Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СОСТОЯНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лежебоков Андрей Александрович, Куршева Фаина Хезировна

Некоммерческий сектор является в настоящее время значимым элементом гражданского общества. В развитых странах мира накоплен достаточно большой опыт взаимодействия организаций некоммерческого сектора с бизнесом и государством. Участие в деятельности некоммерческих организаций является чрезвычайно распространенной практикой населения, предоставляя возможности реализации потенциала личности и реализации прав и свобод. В России в настоящее время некоммерческий сектор находится на начальных стадиях формирования, встречая сопротивление и различные препятствия со стороны других участников гражданского диалога, при этом крайне низкой остается активность граждан. Вместе с тем значительная экономическая дифференциация регионов является основной причиной для развития территориальных организаций некоммерческого сектора. В дотационных регионах показатели деятельности организаций НКС крайне низки, что подтверждается результатами проведенного на примере Карачаево-Черкесской Республики анализа статистической информации и результатами социологического опроса. Для активизации деятельности некоммерческого сектора необходим общий рост экономического благосостояния региона, расширение государственной поддержки соответствующих организаций. В целом некоммерческий сектор способен выступить мощным фактором процесса социокультурной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE NON-PROFIT SECTOR OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

The non-profit sector is currently an important element of civil society. The developed countries of the world have accumulated quite a lot of experience in the interaction of organizations of the non-profit sector with business and the state. Participation in the activities of non-profit organizations is an extremely common practice of the population, providing opportunities for realizing the potential of an individual and realizing rights and freedoms. In Russia, the non-profit sector is currently at the initial stages of formation, meeting resistance and various obstacles from other participants in the civil dialogue, while the activity of citizens remains extremely low. At the same time, significant economic differentiation of regions is the main reason for the development of territorial organizations of the non-profit sector. In subsidized regions, the performance indicators of non-profit sector organizations are extremely low, which is confirmed by the results of the analysis of statistical information carried out in the Karachay-Cherkess Republic and the results of a sociological survey. To increase the activity of the non-profit sector, it is necessary to increase the overall economic prosperity of the region, expand state support for the relevant organizations. In general, the non-profit sector is able to act as a powerful factor in the process of sociocultural modernization.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Научная статья

УДК [316.7:334.012.46](470.631)"20" ББК 60.524(2Рос.Као)6 Л 40

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-55-63

состояние некоммерческого сектора

_ _ _ «_» _ _ _ _

карачаево-черкесской республики*

(Рецензирована)

Андрей Александрович Лежебоков1 Фаина Хезировна Куршева2

1Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия 2Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований при правительстве Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск, Россия 1* leghebokov@yandex.ru * 2fainasb@mail.ru

Аннотация. Некоммерческий сектор является в настоящее время значимым элементом гражданского общества. В развитых странах мира накоплен достаточно большой опыт взаимодействия организаций некоммерческого сектора с бизнесом и государством. Участие в деятельности некоммерческих организаций является чрезвычайно распространенной практикой населения, предоставляя возможности реализации потенциала личности и реализации прав и свобод. В России в настоящее время некоммерческий сектор находится на начальных стадиях формирования, встречая сопротивление и различные препятствия со стороны других участников гражданского диалога, при этом крайне низкой остается активность граждан. Вместе с тем значительная экономическая дифференциация регионов является основной причиной для развития территориальных организаций некоммерческого сектора. В дотационных регионах показатели деятельности организаций НКС крайне низки, что подтверждается результатами проведенного на примере Карачаево-Черкесской Республики анализа статистической информации и результатами социологического опроса. Для активизации деятельности некоммерческого сектора необходим общий рост экономического благосостояния региона, расширение государственной поддержки соответствующих организаций. В целом некоммерческий сектор способен выступить мощным фактором процесса социокультурной модернизации.

Ключевые слова: некоммерческий сектор, социокультурное развитие, модернизация, Карачаево-Черкесия, социологический опрос, статистика.

