Научная статья на тему 'Состояние современной государственной и муниципальной службы России'

Состояние современной государственной и муниципальной службы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1960
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние современной государственной и муниципальной службы России»

III. АКТУАЛЬНО

Игнатов В.Г., заслуженный деятель науки РФ, д. эк. н., проф., ректор СКАГС

СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

В итоге проведенной в 1992 - 2006 гг. значительной законотворческой и организационной работы федеральных и региональных органов государственной и муниципальной власти в нашей стране сложилась новая система государственности и современной государственной и муниципальной службы. Первые итоги этой созидательной работы в обобщенной форме подведены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1136 Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации», срок реализации которой Указом Президента России от 12 декабря 2005 г. № 1437 продлен на 2006 - 2007 годы, а также в ряде публикаций российских ученых1.

К настоящему времени в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Общая численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления(включая персонал по охране и обслуживанию зданий, состоящий в списочном составе работников этих органов), по данным государственного статистического наблюдения, на конец 2006 г. составила 1 млн 462 тыс. человек. Доля

1 См., например: Государственная служба современной России: проблемы реформирования эффективного функционирования. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003; Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. Игнатова В.Г. Изд. 2-е. М.: Изд-во «МарТ», 2005; Государственная и муниципальная служба современной России в условиях административной реформы. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006.

работников органов государственной власти и местного самоуправления в численности занятого населения Российской Федерации составила 2 процента. В среднем на тысячу человек постоянного населения России приходится 9 работников органов государственной власти и местного самоуправления всех ветвей власти и уровней управления.

Только за 2003 - 2006 годы численность работников органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации возросла более чем на 400 тыс. чел. (на 39 процентов). Увеличение произошло, главным образом, за счет роста численности работников в федеральных органах исполнительной власти, в органах судебной власти и прокуратуры всех уровней, в органах местного самоуправления. Всего же за период 1991 по 2007 г. численность работников государственных и муниципальных органов увеличилась более чем в 2 раза (см. табл. 1), в основном на региональном уровне. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики, в том числе налоговых, финансовых, по вопросам занятости населения, миграции и др., а также органов местного самоуправления.

Растет и удельный вес расходов на государственное управление в общих расходах федерального бюджета.

Таблица 1

Общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления (на конец года)

тыс. чел. %

1990 г. 646 100

1994 г. 1004 155

2000 г. 1163 180

2002 г. 1053 163

2003 г. 1299 201

2004 г. 1319 204

2006 г. 1462 226

В 1999 - 2001 гг. отмечалось некоторое снижение численности государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Однако за 2002 - 2004 гг. численность государственных служащих федеральных органов исполнительной власти увеличилась по сравнению с 2001 г. на 25 процентов. При этом наблюдается рост численности и государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления.

По сопоставимой методологии определения круга органов исполнительной власти, проведенного Росстатом в 2005 г., по состоянию на конец года в 2004 г. на 10 000 человек населения России приходилось 32 государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, в Великобритании (2003 г.) - 60, США (2003 г.) - 39 государственных служащих, а на 10 000 человек занятого населения соответственно - 69, 126 и 82 государственных служащих1.

Из сравнения этих данных отнюдь не следует вывод, что перед Россией стоит задача резкого увеличения доли населения, занятого на государственной службе.

Во-первых, как выше отмечалось, термином «государственные служащие» и как бы соответствующими ему «public administration», «public servis», «civil servis» в разных странах охватываются лица, занимающие разные должности, оплачиваемые из государственного бюджета.

Во-вторых, и в самой Федеральной программе сопоставляется численность (удельный вес) государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в России с численностью всех государственных служащих в других странах, что не вполне корректно.

В-третьих, необходимы научные подходы к определению оптимизации численности госслужащих.

В-четвертых, их возможная численность во многом зависит от величины того ВВП, того бюджета, которым располагает страна, в данном случае - Россия.

