Научная статья на тему 'Состояние системы управления строительными проектами в РФ'

Состояние системы управления строительными проектами в РФ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / СМЕТЫ / КЛАСТЕРЫ / CONTROL / INVESTMENTS / BUILDING / PROJECTS / INFRASTRUCTURE / ESTIMATES / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лю Чуньгуан

В работе представлен мониторинг системы управления строительными проектами в РФ, перечислены особенности создания строительной продукции транспортной инфраструктуры, определены и проанализированы проблемные зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лю Чуньгуан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State control systems construction projects in the Russian Federation

The paper presents the monitoring of the construction project management system in the Russian Federation listed features of a construction product transport infrastructure, identified and analyzed the problem areas.

Текст научной работы на тему «Состояние системы управления строительными проектами в РФ»

> <

X

■X. Q

MJ T

s о

X О

CO

146

площадке регистрируемых параметров и объемов информации с одновременным повышением скорости ее передачи, что диктует необходимость разработки соответствующей информационной технологии и использования Интернета.

Литература:

1. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е. Маржа безопасности в сфере экономической безопасности. Ин-

тернет-журнал "Научное обозрение" №10(3) 2014 http://www.sced.ru/ru/index.php.option.com_ content&view.article&id. 323:nauchnoe-obozrenie-10-3-2014&cati d=43&l i m itsta rt.5 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

2. Зеленцов Л. Б., Зеленцов А. Л., Островский К. Н. Интегрированная система управления качеством строительства сложных инфраструктурных объектов // Науковедение. - 2014. - №4. - http:// naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана, яз. рус.

STA TE CONTROL SYSTEMS CONSTRUCTION PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERA T/ON

Liu Chunguang, Post-graduate student, Shandong Jiatong University Jinan city, Shandong province, China

The paper presents the monitoring of the construction project management system in the Russian Federation listed features of a construction product transport infrastructure, identified and analyzed the problem areas.

Keywords: control; investments; building;projects; infrastructure; estimates; dusters.

УДК 33

ВАК РФ 08.00.05 ©Лю Ч„ 2016

ЛЮ Чуньгуан, аспирант, Шаньдунский транспор тный университет, Цзинань, КНР

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В РФ

В работе представлен мониторинг системы управления строительными проектами в РФ, перечислены особенности создания строительной продукции транспортной инфраструктуры, определены и проанализированы проблемные зоны.

Ключевые слова:управление; инвестиции; строительство; проекты; инфраструктура; сметы; кластеры.

I

Возведение объектов транспортной инфраструктуры имеет свои особенности, которые влияют на подход к организации ведения бизнеса и управлению процессами создания строительной продукции, а именно:

-уникальность выпускаемой продукции - разработка по каждому объекту проектно-сметной документации (ПСД) и выполнения всего цикла подготовки строительного производства;

- территориальная разобщенность - проектирование логистических моделей и схем материально-технического снабжения (МТС) для каждого объекта, необходимость перебазировки строительной техники, временных зданий и сооружений, и обустройства строительной площадки;

- высокая стоимость и продолжительный характер строительства - создание специализированных систем управленческого и бухгалтерского учета, бюджетирования,учитывающих длительный цикл незавершенного строительства;

- стационарный характер строительной продукции и подвижный характер орудий производства и исполнителей - решение специализированных задач в сфере управления посинхронизации процессов производства и их ресурсного обеспечения.

Перечисленные особенности создания строительной продукции транспортной инфраструктуры приводят к возникновению ряда ограничений на развитие строительных технологий и необходимости применения специфических систем управления.

В современном российском строительстве и в том числе при возведении объектов транспортной инфраструктуры еще нередки задержки сроков строительства, превышение бюджетов проектов и

низкое качество выпускаемой продукции. Одной из основных причин такого положения дел является плохая организация производственного процесса на строительной площадке, что приводит к значительным потерям времени рабочих и строительных машин к неэффективному использованию материальных ресурсов.

Проведенный анализ состояния существующих системуправления инвестиционно-строительными проектами (ИСП) в РФ позволил выявить следующие проблемы.

Используемые на стадии подготовки строительного производства и календарного планирования модели статичны и отражают организационно -технологические решения только на момент заключения контракта на строительство объекта. Система мониторинга организационно-технологических моделей носит эпизодический характер и не позволяет синхронизировать сроки производства работ и поставки ресурсов, что приводит к значительным потерям в использовании трудовых ресурсов и строительных машин.

В большинстве строительных организаций РФ отсутствует система управленческого учета, а строительные организации, осуществляющие строительство за счет средств бюджета используют сложившуюся еще в СССР систему учета выполненных объемов работ и списания материальных ресурсов.

При этом следует учитывать и то обстоятельство, что не во всех строительных организациях ведутся отдельно по каждому объекту склады. Накладные на материалы, поступающие на объект, обычно передаются прорабом в бухгалтерию по реестру не чаще одного раза в неделю, а при большой удаленности объекта от офиса строительной организации могут передаваться и один раз в конце месяца.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в РФ отсутствует единый классификатор материальных ресурсов (МР) и строительные организации в процессе управления вынуждены использовать несколько систем классификации МР:

- сметный классификатор при разработке смет;

- классификаторы проектировщиков, на основе которых осуществляется выпуск спецификаций к рабочим чертежам и формируются заявки на МР работниками производственно-технического отдела (ПТО);

- классификаторы, на основе которых разрабатываются прайс-листы, оформляются накладные и ведутся бухгалтерские расчеты с поставщиками МР.

