Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и возможности инновационного развития экономики России'

Состояние, проблемы и возможности инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DE VELOPMENT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPOR T SUBSTITUTION / ФАКТОРЫ / СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / FAC TORS CONSTRAINING THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY / ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / PROBLEM S / WAYS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киседобрев Владимир Петрович, Киседобрев Александр Владимирович

В статье рассмотрены основы успешного экономического развития современного мира. Особое внимание уделено современному состоянию, проблемам и возможностям развития российской экономики в условиях санкций. Раскрыты причины и факторы, затрудняющие формирование инновационной политики в российской экономике. Проанализированы роль и место органов государственного управления в развитии российской экономики. Приведены основные пути инновационного развития экономики России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIONDEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

This article describes the basics of successful economic development of the modern world. Particular attention is given to the current state, problems and opportunities of Russian economy under sanctions. It shows the reasons and factors that hinder the formation of innovation policy in the Russian economy. And it also analyzes the role and place of state bodies in the development of Russian economy. It gives the basic ways of innovative development for Russian economy in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и возможности инновационного развития экономики России»

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIONDEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

УДК 338.24

КИСЕДОБРЕВ Владимир Петрович

профессор кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат военных наук, kvpsimf@yandex.ru

KISEDOBREV, Vladimir Petrovich

Professor at the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Military Sciences, kvpsimf@yandex.ru

КИСЕДОБРЕВ Александр Владимирович

докторант научно-исследовательского института Министерства обороны РФ, кандидат технических наук, alkis_98@mail.ru

KISEDOBREV, Alexander Vladimirovich

Doctoral Student in the Research Institution of Ministry of Defense of RF, Candidate of Engineering Sciences, alkis_98@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены основы успешного экономического развития современного мира. Особое внимание уделено современному состоянию, проблемам и возможностям развития российской экономики в условиях санкций. Раскрыты причины и факторы, затрудняющие формирование инновационной политики в российской экономике. Проанализированы роль и место органов государственного управления в развитии российской экономики. Приведены основные пути инновационного развития экономики России в современных условиях.

Ключевые слова: проблемы, инновационное развитие, импортозамещение, факторы, сдерживающие развитие экономики, пути инновационного развития.

Abstract.

This article describes the basics of successful economic development of the modern world. Particular attention is given to the current state, problems and opportunities of Russian economy under sanctions. It shows the reasons and factors that hinder the formation of innovation policy in the Russian economy. And it also analyzes the role and place of state bodies in the development of Russian economy. It gives the basic ways of innovative development for Russian economy in modern conditions.

Keywords: problems, innovative development, import substitution, factors constraining the development of the economy, ways of innovative development.

© Киседобрев В. П., Киседобрев А. В., 2016.

В современном мире в основе успешного экономического развития любой страны лежит регулярное инновационное обновление, которое способствует достижению высокой производительности и повышению конкурентоспособности. Инновации в настоящее время являются ключевым моментом в развитии всех секторов экономики.

В рамках данной статьи авторы ставят своей задачей оценить современное состояние российской экономики и определить возможности ее инновационного развития.

Инновационная экономика - это такой тип экономики, который основан на постоянном потоке новшеств, технологическом совершенствовании и производстве высокотехнологичной продукции, отличающейся высокой добавочной стоимостью [1].

Основа инновационной экономики состоит в том, что большую долю прибыли приносит интеллектуальная и информационная сферы, а не материальное производство или финансовые институты. Характерной чертой такого типа экономики является венчурный бизнес, то есть высокорисковый бизнес.

События последних лет, а именно введение против Российской Федерации со стороны стран ЕС и США ряда секторальных санкций ослабили российскую экономику и привели к ослаблению российской национальной валюты.

В этих условиях приоритетным направлением развития экономики Российской Федерации должен стать переход к модели инновационного типа, направленной на импортозамещение, устранение устаревших производств, стимулирование научно-технического прогресса, а также адаптацию к требованиям мировой экономики. Переход российской экономики в инновационную модель развития позволит повысить конкурентоспособность страны в условиях внешних санкций с помощью использования имеющихся ресурсов.

Для инновационного развития экономики политика государства должна вести работу, направленную на интеграцию высокотехнологичных производств в мировое научно-техническое пространство и удержание ведущих позиций приоритетных для России

направлений. Для России отраслями, в которых страна имеет достаточные конкурентные преимущества, являются космическая и авиационная техника, экспорт различных видов вооружений. В меньшей степени, но также являются конкурентоспособными сферы добычи (переработки) нефти и газа.

