Левина И.Л., Захаренков В.В.
Кузбасская государственная педагогическая академия, УРАМН НИИ Комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН,
г. Новокузнецк
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПОПУЛЯЦИИ ПО ДАННЫМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В статье приведены результаты социально-гигиенического мониторинга состояния психического здоровья детей и подростков г. Новокузнецка. Использованы методы наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования, анализа документации. Выявлен низкий уровень психического здоровья детско-подростковой популяции. Результаты мониторинга свидетельствуют о значительной распространенности у детей и подростков эмоциональных, поведенческих и соматических нарушений. Полученные в ходе мониторинга результаты необходимо выносить на широкое обсуждение специалистов для осуществления повсеместной помощи обучающимся.
Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг; психическое здоровье;
учебная деятельность; поведенческие и эмоциональные нарушения; специфические нарушения учебных навыков.
Levina I.L., Zaharenkov V.V.
Kuzbass state pedagogical academy, Novokuznetsk,
Scientific Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk MENTAL HEALTH OF YOUNG POPULATION ACCORDING TO THE RESULTS OF SOCIAL-HYGIENIC MONITORING
The article deals with the results of social-hygienic monitoring of children and teenagers' mental health in Novokuznetsk. Such research methods as observation, conversation, interviewing, testing, and documentation analysis were used. The monitoring results showed low level of child-teenage population mental health and indicated presence of considerable emotional, behavioral and somatic disorders among children and young people. These results should become the subject of a wider discussion among the experts to find the ways to help young learners.
Key words: social-hygienic monitoring; mental health; studying activity; behavioural and emotional disorders; study skills specific disorders.
Системный мониторинг, как способ установления причинно-следственных связей между внешними воздействиями, здоровьем и качеством жизни людей, прогнозирования неблагоприятных явлений и процессов, представляет собой приоритетное направление устойчивого развития страны [1]. Вариантом системного мониторинга является социально-гигиенический мониторинг (СГМ), который позволяет осуществлять длительное наблюдение за изменениями показателей здоровья населения и окружающей среды с целью выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и принятия различных превентивных, профилактических и коррекционных мер.
Актуальность проблемы динамической оценки состояния психического здоровья подрастающего поколения не вызывает сомнений. По разным данным, нарушения психического развития и эмоциональных дисфункций в детско-подростковой популяции выявляются от 15-20 % [2] до 95 % [3]. Академик РАМН В.Я. Семке указывает на то, что именно состояние психической деятельности подрастающего поколения должно определять вектор и основные приоритеты государственной политики в стране и в отдель-
Корреспонденцию адресовать:
ЛЕВИНА Ирина Леонидовна.
654005, г. Новокузнецк, ул. Пирогова, д. 2, кв. 58.
Тел.: 8 (3843) 45-85-39; +7-905-966-07-82.
Е-так !еу|па [email protected]
ных ее регионах, в том числе в регионе Сибири [4]. В связи с этим, внедрение технологий социально-гигиенического мониторинга психического здоровья детей и подростков представляет собой важнейшую и первостепенную задачу общественного здравоохранения.
В г. Новокузнецке Кемеровской области с 1999 года функционирует автоматизированная информационная система социально-гигиенического мониторинга (АИС СГМ) «Здоровье населения — Среда обитания». В рамках городской межведомственной целевой программы «Здоровье и образование» действует подсистема АИС СГМ «Педагогический мониторинг», цель которой — наблюдение, анализ, оценка риска и прогнозирование изменений здоровья школьников и педагогических работников во взаимодействии с состоянием среды обитания и условиями образовательного процесса для определения целесообразности, приоритетности и эффективности санитарно-гигиенических, противоэпидемических, оздоровительных, педагогических и других мероприятий [5, 6].
АИС СГМ «Педагогический мониторинг» представляет собой информационно-аналитическую вертикаль, которая осуществляет сбор, анализ и обмен необходимой информацией о состоянии здоровья субъектов образовательной системы г. Новокузнецка и обеспечивает принятие адекватных решений на всех уровнях, от индивидуального до межведомственного. Система представлена четырьмя блоками (подсистемами): «Здоровье школьников и педагогических ра-
ботников», «Условия обучения», «Педагогический мониторинг» и «Психическое здоровье».
