Научная статья на тему 'Состояние российского рынка керамических стеновых материалов'

Состояние российского рынка керамических стеновых материалов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / STATISTICS / АНАЛИЗ РЫНКА / ANALYSIS OF MARKET / КЕРАМИЧЕСКИЕ СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CERAMIC WALL MATERIALS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Семенов А.А.

Проанализировано состояние промышленности керамических стеновых материалов в России. Приведены данные об имеющихся производственных мощностях, объемах, региональной и товарной структуре производства керамических стеновых материалов. Показано, что на долю анализируемой продукции приходится около 50% от общего объема потребления штучных стеновых материалов.Приведены два сценария прогноза развития рынка керамических стеновых материалов в России в 2014-2016 гг.The state of the industry of ceramic wall materials in Russia is analyzed. Data on available production capacities, volumes, regional and commodity structures of ceramic wall materialsproduction are presented. It is shown that the part of the analyzed products totals about 50% of the total consumption of piece wall materials. Two scenarios of prognosis of ceramicwall materials market development in Russia in 2014-2016 are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние российского рынка керамических стеновых материалов»

УДК 339.13:691.42

А.А. СЕМЕНОВ, канд. техн. наук, генеральный директор (info@gs-expert.ru)

ООО «ГС-Эксперт» (125047, Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., 18, оф. 207)

Состояние российского рынка керамических стеновых материалов

Проанализировано состояние промышленности керамических стеновых материалов в России. Приведены данные об имеющихся производственных мощностях, объемах, региональной и товарной структуре производства керамических стеновых материалов. Показано, что на долю анализируемой продукции приходится около 50% от общего объема потребления штучных стеновых материалов. Приведены два сценария прогноза развития рынка керамических стеновых материалов в России в 2014-2016 гг.

Ключевые слова: статистика, анализ рынка, керамические стеновые материалы.

A.A. SEMYONOV, Candidate of Sciences (Engineering), General Manager (info@gs-expert.ru) «GS-Expert», ООО (18, office 207, the 1st Tverskoy-Yamskoy Lane, 125047, Moscow, Russian Federation)

The State of the Russian Market of Ceramic Wall Materials

The state of the industry of ceramic wall materials in Russia is analyzed. Data on available production capacities, volumes, regional and commodity structures of ceramic wall materials production are presented. It is shown that the part of the analyzed products totals about 50% of the total consumption of piece wall materials. Two scenarios of prognosis of ceramic wall materials market development in Russia in 2014-2016 are presented. Keywords: statistics, analysis of market, ceramic wall materials.

По данным Росстата, в 2013 г. мощности действующих российских производителей керамических стеновых материалов (без учета малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) составляли 8,5 млрд шт. усл. кирпича. Ввод новых производственных мощностей составил 230 млн шт. усл. кирпича. Следует отметить, что стабильный ежегодный рост производственных мощностей наблюдался с докризисного времени. С 2007 г. суммарные производственные мощности российских заводов увеличились на 66%. При этом, по оценкам «ГС-Эксперт», средняя загрузка производственных мощностей в 2013 г. составила около 80%.

Производственные мощности по выпуску керамических стеновых материалов размещены по территории страны очень неравномерно и в основном расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах, на долю которых суммарно приходится свыше 53% (рис. 1).

По данным Росстата, в 2013 г. выпуск керамического кирпича и блоков в России осуществляли свыше 200 крупных и средних предприятий. Следует отметить, что данные по объемам производства керамического кирпича учитываются в двух товарных группах: «Кирпич керамический неогнеупорный строительный» (код ОКПД 26.40.11.110) и «Кирпич керамический» (код ОКПД 26.61.11.111). В данном отчете приведены суммарные значения. Данные по выпуску керамических крупноформатных блоков учитываются по товарной группе «Блоки керамические строительные для обычной кладки — пустотелые или цельные готовые изделия» (код ОКПД 26.40.11.120).

При этом ряд предприятий не предоставляет в органы государственной статистики данные об объемах производства товарной продукции либо предоставляет некорректные данные. Для уточнения реальных объемов выпуска товарной продукции специалисты «ГС-Эксперт» провели опросы российских производителей керамических стеновых материалов. Цифры, полученные в ходе опросов предприятий, и данные органов статистики отличаются как в большую, так и в меньшую стороны. Разница в данных отмечена примерно у 10% опрошенных предприятий отрасли.

