Научная статья на тему 'Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары'

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кретова И.Г., Русакова Н.В., Березин И.И., Манюхин А.И., Косцова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары»

И.Г. Кретова, Н.В. Русакова, И.И. Березин, А.И. Манюхин, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, О.В. Кондратенко, Е.А. Трифонова, М.А. Гребнева

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РАЗНОГО ТИПА г. САМАРЫ*

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет», ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава», г. Самара, РФ

Приоритетной задачей общества и государства является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1, 2]. К сожалению, качество здоровья детей и молодых людей в нашей стране в последние годы непрерывно ухудшается [3-5]. Уменьшается количество здоровых детей и подростков, их доля по разным регионам России колеблется от 4 до 20% [1, 6]. Увеличивается количество детей с врожденными уродствами и дефектами развития, а, следовательно, и детей-инвалидов (за последние 10 лет увеличилось в 4 раза), отмечается снижение рождения практически здоровых детей [7-9].

Известно, что условия учебного процесса оказывают влияние на соматическое и психическое здоровье

учащейся молодежи [10-12]. Растет нагрузка на психоэмоциональную сферу, увеличивается частота стрессовых ситуаций и состояний, провоцирующих в молодом организме переход к депрессии. Все это приводит к ослаблению защитных и адаптивных функций организма, а далее к патологическому состоянию или болезни [13]. Проведенные социологические исследования показали, что более 70% школьников и 82% их родителей отмечают ухудшение здоровья детей за время обучения в школе [2, 10, 14].

Цель исследования - комплексный анализ физического развития (ФР) и состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях разного типа г. Самары.

*Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)». Регистрационный номер: 2.2.3.3/1038.

Контактная информация:

Кретова Ирина Геннадьевна - д.м.н., проф. каф. основ медицинских знаний

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Адрес: 443011 г. Самара, ул. акад. Павлова, 1

Тел.: (846) 278-09-01, E-mail: kretova@ssu.samara.ru

Статья поступила 22.05.09, принята к печати 30.09.10.

Объектом исследования были учащиеся средней образовательной школы (школьники) и среднего образовательного учреждения нового типа (лицеисты) г. Самары. Всего обследовано 1542 учащихся, из них 47,7% мальчиков и 52,3% девочек. Проанализированы результаты комплексных медицинских осмотров учащихся учебных заведений с учетом периодизации школьного обучения. Первый осмотр проведен в возрасте 6-7 лет с целью определения готовности организма к учебным нагрузкам; второй - в 7-8 лет, перед окончанием первого года обучения для оценки адаптации ребенка к учебному процессу; третий - в 9-10 лет, когда происходит завершение обучения в начальных классах и переход в средние; четвертый - в 13-14 лет, период полового созревания, переход из средних классов в старшие; пятый - в 15-16 лет, индикация адаптационных процессов в старших классах.

Оценивали динамику изменений антропометрических параметров (длина - ДТ, масса тела - МТ, индекс МТ - ИМТ), состояние здоровья и наличие хронической патологии, состояние костно-мышечной системы и зрения, а также группу здоровья детей и подростков в период обучения в средних общеобразовательных учреждениях. Показатели ФР оценивали по центиль-ным шкалам, где идеальной нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей определенной возрастной группы и пола, а средние нормальные показатели лежат в диапазоне 25-75 центилей.

Кроме того, нами проведена оценка школьного расписания и правильность организации учебной недели с учетом рекомендуемой ранговой шкалы трудности предметов в баллах.

Статистическую обработку полученных данных

производили с применением пакетов программ 81аЙ8иса 6.0 и SigmaStat 3.0. Использовали методы вариационной статистики с расчетом средних значений, среднего квадратического отклонения. Достоверность различий количественных переменных анализировали с помощью критерия Стьюдента. Результаты рассматривали как статистически значимые при р<0,05.

Как известно, ФР является одним из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения. Длина и масса тела, а также их соотношение являются важнейшими интегральными характеристиками мор-фофункционального статуса человека на протяжении всей его жизни [15]. Параметры ФР, полученные на основании обследования однородных групп детского населения, служат объективными критериями индивидуальной и групповой оценки роста и развития.