Основная цель функционирования блока «Психическое здоровье» — интегрированная оценка психического развития и психологического состояния обучающихся, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности школьников в образовательном процессе.
В ранее опубликованных работах [7-9] представлены сущность, задачи, структура и некоторые результаты мониторинга психического здоровья. В данной работе впервые дается структурный анализ индекса (уровня) психического здоровья обучающихся г. Новокузнецка.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе расчета индекса психического здоровья обучающихся лежат значения 37 показателей по пяти критериям психического здоровья — психологического (7 показателей), социально-психологического (5 показателей), клинического (11 показателей), эффективности учебной деятельности (6 показателей) и биологической предрасположенности (8 показателей). Для диагностики уровня показателей использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, экспертное заключение, анализ продуктов деятельности, анализ амбулаторных карт, индивидуальных карт развития школьника, «Паспорта здоровья школьника». Технология сбора информации единая для всех школ; используется универсальный набор методик в соответствии с возрастными особенностями обследуемых. Сведения
о состоянии психического развития, психологическом состоянии и самочувствии обучающихся получены от родителей (беседа, анкетирование), учителей (беседа, анкетирование, экспертное заключение), самих обучающихся (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование), из медицинской документации и классных журналов (средний балл успеваемости, количество пропусков занятий). Обследование детей с помощью психологических методик осуществлялось после получения от родителей письменного информированного согласия.
Результаты обследования каждого ребенка вносятся школьным психологом (психологом районных ППМС-центров) в базы программно-диагностического комплекса (ПДК) оценки индивидуального психического здоровья, с помощью которого определяются критериальные значения и группа психического здоровья каждого ребенка.
Экспертами разработана нормативная модель ПЗ, согласно которой доля здоровых и оптимально адап-
тированных детей (I группы ПЗ) в детско-подрос-тковой популяции составляет около 15%; здоровых детей с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (II группы ПЗ) — 45 %; детей со значительным напряжением адаптационных процессов и нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня (III группы ПЗ) — не более 30 %; детей с психодезадаптацион-ными состояниями клинического уровня (IV группы ПЗ) — не более 10 % [5].
На основе выходной информации ПДК в виде электронного документа «Сведения о результатах тестирования по классам» в Кустовом медицинском информационно-аналитическом центре с помощью соответствующего программно-технического обеспечения рассчитывается интегральный показатель уровня популяционного ПЗ обучающихся. Таким показателем является индекс ПЗ обучающихся (I), который вычисляется для конкретного образовательного учреждения, района, города в целом и сравнивается со стандартом благополучия, разработанным и согласованным группой экспертов.
Значение индекса здоровья оценивается следующим образом: если значение I лежит в интервале от 0,95 до 1, то индекс здоровья имеет оценку «приемлемый»; от 0,9 до 0,94 — «удовлетворительный»; от 0,85 до 0,89 — «пониженный»; от 0,8 до 0,84 — «низкий»; при значении показателя меньше 0,8 ставится оценка «очень низкий» [10].
По единой технологии сбора и обработки данных с 2006 года обследованы 28811 учащихся первых, пятых и девятых классов, всего 1214 классов 72 общеобразовательных школ г. Новокузнецка.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты 5-летнего мониторинга психического здоровья учащихся 72 школ г. Новокузнецка демонстрируют его устойчиво низкий уровень (в пределах от 0,65 в 2007 году до 0,76 в 2011 году).
Рассмотрим, из чего складывается такой низкий индекс психического здоровья. Из пяти перечисленных выше критериев наиболее чувствительным оказался психологический критерий, по которому часто определялись высокие показатели тревожности, признаки неблагоприятного психоэмоционального состояния (неуверенности, угнетенности, подавленности, напряжения), неадекватной самооценки, неустойчивости эмоций и депрессивный фон настроения.
Из рисунка 1 видно, что 45,1 % детей имеют повышенный, а 12,6 % — высокий уровень тревожности и страхов; только 39,9 % детей эмоционально устойчивы; адекватной самооценкой и уровнем притязаний владеют только 42,8 % обследованных; ровный и спокойный фон настроения, оптимистический внут-
Сведения об авторах:
ЛЕВИНА Ирина Леонидовна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой теоретических и психолого-физиологических основ физической культуры, ФБГОУ «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк, Россия.
