Научная статья на тему 'Состояние нормативной правовой базы по обеспечению рационального использования СИЗОД для защиты населения в чрезвычайных ситуациях'

Состояние нормативной правовой базы по обеспечению рационального использования СИЗОД для защиты населения в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

97
38
Поделиться

Текст научной работы на тему «Состояние нормативной правовой базы по обеспечению рационального использования СИЗОД для защиты населения в чрезвычайных ситуациях»

Состояние нормативной правовой базы по обеспечению рационального использования СИЗОД для защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Батырев В.В., д.т.н., Матвиенко Н.Н., к.х.н., Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты, г. Москва

Наблюдаемые тенденции увеличения количества и расширения масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе, на химически опасных объектах (ХОО), а также перерастания обычного терроризма в супертерроризм, способного и готового к применению отдельных компонентов ОМП, в частности высокотоксичных химических веществ, делают крайне актуальной проблему обеспечения защиты населения.

В чрезвычайных ситуациях (ЧС) в атмосферу или воздух объектов массового пребывания людей (стадионы, метро, театры и кинотеатры, супермаркеты, вагоны и салоны транспортных средств) за ограниченный промежуток времени может поступить достаточно большое количество токсичных химических веществ (ТХВ).

В случае аварий и разрушений на ХОО количество ТХВ может составить от нескольких десятков килограмм до нескольких десятков тонн. Это может привести к заражению обширных территорий, поражению незащищенных людей и значительным затратам при ликвидации возможных последствий.

В случае террористических актов (ТА) количество используемого террористами ТХВ будет зависеть от его токсичности и характеристик конкретного объекта. Это количество может изменяться от нескольких десятков и сотен грамм до нескольких килограмм или десятков килограмм. Однако и это количество ТХВ, в условиях замкнутых объемов мест массового пребывания людей, может привести как к их поражению, так и созданию непереносимых условий, вызывающих панику и как следствие - гибель части людей и массовый травматизм.

В обоих случаях, в качестве основного поражающего фактора, следует выделить ТХВ, переводимое в атмосферу в виде газа, пара, высокодисперсных и тонкодисперсных аэрозолей (до 10 мкм), обеспечивающих массовое поражение людей через органы дыхания. Отсюда естественный вывод, о том, что эффективность защиты населения в ЧС будет в значительной степени зависеть от наличия и своевременного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. Вывод однозначен и совершенно очевиден, однако следует заметить, что кажущаяся простота решения проблемы защиты населения весьма обманчива.

Это связано:

- во-первых, с большим количеством вредных веществ, обращающихся в промышленности и достаточно обширным списком ТХВ, которые могут быть использованы при совершении ТА;

- во-вторых, с наличием большого перечня средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), значительно отличающихся друг от друга по своему назначению и защитным характеристикам;

- в-третьих, с отсутствием единых требований и системы нормативно-правовых документов, регламентирующих как разработку, так подбор и использование СИЗОД в ЧС.

В настоящее время аккредитация, сертификация и стандартизация средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) осуществляется в 3 системах: ГОСТ Р, АСС и пожарной безопасности.

Вторая и третья системы находятся в ведении МЧС России и в то же время функционируют практически независимо друг от друга.

Система АСС охватывает область аварийно-спасательных средств, а пожарной безопасности - пожарно-техническое имущество, в том числе и СИЗОД, относящихся к аварийно-спасательным средствам и используемым для защиты человека на пожаре.

В системе пожарной безопасности сертификация СИЗОД для населения осуществляется по НПБ 302 - 2001. Этот документ представляет собой набор требований, взятых из стандартов системы охраны труда, средств защиты для пожарных и гражданских или войсковых противогазов. Основной упор в документе делается на защиту от монооксида углерода. Однако при этом игнорируется необходимость защиты человека по широкому спектру ТХВ, которые образуются на пожаре.

