Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В АСТРАХАНИ'

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В АСТРАХАНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS / LABOR MARKET / SCIENTIFIC SCHOOL / PROFESSIONAL STANDARD / TRAINING / ЛОГИСТИКА / РЫНОК ТРУДА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева И.В., Рожко А.И.

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в логистической сфере на рынке труда и образования в Астрахани и в целом в стране. Дается описание становления логистического образовнаия в России в целом и в городе Астрахани. Авторы перечисляют научные школы логистики, который внесли вклад в становление логистики в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE LABOR MARKET AND TRAINING IN LOGISTICS IN RUSSIA AND IN ASTRAKHAN

The article discusses the current situation in the logistics sector in the labor market and education in Astrakhan and in the whole country. A description of the formation of a logistics education in Russia as a whole and in the city of Astrakhan is given in the article. The authors list the scientific schools of logistics that have contributed to the development of logistics in our country.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ И В АСТРАХАНИ»

ECONOMY, ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF ENTERPRISES, INDUSTRIES, COMPLEXES

UDC 33

Lebedeva I.V., Rozhko A.I. The state of the labor market and training in logistics in Russia and in Astrakhan

Состояние рынка труда и подготовка кадров в сфере логистики в России и в

Астрахани

Lebedeva I.V.

candidate of social. sciences, associate professor Caspian Institute of Sea and River Transport Rozhko A.I., Associate Professor Astrakhan State Technical University Лебедева И.В. кандидат соц. наук, доцент Каспийский институт морсокго и речного транспорта

Рожко А.И, доцент

Астраханский государственный техниченский университет

Abstract. The article discusses the current situation in the logistics sector in the labor market and education in Astrakhan and in the whole country. A description of the formation of a logistics education in Russia as a whole and in the city of Astrakhan is given in the article. The authors list the scientific schools of logistics that have contributed to the development of logistics in our country.

Keywords: logistics, labor market, scientific school, professional standard, training.

Аннотация. В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в логистической сфере на рынке труда и образования в Астрахани и в целом в стране. Дается описание становления логистического образовнаия в России в целом и в городе Астрахани. Авторы перечисляют научные школы логистики, который внесли вклад в становление логистики в нашей стране.

Ключевые слова: логистика, рынок труда, научная школа, профессиональный стандарт, подготовка специалистов.

Рецензент: Дудкина Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, доцент. Донской государственный технический университет (ДГТУ), г. Ростов-на-Дону, Факультет «Сервис и туризм», кафедра

«Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»

Первые упоминания о логистике в нашей стране датируются началом XX в. Именно в это время петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием "Транспортная логистика". Разработанные модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе Первой мировой войны.

В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций.

В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта [1].

Однако серьезное развитие в России логистика получила во время рыночного реформирования экономики в свете перспектив, открывшихся для становления предпринимательства: отмена фондов и лимитов на материально-технические ресурсы и работа на основе формирования заказов, исходя из конъюнктуры рынка, свободный выбор хозяйственных партнеров по поставкам товаров и услуг, договорное ценообразование.

Термин "логистика" стал использоваться с начала 1990-х гг. для обозначения нового направления в теории и практике управления материальными потоками, т.е. для освещения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, готовой продукции, их доведением от поставщика до завода-изготовителя и от завода-изготовителя до конечного потребителя.

До этого в аналогичном значении использовались такие понятия, как "управление материалами", "физическое распределение", "рохрематика" и др. Практически одновременно в поле зрения логистики были вовлечены финансовый, сервисный и информационный потоки: финансовый - как инициирующий и поддерживающий материальные потоки; сервисный - как сопровождающий материальные потоки, обеспечивающий приращение потребительской ценности составляющих их объектов; информационный - как обслуживающий, работающий на формирование интегрированного логистического потока [6].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. спрос российского предпринимательства на логистику существенно активизировался. Этот период характеризуется созданием и развитием отечественных научных школ логистики. Первая кафедра, позиционирующаяся в области логистики, готовящая и выпускающая специалистов, заявила о себе в Санкт -Петербургском государственном университете экономики и финансов как кафедра Коммерции и логистики. Став преемником кафедры Экономики и организации

материально-технического снабжения, созданной в 1967 г., сегодня она имеет богатую историю, обеспечивая вклад в развитие фундаментальных и прикладных основ логистики, используя результаты исследований в подготовке бакалавров и магистров [1].

