Научная статья на тему 'Состояния тревожности в системе отношений «Ученик -учитель» среднего звена общеобразовательной школы'

Состояния тревожности в системе отношений «Ученик -учитель» среднего звена общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2310
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANXIETY / SCHOOL ANXIETY / SCHOOLCHILDREN OF 5-7TH GRADES / ТРЕВОЖНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ 5-7Х КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штукина Валерия Александровна

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на состояние тревожности в школьной среде 5-7х классов. Оптимальный уровень тревожности можно рассматривать как необходимый для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности же является дезадаптивной реакцией, проявляющейся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Часто причиной тревоги является внутренний конфликт, вызванный противоречивыми, неадекватными и негативными требованиями. Самой часто встречающейся причиной является завышенные требования к ребенку, «стандартная» система воспитания и преподавания, не учитывающая индивидуальные особенности ребенка. Несмотря на наличие кабинета психолога, проблема возникновения тревожности во взаимодействии «учитель-ученик» в 5-7х классах все еще существует. Это связанно с тем, что данную проблему нужно решать комплексно, а не только частным консультированием ребенка психологом при возникновении трудной ситуации. В статье предложены основные рекомендации по работе с тревожностью у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

States of Anxiety in the System of Relations "student-teacher" of the Middle Level of the General Education School

The article considers factors that affect the state of anxiety in the school environment of the 5-7th grade. The optimal level of anxiety can be considered as necessary for effective adaptation to reality. Excessively high level of anxiety is a disadaptive reaction, manifested in the general disorganization of behavior and activity. Often the cause of anxiety is an internal conflict caused by conflicting, inadequate and negative demands. The most common cause is overestimated requirements for the child, a "standard" system of upbringing and teaching that does not consider the individual characteristics of the child. Despite the presence of the psychologist's office, the problem of the occurrence of anxiety in the interaction of the "teacher-pupil" in the 5-7th grades still exists. This is because this problem needs to be addressed in a comprehensive manner, and not only by the private counseling of the child by a psychologist in the event of a difficult situation. The article suggests the main recommendations for dealing with anxiety among schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Состояния тревожности в системе отношений «Ученик -учитель» среднего звена общеобразовательной школы»

Педагогика

УДК 373.5, 159.99

States of Anxiety in the System of Relations "student-teacher" of the Middle Level of the General Education School

Shtukina V.A.

Abstract. The article considers factors that affect the state of anxiety in the school environment of the 5-7th grade. The optimal level of anxiety can be considered as necessary for effective adaptation to reality. Excessively high level of anxiety is a dis-adaptive reaction, manifested in the general disorganization of behavior and activity. Often the cause of anxiety is an internal conflict caused by conflicting, inadequate and negative demands. The most common cause is overestimated requirements for the child, a "standard" system of upbringing and teaching that does not consider the individual characteristics of the child. Despite the presence of the psychologist's office, the problem of the occurrence of anxiety in the interaction of the "teacher-pupil" in the 5-7th grades still exists. This is because this problem needs to be addressed in a comprehensive manner, and not only by the private counseling of the child by a psychologist in the event of a difficult situation. The article suggests the main recommendations for dealing with anxiety among schoolchildren.

Key words: anxiety, school anxiety, schoolchildren of 5-7th grades.

Состояния тревожности в системе отношений «ученик -учитель» среднего звена общеобразовательной школы

Штукина В.А.

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на состояние тревожности в школьной среде 5-7х классов. Оптимальный уровень тревожности можно рассматривать как необходимый для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности же является дезадаптивной реакцией, проявляющейся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Часто причиной тревоги является внутренний конфликт, вызванный противоречивыми, неадекватными и негативными требованиями. Самой часто встречающейся причиной является завышенные требования к ребенку, «стандартная» система воспитания и преподавания, не учитывающая индивидуальные особенности ребенка. Несмотря на наличие кабинета психолога, проблема возникновения тревожности во взаимодействии «учитель-ученик» в 5-7х классах все еще существует. Это связанно с тем, что данную проблему нужно решать комплексно, а не только частным консультированием ребенка психологом при возникновении трудной ситуации. В статье

предложены основные рекомендации по работе с тревожностью у школьников.

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, школьники 5-7х классов.

В наши дни остро стоит вопрос о том, каким образом и в какой степени оказывает учитель влияние на состояние тревожности у школьника.

Актуальность данной темы состоит в том, что тревожность является причиной многих проблем у детей данной возрастной категории. Для выявления и устранения негативных факторов в данной статье мы рассмотрим все основные моменты, оказывающие влияние на состояние тревожности в школьной среде 5-7х классов.

Данная возрастная категория была выделена в связи с тем, что ребенок вступает в новую для себя социальную среду, отличающуюся от младшего звена, и формирование его личности в будущем образовательном процессе во многом будет зависеть от того как пройдет его адаптация на данном этапе. Выделяют следующие виды тревожности у детей:

- школьная тревожность;

- тревожность ожидания в социальном общении;

- «компьютерная» тревожность.

