Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЭКРАННОМ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ'

СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЭКРАННОМ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учителя / здоровье / образовательные организации / мобильные электронные устройства / гигиеническое воспитание / teachers / health / educational institutions / mobile electronic devices / hygiene education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова, Ю.В. Соловьева, В.Р. Семичева, А.Ю. Тришина

Цель исследования анализ состояния нервно-психического здоровья учителей при различной интенсивности использования мобильных электронных устройств. Материалы и методы исследования. В 2022-2023 учебном году было изучено состояние нервно-психического здоровье учителей образовательных организаций. Бланковым методом было опрошено 35 женщин учителей, средний возраст которых составил 47,0±2,0 лет. Признаки интернет-зависимости выявлялись с помощью опросника С.А. Кулакова (2004). Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета статистических программ Statistica 13 PL. Результаты и их обсуждение. Среднее значение показателя экранного времени использования мобильных электронных устройств составило (M±m) 250,5±30,0 минут. Учителя были разделены на две группы: первая группа имела экранное время использования мобильных электронных устройств более 4 часов в день и вторая группа менее 4 часов в день соответственно. Средний показатель экранного времени в первой и второй группе достоверно различались области (p≤0,05) и составили 150±25,0 минут и 450,0±30,0 минут соответственно. В первой группе учителей с признаками вегетативных изменений оказалось 60,0%, во второй 33,3%. Средние значения баллов теста на интернет-зависимость в первой и второй группе учителей не имели достоверных различий (р>0,05) и составили 16,0±2,0 минут и 20,0±2,5 минут соответственно. Выводы. В качестве программы гигиенического воспитания учителей, целесообразно рекомендовать сокращение времени работы с мобильными электронными устройствами и выделением одного дня в неделю без электронных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова, Ю.В. Соловьева, В.Р. Семичева, А.Ю. Тришина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH IN TEACHERS AT DIFFERENT SCREEN TIME OF MOBILE ELECTRONIC DEVICES USAGE

Purpose was to analyze the state of nervous and mental health in teachers at different intensity of mobile electronic devices usage. Materials and methods. In 2022-2023 academic year teachers in educational institutions were examined for nervous and mental health. 35 female teachers with a mean age of 47,0±2,0 were interviewed by filling out forms. Internet addiction indicators were revealed using S.A. Kulakov’s questionnaire (2004). Statistical data processing was performed using Statistica 13 PL software package. Results. Screen time indicator average value of using mobile electronic devices was (M±m) 250,5±30,0 minutes. The teachers were divided into two groups: the first group had more than 4 hours a day of screen time for mobile electronic devices usage whereas the second group had the one of less than 4 hours a day. The average screen time indicators in the first and the second groups were significantly different (p≤0,05) and made 150±25,0 and 450,0±30,0 minutes accordingly. In the first group, autonomic changes signs were revealed in 60,0% of teachers while the ones in the second group were noticed in 33,3% percent of teachers. Average internet addiction test scored in the first and the second groups proved to be insignificant (р>0,05) and were 16,0±2,0 and 20,0±2,5 minutes accordingly. Conclusion. As teachershygiene education program, it is recommended to reduce the time of work on mobile electronic devices and choose one electronic devices-free day a week.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЭКРАННОМ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ»

УДК: 613.86:37. 011.31:004.382.7

DOI: 10.24412/2075-4094-2023-5-2-3 EDN NJOVEZ

**

СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЭКРАННОМ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ

ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ

Н.А. СКОБЛИНА*, С.В. МАРКЕЛОВА*, Ю.В. СОЛОВЬЕВА**, В.Р. СЕМИЧЕВА*, А.Ю. ТРИШИНА*, Р.Д. ДЕВРИШОВ***

*ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 17997, Россия, e-mail: skoblina_dom@mail.ru ФГАУ «НМИЦздоровья детей» Минздрава России, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия, e-mail: yula_24@mail.ru ФГБОУ ВО Астраханский ГМУМинздрава России, ул. Бакинская, д. 121, г. Астрахань, 414000, Россия, e-mail: memorydb@yandex.ru

