КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
В.С. Водопьянов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Данная статья посвящена изучению сотрудничества государств Северной Европы в сфере культуры и образования как одной из основ североевропейской интеграции. Взаимодействие в указанных областях активно развивается сегодня не только в силу общих культурно-исторических корней и ценностей северных стран, но и имеет четкие прагматические цели. Так, оно выполняет важную утилитарную функцию по обслуживанию потребностей общего рынка труда в Северо-Европейском регионе, ситуация на котором усложняется в связи с низкой рождаемостью и старением населения. Задача по повышению его эффективности решается путем формирования и развития общего культурного, языкового, образовательного и социального пространства. Особое внимание в статье уделяется конкретным механизмам и формам взаимодействия в указанных областях, цель которого - подготовка высококвалифицированной рабочей силы и облегчение адаптации мигрантов из других государств региона к условиям жизни в каждой из них. Широкий инструментарий включает совместно финансируемые специализированные организации, комитеты, межгосударственные культурные фонды, тематические программы культурного сотрудничества, региональные проекты и программы мобильности, Северные культурные форумы, премии Северного Совета и т.д.
Ключевые слова: «северное сотрудничество», североевропейская интеграция, Северная Европа, Хельсинское соглашение 1962 г., культурное сотрудничество, образовательное сотрудничество.
Страны Северной Европы - Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания и три автономные территории - Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова - осуществляют тесное региональное взаимодействие в политической, экономической, социальной, экологической, культурной и других сферах. Оно получило название «северное сотрудничество». В условиях глобализации объединение усилий государств региона является ответом на ее вызовы и имеет целью продвижение общих и национальных интересов на региональной и международной арене.
В активную фазу сотрудничество между североевропейскими государствами вошло с 1930-х гг. Еще в середине ХХ в., то есть намного раньше, чем в ЕЭС/ЕС, северными государствами был введен безвизовый режим (1952 г.), созданы общий рынок труда (1954 г.) и единое социальное пространство (1955 г.). Так, Конвенция о социальной защите 1955 г. предоставила равные социально-экономические права всем гражданам региона [1, с. 391]. Однако не все амбициозные интеграционные проекты в Северной Европе были реализованы: не увенчались успехом, например, идеи по созданию оборонного союза (1949 г.), экономической интеграции в рамках плана НОРДЭК (1969 г.). Сегодня для экономической интеграции северных стран не существует препятствий. Как известно, три из них (Дания, Финляндия и Швеция) являются членами Европейского союза, а Исландия и Норвегия входят в Европейское экономическое пространство (ЕЭП).
Тем не менее сегодня уровень межгосударственных связей между северными странами по ряду направлений более высокий, чем во многих других интеграционных группировках, в том числе и в Европейском союзе [2, с. 631]. Как отмечает профессор МГИМО Л.С Воронков, «по достижениям североевропейской интеграции можно судить об основных направлениях будущего развития интеграционных процессов в ЕС» [3, с. 3 - 21]. Важными предпосылками североевропейской интеграции стали географическая близость, культурно-историческая, этническая, религиозная и языковая общность североевропейских народов. Государства Северной Европы имеют богатое общее историческое прошлое, на протяжении которого происходило культурное сближение и взаимопроникновение. Так было в эпоху династических и военно-политических союзов (Кальмарская уния 1397-1523 гг., Датско-норвежская уния 1536-1814 гг., Шведско-норвежская уния 1814-1905 гг.), в период нахождения Финляндии в составе Швеции, а Исландии - под властью Норвегии, а затем Дании и т.д.
Все народы Северной Европы, кроме финнов, относятся к атланто-балтийской «малой» расе. Коренное население региона преимущественно исповедует лютеранство. Шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский языки, входящие в северогерманскую группу индоевропейских языков, произошли от древнескандинавского.
Первые три языка настолько похожи, что их носители могут понимать друг друга. При этом на них говорит около 80% населения региона. Таким образом, Северная Европа представляет собой «локальную цивилизацию», единое культурное пространство. Именно поэтому общая для государств региона культура является фундаментом североевропейской интеграции.
