ВЕСТНИК 10/2012
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 711(4/9) + 712 А.Д. Ковачев
Университет лесного хозяйства
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ В БОЛГАРИИ В НАЧАЛЕ ХХ1 в. (В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА)
Часть 1
Приведен обзор основных направлений развития градостроительства в современной Болгарии. Охарактеризованы основные подходы к планированию территории, приведены примеры разработки генеральных планов крупных городов страны. Подчеркнута значимость решения экологических проблем городов, развития их транспортных систем, курортного строительства, озеленения, особая роль исторических и археологических памятников в развитии современного города.
Ключевые слова: районная планировка, генеральный план города, Болгария, план детальной планировки, план регуляции и застройки, метрополитен, уличная сеть, экологическое строительство.
Районная планировка и градостроительство. В Болгарии на сегодняшний день, на основе действующего Закона об устройстве территории (2001 г. с последующими изменениями и дополнениями), разрабатывается много различных, в иерархическом порядке, схем и планов районной планировки, градостроительства и архитектуры. Планирование территории страны осуществляется на основе плановых документов на трех уровнях — это стратегическое, тактическое и оперативно-прикладное планирование.
Стратегическое планирование охватывает территорию всей страны (или больших ее частей — районы, области, группа общин).
Представителями этого ПЕРВОГО УРОВНЯ планирования являются: национальная комплексная устройственная схема (НКУС);
схемы районной планировки — эти схемы называются в Болгарии районными устройственными схемами (РУС).
НКУС — документ устройства и управления национальной территории на длительный срок — как минимум 15.. .20 и более лет. Она не разработана на сегодняшний день (2012 г.) в Болгарии, хотя эта схема очень важна для создания общей картины состояния, проблем и стратегии развития территории страны.
РУС могут быть комплексные и специализированные. Как документ устройства и управления территории, части национальной территории, они разрабатываются тоже на длительный срок — 15.20 и более лет. Такие схемы пока мало известны на практике в стране, разработана и принята лишь одна в новых условиях — это районная устройственная схема с центром г. Пловдива, второго по численности населения города в Болгарии. Она включает территорию пяти общин: Марица, Родопи, Куклен, Садово и Пловдив. Мы предложили много новых идей развития систем «Озеленения» и «Отдыха» в территориальных границах разработки, прежде всего, в южной стороне, с пред-
ложением формирования парка отдыха «Родопы» в горах Родопы — исключительно важного места для кратковременного отдыха населения пяти общин.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ планирования — тактический. Он относится к более мелким элементам территории (общины, города) и является более детальной разработкой по отношению к высшему уровню территориального планирования (районной планировки). На этом этапе определяется общая структура территории.
К тактическому планированию относится генеральный план города. В Болгарии этот план называется «Общий устройственный план (ОУП)».
Он является документом устройства и управления территории города на длительный срок — 15.. .20 и более лет.
ОУП в основном определяет структуру территорий, предназначение и режимы устройства отдельных функциональных зон и районов, решает проблемы технической и социальной инфраструктуры, системы обитания, отдыха, труда, комплексного общественного обслуживания, озеленения территорий, создает условия охраны объектов культурно-исторического наследия и т. д.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ в иерархии планирования — это оперативно-прикладное планирование. Оно относится к обособленным частям населенного места, иногда предметом планирования может быть даже отдельный урегулированный участок. Этот уровень является самым детальным и осуществляет связь с архитектурным проектированием. В него входит план детальной планировки. В Болгарии этот план называется «Подробный устройственный план (ПУП)».
Система детального проектирования включает целый ряд планов: план регуляции и застройки (ПРЗ); план регуляции (ПР); план уличной регуляции (ПУР); план застройки (строительства) (ПЗ); рабочий устройственный план (РУП).
В конце ХХ и в начале ХХ! в. в условиях долго продолжающегося переходного периода от плановой к рыночной экономике и принятия новых по своему содержанию Законов о собственности и реституции (возвращение недвижимости бывшим собственникам), действующие генеральные планы городов Болгарии оказались помехой в развитии территорий. Смена собственности оказала серьезное влияние на применение этих планов в реальной градостроительной и архитектурно-строительной практике. В связи с этим в стране началась работа по созданию новых генеральных планов городов. Этот сложный и продолжительный процесс совпал с началом мирового финансового-экономического кризиса, влияние которого в Болгарии чувствуется со второй половины 2008 г. прежде всего в финансовом и строительном секторе, и продолжается и по сей день.
