Научная статья на тему 'Состояние свободнорадикальных процессов в ткани опухоли яичников'

Состояние свободнорадикальных процессов в ткани опухоли яичников Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Франциянц Е. М., Моисеенко Т. И., Федотова Т. А., Черярина Н. Д., Олейникова Т. Ю.

Установлено, что активация перекисного окисления липидов в серозных цистаденокарциномах яичников способствует деструкции цитоплазматических митохондриальных мембран клеток.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Франциянц Е. М., Моисеенко Т. И., Федотова Т. А., Черярина Н. Д., Олейникова Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t has been determined that activation of peroxide oxidation of lipids in serous cystadenocarciomas of ovaries promotes destruction of cytoplasmic mitochondrial membranes of cells.

Текст научной работы на тему «Состояние свободнорадикальных процессов в ткани опухоли яичников»

МЕДИЦИНА

УДК 001.5:618.11.006.6

СОСТОЯНИЕ СВОБОДНОРАДИКАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТКАНИ ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ

© 2006 г. Е.М. Франциянц, Т.И. Моисеенко, Т.А. Федотова, Н.Д. Черярина, Т.Ю. Олейникова

It has been determined that activation of peroxide oxidation of lipids in serous cystadeno-carciomas of ovaries promotes destruction of cytoplasmic mitochondrial membranes of cells.

Давно считается, что первичные принципиально важные события, ведущие к малигнизации нормальных клеток, связаны с изменением их энергетики. Согласно известной концепции, первым этапом возникновения неоплазмы считается ослабление митохондриального дыхания и разобщение его с окислительным фосфорилированием. Факт неполноценного дыхания митохондрий позволил некоторым авторам высказать оригинальную идею, заключающуюся в том, что в активно функционирующих предопухолевых и опухолевых клетках повышаются уровни свободного кислорода и его парциального давления, происходящие вследствие уменьшения потребления кислорода дефектными митохондриями. Было выдвинуто предположение, что гипоксия при гипероксии является характерным состоянием активно функционирующей истинно неопластической клетки [1]. С этим фактом связывают избыточную активацию перекисного окисления липидов (ПОЛ), дестабилизацию всех клеточных мембран, изменение активности мембраносвязанных ферментов и вынужденное перепрограммирование части генома.

Повышение активности ПОЛ представляет характерную и типичную патогенетическую составляющую злокачественного перерождения клеток и поддержания их трансформированного состояния в активно растущих участках опухоли - удаленных от функционирующих кровеносных сосудов или непосредственно прилежащих к ним. Последние являются активными, истинно опухолевыми в отличие от клеток, находящихся внутри опухолевого узла, которые удалены от кровеносных сосудов и являются истинно гипоксическими.

Окислительный стресс влияет на упрощение поверхностных структур клеток, снижение их адгезивных свойств, что является необходимым условием для пролиферации опухоли [2]. Механизм канцерогенного действия кислорода заключается, как считают многие исследователи, в инициировании активными формами кислорода повреждения ДНК клеток, что приводит к активации онкогенов и/или инактивации антионкогенов [3].

Установлено, что имеется тесная взаимосвязь между показателями активности переокисления, антиоксидантной защиты и метаболической активностью опухоли. Эта связь считается информативной для прогноза клинического течения рака некоторых локализаций, в том числе и рака яичников [4, 5].

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния антиокислительной системы и некоторых продуктов ПОЛ в ткани интактных и пораженных злокачественным процессом яичников.

Материалом для исследования послужили ткани удаленных яичников, полученные во время оперативного лечения 23 больных раком яичников и 16 больных миомой матки, которым была выполнена надвлагалищная ампутация матки с придатками.

В гомогенатах ткани определяли: содержание витаминов Е и А, коэф -фициент их соотношения, общий уровень активности супероксиддисмута-зы (СОД), Си-2п-СОД, Мп-СОД, каталазы, коэффициенты соотношения СОД/каталаза, содержание одного из начальных (диеновые конъюгаты -ДК) и конечных (малонового диальдегида - МДА) продуктов ПОЛ.

Была исследована ткань первичных верифицированных злокачественных опухолей яичников (серозная цистаденокарцинома). В качестве контроля использована визуально и морфологически неизмененная ткань яичников, удаленных во время операции по поводу миомы и фибромиомы матки.

В результате исследования было обнаружено, что уровни витаминов Е и А в ткани злокачественной опухоли яичников были в 4,2 и 6,5 раза, соответственно, ниже их уровня в ткани интактных яичников (табл. 1).

