Научная статья на тему 'Состояние обучения школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка (на материалах анализа анкет учителей Забайкальского края)'

Состояние обучения школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка (на материалах анализа анкет учителей Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE QUESTIONS AND THE RESULTS OF TEACHERS' FORMS ANALYSIS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВА-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ / ВОПРОСЫ И АНАЛИЗ АНКЕТ УЧИТЕЛЕЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / THE ANALYSIS OF STATE OF EDUCATION / THE DESCRIPTION OF SURVEY PURPOSES / LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чанхали Юлия Сергеевна

Статья посвящена одной из актуальных в современном школьном образовании проблеме анализу состояния обучения школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка. Дается описание целей проведения анкетирования, вопросов анкеты и данных, полученных в результате анализа проведенного анкетирования учителей-словес-ников школ Забайкальского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of schoolboys teaching to independent educational and cognitive activity at Russian lessons (on basis of Trans-baikal Territory teachers' forms analysis)

The article is about one of relevant problems in present-day school education analysis of state of schoolboys teaching to independent educational and cognitive activity on Russian lessons. There is a description of survey purposes, questions of forms and the data received in the result of language and literature teachers survey analysis in Trans-baikal Territory

Текст научной работы на тему «Состояние обучения школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка (на материалах анализа анкет учителей Забайкальского края)»

УДК 371. 322

Чан-ха-ли Юлия Сергеевна

Chan-kha-lee Yulia

СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛАХ АНАЛИЗА АНКЕТ УЧИТЕЛЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

STATE OF SCHOOLBOYS TEACHING TO INDEPENDENT EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY AT RUSSIAN LESSONS (ON BASIS OF TRANS-BAIKAL TERRITORY TEACHERS' FORMS ANALYSIS)

Статья посвящена одной из актуальных в современном школьном образовании проблеме -анализу состояния обучения школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка. Дается описание целей проведения анкетирования, вопросов анкеты и данных, полученных в результате анализа проведенного анкетирования учителей-словес-ников школ Забайкальского края

The article is about one of relevant problems in present-day school education - analysis of state of schoolboys teaching to independent educational and cognitive activity on Russian lessons. There is a description of survey purposes, questions of forms and the data received in the result of language and literature teachers survey analysis in Trans-baikal Territory

Ключевые слова: самостоятельная учебно-познава- Key words: educational and cognitive activity, the analysis

тельная деятельность, состояние обучения, цели of state of education, the description of survey purposes, the

проведения анкетирования, вопросы и анализ анкет questions and the results of teachers' forms analysis, linguis-

учителей, лингвистическая компетенция tic competence

Изменения и новообразования в структуре и содержании как современного школьного образования в целом, так и в обучении русскому языку позволяют выделить одну из важнейших задач обучения русскому языку - формирование у школьников умений самостоятельной учебно-познаватель-

ной деятельности.

Чтобы разработать систему обучения самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников при формировании лингвистической компетенции, актуализировать методы и приемы, следует, прежде всего, проверить в опытном обучении, является ли са-

мостоятельная учебная деятельность действенной в школе. Для достижения этой цели было проведено анкетирование учителей-словесников школ Забайкальского края.

В результате проведенного анкетирования получены следующие данные.

Первый вопрос анкеты (Как вы считаете, необходимо ли включать в процесс обучения русскому языку самостоятельную учебную деятельность школьников?) содержал такие варианты ответа: «да, самостоятельная учебная деятельность должна являться обязательным элементом процесса обучения русскому языку»; «необходимо включать только некоторые элементы самостоятельной учебной деятельности»; «нет необходимости включать в процесс обучения русскому языку самостоятельную учебную деятельность». Он ставил целью выявить позицию учителей по отношению к обучению учащихся самостоятельной учебной деятельности на уроках русского языка.

Как показывает анализ ответов на этот вопрос, большая часть учителей (93,75 %) придерживается мнения о том, что самостоятельная учебная деятельность должна являться обязательным элементом процесса обучения русскому языку.

