Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА'

СОСТОЯНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
249
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / СОСТОЯНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Слободчикова Надежда Анатольевна

Цель работы заключается в исследовании состояния сети автомобильных дорог Байкальского региона. Для этого были проведены анализ статистических данных уровня развития сетей автомобильных дорог региона и анализ нормативно-технических и правовых документов, регулирующих дорожное хозяйство в стране и в Байкальском регионе. Байкальский регион, как и Российская Федерация в целом, в области развития сети автомобильных дорог значительно отстает от большинства развитых стран мира. Сеть автомобильных дорог Байкальского региона имеет очень низкую плотность в северных районах и относительно высокую плотность в южных, более освоенных и заселенных районах. Состояние сети автомобильных дорог в значительной степени не соответствует нормативно-техническим требованиям. Низкий уровень качества и развития дорожной сети предопределяет высокий удельный вес транспортных издержек в себестоимости конечной продукции, что в два раза превышает данный показатель в развитых странах. Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог напрямую оказывает влияние на количество дорожно-транспортных происшествий. Можно сделать вывод, что, несмотря на многократные попытки преобразования дорожного хозяйства на уровне субъектов РФ, эффективный механизм модернизации отрасли дорожного хозяйства не разработан. Существующая нормативно-правовая база не позволяет достичь показателей развития сетей региональных и местных автомобильных дорог в сроки, установленные различными программами развития. Необходимо изменить подходы к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и местного значения. В частности, нужно сменить традиционный подход к проведению ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них на «маршрутный» ремонт протяженных участков. Для этого необходима разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций развития отрасли дорожного хозяйства Байкальского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Слободчикова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF THE REGIONAL AND LOCAL ROAD NETWORK IN THE BAIKAL REGION

The purpose of the paper is to study the condition of the Baikal region road network. Statistical data on the development level of road networks, as well as the regulatory and technical legal documents governing the road industry in Russia and in the Baikal Region, we reanalysed. Firstly, the Baikal Region, as well as the Russian Federation as a whole, lags far behind most developed countries in terms of the development of road networks. Secondly, the road network in the Baikal Region has a very low density in the northern parts and a relatively high density in the southern parts, which are more developed and populated. Thirdly, the actual condition of the roads significantly differs from the regulatory and engineering requirements. Fourthly, the final cost of the product is twice as high as in developed countries. This is due to the low level of quality and development of the road network, as well as the high transport expenses. Moreover, the low quality of the roads has a direct impact on the number of accidents. It can be concluded that an effective mechanism for the modernization of the road industry in the Baikal region has not been developed. The existing regulatory framework and the deadlines set by various development programs do not accomplish the development indicators of regional and local road networks. It is essential that approaches to road capital repair and maintenance of regional and local roads should be modified. A repair of a whole stretch of a road should replace the traditional approach of repairing individual small sections of a road and its structures. To this end, theoretical and methodological provisions and practical guidelines for developing road networks in the Baikal region should be established.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА»

Оригинальная статья / Original article УДК 625.7

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2021 -1 -74-83

Состояние сети автомобильных дорог регионального и местного значения

Байкальского региона

© Н.А. Слободчикова

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Резюме: Цель работы заключается в исследовании состояния сети автомобильных дорог Байкальского региона. Для этого были проведены анализ статистических данных уровня развития сетей автомобильных дорог региона и анализ нормативно-технических и правовых документов, регулирующих дорожное хозяйство в стране и в Байкальском регионе. Байкальский регион, как и Российская Федерация в целом, в области развития сети автомобильных дорог значительно отстает от большинства развитых стран мира. Сеть автомобильных дорог Байкальского региона имеет очень низкую плотность в северных районах и относительно высокую плотность в южных, более освоенных и заселенных районах. Состояние сети автомобильных дорог в значительной степени не соответствует нормативно-техническим требованиям. Низкий уровень качества и развития дорожной сети предопределяет высокий удельный вес транспортных издержек в себестоимости конечной продукции, что в два раза превышает данный показатель в развитых странах. Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог напрямую оказывает влияние на количество дорожно-транспортных происшествий. Можно сделать вывод, что, несмотря на многократные попытки преобразования дорожного хозяйства на уровне субъектов РФ, эффективный механизм модернизации отрасли дорожного хозяйства не разработан. Существующая нормативно-правовая база не позволяет достичь показателей развития сетей региональных и местных автомобильных дорог в сроки, установленные различными программами развития. Необходимо изменить подходы к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и местного значения. В частности, нужно сменить традиционный подход к проведению ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них на «маршрутный» ремонт протяженных участков. Для этого необходима разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций развития отрасли дорожного хозяйства Байкальского региона.