Таблица 1

Состояние неферментативного звена антиокислительной защиты и МДА в ткани яичников

Исследуемый показатель Условно интактные яичники Злокачественные опухоли яичников

Витамин Е, ед./г тк 20,6±1,8 4,9±0,41

Витамин А, ед./г тк 13,0±1,15 2,0±0,151

Коэффициент Е/А 1,6±0,2 2,5±0,31

ДК, нМ/г тк 150,1±11,6 185,6±16,21

МДА, нМ/г тк 23,9±2,7 6,0±0,31

Примечание. 1 - достоверно по отношению к показателям интактной ткани.

Коэффициент соотношения витаминов Е и А, определяющий способность клеточных мембран к окислению, при этом увеличивался на 56,3 % [6]. Известно, что процессы пролиферации и дедифференцировки в эпителиальных клетках зависят от ядерных рецепторов ретиноидов и мембранных рецепторов, которые активируют первые [7]. Ретиноиды, в частности витамин А, контролируют рост и цикл деления клеток эпителиальных ра-

ковых опухолей, поэтому недостаточность этого витамина свидетельствует о повышенной их пролиферации [8].

В ткани опухоли определилось увеличение (относительно контрольных величин) активности общей СОД на 46 %, при этом обнаружено изменение доли ее изоферментов. Так, в интактной ткани яичников доля Си-2п-СОД составляла 15,7 % от общей активности, тогда как в ткани опухоли она составила всего 8,2 %. Соответственно активность Мп-СОД в ткани опухоли была увеличена в 1,6 раза. В противоположность этому, активность каталазы в ткани злокачественных опухолей была снижена в 1,8 раза. Величина коэффициентов СОДобщ/каталаза и Мп-СОД/каталаза в ткани опухоли была повышена в 2,6 и 2,8 раза соответственно, а показатель Си-2п-СОД/каталаза достоверно не отличался от контрольных значений (табл. 2).

Таблица 2

Состояние ферментативного звена антиокислительной защиты ткани яичников

Исследуемый показатель Условно интактные яичники Злокачественные опухоли яичников

СОД общая, ед./г тк 103,4±11,4 151,0±13,81

Cu-Zn-СОД, ед./г тк 16,2±2,1 12,4±1,41

Mn-СОД, ед./г тк 87,2±6,4 138,6±15,71

Каталаза, ед. акт./г тк 14,0±1,2 7,9±0,6'

СОДобщ./каталаза 7,4±0,8 19,1±0,2'

Cu-Zn-СОД/каталаза 1,2±0,15 1,6±0,25'

Mn-СОД/каталаза 6,2±0,4 17,5±0,21

Примечание. 1 - достоверно по отношению к показателям интактной ткани.

Такое состояние звеньев антиокислительной защиты позволило нам предположить, что в ткани раковых опухолей яичников нарушено протекание процессов ПОЛ. Действительно, было обнаружено увеличение на 19 % содержания одного из конечных продуктов пероксидации - ДК в неоплазме по сравнению с тканью условно интактных яичников. Вместе с тем уровень содержания одного из конечных продуктов ПОЛ - малонового диальдегида был, напротив, снижено в 4 раза (табл. 1). Известно, что причинами нарушения протекания процессов пероксидации липидов может быть модификация функционирования ферментативных систем, регулирующих ПОЛ, изменение характера работы системы, поддерживающей стационарный уровень природных антиоксидантов, а также состав липидов, т.е. способность субстрата к окислению [9]. Как следует из полученных нами результатов, в ткани серозных аденокарцином яичников процессы ПОЛ инициированы, о чем свидетельствует повышенная концентрация первичных продуктов, сниженное же содержание МДА по-видимому свя-

зано с изменением состава липидов клеточных мембран, а точнее, со снижением содержания ненасыщенных жирных кислот.

Вероятнее всего, инициатором свободнорадикального окисления в злокачественных опухолях яичников выступает перекись водорода (перок-сид), образующаяся, в частности, при функционировании естественного каскада ферментов СОД/каталаза. Как следует из полученных нами результатов, уровень 2п-СОД, являющийся признанным противоопухолевым агентом, снижен. Зато значительно повышается уровень активности Мп-зависимого изофермента, участие которого в опухолевой трансформации и прогрессии неоплазмы остается спорным. Полученное нами возрастание в ткани злокачественной опухоли яичников коэффициента Мп-СОД/каталаза указывает на то, что именно этот изофермент является поставщиком пе-роксида (Н2О2). О повышении экспрессии Мп-СОД в ткани серозной аде-нокарциномы яичников сообщали ТйБи с соавт. (1990). Имеются данные о повышении активности именно этого изофермента и в ткани злокачественных опухолей молочной железы [10].

