Информационное агентство INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
[\| |\IO V Иннов: электронный научный журнал
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ON-LINE
Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Состояние отечественного рынка биологически активных добавок The condition of the domestic market of biologically active additives
УДК 338.51
07.02.1812:31
57
Выходные сведения: Квачахия Л.Л. Состояние отечественного рынка биологически активных добавок // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №2 (35). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sostoyanie-otechestvennogo-rynka-bi/
Авторы:
Квачахия ЛЛ.1
1 кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, Lekso82@yandex.ru
Authors:
Kvachaniya L.L.1
1 candidate of science of pharmaceutical, associate professor of department «Pharmacology», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, Lekso82@yandex.ru
1 795 руб.
1 699 руб.
ильс>еьо15
Gnline-магаэин
О компании
Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, фармацевтический рынок, БАД, направления борьбы с фальсификацией
Keyword: pharmaceutical industry, pharmaceutical market, biologically active additives, focus on the fight against falsification
Аннотация: В последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре питания населения. Сегодня основное внимание потребитель уделяет качеству и ингредиентному составу продукта. Такая ситуация определяет необходимость смещения акцентов на создание качественных продуктов питания с оптимальным составом, соответствующим современным представлением о физиологическом воздействии пищи на организм. БАД к пище — важный компонент оптимизации питания и здоровья человека, но только в том случае, если соблюдены все требования, предъявляемые к БАД в соответствии с современной законодательной и нормативной базой, и при использовании БАД как профилактического средства, а не лекарства. Биологически активные добавки - это не лекарства, однако их регулярное применение может оказывать выраженный оздоравливающий эффект на многие органы и системы нашего организма. Рынок биологически активных добавок к пище расширяется. Исследование посвящено оценке реализации биологически активных добавок аптечными учреждениями. В ходе чего выявлены наиболее предпочтительные группы с точки зрения экономической выгодности. На сегодняшний день 25% данной продукции производится не по международным стандартам, что приводит в выпуску фальсификатов. В связи с этим были проанализированы действующие способы противодействия распространению продукции не отвечающей терапевтическим свойствам: изменение административного, уголовного законодательства, законодательства, регулирующего ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию, внедрение новых технологий защиты от фальсификации, а также повышение эффективности мероприятий правоохранительных органов.
Annotation: In recent decades, significant changes in the structure of nutrition of the population occurred. Today, the consumer focuses on the quality and ingredient composition of the product. This situation determines the need to shift the emphasis on the creation of high-quality food products with the optimal composition that corresponds to the modern understanding of the physiological effects of food on the body. Food supplements are an important component in the optimization of nutrition and human health, but only if all the requirements for dietary supplements are met in accordance with the current legislative and regulatory framework, and when using dietary supplements as a prophylactic and not a medicine. Biologically active additives are not medicines, but their regular application can have a pronounced healing effect on many organs and systems of our body. The market for biologically active food additives is expanding. The study is testing the evaluation of the implementation of biologically active additives by pharmacy institutions. In the course of which the most preferred groups were identified from the point of view of economic profitability. To date, 25% of these products are produced not according to international standards, which leads to the issuance offalsifications. In this regard, the current ways of counteracting the distribution of products that do not meet the therapeutic properties: the change in administrative, criminal legislation, legislation regulating the import of medicines into the Russian Federation, the introduction of new anti-counterfeiting technologies, and the effectiveness of law enforcement measures have been analyzed.
Введение
Состояние отечественного рынка биологически активных добавок Одной из особенностей отечественного фармацевтического рынка является широкий спектр биологически активных добавок (БАД), который на нем представлен. По мнению Смереки В.Ю. и Ермолаевой Е.В. [1], основанном на сравнении с западными странами, перечень БАД на фармрынке России даже избыточен. БАД - природные биологически активные вещества, которые употребляются одновременно с пищей или вводятся в состав пищевых продуктов [2, 3]. Внедрение в рацион питания человека БАД обычно осуществляется для коррекции и оптимизации пищевого рациона.