Главным в развитии инновационной экономики является интеллектуальный капитал, состоящий из человеческого капитала (знания) и структурного капитала (патенты, лицензии). Россия располагает огромным интеллектуальным потенциалом, который существует в виде уровня квалификации и знаний. Этот потенциал необходимо трансформировать в капитализированные активы, поскольку квалификация на мировом рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, а знания - в виде прав интеллектуальной собственности

[2]. Если отсутствует хотя бы один актив из указанного списка, то выход на рынок считается нецелесообразным. В России отслеживается и еще одна проблема - отсутствие механизма преобразования интеллектуального потенциала в капитал (то есть процесс преобразования высоких технологий и идей в рыночный продукт).

Следует отметить, что инновации в Российской Федерации имеют место и в данный момент. Однако они реализуются не на всех предприятиях и в большинстве своем являются частными инициативами отдельных представителей бизнеса [1]. Проблема возникает по следующим причинам: персонал не готов к крупномасштабному осуществлению инноваций и не заинтересован в повышении навыков, недостаточно широкая инфраструктура (недостаточный размер венчурного фонда, технопарка), недостаток у предприятия необходимого количества финансовых ресурсов.

К основным факторам, затрудняющим формирование инновационной экономики в Российской Федерации, являются органы власти, человеческие ресурсы и венчурные фонды

[3]. Проблема органов власти заключается в бюрократии, это основной сдерживающий фактор для инновационной экономики, на что неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. Каждый

предприниматель понимает, что для того, чтобы получить помощь от государства, ему необходимо заполнить и предоставить огромное количество бумаг, поэтому он склоняется в пользу того, чтобы самостоятельно заработать средства, которые он планировал получить. Так, государство, с одной стороны, заявляет о готовности помогать новому бизнесу, но с другой - получение этой помощи практически невозможно из-за документальных проблем. Следовательно, мы получаем зарождающийся инновационный бизнес, который не справляется с материальными затратами.

Проблема человеческих ресурсов заключается в страхе населения к новшествам и нововведениям. Это связано с менталитетом народа. Сотрудники, которые работают в организации, боятся потерять стабильный уровень зарплаты или привычные условия труда, в которых им комфортно, поэтому персонал сопротивляется инновациям. Проблема состоит в том, что при внедрении инноваций существует риск забастовок со стороны рабочих, которые не примут нововведения. Государство, которое могло бы проводить определенную политику, направленную на донесение людям информации о том, что инновации приведут к повышению их благосостояния, наоборот, боясь социальных недовольств, тормозит некоторые инновационные процессы.

Проблема венчурных фондов состоит в отсутствии как таковой «венчурной индустрии». Иначе говоря, обычные инвестиции есть (деньги выделили и через определенное время ждут отчета), а вот венчурных инвестиций («умных денег») нет. На сегодняшний день существующие венчурные фонды ничем принципиальным не отличаются от банков или других контор, оказывающих услуги по финансированию. У всех у них отсутствует нацеленность на развитие и успех бизнеса, который они финансируют. Это им просто не интересно, для них важен лишь факт увеличения собственной прибыли [3].

Решение вышеперечисленных проблем возможно, но требует огромного внимания и контроля со стороны государства. Например, проблема персонала (менталитета трудоспособного населения страны) решается за счет

внесения изменений в саму структуру обучения персонала. Характерной чертой работника с высшим образованием в нашей стране является то, что, в основном, он не готов к решению конкретных задач на практике, молодой специалист обладает таким набором знаний, которые позволяют ему найти необходимую информацию. Следовательно, практическое обучение работника происходит непосредственно на рабочем месте благодаря опыту старших коллег. Это не гарантирует развития персонала в русле инноваций, такая ситуация иллюстрирует то, что необходимо повышать квалификацию в тех областях, которые не развиты на предприятии. Это позволяет повысить эффективность тех областей на предприятии, где с этим не справляется практический опыт работников. Персонал не заинтересован в изучении того, что он в любом случае получит в качестве опыта от старших коллег.

Еще одной рекомендацией в обучении персонала является его подготовка по всевозможным направлениям. Необходимо постоянно заинтересовывать персонал в инновационном направлении, знакомить работников с нововведениями, техникой и технологиями, не заставляя их переходить на новшества, а идти к этому планомерно (знакомство с новшеством -обучение - внедрение в компании).

Важно отметить, что все вышеперечисленное не имеет силы, если нет понимания проблемы такого инновационного пути развития руководством. Очень часто инициаторами новых идей, то есть самих инноваций в организации, являются работники: инженеры, менеджеры среднего звена. Высшее руководство (топ-менеджмент) отвергает нововведения в силу того, что не видит потенциала предлагаемых государством стратегий развития, принимается решение в пользу стагнации и «проверенных методов». Это может быть связано с тем, что многие топ-менеджеры не готовы брать ответственность и риски за новые проекты. Пока топ-менеджмент не получит конкретного приказа или указания от руководителей сверху о внедрении инновационной технологии, он не видит перспектив от самостоятельного внедрения новшеств в производство или управление. В России это является,

порой, основным фактором, который тормозит развитие инновационной экономики.

