Научная статья на тему 'Сотрудничество Европейского Союза с российской Федерацией в рамках Партнерства «Северное измерение»'

Сотрудничество Европейского Союза с российской Федерацией в рамках Партнерства «Северное измерение» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПАРТНЕРСТВО "СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" / ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ / EUROPEAN UNION / NORTHERN DIMENSION PARTNERSHIP / TRANSPORT AND LOGISTICS / POLITICAL DECLARATION / MEMORANDUM OF UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кислицына Наталия Феликсовна, Мамедова Ирада Ахатовна

Статья посвящена вопросу взаимодействия крупного интеграционного объединения Европейского Союза с Российской Федерацией. В статье проводится анализ существующих форм сотрудничества в рамках Партнерства «Северное измерение» в области транспорта и логистики. Детально рассматривается уставной документ Партнерства «Меморандум о взаимопонимании» 2009 г. Анализируется проблематика создания Партнерства. Обозначаются перспективы дальнейшего взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between the EU and Russian Federation with in the Northern Dimension Partnership

The article is devoted to the issue of interaction between a major integration association of the European Union and the Russian Federation. The article analyzes the existing forms of cooperation in the framework of the Northern Dimension Partnership in the field of transport and logistics. The charter document of the Partnership «Memorandum of Understanding» 2009 is examined in detail. The problems of creating the Partnership are analyzed. The prospects for further interaction are outlined.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Европейского Союза с российской Федерацией в рамках Партнерства «Северное измерение»»

УДК 341.1/8 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10183

СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В РАМКАХ ПАРТНЕРСТВА «СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Наталия Феликсовна КИСЛИЦЫНА, доцент кафедры «Международные отношения и геополитика транспорта» ИМТК, РУТ (МИИТ), кандидат юридических наук

Ирада Ахатовна МАМЕДОВА, доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок»

ИМТК, РУТ (МИИТ), кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Исследование выполнено в рамках исполнения гранта 587638-EPP-1-2017-1-RU-EPPJMO-MODULE. Politique européenne des transports: ordre juridique et institutions

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. Статья посвящена вопросу взаимодействия крупного интеграционного объединения Европейского Союза с Российской Федерацией. В статье проводится анализ существующих форм сотрудничества в рамках Партнерства «Северное измерение» в области транспорта и логистики. Детально рассматривается уставной документ Партнерства «Меморандум о взаимопонимании» 2009 г. Анализируется проблематика создания Партнерства. Обозначаются перспективы дальнейшего взаимодействия.

Ключевые слова: Европейский Союз, Партнерство «Северное измерение», транспорт и логистика, Политическая декларация, Меморандум о взаимопонимании.

Annotation. The article is devoted to the issue of interaction between a major integration association of the European Union and the Russian Federation. The article analyzes the existing forms of cooperation in the framework of the Northern Dimension Partnership in the field of transport and logistics. The charter document of the Partnership «Memorandum of Understanding» 2009 is examined in detail. The problems of creating the Partnership are analyzed. The prospects for further interaction are outlined.

Keywords: European Union, Northern Dimension Partnership, transport and logistics, Political declaration, Memorandum of understanding.

Правовая природа Европейского Союза (далее — ЕС) достаточно специфична, ее особенность заключается в том, что на сегодняшний день указанное интеграционное объединение не является ни государством, ни международной организацией. Как реализуется правосубъектность ЕС?

Во-первых, через свои органы и институты (создание норм права ЕС), выполнение которых является обязательным для государств — членов ЕС;

во-вторых, представители ЕС принимают участие в различного рода саммитах, крупных экономических форумах, участвуют в деятельности других международных межправительственных организациях.

Одним из ярких примеров может служить документ, представленный Комитетом по внутреннему транспорту Экономической комиссии для Европы, в котором рассматривается деятельность ЕС, а также его политика в вопросах транспорта [3].

Примером, подтверждающим активное участие ЕС в сотрудничестве с иными международными межправительственными организациями, может служить Меморандум о взаимопонимании между ЕС и Советом Европы 2007 г. [4]. Данная статья посвящена одному из главных аспектов международного публичного права — взаимодействию ключевых субъектов, а именно, государств, международных организаций и интеграционных объединений.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

Отношения между ЕС и Российской Федерацией складывались с учетом конкретных исторических событий, происходивших в тот или иной период.