ЗАХАРЕНКОВ Василий Васильевич, доктор мед. наук, профессор, директор, УРАМН НИИ Комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, Россия.
Рисунок 1
Уровневые значения показателей психологического критерия
ренний настрой характеризует лишь 50,2 % обучающихся.
Таким же чувствительным, как и психологический, оказался критерий учебной деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что практически по всем показателям оптимальный уровень значений имеют менее половины обследованных, а по пока-
зателю интеллектуального развития — только треть. Очень много обучающихся, у которых показатели ниже допустимого уровня (рис. 2). Так, 12,6 % обследованных имеют низкий уровень умственной работоспособности, 13,7 % — низкий уровень интеллектуального развития, 15,3 % — недостаточный темп учебной деятельности, в т.ч. второгодничество, 15,9 % —
Рисунок 2
Уровневые значения показателей критерия учебной деятельности
Темп учебной деятельности
Оптимальный Допустимый ■ Нежелательный
Интеллектуальное развитие
Information about authors:
LEVINA Irina Leonidovna, doctor of medical sciences, professor, head of theoretical and psycho-physiological bases of physical training hair, Kuzbass State Pedagogical Academy, Novokuznetsk, Russia.
ZAHARENKOV Vasily Vasilevich, doctor of medical sciences, professor, director, Scientific Research Institute of Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia.
слабо сформированные общеучебные и предметные умения и навыки при отсутствии сформированнос-ти надпредметных. Нейтральное и негативное отношение к учебной деятельности выявлено у 40,8 % обучающихся; отсутствует желание учиться у 10 % обследованных, а еще 41,1 % имеют интерес только к некоторым учебным предметам. Следует отметить, что эти негативные характеристики встречаются, как правило, в комплексе, сочетаясь в том или ином виде.
Социально-психологический критерий, по сравнению с двумя предыдущими, не выявил значительной патологии. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что каждый третий ученик ситуативно проявляет сопротивление требованиям школьной дисциплины; каждый пятый ребенок демонстрирует асоциальное поведение в виде эпизодов сквернословия, курения и употребления алкоголя, причем пятиклассники делают это достоверно чаще, чем первоклассники и девятиклассники. Постоянные конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, низкий социальный статус, отверженность группой характеризуют 10,3 % обследованных лиц, а еще 24 % время от времени проявляют физическую, вербальную и мимическую агрессию и негативизм.
Критерий биологической предрасположенности позволяет выявить факторы риска психическому здоровью — конституционально-биологические, экзогенно-органические, соматические и социально-психологические особенности и условия развития и/или их сочетание. Среди последних в детско-подростко-вой популяции распространенными являются заболевания и травмы мозга (11,8 %), особенности развития психомоторной сферы (12 %), осложнения беременности и родов (19,9 %), неблагополучие в семье (22,8 %). Самым значимым, по нашим данным, фактором риска нарушений ПЗ детей и подростков является неблагополучие в семье — пьянство и алкоголизм, токсико- и наркомания, низкий экономический статус, конфликтные взаимоотношения между членами семьи и др. Следует подчеркнуть тот факт, что частота этого признака достоверно выше у пятиклассников, по сравнению с перво- и девятиклассниками. В любом случае, каждый пятый ребенок воспитывается в неблагополучной семье.
Корреляционный анализ показал, что воспитание ребенка в неблагополучной семье тесно связано с такими проявлениями психического нездоровья, как заболевания и травмы головного мозга (г = 0,838; р < 0,0001), энурез и энкопрез (г = 0,803; р < 0,0001), нарушения сна (г = 0,731; р < 0,001), поведенческие нарушения (г = 0,61; р < 0,001), неуспеваемость (г = 0,62; р < 0,001), задержка развития речи (г = 0,57; р < 0,01), тревожность и страхи (г = 0,547; р < 0,01).
Также обращает на себя внимание бьльшая распространенность осложнений беременности, нарушений развития психомоторной и речевой сфер, заболеваний и травм мозга у первоклассников, по сравнению с более старшими детьми. Мы расцениваем данный факт как неблагоприятный признак, свидетельствующий о более низком уровне здоровья детей, рож-
денных в новом столетии, когда социально-экономическая ситуация в России относительно стабилизировалась, по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Значит, есть более значимые для психического здоровья детей неблагоприятные факторы, среди которых, вероятнее всего, пьянство и алкоголизм родителей.