По техническому регламенту данная продукция не является лекарственным средством, так как относится к специализированной пищевой
продукции. БАДы пользуются большой популярностью, о чем говорит увеличение объема продаж на 6% в отличие от прироста в 1% основного аптечного ассортимента. Поэтому БАД для аптеки является вторым по значимости после лекарств ассортиментом, хотя их доля в структуре продаж 5%.
В условиях дефицита финансовых ресурсов в системе здравоохранения, постоянного растущих цен на лекарственные средства, а также, учитывая изменения ассортимента и значительную нестабильность в реализации данной группы товаров, снижение платежеспособности населения в сегодняшних экономических условиях, проведение исследований рынка БАД приобретает особую актуальность.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе исследования динамики объемов продаж в натуральном и денежном эквиваленте БАД за 2017 год. Для представления эффективности реализации данного вида товара с декабря 2016 по декабрь 2017 года был использован графический метод.
Основные результаты исследования
БАДы не участвуют в обмене веществ, построении тканей, органов и систем, но при этом являются одним из способов укрепления здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Научно установлено, что применение биологически активных добавок способствует профилактике диабета, атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний [4-6].
В декабре 2017 года в аптечных учреждениях России продавалось 2 059 торговых наименования БАД, которые представляют 804 производителя. Особенностью российского рынка БАД является то, что наибольшую долю продукции занимают отечественные производители, обеспечивая 62% стоимости и 82% в натуральном выражении, в отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика продаж БАД в РФ за 2017 год
В декабре 2017 г. емкость российского рынка БАД уменьшилась в стоимостном выражении по сравнению с ноябрем на 1,6% и составила 3,2 млрд. руб. В натуральных единицах измерения рынок упал на 0,5% и составил 29,3 млн. упаковок. При этом с начала изучаемого периода произошло увеличение объема продаж на 0,5% в стоимостном выражении и на 0,7% в натуральном, а финансовые результаты на конец 2017 года составили 3158 млн. рублей при 29,3 миллионах реализованных упаковок.
Факторами, служащими росту продаж БАДов, являются высокая степень осведомленности покупателей о БАД и их влиянии на здоровье, за счет активного продвижения данной продукции в сети розничной торговли (аптеках, аптечных пунктах), а также стремление потребителей вести здоровый образ жизни. В зависимости от системы регистрации и ряда ограничений при этом выделяют две категории БАДов: парафармацевтики (близкие к лекарствам) и нутрицевтики (близкие к пище).
В декабре 2017 г. средняя цена упаковки БАД достигает 108 руб., что на 1,2% ниже, чем в ноябре 2017 г. В первом квартале произошло снижение реализации числа упаковок на 25,2% из-за увеличения стоимости продукции, так как в денежном выражении отмечается положительная динамика объема продаж (изменение составило 8,7% или 275 млн. рублей). Темпы роста аптечного сегмента БАД замедлились относительно 1 квартала 2017 года, и к концу 4 квартала отмечена отрицательная динамика, то есть снижение составило 7,8% в стоимостном выражении, что привело к увеличению продаж на 37% - в натуральном. Лидеры по производству БАДов занимают 29% в стоимостном выражении, и представляют собой компании «Эвалар» (17,6%), PharmaMed (6,7%), Solgar Vitamin And Herb (4,7%).
Высокие темпы продаж добились следующие компании Bayer (прирост увеличился в 4 раза или на 391,6%) и «Парафарм» (86,4%). Bayer представляет на рынке БАД общеукрепляющего действия «Супрадин» и биологически активную добавку «Ренни», применяемую при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, а также при гастритах. Компания «Парафарм» имеет широкую линейку ассортимента - 17 позиций, но основной рост обеспечивает БАД «Простадоз» (БАД, влияющий на репродуктивную систему).
