Научная статья на тему 'Состояние туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области: статистическая оценка'

Состояние туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области: статистическая оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2359
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МАТЕМАТИКОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / TOURISM / HOSPITALITY INDUSTRY / FORECASTING / STATISTICAL ACCOUNTING / MATHEMATICAL AND STATISTICAL METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липартелиани Наталия Николаевна

В данной статье проведен статистический анализ сложившейся ситуации на рынке туристических услуг в Ярославской области. Выявлены основные проблемы статистического учета в сфере туризма. С помощью математико-статистических методов осуществлено прогнозирование основных показателей деятельности туристических организаций и предприятий индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN THE YAROSLAVL REGION: STATISTICAL ANALYSIS

The statistical analysis of the current situation at the travel services market in Yaroslavl is made. Main problems of statistical accounting in tourism are revealed. Mathematical and statistical methods are used to give the forecast of tourist activities of companies of the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «Состояние туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области: статистическая оценка»

СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

УДК 311: 338.48.001.818

Наталия Николаевна Липартелиани,

аспирант кафедры маркетинга, Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: VZholudeva@mesi.ru

В данной статье проведен статистический анализ сложившейся ситуации на рынке туристических услуг в Ярославской области. Выявлены основные проблемы статистического учета в сфере туризма. С помощью математико-статистических методов осуществлено прогнозирование основных показателей деятельности туристических организаций и предприятий индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, прогнозирование, статистическая отчетность, математико-статистические методы.

Natalia N. Liparteliani,

Post-graduate student, the Department of Marketing, Yaroslavl branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics E-mail: VZholudeva@mesi.ru

TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN THE YAROSLAVL REGION: STATISTICAL ANALYSIS

The statistical analysis of the current situation at the travel services market in Yaroslavl is made. Main problems of statistical accounting in tourism are revealed. Mathematical and statistical methods are used to give the forecast of tourist activities of companies of the hospitality industry.

Keywords: tourism, hospitality industry, forecasting, statistical accounting, mathematical and statistical methods.

Введение

Туризм по праву считается одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты, и оказывающим влияние на платежный баланс страны. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Развитие туристической отрасли в России сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристической инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.

Существуют разнообразные методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристической отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это способна сделать статистика.

Целью работы является анализ показателей статистики регионального рынка туристических услуг, определение рекомендаций по развитию туризма в регионе (на примере Ярославской области).

Задачами данной работы являются:

1) статистическое исследование региональной дифференциации развития туризма и проведение анализа рынка туристических услуг в Ярославской области;

2) прогнозирование основных статистических показателей рынка туристических услуг в Ярославской области;

3) выявление рекомендаций по развитию туризма в Ярославской области.

Объектом исследования является рынок туристических услуг Ярославской

области. Предмет исследования - показатели статистики рынка туристических услуг, математико-статистические методы анализа и прогнозирования туристической деятельности в Ярославской области.

Исследование выполнено на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, материалы выборочных исследований организаций, занимающихся туристической деятельностью в Ярославской области за 2011 год.

1. Статистический учет в туризме

Потребность в статистическом обеспечении туристского рынка в последние годы значительно возросла, и связано это с признанием туризма важнейшей сферой экономики и ростом его популярности среди населения. Во всех странах туризм играет важную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости, в значительной степени влияет на развитие и совершенствование инфраструктуры городов, способствует защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки. Он оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.

Хорошее состояние информационной базы - одна из главных предпосылок успешной работы индустрии гостеприимства. Статистическая информация необходима органам управления различных уровней, финансовым институтам и наконец, самим предприятиям туристского бизнеса.

В развитых странах статистика туризма охватывает широкий круг вопросов и ведется в целях оценки вклада туризма в экономику страны, в частности выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы, проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.

За каждым из перечисленных направлений статистических наблюдений стоит конкретный пользователь информацией. Это - правительства, национальные туристские администрации и предприятия-производители туристических това-

ров и услуг. В процессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определяют ее содержание, объем, формы и периодичность представления.

