Научная статья на тему 'Сотрудничество Китая и стран Ближнего и Среднего Востока в области транспорта'

Сотрудничество Китая и стран Ближнего и Среднего Востока в области транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / страны Ближнего и Среднего Востока / транспорт / инвестиции / железные дороги / нефтепровод / автомобильная промышленность / электромобили. / China / Middle East countries / transport / investments / railways / oil pipeline / automotive industry / electric vehicles.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов С.Л., Ли Фэн, Ван Цзинвэй

После провозглашения Китаем в 2013 г. Инициативы «Пояс и путь» страна активно развивает региональную транспортную сеть Ближнего Востока: железнодорожные и автомобильные магистрали, порты и аэропорты остаются важной частью инфраструктурного сотрудничества. За последнее десятилетие в рамках Инициативы были построены транспортные коридоры, создающие новые драйверы роста. Такие флагманские проекты, как железнодорожная сеть Etihad Rail, порты короля Абдулазиза и Джизан и др., обеспечили странам Ближнего Востока улучшение качества национальной транспортной инфраструктуры, способствовали повышению благосостояния людей и в целом укрепили потенциал регионального развития. На рынок стран Ближнего Востока приходит все большее число китайских автопроизводителей, которые расширяют свою деятельность от простого наращивания экспорта электромобилей до локализации их производства в регионе. Это обеспечивает создание большого количества новых рабочих мест и улучшение экологической среды. Наблюдается активизация китайских компаний в регионе. Так, китайская J&T Express, начав свою деятельность в Саудовской Аравии, распространила свой бизнес в другие страны Ближнего Востока и Северной Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between China and the countries of the Middle East in the field of transport

Since the launch of the Belt and Road Initiative, China has been actively developing the regional transport network of the Middle East countries: railways and highways, ports and airports continue to be an important part of infrastructure cooperation. Over the past decade, transport corridors that create new growth drivers have been built within the Initiative. Flagship projects such as the Etihad Rail network, the ports of King Abdulaziz and Jizan, etc., have provided Middle Eastern countries with higher quality of national transport infrastructure, contributed to improving people's well-being and generally strengthened the potential for regional development. An increasing number of Chinese automakers are entering the Middle East market, expanding their activities from simply increasing the export of electric vehicles to localizing their production in the region. This ensures the creation of a large number of new jobs and an improvement of the ecological environment. Chinese companies are increasing their activity in the region. Thus, the Chinese J&T Express, having started its work in Saudi Arabia, has expanded its business to other countries in the Middle East and North Africa.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Китая и стран Ближнего и Среднего Востока в области транспорта»

DOI: 10.48647/ICCA.2024.71.83.022

С.Л. Сазонов, Ли Фэн, Ван Цзинвэй

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА

Аннотация. После провозглашения Китаем в 2013 г. инициативы «Пояс и путь» страна активно развивает региональную транспортную сеть Ближнего Востока: железнодорожные и автомобильные магистрали, порты и аэропорты остаются важной частью инфраструктурного сотрудничества.

За последнее десятилетие в рамках инициативы были построены транспортные коридоры, создающие новые драйверы роста. Такие флагманские проекты, как железнодорожная сеть Etihad Rail, порты короля Абдулазиза и Джизан и др., обеспечили странам Ближнего Востока улучшение качества национальной транспортной инфраструктуры, способствовали повышению благосостояния людей и в целом укрепили потенциал регионального развития.

На рынок стран Ближнего Востока приходит все большее число китайских автопроизводителей, которые расширяют свою деятельность от простого наращивания экспорта электромобилей до локализации их производства в регионе. Это обеспечивает создание большого количества новых рабочих мест и улучшение экологической среды. Наблюдается активизация китайских компаний в регионе. Так, китайская J&TExpress, начав свою деятельность в Саудовской Аравии, распространила свой бизнес в другие страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Ключевые слова: Китай, страны Ближнего и Среднего Востока, транспорт, инвестиции, железные дороги, нефтепровод, автомобильная промышленность, электромобили.

Авторы: Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир»

Института Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский просп., 32). ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: sazonovch50@mail.ru;

Ли Фэн (КНР), аспирант, Институт Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский просп., 32). E-mail: lf515481@gmail.com

Ван Цзинвэй (КНР), аспирант, Институт Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский просп., 32). E-mail: wjw07@yandex.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

S.L. Sazonov, Li Fen, Wang Jingwei

Cooperation between China and the countries of the Middle East in the field of transport

Abstract. Since the launch of the Belt and Road Initiative, China has been actively developing the regional transport network of the Middle East countries: railways and highways, ports and airports continue to be an important part of infrastructure cooperation.

Over the past decade, transport corridors that create new growth drivers have been built within the Initiative. Flagship projects such as the Eti-had Rail network, the ports of King Abdulaziz and Jizan, etc., have provided Middle Eastern countries with higher quality of national transport infrastructure, contributed to improving people's well-being and generally strengthened the potential for regional development.