Однако культурное сотрудничество северных государств активно развивается сегодня не только в силу их общих культурно-исторических корней и ценностей, но и имеет четкие прагматические цели. Так, культурное сотрудничество, в широком понимании включающее в себя сферу образования, выполняет важную утилитарную функцию по обслуживанию потребностей общего рынка труда в Северной Европе, ситуация на котором усложняется в связи с низкой рождаемостью и старением населения в регионе. Взаимодействие в вышеуказанных сферах имеет целью подготовку высококвалифицированных кадров и облегчение адаптации мигрантов из других государств региона к условиям жизни в каждой из них. При этом очевидно, что правительства государств Северной Европы заинтересованы в притоке рабочей силы в первую очередь из других стран региона, учитывая их единую североевропейскую идентичность. Таким образом, интерес представляет изучение наработанного опыта сотрудничества государств Северной Европы в сфере культуры и образования: его юридической базы, конкретных механизмов, инструментария и форм.
Правовой основой регионального взаимодействия в сфере культуры и образования является базовый для всего «северного сотрудничества» Хельсинкский договор 1962 г., зафиксировавший магистральные направления развития всей североевропейской интеграции, которые планомерно реализуются с момента его подписания и по настоящее время. Данным документом предусмотрены обмены в области музыки, литературы, кино, живописи, театра и других областях посредством радио и телевидения [4]. Северные страны также обязались поощрять изучение в школах языков, культуры и быта других северных народов, предоставлять учащимся возможности получать образование и сдавать экзамены в учебных заведениях любой из них, признавать школьные аттестаты и дипломы выпускников [3].
Важную роль также играет Соглашение о культурном сотрудничестве 1971 г. с поправками 1983, 1985, 1989 гг. Его цель - углубление культурных связей между североевропейскими государствами, продвижение общей северной культуры, а также повышение эффективности совместных инвестиций в образование, научные исследования и культурную деятельность[5]. За разработку региональной политики в области образования и культуры отвечают Совет министров образования и науки и Совет министров культуры в рамках Совета министров северных стран (СМСС) - межправительственного органа «северного сотрудничества». 31 октября 2012 г.
последним была принята очередная стратегия развития культурного сотрудничества в период на 2013-2020 гг. [6]
В рамках Северного совета - органа межпарламентского сотрудничества - действует Комитет по вопросам культуры и образования, в сферу ответственности которого входит также языковая, культурная и медийная политика. Кроме того, созданы комитеты в области начального, среднего и высшего образования, а также образования взрослых [2]. Северными странами создан широкий инструментарий в сфере культурного сотрудничества:
- во-первых, это двусторонние культурные фонды: датско-исландский, финско-датский, норвежско-финский и другие (всего 16). Крупнейшим из них является шведско-финский культурный фонд, общий бюджет которого составляет более 32 млн евро [7]. Важно отметить, что подобные фонды создаются совместно северными странами и их автономными территориями. Так, например, существуют датско-гренландский и датско-фарерский культурные фонды;
- во-вторых, речь идет об общественных культурных фондах, к которым в первую очередь относится Северный культурный фонд, созданный в 1966 г. Управление им осуществляет Секретариат по вопросам культуры в Копенгагене. Каждый год фонд выделяет полученные из бюджета СМСС средства (более 3,6 млн евро в 2012 г.) на реализацию совместных проектов в области искусства и культуры [6]. В общей сложности ежегодно финансирование получают порядка 250 проектов. Обязательным условием является участие в проекте не менее трех северных стран или автономных территорий. При этом соискателями грантов могут быть как любители, так и профессионалы в сфере культуры и искусства. За финансовой помощью они могут обратиться и в другие североевропейские организации, однако общий объем финансирования не должен превышать 85% стоимости проекта, а для проектов стоимостью свыше 100 тыс. датских крон - не более 50% [6].
Одним из приоритетов Северного культурного фонда является поддержка культурной деятельности среди молодежи и детей, а также ее стимулирование в малонаселенных частях региона. Примером проекта, поддержанным Северным культурным фондом, является совместная художественная выставка в Северном павильоне Венецианской биеннале, а также выставка «Северное искусство сегодня» в Санкт-Петербурге. Помимо всего прочего, раз в два года фонд выделяет средства на проведение культурного мероприятия года в Северной Европе (Nordic Cultural Event of the Year);
- в-третьих, существует несколько частных культурных фондов, в том числе Леттерштедт-ское общество. Оно было образованно в 1875 г. в соответствии с завещанием предпринимателя и шведско-норвежского консула в Кейптауне Якоба Леттерштедта, пожертвовавшего 50 млн шведских крон (около 24 млн евро в современ-
ном эквиваленте) на развитие «скандинавского единства» между Швецией, Данией и Норвегией [8, с. 62]. Одним из направлений деятельности данного общества стало издание с 1878 г. Северного журнала науки, искусства и промышленности [8, с. 62]. Другим примером является частный фонд вдовы датского промышленника Клары Лахман, созданный в 1920 г. с целью укрепления культурного сотрудничества между североевропейскими государствами.