Отечественная статистика туризма ориентируется на принятую в международной практике методологию, на рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО) и включает в себя формы федерального статистического наблюдения, организуемого и проводимого Росстатом на всей территории страны, и формы муниципального статистического наблюдения.

Туроператоры и турагентства обследуются с помощью специального наблюдения по форме 1-турфирма. Форма включает в себя показатели, позволяющие раскрыть структуру стоимости пакета:

- плата за услуги по размещению и проживанию;

- транспортному обслуживанию;

- по питанию;

- по экскурсионному обслуживанию;

- по затратам на оформление поездки (визы и пр.);

- плата за иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.

Помимо перечисленных показателей форма содержит данные по структуре затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и прочие затраты), которые позволяют определить величину валовой добавленной стоимости, произведенной этими предприятиями.

Форма содержит также данные по реализации путевок с разбивкой на:

- путевки внутреннего туризма (гражданам России по территории России);

- путевки выездного туризма (гражданам России по зарубежным странам);

- путевки въездного туризма (иностранным гражданам по территории России).

Эта форма содержит как натуральные (количество проданных путевок), так и стоимостные показатели по всем перечисленным группам. Это позволяет определить среднюю стоимость туров различных типов.

Массив информации, собранный по этой форме, содержит как плюсы, так и минусы. К недостаткам следует отнести недостаточный охват (далеко не все турфирмы представляют отчеты по этой форме), а также отсутствие информации по взаимодействию с нерезидентными производителями туристических услуг.

Приведем статистические данные по турфирмам Ярославской области, которые представляют свою информацию по форме 1-турфирма.

В 2011 году в Ярославской области было зарегистрировано 296 юридических организаций и индивидуальных предпринимателей, заявивших о деятельности в сфере туризма. Фактически туристической деятельностью занимались 87 организаций (29,4% от числа зарегистрированных). 40,2% субъектов туристского бизнеса отсутствовали по указанному в регистрационных документах адресу, 26,7% не занимались туристической деятельностью.

В областном центре располагаются 75,9% туристических организаций. Туристические фирмы работают в Переславле-Залесском, Ростове, Рыбинске, Угличе, а также в Даниловском, Мышкинском, Некрасовском, Первомайском, Пошехонском муниципальных районах. Почти половина городов знаменитого туристского маршрута

«Золотое кольцо России» - это города Ярославской области (Ярославль, Углич, Ростов, Переславль-Залесский).

Более 65% организаций выступают в качестве турагентов, то есть занимаются только продвижением и продажей туров, 25% осуществляют туроператорскую деятельность, самостоятельно формируя и реализуя туристский продукт. Предоставляют только экскурсионные услуги 8% организаций, 1% занимаются только продвижением туров. Подавляющее большинство турфирм являются представителями частного бизнеса (92%).

Средняя численность работников, занятых в сфере туризма составила 733 человека. Из числа постоянных работников 83,7% составляют женщины, каждый второй сотрудник имеет возраст до 30 лет.

В таблице 1 представлены данные, характеризующие деятельность туристических организаций Ярославской области в динамике с 2006 по 2011 годы.

По представленным данным хорошо заметен приток отдыхающих с ночевкой туристов из России, наряду с уменьшением приезда иностранных туристов. Число обслуженных лиц без ночевки значительное, причем как иностранных, так и русских граждан (в основном из-за специфики турпоездок по Ярославской области: окружное посещение музеев и достопримечательностей можно посетить за один день, без ночевки). Выросло и количество занятых мест в туристском бизнесе. Большинство турфирм в Ярославской области работают без лицензии. Лишь около 30% фирм работают официально с предоставлением своей доходности.

