СОСТОЯНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Г. Мелконян, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10487
Аннотация. В статье анализируется место трансграничной электронной торговли в Российской Федерации: объем электронной торговли, средний чек покупателей, товарная структура ввозимой зарубежной продукции в рамках электронной торговли, доля россиян, совершающих покупки и др. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена объективным процессом стремительного развития электронной торговли в большинстве стран мира и необходимостью определения возможностей России на международной арене электронной торговли. Для того, что бы показать перспективность российского рынка электронной торговли, в статье используется инструмент трендового анализа динамики основных рассматриваемых показателей. Рынок электронной торговли в России на сегодняшний день недостаточно насыщен, поэтому представляет большой потенциал к развитию.
Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, трансграничная торговля, розничная онлайн-торговля.
Электронная торговля на сегодняшний день является одним из самых перспективных направлений торговли как в Российской Федерации, так и за рубежом, что обусловлено потребностью общества в быстрой передаче товаров, услуг и информации электронным путем.
Под термином «электронная торговля» понимают предоставление товаров и платных услуг через глобальные информационные сети. Наиболее распространенные виды электронной коммерции:
I. «Продажа информации», например подписка на базы данных, функционирующие в режиме online. Этот вид услуг уже получил распространение в России (базы данных "Россия-он-лайн", "Гарант-Парк" и др.);
II. «Электронные магазины». Обычно электронный магазин представляет собой Web-site, в котором имеется оперативный каталог товаров, виртуальная "тележка" покупателя, на которую "собираются" товары, а также средства оплаты по предоставлению номера кредитной карточки по сети Internet или по телефону. Оперативные каталоги товаров могут обновляться по мере изменения предложений продукции либо для отражения сезонных мер стимулирования спроса. Отправка товаров
покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки, электронных товаров (например программного обеспечения), по каналам электронной почты, или непосредственно через Web-site по сети Internet;
III. «Электронные банки». Такой банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка, проценты, а также больший спектр банковских услуг за более низкую плату. Электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной информации, например специальные карты - генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере (это позволяет создавать уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу) [3].
В данной статье более подробно рассмотрим электронную торговлю России через «электронные магазины».
Рынок электронной коммерции в России начал бурно развиваться на пороге 2010-х годов. Тогда степень проникновения интернета была крайне низкой. Однако с тех пор объемы сделок совершаемых в данном секторе экономики вырос в несколько раз и продолжает расти (табл. 1).
Таблица 1. Объемы рынка электронной торговли
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Розничная торговля в РФ (трлн руб.) 23,7 26,4 27,5 28,3 29,8 31,5
Электронная торговля в России (млрд. руб.) 487,83 616 732,67 868,67 1035,8 1285
Трансграничная электронная торговля в России (млрд. руб.) 93,2 156,85 191,2 264 336,2 363
Анализ данных позволил сделать вывод о том, что объем рынка электронной торговли постоянно растет. Максимальный объём трансграничной электронной торговли наблюдался в предыдущем году, где достиг результата в 1,2 трлн. долл. Однако гораздо важнее проанализировать не абсолютные показатели роста рынка, а относительные, в частности темп роста общей розничной торговли постоянно снижался с 111% в 2013 году до 105% в 2019, причём
среднегодовой темп роста рынка электронной торговли составляет 121%, а среднегодовой темп роста трансграничной электронной торговли составил 132%. Данная динамика свидетельствует о том, что рынок электронной торговли имеет большой потенциал, и значительная его часть ещё не разработана.
Одной из главных причин стремительного роста рынка является увеличение числа интернет пользователей.
о
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 1. Доля россиян в возрасте 16-55 лет, совершивших за последние 6 месяцев хотя бы одну покупку в интернет магазине за 2014-2019 гг., %
По сравнению с прошлым годом доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, совершающих покупки в интернете хотя бы раз в полгода, выросла на десятую часть. Теперь она составляет уже 42% - в два раза больше, чем в 2015 году. Увеличение числа интернет-покупателей обусловлено многими причинами, в первую очередь это огромная экономия времени и сил. При этом цены в интернет-магазинах как правило, ниже поскольку в них не включены транспортные расходы продавца.
Наряду с увеличением количества интернет пользователей фиксируется увеличение среднего чека и количества посылок (рис. 2).
