Научная статья на тему 'Состояние здоровья и заболеваемость населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума'

Состояние здоровья и заболеваемость населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / AVIATION MEDICINE / АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / AVIATION NOISE / АВИАЦИОННАЯ АКУСТИКА / AVIATION ACOUSTICS / АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА / AVIATION HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зинкин Валерий Николаевич, Солдатов С. К., Шишов А. А., Радченко С. Н., Шешегов П. М.

Дана характеристика здоровья и заболеваемости населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума, особое внимание уделено состоянию слуховой функции и вегетативных реакций авиационных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зинкин Валерий Николаевич, Солдатов С. К., Шишов А. А., Радченко С. Н., Шешегов П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and disease population the cumulative impact of aircraft noise

The characteristic of health and morbidity, the cumulative effects of aircraft noise, it focuses on the state of auditory function and autonomic responses aviation professionals.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и заболеваемость населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума»

12

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

УДК 504.75

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ КУМУЛЯТИВНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ АВИАЦИОННОГО ШУМА

В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, А.А. Шишов, С.Н. Радченко, П.М. Шешегов

ФГКУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва

Дана характеристика здоровья и заболеваемости населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума, особое внимание уделено состоянию слуховой функции и вегетативных реакций авиационных специалистов. Ключевые слова: авиационная медицина, авиационный шум, авиационная акустика, авиационная гигиена.

V.N. Zinkin, S.K. Soldatov, A.A. Shishov, S.N. Radchenko, P.M. Sheshegov □ HEALTH AND DISEASE POPULATION THE CUMULATIVE IMPACT OF AIRCRAFT NOISE □ State-owned federal state institution «4 Central research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscow» □ The characteristic of health and morbidity, the cumulative effects of aircraft noise, it focuses on the state of auditory function and autonomic responses aviation professionals. Keywords: aviation medicine, aviation noise, aviation acoustics, aviation hygiene.

Результаты анкетирования населения, подвергающегося воздействию авиационного шума (работники аэродромов, авиационных предприятий и жители территорий, прилегающих к аэродромам), показывают, что 100 % опрошенных высказывают жалобы на действие акустического шума (на другие неблагоприятные факторы жалуются 5—80 % опрошенных) [2, 8]. Кроме того, количество жалоб населения на шум от пролетающих самолетов неуклонно растет. Также в течение многих лет среди работников авиационного транспорта отмечается нейросенсорная тугоухость — профессиональная патология, являющаяся проявлением вредного действия шума [3, 7].

Показатели морбидности авиационных специалистов проанализированы путем сравнения с контрольной группой лиц, не подвергающихся профессиональному воздействию шума. Так, число случаев первичной заболеваемости с временной утратой работоспособности на 100 работающих у авиационных специалистов составило (66,1 ± 7,5), а в контроле - (43,8 ± 0,6) (р < 0,05), число случаев трудопотерь — (73,3 ± 11,6) и (53,2 ± 2,9) (р > 0,05) и число дней трудопотерь

— (655,3 ± 44,9) и (431,8 ± 7,2) (р < 0,05) соответственно [3, 5—8]. Таким образом, в соответствии с общепринятой методикой оценки заболеваемости уровень заболеваемости с временной утратой работоспособности в контрольной группе квалифицирован как «низкий» и «очень низкий», у авиационных специалистов — «ниже среднего».

В структуре заболеваемости преобладали следующие классы болезней: органов дыхания (41,1 % у авиационных специалистов и 29,0 % в контроле), системы кровообращения (11,4 и 2,8 % соответственно), органов пищеварения (10,5 и 7,1 %), кожи и подкожной клетчатки (6,5 и 3,0 %), нервной системы (6,5 и 4,1 %). Анализ структуры заболеваемости у авиационных специалистов показал более высокие значения показателей по следующим классам болезней: нервной системы

— в 2,8 раза (р < 0,05); глаз — в 2,6 раза (р > 0,05); органов кровообращения — в 4,7 раза (р < 0,05); органов дыхания — в 1,6 раза, (р > 0,05); органов пищеварения — выше в 2,1 раза (р < 0,05); кожи и подкожной клетчатки — выше в 3,1 раза (р < 0,05). У авиационных специалистов показатели заболеваемости, связанной с болезнями, характеризующимися повышенным артериальным давлением,

такими как нейроциркуляторная дистония и артериальная гипертензия, были выше в 3,9 раза (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой

[2, 3, 8].