Работа по созданию Генерального плана города Софии и Столичного муниципалитета началась в далеком 1991 г., после длительного перерыва была продолжена в 1998 г. и закончилась в 2003 г., когда Генеральный план Софии был принят Мэрией города. Так как в Болгарии Генеральный план столицы принимается Законом Народного собрания (Государственной думой), он был принят в декабре 2006 г., а Закон о устройстве и строительстве Столичного муниципалитета вошел в действие с 1 января 2007 г. Это совпало по времени с признанием страны равноправным членом Европейского Союза. В связи с долгим сроком согласования пришлось доработать его, и окончательный проект Генерального плана Софии был принят в 2009 г. (рис. 1). Как одни из авторов проекта и руководители коллектива разрабатывающий системы «Озеленения» и «Отдыха», мы предложили расширение существующих и создание новых парковых территорий, разработали урбанистическую модель развития систем озеленения на перспективный период до 2020 г. (рис. 2), а также Модель 15-минутного пешеходного перехода до границ городских парков (рис. 3). Предложено три варианта развития системы «Озеленения» — третий (оптимистический) вариант обеспечивает к 2020 г. около 33 м2 зеленых насаждений общественного пользования на человека.
Рис. 1. Генеральный план Софии и Столичного муниципалитета, 1998—2009. Окончательный проект. ОП «Софпроект» — ОГП
Рис. 2. Урбанистическая модель развития систем озеленения Софии в широком территориальном обхвате с перспективным горизонтом до 2020 г. 2005. Арх. Атанас Ковачев (на основе диссертации доктора архитектуры)
Рис. 3. Территориально-пространственная модель 15-минутного пешеходного маршрута до границ больших парковых территорий в границах 5 и 10 км обхвата по отношению геометрического центра города. 2005. Арх. Атанас Ковачев (на основе диссертации доктора архитектуры)
Как этап разработки Генерального плана столицы в 2000 г. в стране прошел Национальный градостроительный конкурс «София и Европейская интеграция». Первой премией в разделе «Структурные программы» был отмечен проект «Отдых и устойчивость — тематические парки», являющийся оригинальной и иновационной научной и проектной разработкой. Впервые в болгарских условиях была теоретически обоснована и защищена идея создания нескольких тематических парков как среды отдыха на территории Столичного муниципалитета. Каждый из этих парков включает различные территории, зоны, мероприятия, функции, которые направлены на развитие отдыха, т.е. каждый из них имеет один основной приоритет и несколько дополнительных. Например, приоритетами являются городские парки и зеленые насаждения, минеральные воды и источники, спорт и аттракционы, культурно-историческое наследие. Далее эта конкурсная идея по рекомендации жюри вошла как обязательный элемент во все фазы разработки Генерального плана города и муниципалитета.
Генеральный план города Пловдива и муниципалитета Пловдива был разработан в течение 2005—2007 г., а окончательный проект плана принят в 2007 г. В проекте Ге -нерального плана (рис. 4) авторский коллектив сохранил все существующие элементы систем озеленения и нашел резервы развития новых парковых территорий, выявляя главные градообразующие факторы города — река Марица и удивительные пловдив-ские холмы (Пловдив известен тем, что с давних времен его структура развивается на семи холмах) — эти элементы являются визитной карточкой древнего и современного Пловдива. Разработали три варианта развития системы «Озеленения». Третий (оптимистический) вариант обеспечит к 2020 г. около 30 м2 зеленых насаждений общественного пользования на человека.
Рис. 4. Генеральный план Пловдива и Пловдивского муниципалитета, 2005—2007. Окончательный проект. Ситиплан — Пловдив. Система Озеленения. Арх. Атанас Ковачев — руководитель и коллектив
ВЕСТНИК 10/2012
Работа по созданию Генерального плана города Варны и муниципалитета Варны (третьего по численности города в стране с тенденцией стать вторым в ближайшем будущем) началась в 2006 г. В 2011 г. был принят Предварительный проект плана. В проекте наш коллектив предложил много инновационных идей по системам «Озеленения» — они связаны с созданием несколько новых парков на юге (рис. 5). Варна, в отличие от Софии и Пловдива, имеет много реальных территориальных резервов развития новых парковых территорий на основе лесного фонда. В течение многих десятилетий город развивался на север к известным курортным комплексам на Черноморском побережье («Св. Константина и Елены», «Золотые пески», «Албена», «Русалка» и др.), отворачивая «спину» к южным территориям. Территории, занятые производственными и транспортными функциями (ж/д. вокзал, морской вокзал и др.), действовали как ограничитель развития селитебной территории на юге. В северную сторону резервы развития уже исчерпаны, на востоке — море, на западе — аэропорт, и сегодня Варна может получить развитие в южную сторону — это единственная возможность. Наверное, лет через 15...20, при выполнении предложений плана Варна может стать одним из самых зеленых городов Болгарии и Европы (рис. 6). К 2030 г. (конец реализации предложенных мероприятий плана) Варна сможет обеспечить около 45 м2 (в три раза больше чем сегодня) озелененных территорий общественного пользования на жителя, и это на основе прогнозируемого значительного демографического увеличения населения (почти вдвое к 2030 г.).
