сами обеспечивать нормальную эксплуатацию промышленных предприятий и других объектов.

По состоянию на конец 1973 г. с помощью Советского Союза в странах исследуемого региона возводилось около 25 объектов, в том числе промышленных и энергетических, геологоразведочных, сельскохозяйственных, а также в области транспорта и связи, в сфере образования, культуры и здравоохранения. Сотрудничество охватывало основные отрасли национальной экономики стран, но профилирующим направлением являлась сфера материального производства. На строительство промышленных и энергетических объектов предназначалось примерно 50% общей суммы предоставленных кредитов, геолого-

разведочных — 12%, сельскохозяйственных — 11%, транспорта и связи — 6%. Остальные средства расходовались на нужды просвещения, культуры, здравоохранения и др. Такая политика помогала ряду государств Западной Африки создавать базу для развития национальной экономики.

В начале 1990-х годов в экономическом и научно-техническом сотрудничестве произошли резкие изменения, вызванные в первую очередь распадом Советского Союза, что привело к дезинтеграции сложившихся в течение десятилетий советско-африканских внешнеэкономических связей...

В первые годы руководство Российской Федерации придерживалось приоритетного курса на развитие сотрудничества прежде всего с США, странами ЕС и Японией и недооценивало значения активных контактов с другими государствами. В странах Западной Африки заметно сократилась численность российских посольств и были практически ликвидированы торговые и другие представительства РФ.

Такая политика привела к радикальному снижению объемов российско-западноафриканского торгово-экономического сотрудничества, а в отдельных случаях к его полному прекращению. При этом и прежде ограниченный круг основных торговых партнеров еще более сократился. Из наиболее крупных остались страны Северной Африки, а среди

стран Западной Африки — Гвинея и Нигерия.

Во второй половине 90-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидно, что ориентация на экономическое и техническое сотрудничество преимущественно с западными странами не принесла желаемых результатов, и российским внешнеэкономическим организациям пришлось восстанавливать ранее утраченные позиции в странах «третьего мира», включая государства Западной Африки. Однако образовавшийся в свое время вакуум попытались в ходе острой конкуренции заполнить ведущие западные государства и Китай. Им удалось многого достичь в этом направлении, и Западная Африка продолжает оставаться в зоне их интересов.

Между тем Западная Африка, на территории которой находится 15 государств с населением около 250 млн. человек, представляет для России несомненный интерес с точки зрения расширения внешнеэкономических связей. На долю региона приходится до 36% ВВП и до 43% внешнеторгового оборота Западной Африки, значительная часть запасов некоторых видов минерального сырья, в том числе нефти — 48%, марганца — 40%, бокситов более 90%.

Западная Африка представляет собой крупную сырьевую базу. За счет ее поставок страны ЕС обеспечивают существенную долю своих потребностей в минеральном сырье и топливе. Российский рынок также не

может обойтись без такой продукции стран Африки, как стратегическое сырье — ниобий, тантал, марганец, кобальт, бокситы, а также некоторых видов сельскохозяйственной продукции — какао-бобы, кофе, пальмовое и арахисовое масло, ваниль, гвоздика, тропические и субтропические фрукты, а кроме того древесина ценных тропических пород, каучук. Вместе с тем в недалеком будущем Западная Африка, скорее всего, будет не только выступать в качестве мирового поставщика сырьевых ресурсов, но и представлять постоянно растущий рынок сбыта промышленной продукции для индустриально развитых государств.

Россия и регион Западной Африки обладают большими потенциальными возможностями для развития деловых связей на взаимовыгодной основе. Однако в настоящее время экономическое сотрудничество России со странами Западной Африки переживает период спада в связи с переходом к новым формам, взаимовыгодным контактам на коммерческой основе и прекращением поставок товаров на кредитной основе.

Поступательное развитие двустороннего сотрудничества России с государствами Западной Африки сопряжено с немалыми объективными трудностями, обусловленными, как и прежде, незнанием экономических реалий этих стран, а также географической удаленностью партнеров и, соответственно, высокой транспортной составляющей в цене товаров.

Увеличению объемов товарооборота между Россией и странами Западной Африки препятствуют монокультурность их экономики и широкое привлечение посредников к осуществлению коммерческих сделок, слабое изучение конъюнктуры рынка стран региона, недостаточная реклама как российских товаров, так и возможностей для африканских бизнесменов в РФ.

Что касается российских предпринимателей, то они не готовы вкладывать средства в проекты с неясной перспективой получения прибыли в будущем, к тому же они плохо знакомы с местной спецификой. Между тем в условиях Западной Африки при налаживании деловых связей весьма желательно личное присутствие и работа предпринимателей непосредственно на месте, на что они идут весьма неохотно.

