Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ'

СОСТОЯНИЕ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСФУНКЦИЯ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У МУЗЫКАНТОВ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДВНЧС У МУЗЫКАНТОВ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВНЧС У МУЗЫКАНТОВ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Чайка З.С., Шмидт В.А., Гаджибалаева И.А., Романчук Н.П.

По разным исследованиям от 11% до 86% музыкантов отмечают симптомы дисфункции височнонижнечелюстного сустава, наличие мышечных болей и связывают это с игрой на музыкальных инструментах [2-5]. Также ряд исследований свидетельствует о высокой распространенности скелетномышечных нарушений среди женщин-инструменталистов [8]. Однако мало данных о зависимости количества времени, которое музыкант ежедневно проводит за игрой на инструменте и выраженности симптомов дисфункции ВНЧС. Также практически нет исследований, сравнивающих частоту встречаемости зубочелюстных патологий у музыкантов разных специальностей. Тем не менее, несмотря на целый ряд специфических патологий, музыканты редко обращаются за стоматологической помощью. Возможно поэтому в настоящее время стоматологические заболевания у музыкантов различных специальностей еще недостаточно изучены и описаны [9]. Цели: 1. Оценить состояние ВНЧС у профессиональных музыкантов разных специальностей с использованием анкетирования. 2. Сравнить частоту проявления симптомов ДВНЧС у музыкантов разных специальностей. 3. Оценить влияние времени, которое проводит музыкант за инструментом ежедневно, на проявления симптомов ДВНЧС Материалы и методы. В опросе приняли участие 86 профессиональных музыкантов (58 женщин и 28 мужчин) в возрасте от 21 до 69 лет (средний возраст 33 года), играющих на струнно-смычковых (55%), духовых (33%) и других (фортепиано, гитара, баян) инструментах. Для проведения статистического анализа некоторые текстовые шкалы были преобразованы в числовые. Статистический анализ полученных результатов был проведен с помощью программы Microsoft Excel и программы StatTech v. 3.0.7. Результаты. В нашем исследовании мы сравнили наличие симптомов дисфункции ВНЧС у музыкантов разных специальностей согласно результатам анкетирования. Выраженные симптомы дисфункции ВНЧС обнаружили у себя 24 музыканта (28%). Среди них чаще встречаются скрипачи (17 человек), 6 флейтистов и 1 пианист. Все музыканты в этой группе ежедневно проводят за инструментом более 3-х часов (50% из них более 6 часов в день). Также обнаружены статистически значимые зависимости между игрой на духовом инструменте и появлением симптома ограничения открывания рта, количеством времени посвященных игре на скрипке и появлением щелчков в ВНЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Чайка З.С., Шмидт В.А., Гаджибалаева И.А., Романчук Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ»

УДК 616.724

Чайка З.С.

Канд.мед.наук., асс. ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия Шмидт В.А.

Студент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России,

г. Екатеринбург, Россия Гаджибалаева И.А.

Студент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России,

г. Екатеринбург, Россия Романчук Н.П.

Студент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России,

г. Екатеринбург, Россия

СОСТОЯНИЕ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Аннотация

По разным исследованиям от 11% до 86% музыкантов отмечают симптомы дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, наличие мышечных болей и связывают это с игрой на музыкальных инструментах [2-5]. Также ряд исследований свидетельствует о высокой распространенности скелетно-мышечных нарушений среди женщин-инструменталистов [8]. Однако мало данных о зависимости количества времени, которое музыкант ежедневно проводит за игрой на инструменте и выраженности симптомов дисфункции ВНЧС. Также практически нет исследований, сравнивающих частоту встречаемости зубочелюстных патологий у музыкантов разных специальностей.

Тем не менее, несмотря на целый ряд специфических патологий, музыканты редко обращаются за стоматологической помощью. Возможно поэтому в настоящее время стоматологические заболевания у музыкантов различных специальностей еще недостаточно изучены и описаны [9].

Цели:

1. Оценить состояние ВНЧС у профессиональных музыкантов разных специальностей с использованием анкетирования.

2. Сравнить частоту проявления симптомов ДВНЧС у музыкантов разных специальностей.

3. Оценить влияние времени, которое проводит музыкант за инструментом ежедневно, на проявления симптомов ДВНЧС

Материалы и методы.

В опросе приняли участие 86 профессиональных музыкантов (58 женщин и 28 мужчин) в возрасте от 21 до 69 лет (средний возраст 33 года), играющих на струнно-смычковых (55%), духовых (33%) и других (фортепиано, гитара, баян) инструментах.

