Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГЧП В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГЧП В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП-ПРОЕКТЫ / РЫНОК ГЧП / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова А.А.

Цель работы. В статье проводится обзор современного состояния российского рынка и мер поддержки ГЧП -проектов. Метод или методология проведения работы. В исследовании использованы методы системного анализа, аналитических и экспертных оценок. Результаты. Ситуация на рынке ГЧП сегодня характеризуется меньшим количеством одобренных проектов и ростом общего объема инвестиций, привлекаемых в ГЧП-проекты. Наибольший рост благодаря проектам ГЧП наблюдается в социальной сфере и развитии городской инфраструктуры. Этому способствовали внедрение специальных механизмов поддержки ГЧП государством, таких, как инфраструктурный кредит, государственные программы в сфере образования и спорта, «дальневосточная концессия» и др., а также усиление роли институтов развития ГЧП (инфраструктурные облигации, льготное финансирование Фонда реформирования ЖКХ, ДОМ.РФ и др.). Выводы. Несмотря на экономические последствия пандемии и введения новых санкций (колебание курса валют, высокий рост стоимости товаров и услуг, необходимых для реализации проекта, падение платежеспособного спроса и др.), рынок ГЧП продолжает активно развиваться. Частный сектор активнее вовлекается в сотрудничество с государством, о чем свидетельствует рост частных инвестиций в проекты ГЧП за последние годы. Во многом этому способствует принятие государством антикризисных адресных решений, позволяющих снизить риски по реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики, а также наладить оптимальную и эффективную систему взаимодействия с частным сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рабаданова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE PPP MARKET IN RUSSIA

The purpose of the work. The article provides an overview of the current state of the Russian market and measures to support PPP projects. The method or methodology of the work. The research uses methods of system analysis, analytical and expert assessments. Results. The situation on the PPP market today is characterized by a smaller number of approved projects and an increase in the total volume of investments attracted to PPP projects. The greatest growth due to PPP projects is observed in the social sphere and the development of urban infrastructure. This was facilitated by the introduction of special mechanisms to support PPP by the state, such as an infrastructure loan, state programs in the field of education and sports, the Far Eastern concession, etc., as well as strengthening the role of PPP development institutions (infrastructure bonds, concessional financing of the Housing and Communal Services Reform Fund, DOM.RF, etc.). Conclusions. Despite the economic consequences of the pandemic and the introduction of new sanctions (currency fluctuations, a high increase in the cost of goods and services needed for the implementation of the project, a drop in effective demand, etc.), the PPP market continues to develop actively. The private sector is more actively involved in cooperation with the state, as evidenced by the growth of private investment in PPP projects in recent years. This is largely facilitated by the adoption by the state of anti-crisis targeted solutions that reduce the risks of implementing PPP projects in certain sectors and sectors of the economy, as well as establish an optimal and effective system of interaction with the private sector.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГЧП В РОССИИ»

УДК: 332.122.5 РАБАДАНОВА АМИНАТАСАДОВ-

НА

к.э.н., старший научный сотрудник Центра исследований проблем государственного управления ИЭ РАН, e-mail: am 6880@yandex .ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-8-15-20 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГЧП В РОССИИ

Аннотация. Цель работы. В статье проводится обзор современного состояния российского рынка и мер поддержки ГЧП-проектов. Метод или методология проведения работы. В исследовании использованы методы системного анализа, аналитических и экспертных оценок. Результаты. Ситуация на рынке ГЧП сегодня характеризуется меньшим количеством одобренных проектов и ростом общего объема инвестиций, привлекаемых в ГЧП-проекты. Наибольший рост благодаря проектам ГЧП наблюдается в социальной сфере и развитии городской инфраструктуры. Этому способствовали внедрение специальных механизмов поддержки ГЧП государством, таких, как инфраструктурный кредит, государственные программы в сфере образования и спорта, «дальневосточная концессия» и др., а также усиление роли институтов развития ГЧП (инфраструктурные облигации, льготное финансирование Фонда реформирования ЖКХ, ДОМ.РФ и др.). Выводы. Несмотря на экономические последствия пандемии и введения новых санкций (колебание курса валют, высокий рост стоимости товаров и услуг, необходимых для реализации проекта, падение платежеспособного спроса и др.), рынок ГЧП продолжает активно развиваться. Частный сектор активнее вовлекается в сотрудничество с государством, о чем свидетельствует рост частных инвестиций в проекты ГЧП за последние годы. Во многом этому способствует принятие государством антикризисных адресных решений, позволяющих снизить риски по реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики, а также наладить оптимальную и эффективную систему взаимодействия с частным сектором.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП-проекты, рынок ГЧП, государственные меры поддержки._

