УДК: 005
СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ АЭС
Мазуренко М.В.
Одной из задач государственного надзора (контроля) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является непосредственная проверка выполнения субъектами надзора регулирующих требований нормативных правовых актов. При этом результаты надзорной деятельности позволяют формировать независимую оценку состояния безопасности эксплуатации ОИАЭ, тем самым влияя и на обеспечение его безопасности.
Существующая система надзорной деятельности в целом эффективна для своевременного выявления недостатков, которые потенциально могут оказать влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности на стадии эксплуатации Белорусской АЭС. Вместе с тем, последующие этапы сооружения станции требуют продолжения работы по совершенствованию системы надзорной деятельности. Направления развития должны учитывать особенности видов деятельности специфичных для каждого из этапов сооружения Белорусской АЭС, а их основа должна лежать в плоскости реализации миссии Госатомнадзора, закрепленной в соответствующих документах стратегического уровня.
Ключевые слова: ядерная и радиационная безопасность, государственный надзор, Белорусская АЭС, результаты надзорной деятельности, развитие надзора с учетом международных подходов.
(Поступила в редакцию 11 июля 2017 г.)
Введение. Международными подходами, имплементированными в том числе и в национальное законодательство, ответственность за вред, причиненный радиационной аварией на объекте использования атомной энергии возлагается на эксплуатирующую его организацию.
Для того, чтобы эксплуатирующая организация обеспечивала приемлемый уровень безопасности на потенциально опасном объекте государством посредством базы регулирующих требований устанавливаются достаточно жесткие стандарты к каждому из аспектов деятельности в области использования атомной энергии.
Одной из задач государственного надзора (контроля) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является непосредственная проверка выполнения субъектами надзора требований таких стандартов. При этом результаты надзорной деятельности позволяют формировать независимую оценку состояния безопасности эксплуатации объекта использования атомной энергии, тем самым влияя и на обеспечение его безопасности [5].
Для определения основных областей надзора (контроля), осуществляемой в отношении строительства Белорусской АЭС, необходимо отметить основные виды деятельности, которые осуществляются при сооружении и вводе в эксплуатацию блоков атомной станции. К таким видам относят:
непосредственное возведение зданий и сооружений; изготовление оборудования на предприятиях-изготовителях;
по прибытию изготовленного оборудования на площадку строительства -осуществление входного контроля такого оборудования и его последующий монтаж;
наладка систем и оборудования, включающая его испытания в различных условиях; физический пуск реактора;
энергетический пуск-освоение мощности реактора до уровня мощности включения генератора в сеть;
опытно-промышленная эксплуатация.
Указанные виды деятельности осуществляются последовательно, в общем случае формируя соответствующие этапы сооружения Белоруской АЭС.
Следует отметить, что при сооружении и вводе в эксплуатацию надзорной деятельностью охвачены различные аспекты указанных этапов. Контроль (надзор) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности является одной из составляющих общего процесса государственного регулирования деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии [2].
В связи с тем, что Белорусская АЭС является единственным объектом такого рода в стране, на площадке ее строительства установлен особый порядок организации и осуществления контроля за обеспечением безопасности при сооружении и вводе станции в эксплуатацию, который позволяет всем надзорным органам осуществлять постоянный контроль (надзор) в своей сфере с применением санкций и иных мер воздействия (ранее таким правом обладал только Госатомнадзор) [1]. Порядок его организации и осуществления определен отдельным Положением, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2015 № 133 [3].
Так, на площадке сооружения Белорусской АЭС установлены 2 вида проверок -комплексные и в режиме постоянного контроля (надзора). Комплексные проверки осуществляются контролирующими (надзорными) органами по решению Рабочей группы для координации надзора за строительством Белорусской АЭС [4]. Их особенность в том, что в них одновременно участвуют сразу несколько надзорных органов, что позволяет получить одномоментную полную картину обеспечения безопасности Белорусской АЭС. Проверки в режиме постоянного контроля (надзора) осуществляются надзорными органами с целью оперативной оценки состояния безопасности в целях предупреждения и пресечения нарушений и устранения их последствий с периодичностью, устанавливаемой надзорными органами. Эти проверки проводятся в рамках компетенции надзорных органов, которые самостоятельно устанавливают требования к их проведению.