Применительно к теме статьи мы остановимся более подробно на школьной тревожности и более подробно изучим данный вид тревожности.

Проблемой школьной тревожности занимались Дусавицкий А.К., Нежнова Т.А., Филиппова Е.В., Новикова Е.В., Сарасон С.Б., Филипс Б. и другие.

Статистический анализ Прихожан А.М. в 1-7 классах показал, что в группах и девочек и мальчиков средний уровень проявлений тревожности возрастает при переходе в среднюю школу.

При работе с учащимися 5-7х классов использовался опросник Спилберга Ч.Д., в адаптации Андреевой А. Д. (1988г), направленный на выявление любопытства, гнева и тревожности как состояний и свойств личности.

Учащиеся возраста 10-12 лет считают, что тревожиться в некоторых ситуациях нормально и в некоторых случаях определяют, как позитивные эмоции, характеризующее неравнодушие. Некоторые школьники ассоциировали тревожность как некий стимул («если я волнуюсь, то лучше готовлюсь и лучше играю на концерте») [2].

На основании этого можно сделать вывод о том, что тревожность является толчком к достижению цели. Поэтому нормальный

(оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога).

Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптив-ная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В изучении проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. [2]

На данный момент единого и общепринятого определения понятия «школьная тревожность» пока не существует. Изучив исследования многих авторов (Крохина И.Г., Сидоров К.Р. и др.) можно выделить основные факторы, влияющие на состояние тревожности школьников 5-7х классов:

- формирование нового коллектива (социальная тревожность, переживания о том, как воспримут другие);

- смена учительского состава (в данном случае возникает тревожность по отношению к неизведанному);

- нагрузка на умственную деятельность, возможная неуспеваемость и как следствие, тревожность, связанная с оценкой;

- эмоциональная атмосфера семьи;

- тревожность вследствие внутреннего конфликта;

- нонконформное поведение в классе, ведущее к изоляции подростка среди сверстников, например, в силу религиозных представлений.

Как утверждает Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова в работе «Эмоциональная устойчивость школьника», чувство тревоги у школьника возникает в основном при наличии внутреннего конфликта, что может быть вызвано следующими причинами:

- противоречивыми требованиями, исходящие от разных авторитетных для ученика лиц (то, что поощряется в семье, в школе может наказываться и наоборот). Об этом также говорил и Левитов Н.Д. в книге «Детская и педагогическая психология»; [9]

- неадекватные требования (когда от ученика требуется то, что не совпадает с реально возможным);

- негативные требования (эмоциональное отвержение, оскорбления, угрозы о предстоящей двойке за разговоры на уроке).

Самой часто встречающейся причиной является завышенные требования к ребенку, «стандартная» система воспитания и преподавания, не учитывающая индивидуальные особенности ребенка [8].

Здесь зачастую используется авторитарная модель преподавания со стороны учителя. Одной из мер управления поведения уча-

щихся является оценка. И наиболее отчетливо это проявляется в среднем звене, когда учитель, имея большое количество учащихся в каждом классе, не может прибегать к индивидуальному подходу преподавания и воспитания.

В работе Соболева Л.Г., Новак Н.Г., Шаршакова Т.М. «Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля» при оценке уровня тревожности учащихся 5-7х классов по методике Филипса было выявлено, что 32% из всех (участники исследования 5-11классы, всего 549 учеников) испытывают общую тревожность в школе.

У школьников 5х классов она встречается чаще - 38%. 33% школьников испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха, переживание которой обостряется в 8 классе (подростковый возраст). 38% учащихся испытывают тревогу самовыражения, 40% -тревогу в ситуации проверки знаний и не соответствия ожиданиям окружающих. Причем наибольшая численность такой тревожности приходится на учеников 5х классов, 50%. 34% испытывают тревожность в отношениях с учителем.

В работе Устиновой С.В. также отмечается повышенная тревожность в области проблем и страхов в отношениях с учителями. И в 5х классах она составляет на 29% больше, чем в 4х, объясняя это переходом от хорошо знакомых учителей к новым. В ее исследовании приняли участие 92 человека 4-х (41 чел.) и 5-х (51 чел.) классов МОУ № 115 г. Челябинска. При диагностическом обследовании применялся тест школьной тревожности Филипса, предназначенный для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Испытывая тревогу, ученик чувствует себя в небезопасной образовательной среде. В связи с фиксацией негативной ситуации в прошлом, связанной со взаимодействием «учитель-ученик», школьник уже может воспринимать учителя как угрозу.

Это в свою очередь вызывает у ребенка защитные реакции, которые в свою очередь могут вызвать такие проблемы как формирование конфликтности, наркомания, неуспеваемость по школьным предметам и прочие проблемы, которые так остро выявляются в период подросткового формирования личности.