Рис. 5. Генеральный план Варны и Варненского муниципалитена, 2006—2012. Окончательный проект. «ТПО-Варна» и НЦТР-София. Система Озеленения. Арх. Атанас Ковачев — руководитель и коллектив
Подобные идеи мы защитили в Генеральных планах других городов Болгарии: Бургаса, Благоевграда, Ша-блы, Плевена и т.д., над проектами ко -торых нам посчастливилось работать, выигрывая Национальные конкурсы на их проектирование.
Параллельно с разработкой проектов Генеральных планов крупных городов, в стране идет большая работа по созданию планов детальной планировки районов, зон, частей городов,
так называемых в Болгарии «Планов дово-паркового искусства. Фрагмент парка регуляции и застройки». Они очень
важны, потому что Генеральные планы городов дают стратегию развития макроструктуры города, а на основе Плана регуляции и застройки после его утверждения можно осуществлять инвесторскую деятельность — т.е. можно строить. Во многих, уже разработанных в стране Планах регуляции и застройки жилых территорий и комплексов, прежде всего в планах, т.н «панельных комплексов», которые строились во второй половине ХХ в. (особенно активно 1960—1970-х и до 1990-х гг.) «Молодость»-2 и «Молодость»-3 (рис. 7) в Софии, «Зорница» в Бургасе и многих других, которые мы разработали на конкурсной основе, наш коллектив апробировал идею создания урегулированных участков для озеленения (создания районных и микрорайонных парков и садов, где четко указаны их границы, размеры, собственность и другие характеристики). Исходя из всего вышенаписанного, можно сохранить эти территории для озеленения и не допускать больше их реституции, как часто случалось за последние два десятка лет в Болгарии. Практика реституции территории, а потом и строительство на них, создала большое напряжение в обществе. В Болгарии во время переходного периода к рыночной экономике за последние 20 лет гражданские движения получили довольно широкое развитие.
На сегодняшний день разрабатывается еще так называемый Интегрированный план городского восстановления и развития (ИПГВР). Он обеспечивает координацию и интеграцию государственной и муниципальной политики и плановых ресурсов для достижения цели с использованием специфических финансовых инструментов. Эти планы разрабатываются муниципальными администрациями на очень широкой общественной основе с участием не только профессиональных гильдий, но и всех структур гражданского общества.
На основе Закона о региональном развитии в Болгарии «Интегрированный план городского развития — это план экономического и социального развития или восстановления населенного места — города или его части, разработанный для приложения программы «Регионального развития» и других действующих программ». Он ставит целью улучшение экономического, социального и экологического состояния данной территории города на основе интеграции всех действий в плане таким образом, чтобы взаимосвязь между отдельными элементами имела синергию, чтобы воздействие плана в целом превышало бы сумму воздействий отдельных его составных частей, если бы они осуществлялись отдельно. Он разрабатывается для части города как обособленной территории (зоны воздействия).
Где место в иерархии интегрированных планов развития городов и в чем их разница по отношению к давно разрабатываемым и действующим в Болгарии градостроительным планам? По отношению к временному горизонту — если Генеральный план
Рис. 6. Варна. Морской сад — памятник са-
города разрабатывается на длительный срок, как минимум 15...20 и более лет, то Интегрированный план городского развития — это среднесрочный плановый документ. По отношению к территориальным границам — если Генеральный план города дает стратегическое видение развития всей селитебной территории города и поэтому рассматривает все проблемы на макроуровне, то Интегрированный план городского развития следует разрабатывать как программный документ, который содержит конкретные параметры развития зоны (или зон) воздействия и нужно планировать ресурсное обеспечение выполнения намеченных мероприятий.
Рис. 7. План детальной планировки (подробный устройственный план — план регуляции и застройки) ж.к. «Молодость»-3 в Софии. Арх. Атанас Ковачев — руководитель и коллектив
В Болгарии уже немало лет разрабатываются так называемые Муниципальные планы развития (Планы развития мэрий) — они включают территории всей общины, а они очень часто включают несколько населенных мест и территории между ними. Эти планы скорее всего дают стратегию социально-экономического развития мэрии. По отношению к временному горизонту Муниципальный план развития является тоже среднесрочным плановым документом, и в этом смысле его горизонт может совпадать с горизонтом Интегрированного плана городского развития. По отношению территориальных границ Муниципальный план действует на территории общины, включая все населенные места в границах общины, тогда как Интегрированный план городского развития разрабатывается для части территории города.