Данный вопрос предполагал также обоснование ответа. Говоря о необходимости включения на уроках русского языка самостоятельной учебной деятельности школьников, учителя приводят разные аргументы. Анализ представленных объяснений показал, что подавляющее большинство учителей (40 %) считает, что включать в процесс обучения самостоятельную деятельность школьников необходимо, так как тем самым у учащихся вырабатываются жизненно важные качества: способность адаптироваться в современном мире, умения находить правильные решения в ситуации выбора, спосособность ориентироваться и приспосабливаться к любому виду деятельности в жизни, в дальнейшем обучении, развиваются личностные качества ученика: целенаправленность, решительность, само-

стоятельность. Обосновывая свою позицию, лишь немногие (28,8 %) полагали, что научение школьников самостоятельной учебной деятельности влияет на формирование определенных умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности таких, как самостоятельно добывать информацию; перерабатывать полученную информацию, анализировать, синтезировать; корректировать свою работу, оценивать свои возможности, вырабатывать творческие способности, мыслительную деятельность, а также самостоятельная деятельность является показателем компетентности учащихся.

Следует отметить, что 28,8 % опрошенных говорят о необходимости включения самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка, однако недостаточно четко аргументируют свою точку зрения, считая, что «самостоятельная деятельность положительно сказывается на процесс обучения», «без самостоятельной работы ученик не поймет, насколько он усвоил материал», «самостоятельная работа необходима для закрепления нового материала, развития орфографической зоркости», самостоятельная работа «развивает школьников, пополняет словарный запас, расширяет кругозор».

Таким образом, анализ ответов на 1-й вопрос анкеты показал, что использование самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует формированию, по мнению одних, необходимых умений (самостоятельно добывать информацию, умению перерабатывать ее, анализировать и т.д.), по мнению других, определенных качеств (способность самостоятельно принимать решения, способность ориентироваться и приспосабливаться к любому виду деятельности в жизни).

Следует отметить, что из предложенных вариантов ответов не все учителя (6,25 %) считали, что самостоятельная деятельность должна являться обязательным элементом процесса обучения русскому языку. Некоторые полагали, что необходимы лишь некоторые элементы самостоятельной учебной деятель-

ности, так как использование самостоятельной учебной деятельности зависит от уровня подготовленности учащихся, их психологических особенностей, уровня сложности материала, поэтому целесообразно, по их мнению, введение лишь элементов самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, анализ ответов на первый вопрос позволяет сделать следующие выводы:

1) говоря о том, что необходимо включать на уроках русского языка самостоятельную учебно-познавательную деятельность, учителя имеют в виду результат обучения данному виду деятельности. В то время как научение самостоятельной учебно-познавательной деятельности - длительный специально организованный поэтапный процесс. Поэтому объяснимо противоречие между признанием необходимости включения самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и мнения о том, что самостоятельная учебно-познавательная деятельность не должна являться обязательным элементом процесса обучения;

2) анализ ответов учителей показал, что, по мнению большинства, самостоятельная учебная деятельность школьников важна прежде всего для формирования качеств личности, так как выпускнику современной школы, по их мнению, необходимо, вступая во взрослую жизнь, быть решительным, самостоятельным, способным принимать ответственные решения, быть востребованным в реальной жизни.

Второй вопрос анкеты (Как вы думаете, может ли самостоятельная деятельность школьников на уроках русского языка являться основой для формирования таких жизненно важных для них качеств, как способность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способность к сотрудничеству, мобильность, динамизм?) содержал следующие варианты ответа: «да, самостоятельная учебная деятельность непосредственно является основой для формирования этих качеств»; «возможно, что

школьник в процессе учебно-познавательной деятельности приобретает эти качества, не участвуя в самостоятельной учебной деятельности»; «затрудняюсь ответить». Ответы на эти вопросы и их обоснование ставили цель определить, какие задачи ставят перед собой учителя, включая в процесс обучения русскому языку самостоятельную деятельность школьников.