Клинический критерий, значимость которого особенно велика для установления группы психического здоровья, свидетельствует о распространенности среди обучающихся астенического синдрома в виде чувства усталости после занятий, головных болей, слабости у 24,5 % обследованных. У 10 % девятиклассников астенический синдром проявляется частыми и продолжительными головными болями, чувством постоянной усталости, нестабильным артериальным давлением, головокружениями.
Но более распространенными нарушениями являются соматические нарушения, которые выявляются у 38,4 % обучающихся, причем у каждого 10 ребенка эти нарушения носят стойкий характер, сохраняются более 3 недель и сопровождаются субъективным чувством идентификации своего состояния как «нездоровья».
Эмоциональные нарушения в виде эпизодов раздражительности, вспыльчивости, возбудимости, связанных с актуальными психотравмирующими ситуациями, выявляются у 29,8 % обследованных, а у 6 % детей эти нарушения носят постоянный, привычный характер и сопровождаются уныло-тревожным настроением, пессимистической оценкой будущего, суицидальными мыслями, выраженным чувством одиночества. При этом следует отметить, что среди пятиклассников таких детей в 4 раза больше, чем среди первоклассников, и в 2 раза больше, чем среди девятиклассников.
Поведенческие нарушения в виде отклонений в поведении с сохранением приспособительного характера реакций, как показателя напряженности в межличностных контактах, выявлены у 19,8 % обследованных. В 6,1 % случаев поведенческие нарушения носят устойчивый, независящий от ситуаций характер, и проявляются либо в виде стойкого дистими-ческого радикала, либо в виде патохарактерологических реакций отказа, протеста, гиперкомпенсации. Среди пятиклассников такие выраженные внеситуативные поведенческие нарушения выявляются достоверно чаще.
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в виде ослабления произвольного внимания, импульсивности, двигательной растормо-женности обнаружены у 11,1 % обследованных, причем без различий от возраста обучаемых.
Признаки специфических нарушений учебных навыков — дислексии, дисграфии, дискалькулии — выявлены у 18,6 %, 19,3 %, 10,2 % обследованных, соответственно. Для нас оказалось совершенно неожиданным выявление синдрома дислексии у 7 % обучающихся (4,2 % первоклассников, 11,1 % пятиклассников, 5 % девятиклассников), дисграфии — у 7,3 % (8,9 % первоклассников, 7,8 % пятиклассников, 4 %
девятиклассников) дискалькулии — у 3,9 % (4,4 % первоклассников, 5,7 % пятиклассников, 0,7 % девятиклассников). Проявления специфических нарушений учебных навыков, как правило, сопровождаются снижением темпа и эффективности учебной деятельности, низкой успеваемостью.
Одним из достоинств блока «Мониторинг психического здоровья» является создание персонифицированного информационного банка данных о состоянии психического здоровья каждого обследованного школьника. У психолога, работающего с программно-диагностическим комплексом в конкретной школе, есть информация обо всех обследованных детях, независимо от даты обследования. Эта информация сохраняется в ПДК в электронном виде в табличном формате. Напротив фамилии обследованного указаны количество баллов по каждому критерию и группа ПЗ, которая установлена у данного школьника (табл.). Жирным шрифтом выделены те значения, которые превышают нормативные. Данная информация может служить основанием для прогноза успешности учебной деятельности обучающихся, выяснения причин и источников школьных трудностей и оказания адресного психолого-педагогического воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единая технология сбора и обработки информации по психологическому состоянию и психическому развитию обучающихся, реализованная в блоке «Мониторинг психического здоровья» АИС СГМ «Педагогический