Научная статья на тему 'Состояние рынка аккумуляторной промышленности'

Состояние рынка аккумуляторной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / АККУМУЛЯТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / СПАД ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ / ДОМИНАЦИЯ ИМПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Александр Александрович

На основе анализа рынка продукции аккумуляторной промышленности показано, что инновационность технологий производства аккумуляторов в России характеризует общий технологический уклад и глубину передела основных материалов, так как аккумуляторная промышленность зависит от многих отраслей промышленности, в частности, автомобилестроения, а с другой стороны является «приводом» для других. Показаны негативные тренды на рынке аккумуляторов спад выпуска предприятий РФ и доминация импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка аккумуляторной промышленности»

Состояние рынка аккумуляторной промышленности

Данилов Александр Александрович

Аспирант

Российский Государственный Социальный Университет г. Москва

Alexander_danilov90 @mail. ru

Аннотация: на основе анализа рынка продукции аккумуляторной промышленности показано, что инновационность технологий производства аккумуляторов в России характеризует общий технологический уклад и глубину передела основных материалов, так как аккумуляторная промышленность зависит от многих отраслей промышленности, в частности, автомобилестроения, а с другой стороны является «приводом» - для других. Показаны негативные тренды на рынке аккумуляторов - спад выпуска предприятий РФ и доминация импорта.

Annotation: On the base of the market analysis of the accumulator industry it was demonstrated that the innovativeness of the accumulator technologies in Russia characterize whole technological mode and the processing depth of the main materials, so the accumulator industry depend upon of the various branches of the industry, in particular,-car industry. From other side the accumulator industry is the driver for another branches of the industry. The negative trends on accumulator market - growth recession of Russian enterprises and import domination are proved.

Ключевые слова: рынок, аккумуляторная промышленность, инновационность, технологический уклад, спад выпуска продукции, доминация импорта.

Keys words: market, accumulator industry, innovativeness, technological mode, growth recession, import domination

Продукция аккумуляторной промышленности относится к химическим

источникам тока, которые являются одной из самой распространенной

технической продукции [1]. Аккумуляторы представляют собой мобильные

1

химические накопители энергии, полученной в результате химической реакции.

Из спектра типов химических источников тока (ХИТ) можно выделить следующие классы (см. рис. 1):

- первичные (одноразовые) источники тока или элементы;

- вторичные (перезаряжаемые) источники тока или аккумуляторы; -топливные элементы;

-электрохимические генераторы - с принудительной подачей реагентов.

Широкое распространение получают новые технологии: накопители на молекулярной основе- переходный тип продукции между конденсаторами и аккумуляторами.

Рис.1. Классификация химических источников тока

Уровень инновационности технологий изготовления аккумуляторных батарей (АКБ) зависит от состояния развития других отраслей промышленности. Соответственно, качество производства в стране характеризует общий технологический уклад и глубину передела основных материалов.

С другой стороны, развитие продукции аккумуляторной промышленности само стимулирует развитие технологий различных чистых материалов и является «приводом» для сегментов рынка электротехнических и электронных изделий, и в области альтернативной энергетики.

Цены на цветные металлы или их соединения в значительной мере зависят от объемов выпуска продукции аккумуляторной промышленности, и, наоборот, на цены АКБ заметно влияют статданные о торгах на Лондонской бирже (ЬМБ).

Наличие значительного уровня содержания цветных металлов в продукции аккумуляторной промышленности стимулирует их утилизацию. В частности, уровень утилизации распространенных свинцово-кислотных аккумуляторов (СКА) приближается к 100%.

Утилизация продукции аккумуляторной промышленности связана с экологическими проблемами. Используемые в ней материалы могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Следует отметить, что АКБ при правильной эксплуатации напротив, способствует улучшению экологии. Соответственно, технологии утилизации не должны оставаться в стороне от инновационного развития.

Следует отметить глобальный тренд: устойчивые темпы роста рынка аккумуляторной промышленности, начиная с конца ХХ века, величиной около 10%.

Предприятия по изготовлению аккумуляторов относятся к одной из наукоемких отраслей промышленности России, продукция которой распространена в разнообразных сферах экономики.