RABADANOVA AMINATASADOVNA

Ph.D. in Economics, Senior Researcher at the Center for Research on Public Administration Problems of IE RAS,

e-mail: am 6880@yandex .ru

THE STATE OF THE PPP MARKET IN RUSSIA

Abstract. The purpose of the work. The article provides an overview of the current state of the Russian market and measures to support PPP projects. The method or methodology of the work. The research uses methods of system analysis, analytical and expert assessments. Results. The situation on the PPP market today is characterized by a smaller number of approved projects and an increase in the total volume of investments attracted to PPP projects. The greatest growth due to PPP projects is observed in the social sphere and the development of urban infrastructure. This was facilitated by the introduction of special mechanisms to support PPP by the state, such as an infrastructure loan, state programs in the field of education and sports, the Far Eastern concession, etc., as well as strengthening the role of PPP development institutions (infrastructure bonds, concessional financing of the Housing and Communal Services Reform Fund, DOM.RF, etc.). Conclusions. Despite the economic consequences of the pandemic and the introduction of new sanctions (currency fluctuations, a high increase in the cost of goods and services needed for the implementation of the project, a drop in effective demand, etc.), the PPP market continues to develop actively. The private sector is more actively involved in cooperation with the state, as evidenced by the growth of private investment in PPP projects in recent years. This is largely facilitated by the adoption by the state of anti-crisis targeted solutions that reduce the risks of implementing PPP projects in certain sectors and sectors of the economy, as well as establish an optimal and effective system of interaction with the private sector.

Введение. Формирование современной инфраструктуры в стране и регионах стало особенно актуальной задачей в свете событий последних лет, которые показали, что от устойчивости и качества объектов инфраструктуры могут зависеть жизнь и здоровье человека, а также состояние окружающей' среды. Наиболее эффективным инструментом обновления и развития инфраструктуры является государственно-частное партнерство [2, 19, 20]. А в условиях нивелирования социальных и экономических последствий пандемии и санкционного давления проекты ГЧП приобретают чрезвычайную актуальность.

Методы исследования. По состоянию на начало 2022 г. общее количество инфраструктурных проектов ГЧП составляет 3648, а объем инвестиций в них - 4,7 трлн руб. (из которых 71% - частные). Более половины от общего объема инвестиций приходится на транспорт, а по количеству проектов около 75% от общего числа составляет коммунально-энергетическая сфера.

На муниципальном уровне реализуется почти 90% проектов, на которые приходится менее 15% общих инвестиций в ГЧП-проекты (рис. 1). На федеральном и региональном уровнях реализуются наиболее капиталоемкие проекты, направленные преимущественно на формирова-

3500 3000 ¿500 2000 1500 1000 5СО О

■ Ч астчые и и веггиции ■ Кол ичегтво прое<пов

Рис.1. Распределение проектов ГЧП и инвестиций в них по уровням реализации за 2021 г. [6]

В разрезе форм ГЧП ситуация следующая: 81% всех реализуемых проектов - это концессионные соглашения и СГЧП/СМЧП, на которые приходится две трети совокупных инвестиций (рис. 2). В различных формах квази-ГЧП реализуется менее 20% проектов, при этом на них приходится 34% объема инвестиций. Большая часть инвестиций приходится на проекты, реализуемые на основе долгосрочных договоров (36%) и КЖЦ (21%).

Несмотря на то что по количеству проектов рынок ГЧП стагнирует (подписанных соглашений о ГЧП/МЧП и концессионных соглашений в 2021 г. на 22,7% меньше, чем в 2020), общий объем инвестиций, привлекаемых в ГЧП-проекты, продолжает расти (в 2020 г. общий объем «законтрактованных» инвестиций составлял 363,9 млрд руб., из них частных - 211,3 млрд руб., а в 2021 - более 414,8 млрд руб., и не менее 344,1 млрд руб. из них - частных) [1].

Стоит также отметить нарастающую тенденцию использования передовых технологий, искусственного интеллекта, обработки больших данных в запускаемых проектах ГЧП [17]. В России реализуется 42 проекта ГЧП в 1Т сфере с общими инвестициями более 278 млрд руб. В силу высоких информационных угроз в условиях военных действий на Украине и введенных санкций сотрудничество государства и частного сектора и в сфере ГГ сейчас особенно актуально.