Средний чек в российских онлайн-магазинах за последний год несколько снизился (с 1900 до 1739 рублей). В китайских и других зарубежных магазинах чек растёт, с 560 до 600 рублей в китайских, с 2500 до 2800 в магазинах других стран. Снижение величины среднего чека в российских онлайн-магазинах впервую очередь связано с увеличением количества заказов товаров повседневного спроса и продуктов питания. Данные товарные категории крайне редко приобретаются за рубежом поскольку потребность в них возникает каждый день, а стоимость их относительно невысокая.
3GG0
225G
1500
75G
2800
1900
1739
Россия
560 600
Китай
2018 «2019
Другие страны
Рис. 2. Средник чек россиян по основным направлениям трансграничной электронной
торговли за 2018-2019 гг., руб.
G
Увеличение среднего чека зарубежных интернет-магазинов частично связано с падением курса рубля, что незначительно увеличивает стоимость ввозимой продукции, однако, в большей степени это объясняется увеличением спроса на товары дли-
тельного пользования, чья стоимость значительно выше.
Товарная структура ввозимой из-за рубежа продукции выглядит крайне разнообразно (рис. 3).
1 Одежда и обувь Автозапчасти и аксессуары Продукты питания
Мебель и товары для дома Спорттовары
■ Цифровая и бытовая техника
■ Красота и здоровье
■ Прочее
Рис. 3. Товарная структура ввозимой зарубежной продукции, приобретенной в интернет-магазинах
Почти треть всей продукции закупаемой в зарубежных интернет-магазинах является одежда и обувь, что в первую очередь связано с большим ростом на дорогую брендовую продукцию, которую зачастую нельзя приобрести в России. Закупку цифровой и бытовой техники в больших количествах можно объяснить существенной разницей валютных курсов, из-за чего пользующиеся большим спро-
сом смартфоны имеют более доступную цену, даже с учетом доставки из-за границы.
Кроме того, нельзя забывать о важнейшей составляющей трансграничной электронной торговли - розничном онлайн-экспорте, то есть продуктах приобретённых за границей в российских интернет магазинах.
Выручка от розничной онлайн-торговли (млн. долл.) Темп прироста (%)
Рис. 4. Динамика развития выручки от розничной онлайн-торговли в РФ. За 2016-2019 гг.,
млн. долл.
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что максимального объема розничный онлайн экспорт достиг в прошлом году, закрепившись на отметке 817 млн. долл., при этом темпы роста составили 24%. Максимальный темп роста наблюдался в 2015 году, когда производители предварительно убедившись в большой емкости рынка начали агрессивно за-
воевывать позиции. Рост объемов розничного онлайн-экспорта сопровождался увеличением количества онлайн экспортеров с 25338 шт. в 2018 году до 29131 шт. в 2019 году.
При этом географическая структура он-лайн-экспорта крайне разнообразна (рис. 5).
■ Беларусь США* 1 Канада
■ Казахстан 1 Германия 1 Израиль
' Украина 1 Великобритания Китай
Другие страны СНГ Франция
Другие дальнего зарубежья
Рис. 5. Географическая структура онлайн-экспорта в 2019 г.
Растет онлайн-экспорт как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Лидирующим направлением экспорта среди стран СНГ остается Беларусь, среди стран дальнего зарубежья - США.
Как правило, крупные интернет-магазины сосредоточены на развитии экспорта в страны таможенного союза, созда-
вая тем самым экспортную инфраструктуру, которой в дальнейшем сможет воспользоваться и малый бизнес.
Кроме того, товарная структура онлайн экспорта в большей степени представляет собой всего несколько товарных категорий (рис. 6).
ч 39
5
8
i 15
■ Одежда и обувь ■ Предмета искусства ■ Цифровая и бытовая техника
■ Автозапчасти и аксессуары ■ Спорттовары ■ Косметика
■ Книги ■ Медицинские товары ■ Другое
Рис. 6. Товарная структура онлайн-экспорта России в 2019 г., %
Второй год подряд одежда и обувь является крупнейшей товарной категорией онлайн экспорта, причём её доля в общем объеме даже выросла с 36% до 39%. Далее за ней идут «произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» с долей 15% от общего экспорта и «цифровая техника и электроника»
Однако лидером по показателю темпов роста остается товарная категория «автозапчасти и аксессуары», которая увеличилась с 4% в 2018 до 8% в 2019. При этом географические масштабы России не позволяют оценивать данные показатели без детализации по федеральным округам (рис. 7).