Основные сферы применения АКБ показаны в табл. 1.

Табл. 1 Сферы использования аккумуляторных батарей

№п/п Элементы и аккумуляторы Промышленные источники тока

1 Мобильные средства связи, аудио-видеотехника Транспортные средства всех типов

2 Электроинструмент Телекоммуникации

3 Портативная вычислительная техника Источники бесперебойного питания

4 Автономное медицинское оборудование Космические системы

5 Переносное осветительное оборудование Накопители для альтернативной энергетики

6 Электронные тренажеры Военная техника

От возникновения первого завода в России в 1897 году аккумуляторная промышленность прошла значительный путь. Сегодня аккумуляторные заводы обладают значительным инновационным и технологическим потенциалом и могут выпускать полный спектр современной продукции, удовлетворяя все требования заказчиков.

Следует отметить, что в текущий период времени аккумуляторная промышленность России переживает не лучшие времена. Это вызвано не только ростом тарифов транспортировки и цен на комплектующие. Огромное воздействие оказывает недобросовестная конкуренция со стороны мировых корпораций, в том числе на рынке РФ.

В настоящее время в РФ насчитывается 8 аккумуляторных заводов. В итоге 5 предприятий-лидеров изготавливает более 80% аккумуляторных батарей в РФ (табл.2).

Табл. 2. Объем выпуска стартерных аккумуляторных батарей в РФ

(2012 г.,тыс. шт.) [2].

Наименование предприятий Объем выпуска 2012, тыс. шт. Изменение к 2011г., %

Прочие российск. Заводы 31 -54

Тангстоун 128 -32

Электроисточник 270 -42

Алькор 574 -6

АкТех 580 -21

ТиЬог 848 6

ИСТОК/Курский завод "Аккумулятор" 1 046 73

Тюменский АЗ 1 198 -16

АКОМ 1 390 2

ИТОГО: 6 065 -3

При этом почти повсеместно на предприятиях наблюдается спад объема выпуска продукции.

В основном, негативный тренд динамики рынка аккумуляторной промышленности в России вызван тем, что не устраняются причины перманентного снижения доли российских предприятий-производителей в общем объеме потребления АКБ в России. Так, изготовление свинцово-кислотных аккумуляторов в РФ за первую половину 2013 г. составляет 88,9% относительно объема выпуска первых 6 месяцев 2012 г. Показатели 2012 г. составляют 93,6% к показателям 2011 г.

Объем выпуска щелочных АКБ в первой половине 2013года составил 65,5% к аналогичному периоду 2012 г., а объемы 2012 г. относительно 2009 г.

4

- 71,8%. Статистические данные говорят о том, что в течение последних 5 лет объемы выпуска продукции аккумуляторной промышленности постоянно уменьшаются.

В 2013 г. в Россию было импортировано 5,8 млн. аккумуляторных батарей, при этом, российскими предприятиями было изготовлено 5,2 млн. шт.[2].

Одним из сценариев выхода из данной ловушки является рост эффективности экспортно-импортной деятельности предприятий РФ, ориентированных на изготовление наукоемкой продукции. В немалой степени этому будет способствовать рациональная протекционистская политика государственных органов.

Негармонизированный характер экономики РФ (экспортная энергетическая «игла») уменьшает эффективность экспортно-импортных операций предприятий аккумуляторной промышленности РФ. Структура импорта аккумуляторных батарей в 2013 г. показана на рис.2. Лидерами по импорту аккумуляторных батарей являются: Украина, Корея, Чехия, Турция, Испания, Сербия, Словения, Польша, Япония и Узбекистан.

Рис.2. Структура импорта аккумуляторных батарей в Россию.

Подчеркнем, что на продукцию этих стран-лидеров приходится 92% всего импорта аккумуляторных батарей, поставляемых на рынок РФ.[3]

Учитывая текущий баланс экспорта, импорта и изготовления АКБ в России, а также значительное преобладание импорта над экспортом, необходимо государственное регулирование соотношения экспорта и импорта и реализация разумных принципов политики протекционизма предприятий-изготовителей продукции аккумуляторной промышленности. Также необходимо стимулировать инвестиции в открытие филиалов мировых корпораций в России, избегая при этом устаревших технологий.