Другими формами регионального культурного сотрудничества являются:
1. Ежегодные премии Северного совета - литературная, музыкальная и кинопремия - в размере 350 тыс. датских крон (47 тыс. евро), основная цель которых заключается в привлечении внимания к североевропейскому искусству и культуре. В Северной Европе литературная премия Северного совета практически равноценна Нобелевской премии [9, с. 104 - 108].
2. Тематические программы культурного сотрудничества. Так, в настоящее время действует программа в области культуры и искусства (Culture and Art Programme) и балтийско-североевропейская программа мобильности в сфере культуры (Nordic-Baltic Mobility Programme for Culture) на 2012-2014 гг., которые направлены на оказание в разных формах поддержки культурным проектам. Ежегодный бюджет данных программ составляет 2,1 млн евро и 1,6 млн евро соответственно [6]. В роли секретариата этих двух программ выступает Северный культурный пункт (Nordic Culture Point) в Хельсинки. Помимо того, в настоящее время также реализуется грантовая программа Комитета по вопросам детей и молодежи (NORDBUK) - совещательного и координационного органа в рамках СМСС. Цель ее заключается, в частности, в поддержке культурных проектов с участием детей и молодежи, а также в усилении их североевропейской идентичности.
3. Северные культурные форумы (Nordic Culture Forum), организуемые с 2007 г. в форме конференций и семинаров и представляющие собой площадки для обмена мнениями и информацией между североевропейскими чиновниками в сфере культуры и искусства и теми, кто непосредственно работает в этих областях. В настоящее время культурные форумы также используются для ежегодного обсуждения хода реализации стратегии по развитию культурного сотрудничества в период на 2013-2020 гг.
4. Северная программа по созданию компьютерных игр (Nordic Game Programme). Ее суть заключается в поддержке североевропейских разработчиков по созданию игр на одном из национальных языков, их производству и сохранению за ними прав на интеллектуальную собственность. В 2013 г. бюджет программы составит 3 млн датских крон [10].
5. Фонд Хасселби (Hässelby Foundation), созданный в 1963 г. в качестве форума для культурного обмена между столицами пяти североевропейских государств (Стокгольм, Хельсинки, Осло,
Копенгаген и Рейкьявик) и трех автономных территорий (Нуук, Мариехамн и Торсхавн). С 2000 г. ответственность за развитие культурных связей между городами перешла на местный уровень [6].
Государства Северной Европы создали многочисленные совместные организации, которые содействуют региональному культурному сотрудничеству, а также развитию как национальной, так и общей североевропейской культуры. К ним относятся:
- Северные дома (Nordic House) в Рейкьявике (Исландия) и Торсхавне (Фарерские острова). Они регулярно организуют различные культурные мероприятия, в том числе концерты, театральные и танцевальные представления, литературные фестивали, а также выставки. К числу наиболее крупных мероприятий относятся Биеннале Северной моды и Международный кинофестиваль в Рейкьявике [11]. Кроме того, Северный дом на Фарерских островах выступает организатором музыкальной премии Северного совета;
- Северные институты в Финляндии, Гренландии и на Аландских островах, имеющие целью, с одной стороны, распространять информацию о национальной культуре и языке в остальных североевропейских странах, с другой стороны -просвещать местное население по вопросу о культуре других государств и автономных территорий Северной Европы;
- Информационные бюро Совета министров северных стран в России (в Калининграде и Санкт-Петербурге), посредством которых популяризуется культура Северной Европы и распространяется информация о региональных культурных программах;
- Северный фонд кино и телевидения (Nordic Film & TV Fund) предоставляет частичное финансирование творческих работ, в том числе художественных и документальных фильмов, а также сериалов;
- Северный центр журналистики (Nordic Journalist Centre), в задачи которого входит стимулирование в средствах массовой информации интереса к североевропейской идентичности и культурной общности.
