Научная статья на тему 'Сотрудничество Китая со странами ЮВА в сфере образования как проявление политики «Мягкой силы» и средство решения ключевых внешнеполитических задач'

Сотрудничество Китая со странами ЮВА в сфере образования как проявление политики «Мягкой силы» и средство решения ключевых внешнеполитических задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АСЕАН / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / США / ЯПОНИЯ / АВСТРАЛИЯ / ИНДИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / "УТЕЧКА МОЗГОВ" / CHINA / SOUTHEAST ASIA / ASEAN / EDUCATION / HUMANITARIAN COOPERATION / USA / JAPAN / AUSTRALIA / INDIA / SOFT POWER / BRAIN DRAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратшина Ксения Геннадьевна, Иванова Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются основные направления, факторы и результаты взаимодействия в образовательной сфере между КНР и государствами ЮВА. Для Китая данное направление сотрудничества является важной составляющей его политики распространения «мягкой силы» в регионе. КНР постепенно догоняет Соединенные Штаты Америки, на которые приходится основная доля образовательных обменов и образовательной миграции из ЮВА. Кроме США и КНР, связи в сфере образования с регионом активно развивают Япония, Австралия, Индия, страны ЕС. Наиболее серьезной проблемой в этой ситуации стала «утечка мозгов» из государств ЮВА за рубеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses the key aspects, factors and results of China Southeast Asia interaction in educational field. For China, this is an essential soft power component of its policy in the region. Furthermore, China is gradually catching up with the dynamics of the United States’ influence build-up. However, the greatest part of educational exchanges and educational migration from SEA is still related to the USA. At the same time, Japan, Australia, India and others are developing their educational ties with SEA, too. As a result, the problem of brain-drain occurred, becoming the most serious challenge the region has faced in this sphere so far.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Китая со странами ЮВА в сфере образования как проявление политики «Мягкой силы» и средство решения ключевых внешнеполитических задач»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Муратшина К.Г.

УрФУ

Иванова А.Е.

УрФУ

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ со СТРАНАМИ ЮВА в СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ как ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» и СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Образование всегда являлось одним из важных гумани-

1

тарных ресурсов «мягкой силы» , а его интернационализация в современном глобализирующемся мире уже успела стать синонимом успеха. Если государство привлекательно как место получения высшего образования, это работает и на его внешнеэкономические связи, и на международный имидж, и на внутренний. С другой стороны, получение гражданами страны образования за рубежом и постоянное сотрудничество с зарубежными партнерами в этой сфере всегда могут приносить как положительные результаты в виде плодотворного обмена идеями, объединения усилий, расширения кругозора миллионов людей, так и проблемы - от «утечки мозгов» до лоббизма и промышленного шпионажа.

Страны Юго-Восточной Азии с их быстро развивающимися экономиками, большим человеческим, гуманитарным, культурным потенциалом, древней и богатой историей - не исключение. И сегодня своеобразную геополитическую и экономическую, «мягкую» борьбу за умы и деньги абитуриентов ЮВА ведут США, КНР, Япония, Индия, Австралия и даже непризнанный Тайвань. Едут студенты из ЮВА на стажировки и в Россию, и в Европу, но главное соперничество на рынке образовательных услуг все же стремится к локализации в «большой двойке» США - Китай.

В рамках данного исследования были проанализированы связи в сфере образования между КНР и странами ЮВА с начала XXI в. Данный аспект, как представляется, имеет большое значение для понимания особенностей политики и стратегии действий Китая в этом регионе.

