Новый университет. 2014. № 4(38)
ISSN 2221-7347
УДК 332
Н.Н. Яброва
СОСТОЯНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей статье рассмотрен порядок и условия лицензирования пользования недрами. Автором проанализированы результаты проведения конкурсов (аукционов) по лицензированию недропользования углеводородного сырья на юге Тюменской области за период с 1993г. по 2013г. включительно. Сделаны выводы об эффективности проведенных конкурсов (аукционов) по лицензированию недропользования углеводородного сырья.
Ключевые слова: лицензия, лицензирование, лицензионное соглашение, конкурс, аукцион, недропользование, углеводородное сырьё.
Лицензия (от лат. licentia - право, разрешение) - разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.
Лицензия - официальный документ, разрешение, выдаваемое одним лицом другому лицу на ведение определенной (коммерческой) деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» используются следующие основные понятия:
1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
3) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии. [1]
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
© Яброва Н.Н., 2014.
30
ISSN 2221-7347
Экономика и право
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. [1]
Согласно «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для:
- геологического изучения недр;
- добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых объектов. [2]
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. [2]
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых. [2]
Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых. [2]
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.
Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет. [2]
Моментом начала лицензирования недр юга Тюменской области с целью геологического изучения и добычи углеводородного сырья является 1993 год. В этом году была зарегистрирована первая лицензия ТЮМ 00001, давшая официальное право ГНПО «Тюменнефтегаз» в соответствии с существующим законодательством вести геологическое изучение и осуществлять добычу нефти Кальчинского нефтяного месторождения. В следующем 1994 году было зафиксировано уже 10 нефтяных лицензий. Первые 10 лицензий были выданы недропользователям на том основании, что они уже проводили поисково-разведочные работы на этих территориях, которые и были оформлены в лицензионные участки. К моменту начала лицензирования недр юга Тюменской области, поиск, разведку и добычу углеводородного сырья уже осуществляли 4 компании - недропльзователя: ГНПО «Тюменнефтегаз», ГП Новосибирскгеология, АООТ «СИНКО» и ГП «Тюменьнедра». Они и стали первыми владельцами 10 лицензионных участков. В 1994 году совместным постановлением Роскомнедр и Администрации Тюменской области № 30/39 от 01.07. 1994 года было принято решение о проведении конкурса среди российских предприятий и иностранных фирм на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи нефти и газа на территории юга Тюменской области. [3]
Всего за весь период лицензирования с 1993г. по 2013г. было выдано 135 лицензий. Из них по результатам конкурса (аукциона) была выдана 31 лицензия, что составляет 22,96% от общего количества выданных лицензий.
Количество участков, выставлявшихся на конкурс за период лицензирования, составило 100. Лицензии по результатам конкурса (аукциона) выданы на 31 участок или 31% от общего количества участков, выставлявшихся на конкурс (аукцион).
Конкурсы (аукционы) за период лицензирования проводились восемнадцать раз. В девяти случаях конкурсы (аукционы) не состоялись (50%), т.к. по результатам конкурса (аукциона)
31
Новый университет. 2014. № 4(38)
ISSN 2221-7347
не было выдано ни одной лицензии. Причинами не состоявшихся конкурсов (аукционов) являлось отсутствие заявителей или был один заявитель.
В распределенном фонде на 01.01.2014 г. на юге Тюменской области находится 38 участков общей площадью 46205 кв. км, в нераспределенном фонде числится 46 участков общей площадью 53626 кв. км. Площадь распределенного фонда составляет 46,28% от общей площади участков и 28,87% от площади юга Тюменской области (160000 кв. км).
По результатам лицензирования недропользования углеводородного сырья на юге Тюменской области за период с 1993г. по 2013г. можно сделать следующие выводы:
- результативность проведенных конкурсов составляет 50%;
- количество лицензий, выданных по результатам конкурса (аукциона) составляет 22,96%;
- количество участков, предоставленных в недропользование по результатам конкурса (аукциона), составляет 31%;
- площадь распределенного фонда составляет 46,28% от общей площади участков.
Низкая эффективность проведенных конкурсов (аукционов) является результатом того,
что выставляемые на конкурс участки плохо подготовлены к лицензированию. Предприятия недропольователи не заинтересованы в проведении геологоразведочных работ за счет собственных средств в слабо изученных и неизученных районах.
Целями бизнеса является скорейшая окупаемость вложений и получение максимальной прибыли. Глобальные геологические исследования не выгодны для частного бизнеса из-за необходимости громадных вложений и больших рисков.
Следовательно, выполнение геологоразведочных работ на ранних стадиях процесса геологического изучения должны решать дееспособные геологические организации, находящиеся в государственной собственности. За счет средств федерального бюджета должны проводиться региональные геологоразведочные работы с целью подготовки перспективных объектов и оформления паспортов на них. И только после подготовки перспективных объектов и оформления паспортов, выставлять на конкурс лицензионные участки для проведения дальнейших работ частными компаниями.
Библиографический список
1. «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (в ред. от 02.07.2013).
2. «Положение о порядке лицензирования пользования недрами» Федеральный закон от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ (в ред. от 21.11.2011).
3. tmntfgi72.ru Официальный сайт Тюменского филиала ФБУ «ТФГИ по Уральскому ФО».
Статья поступила в редакцию 31.01.2014.
ЯБРОВА Наталья Николаевна - зам. начальника геологического отдела Тюменского филиала ФБУ «ТФГИ по Уральскому ФО».
32
ISSN 2221-7347
Экономика и право
UDC 332
N.N. Yabrova
THE STATE SUBSURFACE USE LICENSING HYDROCARBON RAW MATERIALS OF THE SOUTH OF TYUMEN REGION
This article reviews the order and conditions of licensing of subsoil use. The author analyzed the results of tenders (auctions) for the licensing of subsoil use of hydrocarbon raw materials in the South of the Tyumen region for the period from 1993 to 2013 inclusive. Conclusions about the effectiveness of the conducted competitions (auctions) for the licensing of subsoil use of hydrocarbon raw materials.
Keywords: license, licensing, license agreement, the tender, auction, subsurface use, hydrocarbon raw material.
33