Определенным препятствием на пути развития двустороннего экономического сотрудничества является широко распространенная коррупция среди чиновников всех уровней — как в странах Западной Африки, так и в России.

Возможные пути развития сотрудничества России со странами Западной Африки, по нашему мнению, заключаются в следующем.

Участие российских организаций в проводимых на территории стран Западной Африки геологораз-

ведочных работах, добыче полезных ископаемых, рыболовном промысле, строительстве зернохранилищ, хладокомбинатов, подготовке кадров средней и высшей квалификации и других сферах сотрудничества, в которых накоплен определенный опыт и достигнуты положительные результаты.

Создание при участии РФ малых и средних совместных предприятий по производству удобрений, изготовлению сельскохозяйственных орудий для развития малой механизации, строительных материалов, стеклянных и пластмассовых изделий из местного сырья, а также по переработке продуктов тропического земледелия для поставок в Россию и другие страны СНГ — производство растворимого кофе, детского питания, соков и консервов из апельсинов, грейпфрутов, ананасов, манго, папайи и других тропических и субтропических фруктов, а также крахмала и иной продукции из кассавы (растения и кустарники, содержащие млечный сок).

Перспективно участие российских организаций в ирригационных работах. Многие страны исследуемого региона испытывают потребность в расширении площадей орошаемого земледелия, существует также необходимость в строительстве больших и малых ирригационных сооружений.

Сотрудничество в сфере нефтегазовой промышленности. Российские организации могли бы оказать содействие в освоении новых месторождений нефти и газа, стро-

ительстве тепло- и электростанций, работающих на природном газе, а также в сооружении нефте- и газопроводов. Следует особо отметить, что российские специалисты приобрели положительный опыт строительства последних в условиях субтропиков. Так, на рубеже 70-80-х годов в Нигерии в сжатые сроки и на высоком техническом уровне в трудных климатических условиях (трасса проходила в болотистой местности вдоль побережья Гвинейского залива) были построены две системы нефтепро-дуктопроводов протяженностью более 900 км, с пятью насосными станциями общей производительностью 11,2 млн. т нефтепродуктов в год.

Совместные исследования в использовании солнечной и тепловой энергии. Как отметил генеральный директор компании «Союзкарта-Имиекс», новые российские технологии, особенно в космической области, предоставляют возможность решать многие проблемы не только в России, но и в других странах — в частности, проблемы экологии,создания и обновления топографических карт, геологии поиска воды, нефти и газа.

Создание совместных торгово-закупочных фирм, а также учреждение совместного банка или финансовой компании...

Несмотря на переживаемые обеими сторонами трудности как финансово-экономического, так и политического характера, двустороннее торгово-экономическое сотрудниче-

ство начинает восстанавливаться в различных сферах на взаимовыгодной основе и главным образом за счет расширения частного бизнеса.

Технико-экономическое сотрудничество в различных формах приобретает стабильный характер. В 2001 г. сделан первый шаг в налаживании межбанковских контактов. Российский межрегиональный АКБ «Форте-Банк» и нигерийский «Холл-марк бэнк» установили прямые партнерские отношения, что позволяет осуществлять комплексное обслуживание, включая все виды финансирования экспортно-импортных операций российских товаропроизводителей, обеспечивать гарантирование торговых сделок.

С 1996 г. возобновлено предоставление государственных стипендий гражданам стран Западной Африки для обучения в российских вузах.

Заметно активизировались за последнее время обмен высокопоставленными представителями властных структур и деловых кругов, организация торгово-промышленных выставок, проведение «круглых столов» российскими и африканскими предпринимателями.

Предприятия Уральского и других регионов России для координации усилий по продвижению своих товаров и услуг в страны Азии, Африки и Ближнего Востока создали компанию «Уралимпекс». В 2000 г. была организована поездка послов ряда африканских стран в Челябинск, где они

могли на месте ознакомиться с возможностями российской промышленности. Дипломаты выразили заинтересованность своих стран в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Уральским регионом.

Крупным российским торговопромышленным объединениям было бы целесообразно устанавливать связи с африканскими региональными интеграционными структурами, в частности с экономическим сообществом стран Западной Африки ЭКОВАС, в которое входит 16 государств. В ЭКОВАС реализуются программы либерализации торговли, таможенных процедур, создания свободной торговой зоны, развития региональной инфраструктуры.

