Молодцова А. Б., Пронякина Е. Д.
Сотрудничество между Латинской Америкой и АТР по линии Юг-Юг как новое измерение международных отношений
Молодцова Анна Борисовна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Преподаватель кафедры иностранных языков факультета международных отношений annie_mo@mail .ru
Пронякина Елизавета Дмитриевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры международных процессов евразийского региона Кандидат политических наук eventyr23@gmail.com
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются тенденции к интенсификации сотрудничества стран по линии Юг-Юг, анализируются особенности межрегионального взаимодействия между Латинской Америкой и АТР, а также причины и цели наращивания сотрудничества между этими регионами. На примере взаимодействия между ЛА и АТР выявляются основные цели активизации сотрудничества Юг-Юг в современном мире.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
сотрудничество Юг-Юг, Латинская Америка, АТР, межрегиональное сотрудничество, многополярный мир
Molodtcova A. B., Proniakina E. D.
Cooperation between Latin America and Asia-Pacific Region in the Framework of South-South Cooperation as a New Dimension of International Relations
Molodtcova Anna Borisovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Lecturer of the Chair of foreign languages
Department of international relations
annie_mo@mail .ru
< >
о О
Proniakina Elizaveta Dmitrievna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Docent of the Chair of international Processes of the Eurasian region
Department of international relations
PhD in Political Science
eventyr23@gmail.com
ABSTRACT
This article deals with analysis of South-South cooperation in a view of its intensification in recent times. The author focuses on the processes of interregional cooperation between the two emerging regions, Latin America and Asia Pacific region, as well as on causes and goals of such cooperation. It helps to define the main purposes of strengthening of South-South cooperation in contemporary world.
KEYWORDS
South-South cooperation, Latin America, Asia-Pacific region, interregional cooperation, multipolar world
о Начало третьего тысячелетия характеризуется радикальными изменениями миро-^ вого экономического и политического порядка. Все еще оставаясь гегемоном на ^ международной арене, Соединенные Штаты постепенно утрачивают свой статус ЕЗ единственной сверхдержавы, и на мировую авансцену постепенно выходят акторы, ^ занимавшие доселе «периферийное» и подчиненное положение. Развивающиеся страны объединяются не только для того, чтобы совместными усилиями укрепить о свои экономики, но и более уверенно заявить о своих политических интересах о и целях. Так, например, в последнее время многими экспертами отмечается акти-< визация международного сотрудничества по линии Юг-Юг1.
На данный момент существует несколько определений понятия «сотрудничество х Юг-Юг». В самом упрощенном варианте такое сотрудничество подразумевает под 2 собой взаимодействие между двумя и более развивающимися странами в целях н- многостороннего развития посредством обмена знаниями, навыками, опытом, ре-^ сурсами и технологиями. Сотрудничество осуществляется в политической, экономист ческой, социальной, культурной, технической областях, а также в сфере защиты окружающей среды; оно может осуществляться на двусторонней, многосторонней, региональной, субрегиональной и межрегиональной основах2. Характерной особенностью сотрудничества Юг-Юг является то, что взаимодействие между странами осуществляется на равноправной основе.
Так, в Найробийском итоговом документе конференции ООН на высоком уровне по сотрудничеству Юг-Юг от 2009 г. изложен важный принцип сотрудничества Юг-Юг, согласно которому «сотрудничество Юг-Юг не следует рассматривать как официальную помощь в целях развития. Оно является партнерством между равными сторонами на основе солидарности»3. Это, безусловно, отличает сотрудничество Юг-Юг от сотрудничества Север-Юг, которое предполагает определенную степень благотворительности со стороны более развитых государств и, вместе с тем, накладывает определенные жесткие обязательства на государства-реципиенты помощи.
Кроме того, сотрудничество по линии Юг-Юг не ограничивается только финансовой помощью. Оно принимает самые разные формы и, как правило, включает в себя широкий процесс консультаций, преследующий цель повысить коллективный потенциал развивающихся стран и уровень их благосостояния4. В официальных документах подчеркивается, что сотрудничество по линии Юг-Юг никоим образом не заменяет собою сотрудничество Север-Юг, а лишь является дополнением такого сотрудничества, однако сама тенденция смещения финансовых и политических потоков с Северо-Запада на Юго-Восток воспринимается многими западными политологами и политиками как тревожный фактор.