Для проведения статистического анализа некоторые текстовые шкалы были преобразованы в числовые. Статистический анализ полученных результатов был проведен с помощью программы Microsoft Excel и программы StatTech v. 3.0.7.

Результаты. В нашем исследовании мы сравнили наличие симптомов дисфункции ВНЧС у музыкантов разных специальностей согласно результатам анкетирования. Выраженные симптомы дисфункции ВНЧС обнаружили у себя 24 музыканта (28%). Среди них чаще встречаются скрипачи (17 человек), 6 флейтистов и 1 пианист. Все музыканты в этой группе ежедневно проводят за инструментом

более 3-х часов (50% из них более 6 часов в день). Также обнаружены статистически значимые зависимости между игрой на духовом инструменте и появлением симптома ограничения открывания рта, количеством времени посвященных игре на скрипке и появлением щелчков в ВНЧС.

Ключевые слова:

дисфункция височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, распространенность ДВНЧС у музыкантов,

распространенность заболеваний ВНЧС у музыкантов.

Введение

Одним из этиологических факторов возникновения нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах. Определение мышечно-скелетных расстройств, связанных с игрой на музыкальных инструментах было введено в 1998 году [1]. Позже были опубликованы исследования, основанные на результатах анкетирования профессиональных музыкантов, о наличии симптомов дисфункции ВНЧС. По разным исследованиям от 11% до 86% музыкантов отмечают симптомы дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, наличие мышечных болей и связывают это с игрой на музыкальных инструментах [2-5].

По данным литературы у многих музыкантов симптомы заболеваний ВНЧС, можно объяснить постоянным напряжением мышц головы и шеи и стрессом. Обычно музыканты тренируются ежедневно в течение нескольких часов, что может способствовать длительному напряжению мышц шеи, лицевых мышц и воздействию на ВНЧС. Также музыканты испытывают постоянный стресс, связанный с подготовкой к концертам и, непосредственно, во время выступлений.

В исследовании Adeyemi T.E., Otuyemi O.D. [6] у мужчин, играющих на музыкальных инструментах почти в 1.5 раза чаще (64% у музыкантов, 40% у не музыкантов) отмечаются симптомы заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. По результатам исследования Jang J.Y., Kwon [7] 61,3% музыкантов сообщили о наличии одного или нескольких симптомов заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. Также ряд исследований свидетельствует о высокой распространенности скелетно-мышечных нарушений среди женщин-инструменталистов [8]. Однако мало данных о зависимости количества времени, которое музыкант ежедневно проводит за игрой на инструменте и выраженности симптомов дисфункции ВНЧС. Также практически нет исследований, сравнивающих частоту встречаемости зубочелюстных патологий у музыкантов разных специальностей.

Тем не менее, несмотря на целый ряд специфических патологий, музыканты редко обращаются за стоматологической помощью. Возможно поэтому в настоящее время стоматологические заболевания у музыкантов различных специальностей еще недостаточно изучены и описаны [9].

Цели:

1. Оценить состояние ВНЧС у профессиональных музыкантов разных специальностей с использованием анкетирования.

2. Сравнить частоту проявления симптомов ДВНЧС у музыкантов разных специальностей.

3. Оценить влияние времени, которое проводит музыкант за инструментом ежедневно, на проявления симптомов ДВНЧС

Материалы и методы

1) Участники

В опросе приняли участие 86 профессиональных музыкантов (58 женщин и 28 мужчин) в возрасте от 21 до 69 лет (средний возраст 33 года), играющих на струнно-смычковых (55%), духовых (33%) и других (фортепиано, гитара, баян) инструментах. Анкетирование проводилось анонимно и не требовало разрешения этической комиссии.

2) Оценка состояния ВНЧС

Онлайн анкетирование проведено с помощью «Google Формы», который включал в себя вопросы,

связанные с демографическими признаками (возраст, пол); 2 вопроса, связанных с названием музыкального инструмента и количеством времени, которое музыкант ежедневно проводит за инструментом; 7 вопросов, относящихся к проявлениям симптомов ДВНЧС (в частности, частота появления лицевых болей, ограничение открывание рта, шумы в ВНЧС, случаи возникновения ограничения открывания рта, боли при жевании, утомление жевательных мышц, признаки бруксизма в разное время суток, сжатие зубов во время нервного напряжения). Также анкета включала 2 вопроса, связанные с факторами, которые могут способствовать развитию ДВНЧС (ортодонтическое лечение, боли в других суставах) и вопрос, связанный с тем, как часто опрашиваемые испытывают стресс.

Статистический анализ

Для проведения статистического анализа некоторые текстовые шкалы были преобразованы в числовые. Статистический анализ полученных результатов был проведен с помощью программы Microsoft Excel и программы StatTech v. 3.0.7.

