Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ'

СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE NERVOUS SYSTEM IN THE 9th-AND 10th-GRADE SCHOOL PUPILS

Disturbances of the nervous system were observed more often among pupils of the 10th grades than those of the 9th grades. The authors demonstrated the unfavorable effect produced on the school pupils’ health by somatic diseases experienced in the past, by strained studies, bad living conditions and other factors. These disturbances are easily eliminated with improvement of conditions prevailing both at school and at home and proper treatment of somatic diseases.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ»

ние артериального давления до 80/50—90/60 мм в большем проценте случаев регистрировались среди рабочих и лаборантов 1-й группы.

Полученные нами данные позволяют заключить, что у рабочих и лаборантов различных возрастных групп, подвергающихся комбинированному воздействию ряда углеводородов, среди которых основным действующим фактором являлся бензол, изменения крови характеризуются полиморфизмом гематологической симптоматики.

Наибольшее количество гематологических сдвигов отмечалось среди рабочих и лаборантов, начавших свою трудовую деятельность в возрасте 18—21 года. У рабочих и лаборантов более старшего возраста гематологическая симптоматика была менее выражена; параллельно с улучшением условий труда происходила более быстрая нормализация крови.

В связи с этим следует рекомендовать оздоровительные мероприятия по отношению к рабочим, контактирующим с бензолом в сочетании с другими углеводородами, прежде всего в возрасте до 21 года.

ЛИТЕРАТУРА

Б у н а к В. В. Сор. педагогика, 1965, № 11, с. 105.— Грацианская Л. Н. и др. Гиг. труда, 1963, № 7, с. 46.— Зорина Л. А. Профессиональные заболевания системы крови химической этиологии. М., 1968, с. 65.— Кассирский И. А., Алексеев Г. А. Клиническая гематология. М., 1962.— Левина Э. Н. В кн.: Руководство по гигиене труда. М., 1963, т. 2, с. 154.— Омел ь я н е н ко Л. М. Стернальная пункция при хронических интоксикациях свинцом и бензолом. Дисс. канд. М., 1953.— Пузик В. И. Возрастная морфология желез внутренней секреции. М., 1951.— Р а ш е в -екая А. М. В кн.: Профессиональные заболевания в химической промышленности. М., 1965, с. 13.— Семенова Л. К. В кн.: Материалы 6-й Научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1963, с. 193.— Соколов В. В. и др. Гиг. труда, 1963, № 12, с. 42.— Штессель Т. А. Физиол. ж. СССР, 1938, № 3, с. 630,— Н a m b и г g е г Chr., Schweiz. med. Wschr., 1951, Bd 81, S. 995.—J a-neff B. A., Wiss Z., Humboldt — Uniw. Berl., 1965, Bd 14, S. 345.

Поступила 19/VI 1970 r.

THE SIGNIFICANCE OF AGE IN THE BODY REACTION TO THE JOINT ACTION

OF HYDROCARBONS

V. A. Doskin

A study of the effect of a complex of hydrocarbons (benzol, cyclohexane, divinyl) on the blood system of persons aged 18 to 35 revealed a higher number of hematologic shifts in persons, who had started work at the age of 18 to 21. The elder workers and laboratory assistants presented less pronounced shifts that were easily eliminated with introduction of necessary improvements in the working conditions.

УДК 612.8-053.6

СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ

Н. А. Ананьева, А. С. Зутлер

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Для выявления изменений нервной системы у учащихся старших классов и динамики этих сдвигов в процессе обучения мы обследовали 232 школьника (112 юношей и 120 девушек); всех подростков подвергали неврологическому обследованию в 9-м классе и повторному — в 10-м. При осмотре учитывали анамнестические данные, характер жалоб, неврологическую симптоматику, наличие хронических соматических заболеваний, семейно-бытовые условия, взаимоотношения с окружающими, успеваемость.

Отклонения со стороны нервной системы, выявленные при динамическом обследовании учащихся 9-х и 10-х классов, можно разделить на 2 ка-

тегории: функциональные нарушения, остаточные явления органических заболеваний нервной системы (травма головы, нейроинфекция и др.). Функциональные нарушения отмечались в виде начальных или выраженных явлений астении и вегетативно-сосудистой дисфункции; они диагностировались чаще у школьников с хроническими соматическими заболеваниями и обычно носили вторичный характер. Учащиеся с травмой головы или нейроинфекцией в анамнезе при отсутствии субъективных и объективных проявлений в последующие годы расценивались нами как практически здоровые.

