Научная статья на тему 'Состояние здоровья студентов специального отделения северного Приобья'

Состояние здоровья студентов специального отделения северного Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / LIFE QUALITY / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / QUESTIONNAIRE / SPECIAL BRANCH STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галай Оксана Ивановна, Санникова Надежда Ивановна, Еремеев Сергей Игоревич

В работе рассматриваются вопросы физического воспитания студентов специального отделения, проживающих в условиях Северного Приобья. По данным анкетирования с помощью русскоязычной версии SF-36v.2 приводятся данные показателей качества жизни, связанного со здоровьем, у студентов высших учебных заведений 1-3-их курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галай Оксана Ивановна, Санникова Надежда Ивановна, Еремеев Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health status of students of the Northern Ob special branch

The paper deals with some issues of physical education of a special branch students living in the area of the Northern Ob. Some life quality indicators related to health of higher educational institution students in the 1st -3rd years are given according to the questionnaire with the help of the Russian version of SF-36v.2

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья студентов специального отделения северного Приобья»

УДК 796/799; 796.011

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СЕВЕРНОГО ПРИОБЬЯ

Оксана Ивановна Галай, аспирант,

Надежда Ивановна Санникова, доктор педагогических наук, профессор,

Сергей Игоревич Еремеев, кандидат медицинских наук, доцент,

Югорский государственный университет (ЮГУ),

Ханты-Мансийск

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы физического воспитания студентов специального отделения, проживающих в условиях Северного Приобья. По данным анкетирования с помощью русскоязычной версии SF-36v.2 приводятся данные показателей качества жизни, связанного со здоровьем, у студентов высших учебных заведений 1-3-их курсов.

Ключевые слова: качество жизни, здоровье, физическое воспитание, анкетирование, студенты специального отделения

HEALTH STATUS OF STUDENTS OF THE NORTHERN OB SPECIAL BRANCH

Oksana Ivanovna Galai, the post-graduate student,

Nadezhda Ivanovna Sannikova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Sergey Igorevich Eremeev, the candidate of medical sciences, senior lecturer

Yugra State University,

Khanty-Mansiysk

Annotation

The paper deals with some issues of physical education of a special branch students living in the area of the Northern Ob. Some life quality indicators related to health of higher educational institution students in the 1st -3rd years are given according to the questionnaire with the help of the Russian version of SF-36v.2

Keywords: life quality, health, physical education, questionnaire, special branch students.

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме здоровья населения со стороны государства уделяется особое внимание. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» отмечено, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует обеспечению долгосрочной социальной стабильности [5]. Существенным фактором социальной стабильности общества принято рассматривать качество жизни (КЖ) населения. По мнению М.Г.Романцова (2000), качество жизни представляет собой многомерную, сложную структуру, включающую восприятие индивидом своего физического и психического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений. Исследование КЖ, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [3,6,11].

Как отмечает А.А.Новик в соавт. (2007), исследовать качество жизни, связанное со здоровьем, можно с помощью разнообразных и надежных инструментов оценки, прошедшие полный цикл культурной адаптации. Наиболее популярный среди них является опросник SF-36, который позволяет охватить лица от 14 лет и старше, оценить участников опроса с различными заболеваниями и сравнивать их показатели с показателями здоровой популяцией людей. Метод обладает высокой чувствительностью. Опросник явля-

ется довольно кратким, что делает его весьма удобным.

Согласно результатам научных исследований уровень заболеваемости студентов за последнее время значительно вырос [1,4]. Усугубляет состояние здоровья студентов напряженный режим учебной деятельности, чрезмерные умственные нагрузки, сниженная двигательная активность, нарушение режима отдыха, питания и сна [2,10]. Такое явление, несомненно, неблагоприятно влияет на качество жизни значительной части студентов.

Проблему исследования обусловливает недостаток знаний о состоянии здоровья студентов специального отделения, что затрудняет разработку адекватной методики физического воспитания с ними.

Цель исследования - изучение состояния здоровья студентов специального отделения, проживающих в условиях Северного Приобья, по показателям качества жизни, связанного со здоровьем.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы здоровья студентов высших учебных заведений.