По сведениям Росстата, в 2013 г. суммарный объем производства керамических стеновых материалов в

стране составил 7,9 млрд шт. усл. кирпича, в том числе керамических крупноформатных блоков — 285 млн шт. усл. кирпича (по данным Росстата), или около 640 млн шт. усл. кирпича, по данным «ГС-Эксперт». Проблема учета данной продукции заключается в том, что одни производители относят ее к самостоятельной товарной группе 26.40.11.120 «Блоки керамические строительные для обычной кладки — пустотелые или цельные готовые изделия», а другие учитывают ее совместно с керамическим кирпичом в товарной группе 26.40.11.110 «Кирпич керамический неогнеупорный строительный».

Итоги 2013 г. показывают, что рост объемов производства керамических стеновых материалов в стране практически прекратился (рис. 3). Однако предварительные оценки специалистов «ГС-Эксперт» позволяют говорить о росте 2,5—3%, если учитывать данные по малым предприятиям (статистика подводится во втором полугодии).

Следует отметить неравномерное изменение объемов выпуска керамического кирпича по регионам. По итогам 2013 г. на фоне общего сокращения объемов производства этой продукции в стране наиболее сильно ее выпуск сократился в Дальневосточном (-9,2% к уровню 2008 г.), Северо-Кавказском (-8,3%), СевероЗападном (-6,4%) и Южном (-5,5%) федеральных округах, что привело к заметному сокращению долей этих

Сибирский федеральный округ 17.

Дальневосточный

федеральный округ Центральный

1,2% федеральный округ

-30,3%

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ 23,1%

■Западный федеральный округ

Рис. 1. Региональная структура размещения производственных мощностей по выпуску керамического кирпича. Источник: Росстат, оценка «ГС-Эксперт»

fj научно-технический и производственный журнал

® август 2014

14 000 12 000 я 10 000

с

* 8 000

| 6 000 I

25 4 000 2 000 0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 □ производство, млн шт. усл. кирп. —темпы роста, %

120 100 80 60 40 20 0

Рис. 2. Динамика производства керамических стеновых материалов в 2008-2013 гг., млн шт. усл. кирпича. Источник: Росстат, данные предприятий, оценка «ГС-Эксперт»

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

□ 2012 □ 2013

¿Г

СГ

III

Сд

Рис. 3. Структура производства керамических стеновых материалов в разрезе федеральных округов в 2012-2013 гг., %. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных Росстата

регионов в общероссийском выпуске керамического кирпича. Рост объемов производства был зафиксирован только в двух федеральных округах — Приволжском и Сибирском. Если рассматривать регионы, в которых расположены кирпичные заводы, то в 2013 г. увеличение объемов производства керамических стеновых материалов наблюдалось только в 49 (в 2012 г. — в 57) из 75 регионов.

По мере развития технологии и технической модернизации кирпичная промышленность становится отраслью с высокой концентрацией производства. По итогам 2013 г. 10 кирпичных заводов из более чем 300 действующих в стране, включая средние и мелкие предприятия, произвели более 100 млн шт. усл. кирпича. Объем производства на 22 заводах составил более 50 млн шт. усл. кирпича в год. В общей сложности на долю 30 кирпичных заводов пришлось около трети от общего объема производства керамических стеновых материалов в России.

Лидером по объемам выпуска стеновых керамических материалов среди российских предприятий на протяжении последних лет стабильно остается ООО «Ви-нербергер кирпич». Два завода компании, расположенные во Владимирской области и Республике Татарстан, в прошедшем году произвели свыше 280 млн шт. усл. кирпича, улучшив производственные показатели на 2,5%.

Второе место занимает ООО «ЛСР Стеновые». Суммарный объем выпуска керамических стеновых материалов заводами компании, расположенными в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, увеличился более чем на 7% и превысил 240 млн шт. усл. кирпича.

Для оценки товарной структуры производства был проведен опрос представителей основных действующих заводов. Вся выпускаемая продукция условно объединена в восемь товарных групп:

— кирпич рядовой (полнотелый одинарный и утолщенный, пустотелый одинарный и утолщенный);

— кирпич лицевой (пустотелый одинарный и утолщенный);

— камни стеновые (2НФ, 2,1НФ);

— крупноформатные керамические блоки (камни);

— прочие виды продукции (кирпич нестандартных размеров) и др.

В 2013 г. товарная структура производства керамических стеновых материалов, по оценкам специалистов «ГС-Эксперт», не претерпела существенных изменений по сравнению с 2012 г. Основной объем производимой в стране продукции по-прежнему представлен рядовым одинарным полнотелым кирпичом, на долю которого приходится около 45% от общего объе-

ма производства. В целом на долю рядового кирпича приходится около 62% производимых в России керамических стеновых материалов, на долю лицевого кирпича — 23%, доля крупноформатных стеновых керамических блоков в структуре производства составляет порядка 7%.

Возможности производить крупноформатные керамические стеновые блоки в настоящее время имеются не менее чем у 16 предприятий отрасли. Однако не все они осуществляют выпуск данной продукции. Наибольшая доля выпуска блоков в структуре производства керамических стеновых материалов характерна для предприятий ООО «Винербергер кирпич». По данным компании, она составляет в последние годы от 80 до 94%. Также значительная доля выпуска крупноформатных блоков (более 40% от общего объема производства керамических стеновых материалов) отмечена у ОАО «Славянский кирпич» (Краснодарский край), ООО «ЛСР-Стеновые» (Ленинградская обл.), ООО «КЗ «Браер» (Тульская обл.), ООО «Пятый элемент» (Калининградская обл.), ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов» (Самарская обл.).

Рассматривая состояние внешнеторговых операций, можно отметить, что в последние годы наблюдается существенное преобладание объемов импорта керамических стеновых материалов над объемами экспорта этой продукции.

После сокращения объемов импорта керамического кирпича в условиях кризиса в 2009 г. из-за падения спроса со стороны предприятий строительного комплекса и индивидуальных застройщиков начиная с 2010 г. отмечается устойчивый рост объемов импортных поставок кирпича в Россию. По итогам 2013 г. по сравнению с докризисным периодом объем импортных поставок увеличился более чем в три раза и превысил 318 млн шт. усл. кирпича.

Безусловным лидером по объемам поставок керамического кирпича на российский рынок в последние годы стабильно остается Республика Беларусь. По итогам 2013 г. на долю поставок из этой страны пришлось около 53% от общего объема импорта керамического кирпича. На фоне стабильного роста объемов поставок керамического кирпича из Украины и ряда европейских стран, прежде всего Германии, Финляндии, Эстонии, и соответственно увеличения доли этих стран в общей структуре поставок в 2013 г. существенно сократились поставки кирпича из Китая. Всего же в 2013 г. поставки керамического кирпича в Россию осуществлялись из 24 стран мира. Доля импортной продукции на российском рынке в 2013 г. составила около 4%, что существенно больше, чем в предыдущие годы.

научно-технический и производственный журнал Е^ТЯО/ГГ~ J\ilг\i>\Z 10 август 2014 Ы ®

КРПУ 1,4НФ; 8%

Прочее; 1%

Рис. 4. Товарная структура производства керамических стеновых материалов в 2013 г., %. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных предприятий

Объемы экспорта керамического кирпича и блоков российскими компаниями, как уже отмечалось, были существенно ниже объемов импорта данной продукции. При этом необходимо отметить, что доля зарубежных поставок в последние шесть лет не превышала 1% от общего объема производства керамического кирпича в России. Таким образом, экспортные поставки не оказывали существенного влияния на состояние российского рынка этой продукции.

Поставки российского керамического кирпича осуществляются в ограниченное число стран, преимущественно в страны СНГ. Больше всего российского кирпича поставляется в Казахстан — более 28 млн шт. усл. кирпича в 2013 г., что составило порядка 89% от общего объема российского экспорта этой продукции.

По итогам 2011 г. потребление керамического кирпича в России превысило докризисный уровень. При этом в 2010—2012 гг. темпы роста потребления были достаточно высокими. И если существенный рост потребления в 2010 г. можно было объяснить эффектом «низкой базы» кризисного 2009 г., то в 2011—2012 гг. высокие темпы роста спроса на кирпич были связаны в основном активизацией жилищного строительства, в том числе индивидуального. В 2013 г. потребление этой продукции осталось на уровне, близком к уровню предыдущего года (рост составил всего 1,1%). При этом, как отмечено выше, в последние годы наблюдается тенденция существенного роста объемов импорта кирпича (рис. 6).

Проанализировав данные о структуре межрегиональных поставок кирпича, можно отметить, что в 2013 г. в шести из восьми федеральных округов наблюдался дефицит этого вида строительных материалов, покрываемый преимущественно за счет импорта, а также за счет поставок из других регионов России. Положительный баланс производства-потребления наблюдается только в Приволжском и Сибирском округах.

В результате проведенной комплексной оценки региональной структуры потребления (с учетом данных об объемах работ, выполненных в регионах России по виду деятельности «Строительство», данных об объемах строительства жилых домов и о структуре строительства жилых домов по материалам стен) можно сделать вывод, что основной объем потребления керамических стеновых материалов в России приходится на долю Центрального и Приволжского федеральных округов.

Рыночные доли керамических стеновых материалов и продуктов-заменителей в разрезе федеральных округов

Округ Доля стеновых материалов на рынке, %

Керамические стеновые материалы Силикатные стеновые материалы Блоки из ячеистого бетона

РФ 50 22 28

ЦФО 40 20 40

СЗФО 54 14 32

ЮФО 64 16 21

СКФО 64 25 11

ПФО 46 33 20

УФО 54 19 27

СФО 70 11 19

ДВФО 66 28 6

Примечание. Выделены регионы, в которых доля указанных применяемых стеновых материалов превышает среднюю величину в целом по РФ. Источник: оценка «ГС-Эксперт».

На долю указанных регионов в 2013 г. пришлось порядка 52% общероссийского потребления кирпича, что в натуральном выражении составляет порядка 4 млрд шт. усл. кирпича. Наименьшие объемы потребления традиционно характерны для Дальневосточного и СевероКавказского федеральных округов (рис. 7).

Для оценки рыночных долей керамических стеновых материалов и продуктов-заменителей (силикатный кирпич и блоки, блоки из ячеистого бетона, включая газобетон, газосиликат, пенобетон) данные об объемах их производства и потребления были приведены к единой условной единице измерения — 1 м кладки, что позволило сопоставить данные, учитываемые в различных единицах измерения. Для оценки структуры потребления был проведен комплексный анализ данных об объемах строительства жилых и нежилых зданий, данные о материалах стен жилых домов, объемах производства стеновых материалов, внешнеторговых поставок, межрегиональных поставок. Данный анализ проведен как в целом по стране, так и в разрезе федеральных округов.

В результате проведенного анализа эксперты пришли к выводу, что в целом по России на долю керамических стеновых материалов приходится около 50%. При этом в различных регионах страны доля керамических стеновых материалов в структуре потребления существенно варьируется (от 40 до 79%). Наибольшая доля применения керамических стеновых материалов — около 70% отмечена в Сибирском федеральном округе, наименьшая — в Центральном (см. таблицу).

—♦—импорт —«—экспорт

Рис. 5. Динамика внешнеторговых операций с керамическими стеновыми материалами в 2008-2013 гг., млн шт. усл. кирпича. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных ФТС РФ, Белстата и КТК МФ РК

Ы ®

научно-технический и производственный журнал

август 2014

11

10 000

8 000

6 000

з 4000 -

2 000

0

Сибирский 11%

Дальневосточный

\3%

2008

2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

2011

2012

2013

%

Уральский 9%

Центральный 28%

Приволжский 24%

Северо-Кавказский 5%

Южный 12%

Северо-Западный 8%

|-1 млн шт. усл. кирпича

Рис. 6. Динамика изменения «видимого» потребления керамических стеновых материалов в России в 2008-2013 гг., млн шт. усл. кирпича, %. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных Росстата и ФТС РФ

Как уже отмечалось выше, спрос на керамические стеновые материалы в России практически в полном объеме удовлетворяется за счет внутреннего производства. Несмотря на рост объемов импортных поставок в последние годы, доля импортной продукции на российском рынке не превышает 5% и не оказывает существенного влияния на рыночную ситуацию. Исключение составляют только некоторые региональные рынки.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы в отрасли активно ведется модернизация действующих и строительство новых производственных мощностей. При этом средняя загрузка действующих мощностей, по данным Росстата, составляет около 65%.