Усиливается также негативизация восприятия учителя за счет авторитарных методов преподавания, о которых говорилось выше. В связи с этим могут возникать внутрисемейные конфликты (полученная двойка за разговоры в классе), которые в свою очередь так же усиливают тревожность.

Вследствие чего у школьника может возникнуть фиксация и

негативная установка по отношению к учителю, так как первоисточником данной тревоги был непосредственно учитель.

Маркова А.К. отмечает негативное влияние не только авторитарного, но и попустительского стиля на успешность школьника и формирование некоторых положительных характеристик учащегося. При авторитарном стиле формируется низкая самооценка и «подражательство» (высказывания мнения личного категорически не приемлемо). При либеральном стиле проявляются такие качества, как нерешительность. Полное отсутствие тревожности так же в свою очередь может плохо сказаться на успеваемости («пофигизм»).

Неблагоприятные влияния повышенной тревожности на состояние здоровья отмечают многочисленные исследования Антоняна М.Ю., Астапова В.М., Вилюнаса В.К., Глозмана Ж.М., Спилбергера Ч.Д. и др.

Данные, полученные при изучении причин проявления детской тревожности свидетельствуют, с одной стороны, о врожденной природе феномена, выраженной в качестве психодинамических характеристик личности (Захаров А.И., Левитов Н.Д. и др.), а с другой стороны, о социальном происхождении феномена, как условия и результата социализации (Имедадзе Н.В., Прихожан А.М., Хорни К. и др.).

В первом случае вопрос о коррекции тревожности решается с большими затруднениями или практически недоступен, во втором же случае существует возможность не только коррекции, но и профилактики развития высокого уровня тревожности в детском возрасте и в том числе в период школьной адаптации к 5-м классам.

В исследовании особенностей школьной тревожности мы исходили из понимания данного феномена, прежде всего, как социального, возникновение которого можно предупредить и скорректировать методами психологической и педагогической работы [5; 6].

На данный момент в каждой школе есть кабинет психолога, но, к сожалению, на сегодняшний день проблема возникновения тревожности во взаимодействии «учитель-ученик» в 5-7-х классах все еще существует. Это связанно с тем, что данную проблему нужно решать комплексно, а не только частным консультированием ребенка психологом при возникновении трудной ситуации.

Многие опытные психологи предложили свои методы решения данной проблемы.

Захаров А.И. настаивает на том, чтобы роль психолога выполнялась не на уровне наставника, а принимала роль «на равных» с консультируемым. Важным моментом является работа по снятию внутренних зажимов, чему способствуют различные спортивные направления, для облегчения работы по профилактике и психокоррекции ребенка.

Выделим основные рекомендации по работе с тревожностью у школьников:

- необходимо создать атмосферу психологического комфорта в школьной образовательной среде;

- систематическое проведение профессиональных и психологических тренингов с учителями и школьниками;

- проведение совместных мероприятий с учениками, родителями и педагогами для создания дружеской атмосферы в учебном коллективе;

- осуществление подготовительных программ для подготовки к переходу из начальной школы в среднее звено. Просвещение о предстоящем обучении средней школы. Предотвращение тревожности о неизведанном;

- выработать наиболее подходящий стиль преподавания для создания благоприятной обстановки при обучении в классе;

- систематическое проведение факультативных работ на различные темы для правильного понимания тех или иных моментов в образовательной среде. Здесь могут проводится как для школьников, так и для учителей лекции на темы, касающиеся взаимоотношений «учитель - ученик». Например, такие темы как «Роль оценок в учебном процессе», «Культура поведения в классе». Данные лекции должны быть направлены на гуманизацию отношений в классе.

В заключении хотелось бы отметить, что уровень тревожности в системе отношений «ученик - учитель» среднего звена на данный момент заметно снизилась. Процесс имеет положительную динамику в профилактике возникновения тревожности. Этому способствуют более демократические взгляды на воспитание и преподавание в современном социуме.

В связи с тем, что этому вопросу уделяется большое внимание, можно с уверенностью сказать, что учитель на сегодняшний день более склонен выбирать индивидуальный подход при обучении.

На сегодняшний день проводится ряд мероприятий в образовательной среде, которые благотворно влияют на коммуникацию среди учащихся и их родителей в общеобразовательной среде, родители более успешно участвуют в адаптации своего ребенка в различных сферах школьной деятельности.

Библиографический указатель:

1. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. И общая редакция В.М. Астапова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 240 с.

2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+СБ), 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192с.: ил. -

(Серия «Детскому психологу»).

3. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. -С. 11-17.

4. Зачесова И. А., Гребенщикова Т. А. Взаимоотношения собеседников в диалоге // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н.Д. Павловой, И. А. Зачесовой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 162-185.

5. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.

6. Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с. - (Серия «Мастера психологии»).

7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис-пресс, 2044. - 464 с.

8. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3).

9. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение,1964. - 342 с.

Об авторе:

Штукина Валерия Александровна, специалитет, ВГУ факультет Географии и Геоэкологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.