Секторы, от которых зависит экономическое развитие Болгарии — это инфраструктура, инновации, инвестиции, информационные технологии.
Инфраструктура, особенно транспортная, имеет решающее значение для привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики. В начале 2011 г. болгарское правительство объявило свои приоритеты в области транспортной инфраструктуры — строительство семи магистралей и семи скоростных дорог, которые будут связывать страну с европейскими странами (рис. 8). Ускоренными темпами идет строительство магистралей, некоторые уже завершены («Люлин»), другие находятся в разных стадиях реализации («Тракиа», «Хемус», «Марица», «София-Калотина»), предстоит строительство («Струма»), выбирают участок ее проведения («Черное море»). Они имеют большое значение, так как осуществляют связь с Европейскими коридорами через территорию страны.
Рис. 8. Болгария. Приоритеты строительства — 2020
В условиях строительного «бума» и высокой степени урбанизации, а как следствие этого — в условиях высокой степени автомобилизации выявилось много проблем. Среди них наиболее важным являются транспортно-коммуникационные проблемы, присутствующие во всех больших и крупных городах, и особенно сильно — в столице.
Мировая градостроительная практика давно доказала, что город с численностью населения более миллиона людей не может решить транспортные проблемы без строительства метрополитена. София «перешагнула» этот порог более 40 лет тому назад — в далеких 70-х гг. ХХ столетия. Тогда еще появились первые проектные предложения развития софийского метрополитена радиальной схемы, предусматривалось строительство трех метродиаметров, покрывающих оптимально территорию столицы (рис. 9). К сожалению, строительство шло очень медленными темпами. В конце 2011 г. действует только часть первого метродиаметра (ж.к. «Люлин» — ж.к. «Молодость» с 13-ю метростанциями. Метродиаметр связывает северо-западные территории с юго-восточными территориями миллионного города (перепись 2011 г. показала, что постоянно проживают в столице сегодня более 1 300 000 человек, по неофициальным данным намного больше, так как в начале демократических перемен после 1989 г. Указом Президента Болгарии сняли требование регистрации по месту жительства, и сегодня трудно посчитать точное число проживающих в Софии).
Основная схема метрополитена в большинстве своем сохранилась за все это время. Самый масштабный проект в столице на ближайшие годы — это расширение метропо-
Коридор 9
литена, продолжение первого метродиаметра после ж.к. «Молодость» до ж.к. «Дружба» и Аэропорта на северо-западе, включающие два этапа (первый длиной 2140 м, 2 подземные метростанции и подземный паркинг на 1270 машин; второй длиной 4960 м, 2 подземные и 2 наземные станции до Аэропорта). Часть завершенного метродиаметра будет проходить по эстакаде, что является более экономичным вариантом. Метродиа-метр будет иметь отклонение на юге к новому деловому району — «Бизнес-парку» в Софии. Идет строительство второго метродиаметра, связывающего северные территории города через Центральные ж. д. вокзал и автовокзал, идеальный центр города с территориями, расположенными на юге столицы. Разрабатывается третий метродиаметр, связывающий северо-восточные территории города через центр с юго-западными районами Софии. Главный проектировщик этого метродиаметра — чешская фирма «Ме-тропроект-Прага» предложила 5 вариантов. 4 варианта метродиаметра близки по своему обходу и обслуживают большой жилой район «Овча купел», после чего достигают ж.д. линии и вокзала София-Перник и осуществляют связь Софийского метрополитена с важным направлением София — Перник — Кулата (пограничный пункт с Грецией). Метродиаметр будет иметь 18 станций, его длина 15,5 км, 8,4 км которых будут открытыми (наземно и надземно — на эстакаде). Все три метродиаметра пересекаются в центре Софии, формируя своеобразный треугольник, в углах которого расположены знаковые объекты — метростанция «Сердика» (почти геометрический центр города), Станция Софийского университета имени Св. Климента Охридского и Станция Национального дворца культуры.