Достаточно низкая загрузка мощностей в условиях прогнозируемого дальнейшего ввода новых предприятий и снижения темпов роста спроса на кирпич в ближайшие годы приведет к дальнейшему усилению конкуренции на рынке и будет оказывать сдерживающее влияние на рост цен для конечного потребителя. Одновременно с этим, очевидно, будет снижаться и рентабельность производства.

Влияние новых субъектов Федерации (Республика Крым и г. Севастополь) на развитие рынка керамических стеновых материалов в 2014 г. практически не скажется ввиду многих правовых и юридических вопросов, без решения которых невозможно активное привлечение инвестиций в строительство и промышленность строительных материалов этих регионов. Еще одним важным аспектом, ограничивающим вероятность активизации инвестиционной деятельности в промышленности строительных материалов региона, является энергетическая зависимость от Украины. В настоящее время в Крыму действуют всего три кирпичных завода, суммарно производящие менее 10 млн шт. усл. кирпича в год. Все предприятия производят только рядовой полнотелый кирпич. Загрузка мощностей составляет не более 25—30%. По прогнозам специалистов «ГС-Эксперт», в регионе возможно дальнейшее развитие керамического производства и создание современных заводов, выпускающих крупноформатные керамические блоки и качественный облицовочный кирпич. Запасы сырья для производства керамических стеновых материалов в Республике Крым составляют порядка 33,6 млн м3. Балансом запасов учтено 11 месторождений и 1 комплексный объект учета. К категории разрабатываемых отнесены 4 месторождения и 1 объект учета с суммарными запасами категорий А+В+С1 9,4 млн м3, т. е. в регионе имеется возможность как создания новых производственных мощностей, так и поглощения действующих предприятий с их

Рис. 7. Региональная структура потребления керамических стеновых материалов в России в 2013 г., %. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

сырьевой базой. Однако, по прогнозам, активное развитие строительного комплекса региона начнется не ранее 2015—2016 гг.

В прогнозном периоде, как и прежде, спрос на керамические стеновые материалы в России будет удовлетворяться отечественными производителями, а доля импортной продукции на российском рынке не превысит 3—4%. Более того, в 2014 г. мы прогнозируем существенное сокращение объемов ввоза этой продукции из европейских стран ввиду значительного роста курса евро к рублю (около 10%), что снижает ее конкурентоспособность.

Таким образом, при благоприятном развитии экономической ситуации в стране в 2016 г. потребление керамических стеновых материалов может достигнуть 9 млрд шт. усл. кирпича. Среднегодовые темпы роста потребления в этом случае составят 1,6—4,7%.

При реализации пессимистического сценария объем потребления данной продукции не превысит 8,4 млрд шт. усл. кирпича, а среднегодовые темпы роста — до 1,8%.

GSEXPERT

исследования рынков минерального сырья и стройматериалов

Специализируется на проведении маркетинговых исследований и мониторинге рынков в области строительных материалов и минерального сырья в России и ряде стран СНГ.

Осуществляет постоянный мониторинг и всесторонний анализ текущей ситуации и основных тенденций на рынках исследуемой продукции, включая анализ данных о ее производстве и потреблении, экспортно-импортных поставках, сырьевой базе, состоянии ведущих участников рынка, а также законодательства, касающегося этих отраслей.

Предлагаем готовые аналитические обзоры рынков, проведение исследований по вашим индивидуальным заказам, а также услуги по мониторингу цен и объемов поставок продукции (внутренние поставки и анализ ВЭД) на ежемесячной или ежеквартальной основе.

Выполнены работы по:

• минеральному сырью: гипсовому камню, полевому шпату, различным видам глин, стекольным и формовочным пескам, карбонатным породам (доломиту, мелу, известняку), кварцу, бентониту, воллас-тониту, диатомиту и др.;

• строительным материалам: цементу, извести, гипсу, листовому стеклу, щебню, гравию, теплоизоляционным и кровельным материалам, архитектурному профилю из алюминиевых сплавов и ПВХ, кирпичу, ячеистому бетону и др.

125047, Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., д. 18, оф. 230 Тел:(499) 250-48-74,(916) 507-83-77, факс: (499) 250-48-74 www.gs-expert.ru E-mail: info@gs-expert.ru

научно-технический и производственный журнал QTfJfjyTf SJj^llbj" 12 август 2014 Ы ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.