Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы развития аудита в России'

Состояние, проблемы и перспективы развития аудита в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2297
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ПЕРСПЕКТИВА / РЕШЕНИЕ / AUDIT / AUDITING ACTIVITIES / PROBLEMS / PERSPECTIVE / SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданович Ирина Сергеевна

Рассматривается современное состояние российского рынка аудиторских услуг, приводятся статистические данные, анализируются проблемы аудита и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE, ISSUES AND PERSPECTIVE OF AUDITING SERVICES MARKET IN RUSSIA

The current state of the russian market for audit services, statistical data, analyzes the problems of auditing and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития аудита в России»

УДК 657.6; 621.31

И. С. Богданович

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Рассматривается современное состояние российского рынка аудиторских услуг, приводятся статистические данные, анализируются проблемы аудита и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, проблема, перспектива, решение.

В России осуществляется последовательное реформирование бухгалтерского учета и аудита, которое ориентировано на интеграцию с мировым финансовым рынком. В связи с повышением требований к качеству и надежности бухгалтерской финансовой отчетности возросла актуальность данного процесса.

Рынок аудиторских услуг сравнительно молод и развивается разными темпами. По данным Министерства финансов РФ [3] по состоянию на 31.12.2014 г. имеют право осуществлять аудиторскую деятельность 5,3 тыс. аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 4,8 тыс. аудиторских организаций и 0,18 тыс. индивидуальных аудиторов. За 2014 год общее количество субъектов аудиторской деятельности сократилось на 3,6 %, что связано с экономической ситуацией в России. С деятельности индивидуальных аудиторов частично сняты ограничения, однако, существенного влияния ее масштабы не оказывают существенного влияния.

Большинство аудиторских организаций занимается аудиторской деятельностью пять и более лет (см. табл.1).

Таблица 1

Возрастная структура аудиторских организаций в 2014 году, % [3]

Количество лет ведения аудиторской деятельности Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

2012 2013 2014

Менее года 3,7 3,5 4,8

1-2 года 11,0 7,2 6,8

3-4 года 11,5 11,9 9,7

5 и более лет 73,8 77,4 78,7

Данная структура аудиторских организаций сохраняется достаточно долгое время.

Субъектом аудиторской деятельности является аудитор. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к снижению количества аудиторов, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. За 2014 год количество аудиторов сократилось на 0,8 тыс. человек и составило 22,2 тыс. человек.

Объем оказанных услуг за 2014 год составил 53,6 млрд руб., что на 1,9 млрд руб. больше, чем в 2013 году. Структура доходов аудиторских организаций представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов аудиторских организаций (в %) [3]

Показатели Всего по России Москва Са! Пете шт-рбург Другие регионы

2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год х 52,5 53,6 51,5 36,8 39,5 52,3 52,5

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год х 5,9 10,2 5,0 2,7 6,4 8,7 5,9

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год х 41,6 36,2 43,5 60,5 54,1 39,0 52,5

В 2014 году доля 50 крупнейших по величине дохода аудиторских организаций в совокупном объеме оказанных услуг незначительно увеличилась и составила 43,3 %.

Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций осталась практически без изменений по сравнению с 2013 годом и составила 46,9 %.

В 2014 году количество клиентов аудиторских организаций, отчетность которых проаудирована, незначительно снизилось и составило 67857. Как и в предыдущие годы, большинство клиентов (85,3 %) обратилось в аудиторские организации для проведения обязательного аудита, что на 2 % больше, чем в 2013 году. В то же время количество клиентов, обратившихся для проведения инициативного аудита, сократилось на 20 % и составило в 2014 году 14,7 % от общего количества клиентов.