Рис. 9. Схема метрополитена в Софии
Большое значение для жизни города имеет уличная сеть. В историческом плане все Генеральные планы Софии за последние сто с лишним лет предусматривали радиально-кольцевую схему уличной сети. Радиусы построены, но к сожалению, часть кольцевых дорог не реализована, что создает много проблем. Радиальные направления «втягивают» автомобильное движение к центру города, но кольцевые дороги в связи с их «несовершенством» не могут его принять, что приводит к пробкам. Типичный пример — Бульвар имени Тодора Каблешкова. Необходимо построить еще 6400 м, чтобы связать два радиуса в южной части Софии, но это строительство опаздывает уже много лет, в связи с необходимостью «отвоевать» частные земли, что проходит, как правило, через суд очень медленными темпами, иногда годами. В столице самые загруженные в транспортном отношении участки уличной сети — это перекрестки. Пересечение улиц первостепенной уличной сети осуществляется в основном на уровне земли — в столице почти отсутствуют перекрестки на два уровня, так называемые в Болгарии «уличные узлы». Необходимо немедленно их реализовывать. Важнейшими являются Бульвар имени Пейо Яворова, Бульвар имени Стояна Михайловского, Бульвар имени Драгана Цанкова (рис. 10) и мн. др.
Рис. 10. София. Сателитный снимок. Транспортно-коммуникационая система. Проектное предложение формирования уличных узлов на два уровня. Бульвары имени П. Яворова и имени Д. Цанкова; бульвары имени П. Яворова и имени С. Михайловского
Античный культурно-коммуникационный комплекс «Сердика» — один из масштабных проектов в новейшей истории Софии, который реализовывается в идеальном центре города. Уникальный римский город Сердика всего лишь на несколько метров уходит под землю, в самом центре города это удивительный пример мирового градостроительства, показывающий (не в нынешнем понимании конечно) устойчивое развитие в течение тысячелетий. Современный город развивается на месте античного и средневекового города, где и к сегодняшнему дню мало что экспонировано. Проект «Сердика» финансируется по Оперативной программе «Регионального развития» Европейского союза. Его стоимость — 15,8 млн левов (более 10,5 млн долл.). Этот проект стал возможным благодаря строительству метрополитена в центре Софии — именно оно явилось катализатором археологических раскопок, о которых давно мечтали местные археологи.
Цель проекта — сформировать круглогодично функционирующий общественный комплекс для проведения различных культурно-развлекательных мероприятий: посто-
янных и временных выставок с экспонированием артефактов, театральных и музыкальных спектаклей, различных встреч и др.; а также для развития галерей, антиквари-атов, кафе и многое другого, дающих «жизнь» круглосуточно.
Комплекс развивается на двух уровнях. Верхний пешеходный уровень площади (рис. 11) включает территорию Софийского «Ларго», объемно-пространственной ком -позиция которого являются построенные после Второй мировой войны здания общественно-торгового и правительственного центра — ЦУМ и Дом Совета министров на севере, Дом Партии (сегодня в нем помещается Государственная Дума) на востоке, Президентство и гостиничный комплекс «Шератон» на юге. К нему добавляются пешеходные территории одного из главных столичных Бульваров имени Княгини Марии Луизы, доходящие на севере до «Банской» площади, где находится минеральный источник и Софийские минеральные бани, а на юге — до древней церкви имени Св. Петки Самарджийской, прекрасно экспонированной в пешеходном переходе между зданиями ЦУМа и гостиничного комплекса «Шератон». Нижний археологический уровень включает две части. Первая часть — это раскрытое пространство между двумя существующими пешеходными переходами — Восточной башней древнего римского города Сердика на востоке и церковью имени Св. Петки Самарджийской на западе (рис. 12, а). Вторая часть — это пространство ниже Бульвара имени Княгини Марии Луизы, где будет новая метро станция (рис. 12, б).
Рис. 11. Античный культурно-коммуникационный комплекс «Сердика» в центре Софии. 2011. АБ САРХ — архитекторы: Славей Галабов, Васил Китов, Красен Андреев и коллектив. План верхнего пешеходного уровня площади — Софийское «Ларго»
На этой территории жизнь оставляла свой след в течение тысячелетий. Самые древние найденные археологические находки относятся к I в. после Христа — это деревян-
ный дом, что является большой редкостью. Самая хорошо сохранившаяся археология относится к V—VI в. после Христа (рис. 13). Археологи датируют этапы на основе найденных монет. С Античного периода раскрыты более 2500 монет. Найдена исключительно ценная мозаика в помещении жилого здания. Предполагается, что она относится к концу IV или началу V в. после рождества Христова. Раскрыта также часть одной из двух главных улиц древнего римского города Декуманус-Максимус в направлении восток-запад, которая будет экспонирована в комплексе. Античные находки соседствуют с позд-не средневековыми памятниками архитектуры XV—XVIII вв. История заполняет «белые пятна» Античного города Сердика и Средневекового города Средец.
