Научная статья на тему 'Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России'

Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России»

Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России

В. Е. Шукшунов,

д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, президент Ассоциации «Технопарк», президент Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института)

Пятнадцать лет высшая школа России проводит работу, связанную с развитием инновационной деятельности: создается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, в которую входят университетские технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, центры сертификации и консалтинга, фонды поддержки инновационной деятельности; разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности; ведется подготовка кадров для инновационной деятельности; организуются и выполняются в рамках высшей школы научно-технические программы, направленные на поддержку инновационной деятельности университетов, технопарков и других структур; выполняются проекты, в том числе корпоративные, направленные на создание наукоемкой продукции; создается инновационная система высшей школы и университетов.

Но, несмотря на определенные достижения высшей школы в сфере инновационной деятельности, Россия очень сильно отстает от развитых стран Запада, Юго-Восточной Азии, Китая, Индии в этой сфере. Это отставание объясняет неконкурентоспособ-ность российских технологий на мировом рынке, особенно в области наукоемких технологий. Надежда на то, что рыночная экономика и приватизация сделают российские промышленные предприятия и фирмы инновационно восприимчивыми не оправдалась.

Инициатива высшей школы в развитии, например, университетских технопарков не была поддержана на федеральном уровне, да и на уровне субъектов федерации ни в финансовом и материально-техническом отношении, ни в законодательном обеспечении этого процесса. В силу этого созданные в системе высшей школы более 70 технопарков являются очень скромными по своим масштабам и возможностям.

Китайская Народная Республика на пять лет позже высшей школы России начала создавать технопарки, но благодаря тому, что процесс их создания проходил при активном участии правительства, технопарки в Китае получили динамичное развитие и в настоящее время являются эффективными точками роста наукоемких технологий. Они по своим масштабам, занимаемым площадям, разрабатываемым на-

укоемким технологиям уже не уступают лучшим технопаркам США, Великобритании, Канады, Швеции, Финляндии.

Ученые и специалисты, занятые созданием и развитием технопарков, с большим воодушевлением восприняли решение Президента РФ В. В. Путина о создании пяти технопарков в наукоградах страны. Как говорится, пришел праздник и на улицу создателей технопарков. Хотелось бы надеяться, что в системе высшей школы, которая является родоначальником создания российских технопарков, также получат развитие наиболее успешно действующие в течение 10-15 лет университетские технопарки-лидеры. Высшая школа России этого заслужила. К тому же необходимо учитывать тот факт, что в развитых странах абсолютное большинство технопарков создано на базе университетов или вблизи университетов.

Российские университетские технопарки имеют высококвалифицированные команды менеджеров, отработанные механизмы оказания услуг малым инновационным фирмам, связи с рынком, отработанные механизмы технологического трансферта и коммерциализации результатов научных исследований. В состав одного наиболее успешно действующего университетского технопарка входит до 30 и более малых и средних фирм.

Не менее 10-15 университетских технопарков быстро могут превратиться в мощные структуры (среду) роста высоких технологий, как принято говорить, в «силиконовые долины», если им передать в пользование землю, построить за счет бюджетных финансовых средств соответствующие помещения для размещения инновационных фирм и фирм сервиса, ввести налоговые льготы, принять ряд федеральных законов, регулирующих инновационную деятельность в стране.

Состояние развития инновационной деятельности университетов России в научно-технической сфере

Начало истории развития инновационной деятельности в высшей школе и не только в высшей школе, но и в России в целом относится к 1989 году, когда начали создаваться в нашей стране университетские научно-технологические парки (технопарки).

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

Первые технопарки были созданы в Томске в 1990 г. на базе томских вузов, Томского научного центра СО АН СССР, Ассоциации промышленных предприятий Томской области и Администрации Томской области, а также в Зеленограде на базе Московского института электронной техники (затем — в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе). В том же 1990 г. была учреждена «Ассоциация научных и технологических парков высшей школы» (в дальнейшем — Ассоциация «Технопарк»).

