Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ С АСЕАН: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ'

СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ С АСЕАН: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
494
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / АСЕАН / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / ВРЭП / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Вэй, Цветов Петр Юрьевич

Сравнивая отношения Китая и России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), авторы показывают, что из партнёров по диалогу и Пекин и Москва превратились в стратегических партнёров АСЕАН, расширяя горизонты сотрудничества. Направления взаимодействия обоих государств с АСЕАН в основном совпадают, но масштабы и глубина связей на конкретных участках разнятся. Китай - главный торговый партнёр АСЕАН, а Россия более успешно сотрудничает с АСЕАН в области обороны и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN CHINA AND RUSSIA AND ASEAN: THE MAIN FORMS, DIRECTIONS, RESULTS

Comparing relations between China and Russia with the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN), the author shows that from dialogue partners both Beijing and Moscow have turned into strategic partners of ASEAN, expanding the horizons of cooperation. The directions of interaction of both states with ASEAN basically coincide, but the scale and depth of ties in specific areas differ. China is ASEAN's main trading partner, while Russia is more successful in cooperating with ASEAN in the area of defense and security.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ С АСЕАН: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_1_56 УДК 327.3 (5) + (470 + 571) + (510)

Сотрудничество Китая и России с АСЕАН: основные формы, направления,результаты

Ван ВЭЙ Пётр ЦВЕТОВ

Среди интеграционных объединений Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее успешным и устойчивым по праву считается Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Поэтому неслучайна особая заинтересованность политического руководства Китая и России в сотрудничестве с этой организацией. Однако установление диалога с АСЕАН ни у Пекина, ни у Москвы не могло состояться в годы холодной войны. И не потому, что АСЕАН - замкнутая региональная организация, принимающая в свои ряды только государства Юго-Восточной Азии. Объединяясь в 1967 г. в ассоциацию, лидеры Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда стремились не только к взаимодействию национальных экономик, но и к противостоянию единым фронтом угрозам, проникавшим в регион со стороны крупных держав, и прежде всего коммунистического Китая и Советского Союза.

ВАН Вэй - соискатель кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. Е-тай: wang.wei@bk.ru

ЦВЕТОВ Пётр Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 7000-1559, Е-mail: proviet99@ mail.ru

Ключевые слова: Китай, Россия, АСЕАН, «Один пояс - один путь», ВРЭП, Южно-Китайское море.

Поэтому вице-президент США Г. Хэмфри поспешил высказаться так: «Формирование АСЕАН очень важное событие для создания барьера на пути распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии, и США поддерживают АСЕАН» [ 1].

В постбиполярный период произошло расширение рядов АСЕАН за счёт Вьетнама (1995 г.), Лаоса и Мьянмы (1997 г.), Камбоджи (1999 г.). Ещё раньше, в 1984 г., в АСЕАН вступил султанат Бруней.

Официальные контакты Москвы и Пекина с АСЕАН начались практически одновременно в 1991 г.

КНР - главный партнёр АСЕАН

На сегодняшний день Китай -

главный партнёр АСЕАН по диалогу. Эти отношения между АСЕАН и Китаем берут начало с момента, когда министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь принял участие в работе 24-го Совещания министров АСЕАН (июль 1991 г., Куала-Лумпур) в качестве гостя правительства Малайзии. Выступая на совещании, глава китайской дипломатии выразил глубокую заинтересованность своего государства в сотрудничестве с АСЕАН.

Впоследствии на 29-м совещании министров иностранных дел АСЕАН (июль 1996 г., Джакарта) Китаю был предоставлен полный статус партнёра по диалогу.

Отношения между АСЕАН и Китаем были подняты на более высокую ступень с подписанием совместной декларации глав государств и правительств о стратегическом партнёрстве во имя мира и процветания на 7-м саммите АСЕАН - Китай в 2003 г. Для реализации идей совместной декларации о стратегическом партнёрстве стороны прини-

мают планы действий по её осуществлению. Первый план был принят в 2010 г., второй - в 2015 г. В 2020 г. завершился третий план действий (на период 2016-2020 гг.) [ 2].

В 2011 г. в Пекине был открыт Центр АСЕАН - Китай.

Этот центр является универсальным информационным центром для содействия развитию сотрудничества между АСЕАН и Китаем в области торговли, инвестиций, туризма, образования и культуры.

С 2011 г. состоялось девять заседаний совместного совета Центра АСЕАН - Китай.