Для цитирования: А.А. Лежебоков, Ф.Х. Куршева/ Состояние некоммерческого сектора Карачаево-Черкесской республики// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 55-63. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-55-63

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00260 «Перспективы социокультурного развития Карачаево-Черкесской Республики».

Original Research Paper

the state of the non-profit sector of the karachay-cherkess republic*

Andrey А. Lezhebokov1

Faina Kh. Kursheva2

1 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

2Karachay-Cherkess Order Badge of Honor Institute of Humanities under the

Government of the Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, Russia

leghebokov@yandex.ru

2fainasb@mail.ru

Abstract: The non-profit sector is currently an important element of civil society. The developed countries of the world have accumulated quite a lot of experience in the interaction of organizations of the non-profit sector with business and the state. Participation in the activities of non-profit organizations is an extremely common practice of the population, providing opportunities for realizing the potential of an individual and realizing rights and freedoms. In Russia, the non-profit sector is currently at the initial stages of formation, meeting resistance and various obstacles from other participants in the civil dialogue, while the activity of citizens remains extremely low. At the same time, significant economic differentiation of regions is the main reason for the development of territorial organizations of the non-profit sector. In subsidized regions, the performance indicators of non-profit sector organizations are extremely low, which is confirmed by the results of the analysis of statistical information carried out in the Karachay-Cherkess Republic and the results of a sociological survey. To increase the activity of the non-profit sector, it is necessary to increase the overall economic prosperity of the region, expand state support for the relevant organizations. In general, the non-profit sector is able to act as a powerful factor in the process of sociocultural modernization.

Keywords: non-profit sector, socio-cultural development, modernization, Karachay-Cherkessia, sociological survey, statistics.

For citation: Lezhebokov A.A., Kursheva F.Kh. The state of the non-profit sector of the Karachay-Cherkess Republic //Bulletin of the Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. 4 (289). P. 55 - 63 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-55-63

Значительные изменения социокультурной картины современного российского общества привели к возникновению и широкому распространению новых социальных практик. При этом часть инноваций является результатом глобальных трендов и обеспечивается научно-техническим прогрессом, развитием общечеловеческих ценностей, переосмыслением смыслов оценочных

определений. Другая часть новшеств является таковыми в связи с распространением социальных практик, институционализированных в других социумах и транслируемых на российскую действительность. Отдельные инновации, существовавшие в виде обыденных практик, получают свое оформление на нормативном уровне. В связи с широким распространением новых

* The research was funded by RFBR, project number 20-011-00260 «Perspectives of socio-cultural development of the Karachay-Cherkess Republic

социальных практик актуализируется проблема их исследования средствами социально-гуманитарных наук, в том числе с применением социологического инструментария и статистических данных.

Наиболее заметным явлением в социальной реальности российского общества является возникновение, формирование и начало процесса институционализации некоммерческого сектора. Участие граждан в работе элементов некоммерческого сектора может быть охарактеризовано как деятельность по преобразованию социальной действительности и имеет, по мнению Ю. Хабермаса, коммуникативной характер [1]. В целом же организации некоммерческого сектора являются примером социальных движений, поскольку, как отмечал А. Мелуччи, представляют собой «результат сложных процессов взаимодействия, опосредованных определенными сетями групповой идентичности» [2]. Процессы формирования и развития некоммерческого сектора в целом являются важным направлением трансформации гражданского общества, предоставляя гражданам большую вариативность в реализации своих свобод и потенциала.

Региональные особенности развития некоммерческого сектора в современной России целиком зависят от нескольких факторов, оказывающих воздействие на его реальную эффективность. Нами выделяются две основные позиции, влияющие на результативность организаций «третьего сектора» в субъектах Федерации. Во-первых, уровень экономического развития региона и наличие на его территории градообразующих предприятий, не только осуществляющих производственную деятельность, но и оказывающих поддержку социальным инициативам. Во-вторых, степень поддержки региональными властями структур некоммерческого сектора и наличие между ними конструктивного диалога. Конечно, можно отметить и

другие факторы, оказывающие влияние на активность некоммерческих организаций (например, получение ими грантов, в том числе зарубежных), но они, как правило, носят ситуативный характер. Вместе с тем даже в дотационных регионах, ярким примером которых является Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), некоммерческий сектор объединяет население для достижения общих целей.

