Научная статья на тему 'Состояние и тенденции жилищного строительства на селе'

Состояние и тенденции жилищного строительства на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБУСТРОЙСТВО СЕЛА / СЕЛЬСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / HOUSING DEVELOPMENT / IMPROVEMENT OF COUNTRYSIDE / RURAL CONSTRUCTION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмич Наталья Павловна

На современном этапе жилищная проблема является актуальной и требует значительных усилий по ее решению. В статье исследовано состояние и тенденции в решении жилищного вопроса для сельского населения, динамика обеспеченности жильем и его благоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND TRENDS OF HOUSING DEVELOPMENT IN THE COUNTRYSIDE

At the present time the problem of housing remains ever more relevant and requires considerable efforts to be solved. The author elaborates state and tendencies of the housing problem solution for rural population, the dynamics of housing availability and its improvement.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции жилищного строительства на селе»

УДК 33 : 624.05

Кузьмич Наталья Павловна

Kuzmich Natalya Pavlovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры технологии и организации строительного производства Дальневосточного государственного аграрного университета тел.: (914) 564-21-10

PhD in Economics, Assistant Professor of the Technology and Organization of Construction Operations Department, Far East State Agrarian University tel.: (914) 564-21-10

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

STATUS AND TRENDS OF HOUSING DEVELOPMENT IN THE COUNTRYSIDE

Аннотация:

Summary:

На современном этапе жилищная проблема является актуальной и требует значительньх усилий по ее решению. В статье исследовано состояние и тенденции в решении жилищного вопроса для сельского населения, динамика обеспеченности жильем и его благоустройства.

At the present time the problem of housing remains ever more relevant and requires considerable efforts to be solved. The author elaborates state and tendencies of the housing problem solution for rural population, the dynamics of housing availability and its improvement.

Ключевые слова:

жилищное строительство, обустройство села, сельский строительный комплекс.

Keywords:

housing development, improvement of countryside, rural construction sector.

Жилищное строительство является составной частью инвестиционно-строительного комплекса и в настоящее время во многом определяет стратегию социально-экономического роста региона, включая развитие производительных сил, создание производственного и инфраструктурного потенциала. Жилищное строительство - это производство с длительным циклом, требующим крупных финансовых вложений со стороны государства и населения. Рыночная экономика подтолкнула к стремительному развитию частное жилищное строительство, а государство осуществляет регулирование деятельности всех участников жилищного сектора экономики за счет создания основных правил деятельности, а также реализации государственных целевых программ. В настоящее время действует основная законодательная база, регулирующая вопросы государственной жилищной политики. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. и документы, принятые в ее развитие, формируют государственную политику поддержки развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем.

Жилищная проблема остается актуальной и имеет несколько важных аспектов:

- количественный аспект - недостаток жилья;

- качественный аспект - несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья;

- инфраструктурный аспект - неразвитость инфраструктуры села, влияющая на привлекательность жизни на селе.

На территории Амурской области пик жилищного строительства достигнут в 1990 г., в течение которого введено в действие 579,5 тыс. кв. м общей площади или 0,55 кв. м на душу населения. И эти показатели после спада пока не достигнуты. Значительная часть (33 %) жилищного фонда Амурской области принята в эксплуатацию более 40 лет назад и в существенной мере исчерпала нормативные сроки использования. В 2010 г. из 18,4 млн. кв. м жилья в Амурской области ветхое жилье составляло 9 %. Уровень комфортности жилья не отвечает современным стандартам. Только 63,3 % его фонда имеет водопровод, 58,2 % - ванны или души, 62 % - канализацию и 70,3 % - центральное отопление. В сельских поселениях Амурской области положение еще хуже, чем в городах. Водопровод здесь имеют лишь 33,5 % жилого фонда, ванны или души - 29,2 %, канализацию - 30,5 %, центральное отопление - 46,8 % [1, с. 135].