An increasing number of Chinese automakers are entering the Middle East market, expanding their activities from simply increasing the export of electric vehicles to localizing their production in the region. This ensures the creation of a large number of new jobs and an improvement of the ecological environment. Chinese companies are increasing their activity in the region. Thus, the Chinese J&T Express, having started its work in Saudi Arabia, has expanded its business to other countries in the Middle East and North Africa.

Keywords: China, Middle East countries, transport, investments, railways, oil pipeline, automotive industry, electric vehicles.

Authors: Sergey L. SAZONOV, Ph.D (Economics), Leading Research Fellow, Institute of China and Contemporary Asia (address: 32, Nakhi-movskyAve., Moscow,117997, Russian Federation). ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: sazonovch50@mail.ru

LI Fen (PRC), postgraduate student, Institute of China and Contemporary Asia (address: 32, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation); E-mail: lf515481@gmail.com.

WANG Jingwei (PRC), postgraduate student, Institute of China and Contemporary Asia (address: 32, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation). E-mail: wjw07@yandex.ru

Сonflict of interests. The authors declare the absence of the conflict of interests.

После того как в 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Пояс и путь» (ИПП), 20 арабских стран подписали с Китаем документы о сотрудничестве в рамках ИПП.

22 октября 2023 г., во время заседания с участием министров экономики и торговли КНР и шести стран — членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Гуанчжоу (пров. Гуандун), министр торговли КНР Ван Вэньтао заявил, что «КНР будет совместно работать со странами ССАГПЗ в целях содействия развитию двусторонней торговли и инвестиций в рамках усилий по реализации предложенных председателем КНР Си Цзиньпи-ном восьми шагов, направленных на поддержку высококачественного совместного строительства мегапроекта «Пояс и путь»1.

На встрече присутствовали генеральный секретарь ССАГПЗ Дж. М. Альбудайви (Jasem Mohamed Albudaiwi) и главы экономических и торговых ведомств всех шести стран — членов ССАГПЗ (Оман, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт). Участники заседания выразили готовность совершенствовать сопряжение ИПП со стратегиями развития государств — членов ССАГПЗ, а также углублять обмены и сотрудничество в таких областях, как инфраструктура и энергетика.

Китайский министр подчеркнул, что КНР будет стремиться к скорейшему достижению соглашения о свободной торговле со странами ССАГПЗ, углублять сотрудничество в области строительства транспортной инфраструктуры, включая железные и автомобильные дороги, гражданскую авиацию, порты и трубопроводы, а также развивать местную автомобильную промышленность на новых источниках энергии, включая электромобили, инновационные аккумуляторные батареи и «умные» зарядные устройства2.

Генеральный директор саудовской корпорации Invest Corp Х. Бен-Гасем (Hazem Ben-Gacem) отмечал, что за последние пять лет

1 BRI injects strong impetus into common prosperity for world. URL: https://www.china daily.com.cn/a/202310/24/WS65373349a31090682a5ea644.html (accessed: 25.10.2023).

2 China, GCC to deepen cooperation in trade and investment, digital economy. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202310/1300334.shtml (accessed: 20.10.2023).

ССАГПЗ стал одним из крупнейших бенефициаров китайских прямых зарубежных инвестиций в рамках инициативы «Пояс и путь». По его словам, около 123 млрд долл. было инвестировано правительством КНР и китайскими финансовыми институтами в развитие инфраструктуры стран Ближнего Востока, включая железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты, а также в логистику и склады1.

К началу 2024 г. Китай и арабские страны совместно осуществили более 90 крупномасштабных проектов в транспортной сфере, начиная с сооружения китайской компанией PowerChina морских объектов для мега-верфи King Salman International Complex (в эмирате Рас-эль-Хай-ма на севере ОАЭ)2, которая имеет базу для строительства кораблей и буровых платформ, технического обслуживания, капитального ремонта супертанкеров, и заканчивая открытием прямого судоходства между Китаем и эмиратом Аджман3.

Железнодорожная сеть Etihad Rail (ОАЭ). Железнодорожная сеть Etihad Rail (также называемая Union Railway) протяженностью 1,2 тыс. км была построена китайской компанией Power Construction of China Ltd в рамках проекта Etihad Rail Freight Facilities. Магистраль, которая строилась в два этапа, сегодня связывает крупные промышленные, производственные, логистические центры, а также густонаселенные районы и важные порты в ОАЭ, являясь важной составной частью сети железных дорог стран ССАГПЗ4.

Первый этап ее строительства завершился в 2017 г.: был создан маршрут для транспортировки серы из месторождений в Шахе и Хаб-шане к прибрежному городу Эр-Рувайс в эмирате Абу-Даби5.

1 Ma Jingjing and Chi Jingyi. Experts laud BRI's contribution to regional cooperation, development as next 'golden decade' starts. Strengthened connectivity, innovation & digital economy to inject new vitality: expert. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202311/13015 48.shtml (accessed: 14.11.2023).