Аннотация. Цель исследования - анализ состояния нервно-психического здоровья учителей при различной интенсивности использования мобильных электронных устройств. Материалы и методы исследования. В 2022-2023 учебном году было изучено состояние нервно-психического здоровье учителей образовательных организаций. Бланковым методом было опрошено 35 женщин учителей, средний возраст которых составил 47,0±2,0 лет. Признаки интернет-зависимости выявлялись с помощью опросника С.А. Кулакова (2004). Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета статистических программ Statistica 13 PL. Результаты и их обсуждение. Среднее значение показателя экранного времени использования мобильных электронных устройств составило (M±m) 250,5±30,0 минут. Учителя были разделены на две группы: первая группа имела экранное время использования мобильных электронных устройств более 4 часов в день и вторая группа - менее 4 часов в день соответственно. Средний показатель экранного времени в первой и второй группе достоверно различались области (^<0,05) и составили 150±25,0 минут и 450,0±30,0 минут соответственно. В первой группе учителей с признаками вегетативных изменений оказалось - 60,0%, во второй - 33,3%. Средние значения баллов теста на интернет-зависимость в первой и второй группе учителей не имели достоверных различий (р>0,05) и составили 16,0±2,0 минут и 20,0±2,5 минут соответственно. Выводы. В качестве программы гигиенического воспитания учителей, целесообразно рекомендовать сокращение времени работы с мобильными электронными устройствами и выделением одного дня в неделю без электронных устройств.

Ключевые слова: учителя, здоровье, образовательные организации, мобильные электронные устройства, гигиеническое воспитание.

STATE OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH IN TEACHERS AT DIFFERENT SCREEN TIME

OF MOBILE ELECTRONIC DEVICES USAGE

N.A. SKOBLINA*, S.V. MARKELOVA*, Yu.V. SOLOVYOVA**, V.R. SEMICHEVA*, A.YU. TRISHINA*, R.D. DEVRISHOV***

*N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of Ministry of Healthcare Russia, Ostrovityanova str. 1, Moscow, 117997, Russia, e-mail: skoblina_dom@mail.ru Ministry of Healthcare Russia, National Medical Research Center for Children Health, Lomonosovsky av. 2, bld. 1, Moscow, 119991, Russia, e-mail: yula_24@mail.ru

Ministry of Healthcare Russia, Astrakhan State Medical University, Bakinskaya str. 121, Astrakhan, 414000, Russia, e-mail: memorydb@yandex.ru

Abstract. Purpose was to analyze the state of nervous and mental health in teachers at different intensity of mobile electronic devices usage. Materials and methods. In 2022-2023 academic year teachers in educational institutions were examined for nervous and mental health. 35 female teachers with a mean age of 47,0±2,0 were interviewed by filling out forms. Internet addiction indicators were revealed using S.A. Kulakov's questionnaire (2004). Statistical data processing was performed using Statistica 13 PL software package. Results. Screen time indicator average value of using mobile electronic devices was (M±m) 250,5±30,0 minutes. The teachers were divided into two groups: the first group had more than 4 hours a day of screen time for mobile electronic devices usage whereas the second group had the one of less than 4 hours a day. The average screen time indicators in the first and the second groups were significantly different (^<0,05) and made 150±25,0 and 450,0±30,0 minutes accordingly. In the first group, autonomic changes signs were revealed in 60,0% of teachers while the ones in the

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 5

second group were noticed in 33,3% percent of teachers. Average internet addiction test scored in the first and the second groups proved to be insignificant (р>0,05) and were 16,0±2,0 and 20,0±2,5 minutes accordingly. Conclusion. As teachers' hygiene education program, it is recommended to reduce the time of work on mobile electronic devices and choose one electronic devices-free day a week.

Key words: teachers, health, educational institutions, mobile electronic devices, hygiene education.

Введение. Развитие современных информационно-коммуникационных технологий привело к увеличению экранного времени использования мобильных электронных устройств (ЭУ) у различных категорий пользователей, в том числе и участников образовательного процесса. С увеличением экранного времени можно ожидать появление нарушений в нервно-психическом здоровье, в том числе вегетативный статус и интернет-зависимость [1-4]

Цель исследования - анализ состояния нервно-психического здоровья учителей при различной интенсивности использования мобильных электронных устройств.

Материалы и методы исследования. В 2022-2023 учебном году было изучено состояние нервно-психического здоровье учителей образовательных организаций. Бланковым методом было опрошено 35 женщин учителей, средний возраст которых составил 47,0±2,0 лет. Обследованные не имели достоверных различий в состоянии здоровья.

Вегетативный статус был изучен с помощью опросника А.М. Вейна (1998), который направлен на выявление признаков вегетативных изменений, позволяет установить наличие не только симптомов веге-то-сосудистой дистонии, но и выявить степень нарушений сна. Данный опросник разработан для экспресс-скрининга нарушений в работе вегетативной нервной системы и предназначен для опроса взрослых людей от 18 до 65 лет, является универсальным для мужчин и женщин вне зависимости от рода деятельности и образа жизни. Признаки интернет-зависимости выявлялись с помощью опросника С.А. Кулакова (2004) [5].

Проведенное исследование не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики и положениям Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотра 1983 года и сопровождалось получением добровольного информированного согласия.