Результаты проведенного исследования показали, что большинство современных детей (94,1%) начинают обучение в возрасте 7 лет. Только 5,9% детей поступают в более раннем возрасте, из них 60,4% девочек. Обнаружено, что в этом возрасте девочки имеют ДТ и МТ больше, чем мальчики. МТ, соответствующую возрасту, полу и росту (гармоничное ФР), имеют 77% первоклассников (78,2% мальчиков и 76,1% девочек). В то же время практически каждый 4-й ребенок имел отклонения ФР: у 17,9% мальчиков и 20,8% девочек отмечался дефицит МТ, соответственно 3,9% и 3,1% имели избыточную МТ. Выявлено, что дисгармоничное ФР детей чаще встречалось у учеников общеобразовательной школы.

Было обнаружено, что до 10 лет мальчики и девочки практически не отличаются по антропометрическим параметрам друг от друга (табл. 1).

Таблица1

Антропометрические параметры учащихся образовательных учреждений разного типа

в зависимости от возраста и пола

Показатели ФР Возраст, годы

6-7 7-8 9-10 13-14 15-16

Средняя общеобразовательная школа

Мальчики

ДТ, см 122,47±0,35 128,46±0,45 147,53±0,55 163,43±1,75 171,42±1,4

МТ, кг 23,56±0,26 27,34±0,38 37,79±0,66 50,80±1,92 58,90±1,62

ИМТ, кг/м2 15,62±0,12 16,50±0,17 17,22±0,22 19,13±0,47 20,03±0,49

Девочки

ДТ, см 122,32±0,33 127,95±0,46 148,44±0,77 162,69±1,23 167,45±0,65

МТ, кг 23,28±0,25 26,47±0,40 37,62±0,79 47,19±2,05 54,03±0,97

ИМТ, кг/м2 15,47±0,13 16,11±0,19 16,89±0,26 17,75±0,60 19,25±0,31

Среднее образовательное учреждение нового типа

Мальчики

ДТ, см 123,36±0,34 128,88±0,44 141,46±0,68* 162,26±1,02 172,29±1,0

МТ, кг 23,59±0,24 26,58±0,36 34,40±0,63* 51,53±1,12 60,21±1,35

ИМТ, кг/м2 15,46±0,11 15,98±0,17 17,09±0,22 19,38±0,32 20,18±0,32

Девочки

ДТ, см 123,13±0,31 129,32±0,37 141,27±0,47* 160,89±0,71 165,25±0,48

МТ, кг 23,11±0,20 26,15±0,31 33,95±0,45* 49,27±0,21 54,88±0,69

ИМТ, кг/м2 15,25±0,11 15,61±0,15 16,97±0,18 18,96±0,9 20,06±0,22

* р<0,05 при сравнении с показателями учащихся средней общеобразовательной школы.

Таблица 2

Наличие отклонений в состоянии здоровья мальчиков из учебных заведений разного уровня

Отклонения в состоянии здоровья Возраст, годы

6-7 7-8 9-10 13-14 15-16

Среднее образовательное учреждение нового типа

Состояние опорно-двигательной системы

Нарушение осанки 10,81 8,6 19,81 33,91 50,01

Наличие плоскостопия 10,2 6,3 12,1 15,3 24,01

Состояние зрительного аппарата

Снижение зрения OD 11,6 18,3 18,3 22,01 28,01

Снижение зрения ОБ 11,0 19,5 24,71 23,71 28,01

Группа здоровья

I 14,9 12,2 10,9 16,9 16,0

II 67,4 59,8 64,1 57,7 52,01

III 17,7 28,01 25,01 25,41 32,01

Средняя общеобразовательная школа

Состояние опорно-двигательной системы

Нарушение осанки 16,1 26,41,2 31,61 33,31 50,01

Наличие плоскостопия 16,7 22,02 23,51,2 17,9 17,5

Состояние зрительного аппарата

Снижение зрения OD 8,2 12,1 14,2 27,31 33,31

Снижение зрения ОБ 8,9 14,8 12,7 27,31 33,31

Группа здоровья

I 19,8 12,2 13,3 11,8 12,2

II 61,9 60,5 52,62 67,62 61,32

III 18,3 26,5 34,11,2 20,6 26,5

IV - 0,7 - - -

Здесь и в табл. 3: * данные представлены в %; 1р<0,001 по сравнению с началом обучения в образовательном учреждении; 2р<0,05 по сравнению с образовательным учреждением нового типа.