Особое место в области культурного взаимодействия в Северной Европе занимает языковое сотрудничество, которое призвано сохранить редкие североевропейские языки, а также облегчить понимание гражданами региона друг друга. Так, например, в школах Финляндии, Исландии, в Гренландии и на Фарерских островах обязательным является изучение одного из скандинавских языков. Преподавание северных языков и культуры ведется в более чем в 200 учебных заведениях Северной Европы. Координацией работы по изучению языков занимается Информационный центр северных языков, Секретариат северных языков, а также литературные курсы по северным языкам [2, с. 631].
В 1996 г. была принята Конвенция о языках, согласно который граждане северных стран имеют право говорить на родном языке, а также получить
перевод при обращении в государственные органы другого североевропейского государства. Ответственными за выполнение данного юридически обязывающего соглашения являются министры по северному сотрудничеству [6]. Долгосрочные цели и задачи в области языковой политики зафиксированы в Декларации о Северной языковой политике 2006 г. Северные страны осуществляют совместное финансирование языковых проектов в регионе. Так, например, соответствующие гранты можно получить по языковой и культурной программе «Нордплюс», а также из Северного культурного фонда. Стоит отметить, что, несмотря на все применяемые меры в рамках единой языковой политики, граждане Северной Европы испытывают все большие трудности в языковом понимании друг друга, особенно это касается молодежи. К таким выводам пришли исследователи из Лундского университета в Швеции [6].
Одним из достижений североевропейской интеграции является создание единого образовательного пространства. В соответствии с Хельсинкским соглашением 1962 г. в северных странах унифицированы образовательные системы и действует взаимное признание дипломов на всех уровнях обучения. Студенты могут не только проходить учебные курсы и сдавать экзамены в учебных заведениях всех северных стран, но и имеют возможность получить финансовую помощь во время обучения. Однако интересно отметить, что в Финляндии, например, на основании местного Закона об иностранцах, граждане северных стран выделены в отдельную группу. Они могут получить государственное пособие на учебу только в том случае, если получение финского образования не является их основной целью пребывания в стране. Требуется также получить у себя на родине свидетельство о переезде (muutokirja), что, по сути, является формальностью. Стоит также отметить, что на основании родственных связей данный вид пособия может быть выдан только после обязательной процедуры регистрации в Финляндии. Данное требование является логичным механизмом сохранения рабочей силы, получившей образование за счет бюджетных средств, на финском рынке труда.
Одной из форм северного сотрудничества в сфере образования являются совместные магистерские программы североевропейских университетов (Nordic Masters Programme). Данный вид сотрудничества обеспечивает уникальность образовательных курсов и повышает привлекательность региона как международного образовательного и исследовательского центра. С 2007 г. уже было организовано более 16 совместных межвузовских программ. В 2013 г. на реализацию каждого из подобных проектов предусмотрено финансирование до 1,1 млн датских крон [12]. Обязательным условием программы является участие в ней минимум трех высших учебных заведений из трех стран Северной Европы, а также двухгодичный период обучения в магистратуре (120 ECTS). Для обеспечения полноценного вовлечения вузов-
участников проекта выдвигается требование об организации каждым из них нескольких учебных курсов, успешное окончание которых предоставит студентам минимум 20 кредитов (20 ECTS). Схема выделения средств выглядит следующим образом: на подготовительном этапе вуз-координатор магистерской программы получает 50% финансирования, а остальная половина поступает только после предоставления отчета о реализации проекта [12].
В целом же вопросы развития сотрудничества между высшими учебными заведениями Северной Европы обсуждаются в рамках Ассоциации ректоров североевропейских университетов (The Association of Nordic University Rectors Conferences, NUS) [13]. В свою очередь, рамочная программа «Нордплюс» (Nordplus) нацелена на укрепление сотрудничества в сфере образования в Северной Европе, а также на:
- создание единого балтийско-североевропейского образовательного пространства [14];
- повышение общего уровня образования населения региона;
- развитие сотрудничества и обменов в сфере дошкольного, школьного и высшего образования, а также образования для взрослых;
- установление имеющих отношение к этой сфере сетевых партнерств между образовательными учреждениями, бизнес-сектором и государственными органами [15].
Северные страны совместно финансируют региональные программы мобильности учащихся и студентов, преподавателей школ и вузов. Ежегодно в них участвуют более 10 тыс человек. Бюджет «Нордплюс» на период 2012-2016 гг. составляет около 9 млн евро [16].