Первое, что следует отметить, - масштабы сотрудничества в сфере высшего образования. Между Китаем и 10 странами АСЕАН действуют соглашения об образовательном сотрудничестве, при этом с Филиппинами, Малайзией, Вьетнамом, Таиландом и Индонезией также существуют соглашения о взаимном признании научных степеней2. Ежегодно возрастают объемы студенческих обменов. Число обучающихся в университетах КНР студентов из ЮВА увеличивается на 10 % каждый

о

год . По данным на 2007 г., в Китае обучалось 190 тыс. иностранных студентов, из них 30 тыс. - из стран АСЕАН4. С 2010 по 2014 гг. в странах ЮВА, согласно статистическим данным, приводимым Министерством образования КНР, обучались около 126 тыс. китайских студентов, а в Китае прошли обучение более 300 тыс. студентов из стран АСЕАН5. В 2015 г. в Китае насчитывалось примерно 72 тыс. студентов из стран АСЕАН, а в странах АСЕАН - более 120 тыс. китайских студентов6. К 2020 г. руководство КНР планирует довести общее число получивших в стране образование студентов из ЮВА до 500 тыс.

п

человек . Больше всего среди студентов из ЮВА, обучающихся в Китае, представителей Таиланда. Он занимает третью строчку в общем списке стран, молодежь из которых наиболее активно едет на учебу в КНР, - вслед за Южной Кореей и США. Далее следуют Россия, Япония и Индонезия .

Постоянно изыскиваются средства и инструменты для модернизации системы сотрудничества. В 2016 г. в Куала-Лумпуре был открыт первый кампус китайского вуза (им стал Сямэньский университет) на территории ЮВА9. А в самой КНР регионы развивают свои механизмы конкуренции за иностранных студентов: например, провинции Цзянсу и Гуйчжоу, а также Гуанси-Чжуанский автономный район начали предлагать студентам из стран АСЕАН стипендиальную программу с общей суммой по 3 млн юаней (больше 440 тыс. долл.) на человека. В сентябре 2016 г. на обучение по этой программе поступили первые 60 студентов из ЮВА10.

Следующим направлением является начальное образование. Так, в первом десятилетии XXI в. Китай стал добиваться введения программ обучения на китайском языке в начальных школах государств ЮВА, например, Таиланда11. Что касается

изучения самого языка, то оно уже входит в школьную программу в Малайзии и Сингапуре, и связано это с большой долей этнических китайцев в составе населения этих стран и их значительной ролью во многих ключевых сферах экономики. Наибольшую долю китайское население составляет в Сингапуре: согласно переписи населения 2010 г., этот показатель доходит до 74 %12. В Таиланде китайский является обязательным лишь в частных, а также в чисто китайских школах. Во всех остальных средних и старших школах он остается курсом по выбору13. В Индонезии растет популярность занятий китайским в частных школах14. Быстро распространилось изучение китайского как в частных, так и в государственных учебных заведениях на Филиппинах, в Камбодже, в школьные программы его включил Лаос 15.

Если говорить о том, какими факторами определялась активность Китая в образовательном сотрудничестве и, прежде всего, привлечении абитуриентов из ЮВА в китайские вузы, то нужно отметить, что это был не стихийный процесс, а целенаправленная государственная политика, проводимая с помощью Министерства образования КНР. Были предприняты такие шаги, как массированная реклама китайских университетов за рубежом, увеличение финансирования обменных программ, облегченная визовая политика в отношении иностранных студентов. В случае с последней мерой сработал еще и второй фактор - объективные внешние обстоятельства: дело в том, что крупнейший конкурент Пекина на рынке образовательных услуг -США - после терактов 11 сентября 2001 г., заметно ужесточили требования выдачи виз и миграционную политику в целом, даже в сфере образовательной мобильности16. Параллельно между Китаем и странами ЮВА совершенствовались коммуникации, увеличивались такие простые, но важные показатели,

17

как, например, число авиарейсов .

Важными институтами, способствующими развитию связей в области образования и в целом гуманитарного взаимодействия, являются Институты Конфуция. В ЮВА они появились с 2006 г. Уже в течение 2006-2008 гг. в странах региона, в том числе в Таиланде, Малайзии, Мьянме, Сингапуре, Индонезии и на Филиппинах, был открыт 21 Институт с общим числом уча-

18

щихся более 20 тыс. человек . На современном этапе в 10 странах АСЕАН их открыто около 3019.