Большая часть учителей (93,75 %) согласна с мнением о том, что самостоятельная учебная деятельность непосредственно является основой для формирования этих качеств, обосновывая свою позицию лишь тем, что школьнику нужны эти качества, чтобы быть «успешным в жизни», «правильно выбирать решения в ситуации выбора», «быть мобильным и чувствовать постоянную потребность в саморазвитии, самосовершенствовании», «быть способным к сотрудничеству». При этом следует учитывать, что лишь 20 % опрошенных полагают, что помимо перечисленных в анкете качеств, самостоятельная учебно-познавательная деятельность является высоким проявлением «познавательной активности», «учит самоорганизации (умению видеть свои реальные достижения и перспективы, ставить перед собой цели, задачи, реализовывать их в деятельности), формирует адекватную самооценку и оценку деятельности других», «в процессе самостоятельной учебной деятельности учащийся приобретает такие умения, как планирование деятельности, осмысление, анализ своих возможностей», а также «самостоятельная учебная деятельность формирует внутреннюю мотивацию».

Немногие из учителей (6,25 %) считают, что школьники приобретают эти качества не участвуя в процессе самостоятельной деятельности. Этому есть объяснение. По их мнению, эти качества приобретают учащиеся и в процессе всей школьной деятельности, в другом случае - условия жизни, общество влияют на формирование этих качеств.

Таким образом, как свидетельствуют данные анкеты, учителя заинтересованы в применении самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского язы-

ка лишь только потому, что самостоятельная учебная деятельность, по их мнению, может являться формированием жизненно важных качеств.

Третий вопрос анкеты (Продолжите предложение: самостоятельная учебная

деятельность школьников - ...) предполагал развернутый ответ с аргументацией. Это задание анкеты направлено на то, чтобы выявить у учителей, как они понимают, что такое самостоятельная учебно-познавательная деятельность и в чем состоит ее сущность.

39,58 % опрошенных считают, что самостоятельная учебно-познавательная деятельность школьников - «процесс добывания знаний самим учащимся», «умение самостоятельно изучать новый материал, готовить исследовательские проекты», «деятельность

школьников без чьей-либо помощи, когда ученик сам выполняет то или иное задание, опираясь на свои знания, свой опыт», «деятельность, в которой ребенок сам определяет сферу своей деятельности, ее значимость, способы, предполагает результаты своей деятельности и определяет для себя алгоритм достижения этого результата», «самостоятельное планирование своей деятельности». Другие (60,42 %) придерживаются мнения о том, что самостоятельная учебно-познавательная деятельность - «процесс, который включает в себя такие этапы работы, как осмысление проблемы, поиск материала, планирование деятельности, создание продукта, представление его», «целенаправленная интеллектуальная деятельность, развивающая компетентность», «способность оценивать исходные данные, составлять программу действий, умение находить источник информации, анализировать и отбирать для себя полезное, четкое осознание цели работы», «умение использовать дополнительный материал, справочную литературу, умение разобраться в задании, сделать выводы, привести примеры, выполнять разные виды грамматических разборов», «деятельность, направленная на осмысление полученных теоретических знаний и применение их на

практике». Однако такое понимание не отражает специфики самостоятельной учебнопознавательной деятельности, т.е. все эти действия могут носить репродуктивный характер или выполняться под непосредственным руководством учителя.

Таким образом, разница в количественном соотношении ответов учителей объясняется тем, что у учителей нет четкого понимания сущности самостоятельной учебной деятельности.

Четвертый вопрос анкеты (Обучаете ли вы своих учеников приемам самостоятельной учебной деятельности? Если «Да» или «Иногда», то напишите, каким приемам вы обучаете») предполагал следующие варианты ответа: «Да»; «Нет»; «Иногда». Этот вопрос ставил цель - выявить, учат или нет учителя своих учеников самостоятельной учебной деятельности на уроках русского языка и какими приемами обучают.

Как свидетельствуют данные анкеты, большая часть учителей (70,83 %) обучает школьников приемам самостоятельной работы на уроках русского языка, лишь часть из опрошенных учителей (29,17 %) не считает нужным на каждом уроке применять те или иные виды самостоятельной работы, объясняя это либо недостатком времени, либо уровнем подготовленности учащихся.

Из полученных ответов на вопрос о том, какими приемами обучают учителя своих учеников, следует отметить, что учителя перечислили разнообразные виды самостоятельных работ и, как видно из количественного соотношения, наибольшее предпочтение они отдают таким работам, как составление плана, работа с учебным текстом, работа со справочной и др. дополнительной литературой. В то же время, следует обратить внимание на то, что 25 % опрошенных учителей, как показывают данные анкеты, утверждают, что используют на уроках русского языка те или иные виды самостоятельной работы, однако не указывают, какими приемами они обучают своих учеников.

