Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе'

Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11666
1101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко Светлана Алексеевна, Медко Ирина Викторовна, Петрова Галина Александровна

В статье рассмотрены проблемы организации профессионального обучения специалистов по социальной работе. Раскрыты перспективы многоуровневой системы подготовки специалистов для социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Светлана Алексеевна, Медко Ирина Викторовна, Петрова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of social workers: problems and perspectives

The paper dwells upon organizational problems in professional training of social workers. The authors describe perspectives of multilevel training for social worklife representatives.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе»

С.А.Давиденко

И.В.Медко

Г.А.Петрова

Нижневартовск, Россия

СОСТОЯНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы организации профессионального обучения специалистов по социальной работе. Раскрыты перспективы многоуровневой системы подготовки специалистов для социальной сферы.

Ключевые слова: профессиональное образование; социальное образование.

Сведения об авторах: Давиденко Светлана Алексеевна1, начальник управления; Медко Ирина Викторовна2, директор центра; Петрова Галина Александ-

3

ровна , кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики. Место работы: 1 Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Нижневартовскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; 2 Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям “Кардея”»; 3 Нижневартовский государственный гуманитарный университет.

S.A.Davidenko

I.V.Medko

GA.Petrova

Nizhnevartovsk, Russia

TRAINING OF SOCIAL WORKERS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Abstract. The paper dwells upon organizational problems in professional training of social workers. The authors describe perspectives of multilevel training for social worklife representatives.

Key words: vocational education; social education.

About the authors: Davidenko Svetlana Alekseevna1, head of administration; Medko Irina Viktorovna2, director of the centre; Petrova Galina Alexandrovna3, candidate of Pedagogy, associate professor, head of the department for General and Social Pedagogy.

Place of employment: 1 Social Protection Administration in Nizhnevartovsk and Nizhnevartovskiy district from the Department of Social development of Khanty-Mansiysk Autonomous District — Ugra; 2 “Child and Family social support center “Kardeya” — social service institution for Khanty-Mansiysk Autonomous District — Ugra; 3 Nizhnevartovsk State University of Humanities.

Контактная информация: 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. (3466)451042, (3466)451440. E-mail: 1 nvartg@dtsznhmao.ru, 2 cppc@intramail.ru, 3 osp-nggu@mail.ru

В сфере социальной работы чрезвычайно остро стоит проблема кадров. На 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют профессиональной подготовки в области социальной работы. Стремительно развивающаяся социальная работа как сфера профессиональной деятельности испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах, несмотря на то что на сегодняшний день подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур.

Глубинным для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью.

Социальная работа — сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.

В этих условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человек может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки, которые позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.

Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации, учреждения. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творческий потенциал работников.

Результаты исследований, которые ведутся в области повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, свидетельствуют о том, что наряду с постоянным улучшением качества подготовки специалистов существует и ряд проблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические особенности. В процессе обучения мало внимания уделяется практическому обучению, недостаточно разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста.

Единого международного набора требований к обучению и аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.

Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника.

В Норвегии, например, от соискателей требуется соответствующий уровень знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения, дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебные заведения.

В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возраст поступающих — 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам.

Лишь в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии, отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников имеются широкие возможности выбора будущей карьеры.

Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии.

В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий, пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность.

Существуют различия в содержательной стороне подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Например, в Канаде и Соединенных Штатах Америки действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня допрофес-сиональной подготовки и четыре уровня профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях

готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавриата.

На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень и продвинутый уровень практики).

Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы — практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы.

Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Практическое обучение социальных работников оценивается как сложный, многослойный процесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практическими занятиями, для того чтобы новый социальный работник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специальных принципов. Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, многообразие человеческой природы, практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

В учебных заведениях Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирование, дифференциацию и глубокую общеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации.

Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы.

Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывности образования. Она исключает тупиковые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества. Подготовка построена по принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении сменяется периодами целевой практики, стажировок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и другая составляющие подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одни цели и оцениваются обе по четко определенным критериям. Это позволяет оптимально использовать практику в соответствующей

среде для выработки профессиональных умений и приобретения опыта деятельности в конкретных ситуациях. При существующей во Франции организации второй ступени среднего образования выпускники лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям еще в период обучения в старших классах средней школы.