В Ярославской области исследуются средства размещения, и данные по ним оформляются в статистический сборник «Гостиничное хозяйство

Таблица 1. Показатели деятельности турфирм по Ярославской области за 2006-2011 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество предприятий, имеющих лицензию на осуществление тур. деятельности, ед. 125 132 247 247 260 296

Количество турфирм, охваченных стат. наблюдением, ед. (%) 21 (16,8%) 20 (15,2%) 109 (44,1%) 74 (30%) 74 (28,4%) 87 (29,4%)

Число туристов и экскурсантов (ночующих), чел. - из России - из-за рубежа 26032 21316 4716 27598 22351 5247 39133 36145 2988 44621 40765 3856 46199 44524 1675 55763 53748 2015

Число обслуженных однодневных посетителей-экскурсантов (без ночевки в месте посещения), чел. - из России - из-за рубежа 186651 54123 132528 205324 63517 141807 430930 218790 212140 507380 305889 201491 286429 149355 137074 422987 278915 144072

Число занятых в сфере туризма и отдыха, чел. 321 743 540 493 733

Поступления в бюджет, тыс. руб. 11578 14043 10230,1 46152,2 12890,7

Общий объем туристских услуг, тыс. руб. 187546,2 341332,9 231103,1 203636,7 443514

Таблица 2. Показатели деятельности коллективных средств размещения по Ярославской области за 2006-2011 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество гостиниц, ед. 42 42 45 53 52 48

Число мест в гостиницах, ед. 2867 3064 3254 3629 3733 3766

Численность размещенных 194,1 225,5 282,8 304,1 240,5 234,03

лиц, тыс. чел.

Средний коэффициент загруз- 37 41 46 48 35 32

ки, %

Доходы от предоставляемых 768966,2 982307,8 1071057,8 728747,1 912687,5

услуг, тыс. руб.

Ярославской области». Сборник содержит информацию, характеризующую гостиничное хозяйство области: номерной фонд, использование наличных мест в гостиницах, численность размещенных лиц, доходы и расходы гостиничных предприятий.

Приведем сведения о состоянии гостиничного хозяйства Ярославской области. В 2011 году в Ярославской области размещением приезжих занимались 39 гостиниц, 2 меблированные комнаты, 2 мотеля, 3 общежития для приезжих и 2 другие организации гостиничного типа.

Количество номеров в коллективных средствах размещения к 2011 году составило 2030 , из них 257 (12,7%) -высшей категории.

Одновременно в организациях гостиничного типа можно было разместить 3766 человек.

Коллективные средства размещения в основном оказывают услуги по проживанию российским гражданам, доля которых в общей численности размещенных лиц составила 92,4%, остальные 7,6% размещенных лиц -иностранные граждане.

Более половины размещенных в гостиничных организациях области иностранных граждан (55,4%) и 42,8% российских граждан прибыли с целью досуга и отдыха. Продолжительность проживания приезжих в гостиницах и

аналогичных средствах размещения составила в среднем 2 суток.

Обслуживанием размещенных лиц в организациях гостиничного типа были заняты 1495 работников, из них 163 администратора, 338 горничных, 538 работников общественного питания. Коллективные средства размещения получили доходы от предоставляемых услуг в сумме 912,7 млн. рублей, или 2087 рублей в расчете на одну ночевку.

Гостиницы и отели Ярославля способны не только предоставить гостям комфортабельные номера, но и широкий спектр дополнительных услуг, которые могут потребоваться человеку в поездке.

Приведем данные, характеризующие деятельность организаций гостиничного типа Ярославской области в динамике с 2006 по 2011 годы.

Таким образом, гостиничный бизнес за 6 лет неплохо развился. Количество мест в гостиницах увеличилось почти на 1000 за счет 6 новых гостиниц. Большое количество гостиниц создает конкуренцию в этой сфере, поэтому гостиницы загружены на 3040%. Доходы от услуг гостиниц тоже увеличились.

Проблемой в статистическом учете в индустрии гостеприимства является то, что даже официальная регистрация, например в средствах размещения,

не всегда является достоверной. Владельцы средств размещения не заинтересованы в соблюдении точности регистрации (особенно это относится к малым отелям и неофициальным средствам размещения), поскольку данный вопрос связан с некоторыми формами налогообложения.

Совершенно очевидно, что информация, собранная по форме 1-тур-фирма и «Гостиничное хозяйство Ярославской области», не является достаточной для определения общего объема расходов на туризм (так как, не все туроператоры представляют свои отчеты и, во-вторых, далеко не все визитеры пользуются услугами туристских фирм-посредников).

