Научная статья на тему 'Состояние здоровья и двигательная активность детей и молодежи как социально-педагогическая проблема'

Состояние здоровья и двигательная активность детей и молодежи как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
74
19
Поделиться
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNG GENERATION

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ким Т.К.,

STATE OF HEALTH AND IMPELLENT ACTIVITY OF CHILDREN AND YOUTH AS A SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROBLEM

In article the analysis of a current state of health, physical development and physical readiness of children, teenagers and studying youth is resulted and ways of perfection of system of physical training of rising generation at all steps of educational process, including, on the basis of school and family interaction are defined.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и двигательная активность детей и молодежи как социально-педагогическая проблема»

Таблица 2

Общепрофессиональные компетенции в сфере владения иностранным языком

Направление подготовки Основные компетенции выпускника

080100 - Экономика (квалификация (степень) «магистр») Способность свободно пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5)

080100 - Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») Способность владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14)

080200 - Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») Способность владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14)

фологию производных слов может привести к потере частного значения слова и исказить весь перевод.

Таким образом, мы постарались показать, что обучение переводу студентов экономических специальностей является приоритетным в ракурсе грядущих экономических преобразований и активного международного сотрудничества, несмотря на быстрое развитие машинного перевода и наличие профессиональных переводчиков.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости: электрон. газета. 2012. 27 фев. URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749. html (дата обращения 20.03.12).

2. ФГОС ВПО по направлению «Экономика» квалификация (степень) магистр: федеральный образовательный портал ЭСМ [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ekonomika/ mag.html (дата обращения 30.03.12).

3. ФГОС ВПО по направлениям «Экономика» квалификация (степень) бакалавр, «Менеджмент» квалификация (степень) бакалавр: сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/ (дата обращения 20.03.12).

4. ФГОС ВПО по направлению 035700 «Лингвистика»: сайт МГЛУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.linguanet.ru/umo/Standarts-lingua/ (дата обращения 02.04.12).

состояние здоровья и двигательная активность

детей и молодежи как социально-педагогическая проблема

STATE OF HEALTH AND IMPELLENT ACTIVITY OF CHILDREN AND YOUTH AS A SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROBLEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. К. Ким

В статье приведен анализ современного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и учащейся молодежи и определены пути совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения на всех ступенях образовательно-воспитательного процесса, в том числе на основе взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическое воспитание, подрастающее поколение.

Здоровье является важнейшим интегративным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окру-

T. K. Kim

In article the analysis of a current state of health, physical development and physical readiness of children, teenagers and studying youth is resulted and ways of perfection of system of physical training of rising generation at all steps of educational process, including, on the basis of school and family interaction are defined.

Keywords: health, physical development, physical training, young generation.

жающей среды, эффективность деятельности органов здравоохранения и социальной защиты населения, в конечном счете - отношение государства к социальным проблемам, в том числе проблеме материнства и детства [1-4 и др.].

I 1012, I 1014, I 1163: 11171 ■ 220 I 1492. ■ 218 ■ 252 I 29

6,2 1

2,2 74,4

5000 10000 15000

20000 25000 30000 тыс. заболевших

35000 40000 45000 50000

Рис. 1. Заболеваемость детей и подростков по основным классам и группам болезней, зарегистрированных в 2007 г. (по данным Росстата)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 - всего зарегистрированных с различным диагнозом; 2 - болезни органов дыхания; 3 - травмы, отравления и другие внешние причины; 4 - болезни кожи; 5 - инфекционные и паразитарные болезни; 6 - болезни органов зрения; 7 - болезни органов пищеварения; 8 - болезни органов слуха; 9 - заболевания ОДА; 10 - заболевания нервной системы; 11 - заболевания мочеполовой системы.

В настоящее время становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической подготовленности и физического развития детей, подростков и учащейся молодежи. Проблема здоровья подрастающего поколения как одна из основных социальных проблем активно обсуждается на протяжении последних десятилетий не только медицинскими работниками, но и педагогическим сообществом [3-5 и др.].

Как отмечают многие исследователи, соматическая, в том числе мозговая, организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети отличаются по своему физическому, интеллектуальному развитию от их сверстников 5-10 лет назад. Но сложность ситуации заключается в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными. С 1994 по 2007 г. в России прослеживается тенденция увеличения числа новорожденных с различными патологиями. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем, в том числе с аномалиями центральной нервной системы [1-2; 4].