С 2008 г. ежегодно проводится Неделя сотрудничества Китая и АСЕАН в сфере образования, в рамках которой организуется большое количество выставок и семинаров. Принимающие в ней участие представители органов власти КНР отмечают, что механизм сотрудничества с ЮВА является «платформой для совершенствования процесса глобализации образования, которую можно использовать для изучения новых подходов ведения образовательного сотрудничества, обмена опытом и укрепления двусторонних связей с АСЕАН» а также «способом вовлечения партнеров в участие в инициативе «Один пояс - один путь». Министр образования КНР Юань Гуйжень заявил, что в последние годы наблюдается заметный рост стандартов образования в странах АСЕАН: «Мы хотели бы учиться на опыте стран АСЕАН в области развития образовательной сферы, в то же время нам необходимо повысить уровень образования в Китае, работая в сотрудничестве с 20

АСЕАН»20. За последние 6 лет программы Недели обменов привлекли более 3700 участников из 800 организаций, школ, колледжей, университетов, СМИ, огромное число предприятий

из КНР и стран АСЕАН; было подписано 370 соглашений о со-

21

трудничестве и меморандумов о взаимопонимании . В 2016 г. в рамках Недели сотрудничества было проведено совещание 100 ректоров университетов КНР и стран АСЕАН, что также

показывает представительность этого института сотрудниче-

22

ства22.

Наконец, еще одной структурой сотрудничества является Совещание стран ЮВА и Китая по развитию образовательного и исследовательского сетевого взаимодействия, организуемое Центром КНР-АСЕАН. В 2016 г. в нем приняли участие представители КНР, Брунея, Камбоджи, Индонезии, Лаоса, Малайзии, Филиппин, Таиланда, Восточного Тимора и Вьетнама. Были проведены презентации, обсуждался порядок поступления в национальные университеты, также состоялся обмен мнениями

23

относительно перспектив сотрудничества . По словам генерального секретаря Центра Ян Сюпин, «студенты из стран АСЕАН - это мост в будущее для взаимоотношений стран Ас-

24

социации с Китаем» . Стоит отметить, что все совместные форумы Китая и стран ЮВА отличаются насыщенностью программы обсуждения и предложением новых инициатив25.

Если проанализировать активность стран ЮВА в интернационализации собственной сферы образования, то мы увидим, что ее проявляют отнюдь не все государства. Наиболее активно привлекают иностранных студентов Малайзия (63 625 человек в 2014 г.) и Сингапур (52 959). Перейти в разряд экспортеров образовательных услуг им удалось во многом благодаря организации программ на английском языке. Меньший поток студентов из-за рубежа идет в такие страны, как Филиппины и Таиланд. Наибольшее количество поступающих - из соседних государств региона. За ними следует Республика Корея, третьим идет Китай, далее - Индия. В то же время, растет поток из стран Запада, а также с Ближнего Востока26.

При всем вышеперечисленном, Китай - отнюдь не единственная страна, активно развивающая сотрудничество в сфере образования с ЮВА и решающая при этом свои задачи. Больше всего студентов из стран региона отправляются на учебу в университеты США, далее следуют вузы Австралии и Великобритании. В американские колледжи и университеты в 2015 г. из одного только Вьетнама, например, поступили 21 тыс. человек, на 14,3 % больше, чем в 2014 г. На втором месте по количеству

27

поступающих на учебу в США - Индонезия27, за ней следуют Таиланд, Малайзия и Филиппины. Свой вклад в формирование студенческой мобильности ЮВА с упомянутыми тремя государствами Запада вносят обменные программы университетов, открытых «по франшизе», программам «двойных дипломов», а также являющихся филиалами зарубежных вузов. Таковых в регионе на настоящий момент действует 25: 1 в Индонезии, 6 в Малайзии, 13 в Сингапуре, 3 в Таиланде и 2 во Вьетнаме28.