С 2012 г. при штаб-квартире АСЕАН в Джакарте аккредитован постоянный посол КНР.

В 2018 г., когда отмечалось 15-летие стратегического партнёрства АСЕАН - Китай, был принят на 21-м саммите АСЕАН - Китай, ещё один важный документ - «Видение стратегического партнёрства на период до 2030 г.» [2].

Привлекательность АСЕАН для Китая заключается в высоком уровне интеграционного сотрудничества

1 Цит. по: ЧанХьеп. История Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 19672000 годах. Краткий очерк. М.: РУДН, 2002. С. 29.

2 https://asean.org/asean/extemal-relations/china/

в рамках организации, высокой динамике внешнеторговой деятельности стран-членов, их географической близости.

С 1997 г. КНР является участником диалога АСЕАН + 3 (АПТ), куда также входят Япония и Южная Корея.

В рамках АПТ Китай продвигает:

- проекты сотрудничества по защите экологии морских акваторий и выработке единой экологической политики;

- согласование действий по обеспечению энергетической безопасности Восточной Азии;

- расширение взаимодействия в освоении людских ресурсов и подготовке специалистов в рамках Фонда сотрудничества Китай - АСЕАН.

Особое место в отношениях Китая и АСЕАН занимают вопросы политической безопасности, в том числе в связи с неурегулированным спором по вопросам территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря. Китайские представители используют различные площадки для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества, например: АСЕАН + 1, в том числе на высшем уровне, и на совещаниях на уровне министров и старших должностных лиц, а также в рамках таких структур, как региональный форум АСЕАН (АРФ), АСЕАН + 3 (АПТ), Восточноазиат-ские саммиты (ВАС) и Совещания министров обороны АСЕАН с партнёрами по диалогу (СМОА плюс).

Руководители МИД КНР принимают активное участие в расширенных регулярных встречах

министров иностранных дел стран АСЕАН в рамках АРФ. Участвуя в работе этого форума, китайские представители имеют возможность узнать из первых уст, как в регионе воспринимают Китай, в чём соседи Китая видят ключевые проблемы безопасности АТР. Всё это помогает китайскому руководству формировать внешнеполитическую линию в регионе. Пекин также стремится использовать возможности этой организации в качестве форума для выработки мер доверия [ 3].

В качестве ещё одной асеаноцен-тричной организации, в которой участвует КНР, следует назвать Вос-точноазиатские саммиты. Для Пекина ВАС служат каналом для общения с ведущими державами мира и региона.

Следует упомянуть и об участии КНР в форуме Азия - Европа (АСЕМ), который был создан в 1996 г. и с тех пор стал ключевым форумом для диалога по гуманитарным темам между странами Азии и Европы. Для китайской дипломатии АСЕМ представляет собой удобную площадку для установления личных контактов, решения частных проблем в неформальной обстановке, знакомства с культурой различных народов.

Важно отметить, что Китай стал первым партнёром АСЕАН по диалогу, присоединившимся в 2003 г. к Соглашению о дружбе и сотрудничестве (TAC), признав таким образом выработанные странами АСЕАН правила поведения в межгосударственных отношениях. Китай также стал первым государством, обладающим ядерным оружием, которое

3 Goh E, Acharya A. The ASEAN Regional Forum and security regionalism / eds. by M. Curley. N.Y.: Routledge, 2007. P. 100.

выразило своё намерение присоединиться к Протоколу к Договору о зоне свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, подписанном в 1995 г. [2].

В ноябре 2002 г. в Пномпене Китай и АСЕАН подписали Декларацию о поведении сторон в ЮжноКитайском море (DOC). Позднее, в июле 2011 г., на о. Бали (Индонезия) стороны приняли руководящие принципы осуществления декларации DOC, а в июле 2016 г. во Вьентьяне (Лаос) одобрили совместное заявление министров иностранных дел государств - членов АСЕАН и КНР, в котором отражена приверженность сторон к обеспечению полного и эффективного осуществления DOC во всей его полноте.

Также важным для сохранения мира и стабильности в регионе было принятие на 19-м саммите АСЕАН -Китай (сентябрь 2016 г., Вьентьян) совместного заявления о применении Кодекса для незапланированных встреч в Южно-Китайском море и руководящих принципах для горячей линии.