2. Прогнозирование показателей туристической индустрии на основе трендовых моделей

Для оценки эффективности развития туриндустрии любого региона, для разработки мер активизации этого процесса необходимо прогнозирование туристских показателей, результаты которого могут быть положены в основу инвестиционной программы регионального развития туризма.

Нами было проведено прогнозирование основных показателей туристской индустрии Ярославской области с 2006 года до настоящего времени. Для этого, прежде всего мы проверяли гипотезу об отсутствии тренда с помощью методов Фостера-Стюарта и сравнения средних. Затем нами были построены трендовые модели для прогнозирования основных показателей туриндустрии, и рассчитаны прогнозы на три года вперед. Прогнозирование осуществлено с помощью ППП Stat-ехреА, и полученные данные сведены в таблице 3.

Как видно из представленной таблицы только по двум показателям

Таблица 3. Трендовые модели для прогнозирования показателей, характеризующих гостиничное хозяйство Ярославской области

Показатель Гипотеза об отсутствии тренда Трендовая модель Точечный прогноз

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество гостиниц, ед. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 35,63 ■ 1,146' ■ 0,987'2 63 70 48

Число мест в гостиницах, ед. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 2555,712 ■ 1,117' ■ 0,993'2 3863 3861 3802

Численность размещенных лиц, тыс. чел. Гипотеза не отвергается, тренд отсутствует у(') = 137,36 ■ 1,456' ■ 0,952'2 264,68 276,42 260,78

Средний коэффициент загрузки, % Гипотеза не отвергается, тренд отсутствует у(') = 28,291 ■ 1,353' ■ 0,983'2 47,4% 56,7% 39,1%

Доход от предоставленных услуг, тыс. руб. Гипотеза не отвергается, тренд отсутствует у(') = 855600,6 + 38801,8 ■ Ы 1180582 1180613 1180766

Таблица 4. Трендовые модели для прогнозирования показателей, характеризующих туристическую деятельность

Ярославской области

Показатель Гипотеза об отсутствии тренда Трендовая модель Точечный прогноз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество предприятий, имеющих лицензию на осуществлен. турдеятельности, ед. Гипотеза отвергается, тренд существует у(() = ' 0,007 + 0,002^ 63 70 48

Число туристов и экскурсантов (ночующих), чел. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 18896,396 + 5998,457? 63415,6 66003,1 73933,5

Число туристов и экскурсантов (ночующих) из России, чел. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 13144,932 + 6665,685? 60098 65475 73075

Число туристов и экскурсантов (ночующих) из-за рубежа, чел. Гипотеза отвергается, тренд существует УХ = 5751,467 - 667,229? 3134 3157 3157

Число обслуженных однодневных посетителей (без ночевк.), чел. Гипотеза отвергается, тренд существует УХ = 189421,9 + 137275,51п' 456548 474879 491048

Число обслуженных однодневных посетителей (без ночевк.) из России, чел. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 41269,14 + 125086,331п' 203294 203789 204156

Число обслуженных однодневных посетителей (без ночевк.) из-за рубежа, чел. Гипотеза не отвергается, тренд отсутствует у(') = 89944,022 ■ 1,511' ■ 0,944'2 206821 200593 140832

Число занятых в сфере туризма, чел. Гипотеза не отвергается, тренд отсутствует у(') = 410,891 + 161,9941п? 499 501 504

Поступления в бюджет от туриндустр., тыс. руб. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 10183,597 + 9185,0071п? 29288 30365 31333

Общий объем тур. услуг, тыс. руб. Гипотеза отвергается, тренд существует у(') = 185433,34 ■ е012' 304897 313229 328544

могут быть построены трендовые модели для прогнозирования, дающие адекватные прогнозы для принятия решений. По ним можно сделать вывод, что количество гостиниц изменяется циклически, при этом количество клиентов в них практически не изменяется.