В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления, оптимизации функций, выполняемых теми или иными органами власти, а также благодаря использованию нормативного подхода для определения необходимой численности работников. Нередко даже в соседних субъектах РФ численность работников и доля населения, занятого в органах государственного и муниципального управления, равно как и численность муниципальных образований, различаются в разы (см., например, данные по Южному федеральному округу в табл. 2).

Различия между субъектами Российской Федерации в доле лиц, занятых в органах государственной исполнительной власти региона и органах местного самоуправления, еще можно как-то объяснить различиями в степени развитости в них местного самоуправления или тем, что в ряде субъектов Федерации районные органы власти выполняли

1 См.: Российский статистический ежегодник. 2005. М.: Росстат, 2006. С. 46.

не муниципальные функции, а согласно законодательству субъекта РФ, играли роль государственной районной администрации. В то же время столь значительные различия в численности работников органов федеральной исполнительной власти, имеющиеся между субъектами РФ (например, в среднем по ЮФО - 2,6 промилле, в Республике Северная Осетия Алания - 3,9, в Карачаево-Черкесской Республике - 4,0, в Ставропольском крае и в Республике Калмыкия - по 6,3 промилле), не находят достаточно обоснованных научных аргументов.

Таблица 2

Численность работников органов власти ряда субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, в расчете на 1000 чел. постоянного населения (по состоянию на конец 2004 г.)1

Органы исполнительной власти

Феде- ральные Субъектов РФ» Местного само- управления

Российская Федерация 3,2 1,3 3,2

Южный федеральный округ 2,6 1, 1 2,7

Субъекты РФ: Республика Адыгея 3,2 1,3 3,4

Республика Дагестан 2,3 1,5 2,2

Республика Ингушетия 2,0 2,2 1,4

Кабардино-Балкарская Республика 2,5 1,1 2,7

Республика Калмыкия 6,3 4,3 4,4

Карачаево-Черкесская Республика 4,0 3,9 2,3

Республика Северная Осетия-Алания 3,9 1,6 2,6

Краснодарский край 2,5 0,8 2,8

Ставропольский край 6,3 1,8 2,1

Астраханская область 3,5 1,5 4,0

Волгоградская область 2,9 1,0 3,7

Ростовская область 3,12 0,4 3,1

1 Рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2005. М.: Росстат, 2006. С. 44, 47.

Важно и то, что на государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.

Так, в начале 2005 г. в общей численности работников, замещавших должности государственной гражданской службы и государственные должности, женщины составляли более 71 процента, в органах исполнительной власти - 70,4 процента, в органах судебной власти и прокуратуры - 78,1 процента, в законодательной власти - 56 процентов, в других государственных органах - 60 процентов. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей. Удельный вес женщин среди работников, замещавших муниципальные должности, составляет 75 процентов.

При анализе проблем реформирования государственной службы важно учитывать, что в начале 2005 г. средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности, составил 39 лет. Несколько моложе кадровый состав судебной власти и прокуратуры Российской Федерации (средний возраст - 36 лет). В органах исполнительной власти он составляет 39 лет, в законодательной - 44 года.

Лица в возрасте свыше 60 лет среди государственных служащих составляли в начале 2005 г. всего 0,9 процента. Однако более 31% государственных служащих законодательной власти и других государственных органов федерального уровня имели возраст 50 лет и старше.

Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей. Среди государственных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности, возрастная группа до 30 лет наиболее широко представлена в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации, где более трети государственных служащих составляли лица этой возрастной группы.

Почти треть лиц, замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около четверти - свыше 15 лет. В аппаратах органов законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 42 процента лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры - 24 процента, в других государственных органах - 38 процентов.

Опираясь на анализ этих данных, можно сделать вывод, что в течение 10 лет произойдет высвобождение более половины государ-

ственных служащих, занимающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Для характеристики современного состояния государственной и муниципальной службы определенное значение имеет анализ образовательного уровня государственных и муниципальных служащих.