2. Изучить особенности состояния здоровья студентов специального отделения 13 курсов, проживающих в условиях Северного Приобья.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе государственного образовательного университета высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск). Формирование специальных медицинских групп осуществлялось на основе медицинских заключений, выданных врачами Окружной клинической больницы города Ханты-Мансийска. Распределение студентов по группам здоровья проводилось в соответствии Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 № 337 и от 30 декабря 2003 № 631.

В исследовании приняли участие девушки и юноши 1-3 курсов специального отделения, в количестве 182 человека, в том числе 139 девушек и 43 юноши. Девушек 1-го курса было 45, 2-го курса - 55, 3-го курса - 39 человек; юношей 11, 15 и 17 человек соответственно. Средний возраст участников составил 18,4±1,3 лет.

Анкетирование проводилось с помощью русскоязычной версии стандартного опросника качества жизни, связанного со здоровьем, SF-36v.2 в сентябре и октябре 2007 года. Оценивались различия в состоянии физического и психического здоровья. Параметры физического здоровья включали в себя показатели: физическая активность (PF), ролевое физическое функционирование (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH). Параметры психологического здоровья включали в себя показатели: жизнеспособность (VT), социальная активность (SF), ролевое эмоциональное функционирование (RE), ментальное здоровье (MH) [12]. Обработка материала анкет проводилась с использованием интернетресурсов Quolitimetric. Состоянию нормы каждой шкалы опросника SF-36v.2 соответствовало значение 50±10 балла.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялось с применением программного средства Statistica версия 6.0. Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение (x ), минимум, максимум, стандартное отклонение (с), стандартная ошибка. Достоверность различий определялось по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни и по параметрическому t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования было установлено, что у студентов первого курса суммарный показатель физического здоровья (PCS) в группе девушек находился в пределах от 31,4

до 57,9 балла, у юношей - от 35,8 до 59,9 балла. Уровень физического здоровья ниже нормы отмечался у 9 (20%) девушек и 2 (18,2%) юношей.

Суммарный показатель общего психического здоровья (МСБ) у девушек первого курса варьировался от 27,4 до 57,8 балла, у юношей - от 20,6 до 58,9 балла. Значение ниже нормы наблюдался у двух (4%) девушек и двух (18,2%) юношей.

Наиболее высокий уровень среди исследуемых показателей отмечался по шкале жизнеспособность (УТ): у девушек он составил 50,6±8,2 балла и был на 2,2% выше, чем у юношей. Выше нормы отмечались показатели у четырех (8,9%) девушек и одного (9%) юноши (табл.).

Таблица

Показатели качества жизни, связанного со здоровьем, студентов специального отделения вуза (х ±о)

Показатели 1 курс 2 курс 3 курс

девушки (п=45) юноши (п=11) девушки (п=55) юноши (п=15) девушки (п=39) юноши (п=17)

РЕ 47,4±5,9 50,1±7,1 52,3±3,4 51,1±5,1 51,0±5,0 52,1±3,8

№ 45,5±6,7 44,2±8,0 50,1±5,2 49,2±7,6 48,8±6,6 45,8±6,9

ВР 41,9±10,6 46,3±10,9 47,3±10,3 52,8±9,1 44,2±11,3 48,2±9,0

ОН 37,0±7,4 38,3±10,3 41,7±8,5 41,2±9,2 39,2±8,3 39,2±9,1

VI 50,6±8,2 49,5±9,0 53,6±7,3 52,3±8,7 49,8±8,0 50,8±11,2

БЕ 44,0±6,7 45,4±9,9 46,8±6,1 48,5±8,9 45,2±7,7 47,8±10,7

№ 41,8±8,5 42,8±12,1 46,6±6,6 45,8±8,5 45,0±7,0 42,4±11,8

МН 42,1±8,0 43,9±13,0 45,2±8,2 47,7±7,5 41,2±7,4 42,2±13,8

РСБ 44,9±6,5 46,7±8,1 49,9±5,9 50,3±6,1 48,4±6,9 49,4±4,4

МСБ 43,3±7,9 43,8±12,3 46,1±6,9 45,7±7,7 42,9±6,9 42,9±13,6

Особое положение среди показателей парциальных шкал занимало общее здоровье (вИ). Средняя величина его была ниже нормы как у девушек - 37,0±7,4; так и у юношей