Нами выявлено, что в 10-летнем возрасте ученики средней общеобразовательной школы имеют более высокие показатели ДТ и МТ (р<0,05). Подобная тенденция сохраняется и в подростковом возрасте (р>0,05).

Установлено, что доля школьников со средним уровнем ФР составила для мальчиков 55,2%, для девочек - только 43,2%. Следует отметить, что по мере взросления уменьшается доля детей с уровнем ФР выше и ниже среднего.

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних образовательных учреждений разного типа показал, что только 16,95% девочек и 14,02% мальчиков не имеют хронической патологии. Наиболее часто у учащихся встречаются изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (табл. 2 и 3).

У девочек-лицеистов в 15-16 лет патология опорно-двигательного аппарата диагностировалась в 1,9 раза чаще, чем у школьниц общеобразовательной школы

(р<0,001). У старшеклассников данный класс болезней представлен преимущественно сколиозами и плоскостопием. Сколиозы одинаково часто встречаются у подростков как общеобразовательной школы, так и у лицеистов, в то время как плоскостопие чаще встречается у учащихся образовательного учреждения нового типа.

Нами установлено, что период обучения в среднем образовательном учреждении сопровождается снижением остроты зрения, как у юношей, так и у девушек. Если в возрасте 6-7 лет снижение остроты зрения отмечается у 10% детей, то в старших классах - практически у 40% девушек и 30% юношей. Данная тенденция характерна для всех образовательных учреждений. Прогрессирующие нарушения зрительного аппарата связаны с увеличением учебной нагрузки, что заставляет учащихся больше времени проводить за литературой, часто при недостаточном освещении, а также с интенсивной компьютеризацией учебного процесса.

Таблица 3

Наличие отклонений в состоянии здоровья девочек из учебных заведений разного уровня

Отклонения в состоянии здоровья Возраст, годы

6-7 7-8 9-10 13-14 15-16

Среднее образовательное учреждение нового типа

Состояние опорно-двигательной системы

Нарушение осанки 8,31 12,5 27,71 34,91 65,61

Наличие плоскостопия 6,5 8,3 10,2 13,21 29,21

Состояние зрительного аппарата

Снижение зрения OD 7,8 11,0 18,11 17,91 38,51

Снижение зрения OS 7,4 11,0 17,41 17,91 34,41

Группа здоровья

I 20,8 14,5 14,6 10,41 10,41

II 58,4 60,7 56,2 59,4 54,1

III 20,3 24,1 29,21 30,21 34,51

IV 0,4 0,7 - - 1,0

Средняя общеобразовательная школа

Состояние опорно-двигательной системы

Нарушение осанки 15,42 32,01,2 30,01 29,41 34,41,2

Наличие плоскостопия 9,4 8,4 10,7 10,5 10,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние зрительного аппарата

Снижение зрения OD 11,6 13,2 23,51 27,81 44,11

Снижение зрения OS 10,5 13,7 22,01 33,31 44,11

Группа здоровья

I 27,5 18,21 17,71 20,72 14,71

II 56,2 58,0 53,1 48,3 66,2

III 14,3 22,11 28,51 31,01 17,62

IV 1,9 1,7 0,8 - 1,5

Вносят свой вклад и слабые знания относительно гигиены зрения, как учеников, так и педагогов.

Изучение распределения детей по группам здоровья показало, что в общеобразовательной школе детей с I группой здоровья было изначально больше, чем в образовательном учреждении нового типа. В процессе обучения доля детей с I группой здоровья как школьников, так и лицеистов существенно снижается. Увеличение процента юношей с I группой здоровья в 13-14 и 15-16 лет связано с тем, что в этом возрасте начинается дополнительный набор учащихся в лицей из общеобразовательных школ города.

Нами выявлен рост числа детей с III группой здоровья, имеющих хроническую патологию. Наиболее характерно это для образовательных учреждений нового типа. Достоверных гендерных различий нами не обнаружено.