Таким образом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразовательной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-ученых, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практический опыт. Французская система подготовки работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамично развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом заключается одна из причин ее эффективности [6. С. 64—79].

Специалисты по социальной работе и социальные работники имеют дело с людьми разного возраста — с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества — сферой здоровья (как физического, так и психического); правосудием; системой образования; с планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаем, организуют сети поддержки, а кроме того, они планируют и координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку. Им приходится работать как с традиционным контингентом — с детьми и пожилыми людьми, так и с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. Независимо от того, в какой организации трудятся социальные работники — в государственной, добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающие ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю.

Большое количество клиентов с различными проблемами обязывают социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества, т.е. быть универсалом.

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов, т. е. подготовке специалистов в области социальной работы.

В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе — это адекватная реакция на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие «социальное образование», которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.

Профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала.

Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе и социальных работников [6. С. 77].

Профессиональная переподготовка специалистов по социальной работе для осуществления деятельности в социальных учреждениях осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональных дисциплин по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения.

Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов теории социальной работы.

Обучение ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50% всего времени обучения.

На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но и, прежде всего, по приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).

В системе высшего профессионального образования выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу [5. С. 23—25].

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы — специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, кото -рым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, в которые он может трудоустроиться. В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций: организация социальной защиты населения, социально- правовая поддержка населения, медико-социальная работа с населением, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями, трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями, психосоциальная работа с населением, социально-педагогическая работа с семьями и детьми, социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением, медикосоциальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания, социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий, социальная работа с людьми пожилого возраста.

В России действуют центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению и экстремальной

психологической помощи по телефону, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, учреждения для лиц без определенного места жительства и занятий.

К сожалению, этого числа социальных служб и специалистов, работающих в них, недостаточно для такой страны, как Россия.

К тому же современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению «социальная работа». В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры, технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных заведений, работники МВД и др. Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.

Одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере, создает условия для более тесной связи обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться специалист по социальной работе.

Подготовка специалистов по социальной работе предусматривает получение общих знаний и умений и узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность специалистам по социальной работе более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

Для устранения академизма в области подготовки специалистов по социальной работе необходимо внедрение в учебный процесс коллективных форм учебной деятельности.

Предметом теории и практики социальной работы в самом широком смысле выступает взаимодействие социума и конкретного человека. Именно социальные отношения человека в пространстве политической, экономической, демографической и психологической реальности представляют профессиональный фокус деятельности социального работника, решение которым различных профессиональных задач всегда связано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента (выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированном поведении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее число занятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно в групповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждать социально-личностные чувства, видеть и изучать феномены групповой динамики. Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности, социального по своей специфике, с другой — средством формирования профессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространение в подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые

формы обучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например, видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичной обстановке, где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить и отрефлек-сировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства. Особую роль в групповом взаимодействии необходимо отвести преподавателю. В условиях групповой формы работы он берет на себя роль супервизора. Студенты в присутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке сами организуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего, секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного на анализе проблемы (широко представленный в Европе опыт проблемно-ориентированного обучения).

В курсах специализации необходимо разработать и реализовать сценарии коллективно-распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.

Широкое внедрение коллективных форм учебной деятельности приведет к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.

Еще одной важной проблемой организации профессиональной подготовки специалистов по социальной работе является активное использование метода проектов.

Проектирование как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социальнопроектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организации учебного процесса.

Метод проектов способствует реальной интеграции, с одной стороны, теории и практики социальной работы, с другой — способствует реальной интеграции содержания отдельных дисциплин профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, что актуализирует потребность внутридисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества преподавателей. Создание проекта предполагает групповую работу студентов. Анализ реальной проблемы, конструирование возможных шагов, практических действий осуществляются в тесном взаимодействии с другими студентами, преподавателями, профессиональными социальными работниками, представителями целевых групп (детьми, молодежью, инвалидами и т. д.). Проектное обучение должно быть ориентировано на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработки и реализации конкретного проекта в реальном практическом поле студент будет овладевать обобщенной технологией решения социальной проблемы, знание и владение которой он может использовать в различных профессиональных полях при решении многих социальных проблем.

