Научная статья на тему 'Состояние спроса и формирование рыночного ценообразования в системе страховых услуг республики Таджикистан'

Состояние спроса и формирование рыночного ценообразования в системе страховых услуг республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / INSURANCE MARKET / СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ / INSURANCE SERVICES / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (ПРЕМИИ) / INSURANCE CONTRIBUTIONS (PREMIA) / ЦЕНА СТРАХОВЫХ УСЛУГ / INSURANCE SERVICES COSTS / ТАРИФ / TARIFF / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY AND VOLYNTARY INSURANCE / INSURANCE REIMBURSEMENT OF DEMAND AND SUPPLY AT INSURANCE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирсаидов Аброр Бобоевич, Арифджанова Дилфуза Иномджановна

В статье рассматривается состояние спроса покупателей на страховые услуги, их платежеспособная потребность в страховой защите. Выделяется и анализируется современное состояние источников спроса на страховые услуги: негосударственный сектор хозяйства с естественной потребностью в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку, и широкие массы населения, когда гарантии системы государственного социального страхования лишь условно можно назвать гарантиями. В связи с этим неизбежно возникает потребность в различных формах личного и имущественного страхования. Анализируются группы факторов, влияющие на формирование спроса потенциального страхователя, а также факторы, сдерживающие формирование спроса на страховом рынке республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State of Formation of Demands and Market Prices in the System of Insurance Services in Tajikistan Republic

The article dwells on the state of customers' demands in reference to insurance services, consumers ' needs in solvency and insurance protection. The author singles out and analyses the contemporary state of the sources of demands for insurance services: non-statal sector of economy with natural needs in insurance due to its non-protection and impossibility for claiming state financial support, wide layers of population unable to enjoy the guarantees of state social insurance, as the latters are only formally called guarantees. Due to such situation there inevitably springs up the need in different forms of personal insurance, property inclusive. The authors analyze also the groups of factors which both affect the formation of demands for potential insurance and restrain the latters at the insurance market in the republic.

Текст научной работы на тему «Состояние спроса и формирование рыночного ценообразования в системе страховых услуг республики Таджикистан»

ИК,ТИСОДИЁТ ЭКОНОМИКА

Мирсаидов Аброр Бобоевич,

доктор экономических наук, профессор ТГУПБП Арифджанова Дилфуза Иномджановна,

ассистент кафедры финансов и кредита Института экономики и торговли ТГУК

СОСТОЯНИЕ СПРОСА И ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Спрос покупателей на страховые услуги - это их платежеспособная потребность в страховой защите. С одной стороны, потенциальный страхователь должен обладать средствами, а с другой - осознанной потребностью, т.е. иметь твердую уверенность в необходимости страхования своей личности (для физических лиц), своих имущественных и финансовых интересов и т.п. В настоящее время можно условно выделить два источника спроса на страховые услуги. Первый - это негосударственный сектор хозяйства с естественной потребностью в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Но неудовлетворительное финансовое положение многих предприятий в условиях переходного периода не способствует массовому росту спроса с этой стороны. Часто говорят, что осознанная потребность есть, а свободных денежных средств, которые можно было бы направить на страхование, как правило, нет. Но данные таблицы 3.1. свидетельствуют, что за период с 2005 г. по 2010 г. денежные доходы населения республики увеличились в 3,5 раза, ежегодный прирост составил в среднем более 27,5%. Соответственно, за анализируемый период доходы страховых организаций увеличились более чем в 2,9 раза, ежегодный прирост составил в среднем более 91 %. Только в 2008-2009 гг. наблюдалось уменьшение доходов страховых организаций, т.е.

они соответственно снизились на 15 и 36%. Как видим, прирост объема доходов страховых организаций опережает прирост денежных доходов населения. Если вникнуть в суть этих цифровых показателей, выясняется обманчивость предварительных выводов. Фактически увеличение объема денежных доходов населения не обеспечило реального роста доходов страховых организаций.

Таблица 1.

