Научная статья на тему 'Состояние механизмов фибринолитической защиты у больных пожилого возраста на фоне артериальной гипертонии'

Состояние механизмов фибринолитической защиты у больных пожилого возраста на фоне артериальной гипертонии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Желтобрюх А.В., Горшунова Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние механизмов фибринолитической защиты у больных пожилого возраста на фоне артериальной гипертонии»

КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 9-10, 2010

ненных стратегий, но и привычек, повседневных практик, формируются общие фильтры, которые способствуют выбору той или иной интерпретации внешних событий.

2. Тип «конфликтная гармония» с присущими этому типу особенностями.

Совместная жизнь растворено содержит в себе и относительно мирные дни, и бурные, и не очень бурные, столкновения. Преобладающие локальные столкновения не изменяют содержательную сторону жизни пожилой семьи. Небольшие столкновения вполне соизмеримы с «нормальным способом общения». Нет конфликтной остроты. Перезарядка конфликтного поля осуществляется за счет выпрямителей кривизны взаимоотношений, среди которых отметим следующие: юмор, самоирония; хобби, непритязательные домашние увлечения; особые стратегии «утепления» отношений («приготовить любимое блюдо», «вспомнить приятное», «пригласить внуков», «не путать вину с бедой, прощать»).

3. «Вечная мерзлота». Супруги не являются ни друзьями, ни врагами, ни близкими, ни чужими. На место взаимопониманию или враждебности приходит индифферентность. «Семья» в данном случае является лишь красивым прикрытием обособившихся «систем».

4. «Конфликтные семьи», характеризующиеся тем, что имеет место прогрессирующая редукция межличностных отношений к уровню простых схем «стимул-реакция», проявляющаяся в форме феноменов негативного толка: агрессивности, мстительности, тотальной критике супругов. В таких семьях столкновения обусловлены не столько антагонистическими реакциями на происходящие изменения, сколько инициируются самими супругами, постоянно «атакующими» друг друга. Состояния неопределенности и подозрительности здесь принимают хроническую форму и превращают супружеские отношения в «юдоль страдания». Нередко в конфликтное поле супругов вовлекается широкий круг значимых других. Дети, родные, близкие друзья вынуждены выбирать сторону одного из супругов и превращаться во врага для другого супруга. Речь в данном случае идет не столько о локальных, сколько о хронических конфликтах, причины которых респонденты нередко формулировали в виде общего высказывания «не сошлись характером». Хотя за каждым «не сошлись характером» скрывается особая причина, непрозрачная и неявная, часто скрытая для самого респондента, извлечь которую можно в результате интерпретационной деятельности полученных данных интервью.

ОЦЕНКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ А.Е. Ермакова, Н.К. Горшунова, М.Н. Киндрас, В.Я. Мутов

Курский государственный медицинский университет

В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост населения старшего возраста. В Курской области в 2008 г. их численность составила 280 286 человек (24,3%), среди них 146 долгожителей, соотношение мужчин и женщин среди них составляет 1:9. Ожидаемая продолжительность жизни была невелика и составила 60,4 года для мужчин и 73,7 лет для женщин.

Цель исследования - оценить социальные условия жизни, характер заболеваемости, их взаимосвязи и влияние на темпы старения у лиц старческого возраста и долгожителей.

Материалы и методы. Обследовано 117 геронтов, состоящих на диспансерном учете в поликлиниках N1 и N4 гор. Курска. Из них в возрасте (75-89 лет) - 85 человек, мужчин - 31 (средний возраст - 82,1 ± 1,8 г), женщин -54 (средний возраст - 85,3 ± 2,3 г); и группа лиц (90 лет и старше) - 32 человека: мужчин - 9 (средний возраст - 92,6 ± 1,4 года), женщин - 23 (средний возраст 93,7 ± 1,6 лет). Исследование осуществлялось с использованием карт обследования лиц старшего возраста (Горшунова Н.К. с соавт., 2001). Степень системной дезинтеграции организма геронтов определяли по биологическому возрасту (Войтенко В.П., 1984)