Российский рынок БАДов имеет ряд отличительных особенностей [7-10]. Одна из ни связана с неотрегулированность рынка, основанной на отсутствии договоренности основных игроков. Другая особенность характеризуется тем, что возникающие сейчас проблемные ситуации связаны со становлением самого рынка за рубежом, из-за чего в РФ имеется несовершенный понятийный аппарат Однако не смотря на это, высокая доля отечественных биодобавок производятся в соответствии с международными требованиями. Около 25% всех БАД в России производится согласно нормам GMP, еще 50% — по стандарту ISO. Таким образом, около 75% отечественных БАД соответствуют международным стандартам производства БАД.
Имея 25% продукции произведенной не по стандартам, БАДы легко фальсифицировать. Значительное количество законодательных норм, которые направленны на регулирование рынка лекарственных средств, не касались сферы обращения БАД [11, 12]. Однако существовали лишь требования к аптечным организациям, реализующим данную номенклатуру товаров. Поэтому имея дифференцируемую сферу обращения биологически активных добавок и основных фармацевтических препаратов, усилия законодателя были направлены на усиление данного разделения [13-15]. Например, введение федерального закона «О рекламе», запрещающего продвигать БАД под видом ЛС и наоборот
С принятием нового закона от 31.12.2014 № 532-ФЗ ситуация существенно изменилась, по крайней мере в отношении фальсифицированных и контрафактных БАДов, которые упоминаются, наряду с лекарственными средствами. Однако пищевые добавки распространяется большинство регулирующих норм, касающихся лекарств [16, 17]. При этом принятый закон отличается более строгим наказанием за выпуск фальсифицируемых БАДов, чем при фальсификации ЛП, так как вводит уголовную ответственность.
Кроме того, теперь Роспотребнадзор и его территориальные органы могут проводить внеплановые выездные проверки торговых предприятий без предварительного уведомления, чтобы выявить некачественные, потенциально опасные пищевые продукты, в т.ч. БАД. Компания «Риа Панда» имеет снижение объема реализации на 39% в стоимостном выражении, что связано, в первую очередь, с тем, что Роспотребнадзор в мае 2017 года запретил выпускать два основных бренда компании - «Сеалекс» и «Али Капс». Так как в обеих добавках был обнаружен «Тадалафил» — действующее вещество рецептурного лекарственного свойства.
Рост фальсифицированной продукции может осуществляться также за счет импорта биологически активных добавок [18, 19]. Товары, получившие статус товаров Таможенного союза практически свободно могут пересекать границу России, что также может повысить
Состояние отечественного рынка биологически активных добавок риск недобросовестного поведения со стороны субъектов, изготавливающих лекарственные препараты на территории этих государств.
При ввозе на территорию России конкретной партии лекарств таможенные органы вправе требовать только разрешение Минздрава России на ввоз данной партии. Эти полномочия таможенных органов не распространяются на случаи ввоза лекарственных средств со статусом товаров Таможенного союза [20]. Таким образом, в силу буквального толкования законодательства таможенные органы не вправе требовать сертификат качества ввозимых лекарственных препаратов.
Заключение
БАДы не являясь лекарственным препаратом, применяются для оптимизации обмена веществ, нормализации или улучшения функционального состояния органов, снижения риска заболеваний. Поэтому данная продукция пользуется большой популярностью и занимает второе место в розничной торговле после реализации основных лекарственных препаратов. Представляя финансовую выгоду от продаж данной продукции, рынок биологически активных добавок динамично растет и развивается, о чем свидетельствует рост в первом квартале 2017 года на 25%.
С ростом емкости рынка недобросовестные российские и зарубежные производители, нарушая технологии и рецептуры, выпускают на рынок фальсифицированные продукты. В результате на фармацевтический рынок поступает продукция с неизвестными побочными терапевтическими эффектами, минуя необходимые экспертизы и проверки. Поэтому необходимо усилить контроль за оборотом БАДов и ужесточить регистрацию.