1 В частности, в таких работах, как: South-South cooperation: a pathway to development. Partners in Population and Development: an inter-governmental organization for promoting South-South cooperation: [Электронный ресурс]. URL: http://partners-popdev.org/docs/PPD_South-South_Book.pdf (дата обращения: 30.10.2015); М. Мунир Захран, Энрике Роман-Морей, Та-данори Иномата. Сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество в системе ООН: [Электронный ресурс]. URL: https://www.unjiu.org/ru/reports-notes/Documents/JIU_REP_2011_3_ Russian.pdf (дата обращения: 30.10.2015).
2 What is South-South cooperation? United Nations office for South-South cooperation: [Электронный ресурс]. URL: http://ssc.undp.org/content/ssc/about/what_is_ssc.html (дата обращения: 05.11.2015).
3 Сотрудничество Юг-Юг в целях развития. Комитет высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг ООН: [Электронный ресурс]. URL: http://ssc.undp.org/content/dam/ssc/documents/ HLC%20Reports/Framework%20of%200perational%20Guidelines_all%20languages/SSC%2017_3R. pdf (дата обращения: 05.11.2015).
4 Положение дел в области сотрудничества Юг-Юг. Доклад Генерального секретаря. Шестьдесят седьмая сессия ГА ООН. 30 июля 2012 г.: [Электронный ресурс].URL: https://e.mail.ru/ attachment/14465019930000000987/0;1 (дата обращения: 05.11.2015).
Рост политического веса развивающихся стран является естественным и неиз- о бежным следствием увеличения их экономического потенциала. Согласно прогно- ^ зам, к 2030 г. на долю стран Юга будет приходиться почти 60% общемирового ^ ВВП1. К государствам Юга принято относить развивающиеся страны Африки, Ла- Е^ тинской Америки и Азии. Географически страны Латинской Америки причисляют ^ к «глобальному Югу», однако далеко не все государства данного региона подпадают под клише «бедный Юг». о Так, Мексика и Чили являются членами «клуба развитых стран» Организации о экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно определению ОЭСР, < Мексика и Чили являются восходящими державами. Бразилия также рассматрива- ^ ется как восходящая держава, которая вместе с Аргентиной и Мексикой входит х в й-20. В последнее время заметно возросла роль Венесуэлы на международной 2 арене. Латиноамериканский регион в целом сделал большой рывок в плане пре- н-одоления бедности: в 2000 г. процент бедного населения в Латинской Америке ^ составлял 42%, в 2012 — 25%2. °
Сегодня латиноамериканские страны стремятся участвовать в мировой экономике в качестве самостоятельных игроков; они пытаются расширить рынки сбыта, диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, найти новых торговых партнеров. Традиционный партнер латиноамериканских государств — США — постепенно утрачивает свое экономическое и политическое влияние в западном полушарии. Все чаще страны Латинской Америки обращают взоры на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)3.
Интерес латиноамериканских стран к АТР не случаен: на сегодняшний день он является наиболее динамично развивающимся экономическим регионом мира. Ввиду непростой экономической и политической ситуации, сложившейся в США и Европе, наблюдается смещение глобального экономического центра в АТР4. Так в 2014 г. на долю АТР пришлось почти 2/3 глобального экономического роста5. Здесь находятся вторая и третья по размерам экономики мира — Китай и Япония, а также быстроразвивающиеся новые индустриальные страны — Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Индонезия.
На фоне экономического спада, который переживали страны Запада в период экономического кризиса 2008-2010 гг. и после него, АТР демонстрирует высокие
1 Обзор хода осуществления Буэнос-Айресского плана действий, стратегии новых направлений сотрудничества Юг-Юг и Найробийского итогового документа Конференции Организации Объединенных Наций на высоком уровне по сотрудничеству Юг-Юг. Комитет высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг ООН: [Электронный ресурс]. URL: http://ssc.undp.org/content/ dam/ssc/documents/HLC%202012/SSC%2017%201%20(R).pdf (дата обращения: 05.11.2015).
2 Latin America and Caribbean. TheWorldBank: [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank. org/en/region/lac (дата обращения: 15.03.2015).
3 Парадоксальным является тот факт, что исследованиями такого беспрецедентного феномена, как АТР, занимаются многие ученые, но при этом вопрос точного определения его границ до сих пор остается открытым. Существует несколько точек зрения по поводу того, какие страны можно относить к АТР, но в данной статье мы будем придерживаться того определения, которое дал И. Меламед, согласно которому АТР включает в себя страны Северо-Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии и Южной части Тихого океана. См.: Меламед И. И. Россия в АТР: перспективы интеграции: монография: в 2 кн. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2011. 618 с.