Выявленное увеличение показателей заболеваемости органов кровообращения, нервной системы и пищеварения у авиационных специалистов соответствует современным представлениям о механизме действия интенсивного шума на организм человека. Развитие болезней органов дыхания, глаз, а также кожи и подкожной клетчатки, можно объяснить воздействием на организм человека инфразвука.

Полученные результаты позволяют утверждать, что повышенный уровень общей заболеваемости авиационных специалистов является следствием сочетанного действия высокоинтенсивного шума и инфразвука, поэтому в структуре заболеваний преобладают болезни, характерные как для действия шума (болезни органов кровообращения и пищеварения), так и инфразвука (болезни органов дыхания, нервной системы, глаз, кожи и подкожной клетчатки).

При анализе состояния здоровья населения, проживающего вблизи аэропортов, исследована демографическая ситуация, выполнена донозо-логическая диагностика и изучена заболеваемость взрослого и детского населения.

В структуре причин смертности населения на территории влияния аэропортов ведущие ранговые места принадлежат сердечно-сосудистым заболеваниям (62,7 %), злокачественным новообразованиям (15 %), травмам и отравлениям (14 %). Темп прироста смертности от сердечнососудистых заболеваний составляет + 2,4 %, в том числе от ишемической болезни сердца (ИБС) + 1,5 %, и от злокачественных новообразований + 9,1 % [2, 5]. Показатель общей смертности в 1,3 раза выше, чем в «условно чистой зоне». Аналогичные результаты получены по смертности от сердечно-сосудистой патологии. Смертность от ИБС на территории влияния выше в 1,4 раза. Медико-демографическая обстановка на исследуемой территории характеризуется как неблагоприятная.

Общую заболеваемость населения характеризуют показатели обращаемости за медицинской помощью: в пределах 66...110 случаев на 100 человек. В структуре заболеваемости лидируют бо-

МАРТ №3 (252)

13

^^ лезни органов дыхания — 22,6 %, болезни органов кровообращения — 20,4 %, болезни нервной системы и органов чувств — 18,9 %, болезни моче-с^ половой системы — 7,4 %. Отмечается рост заболеваемости по болезням эндокринной системы — ас 53,0 %, системы кровообращения — 21,1 %, нервной системы — 9,2 %, чаще наблюдаются гиперто-1— ническая болезнь и вегетососудистые нарушения. Повышение артериального давления практически по всем возрастным категориям выявляется чаще, чем в контрольной зоне. У взрослых уровень систолического артериального давления составляет 140...180 мм рт. ст., а диастолического — 90... 100 мм рт. ст. Отмечаются также более высокие показатели заболеваемости по классу болезней нервной системы (54 и 5,9 %% соответственно) и сердечно-сосудистой системы (16,3 и 19,8 %).

К неблагоприятной тенденции в изменении динамики состояния здоровья населения, проживающего вблизи аэропортов, следует отнести рост хронической заболеваемости, которая за 10 лет выросла на 16,3%, новообразований — на 137,2 %, увеличение числа больных, состоящих на диспансерном учете с болезнями эндокринной системы, — на 12,7 %. Наблюдается снижение удельного веса здорового населения.

При исследовании физического развития школьников, проживающих в зонах воздействия аэропортов, по данным углубленных медицинских осмотров, выявлено отставание в физическом развитии, на что указывает снижение роста, массы тела и окружности грудной клетки. Психофизиологические исследования установили, что в зоне влияния аэропорта в условиях высоких уровней авиационного шума умственная работоспособность детей к концу учебной недели снижается. В ходе гигиенических исследований у детей выявлены нарушения функционального состояния центральной нервной системы, сердечнососудистой системы и органа слуха.

При исследовании показателей здоровья детей выявлен ежегодный прирост заболеваемости по следующим классам болезней: система кровообращения на 17,4 %, эндокринная система — 13 %, нервная система — 16,8 %, органы пищеварения — 9,3 % и мочеполовая система — 28,7 %. За десятилетний период увеличилось число детей, состоящих на диспансерном учете с патологией мочеполовой системы, — на 23,7 %, органов дыхания — 11,6 % и пищеварения — в 2,5 раза.