Результаты мониторинга констатируют, что за последние десятилетия количество «практически здоровых» детей снизилось до 15,1-10,0%, а число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличилось до 70%, при этом большинство из них имеют хронические заболевания [1].

Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста в 2006-2010 гг. сохранились. Общая заболеваемость детей по сравнению с предыдущим периодом (в сравнении с данными 2002 г.) увеличилась на 9,00%, а подростков - на 12,00%.Часто и длительно болеющие дети и подростки составляют в среднем 4,98% всего детского населения. Наиболее высокие цифры отмечаются в возрасте 3-х лет - 9,14%, из них 5,68%

в городах и 3,46% в сельской местности. Наименьшие в 17 лет - 2,98% детей, из которых 1,77% проживают в городах и 1,21% - в сельской местности [1-3; 6 и др.].

Более 53% детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории «практически здоровых» [1-3; 6 и др.].

До 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а по показателям здоровья и уровня физического развития и физической подготовленности свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым службой в рядах вооруженных сил [1-3; 6 и др.].

Данные о заболеваемости детей по месту воспитания (пребывания) ребенка показали, что у детей, проживающих в семьях, заболевания зарегистрированы в 54,57% случаев. Значительно хуже показатели здоровья детей, воспитывающихся вне семьи: признаны здоровыми в домах ребенка только 15,24%, в детских домах - 22,53%, в детских домах-интернатах - 13,84%, в социальных приютах ситуация лучше - практически здоровы 36,06% детей.

Состояние здоровья детей, проживающих в семьях и посещающих ДОУ, по результатам диспансеризации, следующее: практически половина из них здоровы (53,00%), в том числе посещающих детские сады (54,77%).

Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями. В целом во всех типах учреждений дети с патологией составляют 59,17%. По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия:

• в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии и пр.) патология выявлена у 59,24% обучающихся;

• в школах-интернатах - у 71,93%;

• в школах при воинских частях - у 57,37%;

• в учреждениях начального или среднего профессионального образования - у 49,79%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в военных училищах - у 33,40%, что вызывает особую тревогу.

Проблема нормирования двигательной активности детей и молодежи имеет важное педагогическое и гигиеническое значение, так как от дошкольного звена образовательной системы к вузовскому, по наблюдениям многих специалистов, отмечается прогрессирующая гиподинамия. С другой стороны, двигательная деятельность является главным фактором биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, физического развития ребенка [5-6 и др.].

Согласно современным данным, гигиеническая суточная норма двигательной активности для дошкольников от 3 до 7 лет составляет от 10 до 18 тыс. шагов. В большинстве дошкольных учреждений она удовлетворяется на 30-60% [1; 7 и др.].

Минимальным уровнем организованного двигательного режима, расширяющим функциональные возможно-

5

0

сти организма школьников, 1_. ВогЮ е1 а1. считают тот уровень, когда на поддержание моторики приходится от 6 до 9% суточных энергозатрат. Того же мнения придерживается и отечественный ученый А. Г. Сухарев, который полагает что для сохранения здоровья и достаточного уровня развития физических качеств школьникам необходим двигательный режим с затратой энергии как минимум 2,5 тыс. ккал, в действительности во многих случаях этот показатель составляет всего лишь 600 ккал. Подросток из положенных в норме 20-30 тыс. шагов, в реальной школьной жизни совершает в 2-2,5 раза меньше (А. Г. Сухарев, 1996).

Как показывает практика, из всего времени, в течение которого ребенок находится в ДОУ, на организованные формы физической активности приходится 8-14%, а на свободную двигательную деятельность - 16% времени, то есть двигательный компонент в режиме дня дошкольника в лучшем случае составляет 30% вместо нормируемого 50% времени бодрствования [1].

При переходе из детского сада в школу происходит изменение жизненного уклада ребенка. По данным ряда авторов, общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает на 45-56% [1; 5-6 и др.]. В то же время многолетние наблюдения специалистов показывают, что для большинства учащихся общеобразовательных школ двигательная активность колеблется в диапазоне 25-60% от ее должного времени. Вследствие чего 5-8% школьников приобретают гипертонические реакции, 10-15% набирают избыточную массу тела, 30% нарушения осанки, заболевания органов дыхательной системы и др. Почти во всех возрастных группах учащихся снижаются функциональные показатели [3-4 и др.].

Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения их жизненного тонуса. Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование физических нагрузок различной направленности и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия акселерации, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Известный физиолог профессор И. В. Му-равов считает, что «...наиболее естественным из всех известных воздействий, способных реконструировать телосложение, является физическая тренировка. Самый же благоприятный

период ее влияния на организм - детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями... тем больше выражен преобразующий эффект этих занятий» [4].