Таким образом, наблюдается если не кризис, то стогнация рынка аудиторских услуг. Существует целый ряд предпосылок и причин, играющих отрицательную роль в развитии аудиторского рынка. Причинами такого положения являются, по мнению экспертов, сокращение притока новых клиентов, сокращение бюджетов на привлечение аудиторов, платежеспособность клиентов и фиксация цен на аудиторские и консультационные услуги. Однако существует большое количество проблем аудиторской деятельности, которое также является причиной нестабильного развития рынка аудита. Рассмотрим их подробнее:

Проведение «серого» аудита. Клиенты аудиторских организаций пытаются снизить свои затраты любыми способами, поскольку непроведение аудита влечет штрафные санкции, а недобросовестные аудиторы, пытаясь сохранить клиентов, соглашаются на подобный способ оказания услуг по проведению аудита.

Изначально «легкий» способ получения аттестата и лицензии (до 2009 года) на осуществление аудиторской деятельности. Вместе с тем, по нашему мнению, в настоящее время требования к получению аттестата крайне завышены. Это касается квалификационного экзамена, который сдать под силу очень ограниченному числу претендентов.

Установление критериев для обязательного аудита. Если изначально были установлены такие критерии, по которым даже малые предприятия с небольшим оборотом должны были проводить аудит, и это вызывало негативную реакцию у клиентов аудиторских организаций, то теперь установлены критерии, согласно которым у аудиторских фирм сократилось число клиентов, что влечет сокращение доходов аудиторских фирм, а иногда и их ликвидацию.

Ценообразование на рынке аудиторских услуг. Одна сторона данной проблемы заключается в том, что уровень цен на аудиторские услуги остается практически неизменным. Это вызвано чередой кризисов в экономике и введенными Евросоюзом санкциями. Другая сторона — демпинг цен самими аудиторскими организациями в случаях, когда проверка проводится на основании конкурсного отбора.

Сезонность в аудите. Доходы от проведения аудита поступают, как правило, в первые четыре месяца года. Это связано с тем, что большинство предприятий стремится сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением, соответственно, в остальное время года доходы поступают в основном от прочих и сопутствующих услуг.

Оказание услуг, несовместимых с проведением аудита. Если аудиторская организация оказывает услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского или налогового учета, то она теряет данного клиента в части услуг по проведению аудита. Однако данная проблема стоит не очень остро, поскольку за данными услугами обращаются небольшие предприятия, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Монополизация рынка аудиторских услуг «большой четверкой».

Ужесточение законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность. Это касается увеличения числа аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудита, внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций. Ситуация может сложиться так, что из действующих шести саморегулируемых организаций аудита может остаться только одна, так как отсутствует такое количество аудиторов и аудиторских организаций, которое требуется для признания СРОА. Что касается внешнего контроля, то здесь существует совокупность проблем: дублирование функций контроля между Росфиннадзором и СРОА; несогласованность сроков проведения проверок, приводящее к тому, что иногда одна проверка сменяет другую в течение нескольких недель; отсутствие единых критериев оценок при проведении контроля, как среди самих СРОА, так и между Росфиннадзором и СРОА.

Применение международных стандартов аудита (МСА). Зачастую мировое экономическое сообщество не представляют, что уже сделано в нашей стране в области разработки и создания собственных стандартов, российские же аудиторы плохо представляют, что понимается под МСА. Большая часть российских Правил (стандартов) близка к МСА по содержанию и принципам, на которых они базируются, а различия, которые существуют, связаны с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными причинами, а не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА.

Ретроспективный характер аудиторского заключения. Несколько крупных скандалов, связанных с выдачей недостоверного аудиторского заключения организациям, которые впоследствии разорились, подорвало репутацию некоторых аудиторских фирм. Вместе с тем, финансовая информация ко времени выпуска аудиторского заключения устаревает. Аудитор формирует свое мнение в отношении предыдущих периодов, а не в отношении текущего состояния аудируемого лица.

Непрозрачность информации об аудиторских фирмах. Зачастую пользователи аудиторских услуг не имеют достоверной информации об аудиторских организациях. Рейтинги аудиторских компаний формируются на основании данных, предоставляемых ими самими, и оплачиваются ими же.

Внутренние проблемы аудиторских организаций: недостаточно высокий опыт аудиторских кадров, отсутствие методических разработок.