Что касается реализации ГЧП-проектов, то произошедшие в мире и стране события за 2020 -2022 гг. привели к повышению чувствительности ГЧП-проектов к ряду рисков и приостановке запуска новых инфраструктурных проектов и строительных работ по уже реализуемым.

Рис. 2. Распределение проектов ГЧП и частных инвестиций в них по формам ГЧП за 2021 г. [6]

Одним из негативных последствий пандемии стало увеличение стоимости строительных материалов, которое привело к росту стоимости строительства инфраструктурных объектов [4]. Ряд проектов, по которым после прохождения государственной' экспертизы документации или в процессе строительства выявилось удорожание строительства, пришлось приостановить. Особенно остро эта проблема стоит для региональных и муниципальных концессионных проектов, в которых не предусмотрены механизмы увеличения бюджетных обязательств кон-цедента в связи с фактическим повышением стоимости строительства.

В условиях введения новых антироссийских санкций в этом году многие ГЧП-проекты также столкнулись со сложностями исполнения договорных условий [3]. Причинами явились колебание курса валют, отказ в поставке импортного оборудования, программного обеспечения, высокий рост стоимости товаров и услуг, необходимых для реализации проекта (включая материалы и оборудование), рост стоимости заемного капитала.

Государством принимаются особые меры поддержки по нивелированию рисков, и в целом рынок ГЧП стабилизировался. Этому поспособствовал набор мер, направленных на развитие транспортной, социальной и городской инфраструктуры регионов, а также изменения в государственных программах в социальном секторе. В 2021 г. был введен ряд важных механизмов федеральной поддержки региональных и муниципальных ГЧП-проектов:

1. Инфраструктурный бюджетный кредит - программа предоставления регионам льготных бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов [8, 13].

2. Программа строительства школ в рамках концессионных соглашений - программа предоставления «демографической субсидии», в т. ч. на реализацию концессионных проектов, направленных на создание новых школьных мест в городах, в которых прогнозируется рост потребности в таких местах [15].

3. Программа строительства кампусов по ГЧП - программа (проект) по созданию инновационной' образовательной' среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» [10].

4. Новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета для проектов ГЧП в сфере социальной защиты. В качестве поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции социальных учреждений для проживания людей' старшего возраста и инвалидов предусмотрены выплаты из федерального бюджета, которые будут покрывать долю регионального софинансирования, при этом частный партнер должен вложить в такие проекты не менее 20% [11].

5. «Дальневосточная концессия» - запуск «дальневосточных концессий», предполагающих

возмещение до 100% затрат инвестора на создание инфраструктуры в течение 10-20 лет после ввода объекта [7, 14].

6. Контракты жизненного цикла в отношении IT-объектов. Появилась возможность заключать такие контракты для выполнения работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов [12].

Эти и ряд других мер, принятых в 2021 г., позволили оптимизировать рынок ГЧП и восстановить его после последствий пандемии. После введения новых санкций в 2022 г. появилась необходимость антикризисной поддержки всего рынка ГЧП, и государством был введен ряд поправок в законодательство:

- поправки о преимущественном праве инвестора на получение земельного участка в особой экономической зоне;

- поправки в регулирование заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора;

- поправки о порядке изменения условий концессионного соглашения и возможности заключения концессионных соглашений между регионами и инвесторами без проведения конкурса.

В условиях кризиса концессионерам разрешено менять основные параметры соглашений по ГЧП [9]. Эти изменения в законодательстве связаны с адаптацией к текущей макроэкономической ситуации в стране и призваны поддержать бизнес в связи с ростом цен на строительные материалы, повышением ключевой ставки и других последствий введенных санкций. В условиях нового санкционного давления одной из важных задач государства является принятие адресных решений, которые позволят снизить риски по реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики, а также наладить оптимальную и эффективную систему взаимодействия с частным сектором [16].

Результаты. В целом ситуация на рынке ГЧП характеризуется меньшим количеством одобренных проектов и ростом общего объема инвестиций, привлекаемых в ГЧП-проекты, в т. ч. частных. Можно подытожить, что рынок ГЧП восстанавливается от последствий пандемии, а

Литература

1. 2021 Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП : аналитический обзор // Сайт «Центр ГЧП». - URL : https://pppcenter.ru/upload/iblock/312/312a2ad6182866e21407990ab0bb16a2.pdf.