2 По словам руководства PowerChina, главного подрядчика строительных работ в ОАЭ, реализация проекта King Salman International Complex позволила создать 80 тыс. рабочих мест и, как ожидается, увеличит объем ВВП ОАЭ на 17 млрд долл., а объем импорта — на 12 млрд долл., став новым мощным драйвером экономического и социального развития государства на Аравийском п-ове (Year-ender: 10 noteworthy economic stories in 2022. URL: https://investinchina.chinadaily.com.cn/s/202212/29/WS63a d09d6498ea274927aca2b/year-ender-10-noteworthy-economic-stories-in-2022.html (accessed: 29.12.2022).

3 BRI in harmony with Saudi Vision 2030: Saudi scholar. URL: https://www.globaltim es.cn/page/202212/1281417.shtml?id=11 (accessed: 26.12.2022).

4 Powerchina establishes branch in Dubai. URL: http://www.chinadaily.com.cn/rn/ powerchina/2020-11/17/content_37541515.htm (accessed: 13.11.2020).

5 Comprehensive UAE-China ties will continue to flourish. URL: https://www.chinadaily .com.cn/a/202212/02/WS63893d49a31057c47eba2373.html (accessed: 07.12.2022).

В 2019 г. совместное предприятие, созданное китайской компанией China State Construction Engineering Corporation Middle East (CSCEC ME) и южнокорейской компанией SK Engineering and Construction (SK E&C), приступило к строительству второго этапа железнодорожной сети Etihad Rail, который предусматривал прокладку железнодорожной магистрали протяженностью 605 км (стоимость строительства — 408 млн долл.). Магистраль должна была соединить города Рувайс и Гувейфат (Ruwais и Ghuwaifat), расположенные на границе ОАЭ с Саудовской Аравией1. Второй этап, также включающий строительство мостов, туннелей, переходов для животных, прокладку путей и соединение с железнодорожной сетью, построенной в рамках первого этапа Etihad Rail, был завершен в мае 2022 г., и тогда вся железнодорожная сеть была введена в полноценную эксплуатацию2.

В конце ноября 2022 г. завершилось строительство магистрального пути второй очереди национальной железнодорожной сети Etihad Rail в ОАЭ. Связывая пять эмиратов (Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Фуджейра и Рас-Аль-Хайма), транспортная артерия, идущая с востока на запад ОАЭ, в начале 2024 г. была введена в эксплуатацию.

Секции B, C и D этой магистрали были построены китайскими компаниями China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), Shenzhen Metro Group Co Ltd и местными подрядчиками. Протяженность нового отрезка Etihad Rail составила 424 км, и он соединяет крупные промышленные центры, производственные базы, логистические узлы, густонаселенные районы и ключевые порты ОАЭ3.

Прокладка новых путей стала сложной задачей, поскольку пришлось строить 182 моста, прокладывать девять туннелей, а также осуществить перемещение 1745 объектов. Поскольку от качества шпал и рельсового полотна напрямую зависит скорость, безопасность и комфорт движения, корпорация CCECC создала путеукладочную базу между Абу-Даби и Дубаем, которая производила необходимые для проекта шпалы и рельсы на китайском оборудовании. База включала восемь производственных линий с общей производительностью 3,2 тыс. шпал в день, что означало максимальный ежемесячный объем производства в количестве более 90 тыс. высококачественных шпал, срок

1 Chinese-S. Korean joint venture wins 408-mln-USD contract from UAE's Etihad Rail. URL: https://www.globaltimes.cn/page/201903/1141904.shtml (accessed: 09.04.2019).

2 Jan Yumul. China and UAE ties continue to grow. URL: https://global.chinadaily.com. cn/a/202205/09/WS62787156a310fd2b29e5b63c.html (accessed: 13.05.2022).

3 Highlights of China-Saudi Arabia cooperation. URL: https://www.globaltimes.cn/page/ 202212/1281386.shtml?id=11 (accessed: 21.12.2022).

эксплуатации которых должен достигать 50 лет даже в коррозионной среде соляно-щелочных почв, по которым пролегает маршрут железнодорожного пути.

В проекте также использовались китайские стандарты при проектировании и строительстве туннелей, мостов, прокладке железнодорожного полотна и при усилении подпорных стен. По заявлению руководства компании CCECC, строительство и последующая эксплуатация проекта позволит создать более 17 тыс. рабочих мест1.

С 2010 г. в г. Мекка (Саудовская Аравия) была пущена в эксплуатацию линия легкого рельсового транспорта1, построенная Китайской железнодорожной строительной корпорацией (China Railway Construction Corporation/CRCC), которая ежегодно предоставляет услуги перевозки миллионам паломников, облегчая их путешествие по Мекке и значительно уменьшая дорожные заторы во время хаджа. Линия легкого рельсового транспорта протяженностью 18,25 км включает девять станций и является первым подобным проектом, осуществленным китайской корпорацией на Ближнем Востоке3. По утверждению генерального менеджера CRCC в Саудовской Аравии Ван Лэя, «на завершение железнодорожного проекта ушло всего 16 месяцев, и с тех пор, когда он был введен в эксплуатацию в 2010 г., и до начала 2023 г. общий объем пассажирооборота городского легкого рельсового транспорта в Мекке превысил 20 млн паломников»4.