Сравнение трех и более групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнялось с помощью критерия Краскела-Уоллиса.

Ответам респондентов также были присвоены числовые значения для выполнения статистической обработки. Условный индекс (/двнчс) выраженности симптомов дисфункции ВНЧС был введен для оценки проявлений заболевания и рассчитан в соответствии с формулой: /двнчс = Espi, где sp - это самооценка выраженности симптомов проявления дисфункции ВНЧС (шкала: никогда = 0, иногда = 1, часто =3). Значение индекса могло быть в диапазоне от 0 до 21.

Результаты

Распределение условного индекса (/двнчс) по квартилям в массиве опрошенных следующее: Q1=3, Q2=7,5 (медиана), Q3=12. Максимальное значение индекса в изучаемой группе = 21.

Такой анализ частоты встречаемости симптомов по данным самооценки позволил разделить всех музыкантов-участников опроса на 4 группы по квартилям в зависимости от выраженности проявления симптомов ДВНЧС. Согласно результатам опроса 28% музыкантов (24 человека) с выраженными проявлениями симптомов заболевания ВНЧС вошли в 4 группу (4 квартиль, где значения условного индекса от 12 единиц и более, что мы считаем выраженными симптомами). Среди них 17 скрипачей (41% от всех скрипачей, принявших участие в опросе), 6 музыкантов, играющих на духовых инструментах (21% от всех музыкантов играющих на духовых инструментах среди опрошенных) и 1 пианист. Количество времени, которое эти музыканты в среднем проводят за инструментом было распределено следующим образом: 50% указали, что ежедневно тренируются более шести часов и 50% - от 3 до 5 часов в день.

Для определения тяжести и выраженности симптомов все музыканты, в зависимости от типа музыкального инструмента на котором они играют, были разделены на 3 группы:

1. Духовые

2. Струнно-смычковые

3. Фортепиано и народные инструменты.

Среди музыкантов (28 человек), играющих на духовых инструментах 57% женщин, 43% мужчин. Обнаружена прямая зависимость между количеством времени, которое музыканты проводят играя на инструменте и ограничением открывания рта. Таким образом, чем больше времени музыкант проводит за тренировкой, тем чаще указывает на наличие ограничения открывания рта (p = 0,021)

При сопоставлении «Беспокоят ли вас суставные звуки в челюсти, ограничения открывания рта, наличия шума в ушах, боли при жевании, открывании рта, признаки скрежетания зубами, сжатие зубов при нервном напряжении», не удалось выявить статистически значимые данные.

В группе струнно-смычковых инструментов 41 музыкант. В этой группе также обнаружена прямая связь между количеством времени проводимом с инструментом и возникновением жалоб на появление суставных звуков (щелчки, хруст в ВНЧС при жевании, разговоре) (p = 0,034). Также, мужчины чаще

отмечают у себя возникновение ограничения открывания рта чаще, чем женщины (p = 0,046).

Среди музыкантов, играющих на фортепиано и народных инструментах, девять человек, которые иногда испытывают стресс, указали на время от времени возникающие суставные звуки в челюсти при жевании и разговоре, среди часто испытывающих стресс музыкантов, только 5 отметили наличие у себя таких же симптомов (р=0,013). При сопоставлении «Беспокоят ли вас суставные звуки в челюсти, ограничения открывание рта, наличия шума в ушах, боли при жевании, открывании рта, признаки скрежетания зубами, сжатие зубов при нервном напряжении», не удалось выявить статистически значимых.

Обсуждение

Часто игра на музыкальных инструментах требует от музыканта длительное время находиться в вынужденном статичном положении (наклон головы, удерживание рук в определенном положении), также необходимо удерживать инструмент с помощью рук, подбородка, плеча. Такое положение музыканта может способствовать возникновению и прогрессированию боли в шейном отделе позвоночника [5]. Также ряд исследований свидетельствует о том, что мышцы челюстно-лицевой области активно участвуют в процессе игры струнно-смычковых (скрипка, альт) и духовых инструментах. Поэтому игра на музыкальных инструментах может оказывать существенное влияние на формирование зубочелюстной системы у юных музыкантов и приводить к прогрессированию симптомов дисфункции ВНЧС при увеличении общего времени игры на инструменте уже у взрослых музыкантов.

