УДК 94(470.12)
Карпов Антон Владимирович
Череповецкий государственный университет antonkarpov1993@yandex.ru
СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Статья посвящена исследованию развития объектов социальной инфраструктуры в Вологодской области в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века. Автор проводит анализ состояния в населенных пунктах Вологодской области следующих объектов: учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, детских садов, средств связи и коммуникации и т. д. В статье рассматриваются цели и результаты двух послевоенных пятилеток в сфере обеспеченности населения Вологодской области социальными объектами. Отмечается неудовлетворительное, а часто и аварийное состояние большинства зданий и сооружений, многие из которых не соответствовали своему назначению. Автор приходит к выводу, что основной причиной запущенного состояния объектов инфраструктуры после окончания Великой Отечественной войны является прежде всего недостаточное финансирование данных статей расходов на протяжении многих лет. Выделяемых средств часто не хватало не только на новое строительство, но и на проведение капитальных ремонтов, в то время как многие здания и сооружения были построены еще в дореволюционный период.
Ключевые слова: Вологодская область, послевоенный период, социальное развитие, инфраструктура, состояние объектов здравоохранения, образования, культуры.
Состояние объектов социальной инфраструктуры является одним из ключевых показателей, который характеризует, с одной стороны, эффективность проводимой государством социальной политики, с другой - качество жизни населения. Проблемы развития инфраструктуры медицинских, образовательных и дошкольных учреждений, объектов спорта, культуры и искусства не теряют своей актуальности на протяжении многих десятилетий.
После завершения Великой Отечественной войны объекты социальной инфраструктуры многих районов СССР находились в аварийном состоянии, в том числе и в тех регионах, на территории которых не было военных действий [11, с. 54-55]. К числу таковых относилась и Вологодская область, которая с 1941 по 1945 гг. не подверглась фашисткой оккупации (за исключением Оштинского района) [12, с. 321, 326].
В 1945 году в Вологодской области насчитывалось 14 городов, 9 рабочих поселков и 774 сельских совета. В области проживало 1,27 млн человек, в том числе 307 тыс. человек - в городах [1, с. 285].
10-11 сентября 1946 года состоялось заседание областного Совета депутатов трудящихся Вологодской области, на котором был утвержден план восстановления и развития народного хозяйства региона на 1946-1950 гг. В сфере развития социальной инфраструктуры были поставлены следующие задачи:
- установить общий объем лимитных капиталовложений на здравоохранение в сумме 2 300 тыс. руб., из них 800 тыс. руб. - на жилищное строительство и 1 500 тыс. руб. - на больничное строительство;
- ввести в эксплуатацию за пятилетие 5 семилетних школ за счет лимитных капиталовложений;
- развивать инициативу по строительству новых школ в сельской местности за счет привлечения средств населения;
- организовать в каждом районном центре Дома культуры и в каждом сельсовете - сельские клубы и избы-читальни. Радиофицировать все Дома культуры, сельские клубы и избы-читальни;
- улучшить благоустройство и очистку городов и рабочих поселков, увеличить замощение улиц и площадей, расширять площадь усовершенствованных покрытий и зеленых насаждений;
- полностью телефонизировать все сельские советы, машинно-тракторные станции и совхозы;
- предусмотреть в 1947 году строительство Ше-лыгинского детского дома на 150 мест;
- довести в 1950 г. сеть киноустановок до 389 (против 131 в 1945 г.);
- довести к 1950 г. сеть фельдшерских, фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов до 762 (против 568 пунктов в 1940 г.);
- расширить сеть детских и женских консультаций, детских больниц и молочных кухонь [2, с. 4, 141].
На заседании областного совета многие депутаты отмечали в своих выступлениях неудовлетворительное состояние объектов социальной инфраструктуры. После окончания Великой Отечественной войны Вологодская область испытывала серьезные трудности с обеспечением учреждений здравоохранения и просвещения подходящими помещениями. Большое количество школ, садов и больниц располагалось в помещениях, абсолютно не приспособленных для работы, многие из них находились в аварийном состоянии, не имели электроснабжения и отопления [5, с. 16]. Так, Вологодская областная больница размещалась в неприспособленном здании средней школы, а инфекционная больница Вологды - в нескольких деревянных зданиях, пришедших в ветхость. В Великом Устюге деревянное здание городской больницы на 250 коек было настолько ветхое, что, несмотря на ежегодные ремонты с затратами до
178
Вестник КГУ ^ № 1. 2018
© Карпов А.В., 2018
100-120 тыс. руб., зимой температура в палатах не превышала 5 градусов. В сельской местности лечебная сеть была развернута недостаточно. Почти треть районов не имели участковых медицинских учреждений, поэтому население, несмотря на бездорожье и дальние расстояния до райцентров, вынуждено было пользоваться районными больницами [10, с. 32-33].