31 января 2023 г. дочернее подразделение корпорации China Railway Rolling Stock Corp CRRC компания Qingdao Sifang Co Ltd, базирующаяся в пров. Шаньдун, подписала с Etihad Rail контракт о поставке в 2025 г. китайского подвижного состава в ОАЭ5. Базирующаяся в Пекине корпорация China Railway Rolling Stock Corp. является

1 Shen Xiaoxiao. Chinese enterprise builds transportation artery for UAE. URL: http:// en.people.cn/n3/2022/1201/c90000-10178568.html (accessed: 04.12.2022).

2 Этот вид городского транспорта (Light Rail) представляет собой железнодорожный транспорт общественного пользования в городских условиях, отличающийся от метрополитена и обычных железных дорог меньшими пассажировместимостью, габаритами и скоростью движения.

3 China a friend indeed for Africa. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202210/15/ WS6349f560a310fd2b29e7c91c.html (accessed: 14.11.2022).

4 Yu Jincui, Xing Xiaojing. As BRI integrates with Saudi Vision 2030, Chinese firms expect a new peak in cooperation following Xi's visit. Chinese firms aim at grasping opportunities by better integrating BRI, Saudi Vision 2030. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202212/ 1281393.shtml (accessed: 27.01.2023).

5 Zhang Zhiwen, Ren Haoyu. China, Middle Eastern countries strive to expand business cooperation. URL: http://en.people.cn/n3/2024/0101/c90000-20117050.html (accessed: 07.01.2024).

крупнейшим в стране производителем подвижного состава, а компания Etihad Rail — разработчиком и оператором национальной железнодорожной сети ОАЭ.

Контракт предусматривает поставку трех пассажирских дизель-электрических двухсекционных пассажирских поездов (DMU) с максимальной скоростью до 200 км/ч, а также возможность в течение 15 лет покупки дополнительных 20 пассажирских составов и полное их техническое обслуживание. Ожидается, что эти поезда станут самыми быстрыми DMU в мире1.

По данным CRRC Qingdao Sifang, поставляемые поезда будут изготовлены в соответствии с передовыми международными стандартами и технологиями и смогут курсировать как в жаркую погоду, так и во время песчаных бурь. С целью повышения комфортности для пассажиров они будут оборудованы кондиционерами, сетью Wi-Fi, семейными зонами2.

Порт короля Абдулазиза (King Abdulaziz Port) в Саудовской Аравии. В 2022 г. порт короля Абдулазиза в г. Даммам (Dammam) был включен в сервис Gulf China, который представляет собой еженедельный сервис, соединяющий Центральный и Южный Китай с регионом Персидского залива, запущенный сингапурской морским перевозчиком Pacific International Lines.

Включение порта Даммам в сервис Gulf China призвано обеспечить эффективную связь внешнеторговых компаний Саудовской Аравии с регионами Китая, укрепить морские связи, повысить конкурентоспособность порта и объем двусторонней торговли3. Также в 2022 г. компания Saudi Telecom Company, крупный поставщик телекоммуникационных услуг в Саудовской Аравии, и китайская Huawei Technologies достигли соглашения об установке мобильной связи формата 5G в порту Даммам4.

Порт Джизан (Jazan Por) в Саудовской Аравии. Порт Джизан, чью реконструкцию провела китайская компания China Communication Construction Co Ltd, расположен на восточном побережье Красного моря. Общая протяженность 12 причалов с глубиной до 13 м со-

1 Li Chengwen. Sino-Arab cooperation highlights mutual benefits. URL: https://www. chinadaily.com.cn/a/202302/09/WS63e44c3ca31057c47ebadc96.html (accessed: 16.02.2023).

2 CRRC inks deal for UAE railway trains. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/ 202302/01/WS63da4d9da31057c47ebac5e8.html (accessed: 12.02.2023).

3 BRI powering development across the world. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/ 202310/17/WS652dd716a31090682a5e8e1b.html (accessed: 03.11.2023).

4 Zhong Nan. Country ups business ties with Middle East nations. URL: https://www. chinadaily.com.cn/a/202302/07/WS63e1b1a9a31057c47ebad57b.html (accessed: 10.02.2023).

ставляет 3,5 км, а ежегодный объем обработки грузов превышает 2,5 млн т1.