Несмотря на негативные тренды, предприятия- изготовители продукции аккумуляторной промышленности РФ сохраняют высокий инновационный потенциал, а многие их разработки носят пионерский характер. В сложившейся ситуации развитие инновационных технологий становится одной из приоритетных возможностей обеспечить устойчивое развитие предприятий аккумуляторной промышленности.

В применении к предприятиям аккумуляторной промышленности РФ (см. табл.2 и рис.3) матрица БКГ [4] позволяет оценить потенциал кластеризации и степень турбулизации аккумуляторного рынка. Видна разнонаправленная динамика производств различных предприятий (турбулизация рынка). С другой стороны, устойчивую положительную динамику демонстрирует ИСТОК/Курский завод «Аккумулятор». Соответственно, данное предприятие вполне может являться ростком отраслевого кластера аккумуляторной промышленности.

Рис.3. Распределение в матрице БКГ предприятий -лидеров аккумуляторной промышленности РФ

На развитие рынка аккумуляторной продукции влияет множество различных факторов, но в значительной мере степени, он коррелирует с динамикой автомобильного рынка.

По информации 01СА лишь 10 стран поставляют 84% мирового объема выпуска транспортных средств . Впереди всех - Япония с 16%, далее - Китай (13%), США (12%), Германия (9%), Южная Корея (5%), Бразилия (5%), Франция (4%), Испания (4%), Индия (3%), Мексика (3%) [5].

Объем мирового автопарка в 2010 г. равнялся примерно 1 млрд. транспортных средств, а к 2030 году по прогнозу - около 3 млрд. машин. Предполагается, что резкий всплеск объема выпуска обусловлен ростом экономик развивающихся стран. По прогнозам Россия станет регионом с крупным автопарком в Европе, объемом около 54,927 тыс. автомобилей в 2016 г. ( см.табл. 3).

Табл. 3. Оценка регионального автомобильного парка, млн. шт.[6].

Всего парк 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Россия 43,621 45,674 47,827 50,083 52,448 54,927

Великобри тания 37,051 37,606 38,172 38,750 39,339 39,940

Франция 37,738 38,004 38,273 38,543 38,816 39,091

Германия 50,729 51,164 51,604 52,051 52,504 52,963

Италия 49,728 50,338 50,958 51,589 52,230 52,883

Всего ЕС 206,278 209,258 212,308 215,434 218,632 221,909

Исходя из этого, можно говорить о тенденциях развития рынка аккумуляторной промышленности России.

Динамика ценового профиля на свинец и его производные является одним из ключевых рисков при изготовлении аккумуляторов, так как удельный вес этого материала в структуре себестоимости АКБ порядка 6575%. Формирующим фактором ценообразования является развитие

промышленности, потребляющую значительную долю свинца, а также его складские запасы. На мировом рынке, в течение ряда лет отмечаются существенные колебания цен на свинец (см. рис. 4), что естественно лихорадит и рынок аккумуляторной промышленности.

2 010-01-04 2011-07-20 2013-02-06 2014-08-29

min: 1558.5; max: 2939; avrg: 2179.45

Рис. 4. Динамика цен на свинец Лондонской биржы (2010-2014 гг.), дол.

США [7]

Постепенное восстановление мировой автомобильной отрасли экономики после глобального кризиса стимулирует рост спроса на свинец и , соответственно, его цен на мировом рынке. Анализ мирового спроса на свинца демонстрирует рост удельного веса вторичного свинца. В настоящее время проблемы обеспечения процесса изготовления аккумуляторов свинцом из вторичного сырья для многих стран являются приоритетным.

В результате для бизнеса предприятий-производителей аккумуляторов постоянно существуют значительные риски с определенным лагом по времени, которые коррелируют с колебанием спроса на продукцию и нестабильностью цен на сырье. Однако, в связи с ростом мирового автопарка наблюдается тенденции развития и первичного рынка аккумуляторов, ориентированного на автомобилестроение. Вторичный рынок более стабилен и в меньшей мере зависит от кризисов, так как парк транспортных средств требует замены аккумуляторов, выработавших ресурс.