Наши результаты относительно увеличения активности Мп-СОД как проканцерогенного фактора согласуются и с данными последних лет. Так, Науа8ак [11], показал, что у 3-5 месячных крыс ЬБС, у которых на фоне перенесенного гепатита в печени развивается рак, активность этого изо-фермента в неоплазме повышена. В процессе злокачественной трансформации эмбрионов сирийского хомячка, индуцированной ионизирующим излучением, происходит последовательное увеличение активности Н2О2 за счет активации Мп-СОД. При этом увеличивается и его мРНК, так что полностью малигнизированные клетки имеют более высокую активность фермента, чем нормальные [12].

Особо хотелось обратить внимание на следующие данные. КаЫоБ [13] показал, что клетки мезетелиомы с высоким уровнем Мп-СОД были более резистентны к индукции апоптоза, чем клетки нормального мезотелия с низким уровнем изофермента.

В последнее время произошел большой прогресс в понимании процесса апоптоза, и возросло количество исследований, обсуждающих различные механизмы апоптоза. Одним из механизмов апоптоза рассматривается окислительный стресс. Интересны в этом ключе и данные об участии су-пероксиданион радикала в развитии апоптоза в опухолевых клетках, согласно которым внутриклеточный метаболизм О2 регулирует процесс апоптоза, а вещества, снижающие его содержание, в первую очередь СОД, увеличивают апоптическую гибель клеток [14].

Существуют и исследования, показывающие роль витаминов А и Е в индукции апоптоза. Так, было показано, что ретиноиды ингибируют цикл деления раковых клеток, подавляют их рост и индуцируют апоптоз, причем значительная роль в этом процессе отводится ядерным рецепторам ретиноевый кислоты, опосредующим ответ к воздействию ретиноидов [15]. Нерастворимый в воде витамин Е способен усиливать действие ви-

тамина С и индуцировать апоптоз [1б]. Поскольку, как следует из полученных нами данных, основные антиоксиданты наружной клеточной мембраны - жирорастворимые витамины А и Е - также претерпевали измене -ния, можно думать, что активация ПОЛ в исследуемых опухолях способствовала деструкции цитоплазматических митохондриальных мембран внутри клеток.

Таким образом, анализ полученных показателей свободнорадикальных процессов в проведенном нами исследовании полностью укладываются в вышеописанную картину участия этих процессов в патогенезе злокачественных новообразований яичников.

Литература

1. Лю Б.Н. Старение, возрастные патологии и канцерогенез (Кислородно-перекисная концепция). Алматы, 2GG3.

2. Барабой В.А., Бездробная Л.К. // Эксперим. онкол. 1997. Т. 14. № 1. С. 40-43.

3. GeruttiP.A., TrumpB.F. // Cancer Cells. l99l. Vol. 3. № l. P. l-7.

4. Князева М.В., Павлова Т.Д., Карташов С.М. // Эксперим. онкол. 2000. №. 22. Suppl. С. 280.

5. Frommel T.O., ZarlingE.J. // Med. Hypotheses. 1999. Vol. 52. № l. C. 27-30.

6. Галкина С.Н. // Вопр. мед. химии. 1984. Т. 30. № 4. С. 91-94.

7. OffterdingerM. et al. // Biochem. and Biophys. Res. Commun. 1998. Vol. 25l. № 3. P. 907-913.

8. Mira-y-Lopes Rafael et al. // J. Cell. Physiol. 2000. Vol. 185. № 2. C. 302-309.

9. Пальмина Н.П. // Свободные радикалы и антиоксидаты в химии и биологии: Юбилейная конф., посвященная 85-летию академика Н.М. Эмануэля. Москва, 29 сент. - 2-4 окт. 2000. М., С. 127-130.

10. Bianchi M.S., Bianchi N.O., Bolzan A.D. // Cancer Genet. and Cytogenet. 1992. Vol. 59. № l. C. 2б-29.

11. Hayasaki Y. // Yap. J. Vet. Res. 199б. Vol. 44. № l. P. б2.

12. Otero G. et al. // Mol. Carcinogenes. 199б. Vol. 17. № 4. P. 175-180.

13. Kahlos K. // Acta univ. ouluen. D. 1999. Vol. 549. P. l-85.

14. Mantymaa P. et al. // Brit. J. Haematol. 2000. Vol. 108. № 3. P. 574-581.

15. Kazue S. et al. // Anticancer Res. 1998. Vol. 18. № 6a. Р. 4371-437б.

16. Warburg O. // Biochim. Et Biophys. Acta. 1957. Vol. 25. № 2. P. 429-437.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт 24 апреля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.