Научная статья на тему 'Состояние языка – состояние нации'

Состояние языка – состояние нации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М. В. Дивакова

В статье говорится о важной роли изучения курса «Культура речи» как составляющей национальной культуры в целом. Одновременно ставятся вопросы: востребована ли языковая культура нашим обществом? Где может использовать свои знания выпускник? Почему мы сейчас наблюдаем нигилистическое отношение к стилистике языка? Автор говорит о необходимости воссоздания культуры русской речи как о национальногосударственном приоритете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the importance of studying the course «Speech Culture» as part of the national culture as a whole. The following problems are raised in the article: Is language culture necessary for our society? Where can graduates use their knowledge? Why is there negative attitude to the stylistics of the language? The author states the necessity to reconstruct Russian speech culture as the national state priority.

Текст научной работы на тему «Состояние языка – состояние нации»

УДК 82.085

М.В. ДИВАКОВА

Московская академия водного транспорта

СОСТОЯНИЕ ЯЗЫКА - СОСТОЯНИЕ НАЦИИ

В статье говорится о важной роли изучения курса «Культура речи» как составляющей национальной культуры в целом. Одновременно ставятся вопросы: востребована ли языковая культура нашим обществом? Где может использовать свои знания выпускник? Почему мы сейчас наблюдаем нигилистическое отношение к стилистике языка? Автор говорит о необходимости воссоздания культуры русской речи как о национально-государственном приоритете.

The article is about the importance of studying the course «Speech Culture» as part of the national culture as a whole. The following problems are raised in the article: Is language culture necessary for our society? Where can graduates use their knowledge? Why is there negative attitude to the stylistics of the language? The author states the necessity to reconstruct Russian speech culture as the national state priority.

Состояние языка, культуры речи отражает состояние всей нации. От нас, преподавателей, во многом зависит то, насколько наши студенты - будущее страны - сумеют возродить национальную культуру. К сожалению, сейчас мы наблюдаем нигилистическое отношение к стилистике языка, а интеллектуальный диктат западного менталитета, навязываемый нам с экранов телевизоров, заставляет говорить о необходимости воссоздания культуры русской речи как о национально-государственном приоритете.

Преподаватели вузов, готовящие специалистов разных отраслей, должны понимать, что речь, по существу, является одной из составных частей профессиональной подготовки. Московская государственная академия водного транспорта готовит специалистов в области юриспруденции, экономики, речного и морского транспорта; студенты-выпускники должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу как в быту, так и в деловой сфере общения.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем, является задача убедить студента в необходимости бережного и трепетного отношения к своему языку, ибо небрежность, одним из следствий которой является растворение нормативных

форм в жаргонно-разговорной стихии, противоречит требованиям культуры речи.

Студенты часто задают вопрос о том, будет ли востребована их языковая культура? Или же умение говорить точно, логично, ясно, в соответствии с нормами языка только добавит им некоторого снобизма?

На практических занятиях мы со студентами учимся готовить побуждающую речь. Очень сложно подобрать по-настоящему действенные аргументы, убедить слушателей в том, для чего они должны предпринимать те или иные действия. Суметь дать убедительные аргументы, ответить на вопрос «зачем» удается далеко не всем. Какие же аргументы должен найти преподаватель, стараясь убедить студентов строить свою речь в соответствии с литературными нормами? Попытаться доказать, что речь человека - это визитная карточка, предъявляемая впоследствии тому, с кем выпускник будет общаться?

Задумаемся над вопросом: кому же будут предъявлять визитную карточку наши выпускники? Выросшие как на дрожжах фирмы и фирмочки меньше всего заботятся об общей, в том числе и речевой культуре своих кадров. Неважно, как говорит сотрудник, важно, какую прибыль он приносит фирме. Такая солидная, на первый взгляд, организация, как банк, рассылая

- 103

Санкт-Петербург. 2005

своим заемщикам платежные ведомости со значительным количеством ошибок, выражает тем самым полное неуважение к своим клиентам.

СМИ? Однако, наблюдая за жизнью «звездных фабрикантов», чье будущее вызывает зависть в кругу студентов, мы можем отметить бедный лексический запас конкурсантов, обилие просторечно-разговорных элементов, да и просто форм, далеких от нормы. Так куда идти выпускнику вуза с визитной карточкой речевой культуры?

Язык рекламы, мелькающей в поездах метрополитена, далек от правильности. А ведь и по нему молодежь учится говорить. Это тот язык, та речь, которую молодые люди встречают в повседневной жизни, она закрепляется в их подсознании. Зайдите в автобус, и вы увидите «запасной выход». Что это, как не антикультура?

Если сегодня мы не начнем решать эти вопросы на государственном уровне, потеря национальной культуры и как следствие -разрушение страны - неминуемо.

104 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.