В последние несколько лет Китай и АСЕАН ведут кропотливую работу по составлению Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море. На встрече (август 2017 г., Манила) министры иностранных дел КНР и государств - членов АСЕАН приняли рамочный кодекс поведения. На 20-м саммите АСЕАН - Китай (ноябрь 2017 г.) представители КНР и стран АСЕАН официально объявили о начале переговоров по составлению Кодекса поведения сторон

в Южно-Китайском море. Министр иностранных дел КНР Ван И предложил завершить переговоры по Кодексу к 2021 г. [ 4].

Китай и АСЕАН сотрудничают в рамках Совещаний министров обороны стран АСЕАН с самого их начала (2010 г.); к 2019 г. прошло девять неофициальных встреч министров обороны Китая и стран АСЕАН.

Для координации действий по борьбе с транснациональной преступностью и другими нетрадиционными угрозами ежегодно проводятся консультации старших должностных лиц, а также между министрами КНР и стран АСЕАН по транснациональной преступности. В рамках этой проблематики сторонами были приняты Меморандумы о взаимопонимании между АСЕАН и Китаем о сотрудничестве в области нетрадиционных угроз безопасности в 2004 и 2017 гг., а в 2019 г.- рабочий план АСЕАН - Китай по сотрудничеству в области нетрадиционных угроз безопасности на 2019-2023 гг.

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков АСЕАН и Китай с 2012 г. сотрудничают в рамках консультаций старших должностных лиц АСЕАН по вопросам наркотиков (АСОД + Китай). На координационном совещании АСЕАН - Китай (2018 г., Ханой) была определена область проведения совместных операций Китая и стран АСЕАН в борьбе с опасными видами наркотиков.

Важнейшее место в отношениях Китая и АСЕАН занимает экономическое сотрудничество. И на этом

4 Wong Catherine. South China Sea: Beijing hopes for maritime accord with Asean neighbours in three years // URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2172913/south-china-sea-beijing-hopes-maritime-accord-asean-neighbours)

направлении достигнуты впечатляющие результаты. С 2009 г. КНР сохраняет свои позиции в качестве крупнейшего торгового партнёра АСЕАН, а в 2018 г. Китай стал третьим внешним источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для АСЕАН. Согласно статистике ассоциации, общий объём товарооборота между АСЕАН и Китаем достиг в 2018 г. 479,4 млрд долл., что составляет 17,1% от общего объёма торговли товарами АСЕАН. Приток ПИИ из Китая в АСЕАН составил 10,2 млрд долл. в 2018 г., что составляет 6,6% от общего объёма ПИИ в страны АСЕАН [2].

В ноябре 2002 г. было подписано рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве в целях создания соглашения о свободной торговле между АСЕАН и Китаем (ACFTA), которое вступило в силу 1 января 2010 г. В ноябре 2015 г. в целях модернизации соглашения был подписан Протокол о внесении поправок в рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничество и некоторые соглашения по нему между АСЕАН и КНР [5].

За прошедшие с того времени годы был достигнут значительный прогресс в осуществлении Соглашения о свободной торговле, включая вступление в силу Протокола об обновлении соглашения о свободной торговле для всех сторон и продолжающееся обсуждение оставшихся элементов будущей программы работы в рамках Протокола по улучшению торговли между АСЕАН и Китаем. Соглашение об общей

с АСЕАН зоне свободной торговли позволило КНР также заключать дополнительные соглашения с отдельными государствами - членами АСЕАН.

Содействию торгово-экономическим связям Китая со странами АСЕАН служит ежегодная выставка «Китай - АСЕАН ЭКСПО (САЕХРО)» в китайском г. Наньнин. В рамках этой выставки также проводится деловой и инвестиционный саммит Китай - АСЕАН (САВ!$).

Сотрудничество Китая с АСЕАН в области сельского хозяйства направлено на укрепление кооперации в области развития людских ресурсов посредством проведения серии учебных курсов по агротехнике. Для этого был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом АСЕАН и Министерством сельского хозяйства КНР о сотрудничестве в области сельского хозяйства на период 2007-2011 гг., которое в 2013 г. было продлено сроком на пять лет [5].

КНР и АСЕАН также сотрудничают в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ноябре 2013 г. стороны подписали Меморандум о сотрудничестве в области ИКТ, который охватывает такие области, как содействие соответствующему развитию промышленности, людских ресурсов и инфраструктуры.

Большое внимание КНР уделяет сотрудничеству с АСЕАН в области транспорта и связи. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в этой сфере: в 2007 г. о сотрудничестве в морском транспорте, в 2010 г.- в воздушном транспорте.