Установлено, что в I группе БВ (62,3 ± 0,6лет) приближался к ДБВ (66,4 ± 0,7), что указывает на естественное течение инволютив-ных процессов у лиц старческого возраста. Во II группе обследованных БВ (65,4 ± 0,8 лет) достоверно (Р < 0,001) отставал от ДБВ (77,3 ± 0,7 лет), что свидетельствует о замедленном темпе старения у пациентов старше 90 лет. В феномене долголетия несомненную роль играет наследственность. При анализе продолжительности жизни родителей обследуемых установлено, что по материнской линии средний возраст составил 86,7 ± 2,4 года, а по отцовской - 81,2 ± 1,9года. Выходцы из сельской местности доминировали в группе лиц старческого возраста (61%) и долгожителей (69%), по сравнению, с городскими жителями.

Характер трудовой деятельности в прошлом у 57% пациентов был связан с физическим, у 43% - с умственным напряжением. Главным источником их доходов - пенсия, средний размер которой у пенсионеров по старости составил 6193 рубля в месяц, у инвалидов и участников ВОВ - 8675 рублей, что свидетельствует о низком уровне жизни их жизни.

Выявлена обратная связь между возрастом и полиморбидностью. У долгожителей индекс полиморбидности составил 2,1 ± 0,5, у лиц старческого возраста 3,6 ± 0,7. Качественный анализ заболеваний показал, что в структуре патологии лиц старческого возраста и долгожителей ведущее место принадлежит атеросклерозу церебральных сосудов, изолированной систолической артериальной гипертонии, а также инволютивным изменениям со стороны опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха. Таким образом, можно предположить, что продолжительность жизни обследуемых пациентов обусловлена наследственной предрасположенностью к долголетию, незначительным влиянием средовых факторов, приведших к инволютивным, а не патологическим изменениям и низкой полимор-бидности.

СОСТОЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИБРИНОЛИТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

НА ФОНЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

А.В. Желтобрюх, Н.К. Горшунова

Курский государственный медицинский университет

Одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний - артериальная гипертония (АГ) сопровождается изменениями в системе гемостаза. Согласно современным представлениям одним из основных ее патогенетических механизмов признается эн-дотелиальная дисфункция (ЭД). Сосудистый эндотелий - огромный плацдарм для синтеза различных биоэффекторов, в том числе с разнообразной гемостатической активностью. Среди них важное место занимает тканевой активатор плазминогена (ТАП), регулирующий фибринолитическую активность крови, от которой зависит формирование тромбофилии и развитие тромботических осложнений. Старение видоизменяет структуру и функции сосудистой стенки, усугубляя проявления ЭД при АГ.

Цель работы - определение активности тканевого активатора плазминогена (ТАП), его влияния на фибринолиз у пожилых больных АГ II стадии (средний календарный возраст - 66 ± 0,6 лет). Группой сравнения служили 13 человек аналогичного возраста без АГ. Исследовали активность Хагеман-зависимого фибринолиза, содержание растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК) и Д-ди-мера, активность ТАП в пробе с временной венозной окклюзией (Балуда В.П. с соавт. 1993), для определения стресс-индуцированного резерва их высвобождения.

Установлено, что у больных АГ наблюдалось формирование депрессии Хагеман-зависимого фибринолиза - 7,3 ± 0,6 мин по сравнению с лицами без АГ, у которых длительность лизиса фибринового сгустка составила 6,5 ± 0,16 мин (р < 0,05). Проба с временной ишемией сосудистой стенки у больных АГ не приводила к укорочению лизиса фибринового сгустка. Депрессия фибринолиза объяснялась достоверным снижением активности ТАП - 2,3 ± 0,28 нг/мл у больных АГ по сравнению с 3,5 ± 0,6 нг/мл у практически здоровых лиц, р < 0,05. Выполнение пробы с временной венозной окклюзией увеличивало выброс ТАП до 3,32 ± 0,38 нг/мл, р < 0,05.

XV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Изменения фибринолитической активности у больных АГ подтверждались повышенным количеством РФМК - 4,7 ± 0,17 мг/дл по сравнению с лицами без АГ, у которых концентрация РФМК составила 4 ± 0,23, р < 0,05. Также определялось повышение содержание Д-димера в плазме крови больных до 77 ± 1,6 нг/мл по сравнению с аналогичным показателем лиц без АГ 74,3 ± 1,8 нг/мл.