Описание статистического портрета некоммерческого сектора Карачаево-Черкесской Республики предлагается осуществить путем обращения к данным регионального рейтинга третьего сектора экономики от аналитического агентства <^АЕХ-Аналитика» [3] и статистическим данным. Рассмотренный ниже рейтинг характеризует качество и уровень развития некоммерческого сектора экономики. В композиции рейтинга были включены 39 показателей, место каждого региона в рейтинге установлено в соответствии со статистическими данными по каждому из них.

Цель составления рейтинга была сведена к получению доступной информации о качестве и уровне развития некоммерческого сектора экономики. Из анализа были исключены те НКО, которые тяготеют к коммерческим субъектам. В качестве исходных данных для составления рейтинга стали данные Минюста, Росстата и других источников. В основу рейтинговой модели были включены 9 факторов, в составе которых в общей сложности было представлено 39 показателей.

Уровень развития некоммерческого сектора определялся на основе экономической значимости некоммерческого сектора для экономики, а также значимой и реальной активности организаций и участников некоммерческого сектора, уровня поддержки НКО со стороны региональной власти и т.д. Оценка экономической значимости некоммерческого сектора проводилась на основе

установления количества НКО в регионе в расчете на 1 тыс. населения, для Карачаево-Черкесской Республики данный показатель составляет 0,30, установления суммарных сборов НКО в регионе. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, объемы сборов НКО на территории КЧР в 2018 г. составили 274,5 млн руб., в 2019 г. - 281,1 млн руб., в 2020 г. - 2890,0 млн руб. Суммарная выручка НКО в регионе от продажи товаров и услуг в 2018 г. составила 175,3 млн руб., в 2019 г. - 183,5 млн руб., в 2020 г. она составила 201,6 млн руб. [4]. Таким образом, мы наблюдаем динамичное увеличение показателей выручки некоммерческими организациями в республике в последние три года, несмотря на общий спад активности в связи с пандемией.

Вместе с тем из числа всех зарегистрированных НКО только 70 не были ликвидированы в течение последних 5 лет. Действующими на территории республики признаны 91 НКО, которыми сдается ненулевая отчетность. В течение последних 3 лет на территории республики было создано 15 новых НКО, при этом средний возраст НКО в Карачаево-Черкесской Республике составляет 12,5 года. Проблемой для большинства является отсутствие помещений для осуществления деятельности. Так, нежилыми помещениями в собственности обладает менее половины из числа зарегистрированных НКО. В течение 2020 г. из всего числа зарегистрированных НКО только 14 из них подавали заявки для участия в конкурсах и получения президентских грантов из специально созданного Фонда, три организации из указанного числа получили средства из Фонда президентских грантов. Это свидетельствует о том, что не все организации удовлетворяют требованиям Фонда и сам факт участия в конкурсе для большинства является довольно непростым испытанием.

Вместе с тем с целью оказания поддержки для НКО со стороны региональной власти создан и ведется реестр получателей поддержки от правительства республики. По данным на 2020 год, число получателей такой поддержки среди всех зарегистрированных НКО составляет 40, то есть около половины от всех действующих НКО на территории региона. Большая часть таких организаций признана социально ориентированными. Тем самым подтверждается представленный выше тезис о том, что поддержка региональными властями - залог успешности для деятельности некоммерческого сектора.

Общая численность работников социально ориентированных НКО в регионе составляет 3473, в течение 2020 г. увеличилась более чем на 400 человек [5]. Вместе с тем, помимо официально оформленных на работу, некоммерческий сектор всегда представлен в большей мере добровольными помощниками - волонтерами.