Мировой опыт свидетельствует о том, что основная доля финансирования инновационной деятельности приходится на частные инвестиции, государство занимает малую часть. Основную долю инвестиций государство вкладывает в фундаментальную науку, то есть на базу инновационной деятельности. В Стратегии инновационного развития РФ такой закон абсолютно не соблюдается [4]: подразумевается, что финансирование фундаментальной науки должно происходить за частные инвестиции, а прикладную науку должен финансировать государственный сектор. Так как вложения в фундаментальную науку не приносят финансовой отдачи в виде прибыли, частный бизнес не будет демонстрировать высокую активность в этом направлении, что является довольно противоречащим фактом в Стратегии развития.

Проблема венчурного инвестирования должна решаться на уровне высшего руководства страны, которое заинтересовано в таком моменте инновационного развития. Государство должно поддерживать всяческие проявления венчурного бизнеса и строго определять таковые, то есть контролировать ситуации, когда венчурные фонды «скатываются» к работе обычных кредитных организаций. Так же отдельным путем работы в развитии венчурного инвестирования должно стать привлечение иностранных венчурных средств, что возможно даже в нестабильной политической ситуации, так как Российская Федерация - это «кладовая» еще не реализованных возможностей в инновационной сфере. И никакая политическая ситуация не заставит настоящих бизнесменов отказаться от перспективного расходования средств.

Переходя к политической ситуации, которая сложилась в настоящее время, необходимо отметить, что при всех негативных тенденциях со стороны стран-партнеров, введения санкций и политических неурядиц Российская Федерация способна получить из этого свои выгоды. Так, все ограничения со стороны развитых государств-партнеров, связанные с прекращением поставок тех

или иных видов высокотехнологичной продукции, оборудования, комплектующих или различных материалов, заставляют нашу страну не просто искать товары-заменители за рубежом, но и активно развивать внутреннее производство аналогичных товаров, которое ранее не активизировалось за счет проблемы единовременных инвестиций. Дешевле было покупать за рубежом, инвестиции в развитие отечественной продукции слишком высоки, при этом в сумме выгоднее производить продукцию самостоятельно.

Сегодня самыми слабыми местами в конкурентоспособности российской экономики являются низкая квалификация управленческого персонала, экстенсивный (количественный) путь использования ресурсов, низкая эффективность массовой доли производственных процессов, слабый маркетинг, малое количество сфер с реальным применением интеллектуального потенциала. Характерной чертой для нашей страны также является очень медленное и сложное восприятие инноваций, слабая система защиты интеллектуальной собственности, неразвитая информационная инфраструктура в сфере инвестирования научной деятельности, несовершенная налоговая политика.

Основная проблема также заключается в неэффективной структуре спроса на инновации: массовая закупка готового оборудования в других странах вместо внедрения собственных разработок. Инновационная активность российских предприятий крайне мала, качество образования падает из-за недофинансирования, модель поведения россиян противоречит основной мысли инновационного развития. В стране неразвита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов, а инфраструктура вузов хоть и создана, но ее использование не является эффективным.

В настоящее время реальных предпосылок для позиционирования отечественной экономики как инновационно-ориентированной крайне мало. Во многих регионах страны уже сейчас создана инфраструктура по поддержке инновационной деятельности, но она неэффективно используется, так как преобладает

«страх» населения к новшествам и нововведениям. Низкая активность к инновационным внедрениям со стороны топ-менеджмента организаций так же является одним из основных фактором торможения инновационного развития.

В целом, Российская Федерация обладает следующими основными факторами конкурентоспособности для осуществления инновационной политики: производственный

потенциал, научно-технический потенциал, огромные запасы природных богатств, высококвалифицированная рабочая сила. В современной политической ситуации наша страна оказалась в рамках ограничений, что вынуждает отечественные производства и инновационный сектор активизироваться. Сочетание всех этих факторов позволяет утверждать, что современное время благоприятствует инновационному развитию российской экономики.

Список литературы

1. Свирина А. А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации // Креативная экономика. 2007. № 10 (10). С. 41-45.

2. Потапенко В. И., Булава И. В., Мингалиев К. Н. Анализ современного состояния и перспектив инновационного развития российской экономики // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». URL: http://econference.ru/blog/ conf06/193.html (дата обращения: 25.04.2016).

3. Нагибина Н. П., Мыльникова Е. М. Проблемы формирования инновационной экономики в России // Креативная экономика. 2013. № 3 (75). С. 81-85.

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/70106124/ (дата обращения: 25.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.