4 Turzi M. Las relaciones comerciales entre América Latina y Asia Pacífico: desafios y oportunidades// Observatorio América Latina Asia Pacífico: [Электронный ресурс]. URL: http://www.aladi.org/ nsfaladi/estudios.nsf/3EC3199A9A4395B503257C94004D7C8E/$FILE/Libro_Relaciones_comerciales_ AL_AP.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
5 Regional economic outlook: Asia and Pacific. Stabilizing and outperforming other regions. April 2015. P. 1: [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/reo/2015/apd/eng/ pdf/areo0415.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
о темпы экономического роста. Так, в 2012 г. экономический рост АТР составил 7,5%
^ (для сравнения, в Латинской Америке — 3,5%). Согласно прогнозам, в 2015 г.
^ экономический рост АТР составит 5,6%, а в 2016 г. — 5,5%1, что несколько ниже
^ показателей 2012 г. ввиду неблагоприятных мировых экономических тенденций.
g Однако, даже несмотря на сложности, связанные с прогнозами относительно низких показателей роста китайской экономики в ближайшие годы, АТР в целом оста-
о ется наиболее быстроразвивающимся регионом мира. Наряду с быстрыми темпа-
m п
о ми экономического роста, возрастает и политическая значимость региона. В гео-< политическом смысле, центр тяжести решения вопросов глобального масштаба с постепенно смещается с Запада на Восток.
х Сотрудничество Латинской Америки (ЛА) и АТР является примером успешного 2 межрегионального взаимодействия по линии Юг-Юг. Отличительной особенностью н- этого сотрудничества является то обстоятельство, что, согласно расширенному ^ толкованию АТР, страны Латинской Америки, берега которых омывает Тихий океан, d входят одновременно в состав обоих регионов. Кроме того, три страны ЛА — Мексика, Перу и Чили — входят в состав АТЭС — самой представительной организации в АТР. Эти обстоятельства позволяют говорить о том, что страны Латинской Америки имеют более тесные связи с АТР, чем с африканскими странами, в контексте развития сотрудничества Юг-Юг.
Наращивание темпов сотрудничества между Латинской Америкой и АТР — двумя «восходящими регионами» — сегодня очевидно и осуществляется на официальном уровне. Так, в 2011 г. был создан научный проект «Обсерватория Латинская Америка - АТР», который занимается исследованием экономических отношений между двумя регионами. На сегодняшний день страны двух регионов сотрудничают в торгово-экономической, инвестиционной, культурной, политической и прочих областях. Торгово-экономическое взаимодействие стран ЛА и АТР является наиболее устоявшейся формой сотрудничества.
Мировой экономический кризис не оказал существенного негативного воздействия ни на сами государства двух регионов, ни на взаимные торговые связи между ними. Напротив, он только способствовал укреплению этих связей, так как страны Латинской Америки переориентировали свой экспорт с ослабленных кризисом рынков США и Европы на экономически активные страны АТР. Если сравнивать 2000 и 2014 гг., то в 2000 г. экспорт всех стран Латинской Америки в АТР составлял 5%2, в 2014 г. — 19%3. Общий торговый оборот между странами АТР и государствами Латинской Америки в 2012 г. составил 482 млрд долл., что в два раза выше показателей 2006 г.4
Главными партнерами почти всех стран Латинской Америки в АТР являются Китай, Япония, Южная Корея и Индия. Около половины всего товарооборота Латинской Америки с АТР приходится сегодня на эти страны. Несомненным лидером в АТР по объему взаимодействия с Латинской Америкой является Китай. Китай —
1Там же.
2 Mikic M. Asia Pacific and Latin America: strengthening bi-regional trade and cooperation// Observatorio América Latina Asia Pacífico: [Электронныйресурс]. URL: http://www.aladi.org/ nsfaladi/estudios.nsf/3EC3199A9A4395B503257C94004D7C8E/$FILE/Libro_Relaciones_ comerciales_AL_AP.pdf (дата обращения: 11. 04.2015).
3 Boletín estadistico América Latina-Asia Pacífico. Boletín n.6. Segundo semestre. 2014. Observatorio America Latina Asia Pacífico: [Электронный ресурс]. URL: http://www.observatorioasiapacifico.com/ data/0BSERVAT0RI0.Images/Bulletin/temp/20150714041528Espaol.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
4 Turzi M. Las relaciones comerciales entre América Latina y Asia Pacífico: desafios y oportunidades// Observatorio América Latina Asia Pacífico: [Электронный ресурс]. URL: http://www.aladi.org/nsfaladi/ estudios.nsf/3EC3199A9A4395B503257C94004D7C8E/$FILE/Libro_Relaciones_comerciales_AL_AP. pdf (дата обращения: 11.04.2015).