Население Вологды испытывало острую нехватку мест в детских садах и яслях. В результате органы народного образования и здравоохранения вынуждены были отказывать трудящимся в приеме детей. Аналогичное положение наблюдалось в Великом Устюге, Тотемском, Вожегодском, Тарног-ском и других районах области [5, с. 22].
Многие помещения начальных, семилетних и средних школ Вологодской области в начале 1950-х не соответствовали требованиям того времени. По данным паспортизации, из имеющихся 2 996 школьных зданий 1 261 было построено до 1917 года. В докладной записке председателю Совета Министров СССР Г.М. Маленкову отмечалось, что в Вологодской области из 2 249 школ специальные здания имелись у 1 021 школы, остальные размещались в арендованных зданиях и в приспособленных крестьянских домах или постройках барачного типа, совершенно не отвечающих требованиям педагогического процесса. Многие школьные здания нуждались в капитально-восстановительном ремонте, а некоторые были вообще непригодны для дальнейшей эксплуатации. В школах, особенно в семилетних и средних, ощущался недостаток классных комнат, в большинстве из них не было учебных кабинетов, школьных библиотек, спортивных залов, комнат для внеклассного чтения. Из 523 семилетних и средних школ имели специальные кабинеты только 142, комнату для библиотеки - 140, для внеклассной работы - 83, специальные спортивные залы —лишь 52. Из 2 296 учебных зданий, занимаемых школами, только 164 были электрифицированы, остальные освещались посредством керосиновых ламп [9, с. 5, 12].
Крайне плохо была организована сеть общежитий для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений. Так, директор Вологодского пединститута на заседании областного Совета депутатов трудящихся в 1946 году констатировал, что уже в первый год пятилетки институт не выполнил план по набору студентов на 40 %, а учительский институт выполнил план по набору лишь наполовину. Главной причиной была названа нехватка жилой площади в общежитиях. Несмотря на недобор студентов Вологодского педагогического института, в его общежитии в начале 1946/47 учебного года не было ни одного свободного места. Более того, институт был вынужден расселять в студенческом общежитии профессорско-преподавательский состав, что снижало
возможность размещения студентов на 300 мест. Общежитие было рассчитано на 550 человек, а поселить нужно было 2000. Таким образом, из-за жилищных проблем под угрозой срыва находилась одна из важнейших задач по подготовке высококвалифицированных специалистов с высшим образованием [9, с. 117, 120].
На заседаниях областного Совета депутатов трудящихся Вологодской области неоднократно говорилось о фактах нарушений условий размещения учащихся школ ФЗО, РУ и ЖУ при предприятиях. Многие общежития не имели отопления, комнаты не были оборудованы необходимой сантехникой и мебелью, часто дети жили в антисанитарных условиях. В 1948 году из ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО области выбыло 235 учащихся, причем 105 из них ушли самовольно по причине халатного отношения к созданию нормальных бытовых и учебно-производственных условий для учащихся [7, с. 40].
В 1949 году статистическое управление Вологодской области обследовало 18 детских садов области, рассчитанных на размещение 1 114 детей. В момент обследования укомплектованность детских садов составляла 87,8 %. Одной из причин неукомплектованности явилось их крайне неудовлетворительное состояние и несоответствие требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа. Большинство помещений детских садов и их материальная база не соответствовали своему назначению. Во многих садах не было халатов, салфеток, не хватало игрушек, чайной посуды, ложек, вилок и ножей. Участки всех детских садов были или совсем не оборудованы, или имели только песочницы. Например, детсад рабочего поселка Вожега был расположен на нижнем этаже жилого дома, имеющего общий выход с жильцами верхнего этажа, помещение было не приспособлено, требовало ремонта, не имело места для хранения продуктов питания, дети в саду спали на полу. Городской детский сад № 17 города Сокола располагался в бараке, абсолютно непригодном для размещения детей, с текущей крышей, неисправным полом и печью. Неудовлетворительно было организовано медицинское обслуживание детских садов. В Сямженском и Сокольском, а также детсадах № 17 и 6 г. Сокол врачи посещали детский сад только один раз в месяц. Значительная часть заведующих и воспитателей не имели необходимого образования, что отрицательно сказывалось на ходе воспитательной работы [3, с. 2-4].