5 История развития отношений между КНР и АСЕАН. Справка // URL: russian.people.com. cn/95181/718801.html

В ноябре 2018 г. была принята Программа действий по транспортному сотрудничеству на 2018-2020 гг., которая учитывала содержание Ку-ала-Лумпурского транспортного стратегического плана АСЕАН на 2016-2025 гг. и китайскую инициативу «Один пояс - один путь».

Что касается туризма, то Китай стал основным источником приезжающих туристов для стран АСЕАН.

В 2018 г. общее число туристов, прибывших из Китая в страны АСЕАН, составило 58,2 млн чел., что больше на 15% по сравнению с 2017 г.

В ноябре 2017 г. стороны договорились создать механизм сотрудничества на высоком уровне между соответствующими туристическими организациями, которые будут созываться на регулярной основе.

2012 г. был объявлен Годом сотрудничества между АСЕАН и Китаем в области науки и техники. В течение этого года был осуществлён ряд мероприятий, включая, в частности, министерское совещание АСЕАН - Китай по вопросам науки и техники.

Научно-техническое сотрудничество Китай - АСЕАН сегодня включает в себя создание совместных лабораторий АСЕАН - Китай, спутниковой платформы обмена данными и обслуживания дистанционного зондирования, центра передачи технологий АСЕАН - Китай, приём в КНР талантливых молодых учёных из стран АСЕАН. Успешно действует Китайско-асеановский центр передачи технологий.

В сентябре 2019 г. в Наньнине состоялось 10-е заседание совместного Комитета АСЕАН - Китай по науке и технике.

В ходе его было решено провести 7-й форум по передаче технологий Китай - АСЕАН и совместным инновациям, Международный форум Китай - АСЕАН по инновациям и сотрудничеству в интересах устойчивого развития; выставку по передовым технологиям в рамках ЭКСПО Китай -АСЕАН и др. [5].

Научно-техническое сотрудничество подкрепляется инновационными связями.

2018 г. был объявлен Годом инноваций между АСЕАН и Китаем (У01). В этой связи было опубликовано Заявление о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между АСЕАН и Китаем.

В течение всего 2018 г. был организован ряд мероприятий, посвящённых Году инноваций, в том числе форумы и симпозиумы по инновациям в области передачи технологий, электронной коммерции, «умным городам», молодёжному предпринимательству и возобновляемым источникам энергии.

Видное место китайское руководство отводит АСЕАН в плане реализации инициативы «Один пояс - один путь». Страны АСЕАН должны сыграть роль «стратегических ворот» для осуществления этого проекта. АСЕАН и Китай уже договорились объединить общие приоритеты, которые содержатся в Генеральном плане по связности АСЕАН (МРАС) до 2025 г. и в китайской инициативе «Пояс и путь».

Также отмечен значительный прогресс в сфере образования.

Ежегодно проводятся Недели сотрудничества в области образования между Китаем и АСЕАН. Правительство КНР установило стипендии по программе «Молодые лидеры АСЕАН -Китай».

Взаимодействие Китая с АСЕАН в области культуры осуществляется на плановой основе.

2014 г. был объявлен Годом культурного обмена между АСЕАН и Китаем, в рамках которого были проведены различные мероприятия в государствах - членах АСЕАН и Китае.

В октябре 2018 г. министры культуры приняли рабочий план АСЕАН - Китай по сотрудничеству в области культуры и искусства на 2019-2021 гг. [5].

Сотрудничество АСЕАН - Китай в области защиты окружающей среды основывается на ряде документов. Первый такой стратегический документ охватывал период 20092015 гг., и после его завершения следующая Стратегия сотрудничества на 2016-2020 гг. была одобрена высшим руководством КНР и стран АСЕАН. Начиная с 2011 г. регулярно проводятся Недели экологического

сотрудничества. В октябре 2014 г. было подписано соглашение между КНР и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе со стихийными бедствиями [5].

Подводя итог характеристики отношений Китая с АСЕАН, уместно привести слова председателя КНР Си Цзиньпина, который в своём видеообращении к участникам 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН (ноябрь 2020 г.) отмечал, что спустя семь лет после того, как он выдвинул инициативу совместного построения Китаем и странами АСЕАН «Морского Шёлкового пути 21-го века» и «Сообщества единой судьбы Китай - АСЕАН», «отношения Китая и АСЕАН превратились в наиболее успешную и динамичную модель сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и стали образцом построения сообщества единой судьбы человечества» [6].