Ассоциации «Технопарк» удалось привлечь финансовые средства Европейского банка реконструкции и развития, Фонда «ноу-хау»» при Правительстве Великобритании, программы ТАсИс и ТАСИС-БИСТРО, Евразийского фонда для выполнения международных образовательных проектов по обучению как 8 команд менеджеров российских технопарков-лидеров, так и молодых, начинающих технопарков.

За 10 лет в системе высшей школы России создано 76 технопарков. Минобразования России и Ассоциацией «Технопарк» проведена совместная государственно-общественная аккредитация 21 университетского технопарка.

Бесспорно, подавляющее большинство университетских технопарков не являются масштабными и эффективными, они еще не играют той роли, которую играют, например, научные парки США, Великобритании, Германии, Франции, КНР, Финляндии. Однако ряд технопарков за это время нашел свои ниши в инновационном комплексе страны, сформировал среду поддержки инновационного предпринимательства и обеспечивает хороший уровень ее функционирования. Они установили прочные связи с партнерами, органами власти и управления, учредителями, фондами поддержки малого предпринимательства; имеют кадры, прошедшие специальную подготовку в области инновационного менеджмента, трансферта технологий и коммерциализации результатов научных исследований; участвуют в решении социально-экономических задач регионов.

Сформированная за последние годы инновационная система высшей школы позволяет говорить о ней как о полноценном сегменте национальной инновационной системы.

К настоящему времени в системе высшей школы создана развернутая инфраструктура, включающая:

★ Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства;

★ 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства;

★ 12 региональных информационно-аналитических центров;

★ 10 региональных инновационных центров;

★ 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства;

★ 76 университетских технопарков;

★ 4 инновационно-промышленных комплекса;

★ 15 учебно-научно-инновационных комплексов на базе университетов и академий;

★ Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы.

Важную роль при этом играет совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия образовательных учреждений с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в производство и повышения квалификации производственного персонала.

В вузах России в настоящее время действуют свыше 3000 структур, включая малые инновационные и сервисные предприятия, обеспечивающие инновационную деятельность. Это позволило создать более 30 000 рабочих мест, две трети которых заняты профессорско-преподавательским составом, научными работниками, аспирантами и студентами вузов.

На базе ведущих вузов организованы 15 учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), которые практически осуществляют интеграцию образования, науки и производства в регионах. Кроме того, с созданием УНИКов повышается роль вуза в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии регионов, отраслей и ведомств страны.

Наличие развитой инфраструктуры инновационной деятельности и выполнение проектов по разработке учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в инновационной сфере позволило в 2003 г. создать новое направление подготовки специалистов 073500 «Инноватика» (специальность 658200 «Управление инновациями») и провести прием студентов на эту специальность в пяти вузах России: Санкт-Петербургском государственном политехническом университет, Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Государственном университете управления, Нижегородском и Уральском государственных технических университетах.

Научные исследования, проведенные при выполнении многих инновационных научно-технических проектов, позволили добиться хороших практических результатов и коммерциализации научно-технической продукции.

Например, за три года вузами — участниками научно-технической программы «Инновационная деятельность высшей школы» реализовано научно-технической продукции на сумму более 1,5 млрд рублей. На один рубль госбюджетных средств, затраченных на разработку инновационных проектов, приходится в среднем около трех рублей реализованной продукции. Причем 50% научно-технической продукции производится вузами на собственной опытно-производственной базе и 50% — в кооперации с предприятиями.

Только в рамках Программы в 2004 г. реализовано 10 крупных корпоративных инновационных научно-технических проектов, позволивших объединить научный потенциал и ресурсы ряда вузов для решения важных практических задач, создать и довести до промышленного выпуска уникальную наукоемкую продукцию, востребованную на отечественном и зарубежном рынках.

В настоящее время в вузах сложились научные школы в области инновационной деятельности, мно-

гие вузовские ученые, активно развивавшие инновационную деятельность, стали ректорами, проректорами по научной и инновационной деятельности, возглавили департаменты науки и образования в регионах.