второй торговый партнер Латинской Америки после США; совсем недавно он вы- о теснил с этого места ЕС. Китай также занимает первое место в экспорте Бразилии, ^ Чили и Перу. ^
Страны Латинской Америки и АТР заинтересованы друг в друге, так как эконо- Е^ мики этих регионов являются в высокой степени взаимодополняемыми. Так, Ла- ^ тинская Америка располагает богатыми природными ресурсами, в которых нуждается большинство стран АТР, в то же самое время страны АТР обладают больши- о ми финансовыми возможностями и технологиями, которых не хватает странам о Латинской Америки. Качественная разнородность экономик способствует развитию < взаимовыгодного сотрудничества между регионами. В экспорте стран Латинской ^ Америки в АТР преобладают сырьевые и прошедшие первичную обработку товары, х а также сельскохозяйственная продукция, в то время как страны АТР экспортиру- 2 ют в Латинскую Америку готовые промышленные изделия. н-
Однако такие отношения характеризуются асимметричностью и малой диверси- ^ фицированностью, что несет определенные риски. Так, в 2012 г. только 5% всего щ азиатского экспорта поставлялось в ЛА, в свою очередь, на страны АТР пришлось 19% латиноамериканского экспорта. Первичное сырье и его производные составляют 89% всех экспортных поставок из Латинской Америки в АТР. Более 70% латиноамериканского экспорта в страны АТР приходится всего на 20 товаров [3, с. 14]. Структура экспортных поставок из АТР в Латинскую Америку является совершенно противоположной: промышленные товары составляют 87% от всего экспорта в страны ЛА.
В силу того, что Латинская Америка сильно зависит от экспорта собственного сырья в Китай и другие страны АТР, колебания цен на мировом рынке сказываются на ней весьма чувствительно. Промышленные товары, экспортируемые странами АТР, напротив, значительно меньше подвержены скачкам цен. Очевидно, что вышеперечисленные проблемы, которые в большей степени затрагивают страны ЛА, требуют разрешения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тем не менее, Латинская Америка получила большие выгоды от «взлета» азиатских экономик. Индия и Китай сегодня остро нуждаются в энергетических и продовольственных ресурсах для поддержания высоких показателей роста. Южная Корея и Япония также принимают участие в этой «борьбе» за латиноамериканские ресурсы. В связи с этим возникает необходимость создания соответствующей инфраструктуры на территории ЛА для решения энергетических и продовольственных проблем стран АТР.
Таким образом, интенсификация торгово-экономического взаимодействия по линии Латинская Америка-АТР вызвана объективными причинами, а именно стремительным взлетом азиатских экономик, который требует все большего привлечения продовольственных и природных ресурсов. В этом плане огромный латиноамериканский регион представляет большой интерес для стран АТР. Страны же Латинской Америки в условиях экономического кризиса развитых стран, после которого ЕС и США восстанавливались очень медленно, решили переориентировать свой экспорт на потенциально более мощные экономики стран АТР, что к тому же позволило привлечь огромный поток инвестиций в латиноамериканский регион.
В период с 2000 по 2010 гг. основным инструментом развития экономических отношений между ЛА и АТР были двусторонние соглашения о свободной торговле. Наибольшее количество договоров в этот период заключили Чили, Перу, Панама и Колумбия. Однако в последние годы страны Латинской Америки начали осознавать, что, с учетом все большего взаимодействия с АТР, двустороннего сотрудничества явно недостаточно. В этой связи государства Латинской Америки постепенно начинают переходить от двустороннего к субрегиональному уровню сотрудничества. Данный переход начал обозначаться еще в 2007 г., когда страны Латинской
о Америки создали неформальное объединение под названием Латиноамериканско-
^ тихоокеанская дуга, в которое вошли 11 стран Тихоокеанской Латинской Америки
St (ТЛА).
^ Наиболее значительным прорывом на этом направлении стало создание в 2012 г.
g такой организации, как Тихоокеанский Альянс. Динамично развивающиеся страны АТР, среди которых есть государства, обладающие значительными финансовыми
о ресурсами, готовы предложить странам Латинской Америки свою помощь в пре-
о одолении бедности и развитии экономики. Однако деятельность стран ЛА на ази-
< атско-тихоокеанском направлении не ограничивается реализацией чисто экономике ческих интересов. Некоторые страны региона делают упор также на диверсифика-х цию внешнеполитических контактов и поиск новых направлений сотрудничества.
