© 2006 г. Е.Р. Чернышева
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ЖЕНЩИН
Насилие, агрессивность и жестокость занимают в обществе столь же прочное место, что и любовь, доброта, сострадание и милосердие. Эти перечисленные явления (с разным нравственным знаком) представляют собой неразрывное единство и борьбу противоположностей, две стороны одной медали - отношений между субъектами гражданского общества [1, с. 13]
Социально-экономические и политические реформы российского общества на современном этапе обусловили резкое обострение криминальной ситуации и, прежде всего, невиданный ранее всплеск насилия. «Каждый день гремят по России выстрелы, совершаются разбои и обильно льётся человеческая кровь, общество погружается в грязную и кровавую пучину самых разнообразных преступлений» [2, с. 43]. Социальная значимость этих деяний определила особое внимание со стороны исследователей к проблеме насильственной преступности в России.
Само понятие насилия в юридической науке означает физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смыслах) [3, с. 346].
Под насильственными преступлениями обычно понимают предусмотренные уголовным законом умышленные действия, причиняющие физический ущерб личности, а также угрозы нанесения такого или любого другого ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение, нарушение личной неприкосновенности. Следствием насилия может быть лишение жизни, вред соматическому или психическому здоровью, чести, достоинству и свободе индивида, нежелательные изменения его социального статуса [4, с. 22].
В узком смысле под насильственными преступлениями против личности понимаются нелегитимные, запрещенные уголовным законом деяния, посягающие на жизнь, здоровье, физическую (в том числе половую) неприкосновенность личности [5, с. 181].
Насильственные преступления наносят непоправимый ущерб обществу, именно они наиболее порицаемы с точки зрения человеческой морали. Мировое сообщество признаёт данные деяния самыми опасными и тяжкими [6, с. 10].
Характерные в последние годы неблагоприятные изменения количественных показателей и качественных характеристик преступлений, совершаемых женщинами с применением насилия, актуализируют проведение анализа данного вида преступных посягательств.
На современном этапе в России общая картина состояния и динамики женской преступности резко изменилась. Согласно статистическим данным, если в 1991 г. доля женщин, совершивших преступления, по России составляла 10,6 % в общей массе зарегистрированных преступников, то в 1997 г. - 13,6 %, 1998 г. -14,7, 1999 г. - 15,2, 2000 г. - 16,3, 2001 г. - 17,0, 2002 г. -
17,8 %, хотя в 2003 г. наблюдается некоторый спад до 16,6 %, в 2004 г. - до 13,4, а в 2005 г. - снова рост до 13,8 %.*
Необходимо отметить, что в 2003 - 2004 гг. наблюдается некоторое снижение количественных показателей женской преступности, причем исключительно за счет внесения изменений в российское законодательство (после вступления в законную силу нового УПК РФ с 1 июля 2002 г. и принятия ФЗ № 162 от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» наблюдалось выборочное снижение количественных показателей преступности в целом и женской преступности в частности). Однако уже с 2005 г. наблюдается её значительный рост, причем преимущественно за счет тяжких и особо тяжких преступлений. Так, удельный вес выявленных женщин-преступниц, совершивших особо тяжкие преступления, вырос с 9,5 в 2003 г. до 11,8 % в 2005 г., а совершивших тяжкие преступления, соответственно, с 11,2 в 2003 г. до 12,2 % в 2005 г. Это подтверждает известную криминологическую закономерность о том, что ослабление борьбы с малозначительными преступлениями стимулирует рост тяжкой преступности. К сожалению, уголовная политика последнего времени совершенно не учитывает данную закономерность.
Наиболее тяжкими насильственными преступлениями являются убийства. Удельный вес женщин среди всех преступников, совершивших данное преступление, за последнее десятилетие составлял 12 - 13 %. В структуре женской преступности в 2003 - 2005 гг. удельный вес убийц составил 1,4 - 1,8 %.