Стратегическое партнёрство Россия - АСЕАН

Для России заинтересованность в сотрудничестве с АСЕАН обусловлена стратегическим направлением развития страны на Восток, необходимостью принимать участие в интеграционных процессах в АТР, в том числе и для обеспечения собственной безопасности.

Россия получила статус полноценного диалогового партнёра АСЕАН в июле 1996 г. на встрече министров иностранных дел АСЕАН в Джакарте. В дальнейшем это партнёрство неуклонно развивалось и совершенствовалось.

Взаимодействие между АСЕАН и Россией на самом высоком уровне было отмечено Первым саммитом АСЕАН - Российская Федерация (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия). На саммите АСЕАН и Россия приняли Декларацию глав государств и правительств стран - членов АСЕАН и Российской Федерации о прогрессивном и всеобъемлющем партнёрстве. Этот совместный документ был нацелен на развитие и укрепление диалогового партнёрства Россия - АСЕАН в широком спектре направлений, охватывающих сотрудничество в области политики и безо-

6 Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytlia-17-j-ekspo-kitaj-asean.html

пасности, экономики и устойчивого развития. АСЕАН и Россия также приняли всеобъемлющую Программу действий на 2005-2015 гг. для реализации целей и задач, изложенных в Совместной декларации.

Второй саммит АСЕАН - Российская Федерация был проведён в ноябре 2010 г. в Ханое (Вьетнам). На мероприятии стороны подтвердили свою приверженность укреплению и дальнейшему продвижению прогрессивного и всеобъемлющего партнёрства Россия - АСЕАН в направлении повышения уровня отношений на более высокую ступень, а также тесному сотрудничеству в рамках развивающейся региональной архитектуры в АТР.

В мае 2016 г. АСЕАН и Россия отметили 20-летие своих диалоговых отношений проведением юбилейного саммита в Сочи, на котором лидеры приняли Сочинскую декларацию, где намечено будущее направление отношений и сотрудничества Россия -АСЕАН. Тогда же была образована группа из видных деятелей России и АСЕАН (AREPG), которая должна готовить обзоры по состоянию отношений России и АСЕАН, изучать пути их развития, давать рекомендации по расширению и углублению существующего сотрудничества между АСЕАН и Россией, прогнозировать направления будущего сотрудничества Россия - АСЕАН [7].

Важной вехой в диалоговых отношениях Россия - АСЕАН стал созыв Третьего саммита Россия - АСЕАН (ноябрь 2018 г., Сингапур), который, в частности, принял совместное за-

явление саммита АСЕАН - Российская Федерация по стратегическому партнёрству. Именно на этой встрече было достигнуто согласие сторон поднять отношения АСЕАН - Россия до уровня стратегического партнёрства. На саммите также было принято Заявление АСЕАН - Российская Федерация о сотрудничестве в области безопасности и в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, а также подписан Меморандум о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссией по экономическому сотрудничеству.

В настоящее время сотрудничество Россия - АСЕАН осуществляется в рамках Всеобъемлющей программы действий по развитию сотрудничества между АСЕАН и Российской Федерации на 20162020 гг., которая была принята министрами иностранных дел стран АСЕАН и России в ходе юбилейного саммита в Сочи в мае 2016 г.

Всеобъемлющая программа на 2016-2020 гг. направлена на развитие и укрепление диалоговых отношений между Россией и АСЕАН путём оказания помощи АСЕАН в её усилиях по региональной экономической интеграции и формированию Сообщества АСЕАН. Эта программа также реализуется в рамках совместных проектов, которые поддерживаются Финансовым фондом диалогового партнёрства АСЕАН - Россия (ARDPFF), созданным в 2007 г. За годы функционирования фонда Россия увеличила свой ежегодный взнос в него с 500 тыс. до 1,5 млн долл. [8].

7 Диалоговое партнёрство Россия - АСЕАН // URL: https://www.mid.rU/ru/asean/-/asset publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723

8 https://asean.org/asean/external-relations/russia/

После вступления в силу Устава АСЕАН (2008 г.) Россия в 2009 г. аккредитовала своего посла при АСЕАН, а потом учредила свою дипломатическую миссию при АСЕАН в Джакарте (официально открыто российским МИД 9 августа 2017 г.).