Весьма серьезно к определению своих позиций на рынке образовательных услуг в ЮВА подходят Австралия и Япония. Например, 22 % из обучающихся за рубежом студентов из Таиланда, по состоянию на 2013 г., выбрали программы в японских вузах (в американских - 35 %, в британских - 22 %), и 18 % - в австралийских. Больше всего среди стран ЮВА на учебу в Австралию уезжают из Вьетнама, за ним следуют Малайзия и Та-

29

иланд . Австралийские специалисты еще с конца 1990-х гг. проводят и публикуют целые исследования студенческой диас-

30 31

поры из ЮВА и проблем их жизни на континенте .

Учатся студенты из ЮВА и в Новой Зеландии (12 700 человек в 2016 г.)32; также растет интерес к сотрудничеству с регионом у Индии, которая каждый год выделяет для него силами национального Совета по культурным отношениям более 2300 стипендий по 21 программе. Во Вьетнаме, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и Камбодже в восьми университетах действуют кафедры, специализирующиеся на изучении Индии и ее языков. Развивается ряд программ сотрудничества в сфере биотехнологий, информационных технологий, биомедицины,

33

экономики и социо-гуманитарных наук . Наконец, свои планы развития образовательного сотрудничества со странами ЮВА, главным образом, путем наращивания образовательной иммиграции из этого региона, недавно обнародовал Тайвань, поставив амбициозную цель привлечения до 2019 г. на учебу в свои

34

вузы 60 тыс. студентов из этого региона . При этом иммигранты из ЮВА на острове, в принципе, рассматриваются, как увеличение его гуманитарного потенциала, и даже предпринимаются конкретные меры для их интеграции в общество: например, в программу начальной и средней школы вводится изуче-

35

ние языков стран ЮВА .

Кроме «мягкой силы» в классическом понимании увеличения влияния и улучшения имиджа, за всеми этими цифрами скрываются колоссальная «утечка мозгов» и чисто материальная заинтересованность. В США, Великобритании, Австралии и Японии в научной сфере работает огромное количество эмигрантов из стран ЮВА. От потерь в интеллектуальном потенциале, ставших настоящим вызовом для развития, страдают все государства региона, кроме Сингапура36, которому за годы независимости удалось создать конкурентоспособную систему

37

образования . Эта тенденция существует уже не одно десятилетие, и результаты ее - налицо. Во Вьетнаме, например, Министерство иностранных дел подсчитало, что примерно из 5 млн. этнических вьетнамцев, проживающих за границей, около 300 тыс. являются действующими исследователями, работающими в сфере науки и высоких технологий. И сейчас власти

страны задумываются о том, как вернуть на родину этот потенциал, как заинтересовать людей, как наладить сотрудничество с

3 8

ними университетов38. Ну а географические соседи - крупные игроки в АТР - продолжают вести «охоту за умами». Хедхан-теры из Японии запустили специально для стран АСЕАН новый онлайн-сервис, в котором может зарегистрироваться любой студент, чтобы связаться с японскими компаниями, находящимися в поиске новых сотрудников39. Практически открыто попытки решения собственной проблемы «утечки мозгов» за счет стран ЮВА признаются на Тайване40.

Что касается материальной стороны вопроса, то, например, иммиграционные ведомства США подсчитали, что суммарная оплата студентами из Вьетнама своего обучения в 2015 г. составила почти 1 миллиард долларов, то есть, эти деньги были «в чистом виде» заработаны американскими универси-

41

тетами и колледжами .

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время страны ЮВА ведут более чем интенсивное международное сотрудничество в сфере образования. Совершенствуется образовательная мобильность, расширяется взаимодействие с зарубежными вузами. Повышенный интерес к региону проявляют США, Китай, Япония, Австралия, Индия и другие страны. Увы, часто студенческие обмены оборачиваются не эффективными совместными проектами, а простой «утечкой мозгов», и наибольший поток эмигрантов из ЮВА здесь «оттягивают» на себя США. Остальные государства продолжают прилагать усилия для того, чтобы привлечь интеллектуальные ресурсы региона в свою орбиту влияния, и наиболее активные действия осуществляет Китай. В своих связях с ЮВА Пекин решает сразу несколько насущных задач: интернационализации своего рынка образовательных услуг, улучшения имиджа за рубежом, в том числе в самом регионе ЮВА, где отношение к современной внешней и военной политике КНР и особенно к провокационным шагам в ЮКМ остается отрицательным и настороженным, если не враждебным; и в целом, задачу распространения своего влияния классическим для «мягкой силы» способом. Можно отметить, что таким образом КНР может существенно расширить свои возможности лоббизма и распространения