Восемь из десяти приведенных в таблице показателей могут быть использованы для прогнозирования. Анализ двух таблиц показывает рост к 2015 году следующих показателей результатов деятельности туриндуст-рии, а именно:

- количество предприятий, имеющих лицензию на осуществление туристической деятельности;

- число туристов и экскурсантов (ночующих), как приехавших из-за рубежа, так и россиян;

- число обслуженных однодневных посетителей экскурсантов;

- число занятых в сфере туризма и отдыха;

- общий объем туристских услуг;

- поступления в бюджет от туриндус-трии.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В Ярославской области существует потенциал для дальнейшего развития туристической индустрии. Развитие туризма в любом регионе, благодаря своему интегрированию

со многими отраслями, стимулирует развитие всей экономики, наибольшим образом оказывает влияние на сопредельные с ней отрасли, такие как транспорт, индустрии размещения и питания, связь, торговля, производство товаров народного потребления, предприятия культуры и развлечений и других.

2. Анализ современного состояния статистической отчетности и других форм статистического наблюдения в сфере туризма показывает, что в настоящее время статистическое наблюдение не вполне справляется с задачей оценки показателей в туризме. Связано это с неполным кругом охвата туристических услуг, прежде всего в границах неформального сектора экономики, отсутствие прямых данных об обслуживании туристов со стороны таких экономических единиц, как транспорт, культура, связь и других экономических единиц, услуги которых не отражены в «туристском продукте».

3. На наш взгляд для решения выявленных проблем необходимо:

- осознание необходимости формирования статистической информации в области туризма на всех территориальных уровнях;

- внедрение статистических стандартов в сфере туризма;

- проведение специализированных обследований с целью получения наиболее полной картины турист-

ского рынка (сочетание анализа статистических форм с анализом информации, полученной в результате этих обследований);

- выпуск специализированных изданий и публикаций, содержащих туристскую статистику.

4. Можно дать следующие рекомендации по развитию туристского бизнеса в Ярославской области:

- сделать обязательным лицензирование турфирм с предоставлением фирмам с лицензией скидок и гарантий;

- внести новый порядок предоставления более полной информации о деятельности турфирм и гостиниц;

- произвести инвестирование таких слабых сторон туризма как привлечение новых клиентов (загруженность гостиниц должна быть около 80%).

Литература

1. Глинский В.В. Оценка мультипликативного эффекта туристической индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. - 2012. - № 1

2. Сараев А.Р. О показателях статистики туризма // Вопросы статистики. - 2007. - №9.

3. Ивановский В.С. Внутренний туризм: современное состояние, место в экономической политике России и перспективы развития // Инновации и инвестиции. 2011. №1. С. 203-207

4. Агеева О.А. Уникальные торго-

вые предложения в индустрии туризма // Инновации и инвестиции. 2011. №1. С. 193-196

5. Салтыков В.К. Определение конкурентных преимуществ предприятий индустрии туризма // Инновации и инвестиции. 2011. №4. С. 227-228

6. Перцов В.В., Салапина И.В. Влияние инновационно-информационного потенциала на конкурентоспособность инновационной продукции организаций индустрии туризма // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 4. С. 54-56.

7. Исаев Г.Н. Моделирование определения технико-экономических показателей качества информацион-

ного обеспечения в сфере туризма // Открытое образование. 2012. № 3. С. 49-61.

References

1. Glinski V.V Multiplier Effect at the Regional Level // Statistics - 2012. - №1

2. Saraev A.R. Indexes of Tourist Statistics // Statistics - 2007. - № 9.

3. Ivanovskiy V.S. Domestic tourism: current status in the Russian economic policy and development prospects // Innovacii i investicii. 2011. №1. S. 203-207

4. Ageeva O.A. The unique selling propositions in the tourism industry // Innovacii i investicii. 2011. №1. S. 193-196

5. Saltykov V.K. Determination of the competitive advantages of tourism enterprises // Innovacii i investicii. 2011. №4. S. 227-228

6. Percov V.V., Salapina I.V. The influence of innovation and information potential for competitiveness of innovative products organizations of the tourism industry // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2011. № 4. S. 54-56.

7. Isaev G.N. Modeling of determine the technical and economic indicators of quality of information management in the field of tourism // Otkrytoe obrazovanie. 2012. № 3. S. 49-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.