В данный момент надзорным органом, осуществляющим контроль, является Роспотребнадзор. Осуществляя проверки продукции российского производства, проводит оценку и анализ соответствия продукции заявленным международным стандартам. Однако необходимо развивать контрольные мероприятия и для импортируемых товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза.
Библиографический список
1. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.
2. Давыдов С.А. БАД и другие // Ремедиум. 2015. № 10. С. 50-55.
3. Васькова Л.Б., Мусина Н.З. Методы и методики фармакоэкономических исследований. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2017. 111с.
4. Марьяновский Л.М. Правовые аспекты использования БАД к пище // Московские аптеки. 2014. № 6. С. 14-19.
5. Бессонова Л.П., Черкасова А.В., Токарева А.В. Каротинсодержащие БАД в питании и профилактике иммунодефицитных состояний // Парадигма. 2016. № 2. С. 561-568.
6. Вековцев А.А., Подзорова Г.А., Казьмина А.Ю., Позняковский В.М. Натурные исследования эффективности биологически активной добавки с направленными функциональными свойствами // Техника и технология пищевых производств. 2015. № 2 (37). С. 67-74.
7. Ковалев В.А. Обеспечение населения РФ предметами медицинского назначения и лекарственными средствами // Вестник Медицинского стоматологического института. 2014. № 1. С. 18-20.
8. Гребенкина А. Аптека и ее партнеры // Российские аптеки. 2013. №5. С. 20-24.
9. Тюренков И.Н. Риск снижения доходности аптек при ценовых маневрах // Фармация. 2014. №3. С. 27-29.
10. Бельских И.Е., Явир А.А. Особенности конкуренции брендов лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 5. С. 5-8.
11. Михайлова В.Н., Кирщина И.А. Фармацевтическая организация в системе государственного контроля: актуальность, проблемы, пути решения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 515.
12. Резвых Ю.А., Ковальская Г.Н. Современные подходы к совершенствованию системы обеспечения и контроля качества лекарственных средств на региональном уровне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 121. № 6. С. 104-106.
13. Яковлева Д.Н., Битерякова А.М. Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках // Экономичес кий вестник фармации. 2015. № 1. С. 23-27
14. Бойко В.Н., Лисовский П.А. Особенности конкуренции на российском фармацевтическом рынке // Новая аптека. Эффективное управление. 2015. № 11. С. 61-64.
15. Ростова Н.Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств: автореф. дис. док. фарм. Наук. - Пермь, 2014. 363 с.
16. Гребенкина А. Аптека и ее партнеры // Российские аптеки. 2015. №5. С. 20-24.
17. Тюренков И.Н., Горшунова Л.Н., Битерякова A.M. Анализ аптечного ассортимента // Экономический вестник фармации. 2014. № 1. С. 61-67.
18. Бест Роджер. Маркетинг от потребителя. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014. 760 с.
19. Славич-Приступа А.С. Аптечный маркетинг Новосибирск: Катрен-Стиль. Альман ах. 2015. 144 с.
20. Шишкин С.В., Шейман И.М. Перспективы реформирования российского здравоохранения. URL: http://www.liberal.ru
References
1. Smereka V.YU., Ermolaeva E.V. Uroven' i kachestvo zhizni v sovremennoj Rossii. Byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. No 12. Pp. 1559.
2. Davydov S.A. BAD i drugie. Remedium. 2015. No 10. Pp. 50-55.
3. Vas'kova L.B., Musina N.Z. Metody i metodiki farmakoehkonomic heskih issledovanij. M.: GEHOTAR - Media, 2017. 111 p.
4. Mar'yanovskij L.M. Pravovye aspekty ispol'zovaniya BAD k pishche. Moskovskie apteki. 2014. No 6. Pp. 14-19.
5. Bessonova L.P., Cherkasova A.V., Tokareva A.V. Karotinsoderzhaschie BAD v pitanii i profilaktike immunodefitsitnyih sostoyaniy. Paradigma. 2016. No 2. Pp. 561-568.
