Научная статья на тему 'Состояние правового просвещения в системе профессионального образования'

Состояние правового просвещения в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / СИСТЕМА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакирова Е.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового просвещения, обусловленные низким уровнем правовой культуры и правового сознания. Демонстрируются результаты анкетирования. Ставится вопрос о необходимости создания системы правового просвещения, определяются его цели и задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние правового просвещения в системе профессионального образования»

УДК 378:34

Е.А.Шакирова

СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового просвещения, обусловленные низким уровнем правовой культуры и правового сознания. Демонстрируются результаты анкетирования. Ставится вопрос о необходимости создания системы правового просвещения, определяются его цели и задачи.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, правовое сознание, система правового просвещения, правовой нигилизм.

Социальное общество XXI века нуждается в решении очень важной задачи - обеспечения «надлежащей степени знания населением законов и высокого уровня уважения норм права и их авторитета» [5, с. 161]. Современная система общего образования в целом и профессионального образования в частности не обеспечивает решения этой проблемы. В профессиональном образовании отсутствуют механизмы правого просвещения. Ситуация нуждается в коррекции, так как профессиональнее обучение - это один из этапов социализации личности, направленный на приобщение ее к культурным традициям общества, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций.

Профессиональное образование мы рассматриваем как многоаспектное явление, включающее социальное воспитание, формирование у обучающихся и выпускников умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени и повышение уровня культурного развития [2, с. 113].

Потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов и активных членов общества диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств обучения и воспитания.

Разработанные и реализуемые педагогические технологии и модели в системе профессионального образования больше направлены на формирование профессиональных компетенций и реже на развитие нравственно-правового развития личности, в частности на развитие правовой культуры. Подтверждение этого мы находим у Е.А. Певцовой: «Доминирование информационного подхода... оставляет в "тени" воспитательный процесс, кото-

© Шакирова Е.А., 2014

Шакирова Елена Александровна - соискатель ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: Shakirowaelena@mail.ru.

рый представляется менее важным, и делает акцент исключительно на правовых знаниях личности» [3, с. 166]. Однако результаты исследований среди обучающихся показывают низкий уровень правовых знаний. Отмечаются негативные высказывания в адрес правовой системы, государства.

Проблема характерна и для школьного образования. Так, Н.М. Савченко приводит данные анкетирования: «...Мы предложили учащимся ответить на некоторые вопросы, позволяющие оценить их правовые знания и связанные с правом представления. Оказалось, что 90 % респондентов никогда не участвовали в организованных школой мероприятиях по вопросам права, 32 % никогда не слышали и 94 % не знакомы ни с одним положением Конвенции о правах ребенка, принятой 5 декабря 1989 года и ратифицированной нашим государством в 1991 году, почти половина опрошенных считает пустой формальностью, не заслуживающей особого внимания, получение паспорта (среди высказываний типа «паспорт - это бумажка с фотографией» были и вполне серьезные мнения: «паспорт - это документ, необходимый гражданину». 19 % респондентов заявили, что ничего не хотят и не могут изменить в действующем законодательстве просто потому, что существующие в стране законы им не известны» [4, с. 44].

По мнению И.Г Долининой, исследовавшей знание Конституции РФ среди обучающихся, «Конституция РФ не является для старшеклассников предметом пристального внимания: 55 % учащихся старших классов Конституцию просматривали, лишь 8 % внимательно изучали, а 16 % вообще никогда не знакомились. Среди учащихся лицеев каждый четвертый лицеист внимательно изучал Конституцию РФ, среди школьников - каждый пятнадцатый.

На вопрос «Знакомились ли вы когда-нибудь с Конституцией РФ?» ответы распределились следующим образом. Выяснилось, что 98 % учащихся знают, что в Конституции России закреплено равенство всех людей вне зависимости от национальности, вероисповедания или расы, хотя 24 % учащихся отмечают, что никогда не читали Конституцию [1, с. 65]».

Эта проблема сохраняется в системе среднего профессионального образования. Автором проведены систематический сбор и обработка информации о правовых знаниях обучающихся в системе среднего профессионального образования, которая может быть использована для построения системы правового просвещения, а также для информирования научной общественности как инструмент обратной связи в целях осуществления образовательных проектов.

Исследование среди учащихся с первого по четвертый курс обучения (Профессиональный лицей № 1 г. Перми) показало следующие результаты.

На вопрос «Достаточно ли вам имеющихся у вас правовых знаний для решения повседневных задач?» обучающиеся ответили неожиданным образом (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Мониторинг представления учащихся о достаточности правовых знаний

Ответы Учащиеся первого курса 175 человек Учащиеся второго курса 170 человек Учащиеся третьего курса 128 человек Учащиеся четвертого курса 55 человек

ДА 85% 74% 54% 12%

НЕТ 25% 26% 46% 88%

Выявлено, что потребность в правовых знаниях возрастает по мере взросления обучающихся. На первом-втором курсе учащиеся, отвечая на вопросы о потребности в правовых знаниях, больше ориентировались на решение бытовых вопросов, а в силу того, что они еще недостаточно активно участвуют в правовых отношениях, потребность в правовых знаниях у них низкая. На третьем и четвертом курсе содержание и объем правовых знаний определялись потребностью получить правовую информацию для применения по профессии, особенно возрастают показатели учащихся после прохождении практики.