Сравнительный анализ условий обучения образовательных учреждений показал, что интенсивность обуче-

ния у лицеистов выше, чем у школьников. Расписание как в лицее, так и в общеобразовательной школе по дням недели составлено в целом без учета кривой работоспособности, дневная расстановка предметов по трудности не соблюдается.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что учебная деятельность не адаптируется к особенностям развития и состояния здоровья современных школьников. Начиная с первого класса отмечается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей с I группой здоровья и увеличивается количество детей и подростков, относящихся к III группе. Это наиболее характерно для учреждений нового типа. Во многом это связано с недостаточной двигательной активностью, интенсивной нагрузкой на ЦНС, зрительный анализатор и опорно-двигательный аппарат, особенно в лицее. Отмечается взаимосвязь ухудшения показателей ФР и состояния здоровья учащихся с интенсификацией обучения, психоэмоциональным стрессом, испы-

туемым ребенком в период обучения. Возникает потребность создания таких условий, в которых учебный процесс нейтрализовал бы имеющиеся и не допускал у обучающихся возникновения школьно-сопряженных патологий. Для предупреждения развития негативных

последствий в процессе обучения необходимо формирование мировоззрения и воспитание у детей и подростков, а также их родителей культуры здоровья как части общечеловеческой культуры, обеспечивающей высокий уровень качества жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов АА., Щеплягина ЛА. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе. Рос. пед. журнал, 2005; 3: 4-7.

2. Баранов АА., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19041959-2004). М.: Династия, 2006.

3. Ямпольская ЮА. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище. Педиатрия, 2007; 5: 69-72.

4. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников. Вопр. совр. пед. 2008; 4: 9-12.

5. Сафонова А.И. Гигиеническая характеристика факторов школьной и окружающей среды и их роль в развитии дисрегу-ляции вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Оренбург, 2009.

6. Баранов А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы. Рос. пед. журнал. 1999; 2: 4-6.

7. Ильин А.Г. Подпрограмма «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003—2006 гг. Рос. пед. журнал. 2003; 2: 52.

8. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Кузнецова И.В. Психосо-

циальные проблемы детского и подросткового возраста. Рос. пед. журнал. 2003; 3: 4-7.

9. Постановление Правительства Российской Федерации о Федеральной целевой программе «Дети России» на 20032006 гг. Рос. пед. журнал. 2003; 2: 51.

10. Теппер ЕА., Захарова Л.Б., Фефелова В.В., Шашило Е.В. Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам. Педиатрия. 2006; 4: 102-104.

11. Псеунок АА. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам. Педиатрия. 2005; 6: 77-79.

12. Кузьмина АА., Таранушенко Т.Е. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе. Педиатрия. 2005; 6: 79-82.

13. Жданова ЛА, Руссова Т.В. Актуальные аспекты формирования здоровья подростков. Рос. пед. журнал. 1998; 3: 57-60.

14. Новикова И.И. Закономерности формирования попу-ляционного здоровья детей и подростков крупного промышленного центра Сибири. Экология человека. 2006; 1: 17-20.

15. Федотова Т.К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет. Педиатрия. 2005; 5: 92-94.

4

РЕФЕРАТЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЫТБС В СЫВОРОТКЕ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С I ТИПОМ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ТИРОЗИНЕМИИ МЕТОДОМ КАПИЛЛЯРНОГО ЭЛЕКТРОФОРЕЗА

Наследственная тирозинемия 1-го типа - серьезное нарушение обмена, ведущее к печеночной недостаточности. ( 2-нитро-4-трифторметилбензол )-1,3 циклогександион (ЫТБС) - это относительно новый препарат, который предупреждает накапливание токсичных метаболитов у больных наследственной тирозинемией 1-го типа. В настоящем исследовании мы апробировали новый, простой, быстрый и недорогой метод капиллярного электрофореза для количественного мониторинга уровня лекарства в сыворотке крови.

Мицеллярное электрохроматографическое выделение ЫТБС проводилось с использованием раство-

ра фосфата 20 ммоль/л и натрия додецилсульфа-та БББ при рН12 как проводящего электролита. Воспроизводимость времени миграции и корригированные пиковые области ЫТБС были 0,73 и 1,99 соответственно. Предел обнаружения для ЫТБС был 3,17, а количественный предел был 10,6 ммоль/л при использовании ультрафиолетового излучения 278 нм. Была доказана польза этого метода для определения уровня ЫТБС в крови у больных наследственной тирозинеми-ей 1-го типа.

Сапэеиег МБ, АЫийиЬи^еуЬек АС, Епт РБ. Та1ап1а. 2010; 80 (5):1846-1848.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.