Бесспорно, высшая школа России достигла определенных результатов как в формировании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, так и при выполнении ряда инновационных научнотехнических и образовательных проектов:

★ созданы федеральные экспериментальные площадки для отработки, проверки и распространения новаций в сфере образования и науки на всю высшую школу;

★ создана сеть университетских технопарков и инновационно-технологических центров, ставших основными звеньями инновационных комплексов вузов России;

★ созданы региональные информационные центры для поддержки инновационной деятельности вузов в этих регионах;

★ разработаны научно-методические основы и нормативная база создания инновационных структур и проведения инновационной деятельности в вузах России;

★ на протяжении последних шести лет проводится государственно-общественная аккредитация университетских технопарков;

★ выполнен ряд крупных, в том числе корпоративных, инновационных научно-технических и образовательных проектов;

★ начато формирование сети учебно-научно-инновационных комплексов на базе университетов;

★ 10-15% вузов России достигли объема инновационной деятельности, который превышает 50% от общего объема их деятельности.

Несмотря на определенные положительные изменения, произошедшие за последнее время в системе образования России в сфере развития инновационной деятельности, все же нужно признать, что ее эффективность не очень высока. Часто это зависит не только от системы образования вузов, а определяется сущностью российской экономики, низкой российской национальной инновационной способностью, несовершенной национальной инновационной системой, низкой российской инновационной культурой, практическим отсутствием в стране законодательной базы и государственной инновационной политики.

Тенденции развития инновационной деятельности университетов России в научно-технической сфере

Тенденция развития инновационной деятельности в системе образования в целом, высшей школы и особенно в вузах отражена в принятой в апреле 2000 года коллегией Минобразования России Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. (далее — Концепция).

Основная идея Концепции состоит в том, что высшая школа, университеты на современном этапе обязаны вести не только фундаментальные, поиско-

Рис. 1. Обобщенная модель инновационного процесса

вые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их тиражирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции (технологический трансферт) потребителю. Таким образом, современные университеты должны реализовывать полный инновационный цикл, связанный с созданием инноваций (рис. 1):

1) генерация идей, проведение фундаментальных и поисковых исследований, получение патентов (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается концептуальное решение проблемы создания инновации);

2) прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается техническое решение проблемы создания инновации);

3) производство инновационной продукции, решение проблем инвестиций, проведение маркетинговых исследований, передача готовой продукции на рынок, обеспечение диффузии нововведений (инновации) (на этом этапе инновационного процесса завершаются процессы технологического трансферта и коммерциализации результатов научных исследований, изобретений).

Таким образом, современный университет — это не только научно-образовательный центр. Он в силу развития инновационной деятельности, инфраструктуры ее поддержки, установления тесных связей между учебным, научным и инновационным сегментами университета трансформируется в особый университетский комплекс — учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК).

Взгляд на университет как на социальный институт, обеспечивающий население только образовательными услугами, канул в историю. Современный университет — это научное сообщество, которое способно генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, распространять

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

знания, превращать их в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность в нем людей, экономики и социальной сферы страны. То есть современный университет в качестве одного из основных направлений деятельности должен активно развивать инновационную деятельность. В современных условиях инновационная деятельность — это механизм влияния университета не только на развитие образования и науки в стране или регионе, но и на их экономику, социальную сферу.

Передача технологий (технологический трансферт)

В процессе реализации всех этапов инновационного цикла создания новых изделий (новаций) осуществляется передача технологий из университета потребителю. Эта передача технологий получила название «технологический трансферт».

Трансферт технологии (технологический трансферт) является движением технологии по определенному каналу коммуникации от одного индивидуума или организации к другому индивидууму или организации. Иначе, технологический трансферт — это перенос информации и знаний посредством каналов коммуникаций: посредством персонального общения заинтересованных специалистов, от группы к группе, от организации к организации. Таким образом, технологический трансферт вовлекает новые знания в практическую сферу их приложения с использованием определенных ресурсов для реализации этого процесса.