В доступной литературе встречается информация об особенностях стоматологического статуса музыкантов, играющих на духовых инструментах [2,5,10]. Также есть исследования, свидетельствующие о том, что продолжительность игры на скрипке может влиять на возникновение нарушений осанки и формирование деформаций, аномалий зубочелюстной системы [11]. Однако количество исследований посвященных проявлениям симптомов ДВНЧС у скрипачей, по-прежнему, немного [12]. Также мало изучены вопросы проявления заболеваний ВНЧС у музыкантов других специальностей (пианистов, вокалистов, баянистов)[11]. Опубликованные данные часто не доказывают наличие четкой взаимосвязи игры на инструменте с ухудшением стоматологического статуса музыкантов.

В нашем исследовании мы сравнили наличие симптомов дисфункции ВНЧС у музыкантов разных специальностей согласно результатам анкетирования. Выраженные симптомы дисфункции ВНЧС обнаружили у себя 24 музыканта (28%). Среди них чаще встречаются скрипачи (17 человек), 6 флейтистов и 1 пианист. Все музыканты в этой группе ежедневно проводят за инструментом более 3-х часов (50% из них более 6 часов в день). Также обнаружены статистически значимые зависимости между игрой на духовом инструменте и появлением симптома ограничения открывания рта, количеством времени посвященных игре на скрипке и появлением щелчков в ВНЧС.

Ограничениями нашего исследования являются следующие факторы: сравнительно небольшая группа профессиональных музыкантов, принявших участие в исследовании и отсутствие непосредственного осмотра музыкантов в стоматологическом кресле. И, в связи с обнаружением статистически значимых данных, необходимо продолжить исследования состояния зубочелюстной системы у музыкантов разных специальностей для выяснения степени влияния игры на инструменте с ухудшением стоматологического статуса музыкантов и разработки рекомендаций по профилактике заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.

Список использованной литературы:

1. Zaza C., Charles C., Muszynski A. The meaning of playing-related musculoskeletal disorders to classical musicians // Soc Sci Med. 1998. Vol. 47, N 12, P. 2013-2023. doi: 10.1016/s0277-9536(98)00307-4

2. Stanhope J., Milanese S. The prevalence and incidence of musculoskeletal symptoms experienced by flautists // Occup Med (Lond). 2016. Vol. 66, N 2. P. 156-163. doi: 10.1093/occmed/kqv162

3. Van Selms M.K.A., Wiegers J.W., van der Meer H.A., et al. Temporomandibular disorders, pain in the neck and

shoulder area, and headache among musicians // J Oral Rehabil. 2020. Vol. 47, N 2. P. 132-142. doi: 10.1111/joor.12886

4. Van Selms M.K.A., Ahlberg J., Lobbezoo F., Visscher C.M. Evidence-based review on temporomandibular disorders among musicians // Occup Med (Lond). 2017. Vol. 67, N 5. P. 336-343. doi: 10.1093/occmed/kqx042

5. Парунов В.А., Федотова Т.М., Лебеденко И.Ю. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава — профессиональная болезнь флейтистов? стоматологический журнал том 24, №4 (2020)

6. Adeyemi T.E., Otuyemi O.D. Relationship between playing of wind musical instruments and symptoms of temporomandibular joint disorders in a male Nigerian adult population. West Afr. J. Med. 2019;36(3):262-6.

7. Jang J.Y., Kwon J.S., Lee D.H., Bae J.H., Kim S.T. Clinical signs and subjective symptoms of temporomandibular disorders in instrumentalists. Yonsei Med. J. 2016;57(6):1500-7. doi: 10.3349/ymj.2016.57.6.1500.

8. Kok L.M., Huisstede B.M., Voorn V.M., Schoones J.W., Nelissen R.G. The occurrence of musculoskeletal complaints among professional musicians: a systematic review. Int. Arch. Occup. Environ. Health. 2016;89(3):373-96. doi: 10.1007/s00420-015-1090-6.

9. Кислицына А.В. Особенности стоматологического статуса музыкантов различных специальностей. Российский стоматологический журнал. 2017;21(5):287-90. doi: 10.18821/1728-2802-2017-21-5-287-290.

10. Золотницкий И.В., Лебеденко И.Ю. Комплексное клиникоинструментальное стоматологическое обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах. Проблемы стоматологии. 2015;11(5-6):37-46. DOI:10.18481/2077-7566- 2015-11-37-46

11. Шатайло М.К., Дорошина Н.В., Елевтерова Е.Е., Архарова О.Н. Влияние игры на скрипке на формирование зубочелюстной системы// Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5.

12. Moraes GF, Antunes AP. Musculoskeletal disorders in professional violinists and violists. Systematic review. Acta Ortop Bras. 2012;20(1):43-7. doi: 10.1590/S1413-78522012000100009. PMID: 24453580; PMCID: PMC3718408.

© Чайка З.С., Шмидт В. А., Гаджибалаева И. А., Романчук Н. П., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.