Отличительной чертой данного деяния, совершенного женщиной, является то, что в большинстве случаев преступное посягательство направлено на жизнь близких людей, родственников, знакомых, т.е. совершено в сфере семейно-бытовых отношений. О.В. Старков дал наиболее полное, на наш взгляд, определение данной сфере: «К бытовым социальным группам мы относим: семью, родство, свойство, соседство, квар-тирантство, а также более мелкие диады - супругов, сожителей; родителей и детей, братьев и сестер; бабушек, дедушек и внуков; соседей по коммунальной квартире, по дому, по двору (в городе) и улице (в селе), кварталу в городе и селе; общежитию; свояков; тещ и зятьев; свекровей и снох; квартирантов и хозяев жилья» [7, с. 32]. В период с 12 мая 2005 г. по 27 мая 2005 г. нами было проведен криминологический опрос осужденных женщин, содержащихся в исправительной колонии общего режима № 18 ФСИН, расположенной в г. Азове Ростовской области. Опрос проводился с помощью составленной автором анкеты полузакрытого типа и интервьюирования по специально разработанному опросному листу. Осужденным
*Статистические данные ГИАЦ МВД России за 1991 - 2005 г.
роздано 150 анкет, возвращено 114, а так же проведено 16 интервью. В этом учреждении по состоянию на 31 мая 2005 г. содержалось 296 осужденных женщин (данные ГУФСИН по Ростовской области за 2005 г.). Таким образом, опросом охвачено 130 осужденных женщин, или 43,9 % от общего количества, что позволяет сделать вывод о репрезентативности опроса.
Согласно полученным нами в ходе исследования осужденных женщин результатам, 36,4 % из них убили своих мужа (сожителя), 18 % - своего знакомого. Этот факт позволяет нам сделать вывод, что женщины склонны к совершению агрессивных действий при разрешении семейно-бытовых конфликтов. При этом большинство «внутрисемейных» убийц испытывают жалость к потерпевшему, сожалеют о содеянном и раскаиваются.
Однако в последнее время отмечается рост числа женщин, совершивших «нетрадиционные» преступления: убийство из хулиганских побуждений (особенно у несовершеннолетних преступниц и лиц женского пола молодежного возраста); при завладении чужим имуществом. Среди новых видов преступного насилия, используемого женщинами, следует выделить киллерст-во (профессиональное убийство) - убийство по заказу [8, с. 5]. В период ведения боевых действий на территории Республики Чечни со стороны банд-формирований в вооруженном конфликте участвовали женщины-снайперы, получавшие денежное вознаграждение за каждого убитого сотрудника силовых структур РФ или военного ВС РФ.
Известны факты, когда женщины сами «заказывают» убийство своих родственников или знакомых [9]. Таким образом, они избавляются от семейных или материальных «проблем», вступив в преступный сговор с исполнителем преступления.
Криминологической науке не известны примеры женщин-маньяков, поскольку все выявленные серийные убийцы были лицами мужского пола: Чикатило, «Лифтер», «Велосипедист», «Камышинский убийца» и т.д. Это можно объяснить отсутствием природной или так называемой генетической агрессивности у женщин. Однако в последнее время все чаще встречаются факты жестоких убийств, при совершении которых женщины действуют в одиночку, расчленяя тела убитых, вырывая или вырезая внутренние органы и т. п. При этом они могут объяснять свою жестокость ревностью к любимому мужчине, нанесенными обидами и т.п.
Особое место в структуре насильственной преступности женщин занимает умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, где наблюдаются негативные изменения в качественной и количественной характеристиках. Удельный вес данного деяния в 1997 г. составлял 2,4 %, в 2003 г. - 2,5, 2004 г. - 3,5, 2005 г. - 3,5 % в структуре женской преступности. Доля лиц женского пола среди выявленных преступников выросла с 12,6 в 1997 г. до 14 % в 2005 г. Темпы прироста выявленных преступниц составили в 2005 г. + 40 % по отношению к 1997 г.