6. Vekovtsev A.A., Podzo rova G.A., Kazmina A.Yu., Poznyakovskiy V.M. Naturnyie issledovaniya effektivnosti biologicheski aktivnoy dobavki s napravlennyimi funktsionalnyimi svoystvami. Tehnika i tehnologiya pischevyih proizvodstv. 2015. No 2 (37). Pp. 67-74.
7. Kovalev V.A. Obespechenie naseleniya RF predmetami medicinskogo naznacheniya i lekarstvennymi sredstvami. Vestnik Medicinskogo stomatologicheskogo instituta. 2014. No 1. Pp. 18-20.
8. Grebenkina A. Apteka i ee partner. Rossijskie apteki. 2013. No 5. Pp. 20-24.
9. Tyurenkov I.N. Risk snizheniya dohodnosti aptek pri cenovyh manevrah. Farmaciya. 2014. No3. Pp. 27-29.
10. Bel'skih I.E., YAvir A.A. Osobennosti konkurencii brendov lekarstvennyh sredstv na rossijskom farm acevticheskom rynke. Nauchnoe obozrenie. EHkonomicheskie nauki. 2016. No 5. Pp. 5-8.
11. Mihajlova V.N., Kirshchina I.A. Farmacevticheskay a organizaciya v sisteme gosudarstvennogo kontrolya: aktual'nost', problemy, puti
Состояние отечественного рынка биологически активных добавок resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No 2-2. Pp. 515.
12. Rezvyh YU.A., Koval'skaya G.N. Sovremennye podhody k sovershenstvovaniyu sistemy obespecheniya i kontrolya kachestva lekarstvennyh sredstv na regional'nom urovne. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2015. T. 121. No 6. Pp. 104-106.
13. YAkovleva D.N., Biteryakova A.M. Nekotorye aspekty analiza aptechnogo assortimenta v setevyh aptekah. EHkonomicheskij vestnik farmacii. 2015. No 1. Pp. 23-27.
14. Bojko V.N., Lisovskij P.A. Osobennosti konkurencii na rossijskom farmacevticheskom rynke. Novaya apteka. EHffektivnoe upravlenie. 2015. No 11. Pp. 61-64.
15. Rostova N.B . Obosnovanie organizacionno-farmacevticheskih podhodov k optimizacii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya na osnove racional'nogo ispol'zovaniya lekarstvennyh sredstv: avtoref. dis. dok. farm. nauk: zashchishchena 21.06.2011. Rostova Natal'ya Borisovna. - Perm', 2014. 363 p.
16. Grebenkina A. Apteka i ee pa rtner. Rossijskie apteki. 2015. No5. Pp. 20-24.
17. Tyurenkov I.N., Gorshunova L.N., Biteryakova A.M. Analiz aptechnogo assortimenta. EHkonomicheskij vestnik farmacii. 2014. No 1. Pp. 61-67.
18. Best Rodzher. Marketing ot potrebitelya. M.: Mann, Ivanov, Ferber, 2014. 760 p.
19. Slavich-Pristupa A.S. Aptechnyj marketing. Novosibirsk: Katren-Stil'. Al'manah. 2015. 144 p.
20. SHishkin S.V., SHejman I.M. Perspektivy reformirovaniya rossijskogo zdravoohraneniya. UR L: http://www.liberal.ru
¥ Tweet ^^И ifc Нравится 0
О Яндекс.Виджет!М1ЮУ
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления
О Microsoft "je Microsoft Office навсегда! . ^^^ Всего за 3990 p. CMP
Реклама на INNOV.RU История компании О компании Рецепты Конкурсы Гостиницы Поиск Карта сайта Контакты
© 1996-2018 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов». * - правила пользования Учредитель ООО «Иннов»
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. ISSN: 2414-5122
Главный редактор: Воробьев А.И.
E-mail редакции: ¡nfo@innov.ni Телефон +7 (831) 436-22-77
Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта