Научная статья на тему 'Состояние рынка платежных услуг в сфере связи'

Состояние рынка платежных услуг в сфере связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ СВЯЗИ / РЫНОК ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ОПЛАТА УСЛУГ СВЯЗИ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТЕЖИ / О. M. KOROBEINIKOVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейникова О. М.

В статье рассматриваются предпосылки развития современных услуг связи и Интернета в России. Проводится динамический анализ рынка услуг связи, обосновывается необходимость формирования платежных систем по обслуживанию микроплатежей за услуги связи, альтернативных банковским системам, подтверждаемая показателями деятельности платежной системы КиберПлат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of payment services market in the sphere of communications

The author of the article considers the background of the modern communication service and the Internet development in Russia. It is carried out the dynamic analysis of the communication service market. It is substantiated the necessity of pay systems formation in micropayments service, which is alternative to bank systems. The necessity of pay systems formation is confirmed by indicators of the pay system CyberPlat operation.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка платежных услуг в сфере связи»

О. М. Коробейникова, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономического анализа и финансов, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, [email protected]

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СВЯЗИ

Рынок связи и массовых коммуникаций является высокотехнологичным и восприимчивым к инновациям, что обуславливает динамичность его качественного и количественного развития. Современные разработки Интернет-технологий, развитие мобильной связи, появление электронных (цифровых) денег способствуют созданию электронных платежных систем, виртуальных платежей, механизмов электронной коммерции и принципиально новых технологий, что, в свою очередь, формирует новейшую финансовую инфраструктуру. В эволюции денег и денежного обращения наступает следующий этап — использование цифровых денег, денежных эквивалентов, которые «нельзя потрогать»1. Количественное расширение услуг связи и Интернет стимулирует рост эффективности экономики государства, повышает производительность общественного труда, выводит на качественно иной, высокий уровень стандарты жизни населения.

На основе анализа данных Росстата об услугах связи автором выявлены предпосылки к созданию и широкому распространению платежных систем в области связи и массовых коммуникаций:

— рост обеспеченности современными услугами сотовой связи и Интернета по срав нению с традиционной стационарной теле фонной сетью;

В эволюции денег и денежного обращения наступает следующий этап - использование цифровых денег, денежных эквивалентов, которые «нельзя потрогать».

— снижение привлекательности услуг стационарной связи для частных абонентов на фоне предпочтительности мобильной связи, что связывается как с ростом доступности мобильных услуг по территориальным и ценовым факторам, так и с удорожанием традиционных услуг на фоне посткризисного спада деловой активности и доходов частного сектора;

— для корпоративных целей по-прежнему остается актуальной стационарная связь как положительно зарекомендовавшая себя в маркетинговом отношении и ценовом аспекте при безлимитных временных тарифах;

— количество подключений к сотовым сетям в расчете на одного россиянина составляют более единицы, что косвенно указывает на недостаточное соответствие качества предоставляемых услуг различными сотовыми операторами потребностям пользователей;

— интенсивность использования мобильной связи и увеличение среднего времени исходящих мобильных соединений на одного человека достигнуты как за счет

повышения ценовой доступности, так и за счет расширения зоны охвата подвижными сетями. Поскольку рынок мобильных услуг со временем насыщается, в будущем требуется качественное развитие сегментов связи, в том числе за счет новых платежных технологий;

№ 5 (23) МАЙ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

— развивается пользовательская база сети Интернет, который охватывает все большее количество населенных пунктов и точек коллективного использования (что характеризует рост доступности виртуального пространства по территории России), повышается интенсивность использования данного вида услуг и растет качество вос-требуемой информации;

— на фоне активного развития пользовательской базы, инфраструктуры и трафика сети Интернет происходит снижение объема часов Интернет-соединений с доступом через телефонную сеть общего пользования ввиду недостаточной конкурентоспособности традиционных технологий по скорости передачи информации и цене услуг.

Для оценки возможностей развития платежных систем и их потенциальной доли в финансах сферы связи и массовых коммуникаций рассмотрим стоимостные показатели услуг связи населению России (табл. 1).

За последние 10 лет отмечается заметная положительная динамика роста рынка услуг связи и его доли в общем объеме платных услуг. Совокупный объем платных услуг населению страны в 2010 г. в сравнении с 2000 г. увеличился на 4 248 263 млн. руб. или в 8,05 раза, на душу населения — на 29 797 руб. Объем услуг связи за тот же период вырос на 862 270 млн. руб. или в 13,77 раз, на душу населения — на 6 041 руб. Соответственно, удельный вес услуг связи

Таблица1

Стоимостные показатели услуг связи населению России2

Показатели 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Объем платных услуг населению: млн. руб. на душу населения, руб. 602 755 4 141 2 271 733 16 002 4 079 603 28 738 4 504 455 31 742 4 851 018 33 938

Объем услуг связи населению: млн. руб. на душу населения, руб. 67 516 464 420 277 2 961 803 004 5 657 877 293 6 182 929 786 6 505

Удельный вес услуг связи в общем объеме платных услуг, % 11,2 18,5 19,7 19,5 19,2

Стоимость услуг связи населению, млрд. руб. 52,1 351,1 655,2 690,9 750,5

Стоимость услуг подвижной связи населению, млрд. руб. 11,8 224,0 470,1 485,6 528,8

Стоимость услуг местной телефонной связи населению, млрд. руб. из них: от предоставления доступа к сети от абонентской платы при повременной и комбинированной системе оплаты услуг: от постоянной составляющей от переменной составляющей 13,8 н/д н/д н/д н/д 62,6 7,9 47,5 3,9 1,6 76,5 2,0 45,0 19,4 8,1 80,1 1,4 44,6 23,0 9,1 85,4 1,0 44,8 27,2 10,7

в общем объеме платных услуг возрос с 11,2 % в 2000 г. до 19,2 % в 2010 г., что подтверждает вывод о качественном росте объемов услуг связи и повышении их доступности для физических лиц. Стоимость услуг подвижной связи растет большими темпами, чем стоимость совокупных услуг: если общие услуги связи за 2010 г., в сравнении с 2000 г., увеличились на 698,4 млрд. руб., или в 14,4 раза, а стоимость услуг мо-

бильной связи выросла на 517 млрд. руб., или в 44,8 раза. Определенный интерес представляет и структура тарифов услуг местной телефонной связи, где растет доля переменных составляющих и снижается доля фиксированных частей.