В июне 2010 г. в Москве был открыт Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России, который призван взаимодействовать распространению информации о диалоговом партнёрстве Россия - АСЕАН.

АСЕАН и Россия активно взаимодействуют в сфере политики и безопасности.

Российская Федерация присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (TAC) в ноябре 2004 г. Присоединившись к TAC, Россия приняла его как важный кодекс поведения, регулирующий межгосударственные отношения в Юго-Восточной Азии. В настоящее время российская дипломатия придаёт ключевое значение взаимодействию с асеановской «десяткой» в области политики и безопасности, в фокусе которого - вопросы формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе равноправной, сбалансированной и транспарент-ной архитектуры [7].

Россия имеет возможность расширять и углублять политическое и экономическое сотрудничество с АСЕАН благодаря активному участию в различных асеаноцентрич-ных механизмах и форумах, включая Восточноазиатские саммиты Региональный форум АСЕАН, и Совещание министров обороны АСЕАН с партнёрами по диалогу (СМОА плюс).

Москва уделяет большое внимание взаимодействию с АСЕАН в области противодействия глобальным нетрадиционным угрозам.

Создана и работает Совместная рабочая группа Россия - АСЕАН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.

В 2017 г. состоялось первое в истории координационное совещание по вопросам борьбы с наркобизнесом с участием России, которое ознаменовало начало сотрудничества России и АСЕАН в этой области [8].

Экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами АСЕАН составляет важную часть всего комплекса взаимоотношений России с ассоциацией.

Для развития экономических связей сторонами были созданы такие механизмы, как встречи старших должностных лиц экономических ведомств, консультации министров экономики стран АСЕАН и России. На таких консультациях в сентябре 2017 г. министры одобрили пересмотренную программу торгово-инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН на период после 2017 г.

Эта программа включает, в частности, регулярные диалоги, различные проекты в области технологий, продовольствия и сельского хозяйства, транспорта, энергетики, туризма, малого и среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также надо упомянуть постоянно действующий Деловой форум Россия - АСЕАН, а Бизнес-диалог Россия - АСЕАН, также проводящийся в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке [ 9].

9 https://www.mid.ru/ru/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723

Однако в последние годы двусторонняя торговля между странами АСЕАН и Россией демонстрирует отрицательный экономический рост.

Она уменьшилась на 9,1% с 20 млрд долл. в 2018 г. до 18,2 млрд долл. в 2019 г.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в АСЕАН тоже сократился -с 55,81 млн долл. в 2018 г. до 45,17 млн долл. в 2019 г. [8].

И Россия, и АСЕАН рассматривают в качестве самого важного и перспективного направления сотрудничество в сфере энергетики. Обе стороны особо заинтересованы углублять взаимодействие с акцентом на нефть и газ, электроэнергетику, возобновляемые источники энергии. На высшем уровне в АСЕАН был одобрен новый рабочий план энергетического сотрудничества АСЕАН -Россия на 2016-2020 гг.

Ещё одной областью сотрудничества является транспорт.

В декабре 2016 г. была принята Московская совместная декларация АСЕАН - Россия «Продвижение к взаимовыгодному транспортному сотрудничеству». Учитывая важную роль транспорта в устойчивом развитии Азиатско-Тихоокеанского региона, в Декларации подчёркиваются совместные усилия по обеспечению согласованного и эффективного транспортного сотрудничества между обеими сторонами, такие как:

- улучшение координации;

- содействие использованию интеллектуальных транспортных систем;

- навигационные спутники;

- обмен информацией и передовым опытом;

- подготовка кадров.

Сотрудничество России и АСЕАН в области науки и техники осуществляется на основе Плана действий в области науки, технологий и инноваций (ARPASTI) на 2016-2025 гг., который направлен на повышение мобильности учёных, укрепление и развитие совместных НИОКР, увеличение степени практического использования НИОКР, укрепление региональных научно-технических и инновационных связей [8].

Положительная динамика отмечается в сфере туризма.

Число прибывших из России в страны АСЕАН в 2018 г. составило 2,5 млн чел., что означает увеличение по сравнению с показателями 2017 г. на 2,3 млн чел. [8].

Сотрудничество России и АСЕАН в области туризма развивается на основе регулярных консультаций. Также был разработан и успешно реализован ряд проектов по развитию туризма, в частности, учебные курсы по русскому языку для туроператоров АСЕАН и проект по разработке ИКТ-платформы для обеспечения безопасности туристов.