В самых общих категориях можно выделить два вида технологического трансферта.

Первый вид — это передача технологий из университета в уже существующие фирмы или корпорации, второй вид — это создание новых, как правило, малых инновационных фирм в университете или с участием университета.

Первый вид передачи технологий связан, главным образом, с передачей информации, которая содержится в патентах, научных отчетах и публикациях, технической документации, а также в электронной форме.

Второй и в настоящее время наиболее успешный и эффективный вид технологического трансферта связан не только с передачей информации (технологии), но и с вовлечением человеческого фактора в лице предпринимателя, который, в свою очередь, при-

Таблица 1

Характеристика уровней технологического трансферта

Уровень 1 Ответственные за ТТ университеты, научные центры, производящие предконкурентные исследования и делающие доступными их результаты по назначению (частному или публичному сектору) посредством персоналий или массового общения с использованием технических докладов и профессиональных журналов

Уровень 2 Это уровень разделенной ответственности между источником и местом назначения технологий. Цель — быть уверенным, что технология принимается или, по крайней мере, понимается кем-то,кто обладает знаниями и ресурсами по использованию технологии

Уровень 3 Более вовлеченный уровень ТТ, включает разделенную ответственность за применение технологии, ее прибыльное использование на рынке

Уровень 4 Более вовлеченный уровень ТТ, включает исполнение технологии и реализацию ее в коммерческих продуктах на рынках

Рис. 2. Пирамида уровней трансферта технологии

влекает необходимые знания, капитал для развития компании, в конечном счете осуществляя не только процесс технологического трансферта, но и процесс коммерциализации технологии и вывод ее на рынок с последующей диффузией.

Технологический трансферт предполагает четыре уровня сотрудничества и четыре соответствующих измерения успеха или критерия эффективности технологического трансферта. Пирамида уровней технологического трансферта (ТТ) представлена на рис. 2.

Краткая характеристика уровней дана в табл. 1.

На различных уровнях технологического трансферта используются различные критерии измерения успеха, научное превосходство и желание опубликовать результаты исследований, интерес заказчика в развитии технологии, промышленная привлекательность и легкость в организации производства, рыночный потенциал и последующая генерация доходов (соответственно, на первом, втором, третьем и четвертом уровнях технологического трансферта).

Следовательно, при организации технологического трансферта необходимо иметь в виду эти особенности и рассматривать проблему с различных сторон (исследователя, разработчика технологии, производителя и, конечно же, потребителя).

Инновационная деятельность университетов России в сфере образования

Цель инновационной деятельности университетов в сфере образования — развитие творческих способностей обучаемых. Одним из эффективнейших механизмов достижения этой цели являются научные исследования в университете, в которых участвуют как преподаватели, так и студенты. Это определяется тем, что инновационные образовательные технологии, как правило, являются наукоемкими технологиями. Их относят к классу интеллектуальных или развивающих технологий.

Таким образом, инновационное образование по своей сути является системообразующим, интегрирующим образовательные процессы и научный поиск. Инновационное образование предполагает не только использование в учебном процессе новых на-

учных знаний (это само собой разумеется), но, самое главное, оно включает сам процесс творческого поиска новых знаний в качестве компоненты образовательного процесса. Отсюда следует, что инновационное образование возможно тогда, когда обучающий является не только педагогом, хорошим методистом, но и ученым, творцом нового, создателем инноваций в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики и т. п. Преподаватель в университете триедин: он и педагог, и методист, и ученый. Именно поэтому мы считаем, что в основе инновационного высшего образования находятся его фундаментальность, научность, системность и практическая направленность. Как известно, в основе российского высшего образования находится именно это.