В начале 2005 г. доля лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, которые имели высшее профессиональное образование, составляла 79 процентов. При этом почти половина их имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, четверть - юридическое образование, пятая часть - высшее техническое образование. Для сравнения: на 1 января 1999 г. государственные служащие с высшим профессиональным образованием указанного профиля составляли соответственно 35,4; 19,6 и 21,2 процента.

Не имеют профессионального образования 3 процента государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции.

Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих. Почти две трети их (65 процентов) имеют высшее образование, треть - только среднее, а 3,9 процента не имеют профессионального образования. Муниципальные служащие составляют 94,5 процента общей численности работников, занимающих муниципальные должности. При этом подавляющая часть работников муниципальных органов не имеют достаточных знаний в области экономики, права, управления. Так, юридическое образование имеют только 5,4 процента, экономическое и управленческое - 17,1 процента. В то же время гуманитарное образование имеют 30 процентов, техническое

- 27 процентов, сельскохозяйственное - 16,1 процента муниципальных работников. Специальное же образование по государственному и муниципальному управлению имеют среди них всего 1,5 процента.

Предстоит, как видим, проделать большую работу по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников муниципальных органов, по расширению сети соответствующих учебных заведений, выпуску учебных, учебно-методических и информационно-аналитических изданий по различным аспектам теории и практики организации местного самоуправления.

В стране создана довольно мощная и разветвленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Прежде всего она включает в себя Рос-

сийскую академию государственной службы при Президенте РФ и действующие в координации с ней региональные учебные заведения - академии и институты государственной службы, финансовую академию, а также Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, многочисленные факультеты и вузы, ведущие подготовку управленческих, экономических, юридических и других необходимых для государственного и муниципального управления профессиональных работников.

В настоящее время переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществляются за счет средств федерального бюджета, в том числе на основе государственного заказа по переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Однако средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих в федеральном бюджете не предусматриваются. Это, естественно, отрицательно сказывается на уровне компетентности и профессионализма государственных и муниципальных служащих, сдерживает решение задач по повышению уровня их квалификации. Средства на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих субъектов Федерации и муниципальных служащих могут выделяться только за счет соответствующих бюджетов. Но государственные задачи и решаться должны по-государ-ственному.

В 2006 г. среднемесячная начисленная номинальная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) одного работника составляла в России около 10 тысяч рублей, а государственных служащих всех уровней - свыше 13 тыс. рублей.

Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в 2006 г. был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и муниципальных служащих. В то же время, как отмечается в первом разделе Федеральной программы реформирования государственной службы, по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 - 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7

- 10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.

В Федеральной программе реформирования государственной службы справедливо обращается внимание на то, что такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных и муниципальных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий). Это снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.

В ходе осуществления работы по приведению нормативноправовых основ системы государственной и муниципальной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных и муниципальных служащих в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики, что обеспечит конкурентоспособность государства и муниципалитетов как работодателя и улучшит профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.

Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы порождает многие негативные тенденции их развития. Особенно важно, что ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с низкой средней заработной платой и ее существенной дифференциацией по различным органам власти и управления. Усиливается дефицит государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Сохраняется преобладание государственных и муниципальных служащих с непрофильным образованием. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кад-

ров сочетается с наличием незаполненных вакансий, что в первую очередь связано с низкой оплатой труда государственных и, особенно, муниципальных служащих.

Поступление граждан на государственную и муниципальную службу и должностной (служебный) рост в большей степени все еще зависят от личного отношения к ним руководителя государственного и муниципального органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств. Частая смена руководителей органов власти и управления нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих.

Во многих случаях качество подготавливаемых документов является неудовлетворительным. Деятельность государственных и муниципальных органов недостаточно регламентирована и слабо контролируется со стороны гражданского общества.

Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной и муниципальной службы.

Утратили силу прежние позитивные нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие определенные барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах.