Ключевые слова: Байкальский регион, автомобильные дороги, состояние сети автомобильных дорог

Для цитирования: Слободчикова Н.А. Состояние сети автомобильных дорог регионального и местного значения Байкальского региона. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 1. С. 74-83. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-74-83

State of the regional and local road network in the Baikal Region

Nadezhda A. Slobodchikova

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract: The purpose of the paper is to study the condition of the Baikal region road network. Statistical data on the development level of road networks, as well as the regulatory and technical legal documents governing the road industry in Russia and in the Baikal Region, we reanalysed. Firstly, the Baikal Region, as well as the Russian Federation as a whole, lags far behind most developed countries in terms of the development of road networks. Secondly, the road network in the Baikal Region has a very low density in the northern parts and a relatively high density in the southern parts, which are more developed and populated. Thirdly, the actual condition of the roads significantly differs from the regulatory and engineering requirements. Fourthly, the final cost of the product is twice as high as in developed countries. This is due to the low level of quality and development of the road network, as well as the high transport expenses. Moreover, the low quality of the roads has a direct impact on the number of accidents. It can be concluded that an effective mechanism for the modernization of the road industry in

Том 11 № 1 2021

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 74-83 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _pp. 74-83_

ISSN 2227-2917 74 (print)

74 ISSN 2500-154X

(online)

the Baikal region has not been developed. The existing regulatory framework and the deadlines set by various development programs do not accomplish the development indicators of regional and local road networks. It is essential that approaches to road capital repair and maintenance of regional and local roads should be modified. A repair of a whole stretch of a road should replace the traditional approach of repairing individual small sections of a road and its structures. To this end, theoretical and methodological provisions and practical guidelines for developing road networks in the Baikal region should be established.

Keywords: Baikal region, highways, condition of the road network

For citation: Slobodchikova NA. State of the regional and local road network in the Baikal Region. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021;11(1):74-83. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-74-83

Введение

Байкальский регион расположен в центре Евразии и охватывает территорию водосборного бассейна озера Байкал юго-востока Сибири и северной части Монголии. Понятие «Байкальский регион» введено из-за необходимости объединения различных субъектов и административных районов по принадлежности к данному озеру с целью сохранения экосистемы Байкала, т.к. хозяйственная деятельность на данной территории влияет на экологическое состояние озера. Центром Байкальского региона является озеро Байкал. Площадь озера составляет 31,5 тыс. км2 (9,3% площади Байкальского региона).

Территория региона распределяется между субъектами Российской Федерации и Монголией в соответствии с данными табл. 1 [1].

Таблица 1. Распределение территории

Байкальского региона

Table 1. Distribution of the territory of the

Baikal region_

Название территории Площадь, км2 Площадь, %

Республика Бурятия 351,3 42,4

Забайкальский край 431,9 9,5

Иркутская область 774,8 4,8

Монголия 1194,7 43,4

Байкальский регион представляет собой относительно целостную систему, которую отличает ряд преимуществ:

1. Экономико-географическое расположение на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с дальневосточной частью Российской Федерации и странами Азиатско-Тихоокеанского

региона, обеспечивающее кратчайшие транспортные пути Восток - Запад.

2. Большие запасы природных ресурсов (полезные ископаемые, водные, биологические, лесные и др.). В частности, регион обладает одним из важнейших стратегических ресурсов -чистая пресная вода общим объемом 23 тыс. км3.

3. Развитая электроэнергетика.

4. Наличие запасов земельных ресурсов, не подверженных негативному антропогенному воздействию.

Главными проблемами, сдерживающими экономическое развитие региона, являются:

1) экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части страны;

2) плохо развитая внутренняя транспортная связь территории при ее значительных размерах;

3) низкая плотность населения;

4) высокая стоимость и сезонность завоза грузов для северных районов;

5) суровые климатические условия.