На текущий момент в Российской Федерации сформировались и получили известность многие научные школы логистики, в том числе петербургская, московская, южнороссийская, саратовская, самарская, уральская, иркутская.

Петербургская школа логистики представлена ведущими учебными заведениями Санкт-Петербурга, среди которых:

Таблица 1

Петербургская школа логистики - вузы, научные изыскания, авторы научных

разработок

Научные логистические центры Область научных направлений логистики Ученые и практики

1 2 3

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ) Коммерческая логистика, мезологистика, логистика сложных товарообменных операций, логистические инновации в коммерции, логистика государственных закупок, таможенная логистика, логистика метрополитена, логистические риски В. В. Щербаков, М. В. Афанасьев, В. В. Борисова, Л. А. Мясникова, О. А. Новиков, В. А. Нос, А. В. Парфенов, Б. К. Плоткин, С. А. Уваров, О. А. Кролли, И. Б. Воробьева, В. К. Козлов, В. В. Ткач, Т. Т. Ценина и др.

Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет (СПбГИЭУ) Проблемы транспортной логистики, экономико-математические методы и модели в логистике, информационным обеспечением логистики В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, А. А. Бочкарев, Е. И. Зайцев, Ю. В. Малевич, Н. Г. Плетнева, И. И. Сидоров, Т. Г. Шульженко

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) Идеи производственной и инженерной логистики В. А. Козловский, В. В. Кобзев, С. Ф. Пилипчука

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК) Логистика водного транспорта, международных транспортных коридоров Е. А. Королева

Санкт-Петербургский государственный университет растительных полимеров (СПбГУРП) Методология логистики отраслевых комплексов в постановке Т. Р. Терешкина

Московская школа логистики представлена высшими учебными заведениями Москвы:

Таблица 2

Московская школа логистики - вузы, разработки, представители научной мысли

Научные логистические центры Область научных направлений логистики Ученые и практики

1 2 3

Государственный университет "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ) Теория складской и распределительной логистики, концепции управления цепями поставок, логистики запасов В. И. Сергеев, В. В. Дыбская, А. Н. Стерлигова, Н. К. Моисеева

Государственный университет управления (ГУУ) Производственная логистике Б. А. Аникина

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова) Поиск логистических решений в организации материально-технического снабжения В. И. Степанова

Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) (МАДИ) Направления транспортной логистики, логистики общественного транспорта Л. Б. Миротина, А. Г. Некрасова, В. Д. Герами

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Постановка научных гипотез и продвижение идей стратегической логистики О. Д. Проценко, И. О. Проценко, Д. Т. Новикова

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ) Исследования по производственной логистике и логистике возвратных потоков В. П. Мешалкин

Научные школы в других регионах России представлены следующими коллективами ученых:

Таблица 3

Научные школы в других регионах России

Научные логистические центры Область научных направлений логистики Ученые и практики

1 2 3

Южно-российская школа логистики сформировалась в основном на базе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Логистический менеджмента, коммерческая логистика, логистика распределения, сервисная логистика. Логистика строительства В. П. Стаханов, А. У. Альбеков, E. С. Акопова, Д. Д. Костоглодов, В. П. Федько, Р. В. Шеховцов, Е. К. Ивакин.

Научные логистические центры Область научных направлений логистики Ученые и практики

Саратовская школа логистики на базе Саратовского государственного технического университета им. Гагарина ю. А. (СГТУ) Производственная логистика, логистика автомобильных грузоперевозок и пассажирского транспорта. М. Е. Залмановой, В. Н. Клочкова, В. Г. Сапкова, В. Н. Трегубова

Самарская школа логистики в Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ) Логистика услуг Л. А. Сосунова, П. В. Куренков, С. М. Хаиров, Д. В. Чернова

Уральская школа логистики в составе ученых ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ) и Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Проблемы оценки эффективности применения логистики в региональном масштабе потенциал логистики в обосновании территориального размещения торговых и производственных предприятий А. Г. Бутрина, В. М. Каточкова А. В. Зырянова.