< п
v В этой связи можно говорить о политическом сотрудничестве между странами н- Латинской Америки и АТР. В основном такое сотрудничество осуществляется пока d на уровне двусторонних контактов. Однако учитывая тот факт, что страны ЛА и АТР d имеют много точек соприкосновения, сходные подходы к решению многих международных вопросов и похожие исторические судьбы, можно сказать, что политическое партнерство двух регионов является лишь вопросом времени. Бывшие когда-то колониями великих держав, страны этих регионов особенно чувствительно относятся к вопросам, затрагивающим их политическую идентичность и самобытность.
Традиционное сотрудничество по линии Север-Юг рассматривается развивающимися странами как помощь бывших метрополий бывшим колониям [1], что заставляет страны Юга еще более активно продвигать модель сотрудничества Юг-Юг. Как уже было сказано выше, в рамках этой модели страны, объединенные общим историческим прошлым, имеют возможность сотрудничать на равноправной основе.
Относительно налаженный экономический диалог (хотя и на этом направлении все еще существуют определенные трудности) позволяет сегодня странам обоих регионов переключиться на политический аспект сотрудничества. Очевидно, что наличие неразрешенных проблем в сфере экономического взаимодействия препятствует налаживанию политического партнерства. Однако интенсивное экономическое взаимодействие в ряде случаев приводит к политическому сотрудничеству, подчас приобретающему стратегический характер. Сегодня отчетливо прослеживается тенденция к наращиванию политической составляющей отношений между двумя регионами.
Уже в самой идее торгово-экономического сотрудничества присутствует политическая подоплека, ведь таким образом Латинская Америка дает понять США, что она больше не является сферой «национального» интереса североамериканского соседа. По мнению экспертов, диверсификация связей за пределами традиционных для Латинской Америки рынков США и ЕС необходима латиноамериканским странам, прежде всего, в целях обеспечения своей экономической стабильности в гло-бализующемся мире, которая, в свою очередь, является залогом укрепления их экономического и политического суверенитета [4, с. 351].
Стоит отметить, что к относительно давно существующим немногочисленным механизмам многостороннего сотрудничества между двумя регионами с каждым годом добавляются новые форматы взаимодействия, что говорит о положительной динамике отношений между АТР и Латинской Америкой. В 2011 г. был создан Тихоокеанский Альянс, а за один только 2014 г. было учреждено два новых форума сотрудничества — БРИКС-УНАСУР и Китай-СЕЛАК. Политический диалог между ЛА и АТР также осуществляется в рамках форума Восточная Азия — Латинская Америка (ВАЗЛАФ). В определенном смысле здесь можно упомянуть и АТЭС, который уже давно перестал быть чисто экономическим форумом и в рамках которого Чили, Перу и Мексика обсуждают политические вопросы с представителями АТР.
Создание форума Китай-СЕЛАК стало важным шагом в продвижении политиче- о ского сотрудничества между Латинской Америкой и Китаем с точки зрения обеих ^ сторон. В январе 2015 г. состоялся первый министерский форум Китай-СЕЛАК. ^ Данный форум только начал свою работу, но, безусловно, он является еще одним Е^ шагом вперед к установлению политического диалога между всеми странами Ла- ^ тинской Америки и Китаем. Знаменательным событием также стало проведение форума в формате БРИКС-УНАСУР во время саммита БРИКС в Форталезе. Клю- о чевые игроки латиноамериканского региона и Китай сегодня все чаще совместно о отстаивают интересы развивающихся стран в рамках различных международных < организаций и форумов, а также содействуют строительству многополярного мира. ^
В этой связи недавно созданный форум Китай-СЕЛАК является принципиально х новым форматом сотрудничества между самым влиятельным представителем АТР 2 и странами Латинской Америки. 8-9 января 2015 г. в Китае прошел первый мини- н-стерский форум Китай-СЕЛАК, определивший механизмы сотрудничества между ^ Китаем и странами Латинской Америки. На первом форуме Китай-СЕЛАК был ут- щ вержден План сотрудничества СЕЛАК-Китай на 2015-2019 гг. Планом предусмотрено сотрудничество во многих областях, таких как торговля, инвестиции, энергетика, сельское хозяйство, образование, наука, культура, спорт и т.д. Также план декларирует, что общий объем торговли между Китаем и СЕЛАК должен достигнуть 500 млрд долл., а взаимные инвестиции — 250 млрд долл. в течение ближайших 10 лет.