Резкое снижение на рубеже веков рейтинга некоторых весьма важных норм служебного поведения подтверждается многими социологическими исследованиями, в том числе и проведенными РАГС (см. табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг некоторых норм и правил служебного поведения

(Распределение ответов госслужащих на вопрос: «Какие именно характеристики работников аппаратов органов государственной власти способствуют их продвижению по службе?», в % от к-ва опрошенных)

Нормы и правила служебного поведения 1997 г. 2002 г.

Добросовестное отношение к работе Нет данных 68,8

Дисциплинированность 56,8 33,8

Способность брать ответственность на себя 52,6 30,6

Инициативность 13,5 28,5

Доброжелательность 61,5 27,6

Честность 67,6 22,6

Способность к компромиссу 27,0 20,6

Принципиальность 54,0 17,6

Признание прав и свобод граждан 15,9 16,2

Справедливость 37,8 12,6

Склонность к взаимопомощи 29,7 8,5

Терпимость к чужим жизненным идеалам 16,2 6,5

Открытость 32,4 5,0

Служебный педантизм 18,9 4,4

(По данным опроса, проведенного РАГС)

Источник: Бойков В.Э. Государственная служба: взгляд изнутри и извне (социологический анализ) // Социология власти. Вестник социологического центра РАГС. № 1. 2003. С. 22.

С разрушением административно-командной экономики и «коммунистической» коллективистской идеологии в жизнь общества в целом, в том числе и института государственной и муниципальной службы, все полнее и активнее приходит индивидуалистическая идеология, характерная для худших образцов капиталистической рыночной экономики. В советские годы значительная часть населения разделяла насаждаемые властями и воспеваемые в любимых многими песнях идеи «Прежде думай о Родине, а потом о себе», «Сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня», «Все остается людям» (из известного кинофильма). Конечно, советские лидеры нередко паразитировали на этих идеях, на трудовом и патриотическом энтузиазме людей, мобилизации их на «стройки коммунизма», не создавая для тружеников элементарных бытовых условий (как, например, при освоении целинных земель в Казахстане, строительстве Байкало-Амурской магистрали, многих гидроэлектростанций и других важных народнохозяйственных объектов). Но важность для общества, для народа, для всей страны идей патриотизма и необходимости заботиться не только о себе, о своей семье, о ближних, но и о родной земле, стране от этого не умаляется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас же и многими руководящими деятелями, и средствами массовой информации активно насаждается идеология обогащения любой ценой, пусть даже во вред обществу, своему народу, стране, окружающей среде, природе. «Бери от жизни все!» - этим рекламным роликом компании «Пепси-кола» лучше всего, пожалуй, выражается идеология, которую так хотели бы привить населению России отечественные нувориши, воспитывая из молодежи «поколение пепси» или, скорее, «поколение пива».

Такая идеологическая обработка российского населения не проходит для него бесследно. Именно она в немалой степени является од-

ним из важнейших факторов, ведущих к росту в стране коррумпированности чиновников, теневой экономики, незаконного обогащения далеко не узкого круга лиц, в том числе путем мошенничества, «кры-шевания», к росту организованной преступности и другим негативным явлениям. Это же во многом объясняет и то, почему в последние годы так упал среди не только населения, но и государственных и муниципальных служащих рейтинг многих социально значимых характеристик работников органов власти.

Так, согласно результатам социологического опроса, проведенного РАГС и региональными академиями госслужбы, значимость таких качеств работников аппарата органов государственной власти в продвижении по службе, как дисциплинированность, упала за последние 10 лет почти вдвое, способность брать ответственность на себя, доброжелательность - тоже почти вдвое. Примерно вдвое упала, по мнению опрошенных государственных служащих, также весомость таких качеств, как честность, принципиальность, склонность к взаимопониманию. Особенно резко упала значимость для продвижения по госслужбе открытости, служебного педантизма, склонность к взаимопомощи. Такая динамика нравственных ценностей государственных служащих не должна оставаться без внимания руководящих работников, требует резкого улучшения воспитательной работы с госслужащими, совершенствования кадровой работы и кадровой политики.

В последние годы общественный престиж работы государственных и муниципальных служащих в их собственных глазах значительно повышается. И это хорошо (см. табл. 4).