В тоже время, как показывает имеющаяся статистика, именно продукты горения и плотный дым препятствуют эвакуации людей и обеспечивают их поражение. В целом, данный документ требует существенной доработки. На наш взгляд целесообразно ограничить сферу его использования только пожарно-техническим имуществом, а все вопросы, связанные с защитой населения, на которые претендует данный документ перенести в область разрабатываемого технического регламента по средствам индивидуальной защиты.

Система ГОСТ Р функционирует в области Госстандарта. С точки зрения СИ-ЗОД в рамках данной системы можно выделить два интересующих нас направления -это система безопасности труда и система безопасности в чрезвычайных ситуациях. В рамках данных двух направлений созданы два технических комитета (ТК). Технические комитеты созданы в интересах организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации или области деятельности (ТК 320 и ТК 71).

Наиболее активно система ГОСТ Р функционирует в области охраны труда и базируется на созданную систему учреждений, испытательных лабораторий и ТК 320 («Средства индивидуальной защиты»). Функционирование данной системы обеспечивается соответствующей нормативной правовой базой, основу которой составляет система государственных стандартов в области безопасности труда. Она регламентирует весь «жизненный» процесс СИЗОД, т.е. и разработку, производство, использование производственным персоналом химически опасных объектов (ХОО), утилизацию и уничтожение.

Результатом этой работы является тот факт, что в настоящее время в промышленности, в области охраны труда, используются более 200 различных марок респираторов, фильтрующих противогазов, изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов.

В области безопасности в ЧС функционирование системы ГОСТ Р также предполагает опору на ту же систему учреждений, испытательных лабораторий и ТК 71 («Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»). Однако в области СИЗОД ее функционирование было менее активным в связи с отсутствием необходимой нормативной правовой базы. К настоящему времени в области безопасности в чрезвычайных ситуациях разработан и представлен лишь один стандарт -«Средства индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования».

Такое положение было бы приемлемо, если бы существующая нормативная правовая база в области безопасности труда учитывала особенности воздействия токсичных химических веществ в ЧС и определяла бы систему дополнительных требований, как по перечню показателей, так и их конкретному значению. К сожалению, этого в существующих документах нет.

В соответствии с требованиями данного блока документов в области промышленной безопасности в основе обоснования выбора средства индивидуальной защиты используются, так называемые, показатели качества СИЗОД, к которым относятся показатели защитной эффективности, эргономических свойств и надежности.

В качестве главного показателя защитной эффективности используется, так называемый, коэффициент защиты (КЗ). В общем случае КЗ = 100/ К , где К - коэффициент проникания.

В свою очередь коэффициент проникания определяется отношением концентрации ТХВ в подмасочном пространстве (Сподм) к концентрации этого вещества в окружающем воздухе ( Сокр)

К = (С„д./Сокр ) 100 .

В зависимости от степени защиты СИЗОД подразделяются на три класса. Значения коэффициента защиты и некоторых других основных показателей представлены в таблице.

Таблица

Значения основных показателей защитной эффективности для различных

степеней защиты

Показатели Значения показателей для степеней (класса) защиты

низкая (1) средняя(2) высокая (3)

Коэффициент защиты от 4 до 10 от 11 до 50 более 50

Коэффициент проникания, %

Фильтрующий материал 20 6 1

Фильтры противоаэрозольные 20 6 0,05

Полумаски и четверть маски из эластомеров 5 5

Маски из эластомеров - - 0,05

Полумаски фильтрующие от аэрозолей 25 11 5

Полумаски фильтрующие с клапаном вдоха и несъемным противогазовым или комбинированным фильтром 20 6 1

К основным показателям эргономических свойств относятся: сопротивление дыханию, ограничение площади поля зрения, изменение остроты зрения, разборчивость речи, масса СИЗОД и др.

К основным показателям надежности относятся:

- время защитного действия фильтрующих элементов при различных концентрациях вредных веществ;

- сохранение защитных свойств в процессе хранения и транспортировки;

- стойкость конструкционных и фильтрующих материалов к воздействию различных факторов (химических, механических и термических).