Таким образом, вследствие депрессии фибринолиза, повышения содержания продукции РФМК и Д-димера, свидетельствующих об активации свертывающей активности крови, начинающегося снижения активности ТАП из-за гипертензивной эндотелиальной дисфункции у больных АГ пожилого возраста развивается наклонность к тромбофилии.

ГИПОТЕНЗИВНОЕ И МЕТЕОПРОТЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ МЕЛАТОНИНА У ПОЖИЛЫХ И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА И АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ Р.М. Заславская, Э.А. Щербань, С.И. Логвиненко

Московская городская клиническая больница № 60, Белгородский государственный университет;

Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа

Цель. Изучить влияние мелатонина на показатели гемодинамики у пожилых больных артериальной гипертензией (АГ) и ишемичес-кой болезнью сердца, а также оценить его метеопротективное действие.

Материалы и методы. Первая группа пациентов состояла из 14 человек в возрасте от 52 до 70 лет. АГ II стадии страдали 12 человек, АГ III стадии - 2 пациента. Пятеро больных страдали стенокардией напряжения, у 1 пациента был постинфарктный кардиосклероз, у 8 - атеросклеротический кардиосклероз. Пациенты получали традиционную терапию (p-адреноблокаторы, нитраты, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ, антиагреганты и диуретики). Вторая группа состояла из 17 человек в возрасте от 41 до 67 лет. АГ I стадии страдал 1 пациент, II стадии - 14 человек, III стадии - 2 пациента. Двое больных страдали стенокардией напряжения, у 2 пациентов был постинфарктный кардиосклероз. Пациенты на фоне традиционной терапии получали мелатонин в дозе 3-6 мг в 22 часа. Показатели систолического (САД), диастолического (ДАД) давления, а также пульса измеряли в утренние (9:00) и вечерние (19:00) часы в течение 2-3 недель, а также проводили суточное мониторирование артериального давления (СМАД) до и после лечения. Была проведена оценка влияния температуры, атмосферного давления, относительной влажности, облачности, точки росы, направления и скорости ветра на состояние сердечно-сосудистой системы и проведен корреляционный анализ. Величины погодных факторов получали из сервера «Погода России» (meteo.infospace.ru)

Результаты. По данным СМАД выявлен гипотензивный эффект традиционного лечения. Среднесуточные значения САД снизились с 152,4 ± 5,2 до 130,5 ± 2,8 (P < 0,001), выявлена тенденция к снижению ДАД с 94,4 ± 3,4 до 89,6 ± 2,9 (P = 0,07). Среднедневные показатели САД снизились с 156,4 ± 5,4 до 133,9 ± 2,7 (P < 0,001), средненочные значения САД снизились с 139,5 ± 5,4 до 120,7 ± 3,5 (P = 0,001). Отмечается тенденция к снижению ДАД в дневные часы с 97,6 ± 3,5 до 92,2 ± 2,8 (P = 0,06), в ночные часы ДАД уменьшается недостоверно. Суточный профиль САД и ДАД под влиянием лечения не изменился. Число «dippers» до и после лечения составляло 50%, «non-dippers» также 50%. Включение в терапию мелаксена привело к более выраженному гипотензивному эффекту, который проявлялся в достоверном снижении не только САД, но и ДАД. Среднесуточные значения САД снизились с 144,1 ± 2,8 до 128,6 ± 2,5 (P < 0,001), ДАД с 89,3 ± 2,0 до 79,8 ± 2,0 (P < 0,001). Дневные показатели САД уменьшились с 146,4 ± 2,9 до 132,3 ± 2,7 (P < 0,001), ночные - с 135,4 ± 3,0 до 115,1 ± 1,8 (P < 0,001). ДАД в дневные часы снизилось с 91,6 ± 1,9 до 83,0 ± 1,9 (P < 0,001), в ночные часы -с 81,6 ± 2,3 до 67,3 ± 1,7 (P < 0,001). Включение мелаксена в терапию привело к нормализации суточного профиля АД. Число «dippers» после лечения увеличилось в два раза, число «non-dippers» соответственно уменьшилось. Обнаружены корреляционные отношения между погодными факторами и показателями гемодинамики. При традиционном лечении выявлено 64 значимых корреляций. Наибольшее влияние на состояние гемодинамики оказывают атмосферное давление, температура воздуха и точка росы. Наиболее чувствительны к этому воздействию показатели пульса, измеренные как в утренние, так и в вечерние часы. Под влиянием мелаксена количество корреляций сократилось до 35. В большей мере влияют на гемодинамику показатели атмосферного давления и относительной влажности. Наиболее восприимчивы к этому воздействию показатели пульса в утренние часы. Параметры точки росы, направления и скорости ветра не оказывают никакого влияния на показатели АД и пульса.