Возможности экономического развития определяются транспортным потенциалом региона [2-5]. Конфигурация транспортной сети Байкальского региона представлена водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, наибольшее развитее которого отмечается в южных районах. При этом основными артериями сети являются:

• Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб);

• Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ);

• федеральные автомобильные дороги;

• водные артерии.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть внутрирегиональных грузовых и пассажирских перевозок.

Основу сети автомобильных дорог Байкальского региона образуют автомобильные дороги

Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917

с. 74-83 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 75 Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2600-164X 76 pp. 74-83_(online)_

федерального значения. К ним относятся (рис. 1):

• Р-255 «Сибирь»: Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск (М-53, М-55);

• Р-258 «Байкал»: Иркутск - Улан-Удэ -Чита (М-53, М-55);

• Р-297 «Амур»: Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск;

• А-331 «Вилюй»: Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск;

• А-333: Култук - Монды - граница с Монголией;

• А-340: Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией;

• А-350: Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой (А-166).

Данные автомобильные дороги обеспечивают выход к государственной границе с Монголией и Китайской Народной Республикой.

Рис. 1. Автомобильные дороги федерального и регионального значения Байкальского региона Fig. 1. Highways of federal and regional significance in the Baikal Region

Байкальский регион, как и Российская Федерация в целом, в области развития сети автомобильных дорог значительно (от 5 до 30 раз) отстает от большинства развитых стран мира (табл. 2).

Сеть автомобильных дорог регионального и местного значения в значительной сте-

пени не соответствует нормативно-техническим требованиям (табл. 3).

Данное состояние дорожного хозяйства обусловливает очень высокий удельный вес транспортных издержек в себестоимости конечной продукции, превышающий 25% и более, тогда как во всех развитых странах этот показатель не выше 10% [6].

ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021

76 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 74-83 '6 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 74-83

Таблица 2. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, по данным Росстата на 01.01.2020 г.

Table 2. Length of paved public roads according to Rosstat data of 01.01.2020_

Наименование субъектов Российской Федерации П ротяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, всего(км) Площадь территории, тыс. км2 Плотность протяженности автомобил ьных дорог

Центральный федеральный округ 240478 650,2 369,8

Северо-Западный федеральный округ 105234 1687,0 62,4

Южный федеральный округ 106015 447,8 236,7

Северо-Кавказский федеральный округ 71069 170,4 417,1

Приволжский федеральный округ 242638 1037,0 234

Уральский федеральный округ 78456 1818,5 43,1

Сибирский федеральный округ 161246 4361,7 37

Иркутская область 24406 774,8 31,5

Дальневосточный федеральный округ 84171 6952,6 12,1

Республика Бурятия 9405 351,3 26,8

Забайкальский край 14623 431,9 33,9

Таблица 3. Доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, по данным Росстата на 01.01.2020 г.

Table 3. The share of roads that meet the regulatory requirements, according to Rosstatan data of 01.01.2020

Субъекты Российской Федерации Доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям

Иркутская область 30,4

Республика Бурятия 47,5

Забайкальский край 27,7

Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог напрямую оказывает влияние на количество дорожно-транспортных происшествий [7-10].

1. Автомобильные дороги регионального и местного значения

Региональные автомобильные дороги представляют собой ответвления от федеральных автомобильных дорог. Для Байкальского региона характерна высокая внутрирегиональная дифференциация обеспеченности автомобильными дорогами, которая изменяется в широком диапазоне - от 0 до 172 км дорог на 1000 км2 территории.

Относительно высокая плотность автомобильных дорог (свыше 55 км на 1000 км2 территории) характерна для наиболее освоенных и заселенных районов вдоль Транссиба:

а) территория от Тулуна на западе до оз. Байкал на востоке;

б) территория Улан-Удэ на севере до Кяхты на юге.

Наименьшая плотность автомобильных дорог характерна для слабо освоенных и малозаселенных северных (Мамско-Чуйский,

Катангский, Бодайбинский, Киренский, Баунтов-ский, Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский и др.) и частично горных южных (Окинский, Красночикойский и др.) районов. Значительная часть территории региона до сих пор остается труднодоступной в транспортном отношении.

Региональная неравномерность в развитии сети автомобильных дорог является одной из причин неравномерности экономического развития.

Состояние и уровень развития автомобильных дорог местного значения не соответствуют требованиям социально-экономического развития муниципальных образований. Это связано с наличием следующих факторов:

1. Протяженность автомобильных дорог местного значения, имеющих усовершенствованный или капитальный тип покрытия, составляет около 50% от общей протяженности автомобильных дорог местного значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Протяженность автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 45% общей протяженности дорог местного значения.

Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917

с. 74-83 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 77

Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2600-164X

pp. 74-83_(online)_

Указанные значения являются ориентировочными, т.к. значительная часть муниципальных образований не имеет возможности проводить ежегодную диагностику транс-портно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения, потому что в местных бюджетах не имеется средств для привлечения к выполнению данной диагностики специализированных организаций.

Процесс формирования сети автомобильных дорог местного значения в настоящее время не завершен. Значительная часть автомобильных дорог необщего пользования, находящихся на балансе разных организаций, фактически используется для движения различных транспортных средств и выполняет функции автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, стремительный рост муниципальных образований вблизи крупных городов и районных центров за счет переселения населения из-за относительно низкой стоимости жилья привел к росту застройки на территориях муниципа-

литетов, что, в свою очередь, привело к росту протяженности сети автомобильных дорог местного значения.

В целом для автомобильных дорог местного значения Байкальского региона так же, как и для дорог других регионов, характерны общие проблемы:

• низкая пропускная способность;

• несоответствие конструкции автомобильных дорог возросшей нагрузке;

• низкое техническое состояние;

• отсутствие капитального или усовершенствованного типа покрытия.

Сеть автомобильных дорог Иркутской области

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся в государственной собственности Иркутской области, составляет 12 403 км.

При этом основную часть представляют автомобильные дороги низких технических категорий (рис. 2).

Рис. 2. Доля протяженности автомобильных дорог разных технических категорий Иркутской области Fig. 2. Percentage of the length of highways of different technical categories in Irkutsk region

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 17 550,0 км (по данным Росстата на 10.06.2019 г.). Отсутствует круглогодичная связь с опорной сетью автомобильных дорог общего пользования и с административным центром Иркутской области следующих районов: Киренского, Катангского, Мамско-Чуйского, Бодайбинского.

Кроме того, более 280 сельских населенных пунктов с общей численностью населения 31,7 тыс. человек не имеют связи с транспортной сетью региона по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием.

Сеть автомобильных дорог Республики Бурятия

Общая протяженность сети автомобильных дорог регионального значения составляет 3 602 км (рис. 3).

Так же, как и в Иркутской области, основная доля протяженности автомобильных дорог -это дороги IV технической категории.

Основные автомобильные дороги регионального значения, проходящие по территории Республики Бурятия, представлены ответвлениями от федеральных дорог:

• Гусиноозерск - Петропавловка - Зака-менск - граница с Монголией;

• Мухоршибирь - Бичура - Кяхта.

ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 70 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 74-83

78 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 74-83

Рис. 3. Доля протяженности автомобильных дорог разных технических категорий Республики Бурятия Fig. 2. Percentage of the length of highways of different technical categories of the Republic of Buryatia

Сеть автомобильных дорог Забайкальского края

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Забайкальского края составляет 7 621,2 км (по данным Росавто-дора на 10.06.2019 г.).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 12 336,1 км (по данным Росстата на 10.06.2019 г.).

Таким образом, можно сделать вывод, что Байкальский регион обладает крайне низкой плотностью автомобильных дорог общего пользования и неудовлетворительным состоянием сети.

2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожного хозяйства в Российской Федерации и в Байкальском регионе

Дорожная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативно-технических и правовых документов1:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

дороги общего городского и

общего значения

общего городского

ской Федерации».

Нормами Федерального закона № 257-ФЗ определена детальная классификация автомобильных дорог местного значения, включающая в себя:

• автомобильные пользования местного значения сельского поселений;

• автомобильные дороги пользования местного муниципального района;

• автомобильные дороги пользования местного значения округа.

2. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог).

Данные правила определяют порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее -автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

1Показатели, определенные «майскими» указами Президента РФ, и показатели национальных проектов [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/53175 (12.02.2021);

О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области: постановление Правительства Иркутской области № 365-пп от 1 декабря 2011 года;

О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения: постановление Правительства РФ от 30.05.2017 № 658;

Государственная программа Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/irkstroy/gosprog/dorhoz/dorogi%202014-2019/ (12.02.2021).

