Научная статья на тему 'Состояние здоровья учителей общеобразовательных школ'

Состояние здоровья учителей общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Квасов А. Р., Ильченко Ю. Г.

Проводилась оценка физического здоровья 320 женщин-учителей в возрасте 25-59 лет по методу Г.Л. Апанасенко; исследовалось вегетативная регуляция сердечного ритма методом кардиоинтервалометрии с оценкой уровня стресса по Р.M. Баевскому; изучалась выраженность синдромов соматического нездоровья и анализировалась распространенность хронических болезней и функциональных отклонений у педагогов. Низкий уровень здоровья выявлен у 86 % женщин-учителей, ниже среднего у 12 и только у 2 % учителей средний уровень здоровья. Среди выявленных нарушений здоровья I место занимают болезни органов пищеварения (20,6 %),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Квасов А. Р., Ильченко Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья учителей общеобразовательных школ»

УДК 371.12 - 057.875

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

© 2006 г. А.Р. Квасов, Ю.Г. Ильченко

The estimation of physical health of 320 women-teachers in the age of 25-59 years on G.L.Apanasenko's method was carried out; also vegetative regulation of an intimate rhythm by a method cardiotachometry with an estimation of a level of stress on R.M.Baevsky was investigated; expressiveness of syndromes of a somatic illness was studied and prevalence of chronic diseases and functional deviations at teachers was analyzed. The low level of health at 86 % of women - teachers is revealed, is lower than average - at 12 % and only at 2 % - an average level of health. Among the revealed infringements of health I a rank (20,6 %) illnesses of bodies of digestion borrow, II rank (18,6 %) - illnesses of bodies of blood circulation, III rank (10,4 %) - illnesses of nervous system.

В формировании здорового образа жизни подрастающего поколения важная роль принадлежит учителю. Для формирования у учащихся позитивных личностных ориентиров и отношения к здоровью как к величайшей индивидуальной и общественной ценности сам педагог должен быть примером в отношении к своему здоровью.

Нами проводилась оценка физического здоровья 320 женщин-учителей в возрасте 25-59 лет из 14 общеобразовательных школ в городах Южного федерального округа (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Черкесск) по методу Г.Л. Апанасенко [1]; у 104 из них исследовались особенности вегетативной регуляции сердечного ритма методом кардиоинтервалометрии (КИМ) с оценкой уровня стресса по Р.М. Баевскому [2]; изучалась выраженность синдромов соматического нездоровья (по модифицированному тесту Г.А. Гончаровой с соавт. [3]) и анализировалась патологическая поражен-ность у 398 педагогов по результатам опроса и анонимного анкетирования.

Установлено, что только у 31 % учителей индекс массы тела (ИМТ) может быть оценен как средний (т.е. нормальный), у 22 - выше среднего, у 38 - высокий; только 4 % педагогов имеют пониженные величины ИМТ.

Функциональные возможности дыхательной системы по индексу отношения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) к массе тела (МТ) оценены как низкие у 61 % педагогов, ниже среднего - у 14, средние (норма) - у 13 и выше среднего и высокие (благоприятные) - у 12 % обследованных.

Отношение динамометрии кисти к массе тела, характеризующее общие способности организма индивидуума совершать мышечные нагрузки, оценивались как низкие у 50 % учителей, ниже среднего - у 32, средние - у 6 и повышенные (выше среднего и высокие) - у 12 % женщин-педагогов.

Произведение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на уровень систолического артериального давления в покое позволило оценить исходные (фоновые) возможности сердечно-сосудистой системы женщин-учителей: у

20 % они соответствуют норме (средние), у 38 - выше среднего и у 14 % -высокие, что указывает на относительное благополучие по этому показателю (только у 28 % выявлены неблагоприятные оценки по этому индексу).

Однако непредельную нагрузочную пробу (20 приседаний за 30 с) отказались выполнять 55 % обследованных; только у 8 % из выполнивших время восстановления ЧСС было в пределах 1,5-2 мин и у 4 - еще меньше; у 15 - 2-3 мин, а у 72 % - больше 3 мин, что соответствовало низким адаптационным возможностям сердечно-сосудистой системы в условиях кратковременной физической нагрузки.

Итоговая оценка физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко выявила низкий уровень здоровья у 86,1 % женщин-учителей, ниже среднего - у 12 и лишь у 2 % - средний уровень здоровья. В целом это свидетельствует о неблагоприятном состоянии индивидуального здоровья учителей и низких функциональных возможностях их организма.