Динамика денежных доходов населения и доходов страховых организаций

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Денежные доходы населения, млн. сомони 3816 4834,2 7016,9 9476,7 10932 13256

Темпы роста в предыдущем году, % 121,7 126,6 145,1 135,0 115,3 121,2

Доходы страховых организаций, млн. сомони 34,3 68,2 98,0 81,1 70,6 115,5

Темпы роста в предыдущем году, % 174,1 198,8 143,7 82,7 87,05 163,6

Доходы страховых орг. в % к денежному доходу населения 1,02 1,41 1,39 0,85 0,64 0,87

Приращение страховых взносов на каждый сомони прироста денежных доходов населения, сомони 0,003 0,01 0,013 -0,004 -0,007 0,019

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости

/Статистический сборник. —Душанбе, 2011. - 815с.

Так как удельный вес доходов страховых организаций в сумме денежных доходов населения (если можно так сказать, норма страхования) за эти годы почти не изменился: в период с 2005 по 2007 гг. он составил в среднем 1,27%, а в 2008-2010 гг., наоборот, уменьшился на 0,49%, т.е. составил в среднем 0,78%. В 2010г., при росте объема доходов страховых организаций на 163, 6%, его удельный вес в денежных доходах населения составил всего 0,87 %. По-видимому, опережающий рост доходов страховых организаций произошел за счет опережающего роста обязательного страхования: в 2010 г. объем выплат обязательного страхования увеличился в 5,4 раза, а добровольного страхования - в 1,8 раза. Если рассматривать приращение страховых доходов на каждой сомони прироста денежных доходов населения, выясняется, что склонность населения к страхованию очень низкая: этот показатель составил от 0,003 до 0,019 сомони на один сомони прироста доходов, а в 2008 и 2009 гг. (в период мирового финансового кризиса),

наоборот, уменьшился, т.е. каждый пункт прироста, каждый приращенный сомони, наоборот, уменьшил доход страховых организаций соответственно на 0,004 и 0,007 сомони. Таким образом, на страховом рынке отсутствует эффективный спрос на страховые услуги.

Прежде чем предлагать кому-либо страховые услуги, страховщики должны четко представлять себе социальный, демографический, экономический, а иногда и психологический портрет своего потенциального страхователя. По данным проведенного нами анкетирования (охватывающего 1000 человек), выявилось, что при наличии желания и возможности только 12% населения республики в первую очередь воспользовались бы страхованием жилья, и только 7% -страхованием имущества. Почти 49% всех опрошенных фактически не собираются пользоваться страховыми услугами ни при каких обстоятельствах. Здесь представлен социально-демографический портрет усредненного гражданина, не принимающего страхования по разным причинам. Для количественного измерения использовался показатель, обратный индексу привлекательности. Этот простой индекс (его можно назвать индексом «отрицания страхования») показывает процентное отклонение некой характеристики респондентов от среднего уровня для всех опрошенных. В частности, среди всех опрошенных доля лиц, не собирающихся пользоваться страховыми услугами, составляет в среднем 29%. Среди опрошенных с неполным средним образованием соответствующая доля уже составляет 37%. Деление одной доли на среднюю величину всех опрошенных дает нам индекс «отрицания страхования», который у людей с неполным средним образованием характеризуется величиной 127,5%. Иными словами, чем больше индекс превышает 100%, тем сильнее негативное отношение людей с данным признаком к страхованию.

В литературе часто встречаются рассуждения о том, что в республике исключительно низкая страховая культура населения и поэтому низкий уровень спроса на эти услуги. Но, как показывают статистические наблюдения, даже на самых развитых страховых рынках существует определенный слой людей, не покупающих полисов страхования. По сообщению Британской ассоциации страховщиков, в 1997-1998 гг. у 27% британских домохозяйств не было страхования принадлежащих им зданий и соору-жений1. При выяснении причин того, почему эти люди не страхуют жилье и домашнее имущество, оказалось, что почти половина (49%) из них хорошо осведомлена о страховании, благожелательно к нему относится, раньше

1 Property Insurance in the UK, Market Fact sheet, Association of British insurers, p.5, internet site: http://abi.org.uk. Based on: Family Expenditure Survey (FES), 1997-1998.) .