Том 11 № 1 2021

с. 74-83 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp. 74-83_

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Целями программы являются:

• развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

• повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

• повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

• повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

• улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

4. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» от 29 марта 2013 г. № 466-р.

Сроки реализации программы: 20142025 годы.

Целями программы являются:

• ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона;

• улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Задачи программы:

• развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального значения;

• обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов;

• создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения.

Программа содержит перечни индикаторов, основных мероприятий и сведения о ресурсном обеспечении.

5. Приказ Минтранса РБ от 23.09.2015 № 173 «Об утверждении Административного регламента Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия исполнения государственной функции по осуществлению

регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, предъявляемых к размещению объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций и иных объектов в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия».

Согласно этому документу, обеспечивается осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения Республики Бурятия по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, предъявляемых к размещению объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций и иных объектов в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия.

6. Закон Иркутской области № 93-03 от 3 ноября 2011 года «О дорожном фонде Иркутской области» (с изменениями на 30 октября 2018 года).

Законом установлено определение дорожного фонда. Дорожный фонд области -часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Иркутской области (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения и частных автомобильных дорог), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в Иркутской области.

Также данным законом устанавливается объем бюджетных ассигнований дорожного фонда области.

7. Постановление Правительства Иркутской области от 19 февраля 2016 года № 97-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения».

8. Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.02.2007 № 26 «Об автомо-

ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 80 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 74-83

80 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 74-83

бильных дорогах общего пользования регионального значения в Республике Бурятия» (с изменениями на 31 октября 2019 г.).

Данным постановлением утверждены:

• Показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к собственности Республики Бурятия.

• Порядок утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия и внесения в него изменений.

• Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия в разрезе районов.

9. Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.10.2007 № 303 «Об утверждении Положения о Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия».

10. Постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2012 № 319 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения Республики Бурятия».

11. Приказ Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 17.03.2016 № 36 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Бурятия в 2016 году» (зарегистрирован в реестре НПА ИОГВ РБ от 05.04.2016 № 032016126).

12. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16 ноября 2012 г. № 402 г. Москва «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

13. ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования».

Для всех рассмотренных государственных целевых программ и проектов характерны проектные формы управления. В основе всех разработанных программ лежит точечный подход к проведению строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта отдельных участков автомобильных дорог, отдельных конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Несмотря на многократные попытки преобразования дорожного хозяйства на уровне

Том 11 № 1 2021

с. 74-83 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 74-83

субъектов РФ, эффективный механизм модернизации отрасли дорожного хозяйства не разработан. Существующая нормативно-правовая база не позволяет достичь показателей развития сетей региональных и местных автомобильных дорог в сроки, установленные различными программами развития.

Необходимо изменить подходы к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и местного значения. В частности, нужно сменить традиционный подход к проведению ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них на «маршрутный» ремонт протяженных участков. Для этого необходима разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций развития отрасли дорожного хозяйства Байкальского региона.

Заключение

1. Для сети региональных и местных дорог Байкальского региона характерны те же проблемы, что для дорог всей страны в целом. Существующая сеть автомобильных дорог Российской Федерации и Байкальского региона характеризуется:

• низкой плотностью;

• несоответствием автомобильных дорог транспортно-эксплуатационным требованиям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• слабым техническим оснащением автомобильных дорог и отсутствием объектов придорожного сервиса;

• низким уровнем межрайонной взаимосвязи;

• отсутствием комплексного подхода в управлении развитием и функционированием дорожного хозяйства.

2. Сеть автомобильных дорог является системообразующим фактором развития региональной экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры прямо или косвенно является основным ограничителем развития любых видов деятельности.

3. Основными задачами, стоящими перед дорожной отраслью в ближайшей перспективе, является сохранение существующей сети автомобильных дорог и доведение технических параметров до уровня, отвечающего современным требованиям к технико-эксплуатационному состоянию.

4. Для ускоренного приведения автомобильных дорог регионального и местного значения в нормативное состояние необходима разработка теоретических и методологических основ принятия управленческих решений.

ISSN 2227-2917

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 81 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 8 1 _(online)_

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суходолов А.П. Байкальский регион как модельная территория устойчивого развития // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 4. С. 103-108.