Зона „Ларго" - разпределение на археологическо нибо
а
Зона бул. „Кн. Мария Луиза" - разпределение на археологическо нибо
б
Рис. 12. Античный культурно-коммуникационный комплекс «Сердика» в центре Софии. 2011. АБ САРХ - архитекторы: Славей Галабов, Васил Китов, Красен Андреев и коллектив: а — план первой части нижнего археологического уровня; б — план второй части нижнего археологического уровня
Проект рассматривает оба уровня — верхний площадный (около 14 000 м2) и нижний археологический (около 19 000 м2 или почти 10 % от территории Античного города в границах крепостных стен) — как две части единого комплекса с функциональными связями между ними. Таким образом, в идеальном Софийском центре добавляется новая пешеходная зона с историко-познавательной функцией. Очень важен тот факт, что экспонирование археологических раскопок античного города не ставит целью музейный характер, а, скорее, формирование динамично развивающегося городского пространства, удовлетворяющего интересы жителей и гостей столицы, другими словами, создание многофункционального пространства, где было бы достигнуто сильное объ-
емно-пространственное воздействие археологии на посетителей, где прошлое тесно связано с настоящим. Эта реализация показывает современное отношение к богатому культурно-историческому наследию столицы, доказывая, что София — один из древнейших городов мира.
Рис. 13. Античный культурно-коммуникационный комплекс «Сердика» в центре Софии. 2011. Археология
Период характеризируется разработкой проектов, связанных с европейскими фондами финансирования. Они являются ключевыми для Болгарии. Реализация этих проектов позволит усовершенствовать инфраструктуру страны и после мирового финансово-экономического кризиса страна сможет приступить к реализации новых проектов дорог, сетей водоснабжения и канализации, объектов энергетики и др. Развитие транспортной, экологической и социальной инфраструктуры стимулирует развитие всех секторов экономики. В настоящий момент в стране выполняются много проектов данного типа. Один из них — проект «Модернизации Библиотечно-информационного центра, разработки мер по энергоэффективности и созданию доступной архитектурной среды в Лесотехническом университете в Софии», руководитель: член-корреспондент, профессор, архитектор Атанас Ковачев, стоимость строительства — 3,84 млн левов (около 2,6 млн долл.) — выигран на конкурсной основе и в настоящее время выполняется (рис. 14).
а б
Рис. 14. Проект «Модернизации Библиотечно-информационного центра, введение меры по энергоэффективности и создание доступной архитектурной среды в Лесотехническом университете в Софии. Руководитель — арх. Атанас Ковачев: а — общий вид; б — интерьеры
Устойчивая архитектура, «Зеленые стандарты», экологичное строительство — задачи современного мира. Устойчивые здания характеризуются эффективностью при использовании ресурсов и экономичности во время эксплуатационного срока. В мире действуют различные системы сертифицирования устойчивого строительства. Многие страны имеют национальную систему сертифицирования, другие применяют известные мировые системы. Несмотря на многообразие мировых систем оценки устойчивого строительства, они включают базовые критерии: устойчивое планирование, эффективное управление территориями и ресурсами, энергоэффективность, качество среды, инновации и мн. др. В ноябре 1999 г. в Филадельфии, США, восемь государств — США, Канада, Россия, Великобритания, Испания, Япония, Австралия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЕ) создали Мировой совет устойчивого развития. Через десять лет после этого (в ноябре 2009 г.) создан Болгарский национальный совет устойчивого развития. В настоящий момент мировой совет объединяет более 70 национальных советов. В Болгарии уже появились первые здания, получившие сертификат устойчивого строительства, пример этому Комплекс «Софарма Бизнес тауэрс» на Бульваре имени Драгана Цанкова в Софии (рис. 15). Оценка охватывает фазы проектирования, строительства и эксплуатации и включает 60 основных принципов, которые описывают качества здания в шести категориях (экологическое качество, экономическое качество, социокультурное качество, техническое качество, качество процессов и качество местоположения).
Тема устойчивого строительства становится все более актуальной в современном мире.
Рис. 15. «Софарма Бизнес Тауарс» в Софии на Бульваре имени «Драгана Цанкова». 2011. Общий вид. Арх. Дмитрий Паскалев и коллектив
1. Атанасов А. Устройствени и нормативни проблеми // В Български архитект, С.; Издание на Съюза на архитектите в България 2004, Извънреден брой, (2.11.2004). С. 3.
2. Атанасов А. Регионалната политика на Република България в условията на прехода // Проблеми на регионалното развитие. С., Министерство на териториалното развитие, жилищната политика и строителството, Национален център по териториално развитие и жилищна политика, 1992. С. 5—27.