Решение государственной задачи информатизации российского общества и доступности электронных финансовых услуг в настоящее время связывается с соз-даиием национальной платежной системы на базе интеграции платежных систем различного типа. Считается, что требования формирующейся общероссийской платежной системы диктуют, в том числе, и расширение применения новейших финансовых технологий3.

Особенность платежей за услуги связи в том, что размер одного платежа составляет незначительную величину. По данным платежной системы «КиберПлат» размер

Таблица 2

Показатели деятельности платежной системы «КиберПлат»7

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Общий оборот, млрд. руб. 79,2 120,7 160,8 160,0 165,0

Структура общего оборота, %:

— прием платежей от абонентов операторов мобильной

связи; 96,0 94,0 91,0 91,0 78,8

— прием платежей от пользователей Интернет

и 1Р-телефонии; 1,0 1,0 2,0 2,2 3,7

— прием платежей за услуги ЖКХ; 0,5 1,0 1,5 1,5 3,5

— прием платежей в оплату фиксированной связи; 1,0 1,0 1,5 1,5 1,6

— прием платежей абонентов операторов

коммерческого телевидения; 1,0 2,5 3,0 1,6 1,7

— прием платежей в погашение банковских кредитов,

денежные переводы, оплата товаров, платежи за услуги

охранной сигнализации, оплата штрафов ГИБДД и др. 0,5 0,5 1,0 2,2 10,7

Доля компании в общем объеме платежей абонентов сотовых сетей, % 20 25 25 25 25

Количество точек приема платежей, тыс. ед. 38,5 140 400 420 480

в том числе в России и СНГ н/д н/д 230 250 310

Общее количество транзакций, млрд. ед. 0,67 1,25 1,50 1,50 н/д

Количество кредитных учреждений — участников платежной системы, ед. н/д н/д н/д н/д 230

№ 5 (23) МАЙ 2012

т

среднего платежа за услуги мобильной связи составляет в среднем по России 3 $, в Москве — около 10 $4. Себестоимость банковской операции делает экономически нецелесообразным для банков перевод столь малых сумм. В посткризисных условиях российское население во многом пересмотрело модели поведения в сторону рационализации и также стало не готово оплачивать значительные суммы комиссионных за перевод платежа мобильному опе-ратору5.

Формирующуюся нишу обслуживания микроплатежей занимают платежные системы нового типа, например, «КиберПлат» (табл. 2). Система позиционирует себя на рынке как элемент новой финансовой инфраструктуры инновационной экономики, она разрабатывалась для ведения электронной коммерции — от микроплатежей до Интернет-банкинга и межбанковских расчетов6.

Начиная с 2006 г., объем проведенных платежной системой платежей увеличился более чем двукратно до 165 млрд. руб., что связано с политикой территориальной экспансии (количество точек приема платежей системы и ее дилеров к 2011 г. увеличилось до 480 000, в платежной системе задействованы 230 кредитных учреждений) и внедрением новых услуг и технологических решений. Несмотря на некоторое сокращение, традиционным направлением деятельности остается прием и перевод платежей клиентов сотовых операторов (от 96 % от общего оборота в 2006 г. до 78,8 % в 2010 г.),

Требования формирующейся общероссийской платежной системы диктуют, в том числе, и расширение применения новейших финансовых технологий.

что соответствует 20-25 % всех абонентских платежей операторов мобильных сетей. «КиберПлат» развивает деятельность по приему иных платежей: в 2010 г. в общем объеме платежи за услуги Интернет составили 3,7 %, за услуги ЖКХ -3,5 %, остальные услуги в совокупности достигли 14 %, что формирует тренд на диверсификацию платежных услуг.

Таким образом, количественный рост обеспеченности высокотехнологичными услугами связи выдвигает требования к качественному обеспечению роста и сохранению его динамики. Дальнейший прогресс и его закрепление в устойчивый тренд возможны, в том числе при активном использовании современных, адекватных потребностям общественного развития, финансовых и, в частности, платежных технологий.

1. Пащенко М. Ю., Панченко А. Ю. Деньги, которые нельзя потрогать // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 6 июнь. С. 35-36.

2. Платное обслуживание населения в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - M., 2011. С. 54-58.

3. Грязютин Д. О. Национальная платежная система: аргументы за и против // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 5 май. С. 38-41.

4. Киберплат: новая финансовая инфраструктура новой экономики. М., 2010. С. 36.

5. Нугуманова Л. Ф. Трансформация моделей поведения домашних хозяйств в российской экономике // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 92-94.

6. Коробейникова О. М., Бахметьева Е. С. Особенности применения информационных технологий для развития Интернет-банкинга в России // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. 2011. № 7 [Электронный ресурс] URL: http://www.teoria-practica.ru/-7-2011/economics/korobeinikova-bakhmetyeva.pdf (дата обращения: 22.03.2012).

7. Годовые отчеты платежной системы «КиберПлат» за 2006-2010 годы [Электронный ресурс] URL: http://www.cyberplat.ru/about/report/ (дата обращения: 12.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.