В 1949, 1950, 1951 годах статистическое управление проводило проверки выполнения решения облисполкома от 25.11.1946 года о развертывании детских яслей в период сельскохозяйственных работ и ежегодно докладывало в Вологодский облисполком о крайне неудовлетворительном исполнении и проявлении бездеятельности и халатности
ВестникКГУ^ № 1. 2018
179
в этой работе со стороны районных советов. Районные советы не создавали условий для активного участия женщин в проведении сельскохозяйственных работ, вследствие чего трудовые резервы использовались неполноценно, что отрицательно сказывалось на выполнении плана сенокошения и хлебоуборки [3, с. 8]. По состоянию на 1 июня 1949 года в яслях находилось только 7 074 ребенка, что составляло 41,6 % от запланированного. В некоторых районах области, например в Андонском и Борисово-Судском, к практическому выполнению решения не приступили. Проверка показала, что чаще всего колхозные ясли размещались в необорудованных помещениях или в домах колхозников, абсолютно не приспособленных для этих целей. Специальных помещений в сельских населенных пунктах не было. Во многих районах ясли организовывались матерями самостоятельно [4, с. 18].
В запущенном состоянии находились учреждения искусства. Областной драматический театр располагался в старом ветхом здании. Из-за отсутствия помещения не мог начать работу театр юного зрителя. Музыкальное училище в Вологде размещалось в тесном здании с небольшой световой площадью, вследствие чего учащиеся были вынуждены заниматься на квартирах у преподавателей [4, с. 7].
Внешнее благоустройство городов, рабочих поселков и районных центров - дороги, мосты, тротуары, набережные, бульвары - также нуждались в значительных капитальных вложениях для того, чтобы привести их в нормальное состояние. Ежегодно в благоустройстве городов, рабочих поселков и районных центров широкое участие принимало население. Силами граждан осуществлялись многие работы по ремонту тротуаров и ограждений, посадке зеленых насаждений, ремонту водостоков и т. д., но выполнить силами населения большие работы по благоустройству, требующие капитальных вложений, не представлялось возможным [9, с. 4].
Существующая телефонная связь в Вологде и Череповце не обеспечивала возросшей потребности промышленных, коммунальных, социальных, культурных учреждений и населения. В Череповце, несмотря на значительный рост населения, мощность телефонной станции оставалась без изменений. В Вологде, в связи с недопустимой перегрузкой телефонной сети, было обычным явлением, когда 2-3 телефонных аппарата находились на одном проводе [9, с. 8].
Несмотря на многочисленные трудности в развитии социальной инфраструктуры в Вологодской области, в период с 1945 по 1953 гг. были достигнуты определенные успехи. После окончания Великой Отечественной войны большое внимание уделялось развитию здравоохранения, в том числе обеспечению медицинских учреждений необходимой инфраструктурой. В период с 1945 по 1955 гг.
число больничных учреждений (без госпиталей) увеличилось в 1,5 раза, а число коек - более чем в 2,2 раза, количество врачей возросло в 2,1 раза при увеличении числа сотрудников среднего медицинского персонала в 1,94 раза [13, с. 120].
Большое внимание уделялось развитию транспортной инфраструктуры. Были построены вторые железнодорожные пути Вологда - Череповец, железнодорожная линия Коноша - Котлас - Воркута, которая прошла вдоль северной границы области. Строились и реконструировались автотрассы. В 1946-1947 гг. методом народной стройки, в основном силами колхозников, была построена дорога Вологда - Ярославль. В 1950-е гг. построена дорога Вологда - Сокол [14, с. 475].
Быстрыми темпами развивалась радиофикация области, необходимая в деле политического и культурного воспитания трудящихся. С 1945 по 1949 гг. количество радиоузлов в области возросло с 70 до 98, а их мощность увеличилась в 4 раза. За 4 года количество приемников возросло в 1,7 раза, в том числе в 1,6 раза - в сельской местности, значительно возросла протяженность сетей проводного вещания. Однако темпы радиофикации области, и особенно сельских населенных пунктов, по мнению облисполкома, не обеспечивали возросших культурных запросов населения. Количество радиофицированных колхозов в 1949 г. составляло лишь 10,8 %, населенных пунктов - 3,9 %. Полностью были охвачены радиофикацией только города, районные центры и крупные рабочие поселки. В 1949 году, после выхода постановления Совета Министров СССР № 5266 «О мероприятиях по улучшению радиофикации СССР и необходимости в течение ближайших лет завершить радиофикацию страны», начался процесс массовой радиофикации сельских поселений Вологодской области [8, с. 104-106].
За пятую пятилетку в городах и рабочих поселках Вологодской области построено 13 школ на 8 160 учащихся, новое учебное здание Вологодского пединститута на 960 человек, 18 детских садов на 1 275 детей, 7 детских яслей на 420 детей, 2 дома инвалидов на 600 человек, больница на 108 коек, родильный дом на 60 коек, 2 клуба на 520 мест, 3 столовые и другие объекты социальной инфраструктуры [15, с. 80, 139].