В сфере культурного сотрудничества был достигнут определённый прогресс.

В 2020 г. АСЕАН и Россия подписали Соглашение о культурном сотрудничестве. Провозглашение 2016 г. Годом культуры Россия -АСЕАН привело к реализации ряда мероприятий, включая совещание министров культуры Россия - АСЕАН (19 мая 2016 г.) и Первый фестиваль культуры Россия - АСЕАН (май 2016 г., Сочи).

Запоминающимся событием стали выступления молодёжного симфонического оркестра Россия - АСЕАН

во Вьентьяне (апрель 2017 г.) и в Сингапуре (октябрь 2019 г.).

На саммите АСЕАН - Россия в 2016 г. министры культуры России и стран АСЕАН договорились и далее содействовать обменам в области культуры и искусства [8].

В области здравоохранения Россия инициировала серию краткосрочных курсов для 100 специалистов из государств - членов АСЕАН по темам молекулярно-генетических методов обеспечения биологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения Азиатско-Тихоокеанского региона [8].

Ещё одной областью сотрудничества России и АСЕАН является сфера образования.

В сентябре 2016 г. во Владивостоке был проведён первый Университетский форум Россия -АСЕАН, на котором обсуждались вопросы укрепления и диверсификации сотрудничества Россия -АСЕАН в области науки и образования, а также

создания предпосылок для укрепления плодотворных связей между университетами и университетскими научно-исследовательскими институтами России и АСЕАН.

В сентябре 2017 г. во Владивостоке состоялся второй Университетский форум Россия - АСЕАН.

Ещё один форум Россия - АСЕАН по образованию был проведён в октябре 2019 г. в Московском государственном институте международных отношений. На форуме присутствовали старшие должностные лица АСЕАН по вопросам образования.

В декабре 2017 г. было принято решение о создании рабочей группы Россия - АСЕАН по образованию (АЕШОЕ) и разработке плана действий Россия - АСЕАН по образованию [8].

Весьма активно осуществляется работа по расширению контактов между молодёжью России и стран АСЕАН.

В мае 2013 г. в Москве прошёл первый Молодёжный саммит Россия - АСЕАН.

Впоследствии было ещё четыре молодёжных саммита.

У каждого партнёрства свои сильные стороны

Имея общие взгляды на построение многополярного мира и поддержание тенденций к регионализму, рассматривая АТР как приоритетную зону своего присутствия, Москва и Пекин активно развивают сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и её членами. Отношения двух глобальных акторов с АСЕАН сегодня достигли уровня стратегического партнёрства. Можно также отметить, что сотрудничество двух крупных держав с АСЕАН осуществляется практически по одним и тем же направлениям. Этот момент, очевидно,

обусловлен потребностями и возможностями ассоциации. Однако масштабы наполнения конкретных направлений определяются главным образом потенциями Китая и России.

Очевидно, что Китай превосходит Россию по экономическим связям с АСЕАН. Достаточно сравнить торговый оборот КНР - АСЕАН (479,8 млрд долл.) с торговым оборотом России с АСЕАН (18,2 млрд долл.) и инвестиции, вложенные в экономику стран АСЕАН Китаем (10,2 млрд долл.) и Россией (45,17 млн долл.) [2, 8], чтобы удостовериться в этом. В перспективе этот отрыв может увеличиться, так

как расширению торгово-экономических связей Китая со странами - членами АСЕАН будет содействовать инициатива «Один пояс - один путь», конкретные проекты которой касаются стран Юго-Восточной Азии.

У Кремля пока нет такого масштабного проекта с субстантивным наполнением. Эксперты из Института Дальнего Востока РАН считают, что у России «ещё не выработана общая стратегия» в отношении АСЕАН [10, с. 189].

Нельзя не согласиться с теми же российскими экспертами, которые утверждают по поводу экономических связей КНР со странами АСЕАН следующее: «Различный по странам, но одинаково высокий уровень этих связей и зависимость этих стран от поставок китайских товаров, от торговли с ним, инвестиций и кредитов дали Китаю большое преимущество по сравнению с другими конкурентами» [10, с. 268].

Новый, более высокий этап в развитии торгово-экономического сотрудничества Китая и АСЕАН наступил с заключением в ноябре 2020 г. Соглашения о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ЯСЕР). Создана огромная зона свободной торговли, включающая КНР, государства АСЕАН и ещё ряд стран региона, кроме России.