3. Калинков К. Недвижима собственост. Теоретико-практически, правни, устройствени и икономически аспекти. Варна : ИК-Геа-принт, 2008, 496 С.
Библиографический список
вестник 10/2012
4. Калинков К. Урбанисника. Теории и модели за развитие на градовете и устройство на територията. Варна : ИК - Геа-принт, 2010. 496 с.
5. КовачевА. Градоустройство. Ч. 1. Основи на теорията и практиката на градоустройство-то. София-М. : РЕНСОФТ, 2009. 494 с.
6. Ковачев А. Градоустройство. Ч. 2. Актуални проблеми на съвременното градоустройство. София-М. : РЕНСОФТ, 2009. 390 с.
7. Ковачев А. Зелената система на София. Урбанистични аспекти (Историческо развитие, съвременно състояние, проблеми и тенденции, прогнози и стратегия) (Второ основно прерабо-тено и допълнено издание). София-М. : РЕНСОФТ, 2005. 368 с.
8. Ковачев А. Териториално устройство (Второ основно преработено и допълнено издание). София-М. : РЕНСОФТ, 2009. 403 с.
9. Ковачев А., Калинков К. Тезаурус по архитектура, урбанистика, териториално устройство, местно самоуправление, недвижима собственост. София-Варна : ИК-Геа-принт, 2011. 448 с.
10. Петков М. Проект за нова териториална устройствена схема // Информационен бюле-тин „Български архитект", С., Изд. на Издание на Съюза на архитектите в България. 2010. бр. 32 (8.12.2010). С. 4—6.
11. http://aedesstudio.com
12. http://www.address.bg/
13. http://www.archelite.com/
14. http://www.archmodule.com/
15. http://www.bggolftours.com/bg/
16. http://www.buildingoftheyear.bg/
17. http://www.burgas.bg/
18. http://www.businesspark-sofia.com/
19. http://cityarch.bg/
20. http://www.cityplan-bg.com/
21. http://www.forton.bg/bg/
22. http://www.lpgroup.bg/
23. http://mall.start.bg/
24. http://www.metropolitan.bg/bg/
25. http://www.moew.government.bg/
26. http://www.mrrb.government.bg/
27. http://www.mtitc.government.bg/
28. http://www.ncrdhp.bg/
29. http://www.proarh-bg.com/
30. http://www.smolyan.bg/
31. http://www.sofia-agk.com/
32. http://www.sofproect.com/
33. http://stroitelstvo.info/
34. http://www.tpovarna.com/
35. http://www.yavlena.com/
Поступила в редакцию в мае 2012 г.
Об авторе: Ковачев Атанас Димитров — доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Болгарской Академии наук, иностранный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, Университет лесного хозяйства Факультет экологии и ландшафтной архитектуры, 1756, г. София, Болгария, Охридски бульвар, д. 10, (+3592) 91907 (393, 396, 473), (+3592) 868-85-49, факс: (+3592) 862-28-30, [email protected].
Для цитирования: Ковачев А.Д. Состояние, проблемы и прогнозы развития районной планировки, градостроительства и архитектуры в Болгарии в начале XXI в. (в условиях рыночной экономики и начала действия мирового финансово-экономического кризиса). Часть 1 // Вестник МГСУ. 2012. № 10. С. 20—36.
A.D. Kovachev
STATUS, PROBLEMS AND PROJECTS FOR DEVELOPMENT OF DISTRICT, URBAN PLANNING AND ARCHITECTURE IN BULGARIA IN EARLY 21st CENTURY (AGAINST THE BACKGROUND OF THE MARKET ECONOMY AND THE UPCOMING FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS).
PART 1
The author provides an overview of the main urban planning trends in the present-day Bulgaria. The author also demonstrates principal approaches to area planning and provides examples of master plans of major cities of the country. The author emphasizes the need to resolve the environmental problems of urban territories, to develop their public transportation networks, resorts, landscape gardening, and a special role of historic and archeological monuments in the present-day cities.
Today, multiple hierarchically arranged plans of districts and towns are being developed in accordance with the Law on area arrangement of 2001. There are three levels of area planning in Bulgaria: strategic, tactical and operative/applied. The level of strategic planning covers the territory of the whole country (or its major parts, including regions and clusters of communities). The second level of area planning represents a tactical level. It is applied to smaller sections of the territory (communities, towns) and it converts into more detailed planning of the territory if compared to the top level of area planning. The general structure of the territory is developed at this level of planning. This level includes master plans of cities and towns. The third level, the level of operative/ applied planning, is applied to separate parts of populated areas, even particular sites. This level is characterized by detailed elaboration and it serves as a link to architectural planning. This level incorporates detailed area plans.