мониторинг», создает совершенно новые подходы к оценке индивидуального и популяционного психического здоровья детей и подростков. Результаты пятилетнего мониторинга свидетельствуют о низком уровне психического здоровья обучающихся. Более 60 % детей и подростков нуждаются в психологическом сопровождении; каждый четвертый школьник не сможет освоить школьную программу без помощи психолога; большому количеству детей требуется квалифицированная врачебная помощь. Один из значимых факторов риска психического здоровья детей и подростков — неблагополучие в семье, вследствие которого у детей и подростков развиваются повышенная тревожность, поведенческие нарушения, низкая успеваемость, задержка речевого развития, энурез и энкопрез. Особо неблагоп-
ЛИТЕРАТУРА:
Таблица
Критерии и группа ПЗ учащихся
1 №№ класса №№ школы
Критерии
№ п/п Ф.И.О. Возраст Психологический Эффективности учебной деятельности с 1 га § t S U с Биологической предрасположенности с CD zr s X s с; V Группа ПЗ
1 А. Андрей 7,8 4 0 0 0 2 1
2 А. Егор 7,5 4 4 1 0 2 1
3 А. Карина 7 7 2 1 3 5 4
4 Г. Арсений 7,2 1 2 2 3 2 2
5 Г. Даниил 8,6 3 2 0 0 3 3
6 Г. Виктор 7,6 11 2 2 2 1 3
7 Г. Алина 7,3 2 3 0 0 3 3
8 Г. София 7,9 0 3 3 2 3 4
9 Д. Никина 7,8 10 3 1 10 1 3
10 Д. Яков 8 9 2 0 3 2 3
11 Д. Аксения 8 5 0 2 3 3 4
12 Е. Карина 7,7 3 3 0 0 0 1
13 З. Михаил 7,3 2 1 0 3 4 4
14 И. Слава 7,6 10 2 3 3 3 4
15 К. Зарина 7,3 12 6 0 5 11 4
16 К. Лиза 7,6 6 3 0 3 3 4
17 О. Вика 7,3 5 3 1 2 1 2
18 П. Юлия 7,6 2 5 1 3 2 2
19 Р. Федор 8 0 2 0 0 1 1
20 С. Настя 8,1 3 3 1 0 0 1
21 С. Ольга 8,2 0 4 0 6 6 4
22 Ш.Данил 7,6 7 6 2 0 1 1
23 Ш. Дарья 7,8 11 4 0 6 4 4
24 Ш. Ксения 7,1 2 2 1 3 1 2
риятная ситуация относительно психического здоровья касается пятиклассников, условия семейного воспитания которых усугубляют и без того нарушенное функционирование в социуме.
Полученные в ходе осуществления мониторинга его результаты необходимо выносить на широкое обсуждение специалистов, депутатского корпуса и общественности для привлечения внимания и осуществления повсеместной помощи обучающимся.
1. Экология психического здоровья: взаимодействие образования, науки и практики в современной психиатрии //Психическое здоровье. - 2008. -
№ 8. - С. 78-79.
2. Слободская, Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты /Е.Р. Слободская //Вопр. психического здоровья детей и подростков. - 2008. - № 2(8) - С. 8-20.
3. Карпов, А.М. Вызовы эпохи охране психического здоровья /А.М. Карпов //Практическая медицина. - 2010. - Вып. 41. - С. 6-10.
4. Семке, В.Я. Нравственность и психическое здоровье /В.Я. Семке //Сиб. вестник психиатрии и наркологии. - 2006. - № 1(39). - С. 8-13.
5. Захаренков, В.В. Общие положения и индивидуальные особенности информационного обеспечения программы «Здоровье и образование» /В.В. Захаренков, И.В. Виблая //Вестник РАЕН Зап.-Сиб. отд-е. - 2007. - Вып. 9. - С. 81-85.
6. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: монография /В.В. Захаренков, И.В. Виблая, А.М. Оле-щенко, И.Л. Левина. - Новокузнецк, 2010. - 144 с.
7. Захаренков, В.В. Состояние психического здоровья и проблемы его мониторинга /В.В. Захаренков, И.Л. Левина //Сиб. педагог. журнал. - 2010. -№ 6. - С. 90-98.
8. Левина, И.Л. Психическое здоровье учащихся по данным социально-гигиенического мониторинга //Медицина в Кузбассе. - 2010. - Спец-вып. № 2. - С. 45-50.
9. Левина, И.Л. АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Психическое здоровье школьников». Принципы, структура и проблемы /И.Л. Левина, Е.Б. Переходова //Сиб. педагог. журнал. - 2010. - № 6. - С. 64-73.
10. Здоровье школьников и педагогов по результатам АИС «Социально-гигиенический мониторинг» (на примере г. Новокузнецка) /А.Е. Фадеева, Н.М. Жилина, Г.И. Чеченин и др. //Социальные аспекты здоровья населения. - 2009. - Т. 11, № 3. - С. 13.
Medicine