- 38,3±10,3 балла. Низкие оценки по шкале вИ свидетельствуют об ухудшенном состоянии здоровья студентов первого курса специального отделения по сравнению с основной группой. Остальные показатели, как у девушек, так и у юношей находились в пределах нормы, однако все они были менее 50 баллов.

Наибольшие различия между юношами и девушками первого курса отмечались по шкале боль в теле (ВР). В группе девушек средний показатель ВР составил 41,9±10,6 балла и был ниже на 9,5%, чем у юношей. Девушки, видимо, ощущали меньшую сопротивляемость к боли, что неблагоприятно влияло на их двигательную активность. Вместе с тем, в обеих группах встречались наблюдения с оценками выше нормы: у пяти (11%) девушек и двух (18,2%) юношей.

Снижение общения, в связи с ухудшением эмоционального состояния, было более выражено у девушек, чем у юношей. Среднее значение показателя социального функционирования (ББ) у девушек составил 44,0±6,7 балла, что на 3,1% было ниже, чем у юношей.

Максимальные значения наблюдались по показателям ВР и УТ (62,1 балла у девушек; 64,6 балла у юношей соответственно). Минимальные значения оценок по шкале ББ-36у.2 были отмечены у девушки по показателю МИ (21,8 балла), у юношей - по показателю КБ (17,0 балла).

У студентов второго курса специального отделения показатель РСБ варьируются у девушек в пределах от 36,2 до 64,7 балла, у юношей от 36,0 балла до 59,2 балла. Уровень ниже среднего отмечаются у двух (3,6%) девушек и одного (6,7%) юноши; выше нормы имели только три (5,4%) девушки (табл.).

Показатель МСБ у девушек второго курса находился в интервале от 26,1 до 57,9 баллов, у юношей - от 34,2 до 56,2 баллов. Уровень ниже среднего отмечен у тринадцати

(23,6%) девушек и четырех (26,7%) юношей.

Наиболее высокий уровень отмечался у девушек по показателю жизнеспособности (УТ) - 53,6±7,3 балла, у юношей - по шкале боль в теле (ВР) - 52,8±9,1 балла.

Наиболее низкий уровень наблюдался, как у девушек, так и у юношей по показателю общее здоровье (вИ): 41,7±8,5; 41,2±9,2 балла соответственно.

Максимальные оценки, как у девушек, так и у юношей выявлены по шкале УТ и равны 67,7 и 64,6 баллам соответственно. Наименьшая оценка у девушек отмечена по показателю вИ, которая составила 21 балл; у юношей - по показателю КБ (20,9 балла).

У студентов третьего курса все исследуемые показатели находились в пределах нормы, кроме показателя общее здоровье (вИ). Как у девушек, так и у юношей значение этого показателя был несколько ниже нормы - 39,2±8,3 и 39,2±9,1 балла соответственно (табл.).

Наиболее высокий уровень наблюдался по показателю физической активности (РБ): у девушек - 51,0±5,0 балла; у юношей - 52,1±3,8 балла.

Показатель РСБ у девушек был в интервале от 35,8 до 59,7 баллов, у юношей - от

40.8 до 56,8 баллов. Семь (17,9%) девушек имели уровень ниже среднего.

Показатель МСБ у девушек варьировался от 29,3 до 55,5 баллов, у юношей - от

13.8 до 60,5 баллов. Уровень ниже среднего отмечен у четырнадцати (35,9%) девушек и шести (35,3%) юношей. Вместе с тем у одного (5,9%) юноши отмечен уровень выше среднего.

Индивидуальные оценки более 60 баллов, как в группе девушек, так и юношей наблюдались по показателям УТ и ВР. У девушек максимальный показатель УТ составил

70.8 балла, у юношей - ниже на 8,8%. Максимальные оценки ВР у индивидов обоих полов составили по 62,1 балла.