4-5 июня 2015 г. состоялся первый форум по инфраструктуре в Макао. Китай пообещал выделить 35 млрд долл. на развитие инфраструктурных проектов в ЛА1. Важно отметить, что форумы проходят с завидной частотой, причем по разной тематике, а работа в рамках этого формата ведется весьма активно. Почти все основные инфраструктурные проекты, осуществляемые в Латинской Америке в настоящее время, финансируются Китаем. Наиболее амбициозный и масштабный среди них — Никарагуанский канал, который уже сейчас называют альтернативой Панамскому. На данный момент ведется активная подготовка к строительству канала, завершить проект предполагается к 2029 г. Общая стоимость данного проекта оценивается в 40 млрд долл.
Еще один проект, заслуживающий внимания, — железная дорога стоимостью 30 млрд долл. и протяженностью 3500 км. Проект строительства железной дороги, которая свяжет атлантическое побережье Бразилии с тихоокеанским побережьем Перу, уже получил финансовую поддержку Китая. Данный проект облегчит транспортировку из внутренних районов Бразилии и последующий экспорт в КНР зерна и железной руды. Китайские инвестиции в разработку собственных технологий в ЛА помогут странам региона преодолеть отсталость от продвинутых стран Запада. И хотя сейчас Китай инвестирует преимущественно в сферу инфраструктуры и строительства портов, в ближайшем будущем возможны вливания в разработку инновационных технологий (особенно это касается Бразилии).
В политическом отношении страны двух регионов объединяет то, что они придерживаются принципа многополярности и выступают за реформу ООН, а также стремятся к увеличению роли развивающихся стран в международных организациях, что является важной составляющей двусторонних отношений между странами Латинской Америки и АТР. Несправедливое распределение общественных благ в пользу развитых стран, недовольство политикой Вашингтона и неспособность
1 Ecuador profundiza relación bilateral con la R. P. China con ocasión de la visita trabajo del Vicecanciller Leonardo Arízaga.Sitio oficial de CELAC:[Электронный ресурс].URL: http://celac. cancilleria.gob.ec/ecuador-profundiza-relacion-bilateral-con-la-r-p-china-con-ocasion-de-la-visita-de-trabajo-del-vicecanciller-leonardo-arizaga/ (дата обращения: 15.10.2015).
о развитых стран осуществить реформы в стремительно меняющемся мире с учетом ^ новых геополитических реалий — все это подталкивает страны Латинской Амери-^ ки и АТР к более интенсивному взаимодействию по линии Юг-Юг. ^ Не в последнюю очередь два региона объединяет и то, что некоторые страны g АТР (в первую очередь Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии), так же как и некоторые латиноамериканские страны, стремятся ограничить влияние США о на мировые процессы и не поддерживают внешнеполитический курс американско-о го правительства. Однако, безусловно, нельзя не отметить, что и в Латинской < Америке, и в АТР есть страны — традиционные «союзники» США, в ряде которых с у власти находятся проамериканские правительства (Мексика, Колумбия). Такие х страны не ищут политической солидарности с Китаем или Бразилией в вопросе 2 уменьшения влияния США в латиноамериканском регионе и АТР, однако отстаи-н- вают интересы развивающихся стран и гораздо большее внимание уделяют тор-d гово-экономическому сотрудничеству между двумя регионами.
Сотрудничество между двумя регионами по линии Юг-Юг происходит, в том числе, и в рамках организации БРИКС. Формат БРИКС позволяет крупным развивающимся странам отстаивать свою позицию и свои интересы на международной арене перед развитыми западными странами или, вернее, перед развитым «Севером». В рамках многосторонней структуры БРИКС осуществляется сотрудничество Бразилии с Китаем, отношения с которым имеют приоритетное значение для Бразилии, и с Индией — представителями АТР. Участие Бразилии в БРИКС имеет огромное значение для стран Латинской Америки. Так же как и остальные страны группировки, в БРИКС Бразилия отстаивает интересы всех развивающихся стран мира, и, в особенности, своего региона.
Иногда в западных источниках можно встретить утверждение, что члены БРИКС не связаны между собой общими ценностями (т. н. «commonvalues»), и единственная их цель — составить противовес Западу1. Безусловно, у стран БРИКС нет общей идентичности, все они являются представителями разных цивилизаций, однако рассматривать данную структуру единственно в качестве противовеса западному миру, по нашему мнению, все же не стоит. Не связанные общей идентичностью, на международном уровне все члены БРИКС придерживаются таких общих ценностей, как утверждение в мире многополярности, оказание поддержки восходящим державам.