имела соответствующий полис, но сейчас находится в затруднительном финансовом положении. Еще 20% также хорошо осведомлены о страховании, не испытывают финансовых проблем, не имеют серьезных возражений против страхования, но откладывают принятие решения о покупке. Примерно 16% относятся к страхованию неблагоприятно, а еще 4% - крайне неблагоприятно, исходя из предыдущего страхового опыта. Важно отметить, что 90% британцев, не застраховавших жилье, хорошо знакомы с данным видом страхования, осведомлены о его преимуществах и недостатках. И лишь оставшиеся 10% указали на отсутствие страховых знаний в качестве основной причины отказа от страхования жилья. И несмотря на то, что отношение жителей к страхованию отличается от приведенных выше данных, они являются любопытными. Люди даже при улучшении их финансового положения откладывают принятие решения о покупке страховых услуг. Поэтому на рынке страховых услуг наблюдается чрезмерно низкий уровень эластичности спроса по доходу. Прирост каждой единицы денежных доходов населения увеличивал прирост доходов страховых организаций всего на 0,011 сомони. (см табл. 1.) При проведении нами анкетного опроса (1000 резидентов) в общей сложности при ответе на вопрос: «Считаете ли Вы страхование надежным средством защиты? - 13% - затруднялись ответить, 18% - дали положительный ответ, а 69 % ответивших - отрицательный. Конечно, то, что только пятая часть опрошенных считает страхование надежным средством защиты, - это обидно низкий результат.

Следующий, очень важный для страховой компании вопрос: какие виды страхования нужны страхователю. Здесь он должен иметь свободный выбор. В связи с этим, добровольное страхование является важным показателем формирования спроса и развития страхового рынка. Как видно из данных таблицы 1., в 2010 удельный вес страховых платежей по добровольным видам страхования по республике составил более 68%. В 2006 -2007 гг., в годы стабильного развития национальный экономики, удельный вес страховых платежей составил более 82% и имел устойчивый удельный вес. Однако в период мирового финансового кризиса наблюдается резкий спад, который соответственно составил 64,6 и 50,9%. Необходимо отметить, что четкое регламентирование со стороны государства состава и размера расходов по страхованию, с одной стороны, оказывает некое сдерживающее влияние на спрос предпринимателей на страховые услуги, но, с другой стороны, дает возможность профессиональным страховщикам влиять на этот спрос. Ведь, зная точный перечень видов страхования, которые могут быть привлекательны для предприятий, страховые организации имеют возможность соответствующим образом формировать ассортимент страховых услуг, предлагаемых на рынке.

Таблица 2.

Динамика страховых премий и ее структура по Республике Таджикистан за

2001-2010 годы (млн. сомони)

Годы Общая Обязательное Добровольное

сумма страхование страхование

страховой Всего доля, в % Всего доля, в %

премии

2001 3,4 1,21 35,59% 2,19 64,41%

2002 4,61 1,9 41,21% 2,71 58,79%

2003 13,29 4,55 34,24% 8,74 65,76%

2004 15,72 5,97 37,98% 9,75 62,02%

2005 28,57 8,63 30,21% 19,94 69,79%

2006 69,87 12,13 17,36% 57,74 82,64%

2007 99,41 17,87 17,98% 81,54 82,02%

2008 71,28 25,24 35,41% 46,04 64,59%

2009 57,80 28,35 49,05% 29,45 50,95%

2010 106,5 34,0 31,92% 72,5 68,08%

Рассчитано авторам на основании годового отчета Госстрахнадзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан за 2010. - с.14. Второй источник спроса на страховые услуги - широкие массы населения. В условиях, когда гарантии системы государственного социального страхования лишь условно можно назвать гарантиями, неизбежно возникает потребность в различных формах личного и имущественного страхования. В условиях рынка, когда спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить, производителю необходима подробная информация о потребителях и их потребностях. И чем сложнее товар или услуга, тем больше должен знать продавец о своих наиболее вероятных покупателях. У страховщиков, как и у других производителей товаров, работ, услуг, есть несколько способов определить спрос своих потенциальных покупателей: опрос потребителей для определения объема данного вида услуг, который может быть приобретен по конкретной цене; проведение прямого рыночного эксперимента и выявление изменений объема спроса при изменении цены; использование статистических материалов различных исследований.

Первые два способа в большинстве случаев оказываются неприемлемыми в силу того, что являются дорогостоящими и требующими наличия специально обученного персонала. Использование этих способов может быть также сильно растянуто во времени. Наиболее приемлемым для выявления рыночного спроса оказывается третий способ (особенно, если речь идет о покупателях страховых полисов - физических лицах). Факторы спроса на страховые услуги условно можно разделить на две группы. Первая группа.