Наука в университете имеет дуальный характер:

★ ее самоценность (получение новых научных результатов и открытий);

★ ее активное использование в образовательном процессе, в подготовке высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, результатов научных исследований, самого процесса научного поиска, атмосферы общения в процессе научных исследований не только как обучающего и обучаемого, но и как ученых, коллег, атмосферы научности, поиска истины. Это является сильнейшим механизмом, одной из главнейших компонент инновационного образования.

Не менее половины университетов России являются не просто образовательными учреждениями или организациями, но и сложившимися научно-образовательными и инновационными комплексами, центрами в регионах образования, науки и культуры, центрами сильного влияния на социально-экономическое, технологическое, образовательное и культурное развитие регионов. К таким университетам, например, необходимо отнести: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, СПбГПУ, СПбГЭТУ, МГУЭТ (Зеленоград), Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, ДВГТУ, УГТУ (УПИ), РГУ, ЮРГТУ (НПИ), Кубанский государственный университет, ТГРТУ, НГГУ, НГТУ, Саратовский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Северо-Кавказский государственный технический университет (г. Ставрополь), Казанский государственный университет, Казанский государственный технический университет (КАИ), УГАТУ и т. п.

Инновационная деятельность в системе образования имеет следующую направленность:

1. Совершенствование содержания образования, ориентированное на его соответствие быстро изменяющемуся миру, достижениям в сфере науки и техники; повышение качества образования, качества личности обучаемого.

2. Разработку новых программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов для наукоемких отраслей экономики.

3. Разработку и применение новых наукоемких технологий в образовании (прежде всего, информа-

ционно-телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий, технологий виртуальной реальности, то есть тех, которые обеспечивают мобильное распространение знаний посредством обмена образовательными ресурсами, представляют возможность гражданам получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности).

4. Формирование у профессорско-преподавательского состава, у методистов новаторских качеств.

5. Структурные преобразования в высшей школе, направленные на интеграцию образовательных учреждений различного уровня вокруг университетов (университетские образовательные округа); интеграцию образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных, финансовых и иных структур (университетские комплексы, учебно-научно-инновационные комплексы).

6. Усиление роли фундаментализации и гуманитаризации в образовании, особенно в секторе высшего технического образования, интеграции естественнонаучного, гуманитарного и технического знания на основе междисциплинарности.

7. Создание новых и совершенствование действующих государственных образовательных стандартов, сопряжение стандартов образовательных учреждений и организаций, реализующих образовательные программы различных уровней, разработку интегрированных образовательных стандартов, обеспечивающих многоуровневое образование (непрерывное образование), многоуровневую подготовку специалистов.

8. Внедрение в более чем в 30-ти крупных университетах России двухуровневой системы управления: «президент-ректор», реализующей разделение стратегического и оперативного управления университетом.

9. Создание корпоративных университетов, дающих им возможность решать крупные проблемы в области образования, науки и экономики (например, создание Южного корпоративного университета на базе Ростовского государственного университета, Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) и Таганрогского государственного радиотехнического университета).

10. Организация федеральных экспериментальных площадок на базе ведущих университетов для отработки, проверки и распространения новаций в сфере образования и науки на всю систему образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из вышеизложенного, новации в системе образования России должны иметь место во всех основных направлениях ее деятельности. Они призваны, с одной стороны, поднять на новый, более высокий уровень национальную систему образования, адаптировать ее к существующим реалиям страны, в том числе адаптировать к рыночным условиям, с другой стороны, новации в системе образования учитывают мировые тенденции в сфере

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

образования в целом, в том числе в высшей школе, университетах, а поэтому ее развитие в условиях глобализации.

Инновационная деятельность в сфере образования является необходимым условием перехода от «поддерживающего» к «инновационному» типу образования (термины, предложенные «Римским клубом»). Эта проблема глобальная, ибо практика инновационного обучения сталкивается с такими проблемами, как необходимость формирования национальной инновационной способности системы образования, то есть ее способности в масштабах всей образовательной системы и других сфер человеческой деятельности быстро создавать, распространять и применять инновации (нововведения), которые коренным образом изменяют интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность общества, которые способствуют формированию инновационной экономики.