Центральный ФО Сибирский ФО
Северозападный ФО Уральскирй ФО
Приволжский ФО Дальневосточный ФО
Южный ФО Северо-кавказский ФО
Рис. 7. Доля субъектов в онлайн-экспорте России в 2019 году, %
Крупнейшая доля онлайн-экспорта приходится на центральный федеральный округ (40%), далее за ним идёт северозападный округ с показателем 26%, сумевший закрепиться на втором месте за счёт большого экспортного потенциала сосредоточенного в Санкт-Петербурге. Наименьшая доля онлайн-экспорта принадлежит дальневосточному и северокавказскому округам с показателем 2%, что объясняется небольшим количеством
производственных мощностей и относительно небольшой степенью проникновения интернета.
Зная долю россиян регулярно совершающих покупки в интернете, общее население России, а также количество приобретаемых гражданами РФ, можно вычислить частотность совершаемых покупок за рубежом одним Россиянином за год (табл. 2).
Таблица 2. Расчет показателя частотности покупок совершаемых одним россиянином в зарубежных интернет-магазинах_
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Доля россиян совершавших хотя бы одну покупка за последние 6 месяцев в возрасте 16-55 лет (%) 0,17 0,21 0,25 0,3 0,37 0,42
Население России в возрасте 16-55 лет (млн. чел.) 82,9 82,9 79,6 79,6 78,8 78,7
Количество россиян совершавших хотя бы одну покупка за последние 6 месяцев в возрасте 16-55 лет (млн. чел.) 14,1 17,4 19,9 23,9 29,2 33,9
Количество посылок приобретённых российскими покупателями за рубежом (млн. шт.) 78 135 233 292 380 450
Количество покупок совершенных на одного россиянина в возрасте 16-55 лет 5,5 7,8 11,7 12,2 13,1 13,6
Анализ данных приведённых в таблице позволят сделать вывод о том, что наряду с ростом количества интернет-пользователей, количества посылок ежегодно приобретаемых российскими пользователями, растёт также и частотность покупок. Частотность покупок совершаемых одним россиянином на зарубежных интернет-сервисах возросло с 5,5 в 2014 году до 13,6 в 2019 году, что свидетельствует об огромном неразработанный секторе рынка.
Таким образом, исследования российского рынка электронной коммерции показали, что сектор электронной торговли в
привлекательных направлений в бизнесе в России и за рубежом. Ежегодно рынок электронной коммерции растёт примерно на 10-15%.
Данное направление является одним из наиболее перспективных в Российской Федерации, в связи с тем, что рынок еще недостаточно насыщен, в регионы постепенно проводится высокоскоростной интернет (включая мобильные 3G и 4G системы), и на рынке представлено сравнительно небольшое количество участников. Кроме того, зарубежные и российские эксперты прогнозируют ежегодный рост в 1015% за период с 2021 года по 2025.
настоящее время является одним из самых
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149- ФЗ (ред. от 18.12.2018 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 25.02.2019).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 25.02.2019).
3. Гаврилов Л.П. Электронная коммерция // Учебник практикум для ВУЗов. - 2017. -С. 25-27.
4. Бабосов Е.М. Сетевые эффекты в развитии электронной торговли // Потребительская кооперация. - 2018. - № 3 (62). - С. 11-15.
5. Исследование GfK: за 2015 год интернет-аудитория в России увеличилась еще на 4 млн человек // GfK. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-intemet-auditorija-v-rossiiuvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek/ (дата обращения: 10.01.2019).
STATUS OF TRANSBOUNDARY ELECTRONIC TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION
G.G. Melkonyan, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article analyses the place of cross-border electronic commerce in the Russian Federation: the volume of electronic commerce, the average check of buyers, the commodity structure of imported foreign products within the framework of electronic commerce, the share of Russians making purchases, etc. The relevance of the topic is due to the objective process of rapid development of electronic commerce in most countries of the world and the need to determine Russia's capabilities in the international arena of electronic commerce. In order to show the prospects of the Russian e-commerce market, the article uses a tool of trend analysis of the dynamics of the main indicators under consideration.
Keywords: e-commerce, cross-border commerce, retail online commerce.