Факторы, влияющие на формирование спроса потенциального страхователя. Это факторы, которые влияют на принятие принципиального решения: проводить страхование или нет. Факторы, влияющие скорее на поддержание на должном уровне уже сложившегося спроса (выразившегося в заключении договора страхования) или влияющие на выбор покупателем страховой услуги конкретной страховой компании. Вторая группа. Оказывают влияние уже на реального, а не на потенциального страхователя (см. табл 3.).

Таблица 3.

Факторы, влияющие на формирование спроса

I группа II группа

Доход потенциального страхователя Цена страховой услуги

Возраст Наличие данного (интересующего) вида страхования на рынке (т.е. ассортимент страховых продуктов)

Место проживания Качество страхового продукта (в первую очередь условия страхования)

Образование Уровень обслуживания сотрудниками страховой организации

Вид профессиональной деятельности Возможность реализации конкретной формы страхового интереса

Доступность информации о страховании и ее понимание Информация о наличии или отсутствии должного государственного контроля за деятельностью страховой организации

Наличие или отсутствие прошлого опыта страхования Уверенность (сомнение) в выполнении страховой организацией принятых обязательств (характеристика финансового состояния)

Доступность информации о присутствии на рынке различных направлений финансовых вложений Наличие дополнительных услуг

Информация о конкретных страховщиках Престиж страховой фирмы среди конкурентов (страховщиков).

Кроме того, существуют факторы, которые оказывают сдерживающее влияние на формирование спроса на страховом рынке и реализацию потребности в страховой защите (см. таблицу 3.). Для юридических лиц одним из существенных

факторов, сдерживающих формирование страховых отношений, является отсутствие альтернативы коммерческому страхованию, что предопределяет выбор в сторону других методов управления риском. Таким образом, важным шагом в формировании спроса на страховые услуги у юридических лиц будет организация взаимного страхования.

Таблица 4.

_Факторы, сдерживающие формирование спроса на страховом рынке

Фактор Ранжирование по уровню существенности

Физические лица Юридические лица

Не осознаю опасностей и их последствий 2 3

Использую другие методы управление риском 4 6

Нет финансовых возможностей 7 5

Жалко денег 5 4

Недоверие к страховым организациям 3 2

Высокие цены страхования 6 1

Нет альтернативы коммерческому страхованию 1 7

Для физических лиц главными сдерживающими факторами остаются: отсутствие финансовых возможностей и высокие цены на страховые услуги (в сравнении с получаемыми доходами). Таким образом, развитие общества взаимного страхования (ОВС) также может быть выгодно и для физических лиц, ведь за рубежом ОВС обеспечивают страхование по ценам на 50-60% ниже, чем в коммерческом страховании, т.к. не ставят своей целью получение прибыли1 .

Таким образом, для страхового рынка республики характерны резкие отличия в темпах и уровнях развития отдельных региональных частей, значительные различия в типах страховых операций, осуществляемых страховщиками, что делает во многом не сравнимыми результаты их деятельности. Отдельную проблему обеспечения финансовой устойчивости страховщика составляет инфляция, в результате которой увеличение цен на рынке не всегда может быть учтено при установлении цены страхового продукта.

1 Ивашкин Е.И. Социология страхового интереса// Финансы. - 2000. - №8.- С.33-38, №12 - С. 37-42.

Ускорение темпов инфляции оказывает неблагоприятное воздействие на общее положение страховых компаний и формирование спроса на страховые услуги, а также может сделать страхование бессмысленным для страхователя.

Как уже отмечено, страховщик, по сути, продает страхователю свою гарантию исполнения обязательств. Это значит, что для страхователя очень важно оценить возможности страховщика по исполнению принятых им на себя страховых обязательств, иными словами, платежеспособность страховщика, предлагающего страховой продукт определенного качества и цены, которая непосредственно зависит от достаточности страховых резервов страховщика. Ключевым показателем для страховой отрасли является объем собранных страховых взносов. По последним данным, за 2010 год объем поступивших платежей по всем видам страхования в республике составил 44 млн. 744 тыс. 400 сомони, из которых 33 млн. 229 тыс. 100 сомони составляет обязательный вид страхования, и 11 млн. 515 тыс. 300 сомони -добровольный вид страхования.1 Позитивной являлась тенденция последних лет: наблюдалось увеличение удельного веса добровольных видов страхования в общей сумме поступивших средств. Скорее всего, это свидетельствует о том, что ждать сокращения влияния "административного ресурса" и движения в сторону классического коммерческого страхования ещё преждевременно. Но анализ динамики совокупных страховых премий свидетельствует о существенном замедлении темпов роста - до 9% по сравнению с 2005 годом. Данная ситуация вызвана изменениями в налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы страховых премий по налогосберегающим схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Реализация на территории Республики Таджикистан таких принципов обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции в мировое сообщество.2

Важный индикатор состояния страховой индустрии - уровень убыточности, рассчитываемый как отношение страховых выплат (возмещений) к уплаченным страховым взносам (страховым премиям).