На необходимость научно обоснованного подхода к организации физического воспитания подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений и семейного быта указывают многие исследователи [6 и др.].

Анализ состояния здоровья, показателей заболеваемости детей и подростков (рис. 2), уровня физической подготовленности и физического развития детей и молодежи в возрасте от 4 до 18 лет, посещающих образовательные учреждения, на базах которых нами проводилась опытно-экспериментальная работа, позволил заключить, что только треть детей по исследуемым показателям отнесены к основной медицинской группе и могут заниматься физическими упражнениями без ограничений, выполнять в полном объеме программные требования (рис. 3).

Исключение составляют воспитанники учреждений дополнительного образования. Количество детей, отне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Заболеваемость детей и подростков по основным группам болезней (по результатам анализа медицинских карт воспитанников и учащихся образовательных учреждений, участвовавших в опытно-экспериментальном исследовании, сентябрь 2007 г.) 1 - всего зарегистрированных с различным диагнозом; 2 - болезни сердечнососудистой системы; 3 - болезни дыхательной системы; 4 - заболевания ОДА; 5 - нарушения обмена веществ; 6 - болезни эндокринной системы; 7 - болезни органов зрения; 8 - болезни органов пищеварения; 9 - заболевания мочеполовой системы; 10 - другие заболевания.

Рис. 3. Распределение детей по группам здоровья (%), сентябрь 2007 г., п = 362

1 - Воскресная школа (п = 32); 2 - общеобразовательные школы (п = 136); 3 -учреждения дополнительного образования (п = 45); 4 - дошкольные образовательные учреждения (п = 149).

сенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, в этих учреждениях составило 72,4%. Исследования проводились в ДЮСШ, СДЮСШОР и секциях по видам спорта при образовательных учреждениях и спортивно-досуговых организациях, в которых основное требование к занимающимся - отсутствие противопоказаний к занятиям тем или иным видом спорта.

Также отметим, что вторая группа здоровья абсолютно преобладает среди детей независимо от типа образовательного учреждения и возраста занимающихся. Распределение по группам здоровья в зависимости от пола не выявило существенных различий, во всех группах было приблизительно равное соотношение девочек и мальчиков (р > 0,05, I = 0,875). В разрезе пространственной локализации также не было обнаружено значимых различий между детьми (р > 0,05, I = 1,112). Среди детей, проживающих в Центральном федеральном округе (г. Москва и Московская обл.), 34,6% отнесены к основной группе, в Южном федеральном округе (КБР, Краснодарский край) таких детей оказалось 39,8%.

Различия были зафиксированы в структуре заболеваемости, так, в г. Москве и Московской обл. преобладали болезни органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, а в Южном федеральном округе чаще встречались заболевания органов дыхания и эндокринной системы (рис. 2).

Таким образом, отмеченные негативные тенденции (увеличение числа детей, имеющих различные заболевания, снижение уровня их физической подготовленности и физического развития) стимулируют поиск новых эф-

фективных подходов к организации образовательно-воспитательного процесса во всех звеньях образовательно-воспитательной системы, включая ступень семейного воспитания.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.

2. Апанасенко Л. Г. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб.: МГП Петрополис, 1992. 123 с.

3. Безруких М. М. Как получить пятерку за здоровье. Тула: Арктоус, 1996. 78 с.

4. Муравов И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев: Здоровье, 1973. 131 с.

5. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.

6. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи. М.: НУ ОАОУ, 2008. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

гуманизация медицинского образования

как условие становления профессиональных ценностных ориентаций студентов

медицинского колледжа

HUMANIZATION OF MEDICAL EDUCATION AS A CONDITION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF THE MEDICAL STUDENTS

Е. А. Бобер

В статье освещаются аспекты гуманизации медицинского образования, которая приобретает особую значимость на рубеже веков в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в России. Доказывается необходимость гуманизации образования для становления профессиональных ценностных ори-ентаций студентов медицинского колледжа.

Ключевые слова: гуманизация, гуманизация медицинского образования, среднее профессиональное образование.

E. A. Bober

Humanization of medical education gets the special importance on a boundary of centuries in connection with the changed social and economic conditions of Russia. Humanization of medical education is necessary for the formation of professional values of the medical students as the patient should be assured not only of professional abilities of medical workers, but also in their decency, honesty, kindness and mercy.

Keywords: the humanization, the humanization of medical education, professional education.