Контейнерный терминал (этап II) порта Халифа (The Phase II container terminal of the UAE's Khalifa Port), Абу-Даби, ОАЭ. В феврале 2017 г. китайская судоходная компания China COSCO Shipping Co Ltd и администрация порта Абу-Даби совместно учредили компанию ABU Dhabi Terminal Company для строительства и эксплуатации контейнерного терминала в порту Халифа с ежегодной пропускной способностью 2,5 млн контейнеров. Церемония ввода единственного в регионе полуавтоматического контейнерного терминала протяженностью 800 м и площадью 2,8 кв. км состоялась в апреле 2019 г.2 Руководство порта Циндао, принадлежащего и управляемого Shandong Port Group (SPG), завершило приобретение 30 % доли акций компании COSCO в ABU Dhabi Terminal Company. По заявлению руководства SPG, «развитие морских связей между Абу-Даби и основными морскими транзитными маршрутами значительно повысили статус эмирата как ведущего торгово-логистического центра на Ближнем Востоке»3.

Согласно данным Главного управления дорожного движения Багдада, максимальная пропускная способность автомобильных дорог столицы Ирака составляет около 350 тыс. автомобилей, однако в настоящее время парк столичных автомобилей насчитывает около 3 млн ед., что неизбежно вызывает многочисленные заторы в часы пик.

В марте 2024 г. китайская строительная компания Transtech смонтировала сборные балки весом 30 т для опор трехъярусной эстакады на пл. Нисур (Nisour Square) в центре Багдада, где пиковый автомобильный трафик достигает 12,3 тыс. транспортных средств в час. Возведение многоуровневой транспортной развязки китайской компанией, которое началось в июле 2023 г. и должно завершиться к январю 2025 г., позволит ликвидировать постоянные заторы в центре иракской столицы. По состоянию на 2023 г., компания Transtech построила в Багдаде две транспортные эстакады, проложила пять туннелей и более 180 км трубопроводов и кабелей, улучшив транспортное сообщение в районах, прилегающих к центру Багдада4.

1 Yuan Shenggao. China, Saudi Arabia strengthen economic ties. URL: http://www. chinadaily.com.cn/cndy/2019-04/26/content_37462645.htm (accessed: 22.05.2019).

2 Khalifa Port project (phase II). URL http://regional.chinadaily.com.cn/ensd-port/ 2022-02/08/c_542535.htm (accessed: 19.09.2022).

3 Li Chengwen...

4 Zhang Kaiwei, Liang Jun. Feature: Chinese company performs «heart bypass surgery» to ease traffic jam in Iraqi capital. URL: http://en.people.cn/n3/2024/0308/c90000-20142495.html (accessed: 09.03.2024).

В июле 2014 г. руководство Китайской национальной нефтяной корпорации (China National Petroleum Corp/CNPC), крупнейшего в КНР производителя нефти и газа, заявило, что корпорация после года работы завершила строительство экспортного нефтепровода в Ираке протяженностью 272 км, который стал первым проектом корпорации CNPC в послевоенном восстановлении Ирака1. Новый трубопровод, который является совместным предприятием китайских корпораций CNPC и China National Offshore Oil Corp (CNOOC), значительно увеличит экспортные мощности Ирака, поскольку существующий трубопровод из пров. Миссан (Missan province) был построен при помощи СССР еще в 1970-х годах и работал на пределе возможностей, ежегодно перекачивая лишь 200 тыс. барр. нефти2.

Новый трубопровод имеет ежегодную пропускную способность 50 млн т нефти и он предоставляет возможность иракским компаниям перекачивать нефть с месторождений Халфайя и Бурзуган (Halfaya, Burzugan oilfields) в пров. Миссан в порт Аль-Фао (Al-Fao port), расположенный рядом с Персидским заливом3.

Завершение строительства трубопровода способствовало и увеличению производственных мощностей этих двух нефтяных месторождений, находящихся в ведении CNPC и CNOOC. По данным международного аналитического агентства Platts, корпорация CNPC управляла компанией Halfaya, которая ежедневно добывала 106 тыс. барр. нефти, однако при помощи китайской стороны в 2020 г. производительность нефтяного месторождения достигла 535 тыс. барр. в сутки, что значительно увеличило иракские доходы от экспорта нефти, составляющие почти 95 % годового бюджета4.

6 сентября 2023 г. парк из 87 перронных автобусов5, изготовленных ведущим китайским производителем автобусов Yutong из г. Чжэнчжоу (пров. Хэнань), был поставлен в Саудовскую Аравию, что стало для китайской компании Yutong крупнейшим зарубежным заказом на подобные автомобили.

1 Du Juan. CNPC completes Iraq pipeline despite strife. URL: https://europe.chinadaily. com.cn/business/2014-08/12/content_18292019.htm (accessed: 24.06.2021).

2 Oil flows along China-built pipeline in Iraq. URL: https://www.globaltimes.cn/page/ 201408/875607.shtml (accessed: 18.11.2022).

3 Tian Xuefei, Zhou Huiying. 'New Iron Man' leads overseas oil expansion. URL: https:// www.chinadaily.com.cn/cndy/2017-11/23/content_34881996.htm (accessed: 11.09.2022).

4 PetroChina's oil field project in Iraq turns wasteland into vibrant town. URL: https:// www.globaltimes.cn/page/202210/1276582.shtml (accessed: 03.11.2022).