2. Ахмедуев, А. Ш., Меджидов, З. У. Теоретические аспекты о сущности и роли территорий с особым экономическим статусом в обеспечении пространственного развития регионов России /А.Ш. Ахмедуев, З.У. Меджидов // Вопросы региональной экономики. 2019. № 3 (40). С. 3-7.

3. Васильева, Е. Ю. Развитие инфраструктуры в РФ в условиях 2022 г. / Е.Ю. Васильева // Управленческий учет. 2022. № 4-3. С. 495-502.

4. Зельднер, А. Г. Формы государственно-частного партнерства в условиях пандемии : особые экономические зоны /А.Г. Зельднер //Конкурентоспособность в глобальном мире : экономика, наука, технологии. 2022. № 1. С. 17-20.

5. Зельднер, А. Г. Институты и механизмы государственно-частного партнерства в привлечении частных инвестиций /А.Г. Зельднер // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46). С. 28-31.

6. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 г. Аналитический обзор // Сайт «Центр ГЧП». - URL : https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525b2923a2b14b415.pdf.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 1466 «О внесении изменения в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2022 № 1126 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2021 № 1268 «О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров"национального проекта Наука и университеты».

11. Постановление Правительства РФ от 04.12.2021 № 2200 «О внесении изменений в государствен-

ную программу Российской Федерации Социальная поддержка граждан"и об осуществлении государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ"функций агента Правительства Российской Федерации по вопросам реализации региональных проектов по созданию (реконструкции) объектов социального обслуживания с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта Старшее поколение'национального проекта Демография».

12. Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 160 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087».

13. Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1189 (ред. от 02.04.2022) «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».

14. Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 (ред. от 08.06.2022) «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (вместе с «Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»).

15. Постановление Правительства РФ от 22.02.2021 № 247 «О внесении изменений в приложение № 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"».

16. Рабаданова, А. А. Основные направления развития и меры поддержки государственно-частного партнерства в условиях новых экономических санкций / А.А. Рабаданова // Менеджмент и бизнес -администрирование. 2022. № 2. С. 157-161.

17. Смотрицкая, И. И. Цифровая трансформация государственного управления : основные тренды и новые возможности / И.И. Смотрицкая // Научные труды Вольного экономического общества России.

2021. Т. 230. № 4. С. 223-229.

18. Dokholyan, S. V., Petrosyants, V. Z., Denevizyuk, D. A., Sadykova, A. M. The features of utilizing the tools of structural policy in building an effective economy / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants, D.A. Denevizyuk, A.M. Sadykova //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 8 (94). С. 109-120.

19. Smotritskaya, 1.1., Shuvalov, S. S. Development of the government procurement institution (toward the formation of a new model for the contract procurement system) / I.I. Smotritskaya, S.S. Shuvalov// Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2017. Т. 10. №. 5. P. 99-114.

20. Zeldner, A. G., Sidorova, N. G., Oleinik, E. B. Public-private partnership for realization of the investment project of gas delivery to the populated areas of the Russian far east / A.G. Zeldner, N.G. Sidorova, E.B. Oleinik //Science and Technology. 2015. №. 3. P. 100-107.

References:

1. 2021 Investicii v infrastrukturu i GCHP : analiticheskij obzor // Sajt «Centr GCHP». - URL : https:// pppcenter.ru/upload/iblock/312/312a2ad6182866e21407990ab0bb16a2.pdf.

2. Ahmeduev, A. SH., Medzhidov, Z. U. Teoreticheskie aspekty o sushchnosti i roli territorij s osobym ekonomicheskim statusom v obespechenii prostranstvennogo razvitiya regionov Rossii /A.SH. Ahmeduev, Z.U. Medzhidov // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2019. № 3 (40). S. 3-7.

3. Vasil'eva, E. YU. Razvitie infrastruktury v RF v usloviyah 2022 g. /E. YU. Vasil'eva // Upravlencheskij uchet.

2022. № 4-3. S. 495-502.

4. Zel'dner, A. G. Formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyah pandemii : osobye ekonomicheskie zony /A.G. Zel'dner //Konkurentosposobnost' v global'nom mire : ekonomika, nauka, tekhnologii. 2022. № 1.

5. 17-20.