Участие в проектной деятельности приведет к актуализации и обогащению личностного опыта студента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит действительное участие в конкретной социальной практической деятельности.

Решение задачи практико-ориентированной подготовки специалистов по социальной работе можно предложить через введение практикумов как формы занятий.

Во-первых, введение практикумов, поддерживающих целый ряд учебных дисциплин в блоке общей профессиональной и специальной подготовки. Общий замысел этого вида подготовки видится в практическом овладении предметной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста, в возможности знакомства студентов с региональным опытом организации той или иной социальной поддержки населения в условиях посещения профильных учреждений. Тематические встречи с представителями будущей профессии обогащают конкретным содержанием теоретический уровень знаний

студентов, помогают им уточнить предмет своей будущей деятельности, усиливают их профессионально-позиционные установки.

Ожидаемый результат освоения данного курса — это появление у студентов, с одной стороны, готовности к профессиональному взаимодействию с клиентами разных социальных групп, с другой — рефлексивного отношения к себе как начинающему специалисту.

Дисциплина «Методы исследований в социальной работе» в подготовке специалистов по социальной работе необходима для того, чтобы обучить студентов развивать, использовать и эффективно связывать полученные эмпирическим путем знания, особенно знания, необходимые для практики социальной работы, а также уметь квалифицированно оценивать проделанную ими же работу. В результате изучения дисциплины формируются: умение анализировать литературу по проблеме, формулировать исследовательские проблемы и гипотезы, составлять программы работы экспериментальных и не экспериментальных групп, составлять программы изучения отдельного человека и населения, анализировать данные и распространять результаты исследования.

Заключительной частью содержания обучения должно стать так называемое полевое образование. Во время полевого образования предполагается работа студента в социальном учреждении в качестве ученика под руководством опытного социального работника. Цель полевого образования — это усиление понимания студентом целей, ценностей и этики профессии; стимулирование использования эмпирических и практико-основанных знаний и побуждение к развитию профессиональной компетентности.

При полевом образовании студенты учатся, работая, комбинируя практический опыт с проверкой их собственных реакций и знаниями, полученными на лекционных занятиях.

Полевое образование может быть организовано с третьего курса, когда начинается преподавание профильных предметов. А форму прохождения полевого образования целесообразно представить в виде параллельного обучения, когда студенты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю и несколько дней в неделю работают в каком-либо социальном учреждении в течение академического года. Такая организация образовательного процесса будет идеально способствовать более тесной связи теоретического и исследовательского содержания, изученного в аудиториях, с практическими умениями, которые студенты приобретут на полевой практике.

Важным перспективным направлением в организации процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной работе является построение ориентировочноцелевого блока деятельности студентов.

Необходимы альтернативные подходы к созданию учебного плана профессиональной подготовки, основанные на процессах либо обучения, либо учения. В первом случае центром обсуждения и планирования выступают действия преподавателя, во втором — студента. Необходимо сформулировать требования к построению целей освоения каждой учебной дисциплины с позиций растущей профессиональной компетентности студента. Помимо традиционных учебных целей, связанных с освоением предметного и операционально-технического содержания дисциплины, нужно сформулировать цели, определяющие субъектную составляющую обучения, в частности его ценностно-смысловое содержание. Таким образом, каждая учебная дисциплина должна быть представлена студенту с четырех целевых позиций освоения:

— ценностно-смысловой (мотивационно-ориентировочный компонент);

— предметно-содержательной компетентности;

— предметно-операциональной компетентности;

— профессионально-личностного роста.

Необходимо подготовить материалы, в частности «Информационный пакет» для студентов каждого курса, помогающие сориентироваться в учебном плане, а также представить логику освоения учебных дисциплин данного года обучения. Такая информация

позволит студентам планировать самостоятельную работу, видеть перспективы своего продвижения в предметной области, рационально использовать аудиторное и внеаудиторное учебное время. Данное направление работы за счет создания «прозрачности» учебных планов способствует повышению роли самого студента в становлении его как профессионала.