На территориях поселений и в городских округах Амурской области преобладает точечная многоэтажная застройка, в муниципальных районах - индивидуальное жилищное строительство. Подобная ситуация не решает проблемы удовлетворения потребности населения в обеспеченности доступным жильем. Кроме того, негативно сказывается недостаточно развитый механизм инфраструктурной подготовки территорий для жилищного строительства. В соответствии с требованиями федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. все

субъекты РФ должны разработать комплексные программы стимулирования развития жилищного строительства, предусмотрев следующее: упрощение выделения земли под застройку; разработку документов территориального планирования; обеспечение стройплощадок коммунальной и дорожной инфраструктурой; стимулирование создания кооперативов. В связи с этим, в Амурской области разработаны и приняты программы, в их числе целевая программа «Развитие жилищного строительства в Амурской области в 2011-2015 годах». Одним из основных индикаторов эффективности работы по данному направлению является показатель объема ввода жилья. Также планируется повысить размер жилплощади до 24 кв. м на одного человека.

Динамика изменения площади жилья, приходящегося в среднем на одного жителя Амурской области за период с 2000 по 2010 гг., показана в таблице 1 [2, с. 133]. Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о низких темпах прироста жилой площади, составляющих примерно 19 % за десятилетие.

Таблица 1 - Площадь жилых помещений на одного жителя Амурской области,

кв. м на одного человека

Показатели площади 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

В целом по региону 18,6 20,1 20,4 20,7 21,0 21,3 22,1

В городской местности 19,3 21,2 21,5 21,7 22,1 22,4 22,8

В сельской местности 17,3 18,1 18,3 18,6 18,8 19,0 20,6

Амурская область является сельскохозяйственным регионом. Приоритетное развитие сельского хозяйства в Амурской области обусловлено его базовым статусом в экономике региона как производителя продуктов питания для населения. Инвестиционная политика Правительства Амурской области направлена на оптимизацию структуры притока инвестиций, повышению бюджетной и социальной эффективности привлекаемых инвестиций и на увеличение притока инвестиций в приоритетные секторы региональной экономики. Сельское хозяйство в регионе подвергается повышенному риску, связанному с некоторыми негативными факторами, в том числе с непредсказуемостью природных условий, вследствие чего обладает недостаточной инвестиционной привлекательностью. Кроме того, рыночные условия не способствуют решению проблем жилищной обеспеченности на селе. Наоборот, они до предела обострили проблемы восстановления и развития инфраструктуры сельских территорий. За время реформ последних десятилетий сельский строительный, проектный и научно-исследовательский потенциал разрушен и утратил свои позиции массового сельского строительства в агропромышленном комплексе. В результате длительного отсутствия платежеспособных заказов на строительство сократилось количество сельских строительных организаций на уровне районов. Изменились также участники жилищного строительства на селе. Так, в конце 80-х - начале 90-х гг. основными заказчиками-застройщиками жилья в сельской местности выступали сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходилось более 90 % общего объема введенного жилья в селах Амурской области, вследствие того, что жилищное строительство для них являлось одним из факторов повышения мотивации трудовой деятельности работников. Индивидуальными застройщиками в тот период вводилось 1-2 % общего ввода жилья на селе. В 2000-2009 гг. основная доля (70-90 %) введенных жилых домов на селе приходилась уже на индивидуальных застройщиков, в основном физических лиц, использующих свои собственные накопления, главным образом полученных от доходов подсобного хозяйства.

В 2010 г. введено в действие жилых домов в сельской местности в 2,1 раза больше по сравнению с 2009 г., из них построено населением за счет собственных и заемных средств 44,1 % от общей площади, введенных в действие жилых домов в сельской местности [3]. Такое оживленное жилищное строительство на селе связано с активным выполнением в регионе государственных жилищных программ.

В 2011 г. в регионе продолжалось выполнение федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой сданы в эксплуатацию жилые дома для молодых специалистов в Тамбовском муниципальном районе, получили квартиры переселенцы из ветхого жилья в Ивановском, Тамбовском и других муниципальных районах. Всего получили свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 236 семей, в том числе 128 молодых семей и молодых специалистов [4].