Иркутская школа логистики сформировалась на базе Байкальского государственного университета экономики и права(БГУЭП) и Иркутского государственного университета (ИГУ) Региональная логистика, логистика интегрированного сервиса, проектная логистика и развитие методологии проектирования объектов логистической инфраструктуры В. С. Колодина, Т. И. Кубасовой, О. В. Архипкина, В. И. Буракова

Разработки научных школ пополняют арсенал фундаментальных и прикладных знаний в области логистики, обеспечивая пути решения актуальных проблем сферы товарного обращения экономики России и содействуя ее включению в мировое экономическое пространство.

Наиболее значительным вклад в историю становления отечественной школы логистики внес Государственный Университет -Высшая школа Экономики.

По инициативе ряда российских вузов, специализирующихся в основном на снабженческих и транспортных специальностях, Министерством образования РФ в 1995 году было принято решение о включении учебные планы более чем 200 экономических и инженерно-экономических вузов страны дисциплины «Основы логистики». Это явилось определенной вехой в популяризации логистики и толчком к ее дальнейшему развитию в России [3].

Практически вплоть до 1998-99-х годов логистика в России в основном продвигалась и развивалась в вузовской среде, чему в немалой степени

способствовало упомянутое выше введение новой учебной дисциплины. Бизнес-среда России (за исключением ряда иностранных компаний, работающих на российском рынке) не была готова к внедрению логистических инноваций. Особую проблему создавало полное отсутствие подготовленных отечественных специалистов в этой области.

Наконец, в апреле 2000 года зам.министра образования РФ был подписан приказ «Об эксперименте по подготовке специалистов по специальности 062200 «Логистика» [3].

Приказом было предусмотрено организовать в порядке эксперимента на базе Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Государственного университета управления, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии, Ростовской государственной экономической академии на период до 31 июля 2005 г. подготовку специалистов по специальности «Логистика»[4].

Позднее к эксперименту в области подготовки логистов подключилось еще два вуза: Московский государственный технический университете им. Э.Н. Баумана и Российский государственный химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.

Значительным событием в решении проблемы ускоренной подготовки и переподготовки отечественных логистов стало образование в 2000-м году МЦЛ ГУ-ВШЭ (Международный центр подготовки кадров в области логистики)[2].

В апреле 2001 года МЦЛ ГУ-ВШЭ подал заявку на вхождение в состав Европейской логистической ассоциации (European Logistics Association - ELA) и Европейского сертификационного комитета по логистике (European Certification Board for Logistics -ECBL1). В ноябре 2001 года в Брюсселе на Генеральной Ассамблее МЦЛ ГУ-ВШЭ (первым и единственным от России) был единогласно принят в члены ELA, престижной организации, объединяющей около 30 стран и координирующей процессы образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов по логистике, а также научно-исследовательские проекты стран ЕС в этой области.

В 2002 г. в ГУ-ВШЭ создан в структуре МЦЛ Сертификационный комитет по логистике, которому ECBL делегировал права Национального сертификационного комитета (НСКЛ) по проведению стандартной процедуры европейской сертификации персонала компаний на уровни: юниор (Junior level - EJ Log); сеньор (Senior level -ES Log) и мастер логистики (Master level -EM Log) [2] .

Также в ноябре 2002 года была официально зарегистрирована новая общественная организация - Национальная логистическая ассоциация России (НЛА2). Учредителями НЛА выступили ГУ-ВШЭ, Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга.

В России впервые появилась своя логистическая ассоциация. Миссией НЛА было определено становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Целью НЛА является объединение усилий и координация деятельности правительственных институтов, предприятий, фирм, научных и образовательных учреждений и организаций, а также физических лиц по развитию в России теории и практики логистики [5].

В мае 2003 года на генеральной ассамблее Европейской логистической ассоциации в г. Мюнхене (Германия) Национальная логистическая ассоциация России была принята в члены ELA (full member). Наконец-то Россия была представлена в ELA своей национальной логистической ассоциацией[2].