Для решения проблемы конкурентоспособности на рынке труда необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда, а также качества образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста.

При определении качества подготовки специалистов по социальной работе нужно рассматривать позиции всех заинтересованных сторон. Для экспертизы различных аспектов образовательного процесса должны привлекаться студенты, преподаватели, администрация вуза, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты и т. д.

Процесс реализации системы обеспечения качества будет носить систематичный и цикличный характер, включать этапы целеполагания, собственно оценивания, анализа и обсуждения результатов оценивания, принятия решений и их реализации, постановки задач нового цикла работы.

Одной из важных проблем в подготовке специалистов по социальной работе в России является интеграция теории и практики. Для ее решения следует в учебный процесс внедрять практикумы как форму занятий, проводить различные исследования.

Практическая реализация данных положений позволит повысить уровень подготовки специалистов по социальной работе. Необходимо совершенствовать систему подготовки специалистов по социальной работе и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности прежде всего для того, чтобы повысить уровень социальной сферы, следствием чего станет возрастающая стабильность в обществе.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих. То есть основные цели должны сводиться к достижению такого результата, когда необходимость в помощи работника социальной сферы у клиента отпадает.

Реализатором целей социальной работы является специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах [1. С. 78—81].

Социальная работа — это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Специалист по социальной работе занят разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Его работа характеризуется тремя подходами в решении проблемы — это воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы.

При первом подходе специалист по социальной работе выступает в роли учителя, консультанта, эксперта, дает советы, обучает умению моделирования и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При втором — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность специалиста нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов.

Третий подход применяется тогда, когда специалист по социальной работе выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений [1. С. 78—80].

Следовательно, для достойной реализации целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе. Однако существует проблема, которая заключается в готовности молодого специалиста по социальной работе достойно выполнять цели социальной работы.

Решить проблемы ориентации на рынок труда поможет создание организации по мониторингу потребностей рынка.

В России система профессионального образования пока недостаточно ориентирована как на федеральный, так и на территориальные рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном и территориальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.

Образование — это постоянно видоизменяющаяся культурно-историческая категория. В основе образовательной политики любого вуза, несмотря на ее постоянное совершенствование и модернизацию, лежит государственный стандарт [2. С. 9].

Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда и ориентированного на высокий уровень духовности.

Современные реалии социальной политики того или иного региона определяют тенденции преобразований в сфере высшего профессионального образования. Сложные и противоречивые перемены в России конца XX — начала XXI вв., усиливающие остроту глобальных и прежде всего социальных проблем, ускоряющие социально-политические процессы, расширяющие пространство социальной работы как научной области, профессии, системы подготовки специалистов, обеспечивающих гармонизацию человека и среды, потребовали изменения проектной культуры субъектов вузовского образовательного процесса.

Проектирование подготовки специалистов социальной работы становится в постоянно меняющихся социальных условиях необходимой функцией научных исследований в области высшего образования. Требования к развитию адекватной современным социальным технологиям кадровой инфраструктуры учреждений социальной защиты населения формируют государственный заказ вузовской системе социального образования в плане

качественного результата — профессиональной компетентности выпускников, являющихся проводниками социальной политики, способными организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать спектр социальных проблем и обладающих гуманистической направленностью личности [3. С. 3—4]. При этом необходимо опираться на модель социального обслуживания населения, которую можно представить в следующем виде. Главная стратегическая цель социального обслуживания населения — удовле -творение потребностей населения в социальной защите, поддержание условий для его нормальной жизнедеятельности. Цель эта может быть реализована в следующих сферах: трудовой, социально-бытовой, социально-медицинской и правовой защиты, духовной, экологии [4. С. 102]. В общей характеристике направления «социальная работа» подчеркивается, что деятельность специалиста предусматривает анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите. Исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе строится учебная программа, которая включает социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации.

Целью программы подготовки специалистов по социальной работе является формирование у студентов единства знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества на основе знаний, полученных при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и других дисциплин. Реализация программы предполагает активное сотрудничество с работодателями, специалистами учреждений. Кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного факультета накоплен многолетний опыт активного сотрудничества с учреждениями системы образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения г. Нижневартовска и Нижневартовского района, Мегиона, Радужного.

Основные направления сотрудничества

Направление 1. Расширение взаимодействия с учреждениями системы образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения г. Нижневартовска и Нижневартовского района:

• участие в организации и проведении конференций, семинаров, круглых столов для специалистов;

• выполнение научно-исследовательских, поисковых, прикладных работ в области социальной защиты и социального обслуживания населения по заказам учреждений;

• участие преподавателей в работе экспертной комиссии городского конкурса вариативных программ по организации летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;

• рецензирование программных и методических материалов специалистов учреждений социального обслуживания;

• участие в работе экспертных комиссий городских конкурсов вариативных программ по работе с семьей и грантовой поддержке детских и молодежных общественных объединений и организаций;

• обобщение и распространение передового опыта социального управления и социального обслуживания,

• оказание информационных и других услуг учреждениям системы образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения г. Нижневартовска и Нижневартовского района;

• популяризация современных социальных знаний, просветительская деятельность; проведение экспертизы социальных проектов и программ.

Направление 2. Организация научно-методического сотрудничества с учреждениями социального обслуживания региона:

• организация деятельности по повышению квалификации специалистов учреждений социального обслуживания;

• организация участия специалистов учреждений социального обслуживания в научно-практических конференциях, организация совместных проблемных, научно-методических семинаров, круглых столов по актуальным вопросам медико-социальной работы, социальной защиты населения;

• организация (на базе факультета педагогики и психологии) ежегодной научно-практической конференции по проблемам социальной защиты населения («Социальные чтения — 2009», «Социальные чтения — 2010», «Социальные чтения — 2011»);

• организация в учреждениях социального обслуживания постоянно действующих семинаров по проблемам реализации технологий социальной работы (на основе социального заказа учреждений);

• рецензирование учебно-методических и программных материалов специалистов учреждений социального обслуживания профессорско-преподавательским составом факультета педагогики и психологии НГГУ.

Направление 3. Разработка и реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и управленческих кадров учреждений системы социальной защиты населения.

Преподавателями кафедры общей и социальной педагогики проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по тематике, согласованной с учреждениями: «Современные социально-педагогические реабилитационные технологии в деятельности специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»; «Эффективные технологии взаимодействия с неблагополучной семьей»; «Проектирование и программирование в социальной работе»; «Основы инновационного менеджмента в социальной работе» и др.

Потенциал квалификации преподавательского состава позволяет разрабатывать учебные дисциплины, раскрывающие медико-социально-педагогические проблемы, инновационные методики в работе с детьми, взрослыми, семьями по месту жительства, раскрывающие методы работы с разными категориями детей, с семьями групп риска.

Для чтения спецкурсов привлекаются практические работники из учреждений социального обслуживания, что позволяет учитывать в профессиональной подготовке наиболее важные направления деятельности социальных работников: работа с семьями групп риска, профилактика социально-педагогической запущенности детей, работа с детьми и подростками с девиантным поведением, работа с детьми-инвалидами, создание условий для полезного досуга.

В последние годы система профессионального образования все в большей степени ориентируется на социальное партнерство как форму взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производства, широко распространенную в мире.

Благодаря специфическим географическим и социально-экономическим особенностям страны, социальное партнерство в России начало активнее развиваться не на общегосударственном, а на региональном уровне. Сегодня система социального партнерства в России в значительной степени базируется на коллективном региональном и муниципальном подходах в решении социальных проблем.

1. Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников // Социологические исследования. 2005. № 1.

2. Андрусяк Н.Ю. К вопросу о профессиональной подготовке студентов университета к социальной работе с детьми-инвалидами // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Екатеринбург, 2004.

3. Андрусяк Н.Ю. Профессионально-значимые качества личности специалиста по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа XXI в.: проблемы и перспективы развития: Мат-лы всерос. заочной науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2006.

4. Ануфриева Л. Практика — важнейшая составляющая профессиональной подготовки // Социальная педагогика. 2005. № 3.

5. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы // Социальная работа. 2009. № 4.

6. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.