Но у России более прочные, чем у Китая, позиции в сфере обороны и безопасности АСЕАН.

Исторической основой её является давнее сотрудничество Москвы в оборонной сфере с рядом государств АСЕАН (прежде всего с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, Мьянмой, Индонезией), а также отсутствие в отношениях России прецедента вооружённой конфронтации со странами - членами АСЕАН (в отличие от США, Великобритании, Франции, Японии и Китая).

Военно-техническое сотрудничество России со странами АСЕАН является важным явлением настоящего времени, хотя с рынка вооружений её начинают постепенно теснить новые экспортёры оружия. Среди них и Китай, который, как известно, копирует многие образцы российской военной техники и вооружения и успешно продаёт эти «копии» азиатским странам.

В 2019 г. Китай стал вторым (после США) крупнейшим экспортёром вооружения в мире [ 11]. В Юго-Восточной Азии покупателями китайской военной техники сегодня являются Мьянма, Таиланд, Индонезия.

В условиях практически открытой конфронтации США и Китая место России в международных отношениях Азиатско-Тихоокеанского региона выглядит особым образом. По словам министра иностранных дел России С. В. Лаврова, «сегодня российско-асеановская стратегическая "связка" стала одним из ключевых факторов обеспечения региональной безопасности» [12].

10 Локшин Г.М., Кобелев Е. В., Мазырин В.М. Сообщество АСЕАН в современном мире. М.: Форум, 2019.

11 https://www.dw.com/en/us-china-ruled-global-arms-market-in-2019-siprl/a-55841154

12 Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Российско-вьетнамской конференции клуба «Валдай» 25 февраля 2019 г. // URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/ highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/

Отношения КНР с АСЕАН в политической области обременены территориальным спором за острова в Южно-Китайском море. Ряд стран: Вьетнам, Филиппины, Индонезия категорически не приемлют притязания Пекина на большую часть акватории этого моря.

Россия сохраняет нейтралитет в этом споре. В Пекине к такой позиции Москвы относятся положительно.

Библиография • References

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Российско-вьетнамской конференции клуба «Валдай» 25 февраля 2019 г. // URL: https:// ru.valdaLclub.com/a/highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/ [Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossii Sergeya Lavrova na Rossijsko-v'etnamskoj konferencii kluba «Valdaj» 25 fevralya 2019 g. // URL: https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/] Диалоговое партнёрство Россия - АСЕАН // URL: https://www.mid.ru/ru/asean/-/

asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723 [Dialogovoe partnyorstvo Rossiya - ASEAN // URL: https://www.mid.ru/ru/asean/-/

asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723] История развития отношений между КНР и АСЕАН. Справка // URL: russian.

people.com.cn/95181/718801.html [Istoriya razvitiya otnoshenij mezhdu KNR i ASEAN. Spravka // URL: russian.people.

com.cn/95181/718801.html] Локшин Г. М., Кобелев Е. В., Мазырин В. М. Сообщество АСЕАН в современном

мире. М.: Форум, 2019.- 296 с. [Lokshin G. M., Kobelev E. V., Mazyrin V. M. Soobshchestvo ASEAN v sovremennom

mire. M.: Forum, 2019.- 296 s.] Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytiia- 17-j-ekspo-kitaj-asean.html [Si Czin'pin vystupil na ceremonii otkrytiya 17-j EKSPO Kitaj - ASEAN // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytiia-17-j-ekspo-kitaj-asean.html]

Чан Хъеп. История Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 19672000 годах. Краткий очерк. М.: РУДН, 2002.- 242 с. [CHan H'ep. Istoriya Associacii gosudarstv YUgo-Vostochnoj Azii (ASEAN) v 1967-2000

godah. Kratkij ocherk. M.: RUDN, 2002.- 242 s.] Goh E., Acharya A. The ASEAN Regional Forum and security regionalism / eds. by

M. Curley. N.Y.: Routledge, 2007.- 230 р. Wong Catherine. South China Sea: Beijing hopes for maritime accord with Asean neighbours in three years // URL: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/2172913/south-china-sea-beijing-hopes-maritime-accord-asean-neighbours) https://asean.org/asean/external-relations/china/ https://asean.org/asean/external-relations/russia/

https://www.dw.com/en/us-china-ruled-global-arms-market-in-2019- sipri/a-55841154 https://www.mid.ru/ru/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/ id/2352723

Статья поступила в редакцию 27 декабря 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.