В результате один и тот же материал может быть описан по-разному в базах данных различных структурных подразделений строительной организации и не позволяет отследить движение МР на различных стадиях управления ИСП.

Акты на списание материалов (форма М-29) обычно подготавливаются в конце месяца одновременно с актами на выполненные работы (форма КС-2). Основной смысл в разработке акта по М-29 состоит в возможности сравнения потребности в материальных ресурсах, рассчитанных на выполненный объем работ по проекту с фактическим их расходом. При этом фактический расход материалов не привязывается к накладным, а прораб сам определяет, какие материалы и в каком объеме списать, что соответственно не отражается в складской картотеке и только при окончании строительства объекта по данным бухгалтерского учета выявляются все несоответствия в использовании материальных ресурсов. В этом случае только от добросовестности прораба зависит, на какой объект (при одновременном управлении несколькими объектами) он будет списывать те или иные материалы, а проверить правильность его действий путем проведения сплошной инвентаризации остатков материальных ресурсов на приобъектных складах весьма сложно и трудоемко.

Такая ситуация - запаздывание с оформлением прихода и неточности в списании материалов по форме М-29 не позволяет управленческому персоналу видеть остатки материальных ресурсов, отслеживать их движение по объектам строительства и оперативно принимать корректирующие управленческие решения.

Существующая система расчетов с заказчиком ориентирована на сметы, которые используются при проведении торгов по определению генподрядчика, но после заключения контракта с твердой договорной ценой она утрачивает свое значение как документ, отражающий стоимость строительства. Это обусловлено тем, что цена подрядчика, выигравшего торги, всегда ниже сметной стоимости объекта и кроме того в процессе строительства подрядчик, стремясь получить прибыль, применяет технологии, отличные от тех, которые заложены в смету. Несмотря на приведенные доводы, заказчик требует обосновывать выполнение работ по так называемой форме КС-2, которая является фактически фрагментом сметы. В этом случае у руководителей проекта, из-за отсутствия объективной информации о ходе строительства, возникает иллюзия,

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

147

> <

X

■X.

о

LM

т s

о

X

о

со

148

особенно на ранних стадиях реализации проекта, что он рентабелен, хотя на самом деле все может быть наоборот и это выясняется только при сдаче объекта в эксплуатацию и расчете его фактической себестоимости по данным бухгалтерского учета. При этом выявленные в процессеанализа убытки только констатируют возникшую проблему, но изменить что либо уже невозможно.

Система оперативного управления из-за высокой трудоемкости ручной разработки недельно-суточных планов и графиков и невозможности отследить реальный ход производства работ на объекте строительства в большинстве строительных организаций сводится к оперативно-диспетчерскому управлению и периодическим селекторным совещаниям, что позволяет вырабатывать только сиюминутные решения, которые чаще всего не подкрепляются какими-либо распорядительными документами. Отсутствие четко формализованной документированной процедуры при выработке оперативных решений не позволяет отследить их последствия и определить степень ответственности конкретных исполнителей.

Принятая система материального стимулирования линейных ИТР, отвечающих за производство работ, ориентирована в основном на

выполнение двух показателей: сроков выполнения работ и их качество. Прораб не стимулируется за рост производительности труда, экономию использованных в процессе производства материалов, строительных машин и механизмов, электроэнергии и т.п.

Проведенный анализ проблем, существующих в РФ при реализации ИСП, позволяет сделать выводы о том, что они во многом обусловлены отсутствием своевременной и объективной информации о протекании производственных процессов на строительной площадке.

Литература:

1. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Виноградова М.А., Деточка Д.Е. Кадровая безопасность в системе экономической безопасности // Научное обозрение. - 2014. - №10(3). - http://www.sced.ru/ru/ index.php option.com.content&view.article&id.323: nauchnoe-ob oz re nie-1 0-3-201 4&catid=43& limitstart.5 (доступ свободный). Загл. с экрана, яз. рус.

2. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова A.C., Иванчук Д.А. Теневая экономика в системе экономической безопасности // Науковедение. - 2012. - №4.- http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана, яз. рус.

3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю. Аудит в системе экономической безопасности // Науковедение. - 2015. - №5. - http://naukovedenie.ru/ PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. яз. рус., англ.

ACCUMULATIVE AND MORTGAGE SYSTEM AS INNOVATIVE FORM OF SOCIOECONOMIC PROTECTION OF MILITARY

Maleeva Tatyana Vladlmlrovna, DSc of Economics, Professor, Chair of Marketing and Communications, Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Saint-Petersburg E-mail: maleeva_t@mail.ru

Sokoiova Oiga Leonidovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Military Economy, Naval Academy named after N.G. Kuznetsov, Saint-Petersburg E-mail: grenlandiaigimail.ru

The article describes the mechanism of socioeconomic protection of military men. The accumulative and mortgage system is considered as an innovative form of fulfillment of the national obligations to provide the military men of housing. The approaches to solution of a housing problem of military men have been analyzed. Advantages and problems of accumulative and mortgage system of military men are revealed.

Keywords: socioeconomic protection; military men; accumulative and mortgage system; innovation.

УДК 364.04 НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья посвящена исследованию механизма социально-экономической защиты военнослужащих, в котором накопительно-ипотечная система рассматривается как инновационный способ выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих. Анализируются подходы к решению жилищной проблемы военнослужащих, выявляются преимущества накопительно-ипотечной системы и проблемы в ее использовании.

ВАК РФ 08.00.10

©Малеева Т.В.,2016 © Соколова О.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.