своих ценностей. Кроме того, решается задача сохранения культурного кода китайских эмигрантов-хуацяо, чтобы они несли свои ценности вовне и приносили пользу КНР. Содействие же изучению китайской культуры и китайского языка иностранцами работает как один из основных компонентов публичной дипломатии Пекина и связано с тем, что любой язык является своеобразным культурным кодом. Образовательная политика дополняет совокупность ресурсов «мягкой силы», которые работают не только на формирование образа страны, но и на экономическую привлекательность, связи в бизнесе, зарабатывание денег на брендах и так далее. В критической ситуации «мягкая сила» может сыграть на руку Пекину при территориальном споре или локальном конфликте42.

В условиях усиливающейся международной конкуренции за влияние в различных регионах мира в борьбу за распространение своего влияния в образовательной сфере в ЮВА Китай включился очень быстро и в последнее время уделял большое внимание данной области сотрудничества, ее интернационализации и повышению привлекательности на мировой арене одновременно с наращиванием своего общего потенциала и экономической мощи. Что касается непосредственных количественных результатов сотрудничества, то они выглядят достаточно успешными и приведены выше. Однако будут ли решены задачи распространения влияния - большой вопрос. Как отмечает Д. В. Мосяков (ИВ РАН), торгово-экономическим сотрудничеством «убедить» страны ЮВА «в том, что Китай равный и

43

искренний партнер, не удалось» . Не удается пока и гуманитарным: мы по-прежнему регулярно слышим о том, что позиция стран региона по защите своих интересов в конфликтах с КНР остается принципиальной, а обострения доходят до того, что Китай бывает вынужден эвакуировать из стран ЮВА своих

44

граждан44.

Тем не менее, в целом, опыт развития Пекином образовательных связей с ЮВА можно считать успешным. Что можно в этом плане сказать о России? Как известно, на современном этапе наша страна уделяет большое внимание интернационализации образования; поставлена задача повышения «мягкой силы» через расширение рынка международных образовательных

услуг и увеличение конкурентоспособности российских уни-верситетов45. Идут гуманитарные обмены, в том числе и с регионом ЮВА. В настоящее время в вузах РФ обучаются около 6 тыс. студентов из стран АСЕАН, и в ближайших планах Министерства образования и науки - увеличение на 10 % количества госстипендий для этого направления46. Пожалуй, главной проблемой здесь можно назвать то, что не всегда есть условия для овладения поступающими русским языком в достаточной мере к началу обучения, что усложняет освоение материала или ведение научной работы. Вопрос решается с помощью индивидуального подхода, но объективно требуется и увеличение числа часов, отведенных на изучение русского языка.

Важнейшим представляется формирование и развитие стратегий - как общих, так и специфических, экономических и гуманитарных, во взаимодействии со всеми ключевыми партнерами в Азии, а также стратегий развития отдельных сфер сотрудничества во взаимовыгодном ключе. И тогда возможен выход на совместные проекты и новые формы взаимодействия, которые могли бы стать конкурентоспособной альтернативой от «третьего соседа» стратегиям других стран, активно вносящих свою лепту в «утечку мозгов» из региона, и соответствовали бы и этическим нормам, и взаимным интересам.

1 Русакова О. Ф. Soft power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. Т. 118. № 3. С. 55.

л

Education and the exercise of soft power in China // ICEF Monitor. URL: http://monitor.icef.com/2016/01/education-and-the-exercise-of-soft-power-in-china/ (дата обращения: 01.03.2017).