В связи с этим можно условно выстроить следующую хронологию событий, способствовавших формированию партнерства «Северное измерение» (далее — СИ).

Все началось с 1997 г. Финляндия выступила инициатором создания Политический декларации по вопросам политики СИ.

Во время председательства Финляндии в ЕС, в 1999 г., проводится первая встреча представителей Министерств иностранных дел по работе партнерства СИ.

В 2000 г. Европейский Совет одобрил принятие «Плана действий для Северного измерения во внешней и трансграничной политике ЕС» [5].

Через три года последовало принятие второго Плана действий для Северного измерения [2].

Следующим важным этапом в развитии партнерства СИ является 2006 г., так как, по мнению большинства зарубежных и отечественных специалистов по публичному праву [1], именно в этот год произошло так называемое обновление политики данного Партнерства, были разработаны и приняты следующие важные международно-правовые документы: Политическая декларация Северного измерения [6], Рамочный документ по политике Северного измерения [7].

Для нас также представляет интерес причина, по которой произошло так называемое обновление данного Партнерства. Почему условно развитие СИ можно разделить на два этапа: с 1997 г. по 2006 г. и с 2006 г. по настоящее время.

По мнению ряда отечественных специалистов в области международного публичного права, взаимоотношения между четырьмя членами Партнерства в первый период можно назвать достаточно натянутыми и несправедливыми.

М.Л. Энтин указывает на игнорирование российской стороны в вопросах разработки планов действий Партнерства СИ: «Судьба второго Плана действий на 2004 — 2006 годы сложилась несколько иначе. План разработали в Брюсселе на основе рекомендаций третьей министерской встречи. Европейский совет утвердил его 12 декабря 2003 г. С 1 января 2004 г. он вступил в силу. Однако представленные Москвой поправки и замечания не были учтены при его принятии. В связи с этим российские власти заявили, что не считают себя связанными положениями Плана» [8].

Важно отметить, что на сегодняшний день СИ функционирует посредством четырех партнерств: Партнерства «Северного измерения» в области

общественного здравоохранения и социального благосостояния (NDPHS), Природоохранного партнерства «Северного измерения» (NDEP), Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики (NDPTL) и Партнерства «Северного измерения» в сфере культуры (NDPC).

В результате проведенного исследования, на наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на следующих ключевых аспектах:

■ несмотря на серьезные, затянувшиеся на сегодняшний день политические разногласия, взаимодействие между ЕС и РФ продолжается;

■ транспорт по-прежнему остается стратегическим элементом в так называемой «цепной реакции» развития государства как независимого, суверенного субъекта международного публичного права;

■ сотрудничество между ЕС и РФ, а также и иными заинтересованными государствами в различных сферах, в том числе и по вопросам транспорта имеют длинную историю, начиная с 1999 г.

Библиографический список

1. Брошюра Министерства иностранных дел Финляндии // URL: http://www.europarl. europa.eu/ meetdocs/2009_2014/documents/deea/dv/0209_/ 0209_05.pdf

2. Второй План для Северного измерения //

URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/ handle/1 1374/589/ACSA0-IS02_1 1_ NDActionPlan_ENG.pdf?sequence=1&isAllowed=y

3. Изменения на транспорте в Европейском Союзе - ECE/TRANS/2018/25 // URL: http:// www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2018/ itc/ECE-TRANS-2018-25r.pdf

4. Меморандум о взаимопонимании Европейского Союза и Совета Европы 2007 г. — Заключение № 262 (2007) // URL:https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/Display DCTMContent?documentId=09000016804e43b

5. План действий Северного измерения во внешней и трансграничной политике ЕС // URL: http://www.ndphs.org/internalfiles/File/Strategic %20political%20docs/1st_ND_Action_Plan.pdf

6. Политическая декларация Северного измерения // URL: http://collections.internet memory.org/haeu/20160313172652/http://eeas. europa.eu/north_dim/docs/nd_political_ declaration_2006_en.pdf

7. Рамочный документ по политике Северного измерения // URL: https://eeas.europa.eu/sites/ eeas/files/northern_dimension_policy_f ramework_ document_updated_28_05_2015.pdf

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.