Минимальные значения оценок по шкале ББ-36у.2 у юношей третьего курса отмечено по показателю МИ (7,8 балла), у девушек — по показателю вИ (23,4 балла).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Состояние здоровья студентов Российских вузов с каждым годом ухудшается, наблюдается устойчивый рост численности студентов, направленных на занятия физическим воспитанием в специальное отделение. Студенты системы высшего профессионального образования составляют особую социальную группу и представляют интерес в аспекте их качества жизни, так как объединены определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни.

2. Показатели качества жизни студентов Северного Приобья 1-3-х курсов специального отделения преимущественно соответствуют норме, но значения расположены ближе к нижней ее границе (40 баллов). В то же время у студентов 1-го и 3-го курсов показатель общее здоровье (вИ), как у девушек, так и у юношей был несколько ниже нормы (менее 40 баллов).

3. Занятия физическим воспитанием в 2007 году не оказали существенного влияния на показатели качества жизни. Достоверных различий не установлено ни по одному из исследуемых показателей, как у девушек, так и юношей 1-3-х курсов специального отделения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галай, О.И. Физическое воспитание студентов специального отделения в Югорском государственном университете / О.И. Галай, Н.И. Санникова, С.И. Еремеев // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 4. - С. 51-54.

2. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И.Э. Есауленко, А С. Фаустов, И.И. Либина, О.И. Губина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего профессионального образования». - Воронеж, 2009. - № 2. - С. 55-59.

3. Звягина, В.В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем / В.В.Звягина // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 4. - С. 29-33.

4. Нозологическая характеристика заболеваний студентов младших курсов медицинских вузов (на примере РГМУ) / Н.А. Зеленская, В.М. Ерин, С.А. Парастаев, Б.А. По-ляев, А.Н. Лобов, И.Т. Выходец // Журнал Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2007. - № 1 (21). - С. 10-13.

5. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Дата обращения: 04.05.2011.

6. Кувалдин, В.А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи / В. А. Кувалдин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 19-23.

7. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А.А. Новик, Т.И. Ионова. - 2-е изд. - М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 320 с.

8. О комплексной оценке состояния здоровья детей : приказ Минздравоохране-ния РФ от 30 декабря 2003 № 631 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// base.consultant.ru/. - Дата обращения: 06.05.2011.

9. О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры : приказ Минздравоохранения РФ от 20 августа 2001 № 337 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Дата обращения: 06.05.2011

10. Пасечник, Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л.В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11.

- С. 68-70.

11. Романцов, М. Г. Качество жизни современных студентов [Электронный ресурс] / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы : материалы 13-й Междунар. науч. конф. молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. // Режим доступа: http://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm.

12. Sf-36 Health Survey. Manuel and Interpretation Guide / J. Ware [et al.] // Quality Metric Incorporated / R. I. Lincoln. - Boston, MA, Health Assessment Laboratory, 2000. - 150 p.

Контактная информация: O_Galay.69@mail.ru УДК 796.082

ПРОБЛЕМЫ БОКСА КАК БАЗОВОГО ВИДА ПОДГОТОВКИ К

КОМПЛЕКСНОМУ ЕДИНОБОРСТВУ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

СТРУКТУРАХ

Игорь Олегович Ганченко, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор полиции, заместитель начальника Краснодарского Университета МВД России, Вицепрезидент Краснодарской краевой Федерации бокса,

Михаил Владимирович Антонюк, Президент Федерации бокса Краснодарского края,

г. Краснодар

Аннотация

На сегодняшний день в комплексных единоборствах техника бокса является доминирующим ударным компонентом. Однако тенденция многолетней подготовки в боксе ориентирована на работу с высококвалифицированными спортсменами, берущимися «ниоткуда». Содержание программ и даже учебной литературы не обеспечивают формирование надежных арсеналов ударной и защитной техники. Необходима коррекция методологии базовой технико-тактической подготовки боксеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.