л

Study of Chinese Language Soars in Southeast Asia // China.org.cn. URL: http://www.china.org.cn/english/23865.htm (дата обращения: 01.03.2017).

4 Мосяков Д. В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. Т. 14. С. 18.

5 China, ASEAN vow further cooperation in education // China Daily. 04.08.2015. URL: http://www.chinadailycom.cn/world/2015-08/04/content_21500025.htm (дата обращения: 28.02.2017).

6 Education and the exercise of soft power in China // ICEF Monitor.

7

Ibidem.

0

Учеба в Китае: чего хотят и что получают наши студенты // Zakon.kz. 02.03.2017. URL: http://www.zakon.kz/4846930-ucheba-v-kitae-chego-khotjat-i-chto.html (дата обращения: 05.03.2017).

9 First ever Chinese overseas campus opens in Kuala Lumpur // CCTV. 23.09.2016. URL:

http://english.cctv.com/2016/09/23/VIDEQAcbMXh1wwYcpf2mzJGF16092 3.shtml (дата обращения: 15.03.2017).

10 Three-million scholarship set up to attract ASEAN students in E China // China Daily. 08.11.2016. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2016-11/08/content_27311855.htm (дата обращения: 15.03.2017).

11 Kurlantzick J. China's Charm Offensive in Southeast Asia // Current History. September 2006. Vol. 105. P. 273.

12

Астафьева Е. М. Некоторые аспекты политики «нациестроительства» в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития.

2010. Т. 14. С. 279.

1 ^

Ronnaphol Masuntisuk. Chinese Language Teaching in Thailand at the Primary and Secondary Education Levels // Thai World. URL: http://www.thaiworld.org/upload/question/file_827.pdf (дата обращения: 14.03.2017).

14 Schmidt J. D. China's Soft Power Diplomacy in Southeast Asia // The Copenhagen Journal of Asian Studies. 2008. Vol. 26. №1. P. 36.

15 Study of Chinese Language Soars in Southeast Asia // China.org.cn.

16 Kurlantzick J. China's Charm Offensive... P.273.

1 7

Maritime Silk Road can bridge China-ASEAN cooperation // The Jakarta Post. 5.08.2015. URL:

http://www.thejakartapost.com/news/2015/08/05/maritime-silk-road-can-bridge-china-asean-cooperation.html (дата обращения: 15.03.2017).

1 Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астафьева Е. М. «Жесткое» влияние «мягкой силы» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2009. № 12. С. 20. 19 China, ASEAN vow further cooperation in education // China Daily.

4.08.2015.

00

China, ASEAN vow further cooperation in education // China Daily. 4.08.2015.

91

Overview of ASEAN-China Dialogue Relations // Association of Southeast Asian Nations. URL: http://asean.org/?static_post=overview-asean-china-dialogue-relations (дата обращения: 07.12.2016). 22ФВ // Fi-

nance.ifeng.com. 01.08.2016. URL:

http://finance.ifeng.com/a/20160801/14666001_0.shtml (дата обращения: 11.03.2017).

л -5

Southeast Asia-China Education Research Network Started the Second Phase Cooperation // ASEAN China Center. URL: http://www.asean-china-center.org/english/2016-09/14/c_135687408.htm (дата обращения: 01.03.2017).

OA

China seeks more students from Southeast Asian countries // The Jakarta Post. 25.10.2016. URL:

http://www.thejakartapost.com/youth/2016/10/25/china-seeks-more-students-from-southeast-asian-countries.html (дата обращения: 15.03.2017).

ФШЩ&^ШШМ'ШЖ^// Money.163.com.

22.09.2016. URL:

http://money.163.com/16/0922/14/C1IVBB16002580S6.html (дата обращения: 11.03.2017).

26 Thu T. Do, Duy N. Pham. Challenges of Student Mobility in Southeast Asia // International Higher Education. Winter 2016. № 84. P. 25.

Vietnam leads Southeast Asia in number of students in US // VN Express. 15.11.2016. URL: http://e.vnexpress.net/news/news/vietnam-leads-southeast-asia-in-number-of-students-in-us-3499245.html (дата обращения: 14.03.2017).