Инновационное образование требует коренных изменений как в обществе, так и в экономике России. Общество и экономика должны инициировать инновационные процессы в системе образования, направленные на подготовку всесторонне развитых, культурных, высокопрофессиональных специалистов. К сожалению, сырьевая российская экономика не востребует высококвалифицированных специалистов, инновационные технологии, новые научные знания. Поэтому переход к инновационному образованию диктует необходимость перевода сырьевой экономики на инновационный путь развития.

Следует однозначно высказаться за то, что нельзя ждать, когда в России в надсистеме — социальной и экономической сферах — произойдут серьезные изменения, и только после этого можно будет приступать к формированию инновационного образования. Напротив, именно под воздействием инновационного образования возможны такие серьезные поло-

Рис. 3. Место инновационного образования в развивающемся обществе

жительные изменения в обществе, и этим нужно университетам России заниматься.

Место инновационного образования в развивающемся обществе показано на рис. 3. Цели образования задаются потребностями устойчиво развивающегося общества (см. верхнюю часть рисунка), а обратное влияние образования на общество осуществляется через национальную инновационную способность (см. нижнюю часть рисунка), обеспечивающую, в свою очередь, как динамичность развития промышленности и инфраструктуры, если национальная инновационная способность высока (см. левую часть рисунка), так и гуманизм политики и управления (см. правую часть рисунка).

Инновационная способность — это структурная характеристика общества, определяющая его способность как создавать новое, полезное для людей, так и распространять это новое (инновации) и полезное во все сферы человеческой жизни и деятельности. При сегодняшнем состоянии цивилизации на планете Земля только это качество нации может обеспечить конкурентоспособность их товаров на внутреннем и внешнем рынках, достойный уровень жизни народа и преодоление экологического кризиса.

Хороший пример роли национальной инновационной способности в развитии экономики страны приводит президент японской фирмы «Сони» Акио Морита: «Главная причина экономической мощи Японии состоит не в том, что она приобрела результаты зарубежных фундаментальных исследований... Эта причина в том, что Япония нашла путь создания продукции, основанной на этих результатах. В Америке нет недостатка в технологиях. Но там существует дефицит творческой активности, направленной на коммерческие применения этих технологий. В этом, я полагаю, крупнейшая проблема Америки. С другой стороны, творческая активность — сильнейшая сторона Японии».

Можно определенно заявить, что творческая активность — вот то, что должно обеспечить инновационное образование в России. Следовательно, главная цель инновационного образования — сохранение и развитие творческого потенциала человека, общества. Образование XXI века не может обойтись без органичного включения творчества в его суть.

Результаты проведенного нами анализа, которые показаны на рис. 4 и 5, позволяют сформулировать внешние и внутренние категории инновационного образования. Структура внешних категорий показана на рис. 4. Их, естественно, можно назвать условиями и ограничениями, которые необходимо принимать во внимание при проектировании инновационной образовательной системы. Их мы разделяем на три группы:

★ условия мотивации, информации и политики (левая часть рисунка);

★ структурные ограничения, то есть социальные институты (средняя часть рисунка);

★ кадровые, интеллектуальные, идеологические и ресурсные ограничения и условия (правая часть рисунка).

Рис. 4. Внешние категории инновационного образования

На рис. 5 показана внутренняя структура инновационного образования. Здесь основными являются три группы элементов:

★ движущие силы становления и развития инновационного образования (к ним относятся преподаватели, учителя, методисты, учащиеся, менеджеры);

★ средства и методы обеспечения становления и развития инновационного образования (к ним относятся компьютерная поддержка, образовательные технологии, учебники и учебные пособия, методологии);

★ структурные элементы инновационного образования, к которым относятся общественные структуры, научные центры, методологические центры, университеты.

Из содержания рис. 4 и 5 следует, что формирование и развитие инновационного образования не может сводиться к решению частных вопросов. Они касаются как всего «внутреннего организма» системы образования, так и социальной и экономической надсистемы.