Обследование позволило выявить отклонения со стороны нервной системы у значительного количества учащихся 9-х классов; в 10-м классе эти нарушения возрастали почти в 2 раза. В основном диагностировались легкие проявления астении и вегетативно-сосудистой дисфункции и лишь у некоторых школьников — выраженный астенический синдром, вегетативно-сосудистая дистония со склонностью к ангиоспазмам. Как указывалось, функциональные нарушения в деятельности нервной системы носили главным образом вторичный характер, выявлялись у подростков с длительно текущими заболеваниями, особенно при болезнях ЛОРорганов и желудочно-кишечного тракта. У ряда учащихся отклонения со стороны нервной системы не были связаны с соматическими заболеваниями, но при этом у большинства из них отмечалось влияние различных неблагоприятных семейно-бытовых факторов, например отсутствие одного из родителей, болезненно переживаемые школьником конфликты в семье и т. д. Функциональные отклонения состоро-ны нервной системы в 2 раза чаще наблюдались у девушек. Астенический синдром на фоне остаточных явлений органических заболеваний центральной нервной системы выявлялся соответственно в 9-х и 10-х кассах в 4,7 и в 6% случаев. Обследованные наиболее часто жаловались на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость, раздражительность, неустойчивое настроение, нарушение сна и т. д. Отмечалось значительное преобладание жалоб у девушек — учащихся 9-х и 10-х классов. Некоторые школьники предъявляли 2—3 жалобы и более.

У учащихся 10-х классов наблюдалось увеличение количества жалоб (см. таблицу). Чаще всего школьников беспокоила головная боль, главным образом периодического характера, возникающая к концу занятий в школе или во второй половине дня, что, как правило, вело к снижению их трудоспособности. Головокружение не носило вестибулярного характера и проявлялось в легкой неустойчивости при перемене положения тела, сопровождалось потемнением в глазах с одновременным ощущением легкой дурноты; при объективном обследовании этих подростков нистагм не выявлялся. Нарушение сна выражалось в удлинении процесса засыпания, в поверхностном сне со сновидениями, пробуждений среди ночи, изредка бессоннице. Неприятные ощущения в сердце преобладали у девушек, при этом их жалобы носили самый разнообразный характер (покалывания, ноющие боли, чувство тяжести в левой половине грудной клетки и т. д.) и обычно не были связаны с физической нагрузкой, часто возникали при нервно-психических напряжениях. Отсутствие объективных отклонений в состоянии сердечно-

Характер и частота жалоб у школьников 9—10-х классов (в % к общему числу обследованных)

Частота

жалоб

Характер жалоб

9-й 10-й

класс класс

Головная боль ...... 21,6 28,9

В том числе:

периодическая .... 16,4 22,4

постоянная ...... 5,2 6,5

Головокружение ..... 5,6 9,9

Обмороки ......... 1.3 3,2

Нарушение сна...... 4,3 4,7

Неприятные ощущения в об- 6,5

ласти сердца...... 8,6

Утомляемость ...... 13,8 27,6

Раздражительность .... 13,8 19,0

Плохая память...... 3,4 7,3

^ сосудистой системы у данных подростков позволило рассматривать их жа-

лобы как проявления «кардионевроза».

Очень частыми, особенно у школьников 10-х классов, были жалобы общеневротического характера (повышенная раздражительность, плаксивость, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться на долгое время, что вело к трудности при запоминании нового материала в школе). Эти ранние проявления невротического состояния указывали на нарушение основных нервных процессов в коре головного мозга. При начальных и выраженных проявлениях астении наблюдались одни и те же субъективные признаки; различия сказывались лишь в их выраженности и количестве. Так, при начальных проявлениях астении отмечались отдельные расстройства непостоянного характера (головная боль, нарушение сна, утомляемость) или сочетание 2, редко 3 нарушений (плохой сон и периодически головная боль). При выраженных проявлениях астении жалоб, как правило, было значительно больше (нередко сочетание 3—4 жалоб и более, носивших постоянный характер). Сюда относились головная боль, головокружения, резкая утомляемость, наруше-0 ние сна; при этом головная боль беспокоила обследованных почти ежедневно уже с утра.

Умеренно выраженные черты вегетативной неустойчивости присущи в норме лицам наблюдаемого нами возраста, поэтому при оценке отклонений со стороны вегетативной нервной системы у школьников 9—10-х классов мы учитывали стойкость и выраженность вегетативных расстройств, которые отмечались у 7,8% учащихся 9-х классов и у 10,8% учащихся 10-х. Все симптомы подразделяли на признаки, свидетельствующие о повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (бледный розовый дермографизм, бледность кожных покровов, холодные кисти рук, склонность к тахикардии) и повышении тонуса парасимпатического отдела (красный разлитой дермографизм, повышенная потливость, склонность к покраснению, склонность к брадикардии и т. д.). При исследовании вегетативной нервной системы у большинства подростков выявлялось сочетание симптомов, указывающих на повышение тонуса симпатического и парасимпатического отделов, что позволило нам расценивать данные проявления как вегетативную дисфункцию в результате функциональных нарушений на уровне высших вегетативных центров.