Анализ данной информации убедительно показывает, что использование показателей качества СИЗОД, широко употребляемых в промышленной безопасности, не дают однозначного ответа на вопрос насколько эффективно использование конкретного СИЗОД для защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Ничего не сказано в данных документах и о необходимом уровне значений данных показателей в ЧС.

В тоже время для защиты населения в ЧС разработаны: противогаз фильтрующий с коробкой ВК, дополнительные патроны ДПГ- 1 и ДПГ - 3, патрон защитный универсальный ПЗУ-К. Патроны предназначены для комплектации противогазов типа ГП-7. Кроме данных СИЗОД разработан целый ряд малогабаритных и портативных СИЗОД, значительно отличающихся друг от друга своими техническими характеристиками и защитными свойствами. К ним можно отнести хранимые и носимые самоспаса-тели: ГДЗК, ГДЗК-М, СФП, Феникс, Феникс-2, Феникс-3, МЭК-ЧС-1Т и некоторые другие. Если сюда добавить более 30 аналогичных зарубежных образцов СИЗОД,

имеющихся на рынке, то общий перечень средств защиты становится настолько внушительным, что поневоле возникает вопрос, а как же выбрать то, что действительно обеспечит защиту населения в ЧС. Вопрос весьма актуален, тем более что непосредственные производители СИЗОД, как правило, не дают полной и объективной характеристики своих изделий, особенно с точки зрения границ их применимости.

Как показали исследования, выполненные по заказу Департамента гражданской защиты МЧС России, вопрос может быть решен положительно только при наличии соответствующей нормативной правовой базы. Данная база должна в первую очередь определять требования к СИЗОД, а также методику и систему показателей оценки эффективности защиты населения в ЧС. При этом показатели качества могут, и должны использоваться на заключительной стадии выбора конкретных типов (типа) СИЗОД, т.е. выбора конкретного средства защиты из совокупности средств, обеспечивающих защиту человека в рассматриваемом типе ЧС.

Решение этой задачи в первую очередь предполагает определение системы критериальных показателей и разработку соответствующего математического аппарата. В нашем случае этот аппарат должен обеспечить получение конкретного ответа в сложившейся чрезвычайной ситуации об эффективности проводимой системы мероприятий (в том числе и от обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания) в интересах исключения или максимального снижения ущерба.

В качестве основной характеристики при оценке эффективности используется степень соответствия результатов операции ее цели.

Исходя из основной цели, которой в нашем случае является обеспечение безопасности населения, в качестве основного показателя результативности использования СИЗОД будет являться вероятность защиты населения в пределах всей площади зоны химического заражения или ее части. Кроме того, как показали результаты исследования в качестве весьма важных дополнительных показателей целесообразно использовать уровень снижения или исключения возможного ущерба, а также изменение масштабов воздействия химического заражения на населения с учетом их защищенности. При этом следует иметь в виду, что речь идет не о допущении принципиальной возможности поражения, а об определении области использования конкретных типов СИ-ЗОД для защиты населения.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем, с одной стороны, нормативноправовой вакуум, который не позволяет обеспечить рациональное и обоснованное использование СИЗОД в ЧС, а с другой стороны, результаты исследования, которые показывают, что, как и на какой базе это можно сделать. Очевидно, пора сделать следующий шаг и приступить к разработке недостающей нормативной правовой базы, а именно:

- разработке (доработке) нормативно-правовых документов, определяющих систему дополнительных требований к разработке СИЗОД, предназначенных для обеспечения защиты населения в ЧС;

- расширению системы сертификации и ее нормативной правовой базы с включением в нее всех образцов средств индивидуальной защиты человека, предназначенных для защиты населения в ЧС;

- разработке (доработке) нормативно-правовых документов, определяющих систему требований по обеспечению защиты населения в ЧС на территориях.

Решение этих задач, на наш взгляд, потребует проведения дополнительных серьезных исследований в этой области, например, проведение типизации и классификации объектов, разработку системы требований по защите населения в ЧС для каждой группы объектов, разработку соответствующей нормативной правовой базы и, в первую очередь, стандартов для системы сертификации, разработку методик и методических указаний по подбору и применению средств индивидуальной защиты и др.