Платформой для междисциплинарных исследований, а также форумом для обмена мнениями и идеями между учеными из стран Северной
Европы является Северо-Европейский летний университет (Nordic Summer University), существующий уже более 50 лет. В основном финансирование, предлагаемое данным учреждением, предоставляется для организации научных симпозиумов и конференций, которые обычно проходят в зимний и летний периоды [17]. Помимо того, на основе подписанного в 1982 г. Соглашения о профессиональной подготовке трудящихся действуют такие организации, как Северный институт профессионального обучения и здоровья в Финляндии и единый Северный центр профессионального обучения рабочей силы в Швеции [2, с. 631]. Все это отражает согласованный курс государств Северо-Европейского региона на развитие единого рынка труда и углубление интеграции.
В целом культурное и образовательное сотрудничество между государствами Северной Европы является одной из основ североевропейской интеграции. В своей политике страны региона исходят из общего понимания того, что развитие данных сфер является ключом к решению надвигающихся социально-экономических проблем и других вызовов, которые несет с собой глобализация. В первую очередь речь идет о совместной подготовке высококвалифицированных кадров и повышении эффективности общего рынка труда путем формирования и развития общего культурного, языкового, образовательного и социального пространства. Для реализации этой цели северными странами проводится долгосрочная целенаправленная политика. В частности, создан широкий инструментарий, включающий совместно финансируемые специализированные организации, комитеты, фонды, региональные проекты и программы мобильности. Таким образом, создаются все условия для успешной адаптации рабочей силы из северных стран к условиям жизни в любом государстве региона.
Список литературы
1. Северная Европа. Регион нового развития / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюшиной. М.: Весь Мир, 2008. С.391.
2. Буторина О.В. Интеграционные процессы на Севере Европы // Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В.Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. С. 631.
3. Воронков Л.С. Страны Северной Европы, «Северное измерение» и Россия // Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО(У) МИД России. 2009. Вып. 1 (41). С.3-21.
4. Хельсинкский договор о северном сотрудничестве 1962 года. Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/ documents/legislation/eur_int_law/nordic.htm
5. Соглашение о культурном сотрудничестве между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией 1971 года. Режим доступа: http://www.norden.org/en/about-nordic-co-operation/agreements/ treaties-and-agreements/culture/agreement-concerning-cultural-co-operation
6. Официальный сайт «северного сотрудничества». Режим доступа: http://www.norden.org/fi
7. Официальный сайт шведско-финского культурного фонда. Режим доступа: http://www.kulturfonden.net/
8. Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2011. №6 / Сост. Т.Н.Гончарова. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2011. С62.
9. Лютикова Г.В. Северное культурное сотрудничество продолжается // Обсерватория культуры. 2006. №4. С.104-108.
10. Официальный сайт Северной программы по созданию компьютерных игр (Nordic Game Programme). Режим доступа: http://www.nordicgameprogram.org/
11. Официальный сайт Северного дома в Рейкьявике (Исландия). Режим доступа: http://www.no^dichouse. is/
12. Call for Proposals Nordic Master Programme 2013. Available at: http://www.siu.no/eng/content/ download/10934/107024/file/NMP%20-%20Call%20for%20proposals%202013.pdf (Retrieved May 26, 2013)
13. Research collaboration at university and institutional level // Official site of Nordforsk. Available at: http:// nordforsk00.fe.rzob.gocept.net/en/policy/norden/forskningssamarbeid-pa-universitets-og-institusjonsniva (Retrieved May 26, 2013).
14. Official site of Nordplus. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/nordplus/about_nordplus (Retrieved May 26, 2013).
15. Nordplus 2012-2016. Handbook 2012. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/content/ download/400/3276/file/Nordplus%20Handbook%202012%20eng%20-%20final.pdf (Retrieved May 26, 2013).
16. Call for Proposals. Nordplus Programme 2012. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/content/ download/369/2810/file/Call%20for%20Proposals%20-%20Nordplus%202012.pdf (Retrieved May 26, 2013).
17. Official site of Nordic Summer University. Available at: http://www.nsuweb.net/wb/pages/information/ briefly-in-english.php (Retrieved May 26, 2013).