Все выше перечисленные проблемы подрывают доверие бизнес- сообщества к аудиторской деятельности в целом. В качестве предложений по улучшению деятельности аудиторских организаций, повышению доверия к ним можно предложить следующие пути.

Во-первых, перейти на международные стандарты аудита. Однако это достаточно противоречивый аспект. С одной стороны, в эпоху глобализации экономики большинство крупных компаний составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, что соответственно, предполагает проведение аудита в соответствии с МСА. Это позволяет привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику, и выйти российским компаниям на мировой рынок. С другой стороны, каждая страна желает защитить свои национальные интересы. Страны с развитой экономикой лишь принимают МСА к сведению.

Во-вторых, укрупнить аудиторские компании путем слияния или вступления в международную сеть, что позволит увеличить объем бизнеса, повысить конкурентоспособность, в том числе и на тендерах, диверсифицировать услуги, снизить расходы и текучесть кадров.

В-третьих, законодательно закрепить возможность предоставления аудиторского заключения в течение года, следующего за отчетным, что позволит равномерно распределять работу аудиторов и получать доходы.

В-четвертых, сделать информацию об аудиторских фирмах прозрачной. Для этого разработать, например, статистическую форму, в которой бы отражалась реальная информация об аудиторской фирме, за которую отвечает руководитель фирмы, и публиковать в общедоступных специализированных источниках.

В-пятых, развивать наиболее перспективные и востребованные виды аудита. В настоящее время понятие «аудит» не ограничено только финансовыми аспектами. Какая-либо деятельность может быть проаудирована не только с позиций израсходованных денежных средств, но и с позиций самой этой деятельности. Проверке может подлежать эффективность осуществления деятельности и достижение ею своих целей. Новые запросы и ожидания аудита могут быть обеспечены его операционными возможностями. Аудит может рассматриваться как основной способ организации контроля в обществе.

В понятие «экономический аудит» входит традиционный финансовый аудит, а также различные услуги, включаемые в понятие аудиторской деятельности согласно законодательству. Понятие «промышленный аудит» объединяет виды аудита, востребованные в производственной сфере. Проникновение аудита в различные области общественной жизни потребовало выделения группы «прочие виды аудита [2]» (см. табл. 3).

В заключение отметим, что для стабилизации и развития рынка аудиторских услуг необходимо устранять негативные тенденции. Требуется провести немало работы в области совершенствования законодательства, организации работы аудиторских компаний совместно государству, СРО и аудиторским организациям.

Таблица 3

Классификация видов аудита [2]

Экономический аудит Промышленный аудит Прочие виды аудита

Финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) Технический аудит Аудит систем менеджмента качества

Налоговый аудит Энергетический аудит Кадровый аудит

Маркетинговый аудит Экологический аудит Правовой аудит

Ценовой аудит Судебный аудит

Управленческий аудит Образовательный аудит

Организационный аудит Педагогический аудит

Инвестиционный аудит Социальный аудит

Операционный аудит Медицинский аудит

Аудит в условиях несостоятельности Муниципальный аудит качества

Аудит интеллектуальной собственности Информационный аудит

Инвентаризационный аудит

Аудит использования финансирования

Литература

1. Веренков А. И. Мы его теряем? (о перспективах российского аудита). [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/

2. Чернова М. В. Виды аудита: современная классификация. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/

3. Минфин — Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.minfin.ru/

Об авторе(ах)

Богданович Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения, экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: bogdanovichi@mail.ru

I. S. Bogdanovich

STATE, ISSUES AND PERSPECTIVE OF AUDITING SERVICES MARKET

IN RUSSIA

The current state of the russian marketfor audit services, statistical data, analyzes the problems of auditing and ways of their solution.

Key words: audit, auditing activities, problems, perspective, solutions.

About the author

Bogdanovich Irina Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Taxation, Faculty of Economics, Pskov State University, Russia. E-mail: bogdanovichi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.