Научная статья на тему 'Состояние сестринского дела в объединенной университетской клинике КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова по итогам 2014 года'

Состояние сестринского дела в объединенной университетской клинике КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова по итогам 2014 года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж.А. Губайдуллина, М.К. Фалеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние сестринского дела в объединенной университетской клинике КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова по итогам 2014 года»

УДК 614.2: 614.253

Ж.А. ГУБАЙДУЛЛИНА, М.К. ФАЛЕЕВА

Объединенная Университетская Клиника Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова

СОСТОЯНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОБЪЕДИНЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КЛИНИКЕ КАЗНМУ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

ПО ИТОГАМ 2014 ГОДА

Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы ориентирована на сохранение и укрепление здоровья населения посредством развития и реформирования системы первичной медико-санитарной помощи (повышение качества и доступности, усиление профилактической направленности) и совершенствование качества стационарных услуг.

Сегодня одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению отводится медицинским сестрам, и именно от этой категории персонала во многом зависят качество и эффективность медицинских услугв целом, оказываемых населению как на уровне стационарной помощи, так и ПМСП.

В связи с происходящими в нашей стране процессами реструктуризации и реформирования здравоохранения роль и значение специалистов сестринского звена, их ответственность за результаты своей работы существенно возрастают. Все это усиливает спрос на

высококвалифицированные кадры и повышает актуальность проблемы управления качеством и эффективностью сестринской помощи. Сестринская служба современного времени - самостоятельная отрасль медицины с четко обозначенными функциональными обязанностями.

Новая роль сестринского персоналатребует более высокого уровня квалификации, умения принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

Качество сестринской помощи населению важная составляющая часть качества медицинской помощи в целом.Для решения этих задач необходим гораздо более высокий уровень знаний, что требует от медицинской сестры постоянного самосовершенствования и повышения теоретических и практических компетенций. Управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность сестринского персонала изучена и структурирована, а значит, может быть оценена на основании стандартов и клинических протоколов ухода. Для достижения максимальных результатов повышения качества сестринской помощи в условиях резко ограниченных временных ресурсов роль эффективного менеджера, способного соответствовать требованиям времени, невозможно переоценить.

В соответствии с Концепцией развития сестринского дела университетских клиник КАЗНМУ им С.Д. Асфендиярова, разработанной по инициативе ректора

университета,профессора Аканова А.А.,определены стратегические направления развития сестринской службы и реализации Концепции.

Приоритетными задачами были обозначены следующие:

- профессиональный уровень медицинской сестры, способной осуществлять безопасные сестринские услуги на уровне европейских стандартов;

- внедрение командного метода работы;

- формирование имиджа медицинской сестры университетских клиник.

«Ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного отношения к самому важному и сокровенному для человека: его Жизни и Смерти» (Флоренс Найтингейл1886 год)

На первом этапе проведен анализ настоящей ситуации, выявлены проблемы и разработан план неотложных мероприятий, направленный на их устранение. Отправной точкой для решения этих задач стало проведение ранжирования работающих медицинских сестер, что позволило определить три уровня их профессиональной состоятельности.

Для этой цели использовались различные варианты тестирования и определение практических навыков медицинских сестер. Выявленные проблемы:

- недостаточный уровень подготовки сестринского персонала;

- слабые коммуникативные навыки;

- отсутствие системы контроля качества сестринской помощи;

- отсутствие стандартов и клинических протоколов ухода, позволивших объективно контролировать качество сестринских услуг.

Определены основные направления устранения этих проблем;

- Совершенствование профессионального уровня медицинских сестер, через создание стройной непрерывной системы обучения;

- Определение 4-х обязательных компетенций для медицинских сестер университетских клиник;

- Создание сестринского аудита и системы контроля качества сестринских услуг;

- Определение пороговых индикаторов оценки сестринских услуг

- Разработка и внедрение стандартных операционных процедур (СОП) и клинических протоколов

- Делегирование полномочий от врача медицинской сестре на уровне ПМСМ и стационара;

- Разработка и внедрение карты первичного осмотра медицинскими сестрами ПМСП и карты наблюдения за пациентом в стационаре

В 2014 году были внедрены следующие организационны технологии:

- создана и успешно функционирует Школа непрерывной подготовки медицинских сестер;

- проводятся непрерывно-образовательные модули без отрыва от производства Институтом сестринского дела, а также профилирующими кафедрами университета;

- медицинские сестры прошли обучение по 4 обязательным компетенциям с последующим тестированием по каждой из них;

- стажировка медицинских сестер на базе ведущих клиник Чехословакии;

- создан сестринский аудит и система контроля качества сестринских услуг;

- разработаны стандартные операционные процедуры (СОП) по инфекционному контролю в общем количестве -60, начато обучение и внедрение в деятельность Клиники;

- разработаны и прошли рецензирование 3 клинических протокола (начато обучение) по следующим нозологиям:

• сахарный диабет;

• гипертоническая болезнь

• лор болезни

- открыты 2 кабинета первичного приема медицинскими сестрами (прием ведут 8 медицинских сестер);

- делегированы полномочия от врача ВОП медицинской сестре;

- разработана и внедрена карта первичного осмотра медицинской сестрой;

- разработаны маршруты движения пациента при прохождении диспансеризации и профилактических осмотров на уровне медсестры;

- координация пациента с момента обращения в Центр первичной медико-санитарной помощи до завершения поликлинического обращения;

- внедрена электронная очередь и электронный документооборот;

- разработаны индивидуальные программы реабилитации и оздоровления

Все эти пошаговые усилия определили дальнейшую стратегию и в значительной степени расширили и улучшили качество сестринских услуг, что подтверждают результаты анкетирований врачебного персонала и пациентов, проводимых регулярно.

Улучшаются коммуникативные навыки, восполняются теоретические и практические пробелы: 20 медицинских сестер обучены технике снятия ЭКГ (д-р Мустафина Н.О.). Проведены практические тренинги (на кукле с использованием аппаратуры. по оказанию неотложной помощи при остром короноарном синдроме (ОКС) (д-ра Юлдашев А. к.м.н., Рысбеков Е.Р к.м.н.) и инсулинотерапии (Есмагамбетова Г.С - координатор по образованию) Большое внимание уделялось обучению медицинских сестер по поблемам внутрибольничной инфекции и организации инфекционного контроля, проведены практические тренинги по гигиене рук.

Для создания системы контроля качества сестринской помощи разработаны пороговые индикаторы и контрольная карта оценки качества работы на каждую медицинскую сестру.

Усилена роль и потенциал медицинских сестер Центра ПМСП, развернуты кабинеты доврачебного приема, что позволило расширить границы сестринской практики и передать определенные функции от врача медицинской сестре в рамках ее компетенции. Сформирована служба сестринского аудита. Определены пороговые индикаторы оценки качества сестринских услуг, разработана контрольная карта на каждую медицинскую сестру, критерии оценки в баллах. Все это позволит эффективно внедрять стимулирующий характер оплаты труда и станет главной мотивацией оказания качественной и безопасной помощи.Оправдано и создание Школы непрерывного

обучения медицинских сестер, план работы которой определил приоритетные направления обучения. Задачи на перспективу

• Продолжить непрерывное обучение медицинских сестер,

• Завершить разработку Стандартных операционных процедур (СОП) на все виды сестринской помощи (март)

• Продолжить работу над созданием клинических протоколов

• Практическое обучение медицинских сестер всимуляционномЦентре

КАЗНМУ ( график составлен)

• Расширение видов и объемов сестринской помощи (социальные и медицинские услуги населению, с привлечением студентов сестринского факультета и возможности их практики) через создание Агентства по уходу на дому, службы кейс менеджмента

• Оплата труда медсестры с использованием стимулирующего компонента

• Создание модели сестринского дела в университетских клиниках как экспериментальной площадки для Республики Казахстан в целом

• Предоставление сестринских услуг, ориентированных на международный опыт, как основакачественной медицинской помощи

• Изменение роли и функций медицинских сестер в поликлинике и стационарах

• обеспечивающих самостоятельность в организации ухода за пациентами и принятии решений

• Совершенствование системы качества сестринских услуг основанной на принципах доказательной сестринской практики

• Подготовка менеджеров сестринской службы, способных принять на себя ответственность за происходящие перемены и соответствовать целям, стоящим перед организациями, пересмотр квалификационных характеристик

• Переход к командному методу организации ухода за больными

• Развитие электронного документооборота

В целом развитие сестринского дела в Университетской Клинике имеет позитивный характер. Меняется психология медицинских сестер, которые понимают престижность работы в клинике и необходимость соответствовать требованиям времени и поддерживать имидж университетских клиник.

Мы строим достаточно амбициозные планы, в которые вписываются и высшее сестринское образование для всех медсестер клиники, развитие прикладных научных исследований в сестринском деле, а главное профнссиональный авторитет клиники

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа развития здравоохранения Р.К. «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг

2 Концепция развития сестринского дела в КАЗНМУ им.С.Д. Асфендиярова

3 Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения

4 Флоренс Найтингейл «Записки медицинской сестры по уходу» 1885 г Великобритания

Отделение (подразделение)_

Занимаемая должность _

Ф.И.О. _

Возраст_

Контрольная карта Оценки качества работы медицинской сестры

Стаж работы_

Квалификационная категория, сертификат_ Дата оценки_

№ п\п КРИТЕРИИ Коэффициент качества Результаты экспертной оценки

Баллы (0-40.0)

1. Профессиональная подготовка медицинской сестры К1 5.0

2. Организация сан эпид режима и обеспечение инфекционной безопасности К2 10.0Тр

3. Сестринская практика КЗ 10.0

4. Документирование сестринской помощи К4 5.0

5. Коммуникации Этика и деонтология К5 3.0

6. Трудовая, исполнительская дисциплина К6 4.0

7. Удовлетворенность пациентов качеством сестринской помощи К7 3.0

ИКК

Подпись медсестры

Подпись специалиста проводившего контроль

Интегральный коэффициент качества (ИКК) =К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7

Критерии оценки качества работы медицинской сестры

№ п\п Критерии (К) Содержание критериев Баллы (0-40)

1. Профессиональная подготовка медсестры КБ: - наличие сертификата специалиста - Кб 0.5 - наличие профессиональной категории (какой) - Кб 2,0; - своевременная последипломная подготовка (216 основных и 38 зачетных единиц )- Кб-1.0 -.успеваемость в «Школе непрерывной подготовки м\с»- Кб 0,5 - обучение по профилю выполняемых функций - Кб 0,5; - смежная специальность, взаимозаменяемость м\с Кб 0.5 0-5

Наличие: - сертификата специалиста; - сертификата присвоенной категории - сертификаты на дополнительные зачетные единицы - результаты обучения в «Школе» - наличие сертификата на смежные услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Организация санэпид режима, обеспечение инфекционной безопасности КБ: - соблюдение мер индивидуальной защиты (СИЗ) - (защитные костюмы, маски, очки, перчатки) Кб -2.0 - отсутствие осложнений, связанных с выполнением процедур и манипуляций Кб- 1.0 - отрицательные результаты бак.контроля СЭС, дезинфекция и стерилизация (пробы). Кб-0.5 - организация дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации и стерильности ИМН Кб 1.5 - обработка рук медицинского персонала; Кб-2.0 - использование стерильного материала, перчаток, КБУ Кб 2.0 - знание нормативной базы в области инфек. контроля Кб-1.0 0-10

Наличие: - запас дезинфицирующих средств - КБУ с крышками и вложенными мешками (класс АиБ) - биксы со стерильным материалом -термометры для холодильника - контейнеры для дезинфекции и предстерилизационной.очистки - маркированный уборочный инвентарь - технологическая карта по работе с дезсредствами, по обработке рук и инструментария, по профилактике профессионального заражения персонала гемоконтактными инфекциями

-смена постельного белья, обработка постельных принадлежностей - акты СЭС данные внутреннего и внешнего аудита

3 Сестринская практика - готовность к оказанию неотложной помощи ( наборы, Кб-2.0 0-10.0

теоретическая и практическая подготовка) - лекарственная терапия ( учет хранение использование, своевременность, информированность пациентов, четкое Кб-2.0 выполнение врачебных назначений) - подготовка пациентов к лабораторным и инструментальным обследованиям Кб-2.0 - инновационные технологии в организации ухода за Кб-2.0 пациентами (сбор анамнеза, субъективных и объективных данных, сестринский диагноз) - Лечебное питание (контроль диеты, передач, рекомендации) Кб-2.0

Наличие - наборов и СОП для оказания неотложной помощи - клинических протоколов и СОП сестринского ухода - информированного согласия пациента на медицинские манипуляции -инструкций по работе медицинской техники - СОП по идентификации пациента

4. Документирование сестринской помощи: -журнал движения пациентов - 007У Кб-0.5 - журнал учета процедур - 0.29.у Кб-0.5 - лист сестринского обследования пациентов Кб-0.5 -инфекционный журнал - 060у Кб-0.5 - журнал передачи смены Кб-0.5 - температурный лист Кб-0.5 -журнал кварцевания и генеральной уборки Кб-0.5 - журнал движения медикаментов Кб-0.5 - письменные замечания со стороны внешних и внутренних аудиторов Кб-0.5 0-5.0

Наличие -четко заполненных документов на основании приказа МЗ РК №907 от 15.107 10г «Перечень учетной документации в медицинских учреждениях РК»

5. Коммуникации Этика деонтология - Журнал учета обращений граждан, учетная карточка приема населения руководителем, заместителем , менеджерами, Кб-1.0 - протоколы оперативных совещаний Кб-1.0 - замечания врачебного персонала, создание конфликтных ситуаций Кб-1.0 0-3.0

Наличие Письменных и устных жалоб Разборы на рабочих совещаниях

6 Трудовая и исполнительская дисциплина - опоздание на работу Кб-1.0 - Прогул Кб-1.0 - невыполнение профессиональных функций Кб-0.5 - замечания со стороны врачебного персонала, менеджеров СД Кб- 0.5 - отсутствие на рабочем месте Кб-0.5 - несвоевременное оказание медицинской помощи Кб-0.5 0-4.0

7. Удовлетворенность пациентов качеством сестринской помощи-анкетирование пациентов Кб-2.0 -устный опрос Кб-0.5 - анализ обращений пациентов Кб-0.5 0- 3.0

Стандартная операционная процедура (СОП) Алгоритм обработки ларингоскопа

1 Цель

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний в ОУК КАЗНМУ им С.Ж.Асфендиярова (далее клиника)

2 Область применения

Может применяться во всех структурных подразделениях Клиники, где требуется осмотр полости глотки и проведение различных операций в клинических условиях.

3 3. Нормативные ссылки

a. Постановление Правительства Республики Казахстан №87 от 17.01.2012г. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».

b. Стандарты аккредитации Международной объединенной комиссии JCI, 5-ое изд., Глава 10. Профилактика и контроль инфекций;

4 Термины и сокращения

5 Ларингоскоп — медицинский прибор, используемый для обследования гортани Предназначен для осмотра полости глотки и проведения различных операций в клинических условиях.

6 Определение

Обработка ларингоскопа предупреждает распространение инфекционных заболеваний.

7 Комментарии

Ларингоскоп разработан, чтобы облегчить быструю визуализацию гортани без необходимости выравнивания глоточной и гортанной осей. Кроме простой и быстрой интубации пациента в самых сложных случаях, он также предельно упрощает

манипуляцию и полностью исключает травмоопасность при рутинной интубации пациентов с нормальными дыхательными путями.

8 Ответственность

За проведение обработки ларингоскопа ответственность несет сестринский персонал отделения.

9 Процедуры

• После использования, клинок и рукоятка протираются салфеткой, смоченной в дезинфицирующем растворе. Салфетка утилизируется в класс «Б».

• После протирания клинок погружается в емкость №1 с дезинфицирующим раствором для удаления от видимого биологического загрязнения.

• Затем клинок погружают в емкость№2 с дезинфицирующим раствором на время экспозиции.

• После выдержки экспозиции клинок промывают в емкости №3 с дистиллированной водой. Просушивается.

• После сушки клинок 2-хкратно обрабатывается 70% спиртом.

• Заворачивается в чистую пеленку и хранится в чистом лотке.

• Лоток для хранения ларингоскопов обрабатывается при текущей дезинфекции.

ЛИСТ УЧЕТА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК Алгоритма обработки ларингоскопа ПКИ-27

№ п\п Дата Фамилия, имя, отчество Подпись Предложения и изменения по пунктам

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ к Алгоритму обработки ларингоскопа ПКИ-27

Раздел Документ об утверждении изменения/дополнени я, номер, название Дата утверждения изменения ФИО Подпись

№ п/п Номер, название раздела Номер пункта

1 2 3 4 5 6 7

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

с Алгоритмом обработки ларингоскопа ПКИ-27

№ п.п Фамилия, имя, отчество Должность Личная подпись Дата Примечания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.