Об авторе
Водопьянов Виктор Сергеевич - аспирант кафедры европейской интеграции МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
NORDIC COOPERATION IN CULTURE AND EDUCATION
V.S. Vodopyanov
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article is dedicated to the Nordic cooperation in culture and education as a basis of the subregional integration. Nordic countries actively develop interaction in these spheres today both because of the common historical and cultural roots and values and due to pragmatic reasons. Thus, it performs an important utilitarian function by serving the needs of the common labour market in the Nordic region, which faces challenging problems, such as low birth rates and aging of the population. It is formation and development of the common cultural, linguistic, educational, and social space that increase the effectiveness of the Nordic labour market. Special attention in the article is paid to specific tools and forms of cooperation in culture and education aimed at expert personnel training and easy enculturation of Nordic citizens in any country of the region. Wide range of instruments includes co-funded specialized organizations, committees, inter-state cultural funds, theme-based cultural programmes, regional projects and mobility projects, Northern cultural forums, the Nordic Council Prize, etc.
Key words: Nordic cooperation, Nordic integration, Northern Europe, the Helsinki Treaty 1962,
cultural cooperation, cooperation in education.
References
1. Severnaja Evropa. Region novogo razvitija [Northern Europe. Region of New Development] / pod red. Ju.S. Derjabina, N.M. Antjushinoj. M.: Ves' Mir, 2008. S.391.
2. Butorina O.V. Integratsionnye protessy na Severe Evropy [Integration processes in the Northern Europe] in Evropeyskaia integratsia. Uchebnik [European integration. Textbook] pod red. Butorina O.V., Moscow, Izd dom "Delovaia literatura', 2011. S 631.
3. Voronkov L.S. Strany Severnoj Evropy, «Severnoe izmerenie» i Rossija [Countries of Northern Europe, Northern Dimension and Russia] // Analiticheskie zapiski Nauchno-koordinacionnogo soveta po mezhdunarodnym issledovanijam MGIMO(U) MID Rossii [MGIMO analytical note]. - 2009. - Vyp. 1 (41). S.3-21.
4. Treaty of Co-operation between Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden (the Helsinki Treaty, 1962). Available at: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eur_int_law/nordic.htm.
5. Agreement between Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden concerning cultural co-operation,1971. Available at: http://www.norden.org/en/about-nordic-co-operation/agreements/treaties-and-agreements/ culture/agreement-concerning-cultural-co-operation
6. Official site of the Nordic cooperation. Available at: http://www.norden.org/fi
7. Official site of the Swedish-Finnish Cultural Foundation. Available at: http://www.kulturfonden.net/
8. Trudy kafedry istorii Novogo i novejshego vremeni Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Letters of the Chair of History of Sankt Petersburg State University]. № 6. 2011 / Sost. T. N. Goncharova -Sankt-Peterburg: Izd-vo RHGA, 2011. C.62.
9. Ljutikova G.V. Severnoe kul'turnoe sotrudnichestvo prodolzhaetsja [Nordic cultural cooperation continues] // Observatorija kul'tury. 2006. №4. S.104-108.
10. Official site of the Nordic Game Programme. Available at: http://www.nordicgameprogram.org/
11. Official site of the Nordic House in Reykjavik (Iceland). Available at: http://www.nordichouse.is/
12. Call for Proposals Nordic Master Programme 2013. Available at: http://www.siu.no/eng/content/ download/10934/107024/file/NMP%20-%20Call%20for%20proposals%202013.pdf (Retrieved May 26, 2013)
13. Research collaboration at university and institutional level // Official site of Nordforsk. Available at: http:// nordforsk00.fe.rzob.gocept.net/en/policy/norden/forskningssamarbeid-pa-universitets-og-institusjonsniva (Retrieved May 26, 2013).
14. Official site of the Nordplus. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/nordplus/about_nordplus (Retrieved May 26, 2013).
15. Nordplus 2012-2016. Handbook 2012. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/content/ download/400/3276/file/Nordplus%20Handbook%202012%20eng%20-%20final.pdf (Retrieved May 26, 2013).
16. Call for Proposals. Nordplus Programme 2012. Available at: http://www.nordplusonline.org/eng/content/ download/369/2810/file/Call%20for%20Proposals%20-%20Nordplus%202012.pdf (Retrieved May 26, 2013).
17. Official site of the Nordic Summer University. Available at: http://www.nsuweb.net/wb/pages/information/ briefly-in-english.php (Retrieved May 26, 2013).
About the author
Viktor S. Vodopyanov - Ph.D. student, Department of European Integration, MGIMO-University.
E-mail: [email protected]