1 http://www.tojiksugurta.tj/index.php

2 Ашуров, Г.Д. Совершенствования системы оказания страховых услуг: Автореф.дисс... канд. эконом. наук. -Душанбе, 2011, с.12.

Таблица 5.

Доходы и расходы страховых организаций в Республике Таджикистан _(тыс. сомони.)

Годы Доходы, всего Расходы, всего Балансовая прибыль

2000 790,7 908,1 -117,4

2001 2214,1 2384 -169,9

2002 3484,7 3559,6 -74,9

2003 5073,2 5072 1,2

2004 19758,5 19430,9 327,6

2005 34305,4 39995,2 -310,2

2006 68188,8 68224,2 -35,4

2007 98042,9 97968,1 -56,8

2008 81165,6 81185,5 -19,9

2009 70614,4 69363,0 1251,4

2010 115568,3 112163,9 3404,4

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости./ Статистический сборник. —Душанбе, 2011. -С.815.

Как видно из данных таблицы 4, страховые организации республики с 2000 г. и до 2009 г. были почти убыточными. Особенно в 2005 г. размер убытков был значительным и составил 327,6 тыс. сомони. Выплачивали страхователям очень щедро, поэтому в последующие годы платежи по добровольным видам страхования увеличились. Кстати заметим, что уровень убыточности на западных страховых рынках, как правило, значительно выше, в том числе и из-за относительно высоких выплат. Именно последние делают страхование привлекательным для клиентов. Некоторые специалисты полагают, что низкий уровень убыточности на страховом рынке достигается во многом за счет завышенных тарифов. Однако работа на данном сегменте рынка должна компенсироваться более высокой нормой доходности. Тем более что уставной капитал большинства действующих "залицензированных" компаний (надо иметь в виду, что есть еще и "спящие", заканчивающие год с нулевым балансом) по международным меркам ничтожный. В настоящее время из 17 отечественных страховых фирм всего в трех уставной капитал превышает 1 млн. сомони. Таким образом, можно утверждать, что запас прочности у страховщиков в республике невелик. Несколько катастрофических убытков - и платежеспособность страховщика окажется под угрозой. Проблема недокапитализации страховых компаний могла бы быть решена путем их слияния или поглощения. Но официальная статистика подобных фактов не фиксирует. Масштабы деятельности наших компаний невелики, отсутствуют сложные и долговременные страховые продукты, не сформирована и корпоративная культура. Возможности создания альянсов

имеются. Однако низкий уровень управленческой квалификации, нехватка опыта, дефицит доверия и этики здорового предпринимательства не способствуют оздоровлению страхового бизнеса. 1

По ряду причин для страхового бизнеса не характерно использование процедур внешнего управления или банкротства и передела собственности. Здесь нет таких больших прибылей, как, скажем, в металлургической отрасли, а потому страхование не привлекает особого внимания. На страховом рынке республики конкуренция пока слаба. Все еще широко распространены квазистраховые операции, которые не стимулируют ни развитие конкуренции, ни увеличения емкости рынка. Присутствие иностранных страховщиков незначительно. Страховщики обычно получают доход за счет двух источников. Первый - разница между объемами поступлений (уплаченных страхователями страховых взносов или премий) и выплаченных возмещений при наступлении страхового случая (естественно, за вычетом расходов на ведение дел). Второй - поступления от инвестиционной деятельности. Под инвестициями страховщиков нужно понимать прежде всего размещение ими своих резервов, созданных для обеспечения предстоящих выплат. При этом законодательство запрещает страховым компаниям иметь самостоятельный непрофильный бизнес.