Наиболее активное развитие социальной инфраструктуры происходило в городах, в то время как в рабочих поселках и особенно на селе возможности такого развития были сильно ограничены. Архивные данные свидетельствуют, что в первые послевоенные годы вопросы развития социальной инфраструктуры рассматривались на многих заседаниях Вологодского облисполкома и партийных органов. В числе причин неудовлетворительного состояния социальных объектов часто называлась халатность и безответственность исполнителей на
180
Вестник КГУ ^ № 1. 2018
местах, о недостатках финансирования говорили редко. В то же время расходы на соцобеспечение в бюджете Вологодской области в начале 1950-х не превышали 3,0 % [6]. Выделяемые средства были настолько незначительны, что часто не обеспечивали даже поддержания в удовлетворительном состоянии существующих объектов. Вологодский облисполком неоднократно указывал на существующие проблемы и просил оказать финансовую и иную помощь как у Центрального комитета КПСС, так и у председателя Совета министров СССР. Однако в большинстве случаев реальной помощи партийные и государственные власти не оказывали. Весомый вклад в развитие социальной инфраструктуры вносили ведомственные организации, однако для них это были второстепенные задачи [2, с. 114].
Несмотря на послевоенные трудности, в сфере обеспечения социальных объектов Вологодской области необходимой инфраструктурой были достигнуты некоторые успехи: строились и ремонтировались школы, больницы, детские сады и общежития, расширялась сеть радио- и киновещания, улучшалась транспортная инфраструктура. Однако многие объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, общежития, объекты культуры и искусства) в конце 40-х начале 50-х годов ХХ века в Вологодской области находились в неудовлетворительном состоянии, медленно развивалась транспортная инфраструктура и средства связи. Темпы нового строительства не удовлетворяли потребностей социальной сферы. Основной причиной являлось недостаточное финансирование данных статей расходов, часто халатность исполнителей на местах. Не стоит забывать и о том, что в период Великой Отечественной войны на строительство и ремонт социальных объектов средств почти не выделялось, здания и сооружения разрушались, в то время как многие из них были построены еще до 1918 года.
Библиографический список
1. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 374. - Оп. 11. - Д. 359.
2. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 1300. - Оп. 1. - Д. 704.
3. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 11. - Д. 2968.
4. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 11. - Д. 2996.
5. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 14. - Д. 2354.
6. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1253.
7. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1332.
8. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1384.
9. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1547.
10. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1579.
11. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 1999. - 229 с.
12. Безнин МА. История Вологодского края: учеб. пособие для студентов. - Вологда, 2008. - 399 с.
13. Народное хозяйство Вологодской области за годы советской власти: Статистический сборник. -Вологда: ЦСУ РСФСР Статистическое управление, 1967. - 104 с.
14. Очерки истории Вологодской организации КПСС / Н.В. Лебедев, В. А. Дмитриев, П. А. Зиновьев и др. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. - 512 с.
15. Народное хозяйство Вологодской области: Статистический сборник. - Вологда: Гос. стат. изд-во, 1960. - 74 с.
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. -F. 374. - Op. 11. - D. 359.
2. Gosudarstvennyj arhiv Vologodskoj oblasti (GAVO). - F. 1300. - Op. 1. - D. 704.
3. GAVO. - F. 1703. - Op. 11. - D. 2968.
4. GAVO. - F. 1703. - Op. 11. - D. 2996.
5. GAVO. - F. 1703. - Op. 14. - D. 2354.
6. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1253.
7. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1332.
8. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1384.
9. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1547.
10. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1579.
11. Zubkova E.YU. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. 1945-1953. -M.: Rossijskaya politicheskaya ehnciklopediya (ROSSPEHN), 1999. - 229 s.
12. Beznin M.A. Istoriya Vologodskogo kraya: ucheb. posobie dlya studentov. - Vologda, 2008. - 399 s.
13. Narodnoe hozyajstvo Vologodskoj oblasti za gody sovetskoj vlasti: Statisticheskij sbornik. -Vologda: CSU RSFSR Statisticheskoe upravlenie, 1967. - 104 s.
14. Ocherki istorii Vologodskoj organizacii KPSS / N.V. Lebedev, V.A. Dmitriev, P.A. Zinov'ev i dr. -Vologda: Sev.-Zap. kn. izd-vo, 1969. - 512 s.
15. Narodnoe hozyajstvo Vologodskoj oblasti: Statisticheskij sbornik. - Vologda: Gos. stat. izd-vo, 1960. - 74 s.
Вестник Kry^J № 1. 2018
181