Таким образом, анализ ответов учителей

на данный вопрос позволяет сделать следующие выводы:

1) количественное соотношение полученных данных анкеты свидетельствует о том, что подавляющее большинство учителей на уроках русского языка использует различные приемы самостоятельной работы, однако не указывает виды работ;

2) говоря о применении таких видов самостоятельной деятельности, как работа со справочной и дополнительной литературой, конспектирование, исследовательская работа, формулировка темы урока или цели, подготовка сообщений, докладов, учителя не учитывают того, что данные виды работы целесообразно применять в старших классах. Анализ ответов учителей подтверждает, что учителя недостаточно владеют системой разнообразных приемов обучения самостоятельной работе на уроках русского языка.

Пятый вопрос анкеты (На каких этапах урока русского языка вы используете приемы самостоятельной учебно-познавательной

деятельности?) предполагал выбор этапов из ряда предложенных: «объяснения нового материала»; «первичного закрепления, т.е. проводимого сразу после объяснения, нового материала»; «закрепления нового материала, проводимого на следующем после изучения нового материала уроке»; «обобщения изученного на уроке»; «повторения изученного на предыдущем уроке»; «повторения изученного по теме/разделу, проводимого на специальном уроке повторения нового материала»; «контроля знаний, умений и навыков, проводимого на уроках разного типа (но не на уроках контрольных работ)».

Как показывает анализ, учителя используют те или иные виды самостоятельной работы, прежде всего, на этапах обобщения изученного на уроке и контроля, в меньшей степени - на этапах объяснения нового материала, повторения и закрепления. Однако с методической точки зрения, целесообразным является использование приемов самостоятельной работы на всех этапах урока, ибо чтобы раз-

вить у учащихся навыки самостоятельной работы, необходимо постепенно, на каждом этапе урока приучать школьника к тому, чтобы он научился сам определять цель собственной деятельности, планировать, организовывать эту деятельность, находить способы достижения поставленной цели, по возможности, корректировать учебную деятельности. Но, как показывают данные анкеты, только небольшая часть учителей (8,3 %) считает целесообразным использовать приемы самостоятельной работы на всех этапах урока.

Таким образом, проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы:

1) несмотря на то, что задачи современной школы ориентируют, прежде всего, на развитие ученика как субъекта учения, являющегося активным участником самостоятельной учебно-познавательной деятельности, учителя в недостаточной степени владеют знаниями о самостоятельной учебно-познавательной деятельности, ее специфике, системе обучения самостоятельной учебной деятельности на уроках русского языка; это обусловливает, в свою очередь, низкий уровень владения школьниками приемами самостоятельной учебной деятельности;

2) научение самостоятельной учебнопознавательной деятельности - длительный специально организованный поэтапный процесс. Поэтому формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной учебнопознавательной деятельности необходимо, начиная с V класса. Однако, как свидетельствуют данные анкеты, учителя, говоря о необходимости применения разнообразных видов самостоятельной работы, не учитывают возрастные особенности учащихся. Кроме этого, для достижения высокого уровня развития предметных знаний, умений и навыков у учащихся самостоятельной деятельности необходимо, прежде всего, целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников, а для этого требуется систематическое использование на уроках, в частности, на уроках русского языка, определенных методов организа-

ции и осуществления учащимися самостоятельной работы;

3) выявленные отрицательные тенденции убеждают в необходимости актуализации

1. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. общество России, 2002. - 600 с.

2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего, основного образования

Коротко об авторе__________________________________

Чан-ха-ли Ю.С., аспирантка, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЗабГГПУ) служ. тел.: 8 (3022) 352822

Научные интересы: теория и методика обучения и воспитания

работы, направленной на обучение школьников самостоятельной учебно-познавательной деятельности, разработки целостной системы обучения.

_______________________________Литература

по русскому языку // Народное образование. -2004. - № 7. - С. 256-274.

4. Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку [Текст] / Л.В. Черепанова. - Новосибирск: Наука, 2006. - 324 с.

__________________________________Briefly about author

Chan-kha-lee Yu., graduate, Trans-baikal State Teachers' Training University of Liberal Arts (TSTTULA)

Scientific interests: theory and methods of education and training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.