В июне 2003 года в МЦЛ ГУ-ВШЭ состоялась первая экзаменационная сессия Национального сертификационного комитета по логистике (НСКЛ) под руководством Главного асессора, председателя НСКЛ, профессора В.В. Дыбской. 9 человек успешно прошли стандартную ECBL процедуру европейской сертификации на уровень «сеньор логистики» [2].

Таким образом, в России впервые появились логистические менеджеры, имеющие престижный европейский сертификат уровня «сеньор логистики» - (ES Log). В тот же день в торжественной обстановке состоялось вручение европейских сертификатов уровня «сеньор логистики» - (ES Log), первым в России менеджерам, успешно прошедшим стандартную ECBL процедуру европейской сертификации по логистике в МЦЛ в июне 2003 года.

В связи с потребностью в развитии рынка периодических изданий по логистике руководство Издательского Дома А.Н. Гребенникова предложило президенту МЦЛ возглавить работу по выпуску и продвижению нового журнала для бизнеса - «Логистика сегодня». По отзывам читателей журнал пользуется популярностью у профессиональных логистов.

В марте 2004 года были подписаны договоры о сотрудничестве с крупнейшими информационными компаниями, работающими на российском рынке «Microsoft Business Solutions» и компанией «i2 CIS» [3].

В компьютерных классах МЦЛ ГУ-ВШЭ установлены учебные версии популярных корпоративных информационных систем Microsoft Axapta и Microsoft Navision, где слушатели МЦЛ работают с модулями «Логистика» и программными приложениями «Supply Chain Management» [3].

Начало 21-го века охарактеризовалось поистине революционным взлетом интереса к логистике уже со стороны организаций бизнеса России. За какие-то 3 - 5 лет в России логистика из экзотического термина превратилась в привычный функционал менеджмента огромного количества отечественных компаний. Только в Москве на середину 2006 года по данным некоторых рекрутинговых и консалтинговых компаний насчитывалось свыше 9 тысяч фирм, имеющих выделенную структуру управления логистикой: службу, отдел, дирекцию, департамент. В этих организационных подразделениях работают десятки тысяч менеджеров разного уровня иерархии управления: от операционных логистов - до вице-президентов и директоров компаний по логистике [4].

Период с 2004 по 2006 годы охарактеризовался стремительным вхождением в российский бизнес новой концепции управления - Supply Chain Management (SCM) -Управление цепями поставок, являющейся естественным развитием интегрированного подхода к логистике. В организационных структурах управления передовых компаний, работающих на российском рынке, появились первые SCM подразделения, а также соответствующие должности персонала, например, такие как менеджер по планированию цепи поставок, интегральный SCM менеджер, супервайзер по контролю и мониторингу цепей поставок и т.п. [5].

В системе новых квалификационных требований к логистам Европейской логистической ассоциации была существенно расширена область применения знаний и навыков по УЦП, что продиктовано бурным развитием концепции и технологий SCM в бизнесе. Во многом изменилась содержательная часть требований к знаниям, умениям, навыкам, определяющим сегодняшнюю квалификации логистов, особенно в части стратегической направленности их деятельности и требованиям к знаниям современных методов принятия решений в управлении цепями поставок.

Кроме законодательных актов в области транспортной логистики, в РФ разработан и применяется с 2017 г. профессиональный стандарт. Он утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2014 N 616н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по логистике на транспорте". В нем отражено:

Таблица 4

Основные сведения профессионального стандарта "Специалист по логистике на

транспорте"

Сведения профессионального стандарта_

Основная цель профессиональной деятельности_

Группа занятий_

Отнесение к видам экономической деятельности_

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт_

Характеристика обобщенных и дополнительных трудовых функций_

По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в Астрахани открыты 342 вакансии по 6 должностям профессии «Логист» с указанием заработной платы.

Заработная плата в Астрахани Средняя - 49 000 Минимальная - 23 800 Максимальная - 309 400

Максимальное количество вакансий по должностям в Астрахани

• Менеджер по логистике (181 вакансия)

• Менеджер по международным перевозкам (111 вакансий)

• Начальник отдела логистики (25 вакансий)

• Директор по логистике (16 вакансий)

• Логистик (6 вакансий)

• Логист аналитик (3 вакансии)

Менеджер по логистике

34000

Начальник отдела логистики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджер по межднародным перевозкам

Директор по логистике

86000

С

Рисунок 1. Средняя заработная плата по должностям в Астрахани

International journal of Professional Science

66

92000-121000; 6

63000-92000; 8

5000-34000; 113

/

20

40

60

80

100

120

Рисунок 2. Распределение количества вакансий "Менеджер по логистике" по зарплате

в Астрахани

0

Волгоград 40 000

Самара 40 000

Омск 40 000

Казань 40 000

Пермь 41000

Красноярск 42 000

Нижний Новгород 42 000

Ростов-на-Дону 43 000

Челябинск 43 000

Воронеж 44 000

Новосибирск 44 000

Екатеринбург 47 000

Россия

Уфа 48 000

Астрахань

Санкт-Петербург 51 000

Владивосток 2 53 000

Москва 65 000

0 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 60 000 70 000

Рисунок 3. Средняя заработная плата по профессии "Логист" с учетом всех должностей в Астрахани и по регионам

В каком вузе Астрахани можно получить профессию Логиста

• Астраханский государственный технический университет

• Каспийский институт морского и речного транспорта - филиал Волжского государственного университета водного транспорта

• Астраханский государственный университет

Таблица 5

ВУЗы г. Астрахани

АГТУ АГУ Каспийский институт морского и речного транспорта - филиал Волжского государственного университета водного транспорта

Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства Международные логистические системы Технология и организация транспортных и транспортно-логистических процессов и систем:

Уровень образования Бакалавриат Уровень образования Бакалавриат Уровень образования бакалавриат

Формат обучения Полный курс Формат обучения Полный курс Формат обучения Полный курс

Форма обучения Очно и Заочно Форма обучения Заочно Форма обучения Очно и Заочно

Квалификация Прикладной бакалавр О программе Знания и умения, приобретаемые молодыми специалистами, ориентированы на транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности региона, что особенно важно при построении инновационной экономики в России. Особое внимание уделяется вопросам организации перевозок на различных видах транспорта, их взаимодействия в транспортных узлах и мультимодальных транспортно-логистических центрах, организации работы портов в составе транспортно-логистической системы, организации перевозок в международных транспортных коридорах. Квалификация Бакалавр Программа формирует у будущих специалистов знания в области коммерческой деятельности. Студенты приобретают навыки в организации и управлении материальными потоками и управлении запасами, в организации транспортировки продукции от изготовителя до потребителя, изучают отечественный и зарубежный опыт в различных сферах логистической деятельности. Овладевают важнейшими методами практической и экономической деятельности в сфере логистики. Квалификация Академический бакалавр Основное внимание в программе обучения уделяется развитию общемашиностроительной подготовки и знаниям составных элементов машин различного назначения, умению их выбора и проектирования, использованию современных методов автоматизированного проектирования с применением методов математического и имитационного моделирования. В процессе самостоятельной работы студенты осваивают практические методы вариантного проектирования, оптимизации проектных решений, логистического анализа транспортно-технологических процессов.

Профессиональные дисциплины учебного плана АГТУ: •Грузоведение

• Единая транспортная система

• Информационные технологии на транспорте

• Коммерческая работа на водном транспорте

• Маркетинг

• Машины и оборудование транспортных терминалов

• Международная транспортная экспедиция

• Международные фрахтовые и транспортные операции

• Менеджмент

• Метрология и стандартизация

• Моделирование транспортных процессов

• Мультимодальные транспортные технологии

• Организация взаимодействия в транспортных узлах

• Организация международных транспортных систем

• Организация перевозок

• Организация транспортно-логистического сервиса

• Организация, нормирование и оплата труда

• Основы бухгалтерского учета

• Основы логистики

• Основы финансов и финансового менеджмента

• Рынок транспортных услуг

• Таможенные операции в транспортных системах

• Таможенный контроль

• Теоретическая механика

• Теория и устройство судов

• Технология и организация перегрузочных процессов

• Технология перевозок

• Транспортная инфраструктура (ВП, ГТС, порты)

• Транспортная логистика

• Транспортная психология

• Транспортное право

• Транспортное страхование

• Транспортные средства на видах транспорта

• Управление персоналом

• Управление работой флота и портов

• Экологический менеджмент

• Экология

• Экономика предприятия

• Экономика природопользования

• Экономика фирмы

• Экономическое обоснование инвестиционных проектов.

Учебный план АГУ

• Профессиональные дисциплины программы:

• Микроэкономика

• Макроэкономика

• Бухгалтерский учет

• Информационные технологии в экономике

• Мировая экономика и международные экономические отношения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Финансы

• Менеджмент

• Деньги, кредит, банки

• Складская логистика

• Транспортная логистика

• Экономика организации

• Закупочная логистика

• Распределительная логистика

• Экономико-математические методы и модели в логистике

• Международная логистика

• Макроэкономическое планирование и прогнозирование

• Управление запасами

• Производственная логистика

• Проектирование логистических систем

• Экономический анализ логистических систем

Управление цепями поставок Дисциплины по выбору: Деловая этика/Культурология

Международный деловой этикет и протокол/Логистика ВЭД/Таможенное

дело

• Теория стратегического взаимодействия/Международные базы статистической информации/

• Системный анализ в логистике/Бизнес-планирование логистических

систем

логистика

процессов

Управление операциями в логистике/Управление логистическими рисками Государственное регулирование в сфере логистики/Экономическая

Безопасность и охрана труда в логистике/Безопасность логистических

• Логистическая инфраструктура международных транспортных коридоров/Основы транспортно-экспедиционной деятельности

• Коммерческая логистика/Логистика в торговле

• Логистика в сервисе/Маркетинговая логистика

• Правоведение/Ответственность за экономические правонарушения Каспийский институт морского и речного транспорта - филиал Волжского

государственного университета водного транспорта Основные дисциплины учебного плана:

• Детали машин и основы конструирования;

• Технология и организация перегрузочных процессов;

• Технология конструкционных материалов;

• Транспортная логистика;

• Информационные системы и технологии на транспорте;

• Конструкции наземных транспортно-технологических машин.

Анализ учебных планов астраханских ВУЗов, производящих подготовку специалистов в логистической сфере покзаал, что учебный план АГТУ является более насыщенным в силу того,что подготовка логистов в этом ВУЗе началось раньше, чем в других высших учебных заведениях региона. Для такого форпоста России как

Каспийский регион , который издревле был частью Великого шелкового пути и сегодня остается значимым звеном в возраждаемом транспортносм корридоре «Великий шелковый путь» , наблюдается не достаточное обеспечение ресурсами в сфере подготовки кадров для логистической отрасли. При составлении учебных планов и рабочих программ по подготвоке логистов в Астраханской области следует также учитывать специфику современных взаимоотношений с Китаем и странами Востока.

References

1. Волков М., Дунаев О. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала / М. Волков, О. Дунаев / Торгово-промышленная палата Российской Федерации, TheBostonConsultingGroup, 2014. - С. 5-1

2. Дыбская В.В. Сергеев В. И. Школа отечественной логистики - становление и тенденции развития: к 10-летию кафедры логистики и Международного центра логистики ГУ-ВШЭ.// ЗНАНИЯ - СИЛА, №2(37) апрель 2010

3. Елисеев, С. Ю. Построение и оптимизация функционирования международных транспортно-логистических систем [Текст] / С. Ю. Елисеев. - М.: ВИНИТИ РАН, 2006. - 242 с

4. Консенсуальный принцип развития научной школы кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов: курс на инновации при сохранении традиций // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научноаналитический журнал. 2012. № 2. С. 431-434

5. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2013. С. 254

6. Федоров, Л. С. Общий курс транспортной логистики [Текст]: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации» / Л. С. Федоров, В. А. Персианов, И. Б. Мухаметдинов; под общ. ред. Л. С. Федорова. - М.: КноРус, 2011. - 309. - ISBN 978-5-406-01725-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.