Критерии включения - учитель общеобразовательной организации, временной интервал осмотра -2022-2023 год, корректно проведенное исследование и заполненный опросник, наличие добровольного информированного согласия.

Критерии исключения - другая возрастная группа, другой временной интервал осмотра, отсутствие корректно проведенного исследования, отсутствие добровольного информированного согласия.

Для обработки полученных данных был использован пакет статистических программ Statistica 13 PL (StatSoft, USA). При обработке результатов предварительно оценивали соответствие полученных значений закону нормального распределения вариационных рядов по критерию Колмогорова-Смирнова. Полученные количественные данные имели распределение, не отличавшееся от нормального, поэтому применялись методы параметрической статистики с использованием выборочного среднего (М), ошибки среднего (m) и выборочного стандартного отклонения (о). Для оценки достоверности различий средних величин использовался t-критерий Стьюдента (различия считались значимыми при р<0,05). Были рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона.

Результаты и их обсуждение. Среднее значение показателя экранного времени использования мобильных электронных устройств составило (M±m) 250,5±30,0 минут. Далее учителя были разделены на две группы: первая группа имела экранное время использования мобильных электронных устройств более 4 часов в день и вторая группа - менее 4 часов в день соответственно. Средние показатели экранного времени в первой и второй группе достоверно различались области (^<0,05) и составили 150±25,0 минут и 450,0±30,0 минут соответственно.

Тест на выявление наличия признаков вегетативных изменений считается положительным при наборе испытуемым 25 баллов и более. Среднее значение баллов составило (M±m) 25,6±3,4 балла. Средние значения баллов в первой и второй группе учителей имели достоверные различия (^<0,05) и составили 29,7±3,7 баллов и 20,7±3,0 баллов соответственно. Наличие вегетативных изменений выявлено у 57,1%. В первой группе учителей с признаками вегетативных изменений оказалось 60,0%, во второй - 33,3% (рис. 1).

более 4 ч/д

менее 4 ч/д

снижение работоспособности, быстрая утомляемость

покраснение, побледнение лица 50

40

3

ощущение нехватки воздуха при дыхании, учащенное дыхание

нарушение функции ЖКТ

Рис. 1. Наличие признаков вегетативных изменений у учителей в зависимости от экранного времени

использования мобильных ЭУ, %

Тест на интернет-зависимость свидетельствует о серьезном влиянии интернета при наборе испытуемым 50-79 баллов. Среднее значение баллов составило (М±т) 21,5±2,3 балла. Средние значения баллов в первой и второй группе учителей не имели достоверных различий (р>0,05) и составили 16,0±2,0 минут и 20,0±2,5 минут соответственно. Серьезное влияние интернета выявлено только у одного учителя, который был в группе, имеющей экранное время использования мобильных электронных устройств более 4 часов в день (рис. 2).

присутствие в Сети вместо живого общения

присутствие в Сети дольше запланированного времени 60

50 40 30 20

более 4 ч/д

менее 4 ч/д

жалобы на занятость респондента в Сети

проверка эл.почты, мессенджеров перед какой-либо деятельностью

Рис. 2. Наличие признаков интернет-зависимости у учителей в зависимости от экранного времени

использования мобильных ЭУ, %

Коэффициенты корреляции Пирсона для наличия признаков вегетативных изменений у учителей и экранным временем использования мобильных электронных устройств составили 0,70 (^=0,041).

Коэффициенты корреляции Пирсона для наличия признаков интернет-зависимости у учителей и экранным временем использования мобильных электронных устройств составили 0,72 (p=0,023).

В ранее опубликованных работах авторами было показано, что 15,2% учителей работают с электронными устройствами без перерыва, более 5 часов, при этом 12,9% продолжают работать, независимо от уровня освещенности и других условий на рабочем месте [6].

В то же время, было отмечено, что 87,1% ограничивали продолжительность работы с ЭУ в условиях недостаточной освещенности, при этом каждый пятый педагог прекращал работу полностью. Установлено, что только 11,0% учителей работая с ЭУ, пользуются очками, подобранными с учетом остроты зрения [7].

Таким образом, можно говорить о наличии управляемого гигиенического фактора риска - ежедневном использовании мобильных электронных устройств.

Выводы. В качестве программы гигиенического воспитания учителей, которые в свою очередь, будут прививать данные навыки школьникам, целесообразно рекомендовать сокращение времени работы с мобильными электронными устройствами и выделением как минимум одного дня в неделю без электронных устройств.