Страны БРИКС не стремятся к полному отстранению США от международных дел и нивелированию роли США на международной арене, а лишь к установлению более справедливого международного порядка, в котором развивающиеся страны имели бы такое же право голоса, как и развитые. Неслучайно на прошедшем саммите в Уфе в итоговой декларации члены БРИКС еще раз подчеркнули, что «сотрудничество по линии Юг-Юг не подменяет, а скорее дополняет сотрудничество по линии Север-Юг»2. Однако нельзя не отметить, что в обоих регионах существуют страны, традиционные противники США, которые стремятся уменьшить влияние Вашингтона в регионах, к которым они относятся.
Китай, как известно, стремится занять лидерские позиции в АТР и вытеснить оттуда США, в Латинской Америке страны с преимущественно левым уклоном выступают против вмешательства США в дела латиноамериканского региона. Поняв, что позиции США в Латинской Америке серьезно подорваны, и страны региона
1 Does the BRICS group matter? Council on foreign relations: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cfr.org/emerging-markets/does-brics-group-matter/p27802 (дата обращения: 02.11.2015).
2 Уфимская декларация. VII саммит БРИКС. Уфа, Российская Федерация, 9 июля 2015 г. С.47: [Электронный ресурс].URL: file:///C:/Users/An/Downloads/VII_саммит_ БРИКС_Уфимская декларация%20(1).pdf (дата обращения: 19.10.2015).
больше не хотят действовать по указке Вашингтона, США начали проводить поли- о тику по возвращению в Латинскую Америку. Об этом свидетельствует налаживание ^ отношений между США и Кубой, а также попытки американской администрации ^ нормализовать отношения с Венесуэлой. Кроме того, США приветствуют вовлечение Е^ Мексики, Чили и Перу в проект проамериканской направленности — Транстихооке- ^ анское торговое партнерство (ТТП).
Заключение данного соглашения между 12 странами, среди которых три страны о ЛА, состоялось, однако дебаты по поводу целесообразности участия в ТТП Мексики, о Чили и Перу ведутся до сих пор. Известно, что данное торговое соглашение носит < закрытый характер, а переговоры по ТТП происходили в обстановке строгой секрет- ^ ности. Данное обстоятельство позволяет считать, что США переписывают правила х мировой торговли в свою пользу, о чем недвусмысленно заявил Б. Обама, подчеркнув, 2 что США не могут допустить, чтобы правила мировой торговли писала такая страна, н-как Китай1. Очевидно, что все государства, присоединившиеся к переговорам, были ^ привлечены возможностью свободного доступа на крупнейший в мире северо-аме- щ риканский рынок [2, с. 40], однако есть опасения, что новый мегаблок будет приносить выгоду лишь избранным членам этого объединения. Учитывая, что латиноамериканские представители ТТП имеют сырьевую специализацию, существует опасность превращения этих стран в сырьевые придатки развитых государств в рамках этого объединения.
В этой связи создание таких институтов, как Банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), имеет приоритетное значение, поскольку данные институты позволят бросить вызов доминирующему положению развитых стран, а также повысить роль развивающихся стран на международной арене. Учреждение Банка развития БРИКС и АБИИ явилось следствием неспособности западных финансовых институтов создать справедливую глобальную финансовую архитектуру, которая бы учитывала экономические и политические интересы развивающихся стран. Одной из приоритетных задач банков БРИКС и АБИИ является предоставление помощи развивающимся странам для их экономического развития путем финансирования инфраструктурного строительства.
Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, оба банка не стремятся заменить МВФ и Всемирный банк. Речь идет о дополнении существующей международной банковской системы. Однако часть экспертов считает, что Банк БРИКС и АБИИ бросают серьезный вызов западной финансовой архитектуре. В частности, Китай уже сейчас активно продвигает свои интересы в АТР в целях вытеснения США из региона и создания такой архитектуры в АТР, которая позволила бы Китаю стать неоспоримым региональным лидером.
Взаимодействие государств Латиноамериканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов представляет собой нетрадиционную линию сотрудничества на международной арене. Это является еще одним подтверждением того, что развивающиеся страны больше не хотят играть по сценарию, написанному развитыми странами и активно ищут поддержку среди себе подобных для реализации главной внешнеполитической задачи — построения прочного многополярного мира.