Выводы. Очевидно, что мелаксен обладает гипотензивным, нормализующим суточный профиль АД, а также метеопротективным действием. Назначение этого препарата может способствовать уменьшению метеочувствительности, следовательно, снизить риск сердечно-сосудистых осложнений.

ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ У БОЛЬНЫХ С АТЕРОГЕННОЙ ДИСЛИПИДЕМИЕЙ И НЕАЛКОГОЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПЕЧЕНИ

Л.А. Звенигородская, Е.А. Черкашова, Н.Г. Самсонова

Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии, Москва

Цель: определить роль коррекции дисбиоза толстой кишки в лечении больных с атерогенной дислипидемией и неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП).

Методы исследования. Обследовано 74 больных. Критерии включения: наличие морбидного ожирения, дислипидемии, НАЖБП, исключение приема гиполипидемических препаратов, кишечных антисептиков, пре- и пробиотиков, гепатопротекторов в течение 3-х месяцев до исследования. Критерии исключения: возраст старше 65 лет, органические заболевания толстого кишечника, вторичное ожирение, наличие гепатита другой этиологии. Исследования: биохимический (б/х) анализ крови, анализ кала на короткоцепочечные жирные кислоты (КЖК) и микрофлору, анализ крови на эндотоксин и оксида азота. Указанные исследования проводились до и после лечения. 12 больным провели пункционную биопсию печени с изучением гистологической картины. 2 группы в зависимости от стадии НАЖБП: 1) НАЖБП в стадии стеатоза; 2) НАЖБП в стадии стеатогепатита (НАСГ). 3 подгруппы по проводимой терапии: А) гиполипидемическая терапия (симвастатин 10 мг); Б) пробиотик (Бифиформ комплекс 3 капсулы в сутки); В) пробиотик (Бифиформ комплекс) в комбинации с гиполипидемической терапией (статин 10 мг).

Результаты исследования. Не выявлено прямой корреляции между б/х показателями функции печени и тяжестью морфологических изменений в печени. В анализе кала на флору у 68% больных отмечалось снижение бифидобактерий (6,67 х 107 ± 0,48 х 107), увеличение условно-патогенной и наличие патогенной микрофлоры. До лечения у всех больных диагностировано снижение суммарного количества КЖК в кале. На фоне сочетания приема пробиотика и статина у больных с НАЖБП в стадии стеатоза отмечалось более эффективное снижение липидов по сравнению с монотерапией. При НАСГ столь выраженного снижения холестерина не отмечалось. На фоне терапии пробиотиками и при сочетании их с гиполипидемическими препаратами отмечалось улучшение качественного и количественного состава микрофлоры толстой кишки, повышение КЖК. Исследование не показало достоверной связи дисбиоза толстой кишки и количества КЖК в кале с уровнем липидов в крови. Однако в 70% случаев определялось повышение эндотоксина (0,37 ± 0,01 ЕЭ/мл) и оксида азота (72,25 ± 2,22 мкмоль/л) в крови. При изолированном назначении пробиотиков, а также при их сочетании со статинами снижался уровень эндотоксина и оксида азота.

Выводы. 1. Выявленные изменения метаболитов кишечной микрофлоры (повышение оксида азота, эндотоксина, снижение суммарного количества КЖК) у больных с НАЖБП являются наиболее достоверными показателями, характеризующими степень дисбиоза тол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.