2. Булатов Р.В. Стратегические приоритеты развития региональной транспортной инфраструктуры (на примере республики Бурятия) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 3 (221). С. 105-113. https://doi.org/10.5862/JE.221.10

3. Рубан В.А. Транспортный потенциал Байкальского региона // Российское предпринимательство. 2015. № 4. С. 593-600. https://doi.org/10.18334/rp.16.4.103

4. Pluta K.V. Determination of the percentage of lime in the strengthening of clay soils using pH // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 667. № 1. https://doi.org/10.1088/1757-899X/667/1/012079

5. Дашпилов Ц.Б. Картографическое отображение и анализ транспорта Байкальского региона // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2015. Т. 11. С. 2-13.

6. Жуков Е.А., Ильин С.В. Модернизация дорожного хозяйства России на основе инновационных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 2. С. 196-202. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.2.196-202

7. Веселов В.Н. Влияние технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог на уровень аварийности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 21-26.

8. Гаврилов И.Е., Фараджева Н.А. Аварийность на автомобильных дорогах Забайкальского края // Инновационные технологии в технике и образовании: IX Междунар. науч.-практ. конф. (2122 декабря 2017 года, Чита). Чита, 2017. С.289-292.

9. Куракина Е.В., Склярова А.А. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «участник дорожного движения -транспортное средство - дорога - внешняя среда» // Вестник СибАДИ. 2020. Т. 17. № 4. С. 488-499. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-4-488-499

10. Орехов П.В. Оценка аварийности на автомобильных дорогах по косвенным признакам // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1. С. 71-74.

REFERENCES

1. Sukhodolov AP. Baikal region as a model territory of sustainable development. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudar-stvennyi univer-sitet ekonomiki i prava) = Baikal Research Journal. 2010;4:103-108. (In Russ.)

2. Bulatov RV. Strategic priorities of regional transport infrastructure (as exemplified by the republic of Buryatia). Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2015;3(221):105-113. (In Russ.) https://doi.org/10.5862/JE.221.10

3. Ruban VA. The Baikal region's transport potential. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 2015; 16(4):593-600. (In Russ.) https://doi.org/ 10.18334/rp.16.4.103

4. Pluta kV. Determination of the percentage of lime in the strengthening of clay soils using pH. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;667(1). https://doi.org/ 10.1088/1757-899X/667/1 /012079

5. Dashpilov TsB. Cartographic Mapping and Analysis of Transport of the Baikal Region. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Nauki o Zemle = The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Earth Sciences". 2015;11:2-13. (In Russ.)

6. Zhukov EA, Ilyin Sv. Modernization of the Russian Automobile Road Network on the Base of Innovative Technologies. MIR (Moderni-zatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017;8(2):196-202. (In Russ.) https://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8. 2.196-202

7. Veselov VN. Influence of technical level and operational state of motor roads on the accident rate. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Astrakhan state technical university. 2012;1:21-26. (In Russ.)

8. Gavrilov IE, Farajeva NA. Accident statistics and its causes in the trans-Baikal territory. Innovatsion-nye tekhnologii v tekhnike i obrazovanii: IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferentsiya. 21-22nd December 2017, Chita. Chita, 2017. p. 289-292. (In Russ.)

ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 82 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 74-83

82 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 74-83

9. Kurakina EV, Sklyarova VA. Road safety improvement in road traffic participant - vehicle -road - external environment system. Vestnik SibADI = The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2020;17(4):488-499. (In

Сведения об авторе

Слободчикова Надежда Анатольевна,

кандидат технических наук,

доцент кафедры автомобильных дорог,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

Se-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7845-2969

Заявленный вклад автора

Автор выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение, подготовил рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 15.01.2021. Одобрена после рецензирования 11.02.2021. Принята к публикации 12.02.2021.

Russ.) https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-4-488-499

10. Orekhov PV. Assessment of road accidents by indirect signs. Problemy obespecheniya bezopas-nosti pri likvidatsii posledstvii chrezvychainykh situatsii. 2015;2(1):71-74. (In Russ.)

Information about the author

Nadezhda A. Slobodchikova,

Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor of the Department of Highways, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, He-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7845-2969

Contribution of the author

The author performed the research, made generalization based on the results obtained and prepared the copyright for publication.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by the author.

The article was submitted 15.01.2021. Approved after reviewing 11.02.2021. Accepted for publication 12.02.2021.

Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917

с. 74-83 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 83 Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 83 pp. 74-83_(online)_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.