Таблица 2

Мониторинг оценки востребованности правовых знаний учащимися по отраслям права

Учащиеся Учащиеся Учащиеся тре- Учащиеся

Отрасли права первого курса второго курса тьего курса четвертого курса

175 человек 170 человек 128 человек 55 человек

Конституционное - - 45 43

право

Уголовное право 127 154 22 3

Гражданское право - 23 59 47

Семейное право 14 57 70 55

Трудовое право - 7 80 54

Прочее - - 10 19

Результаты исследования показывают, что по мере изучения предметов правового цикла увеличивается интерес к правовым знаниям как частного, так и публичного права.

Учащиеся первого и второго курсов больше интересуются нормами уголовного права. На вопрос «Почему именно нормы уголовного права?» учащиеся отвечают: «Это интересно», т.е. интерес определяется больше любопытством: «А что будет, если я совершу такое-то правонарушение...», «А сколько дадут за ...», «Существует ли наказание за такие-то действия. ».

На третьем и четвертом курсе интерес определяется взрослением, социализацией, и как следствие, потребностью в знаниях, которые определяют-

ся вовлечением учащихся в социальные отношения (учащиеся устраиваются на работу, проходят производственную практику, строят семейные отношения, имеют опыт самостоятельной жизни без родителей и др.).

Динамика развития учащихся в правовой сфере подтверждается и появлением вопросов, направленных на решение конкретных ситуаций. Например: «Со мной при устройстве на работу не подписали договор. Что будет?», «Папа не вступил в наследство. Можно ли сейчас это сделать?», «Нас все время заливают соседи. Как быть?», «Я купила туфли по сниженной цене, но у них через неделю сломался каблук. Могу ли я их обменять?», «У меня ребенок. Какие пособия мне положены?» «Хочу знать все свои права...».

В связи с повышающимся интересом к правовым знаниям важно создать систему правового просвещения, обеспечивающую возникшие потребности.

При построении системы правового просвещения важно учитывать особенности источников поступления правовой информации обучающимся. Мониторинг оценки учащимися основных источников правовых знаний представлен в табл. 3.

Таблица 3

Оценка учащимися основных источников правовых знаний

Источники Учащиеся Учащиеся Учащиеся Учащиеся чет-

правовой первого курса второго курса третьего курса вертого курса

информации 175 чел. 170 чел. 128 чел. 55 чел.

Родители 66 95 85 33

Друзья и знакомые 77 123 24 3

Личный опыт 15 111 23 8

Интернет 17 45 96 41

На уроках - 25 111 55

Внеклассные меро- 21 28 106 53

приятия

Смотрю телевизор 1 5 6 10

Читаю кодексы - - 3 9

Учусь на собствен- 2 3 0 1

ных ошибках

Исследование показало, что значительную роль при передаче правовых знаний играет семья, эти показатели снижаются по мере обучения, но сохраняются по мере становления личности обучающегося. По мере взросления обучающихся утрачивает приоритетную позицию такой способ получения знаний, как «друзья и знакомые». Число учащихся, отмечающих источник

знаний «на уроках», увеличивается на третьем курсе, когда учащиеся начинают изучать предметы правового цикла, на втором курсе подобный источник права был выделен только в группе, где право начали изучать со второго года обучения.

Необходимо также отметить, что учащиеся в наши дни предпочитают получать информацию через Интернет. Численность учащихся, читающих печатные издания, резко сократилась. Не вызывает интерес и просмотр телепрограмм, особенно информационно-познавательного, развивающего, обучающего характера.

Настораживают проявления правового нигилизма в репликах: «Я ничего не знаю и знать ничего не хочу», «Закон нужно знать, чтобы его нарушать», «Зачем мне знание законов, если они не действуют».

Проведенный мониторинг выполнил три организационные функции:

1. Выявил в немалой степени критическое состояние правового просвещения, в отношении которого необходимо выработать систему развития.

2. Обеспечил обратную связь с предыдущим правовым образованием.

3. Установил соответствие целей и задач правового просвещения.

Основными задачами правового просвещения должны стать:

- удовлетворение потребностей личности в профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственно- правовом развитии;

- удовлетворение потребностей общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций и правовой культурой;

- формирование у обучающихся гражданской позиции, развитие гражданско-правовой ответственности, самостоятельности и творческой активности;

- сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;

- профилактика правонарушений, повышение уровня правовой ответственности;

- расширение объема правовых знаний;

- обеспечение открытости образовательного учреждения с целью привлечения субъектов гражданского общества к проблемам правового образования;

- создание единой системы правового просвещения, целью которой является формирование правовой культуры обучающихся.

Результаты исследования выявили неудовлетворительное состояние правового просвещения в системе профессионального образования, низкий уровень правового сознания и правовой культуры обучающихся. В сложившейся ситуации необходимо создание системы правового просвещения, целенаправленная реализация целей и задач правового просвещения. Процесс распространения правовой информации должен учитывать ее содержание, качество, способы и средства передачи информации, а также системность и

целевую направленность. Особое внимание необходимо обратить на повышение роли социально значимых институтов, обеспечивающих реализацию программ правового просвещения.

Список литературы

1. Долинина И.Г. Формирование политической культуры учащихся. -Пермь, 2008. - 329 с.

2. Запивалова И. Г. Готовим профессионалов / ЦИТО. - Пермь, 2006.

3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 166.

4. Савченко Н.М. Школьное обществознание и потребности старшеклассников // Обществознание в школе. - 1997. - № 2. - С. 44.

5. Якушев А.В. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2000.

Получено 25.01.2014

E.A. Shakirova

STATE OF LEGAL ENLIGHTENMENT IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

In this paper the author examines the current problems of legal education provided by low level of legal culture and legal consciousness. The results of questionnaire poll have been shown. A question of demand for the system of legal enlightenement has been put and its aims and goals have been defined.

Keywords: legal education, legal culture, legal consciousness, system of legal education, legal nihilism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.