При диспансерном обследовании детей дошкольного и школьного возраста обнаружены донозологические изменения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, проявляющиеся в повышенной утомляемости, местных и общих вегетативно-сосудистых расстройствах. Отрицательное влияние акустической нагрузки на уровень здоровья детей подтверждается таким интегральным показателем, как индекс здоровья (число не болевших на 1 000 детей). В «тихом районе» отмечен более высокий индекс здоровья, меньший уровень заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью (как в целом, так и по отдельным классам болезней), уменьшение числа многократно болевших детей.

Характер нейросенсорной тугоухости авиационных техников (повышение порогов восприятия на частоте 4 кГц и в меньшей степени 8 кГц) соответствует профилю снижения слуха при профессиональной тугоухости [1, 5]. Имеется достоверная взаимосвязь между двусторонним снижением слуха на частоте 4 кГц и стажем работы на аэродроме. При этом взаимосвязь с возрастом у обследованных отсутствовала — среди обследованных не было лиц, у которых по возрасту возможен пре-сбиакузис.

При оценке динамики состояния слуха в ходе летной смены в контрольной группе отмечалось временное смещение порогов слуха на частоте 250 Гц на 5—10 дБ. Возможной причиной этого может быть интенсивный шум на этой или близкой частоте во время подготовки самолета к вылету. На остальных частотах изменений порогов слуха не выявлено. Причем у авиационных специалистов, использующих средства индивидуальной защиты от шума, пороги слуха до и после рабочей смены не имели достоверных различий.

Повышенные пороги слуха на частоте 4 кГц и умеренное временное смещение порогов слуха после смены указывают на то, что в развитии ней-росенсорной тугоухости у рассматриваемой категории специалистов существенную роль играет отсроченный эффект шума. Несмотря на небольшие изменения слуха после смены по сравнению с фоном, с годами работы в условиях авиационного шума у человека наступают изменения слуха, характерные для нейросенсорной тугоухости [2—6].

Исследования вегетативного статуса персонала показывают, что в ходе рабочей смены у техников достоверно повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к вазоконстрик-ции. Это подтверждает данные о сосудистом генезе профессиональной нейросенсорной тугоухости.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в настоящее время шумовой фактор на рабочих местах авиационных специалистов и населения территорий, прилегающих к аэропортам, аэродромам и авиационным предприятиям, является главным фактором риска развития специфической и общей соматической патологии, требующим проведения социально-гигиенического мониторинга и осуществления соответствующих профилактических медицинских мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинкин В.Н. и др. Гигиеническая оценка условий труда работников «шумовых» профессий авиаремонтных заводов / В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, ЮА. Кукушкин, Р.В. Афанасьев, А.В. Богомолов, И.М. Ахметзянов, В.И. Свидовый, М.В. Пирожков //Медицина труда и промышленная экология. 2008. № 4. С. 40—42.

2. Зинкин В.Н. и др. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности населения, подвергающегося действию авиационного шума / В.Н. Зинкин, А.В. Богомолов, И.М. Ахметзя-нов, П.М. Шешегов //Теоретическая и прикладная экология. 2011. № 3. С. 97—101.

3. Зинкин В.Н. и др. Авиационный шум: специфические особенности биологического действия и защиты / В.Н. Зинкин, А.В. Богомолов, И.М. Ахметзянов, П.М. Шешегов //Авиакосмическая и экологическая медицина. 2012. Т. 46. № 2. С. 9—16.

4. Солдатов С.К. и др. Средства и методы защиты от авиационного шума: состояние и перспективы развития / С.К. Солда-

14

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

тов, А.В. Богомолов, В.Н. Зинкин, А.А. Аверьянов, А.В. Рос-сельс, ГА. Пацкин, Б.А. Соколов //Авиакосмическая и экологическая медицина. 2011. Т. 45. № 5. С. 3—11.

5. Солдатов С.К. и др. Человек и авиационный шум / С.К. Солдате®, В.Н. Зинкин, А.В. Богомолов, Ю.А. Кукушкин. М.: Новые технологии, 2012. 24 с. (Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». 2012. № 9).

6. Чистов С.Д. и др. Слуховые функции и вегетативные реакции инженерно-технического персонала аэродрома / С.Д. Чистов, С.К. Соддатов, В.Н. Зинкин, Н.М. Поляков //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 11—13.