В политическом отношении страны двух регионов объединяет то, что они придерживаются принципа многополярности и выступают за реформу ООН, а также стремятся к увеличению роли развивающихся стран в международных организациях, что является важной составляющей двусторонних отношений между стра-
1 Statement by the President on the Trans-Pacific Partnership.Office of the Press Secretary. The White House: [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/10/05/ statement-president-trans-pacific-partnership (дата обращения: 25.11.2015).
о нами Латинской Америки и АТР. Несправедливое распределение общественных
^ благ в пользу развитых стран, недовольство политикой Вашингтона и неспособ-
^ ность развитых стран осуществить реформы в стремительно меняющемся мире
^ с учетом новых геополитических реалий — все это подталкивает страны Латин-
g ской Америки и АТР к более интенсивному взаимодействию по линии Юг-Юг.
Не в последнюю очередь два региона объединяет и то, что некоторые страны
о АТР (в первую очередь Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии), так же
со
о как и некоторые латиноамериканские страны, стремятся ограничить влияние < США на мировые процессы и не поддерживают внешнеполитический курс аме-с риканского правительства. Однако, безусловно, нельзя не отметить, что и в х Латинской Америке, и в АТР есть страны — традиционные «союзники» США, 2 в ряде которых у власти находятся проамериканские правительства (Мексика, н- Колумбия). Такие страны не ищут политической солидарности с Китаем или d Бразилией в вопросе уменьшения влияния США в латиноамериканском регионе сс и АТР, однако отстаивают интересы развивающихся стран и гораздо большее внимание уделяют торгово-экономическому сотрудничеству между двумя регионами.
Сотрудничество по линии Юг-Юг, в данном случае между ЛА и АТР, не ставит своей целью единственно создать противовес США, а отражает объективную необходимость стран обоих регионов в наращивании связей друг с другом в новых геополитических реалиях. Страны развивающегося мира наряду с развитыми странами становятся полноценными игроками на мировой арене ввиду повышения их экономического и политического веса и не могут целиком и полностью полагаться на развитые страны. Китай и Индия, например, ввиду потребностей растущей экономики и населения нуждаются в латиноамериканском рынке, а Латинская Америка нуждается в тех возможностях, которые ей может предоставить АТР, а именно в инвестициях.
Вместе с тем, очевидно, что на данный момент сотрудничество Юг-Юг не может полностью заменить собою сотрудничество Север-Юг ввиду нехватки для этого ресурсов, но развивающиеся страны такую цель пока и не преследуют. Они продолжают получать помощь развитых стран, наращивая при этом собственный потенциал. Страны обоих регионов заинтересованы в создании прочной многополярной модели мира, в которой бы Запад не принимал решения мирового масштаба в одиночку.
Представляется, что основной целью сотрудничества по линии Латинская Аме-рика-АТР, а в более общем смысле по линии Юг-Юг, является объединение потенциалов для совместного развития, что, в конечном счете, приведет к полноценному подключению развивающихся стран к решению вопросов глобального масштаба и постепенному оформлению многополярного мира. Как мы можем видеть, предпосылки к этому уже имеются.
Литература
1. Дегтерев Д. А. Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее // МГИМО Университет: [Электронный ресурс]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document261005.phtml (дата обращения: 08.11.2015).
2. Лавут А. А. Мегаблоки — вызов для Латинской Америки // Латинская Америка. 2014. № 6. С. 37-52.
3. Лавут А. А. Тихоокеанский альянс латиноамериканской четверки // Латинская Америка. 2012. № 4. С. 11-24.
4. Латинская Америка в современной мировой политике: монография / отв. ред. В. М. Давыдов; Ин-т Латинской Америки РАН. М. : Наука, 2009.
References o
QJ
1. Degterev D. A. Cooperation South-South: together stronger [Kooperatsiya Yug-Yug: vmeste o sil'nee] // MGIMO University: [Electronic resource]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/ < document261005.phtml (date of the address: 11.8.2015). (rus) 5
2. Lavut A. A. Megablocks — a call for Latin America [Megabloki — vyzov dlya Latinskoi Ameriki] // ^ Latin America [Latinskaya Amerika]. 2014. N 6. P. 37-52. (rus) >-
3. Lavut A. A. Pacific alliance of the Latin American Four [Tikhookeanskii al'yans latinoamerikanskoi q chetverki] // Latin America [Latinskaya Amerika]. 2012. N 4. P. 11-24. (rus) m
4. Latin America in modern world politics: monograph [Latinskaya Amerika
politike] / executive editor V. M. Davydov; Institute of Latin America of the Russian Academy of 5
Sciences [In-t Latinskoi Ameriki RAN]. M. : Science [Nauka], 2009. (rus) >=