5 Перронный автобус представляет собой транспортное средство для доставки пассажиров от терминала аэропорта к авиалайнеру, а также для транспортировки пассажиров по территории аэропорта.

Пустынный климат Саудовской Аравии, характеризующийся палящей жарой и минимальным количеством осадков в течение года, существенно влияет на срок эксплуатации транспортных средств. Благодаря уникальной конструкции кузова и передовой антикоррозионной технологии перронные автобусы Yutong могут надежно работать даже после длительного воздействия жарких условий. Кроме того, компания Yutong добилась значительного прогресса по всей цепочке создания стоимости: от исследований и разработок, производства и продаж до послепродажного обслуживания. Продукция компании в настоящее время экспортируется в более чем 20 стран, включая Мальдивы, Испанию и Великобританию, и обеспечивает перронные автобусные перевозки в 67 аэропортах мира1.

В 2023 г. китайские электромобили (ЭМ) заняли большую часть импортного рынка Иордании. Так, в первой половине года около 16 тыс. ЭМ иностранного производства было поставлено в крупную зону свободной торговли в центральной провинции Иордании Зарка (free-trade zone in Jordan's centralgovernorate of Zarqa), причем около 80 % из них было произведено в Китае2.

Китайские производители интеллектуальных электромобилей и компании, занимающиеся автономным вождением, стали популярны среди инвесторов на Ближнем Востоке, особенно в Саудовской Аравии, поскольку богатый нефтью регион ищет новые способы вложения средств и стимулирования своей экономики.

В рамках проведения 10-й арабо-китайской бизнес-конференции, состоявшейся в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде 11 июня 2023 г., Саудовская Аравия подписала соглашение на сумму 5,6 млрд долл. с китайским производителем электромобилей BYD о разработке, производстве и продаже ЭМ в Саудовской Аравии3.

К началу 2024 г. по меньшей мере семь китайских стартапов в этой сфере, включая стартап Nio, заключили сделки с инвесторами региона, совокупные инвестиции которых приближаются к 100 млрд юаней (13,7 млрд долл.). В конце октября 2023 г. китайский стартап BeyonCa, поддерживаемый китайским автопроизводителем Dongfeng, подписал меморандум с базирующимся в Саудовской Аравии конгло-

1 Chinese carmaker exports apron buses to Saudi Arabia. URL: http://www.china.org.cn/ business/2023-09/06/content_112754768.htm (accessed: 18.10.2023).

2 China, Jordan sign MoU on jointly promoting construction of Belt and Road cooperation. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202312/1302854.shtml (accessed: 28.12.2023).

3 China-Saudi Arabia cooperation extends beyond oil to new energy, NEV, services and more. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202306/1292638.shtml (accessed: 07.08.2023).

мератом Al Faisaliah Group об изучении возможностей разработки электромобилей, производства аккумуляторных батарей, а также торговли, электрозарядки и страхования. Также BeyonCa подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве с венчурным инвестором Qadisha Group, занимающимся разработкой автомобилей на альтернативных источниках энергии и обладающим большим опытом и ресурсами в автомобилестроении.

М.Э. Фаддул, председатель правления компании Qauto — предприятия, входящего в портфель Qadisha Group, — заявил, что компания в сотрудничестве с BeyonCa хотела бы создать сеть электрозаправочных станций и станций по быстрой замене аккумуляторных батарей в регионе.

Также в конце октября 2023 г. руководство китайского стартапа Pony.ai, занимающегося разработкой алгоритмов автономного вождения, заявило, что стартап получил инвестиции в размере 100 млн долл. от особой экономической зоны Саудовской Аравии NEOM1 и «с целью создания умной, автономной мультимодальной транспортной системы с нулевым уровнем выбросов в странах Ближнего Востока и Северной Африки, планирует учредить совместное предприятие для разработки и предоставления услуг беспилотного вождения, производства передовых автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, и строительства интеллектуальной дорожной инфраструктуры». Джеймс Пэн (James Peng), соучредитель и генеральный директор компании Pony.ai, отметил, что «это крупная региональная экспансия для стартапа Pony.ai и важная веха в реализации нашего видения "автономной мобильности повсюду", которая выведет развитие глобальной индустрии AV [автономных транспортных средств] на новый этап»2.

Шанхайский электромобильный стартап Human Horizons и Министерство инвестиций Саудовской Аравии (Saudi Arabia's Investment Ministry) в июне 2023 г. учредили совместное предприятие стоимостью 5,6 млрд долл. для проведения «исследований, разработок, про-

1 Особая экономическая зона Саудовской Аравии NEOMнаходится на северо-западе страны, здесь живут и работают более 2,8 тыс. сотрудников из 86 стран. По замыслу наследного принца и председателя совета директоров компании NEOM Мухаммеда Ибн Салмана, наследного принца и председателя совета директоров компании NEOM, первые три буквы происходят от древнегреческой приставки neo («новое»), а «M» — первая в арабском слове mostaqbal («будущее») и имени самого Мухаммеда Ибн Салмана.