В Госатомнадзоре в целях оперативной оценки состояния безопасности Белорусской АЭС и для осуществления проверок в режиме постоянного надзора создано и функционирует соответствующее территориальное подразделение - отдел надзора за ядерной и радиационной безопасностью на площадке АЭС (7 работников). Указанное подразделение обладает необходимыми полномочиями по осуществлению надзорных функций [13].
Основными нормативно-правовыми документами, которые устанавливают требования к порядку проведения Госатомнадзором проверок являются [3], [4], [9]-[11].
Для обеспечения качественной организации и осуществления контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью в рамках функционирования интегрированной системы управления Госатомнадзора разработан один из основных процессов - «Надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии». Такой подход к организации служебной деятельности позволяет автоматизировать рутинные процедуры взаимодействия между подразделениями Госатомнадзора, вовлеченными в надзорную деятельность, в конечном итоге существенно повышая оперативность принятия решений в рамках отработанных механизмов [14].
Госатомнадзором осуществляются проверки как непосредственно на площадке сооружения Белорусской АЭС, так и на предприятиях, изготавливающих оборудование для систем, важных для безопасности будущей станции [9], [10].
Программы проводимых Госатомнадзором проверок преимущественно сконцентрированы на следующих основных направлениях:
соблюдение лицензионных требований и условий, требований выданных разрешений (деятельность в области использования атомной энергии является лицензируемой);
выполнение требований ранее выданных предписаний;
соблюдение требований нормативных правовых актов (включая технические) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности как изданных в Республике Беларусь, так и в стране-поставщике технологий - Российской Федерации; функционирование систем обеспечения качества;
обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов; обеспечение радиационной безопасности персонала и населения, находящегося в зоне влияния Белорусской АЭС;
планирование защитных мероприятий по обеспечению безопасности работающего персонала и населения в случае ядерных или радиационных аварий.
Проверки в режиме постоянного контроля (надзора), осуществляемые Госатомнадзором в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отношении площадки сооружения Белорусской АЭС подразделяются на плановые, внеплановые, контрольные [10].
Плановые проверки осуществляются в соответствии с планами проведения проверок. К ним относятся также проверки, которые были запланированы, однако не состоялись или были
перенесены на другой срок по независящим от Госатомнадзора причинам (перенос сроков выполнения проверяемыми организациями работ, несвоевременное представление эксплуатирующей организацией уведомлений о начале проведения работ и иные причины).
Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Госатомнадзора при предоставлении обоснования как одним штатным работником, так и уполномоченными работниками Госатомнадзора в составе рабочей группы.
Контрольные проверки проводятся с целью контроля устранения проверяемыми организациями нарушений, выявленных в результате проведения предыдущих проверок, с учетом информации об устранении нарушений, полученной от проверяемых организаций.
В рамках осуществления контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности у Госатомнадзора имеются достаточно широкие полномочия по принуждению проверяемых организаций к выполнению законных требований. Учитывая, что такие полномочия в целом одинаковые для организаций системы МЧС, имеющих надзорные функции, их рассмотрение не приводится.
Отмечается, что в целом существующий порядок организации и проведения проверок на площадке сооружения Белорусской АЭС эффективен для своевременного выявления недостатков, которые потенциально могут оказать существенное влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности на стадии эксплуатации Белорусской АЭС.
Так, в 2017 году на момент подготовки статьи (вторая декада июня) Госатомнадзором в отношении деятельности по сооружению Белорусской АЭС проведено более 35 проверок. По результатам работы выдано 21 предписание, 11 из которых - о приостановке тех или иных работ.
В текущем году одним из основных видов деятельности, за которым осуществляется преимущественный надзор со стороны Госатомнадзора, является проведение работ по входному контролю и последующему монтажу оборудования важного для безопасности. Качество проведения таких мероприятий напрямую влияет на последующее состояние ядерной и радиационной безопасности. При этом основное внимание в надзорной деятельности уделяется монтажу оборудования, относящегося к 1 -3 классам безопасности согласно классификации, установленной в [8].
Отмечается, что к нарушениям, выявляемым Госатомнадзором на текущем этапе сооружения станции, относятся недостатки в части, касающейся:
производства и контроля сварочных работ;
проведения и оформления результатов входного контроля;
соответствия выполненных работ проектной документации;
актуализации и внесения необходимых записей в исполнительную и распорядительную документацию.