В отличие от венчурного бизнеса, страховщики прежде всего заботятся о сохранности капитала и резервов. Это предопределяет особую тщательность в выборе объектов инвестирования. При планировании инвестиционного портфеля страховщикам приходится учитывать степень риска вложений в приобретение акций промышленных предприятий, котировки которых могут резко колебаться. Отечественные страховщики активно ищут перспективные направления инвестирования. Изучается, к примеру, вопрос о вложении средств (собранных страховщиками по накопительным видам страхования) в финансирование ряда программ. Осуществляются инвестиционные проекты в сфере услуг: так, с участием СК создаются фирмы по автотехническому обслуживанию, лечебные центры, предоставляющие платные услуги. Сервисные фирмы не требуют масштабных вложений, окупаемость же их довольно высока.

Возникновение обществ взаимного страхования сулит экономике новых потенциальных инвесторов. Согласно закону "О взаимном страховании", они получают полную свободу при инвестировании своих резервов (в отличие от традиционных страховых компаний); упрощается выход ОВС на рынок, где они смогут работать прежде всего в сфере малого и

1 Гринев В. Страховой рынок: Лидеры, ведущие и ведомые. // Страховое ревю.- 1998.- №7. -с.43.

среднего бизнеса. На Западе ОВС (так называемые тиШа^), которым не требуется большой первоначальный уставной капитал, в случае расширения масштабов деятельности могут преобразовываться в акционерные компании. Стремясь увеличить свои инвестиционные возможности и одновременно масштабы профильной деятельности, страховщики обращают внимание на еще не освоенный рынок долгосрочных сбережений в виде негосударственного страхования пенсий. Конкуренцию им составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые также с некоторых пор могут размещать свои активы в ПИФах - паевых инвестиционных фондах. Развитие страхового рынка Таджикистана во многом будет зависеть от привлечения иностранного страхового капитала и сопряженного с ним импорта передовых технологий, от внедрения новых видов страхования, а также формирования национальной страховой культуры. В этой связи представляется актуальным проведение такой политики, которая бы благоприятствовала деятельности солидных иностранных страховых корпораций в республике.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Таджикистан: 20 лет государственной независимости/Статистический сборник. - Душанбе, 2011.

2. Гринев В. Страховой рынок: Лидеры, ведущие и ведомые. // Страховое ревю.-1998.- №7.

3. Ивашкин Е.И. Социология страхового интереса// Финансы. - 2000. - №8, №12.

4. http://www. toiiksugurta. tj/index.php

5. Ашуров Г.Д. Совершенствование системы оказания страховых услуг: Автореф.дисс...канд. эконом. наук. - Душанбе, 2011.

А.Б. Мирсаидов, Д.И. Арифджанова

Состояние спроса и формирование рыночного ценообразования в системе страховых услуг Республики Таджикистан

Ключевые слова: страховой рынок, страховые услуги, страховые взносы (премии), цена страховых услуг, тариф, обязательное и добровольное страхование

В статье рассматривается состояние спроса покупателей на страховые услуги, их платежеспособная потребность в страховой защите. Выделяется и анализируется современное состояние источников спроса на страховые услуги: негосударственный сектор хозяйства с естественной потребностью в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку, и широкие массы населения, когда гарантии системы государственного социального страхования лишь условно можно назвать гарантиями. В связи с этим неизбежно возникает потребность в различных формах личного и имущественного страхования. Анализируются группы факторов, влияющие на

формирование спроса потенциального страхователя, а также факторы, сдерживающие формирование спроса на страховом рынке республики.

A.B. Mirsaidov, D.I.Arifjanova

The State of Formation of Demands and Market Prices in the System of Insurance Services in Tajikistan Republic

Key words: insurance market, insurance services, insurance contributions (premia), insurance reimbursement of demand and supply at insurance market, insurance services costs, tariff, compulsory and volyntary insurance

The article dwells on the state of customers' demands in reference to insurance services, consumers' needs in solvency and insurance protection. The author singles out and analyses the contemporary state of the sources of demands for insurance services: non-statal sector of economy with natural needs in insurance due to its non-protection and impossibility for claiming state financial support, wide layers of population unable to enjoy the guarantees of state social insurance, as the latters are only formally called guarantees. Due to such situation there inevitably springs up the need in different forms of personal insurance, property inclusive. The authors analyze also the groups of factors which both affect the formation of demands for potential insurance and restrain the latters at the insurance market in the republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.