2 Li Fusheng. Middle East investors eye Chinese startups. URL: https://www.chinadaily. com.cn/a/202310/30/WS653f13f8a31090682a5eb6b1.html (accessed: 06.11.2023).

изводства и продаж автомобилей, использующих альтернативные источники энергии»1.

В августе 2023 г. руководство стартапа Nio заявило, что получит инвестиции в размере 738,5 млн долл. от компании CYVNHoldings, поддерживаемой правительством ОАЭ, для финансирования технологических инноваций в области автономного вождения ЭМ.

В октябре того же года Государственный инвестиционный фонд (Public Investment Fund, PIF), который является суверенным фондом Саудовской Аравии, и стартап Nio заключили соглашение о строительстве завода в стране. Завод, ежегодная мощность которого составит 50 тыс. автомобилей с электрическим и газовым приводом, станет первым китайским автомобильным заводом на Ближнем Востоке, а первые автомобили должны сойти с конвейера в 2026 г.

PIFбудет владеть долей в 70 % в новом совместном предприятии, а стартап Nio — оставшимися 30 %. Общий же объем инвестиций в проект, по оценкам, превысит 500 млн долл.2

18 декабря 2023 г. китайский стартап Nio заключил сделку на сумму 2,2 млрд долл. с компанией CYVN Holdings, инвестиционной компанией ОАЭ, базирующейся в Абу-Даби. По выполнении сделки компания CYVN Holdings будет владеть 20,1 % от общего количества выпущенных и находящихся в обращении акций стартапа Nio после ранее полученного в июле 2023 г. от компании CYVN Holdings инвестиционного пакета в размере более 1 млрд долл.3

Китайская компания J&TExpress, ведущий поставщик логистических услуг в Китае и странах Юго-Восточной Азии, официально начала свою деятельность в Саудовской Аравии в январе 2022 г. и очень быстро стала 20-м интегрированным оператором местной доставки в Королевстве, достигая любого отдаленного района и обеспечивая 100%-ное покрытие в пределах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью расширения масштабов электронной торговли в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в феврале 2023 г. компания J&T Express совместно с саудовской компанией eWTP Arabia Capital открыла в Саудовской Аравии региональную штаб-квартиру на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и в конце 2023 г. компания J&T Express Saudi Arabia была удостоена награды KSA Logistics & Transport Awards «Компания года по доставке последней мили» в Саудовской

1 Ibidem.

2 Ibid.

3 Nio to secure $2.2b from Abu Dhabi's CYVN. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/ 202312/19/WS6580eeb1a31040ac301a860e.html (accessed: 23.12.2023).

Аравии. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, помимо Саудовской Аравии, курьерские услуги J&TExpress вышли и на рынки ОАЭ и Египта1.

4 августа 2023 г. авиакомпания Saudi Arabian Airlines открыла прямой маршрут, соединяющий столицу Королевства Саудовская Аравия Эр-Рияд и портовый город Джидда на Красном море со столицей Китая Пекином2. Флагманский авиаперевозчик Саудовской Аравии стал выполнять два рейса между Джиддой и Пекином каждый понедельник и пятницу и два рейса между Эр-Риядом и Пекином каждое воскресенье и среду. До открытия пассажирского маршрута в Пекин единственным пунктом назначения авиакомпании Saudi Arabian Airlines в Китае был южный город Гуанчжоу3.

20 октября того же года китайская авиакомпания Xiamen Airlines4 открыла прямой рейс из Пекина в Доху, став первой китайской авиакомпанией, совершившей полет в Катар, причем ежедневный рейс отправляется из международного аэропорта Пекина Дасин.

31 октября китайская авиакомпания Xiamen Airlines запустила прямой авиамаршрут, связывающий Сямэнь, прибрежный город в восточнокитайской пров. Фуцзянь, со столицей Катара Дохой. Пассажирское сообщение между этими двумя городами будет осуществ-

1 J&T express participates in LEAP, deepens cooperation with e-commerce platforms. URL: https://www.bjreview.com/Business/202403/t20240313_800360038.html (accessed: 16.03.2024).

2 Yuan Shenggao. China and Saudi Arabia moving closer to share economic benefits. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202310/17/WS652dd1a5a31090682a5e8e0f.html (accessed: 17.11.2023).

3 Saudi flag carrier launches direct route to Beijing. URL: http://www.china.org.cn/ business/2023-08/05/content_98786158.htm (accessed: 14.09.2023).