Из оценки состояния жилищной обеспеченности сельских жителей, а также по основным показателям, характеризующим состояние благоустройства жилья, приведенным выше, вытекает печальный вывод, что его благоустройство остается низким, стареет, увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд. Таким образом, жилищный фонд на селе нуждается не только в увеличении объемов, но и в благоустройстве. Подходы к благоустрой-

ству сельского жилья отличаются от подходов к городскому жилью, ведь оно является не только местом проживания людей, обеспечения условий отдыха, общения, но и для многих семей местом работы. Жилище формирует семейные взаимоотношения, способствует сохранению здоровья и психологической устойчивости членов семьи. Для сельских жителей жилище должно обеспечивать удобства для ведения подсобного хозяйства, потому наряду с обеспечением сельчан благоустроенным жильем встает вопрос о застройке сельских территорий, выборе типа жилья, способствующего ведению сельскохозяйственных работ. Следовательно, необходимо обеспечение жителей отдельными сельскими домами с приусадебными участками и надворными постройками для скота, инвентаря, транспортных средств. Значит, надо ориентироваться на разработку определенного стандарта типовой сельской усадьбы с учетом занятости ее владельцев, типов и санитарных норм сельских территорий, предусматриваемых Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.

Необходимым условием реализации государственных социальных программ является возрождение сельского строительного комплекса, который представляет собой совокупность изыскательских, проектных и строительных организаций, а также предприятий строительной индустрии, специализирующихся на обустройстве сельских территорий с целью создания благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его функций.

В этом плане проблем накопилось достаточно много. Не стало современных норм технологического проектирования, проектов сельских жилых домов, общественных зданий, животноводческих комплексов. Перешли в статус рекомендательных и не обновлены строительные нормы и правила. Таким образом, практически разрушена вся сельская проектно-строительная сфера, прекращено массовое воспроизводство основных строительных фондов сельского хозяйства [5, с. 86].

Отсутствие оснащенного современным высокопроизводительным оборудованием сельского строительного комплекса объективно сдерживает устойчивое развитие сельских территорий, отрицательно влияет на инвестиционную активность и на результативность принимаемых государством мер по возрождению села. Не осуществляется комплексная застройка сельских населенных пунктов. Региональные предприятия строительной индустрии организационно не связаны между собой и с собственно сельским строительством. Привлечение сельскохозяйственными предприятиями неспециализированных проектных и строительных организаций привело к использованию неадаптированных к местным условиям и отраслевым особенностям проектов. Снижение возможностей для строительства и жилищная проблема усиливают миграцию сельского населения, сдерживают привлечение и закрепление молодых специалистов на селе.

Существенно повышает трудоемкость сельского быта и снижает привлекательность жизни на селе отсутствие объектов социальной сферы, малоразвитость сельской инфраструктуры, низкая степень обеспечения инженерным оборудованием. Ориентация только на рыночный механизм при отсутствии социально-ориентированной направленности ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит развитие сельского хозяйства, так как без улучшения социально-бытовых условий жизни работников невозможно приостановить миграцию сельского населения. Потому, кроме жилья, необходимо строительство сельских объектов соцкультбыта (детские сады-ясли, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, быта, отдыха и спорта). В настоящее время не только недостаточно строится социальных объектов на селе, но и взят курс на концентрацию социальных объектов в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания, а это, в конечном итоге, снижает территориальную доступность для сельчан образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг. Следует строить животноводческие комплексы, семейные фермы, другие сельскохозяйственные производственные здания и сооружения. Наряду с новым строительством надо своевременно производить ремонт и содержание в надлежащем состоянии сельских зданий и сооружений, инженерного оборудования и коммуникаций.

Одной из причин, способствующих ухудшению транспортного обслуживания, является неудовлетворительное состояние автомобильных дорог. Удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов Амурской области, в 2010 г. составило 14,8 %. Удельный вес не телефонизированных населенных пунктов в общем числе населенных пунктов составляет 11,9 % [6, с. 136].