5. Zel'dner, A. G. Instituty i mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva vprivlechenii chastnyh investi-cij/A.G. Zel'dner //Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2014. № 5-2 (46). S. 28-31.

6. Osnovnye trendy i statistika rynka GCHP po itogam 2021 g. Analiticheskij obzor // Sajt «Centr GCHP». -URL : https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525b2923a2b14b415.pdf.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.09.2021 № 1466 «O vnesenii izmeneniya v Pravila predostavleniya i raspredeleniya inyh mezhbyudzhetnyh transfertov na realizaciyu meropriyatij planov so-cial'nogo razvitiya centrov ekonomicheskogo rosta subëktov Rossijskoj Federacii, vhodyashchih v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga».

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.07.2021 № 1190 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya, ispol'zovaniya i vozvrata subëktami Rossijskoj Federacii byudzhetnyh kreditov, poluchennyh iz federal'nogo byudzheta na finansovoe obespechenie realizacii infrastrukturnyh proektov».

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.06.2022 № 1126 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii».

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.07.2021 № 1268 «O realizacii proekta po sozdaniyu innovacionnoj obrazovatel'noj sredy (kampusov) s primeneniem mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i koncessionnyh soglashenij v ramkah federal'nogo proekta Razvitie infrastruktury dlya nauchnyh issle-dovanij ipodgotovki kadrov'nacional'nogo proekta Nauka i universitety».

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.12.2021 № 2200 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu program-mu Rossijskoj Federacii Social'naya podderzhka grazhdan "i ob osushchestvlenii gosudarstvennoj korporaciej razvitiya VEB.RF"funkcij agenta Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam realizacii regional'nyh proektov po sozdaniyu (rekonstrukcii) obëktov social'nogo obsluzhivaniya s primeneniem mekhanizmov gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva i koncessionnyh soglashenij v ramkah federal'nogo proekta Starshee pokole-nie'nacional'nogoproekta Demografiya».

12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.02.2021 № 160 «O vnesenii izmeneniya v punkt 1 postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 noyabrya 2013 g. № 1087».

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2021 № 1189 (red. ot 02.04.2022) «Ob utverzhdenii Pravil otbora infrastrukturnyh proektov, istochnikom finansovogo obespecheniya raskhodov na realizaciyu kotoryh yavlyayutsya byudzhetnye kredity iz federal'nogo byudzheta byudzhetam subëktov Rossijskoj Federacii na fi-nansovoe obespechenie realizacii infrastrukturnyh proektov, i o vnesenii izmenenij v Polozhenie o Pravi-tel'stvennoj komissii po regional'nomu razvitiyu v Rossijskoj Federacii».

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.09.2020 № 1509 (red. ot 08.06.2022) «Ob osobennostyah ispol'zovaniya, ohrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh na zemlyah sel'skohozyajstvennogo naznacheniya» (vmeste s «Polozheniem ob osobennostyah ispol'zovaniya, ohrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh na zemlyah sel'skohozyajstvennogo naznacheniya»).

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.02.2021 № 247 «O vnesenii izmenenij v prilozhenie № 27 k gosudar-stvennoj programme Rossijskoj Federacii Razvitie obrazovaniya».

16. Rabadanova, A. A. Osnovnye napravleniya razvitiya i mery podderzhki gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v usloviyah novyh ekonomicheskih sankcij / A.A. Rabadanova // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2022. № 2. S. 157-161.

17. Smotrickaya, I. I. Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo upravleniya : osnovnye trendy i novye vozmozhnosti / I.I. Smotrickaya // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2021. T. 230. № 4. S. 223-229.

18. Dokholyan, S. V., Petrosyants, V. Z., Denevizyuk, D. A., Sadykova, A. M. The features of utilizing the tools of structural policy in building an effective economy / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants, D.A. Denevizyuk, A.M. Sadykova //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 8 (94). S. 109-120.

19. Smotritskaya, 1.1., Shuvalov, S. S. Development of the government procurement institution (toward the formation of a new model for the contract procurement system) / I.I. Smotritskaya, S.S. Shuvalov// Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2017. T. 10. №. 5. P. 99-114.

20. Zeldner, A. G., Sidorova, N. G., Oleinik, E. B. Public-private partnership for realization of the investment project of gas delivery to the populated areas of the Russian far east / A.G. Zeldner, N.G. Sidorova, E.B. Oleinik //Science and Technology. 2015. №. 3. P. 100-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.