Анализ характера и причин, способствующих возникновения таких нарушений, показывает, что их основа лежит в плоскости общей культуры строительства и видится скорее в отсутствии надлежащего контроля за функционированием систем качества подрядных организаций, выполняющих такие работы.
Как результат проведенной работы в рамках надзорной деятельности помимо непосредственного принятия мер к организациям, допустившим нарушение, Госатомнадзором начата работа по формированию базы регулирующих требований к системам управления лицензиатов в части обеспечения качества тех процессов управления, которые могут влиять на ядерную и радиационную безопасность.
Как уже отмечалось выше анализ результатов надзорной деятельности позволяет с уверенностью говорить о том, что существующая система надзорной деятельности в целом эффективна для своевременного выявления нарушений НПА (ТНПА) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на стадии эксплуатации Белорусской АЭС. Вместе с тем, последующие этапы сооружения Белорусской АЭС требуют продолжения работы по совершенствованию системы надзорной деятельности. При этом направления развития должны учитывать специфику видов деятельности для каждого из этапов сооружения Белорусской АЭС, а их основа должна лежать в плоскости реализации миссии Госатомнадзора, закрепленной в соответствующих документах стратегического уровня [15].
Ряд предложений по дальнейшему совершенствованию системы надзора был предложен международными экспертами в рамках миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры (Ш^), работавшей в Беларуси с 3 по 14 октября 2016 года [16].
Так, на ближайшем этапе развития (2017-2018 г.г.) основные усилия по развитию надзорной деятельности в отношении сооружения Белорусской АЭС планируется сосредоточить на дальнейшем совершенствовании: методологии надзора;
рабочих процессах и процедурах интегрированной управляющей системы Госатомнадзора на предмет реализации принципа централизации распределения и контроля выполнения возникающих в рамках надзора задач в одном из ключевых подразделений Госатомнадзора;
правового обеспечения надзорной деятельности;
системы профилактической деятельности в отношении поднадзорных объектов; нормативно-правовой регулирующей базы.
Соответствующие мероприятия сформированы в виде доработанной Стратегии осуществления Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции и Плана по ее реализации. По проектам указанных документов планируется рассмотрение и принятие решения на очередном заседании коллегии Госатомнадзора.
В качестве некоторых примеров мероприятий на 2017-2018 годы, планируемых к реализации в рамках совершенствования надзорной деятельности возможно отметить:
разработка и внедрение критериев в рамках дифференцированного подхода к выделению ресурсов инспекторского состава на проведение надзорных мероприятий на этапах сооружения Белорусской АЭС, связанных с пуско-наладочными работами, испытаниями систем и оборудования;
разработка детальных программ инспектирования и чек-листов для осуществления надзорной деятельности на последующие этапы сооружения Белорусской АЭС, связанные с испытаниями систем и оборудования, физического и энергетического пусков реактора;
актуализация локальных правовых документов Госатомнадзора в части, касающейся дополнительных критериев назначения различных видов проверок, внесение определенных изменений в классификацию проверок, порядка их проведения и оформление результатов по их завершению. Основу таких изменений составят предложения миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры (ГОЛ^) [16];
актуализация основного документа, определяющего порядок организации и осуществления надзора на площадке сооружения Белоруской АЭС - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2015 № 133 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении контроля (надзора) за обеспечением безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции». Так, анализ результатов проведения комплексных проверок указывает на целесообразность изменения подходов к их тематическому наполнению - концентрации на одном из наиболее актуальных на момент планирования проверки направлений и комплексному его рассмотрению заинтересованными надзорными органами с учетом компетенций их деятельности. В целом на дальнейших этапах сооружения Белорусской АЭС планируется уход от концепции комплексных проверок и применение подхода совместных проверок заинтересованных надзорных органов;
проведение внутреннего аудита основного процесса интегрированной системы управления Госатомнадзора «Контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии» с разработкой соответствующих предложений по его совершенствованию;
в рамках политики правоприменения Госатомнадзора - документа, определяющего приоритеты, цели и принципы, лежащие в основе принятия Госатомнадзором решений при осуществлении контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности - разработка критериев дифференциации использования инструментов принуждения лицензиатов к выполнению требований законодательства, соответствующих наработанной международной практике [16], [17];
организация и обеспечение проведения на периодической основе технических совещаний с руководством эксплуатирующей организации и Госатомнадзора по проблемным вопросам, возникающим в ходе осуществления надзорной деятельности, а также особенно-
стям применения НПА (ТНПА) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе изданных в Российской Федерации и имеющих юридическую силу на площадке сооружения Белорусской АЭС;
разработка общих регулирующих требований в отношении систем управления качеством лицензиатов, в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Принятие соответствующего ТНПА позволит как сформулировать и имплементировать в национальное законодательство современные международные подходы [18], так и создать основу для последующего формирования общей системы регулирующих требований, направленных на повышение уровня культуры безопасности лицензиатов.