В Карачаево-Черкесской Республике количество добровольцев (волонтеров) в таких организациях составляет 17 тыс. человек. В сравнении с 2019 г. в 2020 г. ситуация с численностью волонтеров изменилась - увеличилось количество добровольцев в социально ориентированных НКО и сократилось в других, что можно связать с последствиями пандемии и необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для борьбы с ней. В соответствии с рассматриваемым рейтингом в списке лидеров по масштабу третьего сектора экономики среди остальных регионов Карачаево-Черкесская Республика находится лишь на 78-м месте. Связать это можно с тем, что вклад некоммерческого сектора экономики в ВРП региона пока невелик [3].

В сравнении с другими регионами в Карачаево-Черкесской Республике количество НКО невелико, мерами поддержки на государственном уровне охвачена лишь каждая

десятая НКО, а мерами поддержки на уровне региона - практически каждая вторая НКО, в основном это социально ориентированные организации. В результате в перечень ТОП-10 регионов по масштабу и позиции в региональном рейтинге Карачаево-Черкесская Республика не вошла.

Теперь обратимся к общим результатам регионального рейтинга

Теперь в рамках исследования обратимся к субрейтингам для оценки третьего сектора экономики по отдельным направлениям. Уровень экономической значимости социально ориентированных НКО для региона был и остается низким, это подтверждается тем, что по этому показателю Карачаево-Черкесская Республика не входит и в Т0П-50 регионов по уровню развития некоммерческого сектора экономики.

Доля экономической значимости социально ориентированных НКО для региона в 2018 г. по отношению к ВРП составила 1,3%, в 2019 г. -1,37%, в 2020 г. - 1,45%. У лидеров рейтинга доля экономической значимости социально ориентированных НКО по отношению к ВРП составляет 5% и более. Среднее количество зарегистрированных НКО в расчете на 1 тыс. населения в России составляет

с анализом показателей на примере Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с общими результатами республика находится на 84-й позиции в региональном рейтинге (предпоследнее место) и имеет рейтинговое число 30,637 [3]. В целом некоммерческий сектор получил в 2021 году оценки, представленные в таблице 1.

1,01. В Карачаево-Черкесской Республике этот показатель ниже в 10 раз.

Доля суммарных сборов в некоммерческом секторе по отношению к ВРП в среднем по России составляет 0,35%. Для республики это значение составляет 0,14%, то есть в 2 раза ниже среднего по России показателя. Даже по доле суммарной выручки некоммерческий сектор экономики в Карачаево-Черкесской Республике отстает. Если среднее значение по России составляет 1,01%, то доля суммарной выручки некоммерческих организаций по отношению к ВРП республики не превышает 0,64% [4].

Карачаево-Черкесская Республика не входит и в ТОП-20 регионов по уровню экономической значимости некоммерческого сектора экономики для региона. Низким для Карачаево-Черкесской Республики оказался

Таблица 1

Полученные оценки некоммерческого сектора Карачаево-Черкесской Республики

Показатели оценки Полученный балл

Экономическая значимость некоммерческого сектора экономики Карачаево-Черкесии 1,5

Устойчивость НКО 2,65

Активность НКО 3,02

Поддержка НКО регионом 1,34

Онлайн-доступность о поддержке СО НКО 2,35

Медиаактивность некоммерческого сектора 1,37

Экспертное мнение в отношении развития и значимости некоммерческого сектора 0,94

Социальная значимость некоммерческого сектора 2,48

Значимость ресурсных центров СО НКО 0,91

и показатель устойчивости НКО. Средний возраст НКО составляет для республики 12,5 года. Вместе с тем большая часть из общего числа зарегистрированных организаций признается реально действующими. Если в среднем по России ненулевую бухгалтерскую отчетность сдают 46% из числа зарегистрированных НКО, то в Карачаево-Черкесской Республике каждая вторая НКО признается реально действующей и сдает ненулевую бухгалтерскую отчетность [6]. По группе показателей устойчивости социально ориентированных НКО Карачаево-Черкесская Республика входит в Т0П-20 регионов и занимает в этом рейтинге 16-е место. Несколько иная ситуация складывается по показателям активности некоммерческого сектора экономики.