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. в целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы, социальная политика в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности.

В жилищной политике необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающим особенностям сельского образа жизни, на основе:

- развития рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки государства в реализации конституционного права сельских граждан на жилище;

- формирования на селе фондов социального жилья, предоставляемого малообеспеченным сельским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма;

- стимулирование инвестиционной активности организаций-работодателей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере;

- организации системы ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе;

- стимулирование привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках реализации региональных программ развития жилищного строительства и ипотечного кредитования, в том числе в сельской местности;

- улучшения проектирования сельского жилища, развития и модернизации жилищностроительной индустрии, снижения стоимости сельского жилищного строительства, широкого применения автономных систем инженерного оборудования сельского жилища и т.д. [7].

На селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительной схемы строительства (приобретения) жилья при государственной поддержке особенно молодых и малоимущих семей. Рост доходности труда сельского населения должен помочь решить жилищные проблемы сельских жителей. Необходимо прямое социальное субсидирование сельского населения и создание разных фондов поддержки доступности жилья, снижение процентных ставок вплоть до беспроцентной ссуды и других различных льгот по кредитам и субсидиям, распространение их на обустройство подворья с корректировкой на коэффициент удаленности от административного центра.

Таким образом, за счет интенсификации государственных инвестиций и создания благоприятной среды для активизации частных инвесторов, удастся решить проблемы, стоящие перед сельским строительным комплексом в целом. Соответственно, в современных условиях финансирование жилищного строительства и обустройства сельских населенных пунктов становится многоуровневым. Основные источники инвестиций следующие: внешние - средства бюджетов (федерального, субъектов Федерации, местных), кредиты, финансовые ресурсы целевых инвестиционных фондов, ипотека, лизинг, вклады совместных предприятий; внутренние (собственные средства заказчиков) - внебюджетные средства предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других застройщиков.

Важнейшим условием, определяющим перспективы развития жилищных процессов, является наличие и взаимоувязка экономической, территориальной, региональной и жилищной политик, уточняемых и закрепляемых стратегическими планами развития региона. При этом к аграрному сектору и сельской местности необходимо подходить не только как к сфере бизнеса, но и как к части социальной составляющей, определяющей, наряду с образованием и здравоохранением, качество жизни всего населения. Таким образом, арсенал конкретных механизмов и инструментов инвестиционной политики в жилищной сфере должен включать совокупность научно-обоснованных методов и механизмов взаимодействия, которые должны соответствовать трем главным принципам: иметь преимущественно рыночный характер; быть последовательными и внутренне непротиворечивыми; носить системный комплексный характер.

Ссылки:

1. Амурский статистический ежегодник 2011: статистический сборник / Амурстат. Благовещенск, 2011.

2. Там же.

3. Там же.

4. URL: http://www.agroamur.ru/3/3.html (дата обращения: 27.04.2012).

5. Огарков А. Капитальное строительство - эффективный резерв комплексного развития села // Экономист. 2011. № 1. С. 86-89.

6. Амурский статистический ежегодник 2011: статистический сборник / Амурстат. Благовещенск, 2011.

7. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2 136-р. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/14914.142.htm (дата обращения: 27.04.2012).

References (transliterated):

1. Amurskiy statisticheskiy ezhegodnik 2011: statistich-eskiy sbornik / Amurstat. Blagoveshchensk, 2011.

2. Ibid.

3. Ibid.

4. URL: http://www.agroamur.ru/3/3.html (date of access: 27.04.2012).

5. Ogarkov A. Kapital'noe stroitel'stvo - effektivniy rezerv kompleksnogo razvitiya sela // Ekonomist. 2011. № 1. P. 86-89.

6. Amurskiy statisticheskiy ezhegodnik 2011: statisticheskiy sbornik / Amurstat. Blagoveshchensk, 2011.

7. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Utver-zhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 noyabrya 2010 goda № 2 136-r. URL: http://www.mcx.ru/documents/docu-ment/show/ 14914.142.htm (date of access: 27.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.