Вся отмеченная выше симптоматика отличалась мягкостью и нестойкостью, что дает основание думать о ее функциональном характере. Однако эти симптомы усиливались при дополнительных физических или эмоциональных нагрузках, что указывает на нарушение регуляторных и компенсаторных процессов, особенно выявляющихся при повышенных к ним требованиях.

Нас интересовали не только характер изменений, но и их динамика в процессе обучения подростков в школе. В ряде случаев после лечения хронического соматического заболевания, нормализации режима дня, установленных нормальных взаимоотношений в семье или с товарищами в школе состояние нервной системы у обследованных улучшалось, количество жалоб неврастенического характера становилось меньше. На этом фоне нередко повышалась и школьная успеваемость. Около 20% учащихся 10-го класса имели ухудшение состояния нервной системы, причем это чаще касалось девушек. Так, у 26 школьников впервые в процессе обучения в 10-м классе выявлены легкие проявления астении, большей частью в качестве сопутствующего нарушения. У 17 учащихся выпускного класса диагностировались выраженные явления астении. Следует отметить, что у 7 из них астенический синдром развился на фоне хронических соматических заболеваний, а у 5 — самостоятельно; в первом случае легкие астенические проявления отмечались и в 9-м классе. У 5 девушек с выраженным астеническим синдромом Р в анамнезе имелось указание на травму головы, причем до 10-го класса они не предъявляли никаких жалоб, что позволило нам расценивать развив-

шийся у них синдром как результат декомпенсации ранее компенсированного состояния на фоне соматических расстройств в сочетании с увеличившейся школьной нагрузкой. Характерным являлось резкое снижение успеваемости, особенно в конце учебного года, у школьников с астеническими состояниями. 5 учащихся вследствие неврологического заболевания по медицинским показаниям были освобождены от выпускных экзаменов в 10-м классе.

Поступила 6/1II 1970 г.

THE STATE OF THE NERVOUS SYSTEM IN THE 9th-AND lOth-GRADE SCHOOL

PUPILS

N. A. Ananieva A. S. Zutle,

Disturbances of the nervous system were observed more often among pupils of the 10th grades than those of the 9th grades. The authors demonstrated the unfavorable effect produced on the school pupils' health by somatic diseases experienced in the past, by strained studies, bad living conditions and other factors. These disturbances are easily eliminated with improvement of conditions prevailing both at school and at home and proper treatment of somatic diseases.

УДК 676.858.23.01(477.74)

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ОДЕССЫ

Д. М. Бабов, JI. Т. Губенко, А. А. Муромцева, Н. Е. Яроцкая

Кафедра гигиены медицинского института и лаборатория энтеровирусов Института вирусологии и эпидемиологии, Одесса

По мере снижения бактериальных и протозойных заболеваний в инфекционной патологии человека возрастает удельный вес вирусных инфекций. Значительное количество исследований последних лет посвящено выяснению циркуляции кишечных вирусов во внешней среде и их роли в инфекционной заболеваемости человека. Kelly и соавт., Г. А. Багдасарьян и В. А. Казанцева, Л. В. Григорьева и Н. Г. Старовойтова и др. показали широкую распространенность энтеровирусов среди населения и на различных объектах внешней среды, главным образом в хозяйственно-бытовых сточных водах. Использование последних на земледельческих полях орошения может обусловить попадание энтеровирусов в почву и на выращиваемые растения.

В практику санитарно-вирусологических методов изучения циркуляции энтеровирусов внедрен метод обнаружения их в сточных водах. Для концентрации вирусов в сточной жидкости В. А. Казанцева и Г. А. Багдасарьян предложили тампонный метод забора проб с последующим вирусологическим исследованием на первично трипсинизированной ткани почек зеленых мартышек, что позволило выявить цитопатогенные энтеровирусы в 79% образцов сточных вод. Л. В. Григорьева и соавт. при исследовании сточных вод и открытых водоемов Украины отметили высокую концентрацию энтеровирусов, используя ионообменную смолу —анионит ЭДЭ-10—П.

В настоящей статье представлены данные изучения закономерностей циркуляции энтеровирусов среди населения Одессы, а также материалы вирусологического исследования сточных вод и овощей, выращенных на земледельческих полях орошения. Помимо того, дана оценка наиболее доступного метода отбора проб сточной жидкости и вирусологического исследования их в практических лабораториях, лишенных возможности использовать клетки почек зеленых мартышек для обнаружения энтеровирусов.

Наблюдения проводили на протяжении 27г лет (1966—1968). Циркуляцию энтеровирусов среди населения изучали путем вирусологического ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.