В Карачаево-Черкесской Республике активность НКО признается на уровне государственных органов, но фактически не признается институтами развития. В сравнении с другими российскими регионами НКО из Карачаево-Черкесской Республики реже и не в таком объеме принимают участие в конкурсах на распределение президентских грантов.

Как мы видим, основной причиной неучастия респонденты считают отсутствие материальной или иной другой выгоды (46%).

Низким для Карачаево-Черкесской Республики является и

Менее трети из организаций, которые хотя бы раз подавали заявки на конкурсы для распределения грантов, получили одобрение.

В целом же по России результативность участия в конкурсах составляет 38%. Доля полученных средств в рамках президентских грантов по отношению к ВРП для Карачаево-Черкесской Республики составляет 0,04% и меньше, чем у лидеров, в 4 раза. В соответствии с представленными выше данными Карачаево-Черкесская Республика не вошла в Т0П-20 регионов по показателям активности некоммерческого сектора экономики.

Низкая активность подтверждается не только данными статистики, но и результатами проведенного в 2020 г. социологического опроса населения республики (N=1000). Так, только 2,7% респондентов указали, что являются членами политических партий, 13% опрошенных заявили, что входят в состав профсоюзных организаций. Всего 2,8% отнесли себя к участникам общественных, культурных движений, фан-клубов. Причины низкой вовлеченности в общественные объединения по результатам опроса приведены в таблице 2.

показатель поддержки социально ориентированных НКО со стороны властей региона. По данным на 2020 г., в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, поддерживаемых

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, почему люди не участвуют в деятельности общественных объединений?»

Варианты ответа % ответивших

Не видят пользы для себя от такого участия 46,0

Опасаются быть вовлеченными в неприглядные дела 10,2

Встречают противодействие тех, кто там участвует 4,1

Не знают, как это сделать 10,3

Затрудняюсь ответить 29,4

Всего 100,0

властями республики, числится 40 организаций.

Менее половины от числа зарегистрированных социально ориентированных НКО включены в соответствующий реестр для оказания поддержки. Низкой в регионе является и помощь, которая направляется в виде прямых средств в качестве меры поддержки для социально ориентированных НКО. Среднее количество поддержанных социально ориентированных НКО по России составляет 0,14%. По объему такой поддержки в перечень лидеров среди остальных регионов Карачаево-Черкесская Республика не входит.

В республике есть проблемы с онлайн-доступностью информации о поддержке социально ориентированных НКО. Это указывает на низкий уровень информационной открытости и в то же время прозрачности механизмов, посредством которых оказывается поддержка социально ориентированным НКО в регионе.

По показателям медиаактив-ности социально ориентированных НКО Карачаево-Черкесская Республика не входит в перечень лидеров среди российских регионов. Следовательно, имеется проблема с представлением таких организаций в информационном пространстве.

Уровень цитируемости НКО региона в ленте Агентства социальной информации низкий, как и уровень цитируемости в других местных СМИ [7]. В среднем количество публикаций в ленте агентства по России составляет 11 на 100 социально ориентированных НКО, для Карачаево-Черкесской Республики этот показатель составляет 6 публикаций. Удельное число публикаций в других СМИ в течение периода пандемии в среднем по России применительно к социально ориентированным НКО составило 0,88, для Карачаево-Черкесской Республики этот показатель оказался 0,49. Поэтому и в ТОП-20 регионов по показателям медиаактивности республика не вошла.