Как было указано выше приведенные мероприятия являются лишь отдельными примерами, позволяющими составить общее представление о направлениях развития надзорной деятельности в отношении Белорусской АЭС. Полный перечень мероприятий существенно шире и включает в себя, в том числе, предложения на перспективу до 2021 года.
В заключение хотелось бы еще раз отметить тезис о том, что система регулирующего контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности Белорусской АЭС сформирована и достаточна на текущем этапе развития ядерной программы в Республике Беларусь. Ее существующая организация в целом соответствует международным подходам и требованиям стандартов МАГАТЭ, о чем свидетельствуют заключения миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры (ГОй^) [16].
Вместе с тем, как и для любой системы требуются дальнейшие шаги по совершенствованию и развитию с учетом последующих этапов строительства первого ядерно-энергетического объекта в Республике Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 62 «Об обеспечении безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции».
2. Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. № 426-З «Об использовании атомной энергии».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 133 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении контроля (надзора) за обеспечением безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1791 «О создании рабочей группы для координации осуществления государственного контроля (надзора) за строительством атомной электростанции».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 № 2056 (ред. от 29.06.2016) «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности» (вместе с «Положением о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности»).
6. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 4 «О наделении должностных лиц Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».
7. Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 293 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Общего дела при осуществлении контроля (надзора) за обеспечением безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции».
8. Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.02.2009 № 14 «Об утверждении и введении в действие технических кодексов установившейся практики».
9. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 15-о/д «Об утверждении Инструкции о порядке проведения контроля (надзора) за изготовлением, монтажом и наладкой оборудования объектов использования атомной энергии».
10. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 23 сентября 2016 г. № 45 «Об утверждении Инструкции об организации, порядке проведения и оформления результатов проверок в режиме постоянного контроля (надзора), осуществляемых Департаментом по ядерной и радиационной
безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС».
11. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 14 «Об утверждении Порядка осуществления контроля (надзора) за вводом в эксплуатацию блоков атомных электростанций с реакторами типа ВВЭР».
12. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 2 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм материального и процессуального права в административных правоотношениях уполномоченными должностными лицами Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
13. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2016 № 49 «О предоставлении дополнительных полномочий ОНЯиРБ на площадке АЭС и организации регулярных технических совещаний».
14. Приказ начальника Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 07.10.2016 № 50 «Об утверждении паспортов процессов интегрированной системы управления Госатомнадзора».
15. Регулирующая стратегия Госатомнадзора на 2015-2018 гг. и на период до 2020 г., одобренная Решением коллегии Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.01.2016 «Об итогах служебной деятельности департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС за 2015 г. и задачах на 2016 г., текущих задачах Госатомнадзора по организации проведения лицензионного процесса в отношении Государственного предприятия «Белорусская АЭС» в части эксплуатации блока № 1 и надзора за монтажом оборудования на площадке Белорусской АЭС, рассмотрении стратегических документов Госатомнадзора»).
16. Отчет Миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS) IAEA-NS-IRRS-2016/08, МАГАТЭ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gosatomnadzor.gov.by/ phocadownload/dokladi_i_obzori/IRRS%20report.pdf.
17. Руководство № GS-G-1.3. «Инспекции для целей регулирования ядерных установок и санкции регулирующего органа», - МАГАТЭ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub1253r_web.pdf.
18. General safety requirements № GSR Part 2 «Leadership and management for safety», - МАГАТЭ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub 1750web.pdf.
THE CURRENT STATUS OF REGULATORY CONTROL (SUPERVISION) OVER NUCLEAR AND RADIATION SAFETY AT THE SITE OF THE BELARUSIAN NPP
Maksim Mazurenka
Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the
Republic of Belarus, Minsk, Belarus
Purpose. The article is devoted to the analysis of the current status of the state supervision over nuclear and radiation safety of the first Belarusian nuclear power plant.
Methods. Legal framework presented in legal acts of the Republic of Belarus was analyzed.
Findings. It is stated, that one of the task of state supervision (control) over nuclear and radiation safety of such licensee as Belarusian nuclear power plant - is the verification of licensee's activity compliance with regulatory requirements. On the other hand, the results of the regulator's activity make it possible to form and to provide to the stakeholders an independent assessment of the safety status of the NPP, thereby affecting its safety.
The existing system of supervisory activities in general is effective for the timely identification of shortcomings that could potentially have a significant impact on the level of nuclear and radiation safety at the operational stage of the Belarusian NPP. At the same time, the subsequent stages of the plant construction require that the activity on the supervisory system of the regulatory body improving should be continued.
Conclusions. Directions of improvement activity regarding oversight practice should take into account the specifics of the activities at the different stages of Belarusian NPP construction as well as their basis should lie in the framework of the Gosatomnadzor's mission, stated in relevant strategic documents.
Keywords: nuclear and radiation safety, state supervision, the Belarusian NPP, results of supervisory activities, development of supervision taking into account international approaches.
(The date of submitting: July 11, 2017) REFERENCES
1. Decree of the President of the Republic of Belarus of February 16, 2015 No. 62 «On Provision of Safety during the Construction of the Belarusian Nuclear Power Plant».
2. Law of the Republic of Belarus of 30.07.2008 No.426-3 (revised on 22.12.2011) «On Nuclear Energy Use».
3. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of 25.02.2015 No. 133 «On Approving Regulations on Organization and Implementation of Control (Supervision) over Safety Assurance during the Construction and Commissioning of the Belarusian Nuclear Power Plant».
4. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of30.12.2011 No. 1791 «On Creation of a Working Team to Coordinate Supervision of the Belarusian NPP Construction headed by the First Deputy Minister of Emergency Situations of the Republic of Belarus».
5. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of December 31, 2008, No. 2056 «On Some Issues of Implementing State Supervision in the Field of Industrial Safety, Nuclear and Radiation Safety».
6. Decree of the Ministry of Emergency Situations of January 24, 2011 No. 4 «On Granting Officials of the Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus with Authorities to Draw Up Administrative Offence Protocols and Finalizing Initiation of Administrative Proceedings».
7. Decree of the Ministry of Emergency Situations of December 31, No. 293 «On approval of the Instruction on the procedure for the forming and maintenance by the Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus of the General files on issuing control (supervision) over safety during the construction and commissioning of the Belarusian Nuclear Power Plant».
8. TCP 170-2009 (02300) «General provisions of safety of nuclear power plants (GPS NPP)», approved by the Order of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus of February 17, 2009 No. 14.
9. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus of25.04.2015 No. 15-OD «On approving the Instruction «On the procedure of the control (supervision) over the manufacture, installation and setup of the equipment of nuclear facilities».
10. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency
Situations of the Republic of Belarus of 23.09.2016 No. 45 «On approving the instruction on organization, procedure and registration of audit results in constant control (supervision) mode performed by the Department of Nuclear and Radiation Safety of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus in the course of construction and commissioning of the Belarusian Nuclear Power Plant».
11. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus of 31.03.2016 No. 14 «On approval of the Procedure for supervision over the commissioning of power plants with VVER-type reactors».
12. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus of 28.01.2016 No. 2 «On the approval of the Methodological Recommendations on the Application of the Rules of Material and Procedural Law in Administrative Legal Relations by the Authorized Officials of the Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus».
13. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus of 30.09.2016 No 49 «On granting additional authority to ONAiRB at the site of the NPP and organizing regular technical meetings».
14. Order of the Chief of Department for Nuclear and Radiation Safety of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus of 07.10.2016 No. 50 «On approval of the passports of the processes of the integrated management system of Gosatomnadzor».
15. GAN's Control Strategy on 2015-2018 and up to 2020.
16. Review report of IAEA's IRRS mission IAEA-NS-IRRS-2016/08, IAEA, available at: http://gosatomnadzor.gov.by/ phocadownload/dokladi_i_obzori/IRRS%20report.pdf.
17. Safety Guide № GS-G-1.3. «Regulatory Inspection of Nuclear Facilities and Enforcement by the Regulatory Body», IAREA, available at: http://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub1253r_ web.pdf.
18. General safety requirements № GSR Part 2 «Leadership and management for safety», IAEA, available at: http://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1750web.pdf.