4 Авиакомпания Xiamen Airlines активно принимает участие в инициативе «Пояс и путь»: уже в 2013 г. были запущены два прямых рейса из Фучжоу и Сямэня в Джакарту, а затем последовал первый межконтинентальный маршрут из Сямэня в Амстердам. В конце 2023 г. китайская авиакомпания открыла около 20 международных маршрутов, включая Сямэнь—Манила и Сямэнь—Хошимин, по которым перевезено было 12 млн пассажиров из стран, расположенных вдоль маршрута «Пояс и путь». Другие китайские авиакомпании также открывают новые маршруты в страны — участницы китайского мегапректа. 28 сентября 2023 г. авиакомпания China Eastern Airlines открыла прямой рейс из Шанхая в Стамбул в Турции и Абу-Даби в ОАЭ, причем китайский перевозчик заявил, что может открыть больше международных маршрутов для дальнейшей оптимизации своей межконтинентальной сети. Руководство авиакомпании China Eastern заверило, что в 2023 г. компания открыла 38 направлений по маршруту «Пояс и путь», обеспечив 3,23 млн пассажирских поездок. В апреле 2023 г. китайская авиакомпания Air China заявила, что с 2013 г. она открыла 60 маршрутов в страны — участницы ИПП, соединив 36 городов в 26 странах (Xiamen Air unveils direct flight from Beijing to Doha as airlines enhance air services along BRI. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202310/1300263.shtml (accessed: 17.11.2023).

ляться самолетами Boeing 787 два раза в неделю. Это первый прямой рейс, связывающий пров. Фуцзянь с Дохой1.

С 22 апреля 2024 г. китайская авиакомпания China Southern Airlines открыла новый прямой воздушный маршрут между Гуанчжоу (пров. Гуандун) и Дохой2, а 16 марта 2024 г. авиакомпания Saudi Arabian Airlines открыла новый грузовой маршрут из международного аэропорта Баоань3 (г. Шэньчжэнь), в Эр-Рияд4.

По данным Израильской ассоциации импортеров транспортных средств (Israel Vehicle Importers Association), в 2023 г. Китай был вторым по величине экспортером автомобилей в Израиль: объем продаж составил 47 тыс. ед., и по этому показателю КНР уступила только Южной Корее. В 2023 г. на долю китайских брендов пришлось 61 % объема продаж ЭМ в Израиле: было продано 30 тыс. ед., что превысило более чем в два раза показатель за 2022 г., а малолитражный ЭМ Atto 3, производимый китайской компанией BYD Auto, стал самым продаваемым электромобилем в Израиле5.

17 января 2024 г. Министерство финансов Израиля объявило, что страна выбрала восемь моделей ЭМ для правительственного автопарка, четыре из которых — из Китая. Парк израильского правительства насчитывает около 15 тыс. автомобилей, которые используются полицией, пожарной службой, пенитенциарной службой, министерствами, местными властями, государственными компаниями и т. д. В число моделей ЭМ, выбранных в рамках тендера, входят две самые популярные модели электромобилей в Израиле: Atto 3 — модель электрического кроссовера, производимая китайской компанией BYD Auto, — и компактный кроссовер Geometry C, производимый компанией Geely Auto Group. Другими китайскими моделями в списке являются хэтчбек Dolphin от корпорации BYD и MG Marvel R производства корпорации SAIC Motor Corporation Limited.

1 Direct flight service links China's Xiamen with Doha. URL: http://russian.people.com. cn/n3/2023/1027/c31519-20089766.html (accessed: 11.11.2023).

2 Zheng Caixiong. China Southern Airlines to open air route between Guangzhou and Doha. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202403/04/WS65e58fd6a31082fc043ba805.html (accessed: 12.03.2024).

3 В 2024 г. грузовые маршруты аэропорта Баоань обслуживали пять городов в четырех странах Ближнего Востока, а именно Дубай, Шарджа, Эр-Рияд, Стамбул и Тель-Авив, причем еженедельно совершалось 38 грузовых рейсов.

4 Saudi airline opens freight route in China's Shenzhen. URL: http://en.people.cn/n3/ 2024/0319/c90000-20146385.html (accessed: 21.03.2024).

5 Chinese brands top Israel's imported car sales in Jan. URL: http://www.china.org.cn/ business/2024-02/04/content_116984711.htm (accessed: 07.02.2024).

В январе 2023 г. компания Voyah, элитное подразделение китайской Dongfeng Motor Corporation, вышла на израильский рынок с моделью Voyah Free EV, к которой теперь присоединилась семиместная модель бренда Voyah Dream.

Итак, можно заключить, что китайский автопром весьма успешен на Ближнем и Среднем Востоке и что тенденция к расширению сотрудничества сторон набирает темп.

Библиографический список

Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии региональной экономики. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2018. 432 с.

References

Sazonov, S. (2018). Transport KNR: mesto i rol v razvitii regionalnojekonomiki [Transport of the PRC: place and role in the development of the regional economy], Moscow: Institut Dalnego Vostoka RAN [Institute of the Far Eastern Studies, RAS]: 408 p. (In Russian).

Liu Jianchao (2023). Working Together to Build a Modern Global South. Contemporary World. Global South and World Order, № 6, Serial № 45: 2—2. (In English).

Xu Xiujun (2023). Global Economic and Trade Landscape Reshaping and High Quality Belt and Road Cooperation. Contemporary World. anniversary of the Belt and Road Initiative, № 5, Serial № 44: 17—22. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.