Key words: district plan, city master plan, Bulgaria, detailed area plan, development plan, underground railway, ecological construction.
References
1. Atanasov A. Ustroystveni i normativni problemi. V B"lgarski arkhitekt. Izdanie na S"yuza na arkhi-tektite v B"lgariya 2004, Izv"nreden broy, 2.11.2004, p. 3.
2. Atanasov A. Regionalnata politika na Republika B"lgariya v usloviyata na prekhoda. Problemi na regionalnoto razvitie. Ministerstvo na teritorialnoto razvitie, zhilishchnata politika i stroitelstvoto. Natsion-alen tsent"r po teritorialno razvitie i zhilishchna politika, 1992, pp. 5—27.
3. Kalinkov K. Nedvizhima sobstvenost. Teoretiko-prakticheski, pravni, ustroystveni i ikonomicheski aspekti. Varna, IK-Gea-print publ., 2008, 496 p.
4. Kalinkov K. Urbanisnika. Teoriii modeli za razvitie na gradovete i ustroystvo na teritoriyata. Varna, IK — Gea-print print, 2010, 496 p.
5. Kovachev A. Gradoustroystvo. Ch. 1. Osnovi na teoriyata i praktikata na gradoustroystvoto. So-fiya-M, RENSOFT, 2009, 494 p.
6. Kovachev A. Gradoustroystvo. Ch. 2. Aktualni problemi na s"vremennoto gradoustroystvo. Sofi-ya-M, RENSOFT, 2009, 390 p.
7. Kovachev A. Zelenata sistema na Sofiya. Urbanistichni aspekti (Istorichesko razvitie, s"vremenno s"stoyanie, problemi i tendentsii, prognozi i strategiya). Sofiya-M, RENSOFT, 2005, 368 p.
8. Kovachev A. Teritorialno ustroystvo (Vtoro osnovno preraboteno i dop"lneno izdanie). Sofiya-M, RENSOFT, 2009, 403 p.
9. Kovachev A., Kalinkov K. Tezaurus po arkhitektura, urbanistika, teritorialno ustroystvo, mestno samoupravlenie, nedvizhima sobstvenost. Sofiya-Varna, IK-Gea-print publ., 2011, 448 p.
10. Petkov M. Proekt za nova teritorialna ustroystvena skhema. Informatsionen byuletin „B"lgarski arkhitekt". Izd. na Izdanie na S"yuza na arkhitektite v B"lgariya. 2010, no. 32, 8.12.2010, pp. 4—6.
11. http://aedesstudio.com
12. http://www.address.bg/
13. http://www.archelite.com/
14. http://www.archmodule.com/
15. http://www.bggolftours.com/bg/
16. http://www.buildingoftheyear.bg/
17. http://www.burgas.bg/
18. http://www.businesspark-sofia.com/
19. http://cityarch.bg/
20. http://www.cityplan-bg.com/
21. http://www.forton.bg/bg/
22. http://www.lpgroup.bg/
23. http://mall.start.bg/
24. http://www.metropolitan.bg/bg/
25. http://www.moew.government.bg/
26. http://www.mrrb.government.bg/
27. http://www.mtitc.government.bg/
28. http://www.ncrdhp.bg/
29. http://www.proarh-bg.com/
30. http://www.smolyan.bg/
31. http://www.sofia-agk.com/
32. http://www.sofproect.com/
33. http://stroitelstvo.info/
34. http://www.tpovarna.com/
35. http://www.yavlena.com/
About the author: Kovachev Atanas Dimitrov — Doctor of Sciences, Professor of Architecture, Dean, Faculty of Ecology and Landscape Architecture, Corresponding Member of Bulgarian Academy of Sciences, University of Forestry, 10 Kl. Ohridski Boul., 1756 — Sofia, Bulgaria; atanas_kovachev@ mail.bg; +3592 91907 (393, 396, 473); +3592 868 85 49.
For citation: Sostoyanie, problemy i prognozy razvitiya rayonnoy planirovki, gradostroitel''stva i arkhitektury v bolgarii v nachale XXI v. (v usloviyakh rynochnoy ekonomiki i nachala deystviya mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa). Chast'' 1. [Status, Problems and Projects for Development of District and Urban Planning and Architecture in Bulgaria in Early 21st Century (Against the Background of the Market Economy and the Upcoming Financial and Economic Crisis). Part 1]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 10, pp. 20—36.