На наш взгляд, изложенное в этом разделе дает представление о тех масштабах, направлениях, объемах работ, их способности и сложности, которые должны решаться в рамках формирования инновационного образования.

Содержание инновационной деятельности высшей школы, университетов России должно определяться глобальной целью — проектирование инновационной системы образования, инновационной системы конкретного университета.

Пути повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России

Что необходимо сделать для того, чтобы повысить эффективность инновационной деятельности в высшей школе России? На наш взгляд, первоочередными проблемами, требующими своего решения, являются следующие.

На федеральном уровне:

Создание законодательной базы инновационной деятельности:

★ внесение изменений и дополнений в Федеральные законы «О науке и государственной научнотехнической политике в Российской Федерации»,

Рис. 5. Внутренние категории инновационного образования

а также в Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты в части, касающейся регулирования инновационной деятельности;

★ разработка и принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации»;

★ разработка и принятие законопроектов по защите интеллектуальной собственности и регулировании использования результатов интеллектуальной деятельности, созданной за счет бюджетных средств;

★ внесение в налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся стимулирования процессов создания, правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности;

★ внесение в налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся использования бюджетных средств для финансирования, создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, совершенствования порядка образования и использования внебюджетных фондов для финансирования научных исследований, экспериментальных разработок и инновационной деятельности (создание инноваций).

На уровне высших учебных заведений:

★ обеспечение технологической направленности фундаментальных и поисковых научных исследований в университетах;

★ развитие в вузах опытно-конструкторских работ и разработок, изготовление опытных образцов новой техники, организация мелкосерийного и малотоннажного производства наукоемкой продукции на собственной производственной базе с реализацией ее на рынках научно-технической продукции;

★ дальнейшее развитие и создание в университетах с участием университетских структур, обеспечивающих технологический трансферт и коммерциализацию результатов научных исследований, патентов и разработок, технопарков и/или инновационно-технологических центров, и/или инновационно-промышленных комплексов, и/или инкубаторов бизнеса (инкубаторов технологий), служб маркетинга, консалтинга, сертификации и т. п.;

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

★ целенаправленное преобразование наиболее развитых вузов в учебно-научно-инновационные комплексы с целью реализации полного инновационного цикла: идея - разработка - маркетинг - производство - инновация - потребитель (рынок);

★ организация подготовки для инновационной деятельности в университетах и университетских технопарках команд менеджеров, обеспечивающих управление инновационными проектами;

★ ориентация вузов на выполнение крупных корпоративных инновационных проектов с участием ряда университетов, промышленных предприятий, фирм, инвесторов;

★ организация в вузах работ по разработке научнометодического и нормативного обеспечения инновационной деятельности;

★ создание в регионах, в которых вузы вносят весомый вклад в инновационное развитие их экономики, региональных центров координации инновационной деятельности высшей школы. Перспектива развития инновационной деятельности высшей школы определяется тем, что инновационный режим развития российской экономики предполагал не только ее базирование на новых научных знаниях и инновационных технологиях, но и обязательное обеспечение устойчивого функционирования и развития системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной

деятельности, прежде всего, в научно-технической и промышленной сферах. Для этого потребуется создание на базе крупных вузов инновационного типа многоуровневой системы подготовки кадров.

Высшая школа в целом, вузы имеют наибольшие возможности внесения серьезного вклада в исследование и формирование национальной и региональных инновационных систем, инновационной системы образования; исследование и изыскание путей повышения уровня инновационной способности российского общества, российской системы образования; формирование инновационной культуры, инновационного мышления и инновационного климата в стране, развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности, создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг населению в области инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, содействие созданию и развитию в научно-технической и образовательной сферах малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Все это обеспечит реальный вклад российской высшей школы в решение проблемы перевода на инновационный путь развития как отечественной экономики, так и системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.