Как отмечали многие участники бизнес-форума «Российские предприниматели в Африке», состоявшегося в конце марта 2002 г. в Институте Африки РАН, интересам России отвечает дальнейшее расширение политических, торгово-экономических, научно-технических, культурных и других связей с африканскими странами, включая и государства Западной Африки. При этом избыток рабочей силы в ряде стран в сочетании с богатыми природными ресурсами обеспечивают одну из самых высоких в мире норм прибыли при осуществлении постоянного товарообмена и долгосрочного экономического сотрудничества.

В настоящее время требуется восстановление и наращивание меж-

государственных контактов, в том числе на высшем уровне, укрепление механизмов двусторонних консультаций. Остро ощущается необходимость обновления и совершенствования договорно-правовой базы торгово-экономического и технического сотрудничества РФ со странами Западной Африки и перехода к практическим делам, а также активизации деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Важным направлением развития деловых контактов со странами Западной Африки является взаимодействие в вопросах стимулирования и защиты капиталовложений.

Имеются определенные сдвиги в восстановлении и расширении технико-экономических связей России со странами Западной Африки. Все более активно проявляют себя в исследуемом регионе местные предпринимательские структуры.

Хорошие перспективы всесторонних связей открылись после официальных визитов в 2001 г. в РФ президентов Нигерии и Гвинеи. В результате их встреч и бесед с президентом В.В. Путиным и другими высокопоставленными представителями российских государственных структур и деловых кругов достигнут ряд важных соглашений. Россия и Нигерия договорились в течение ближайших пяти лет увеличить товарооборот. Кроме того, Россия готова принять участие в осуществлении запуска не-

скольких космических аппаратов в интересах Нигерии для контроля над окружающей средой и зондирования околоземного пространства.

В ходе переговоров глав государств были намечены конкретные шаги по расширению взаимодействия в области добычи и переработки бокситов, дорожного строительства, геологоразведки, авиаперевозок. Также была достигнута договоренность о передаче «Русскому алюминию» в концессию сроком на 25 лет ряда месторождений бокситов Диан-Диан.

Сотрудничество с Гвинеей в последние годы приобрело устойчивый взаимовыгодный характер. В горнодобывающей промышленности Гвинеи действует несколько компаний с участием российского капитала. Они созданы с целью проведения геологоразведочных работ и добычи золота, алмазов и бокситов. Среди них российская компания “Геопроект”. Она проводит работы по уточнению запасов бокситов на месторождении Диан-Диан по контракту с “Русским алюминием”, открывшим в середине 2000 г. свое представительство в Гвинее, поскольку предполагается масштабное сотрудничество по добыче алюминиевого сырья для российской промышленности. Объемы поставок бокситов с ныне действующего бокситодобывающего комплекса, построенного еще при содействии СССР, оцениваются примерно в 700 тыс. т.

"к "к

Встречи на высшем уровне, несомненно, способствуют не только восстановлению, но и дальнейшему расширению всестороннего сотрудничества России со странами Западной Африки. Но темпы развития и характер российско-африканских экономических отношений во многом будут определяться темпами возрождения российской экономики.

Инициатива налаживания сотрудничества с западноафриканскими странами в сырьевой области принадлежит ныне преимущественно частнопредпринимательскому капиталу. И в обозримом будущем, видимо, именно его интересы будут определять возможные направления и конкретные сферы и формы взаимодействия с западноафриканскими партнерами. Нужно учесть и то, что 80% кадров во многих отраслях этих стран учились в советских вузах, что могло бы способствовать процессу развития совместных предприятий. Эти специ-

ЛИТЕРАТУРА

алисты в настоящее время во многих странах Западной Африки занимают ведущие посты в области бизнеса и политики. Поэтому российским бизнесменам всегда можно найти с ними общий язык в различных сферах предпринимательской деятельности.

Однако думается, что действия российского бизнеса могли бы быть более успешными, если бы предприниматели руководствовались не только коммерческими интересами, но и долгосрочной государственной внешнеэкономической стратегией, определяющей цели и приоритеты во взаимоотношениях с западноафриканскими государствами. Кроме того, важно, чтобы бизнес-структуры ощущали твердую волю высшего руководства России, направленную на последовательное осуществление принятой стратегии, а также опирались на конкретные механизмы, способствующие реализации стратегического курса.

Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.

Лопатов В.В. Сотрудничество в сырьевой области — перспективное направление расширения российско-африканского взаимодействия // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 9.

Паньков В. Россия и Организация экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР) // МЭиМО. 2005. № 3.

Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие // МЭиМО.

2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.