28 Thu T. Do, Duy N. Pham. Challenges of Student Mobility... Pр. 24-25.

л Q

Beasley T., Hirsch P., Rungmanee S. Thailand in Australia. Sydney: University of Sydney, 2014. P. 33.

Weiss M. L., Ford M. Temporary Transnationals: Southeast Asian Students in Australia // Journal of Contemporary Asia. 2011. Vol. 41. Issue 2. Pp. 229248. http://dx.doi.org/10.1080/00472336.2011.553042

-5 1

Chalmers D., Volet S. Common Misconceptions about Students from South-East Asia Studying in Australia // Higher Education Research & Development. 1997. Vol. 16. Issue 1. Pp. 87-99. http://dx.doi.org/10.1080/0729436970160107

-5 л

South East Asia // Ministry of Foreign Affairs and Trade of New Zealand. URL: https://www.mfat.govt.nz/en/countries-and-regions/south-east-asia/ (дата обращения: 14.03.2017).

л л

Bhattacharya A. India's Growing Soft Power in Southeast Asia: Will it Clash with China? // Institute of Peace and Conflict Studies. 2013. http://www.ipcs.org/article/southeast-asia/ipcs-special-commentary-indias-growing-soft-power-in-southeast-asia-4070.html (дата обращения: 14.03.2017).

34 Taiwan reaches out to Southeast Asian students to help cut economic reliance on Beijing // South China Morning Post. 14.11.2016. URL: http://www.scmp.com/news/china/article/2045609/taiwan-plans-reach-out-southeast-asian-students (дата обращения: 14.03.2017).

л с

35 Southeast Asian languages to be added to schools' core curriculum // China Post. 12.12.2016. URL:

http://www. chinapost. com.tw/taiwan/national/national-news/2016/12/12/486490/Southeast-Asian.htm (дата обращения: 14.03.2017).

36 Thu T. Do, Duy N. Pham. Challenges of Student Mobility... Pр. 25-26.

37

Астафьева Е. М. Сингапур: система образования в контексте нацие-строительства // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2012. № 18. С. 194-207.

л о

Vietnam steps up efforts to bring overseas experts home // VN Express. 23.08.2016. URL: http://e.vnexpress.net/news/news/vietnam-steps-up-efforts-to-bring-overseas-experts-home-3456695.html (дата обращения: 14.03.2017).

Л Q

39 Tokyo-based employment matchmaker targets Southeast Asian students // The Japan Times. 25.10.2016. URL:

http: //www.j apantimes. co.jp/news/2016/10/25/national/tokyo-based-employment-matchmaker-targets-southeast-asian-students/#.WMhAgS43Wpo (дата обращения: 14.03.2017).

40 Taiwan Universities Recruiting More Southeast Asian Students // The News Lens. 21.03.2016. URL:

https://international.thenewslens.com/article/38590 (дата обращения: 14.03.2017).

41 Vietnam leads Southeast Asia in number of students in US // VN Express. 15.11.2016.

49

Мосяков Д. В. «Мягкая сила» в политике Китая... С. 7-8.

43 Мосяков Д. В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. М.: Институт востоковедения РАН, 2012. С. 115-116.

44 Первое китайское судно по эвакуации граждан КНР покинуло вьетнамский порт // Жэньминь жибао онлайн. 19.05.2014. URL: http://russian.people.com.cn/31520/8630813.html (дата обращения: 05.02.2015).

45 Русакова О. Ф., Русаков В. М. Стратегия soft power в дискурсивном комплексе государств-членов ШОС // Философия образования. 2013. № 6 (51). С. 114.

46 Стипендий для Юго-Восточной Азии станет больше // Сайт «Study in Russia» Министерства образования и науки РФ. 6.09.2016. URL: http://studyinrussia.ru/actual/news/stipendiy-dlya-yugo-vostochnoy-azii-stanet-bolshe/ (дата обращения: 15.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.