Отдельного внимания заслуживает экспертная оценка некоммерческого сектора экономики, всего для оценки экспертам было предложено 132 вопроса. По итогам данной оценки республики не вошла в число лидеров. Низкие оценки были даны в отношении эффективности взаимодействия НКО и местного населения, в отношении эффективности взаимодействия НКО и СМИ региона, а также в отношении эффективности взаимодействия между НКО и представителями бизнеса. Столь низкую оценку можно объяснить существующими административными барьерами на пути взаимодействия НКО и других субъектов. Тем не менее, с учетом худшей ситуации в целом ряде других регионов по показателям экспертной оценки Карачаево-Черкесская Республика заняла 12-е место.

По показателям социальной значимости некоммерческого сектора экономики Карачаево-Черкесская Республика не попала в ТОП-20 российских регионов. Однако по группе показателей, связанных с институциональными площадками, регион занял 16-е место. Это можно связать с высокой долей ВРП, которая приходится на бюджет республиканской Общественной палаты.

Таким образом, по результатам проведенного исследования необходимо констатировать, что Карачаево-Черкесская Республика по уровню развития и значимости некоммерческого сектора имеет невысокие позиции в региональном рейтинге. Основные проблемы, вызывающие низкую эффективность деятельности некоммерческих организаций - недостаток финансирования и отсутствие активности населения, его бедность [8]. Как нам представляется, расширение деятельности некоммерческих организаций республики и увеличение вовлеченности граждан будет достигнуто только в результате совместных усилий всех элементов гражданского общества. В

перспективе некоммерческий сектор республики должен стать важной частью процесса социокультурной модернизации и инновационного

развития [9], однако на данный момент представляет собой довольно слабый элемент регионального социума.

Примечания:

1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева; послесл. Б.В. Маркова. Санкт-Петербург: Наука, 2000. 382 с.

2. Melucci A. The New Social Movements: A Theoretical Approach // Social Science Information. 1980. Vol. 19, № b2. P. 199-226.

3. Региональный рейтинг третьего сектора - Регион-НКО. URL: //https://raex-rr.com/pro/NK0/Region-nko/Region-nko/2021/.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: htt://www.gks.ru.

5. КЧР в цифрах - 2019: стат. сб. / Росстат. Москва, 2020. 123 с.

6. Официальный сайт Управления государственной службы занятости по Карачаево-Черкесской Республике. URL: https://ugszn09.ru.

7. Лента новостей Агентства социальной информации. URL: https://www.asi. org.ru/newswire/.

8. Урусова А.А. Снижение уровня бедности: анализ и пути решения // Вестник Евразийской науки. 2019. № 6. URL: https://esj.today/PDF/01ECVN619.pdf.

9. Сергодеева Е.А., Мищенко Е.Ю. Теории общества потребления в современной философии // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. С. 149-153.

References:

1. Habermas J. Moral consciousness and communicative action / transl. from German. Ed. by D.V. Sklyadnev; afterword by B.V. Markov. SPb.: Nauka, 2000. 382 pp.

2. Melucci A. The New Social Movements: A Theoretical Approach // Social Science Information. 1980. Vol. 19. No. 2. P. 199-226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Regional rating of the third sector - Region-NKO //https://raex-rr.com/pro/ NKO/Region-nko/Region-nko/2021/

4. Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource] - Access mode: URL: htt: //www.gks.ru

5. KChR in figures - 2019: stat. collection / Rosstat. M., 2020. 123 pp.

6. Official website of the Office of the State Employment Service for the Karachay-Cherkess Republic [Electronic resource] - Access mode: URL: https://ugszn09.ru

7. News feed of the Social Information Agency // https://www.asi.org.ru/newswire/

8. Urusova A.A. Poverty reduction: analysis and solutions // The Eurasian Scientific Journal, 2019 No. 6. [Electronic resource] - Access mode: https://esj.today/ PDF/01ECVN619.pdf

9. Sergodeeva E.A., Mishchenko E.Yu. Theories of the consumer society in modern philosophy // Humanitarian and legal studies. 2014. No. 4. P. 149-153.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

ISSN 2410-3691 Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 4 (289) 2021

The paper was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

© А.А. Лежебоков, Ф.Х. Куршева, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.