Таблица 4

Мнения государственных служащих об уровне общественного престижа работника государственного органа

в глазах окружающих (в % от количества опрошенных)

Варианты ответов 1997 г. 2002 г. 2006 г.

Очень высокий или высокий 35,1 65,6 68,0

Невысокий 56,8 23,8 24,5

Совсем низкий 2,7 1,5 1,5

Затруднились ответить 5,4 8,5 6,0

(По данным опроса, проведенного РАГС)

Однако заставляют серьезно задуматься о необходимости проведения большой работы по совершенствованию подбора и расстановки кадров и результаты экспертной оценки представителями административных элит Юга России основных факторов их выдвижения и

продвижения, полученные по результатам ряда опросов, проведенных СКАГС (см. табл. 5).

Таблица 5

Экспертная оценка представителями элиты ЮФО России основных факторов выдвижения и продвижения по службе (в % к опрошенным)

1. Лояльность политическому режиму 20,7

2. Пр офессионализм 19,6

3. Не формальные отношения с нужными людьми 11,8

4. Богатство, деньги 11,8

(По результатам опроса, проведенного СКАГС в 2006 г.)

Как позитивное явление можно отметить то, что достойное второе место среди основных факторов выдвижения и продвижения по службе, по мнению экспертов, занимает профессионализм госслужащих (его отметили, по данным опросов СКАГС, 19,6 процента опрошенных). Однако настораживает, что на первом месте, по оценке экспертов, стоит «лояльность политическому режиму» (этот фактор отметили 20,7 процента опрошенных) и то, что весьма высокая оценка дана таким факторам выдвижения и продвижения по службе, как «богатство, деньги» и «неформальные отношения с нужными людьми» (их отметили по 11,8 процента опрошенных).

Вызывает озабоченность и то, что, отвечая на вопрос, чьи интересы, на их взгляд, в первую очередь нужно защищать государственным служащим, лишь 60 процентов назвали интересы государства, только 37 процентов - интересы граждан. В то же время 48 процентов считают, что в первую очередь нужно защищать интересы своего ведомства, 19,5 процента - начальства, 12,5 процента - свои собственные, 7 процента - коммерческие и другие интересы.

Не лучшим образом характеризуют сложившуюся ситуацию с социальной ориентацией государственных гражданских служащих и экспертная оценка представителями административной элиты России основных внутренних установок своей деятельности (см. табл. 6), а также ответы населения и государственных гражданских служащих на вопросы о том, что привлекает в государственной службе нынешних чиновников и какие личные качества наиболее характерны, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников (см. табл. 7).

Хорошо, конечно, что многие государственные служащие заботятся о том, чтобы реализовать свой творческий потенциал, достигнуть признания и уважения людей, обеспечить благополучие своей семьи. Но все это забота о себе, любимом. Плохо то, что именно эти установ-

ки являются основными и стоят на первом месте среди внутренних установок деятельности столь значительной части государственных служащих, а на последнем месте стоит стремление честно служить обществу - эту установку как одну из других приоритетных отмечают всего 22% опрошенных.

Экспертная оценка представителями административной элиты Юго-Запада России основных внутренних установок своей деятельности (в % к опрошенным)

(По данным опроса, проведенного СКАГС)

О далеко не оптимальной мотивации нынешних государственных гражданских служащих, направлений их заинтересованности в результатах своей деятельности и их умении объективно оценить свои личные качества свидетельствуют и результаты проведенного в 2005 г. Институтом социологических исследований Российской академии наук опроса 1500 респондентов во всех территориально-экономических районах страны (согласно районированию, принятому Росстатом). При этом в роли экспертов выступали 300 работников районных, городских, областных администраций (в том числе мэрий). Некоторые результаты опроса приводятся в таблицах 7 и 8.