Литература

1. Гелачев М.Г., Сердюков В.Г. Влияние образа жизни учителей средних общеобразовательных школ на состояние их здоровья // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022. Т. 16, № 4. Публикация 2-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2022-4/2-1.pdf (дата обращения: 22.07.2022). DOI: 10.24412/2075-4094- 2022-4-2-1. EDN NNBTRC

2. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Современные направления профилактической работы в образовательных организациях // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 6. С 107-111.

3. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 4. С. 325-333. DOI: 10.47470/0044-197Х-2021-65-4-325-333

4. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся // Гигиена и санитария. 2022. Т. 101, № 10. С. 1206-1213. DOI: 10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., и соавт. Руководство по школьной медицине. Москва: НЦЗД РАМН. 2012. 215 с.

6. Маркелова С.В. Роль родителей, учителей, медицинских работников в формировании знаний, умений и навыков безопасного использования электронных устройств старшими школьниками // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2020. № 8(329). С. 50-57. DOI: 10.35627/2219-5238/2020-329-8-50-57

7. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020. № 3. С. 85-91.

References

1. Gelachev MG, Serdjukov VG. Vlijanie obraza zhizni uchitelej srednih obshheobrazovatel'nyh shkol na sostojanie ih zdorov'ja [The influence of the lifestyle of secondary school teachers on their health]. Vestnik novyh medicinskih tehnologij. e-edition. 2022 [cited 2022 Jul 22];4 [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMr/Bulletin/E2022-4/2-1.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2022-4-2-1. EDN NNBTRC

2. Kuchma VR, Milushkina OJu, Bokareva NA, Skoblina NA. Sovremennye napravlenija profilakticheskoj raboty v obrazovatel'nyh organizacijah [Modern directions of preventive work in educational organizations]. Gigiena i sanitarija. 2014;93(6):107-111. Russian.

3. Kuchma VR, Rapoport IK, Suhareva LM Zdorov'e detej i podrostkov v shkol'nom ontogeneze kak osnova sovershenstvovanija sistemy medicinskogo obespechenija i sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija obuchajushhihsja [Health of children and adolescents in school ontogenesis as a basis for improving the system of medical support and sanitary-epidemiological well-being of students]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2021; 65(4):325-33. DOI: 10.47470/0044-197H-2021-65-4-325-333 Russian.

4. Kuchma VR, Sokolova SB, Rapoport IK, Chubarovskij VV. Vlijanie povedencheskih faktorov riska na formirovanie otklonenij v sostojanii zdorov'ja obuchajushhihsja [Influence of behavioral risk factors on the formation of deviations in the state of health of students]. Gigiena i sanitarija. 2022;101(10): 1206-13. DOI: 10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213 Russian.

5. Kuchma VR, Suhareva LM, Rapoport IK. Rukovodstvo po shkol'noj medicine [A guide to school medicine]. Moskva: NCZD RAMN; 2012. Russian.

6. Markelova SV. Rol' roditelej, uchitelej, medicinskih rabotnikov v formirovanii znanij, umenij i navykov bezopasnogo ispol'zovanija jelektronnyh ustrojstv starshimi shkol'nikami [The role of parents, teachers, medical workers in the formation of knowledge, skills and abilities of safe use of electronic devices by senior schoolchildren]. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija - ZNiSO. 2020;8(329):50-7. DOI: 10.35627/22195238/2020-329-8-50-57 Russian.

7. Milushkina OJu, Popov VI, Skoblina NA. Ispol'zovanie jelektronnyh ustrojstv uchastnikami obrazovatel'nogo processa pri tradicionnoj i distancionnoj formah obuchenija [The use of electronic devices by participants of the educational process in traditional and distance learning]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2020;3:85-91. Russian.

Библиографическая ссылка:

Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соловьева Ю.В., Семичева В.Р., Тришина А.Ю., Девришов Р.Д. Состояние нервно-психического здоровья учителей при различном экранном времени использования мобильных электронных устройств // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2023. №5. Публикация 2-3. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-5/2-3.pdf (дата обращения: 29.09.2023). DOI: 10.24412/2075-40942023-5-2-3. EDN NJOVEZ* Bibliographic reference:

Skoblina NA, Markelova SV, Solov'eva JuV, Semicheva VR, Trishina AJu, Devrishov RD. Sostojanie nervno-psihicheskogo zdorov'ja uchitelej pri razlichnom jekrannom vremeni ispol'zovanija mobil'nyh jelektronnyh ustrojstv [State of nervous and mental health in teachers at different screen time of mobile electronic devices usage]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2023 [cited 2023 Sep 29];5 [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/ Bulle-tin/E2023-5/2-3.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2023-5-2-3. EDN NJOVEZ

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-5/e2023-5.pdf

**идентификатор для научных публикаций EDN (eLIBRARY Document Number) будет активен после выгрузки полной версии журнала в eLIBRARY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.