В условиях снижения интенсивности деятельности из-за кризиса и уменьшения благосостояния покупателей аккумуляторов их приверженность низким ценам для предприятий-производителей РФ является благоприятным фактором. Поэтому предприятиям аккумуляторной промышленности целесообразно искать оптимальные подходы к планированию и управлению предприятием с целью его устойчивого развития.

При этом необходимо учитывать, что кривая колебаний уровня продаж на рынке продукции аккумуляторной промышленности имеет и свою технологическую специфику. Снижение объема сбыта транспортных средств в первые 2 года глобального кризиса, скажется на объемах продаж аккумуляторов с лагом по времени- через 4-6 лет, при замене батарей на проданные в те годы автомобили. Хотя и эту волну спрогнозировать непросто, так как при снижении выпуска новых авто активизируется вторичный рынок. В целом на этот долгосрочный циклический тренд накладывается и сезонный (см.рис.5) с годичным периодом.

Коли чество

1,000-1

1,600 1.400 1.200 1.000 300 Q00 400 200

О -,-,-,-,-,-,-,-,-,-,

Фев 1 2 Май 1 2 Авг 1 2 Ноя 1 2 Фев 1 3 Май 1 3 Авг 1 3 Ноя 1 3 Фев 1 4 Май 1 4 Авг 1 4

--Россия

--Укр айна

--Беларусь

--Казахстан Liveinternet

Рис. 5. Спрос на автомобильные АКБ (тыс. шт. в месяц) [8]

Среди устойчивых негативных трендов - заметное снижение доли экспорта продукции предприятий аккумуляторной промышленности РФ и значительный рост импорта [9]. Основные мировые бренды, представленные на рынке России- Mutlu, Farmakom, Веста-Днепр, VB Autobatterie, Johnson Controls. В результате, сегодня отмечается доминирование импортных

9

аккумуляторов - около % доли рынка аккумуляторов в РФ, в то время как в 2009 году почти 60 % объема сбыта занимала продукция предприятий РФ. Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные тренды в области АКБ в России можно определить в русле глобальной динамики этого рынка: спрос на них устойчиво растет в РФ. Темпы этого роста коррелируют с динамикой качества жизни, агрегированными темпами роста по всей промышленности и военной технике, в целом, с технологическим укладом.

Вместе с тем, в русле мировых трендов в сфере продукции аккумуляторной промышленности динамика рынка в России имеет ряд характерных особенностей:

- производство традиционных аккумуляторов в РФ снижается;

- выпуск значительного ряда современных аккумуляторов в РФ не налажен серийно;

- производство элементов ликвидировано;

- уровень серийных аккумуляторов в РФ уступает среднемировому стандарту;

- многие сегменты рынка аккумуляторов, в том числе, стратегически важные, основаны на импорте;

- первичный рынок АКБ неблагоприятен для предприятий РФ;

- рынок инновационных комплектующих для изготовления аккумуляторов находится в зачаточном состоянии;

- проблема инновационного развития технологий продукции аккумуляторной промышленности находится вне сферы внимания правительства РФ.

Список использованной литературы

1.Химические источники тока: Справочник / Под редакцией Н. В. Коровина и А. М. Скундина. — М.: Издательство МЭИ, 2003

2.Анализ российского рынка АКБ. Итоги 2012 г.// http ://tdwesta.ru/ akbmarket/analytics/analytics_2012/

З.Обзор рынка свинцовых аккумуляторных батарей в России/Zhttp ://www. stroyoffis.ru/

4.Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. М. Альберт. Ф. Хедоури; пер. С англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

5.Яременко С. С. Тенденции развития аккумуляторного рынка СНГ // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 120-125.

6. Organisation international DES Constructeurs d'avtomobiles [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.oica.net/category/production-statistics/.

7.ЛМЕ / LME (Лондонская Биржа Металлов) Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.metal4u.ru/lme/.

8.http://www.battery-industry.ru/wp-content/2011/09/BIR-logo-white-400x83.png)

9.Производство аккумуляторов остановилось в развитии, отрасль попросту забыли//"Российская Бизнес-газета" №726 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.