Согласно данным таблицы 7, население в известной мере даже идеализирует гражданских служащих, лучше думает о том, что привлекает чиновников в госслужбе, чем сами служащие. Ответы же госслужащих и в этом опросе на первые места ставят материальную заинтересованность, возможность попасть в круг «нужных людей», завести связи и знакомства, сделать карьеру. На последних местах оказываются «патриотические факторы» - чувство сопричастности, желание внести свой вклад в управление страной, чувство долга, желание помогать людям и др.

При этом население довольно критически относится к оценке личных качеств, характерных, по его мнению, для большинства российских чиновников. Сами же они дают весьма завышенную оценку своих деловых качеств, занимаясь чуть ли не самолюбованием (см. табл. 8).

Таблица 6

Реализовать свой творческий потенциал Достигнуть признания и уважения людей Обеспечить благополучие семьи Честно служить обществу

- 30,0

- 29,0

- 27,9

- 22,4

Распределение ответов на вопрос « Что привлекает в государственной службе нынешних чиновников?»

(в %, расположено в порядке убывания по населению в целом, _____________допускалось несколько ответов)____________________

Факторы государственной службы, привлекающие чиновников Население Г осслужа-щие

Материальные факторы 107,4 125,4

Возможность попасть в круг «нужных» людей, завести связи и знакомства, с помощью работы чиновников решить личные задачи 24,5 66,6

Возможность делать карьеру 29,2 32,9

Возможность влиять на других людей, быть причастным власти 16,3 25,2

«Патриотические» факторы 83,3 16,3

(По результатам исследований ИСИРАН 2005 г.)

Суммировались такие ответы, как социальные гарантии, льготы и привилегии, стабильность места и заработка, возможность брать взятки и «проворачивать дела».

**

Суммировались такие ответы, как чувство сопричастности, желание внести свой вклад в управление страной, призвание, чувство долга, желание помогать людям, возможность быть в курсе важных для страны событий и процессов.

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников» (в %, расположено по ответам населения в целом, _____________________допускалось несколько ответов) _____________________

Личные качества чиновников Население Г осслужащие

Безразличие к государственным интересам 48,5 23,7

Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах 47,6 9,3

Рвачество, стремление к легкой наживе 46,9 11,7

Безжалостность, неуважение к людям 37,9 11,7

Профессионализм, компетентность, знание своего дела 17,2 54,1

Хорошие организаторские способности 15,9 34,6

Трудолюбие, работоспособность 9,8 43,6

Инициативность, творческое отношение к своей работе 7,9 36,2

(По результатам исследований ИСИ РАН 2005 г.)

По их мнению, их отличают профессионализм, компетентность, трудолюбие и работоспособность, творческое отношение к своей работе и хорошие организаторские способности. И это в то время, когда почти половина опрошенного населения, являющегося потребителями оказываемых государственными служащими услуг напротив, отмечает такие личные качества, присущие большинству российских чиновников, как безразличие к государственным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, рвачество, стремление к легкой службе, безжалостность и неуважение к людям.

Содержащиеся в федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» положения об обязанностях гражданских служащих, ограничениях и запретах, связанных с государственной и муниципальной службой, требованиях к служебному поведению гражданских служащих, еще не стали для многих из них теми нормами, которыми следует неукоснительно руководствоваться в служебной деятельности.

Для совершенствования состава и структуры государственных и муниципальных служащих, повышения эффективности их работы, в целом улучшения всей их служебной деятельности исключительно важное значение имеют разработка и реализация отвечающей требованиям времени более совершенной кадровой работы и кадровой политики, разработка и реализация более успешной деятельности по подготовке, повышению квалификации, отбору и расстановке кадров гражданских служащих, использование оправдавших себя разнообразных и эффективных кадровых технологий, удачно и полно сочетающих достижения интересов граждан, государства и общества в целом.

В целях совершенствования института гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 1437 продолжает осуществляться Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации». В стране реализуются также административная, муниципальная и ряд других реформ, оказывающих весьма значительное воздействие на развитие и повышение эффективности функционирования государственной гражданской и муниципальной службы, всей системы государственного и муниципального управления в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.