Анализ результатов КИМ показал, что у 25 % обследованных учителей состояние напряженности вегетативной регуляции сердечного ритма (СР) соответствует физиологическому покою - «нулевой» уровень стресса по Р.М. Баевскому. Еще у 25 % лиц механизмы вегетативной регуляции СР находятся в состоянии физиологического напряжения, у 42 - в состоянии перенапряжения и у 8 % - в стадии истощения механизмов регуляции. При этом состояние вегетативного гомеостаза характеризуется выраженным преобладанием парасимпатической нервной системы у 54 % обследованных, только у 23 - вегетативный гомеостаз был сохранен. У 46 % обследованных отмечалось умеренное нарушение функции автоматизма, а дисрегуляция с преобладанием влияния парасимпатической нервной системы проявлялась в 65 % случаев. Все это также указывает на «балансирование» механизмов вегетативной регуляции СР у обследованных педагогов между фазами «перенапряжения» и «истощения» с нарастанием выраженности последней.

Количественная оценка соматического нездоровья, проводившаяся анкетным методом, показала, что по степени выраженности дисфункции систем «лидировали» жалобы на работу ЛОР-органов и дыхательных путей. Далее по интенсивности жалоб следовала общая соматическая симптоматика, жалобы на дисфункцию мочеполовой системы, затем - органов пищеварения, системы крови и кровообращения и иммунной системы. Средняя частота заболеваний за год у обследованных (с их слов) составляет 249,4 ± 9,2 случая на 100 чел., при этом 4 и более раз в году болеют 21,8 %.

Выраженность синдромов соматического нездоровья (по всем приведенным системам, кроме иммунной) в 1,4 раза больше (р < 0,05) у учителей обычных общеобразовательных школ по сравнению с учителями «элитных» учреждений инновационного типа (лицеи, гимназии, спецшколы с усилением преподавания), что свидетельствует о более неблагополучном здоровье основного контингента учителей. Это подтверждается и результатами анализа патологической пораженности (ПП) у 397 учителей.

Анализ всех анкетных материалов и данных опроса при обследовании показал, что средний уровень 1111 у женщин-учителей составляет 331 ± 9 случаев нарушений в состоянии здоровья (хронических заболеваний и функциональных отклонений) на 100 обследованных человек; у учителей обычных школ он составляет 387 ± 15 случаев против 285 ± 12 на 100 осмотренных в группе учителей «элитных» школ. В целом по контингенту учителей среди всех выявленных нарушений здоровья I место (20,6 %) занимают болезни органов пищеварения (в основном это хронические холе -циститы и панкреатиты, гастриты и гастродуодениты и реже - язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки), II место (18,6 %) - болезни органов кровообращения (гипертоническая болезнь и артериальная гипертензия, ИБС и вегето-сосудистая дистония), III место (10,4 %) - болезни нервной системы (в основном периферической нервной системы, радикулиты и невриты). Только на IV месте (9,7 %) находятся болезни органов дыхания, равномерно представленные хроническими тонзиллитами, фарингитами и ларингитами, синуситами и бронхитами. На V месте (9,4 %) оказались нарушения в системе крови и иммунитета - сюда отнесли аллергические реакции, указанные учителями. На VI месте (7,5 %) были болезни почек и моче-выводящих путей, где чаще всего регистрировались циститы и пиелонефриты. Важно отметить, что хронические заболевания и функциональные отклонения упомянули в своих ответах 85,6 % обследованных учителей и только 14,4 не указали их ни при опросе во время функционального обследования, ни при анонимном анкетировании.

Различия в структуре жалоб на здоровье и выявленной в медучреждениях патологии могут указывать на низкое качество диспансеризации и медицинского обслуживания женщин-учителей, а также на их собственную сниженную медицинскую активность и информированность, что является, безусловно, негативным фактором в охране их собственного здоровья и делает их морально неготовыми к пропаганде и формированию здорового образа жизни среди их учащихся.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. // Гигиена и санитария. 2004. № 2. С. 55-58.

2. Баевский Р.М., Кирилов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984.

3. Гончарова Г.А., Крылов Д.Н., Бережков Л.Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс-диагностика). М., 1997.

Ростовский государственный медицинский университет 14 февраля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.