7. Щербаков С.А. и др. Результаты исследований акустической обстановки на рабочих местах инженерно-технического со-

става авиации / С.А. Щербаков, С.В. Кирий, Ю.А. Кукуш- ^

кин, С.К. Солдатов, А.В. Богомолов //Проблемы безопас- ^

ности полетов. 2007. № 3. С. 27. ^¡^

8. Щербаков С.А. и др. Методическое обеспечение и результаты I—

исследования акустической обстановки на рабочих местах »"J

специалистов, подвергающихся воздействию авиационного ^Х шума / С.А. Щербаков, Ю.А. Кукушкин, С.К. Солдатов,

А.В. Богомолов, В.Н. Зинкин, А.А. Шишов, С.В. Кирий ■ //Биомедицинская радиоэлектроника. 2007. № 12. С. 2.

Контактная информация: Contact information:

Зинкин Валерий Николаевич, ZinkinValerij,

тел.: 8 (495) 155-13-02, р^га: 8 (495) 155-13-02,

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

УДК 613.6:617/7-084

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НАПРЯЖЕННЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ

В.А. Никонов, Н.А. Мозжухина, Г.Б. Еремин ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург

Выполнена оценка условий труда при напряженном зрительном труде. Показано, что ведущим вредным производственным фактором при напряженных зрительных работах является освещение. Подтверждена значимость оценки напряженности трудового процесса по показателям сенсорных нагрузок. Выявлено ухудшение состояния зрительного анализатора и психо-эмоционального состояния в течение рабочего дня. Предложены мероприятия по оптимизации условий труда. Ключевые слова: зрительное напряжение, условия труда, профилактика.

V.A. Nikonov, N.A. Mozzhukhina, G.B. Yeremin □ SCIENTIFIC FOUNDATION FOR DEVELOPING PREVENTIVE MEASURES IN INTENSIVE VISUAL WORK □ State Educational Establishment for High Professional Training "NorthWestern state medical University named after I.I. Mechnikov of Ministry for Public Health of the Russian Federation □

Presented the assessment of workshop conditions in intense visual work. It was shown that the leading occupational hazard factor for this work is lighting. It was confirmed the importance of evaluation of work strain, especially in terms of sensory load. In the dynamics of the day shift was revealed deterioration of the visual analyzer and the psycho-emotional state. The measures to optimize the workshop conditions were proposed. Key words: eyestrain, working conditions, prevention.

Напряженные зрительные работы [1,2] приводят к изменениям в функциональном состоянии зрительного анализатора, свидетельствующим об ухудшении его состояния, которые могут в последующем привести как к увеличению заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата, так и другими заболеваниями, что требует обоснованных управленческих решений.

Целью настоящей работы являлось научное обоснование профилактических мероприятий при выполнении работ, связанных со значительным напряжением зрительного анализатора, на основе оценки профессионального риска.

Исследования проводились на предприятиях электронной, полиграфической и ювелирной промышленности. Для оценки условий труда были использованы общепринятые гигиенические методы в соответствии с Р 2.2.2006—05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Для оценки динамики функционального состояния использовались простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), опросник «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН), определение ситуативной и личностной тревожности по методу Спилбергера в модификации Ханина. Проводилось изучение результатов медицинских осмотров за пятилетний период, в том числе на базе профпатологического центра. Изучение показателей профессиональной заболеваемо-

сти осуществлялось по официальным отчетным формам за десятилетний период.

В соответствии с полученными данными ведущим неблагоприятным фактором при напряженном зрительном труде является световая среда, оцениваемая по таким качественным показателям, как коэффициент пульсации освещенности, наличие отраженной блескости. Важно отметить, что перечень дополнительных показателей световой среды не является исчерпывающим, так как не включает показатели, значимые при высокоточных зрительных работах и требованиях к цве-торазличению (неравномерность освещенности, индекс цветопередачи источника света). В ряде случаев неблагоприятными сопутствующими факторами являлись производственный шум и наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Проведенные исследования позволили установить, что напряженность труда соответствовала классу 2, хотя по сенсорным нагрузкам и степени ответственности она отвечала классу 3.1—3.2. Проведенные исследования позволили дать оценку выполняемых работ в соответствии с Р 2.2.2006—05 как относящихся к классам условий труда 3.1—3.2.

Нами было выявлено изменение динамики состояния основных функций зрительного анализатора в течение рабочего дня при выполнении напряженных зрительных работ. Так, у полиграфистов (печатников), ювелиров (контролеров ОТК), контролеров ОТК электронных изделий имело место достоверное (р < 0,05) изменение КЧСМ, а у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.