Согласно проведенному нами исследованию, 71,4 % преступниц в момент совершения деяния находились
в алкогольном или наркотическом опьянении, что позволяет сделать вывод о взаимосвязи алкоголизации женского населения и росте числа насильственных деяний.
Характерным способом совершения данного преступления является нанесение побоев. По данным С.Н. Ершова, таким способом совершено 78,3 % подобных деяний, однако в последнее время увеличивается число случаев применения женщинами огнестрельного оружия, осколочных гранат и т.п. [10, с. 15]. По нашим данным, при совершении данного преступления 14,3 % женщин применили холодное оружие, 35,7 % использовали различные предметы (сковорода, утюг и пр.) в качестве орудия. Данные, полученные Е.С. Надто-кой, свидетельствуют о том, что в 84,7 % случаев причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью женщины применили колюще-режущие орудия против невооруженной жертвы [11, с. 98]. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о повышении общественной опасности преступного поведения женщин, совершении преступлений ранее не характерными для женщины способами.
Удельный вес женщин, умышленно причинивших средней тяжести вред здоровью, в числе выявленных лиц, совершивших данное деяние, снизился с 9 % в 1997 г. до 7 в 2005 г. Темп прироста в 2005 г. составил + 30 % по отношению к 1997 г. Как мы видим, данные показатели у женщин, причинивших тяжкий вред здоровью, намного выше. Однако в соответствии с закономерностями соотношений отдельных видов и групп преступлений росту числа убийств и тяжких телесных повреждений должен сопутствовать опережающий рост менее тяжких и лёгких телесных повреждений. В противном случае можно говорить о том, что борьба с менее опасными посягательствами на личность ослаблена [12, с. 47]. Это говорит не о более благоприятных тенденциях в структуре женской преступности относительно причинения средней тяжести вреда здоровью, а о снижении уровня борьбы с данными посягательствами.
Удельный вес женщин, совершивших преступление, квалифицируемое как истязание, в структуре женской преступности составлял в 1997 - 2005 гг. около 0,1 -0,2 %. Однако необходимо отметить, что темп прироста в 2005 г. составил +62,7 % относительно 1997 г. Согласно этим данным, можно утверждать, что число указанных преступных деяний имеет неблагоприятную тенденцию роста.
Как отмечает Е.С. Надтока, квалификация деяния по ст. 117 УК РФ весьма специфична и затруднена, зависит от профессионализма и субъективных взглядов следователей. Кроме того, как правило, виновные неоднократно ранее избивали потерпевших, но о данных фактах не было известно по причине опасения расправы или беспомощного состояния жертвы [11, с. 78]. Как считают некоторые специалисты, «в лучшем случае до официальной регистрации из 1000 истязаний доходит 5 - 10» [13, с. 20]. Это подтверждает высокую латентность данного преступления.
Особое внимание необходимо уделить таким преступлениям как изнасилование, насильственные дей-
ствия сексуального характера, совершаемые женщинами. Их удельный вес является относительно небольшим в структуре женской преступности, поскольку за последнее десятилетие выявляется 37 - 54 изнасилований ежегодно. Специфичность изнасилований, совершаемых женщинами в соучастии с другими лицами, заключается в их роли при совершении данного деяния. Они, как правило, провоцируют, инициируют или непосредственно помогают соисполнителям мужского пола совершить данное деяние (заманивание жертвы, нанесение побоев, подавление сопротивления и т.п.) [15, с. 133] Необходимо отметить, что совершение указанных преступлений характерно для несовершеннолетних преступниц и лиц женского пола молодежного возраста. Этот факт подтверждается данными Управления Судебного департамента в Ростовской области, согласно которым такой вид преступного поведения, как насильственные действия сексуального характера, предусмотренного ст. 132 УК РФ, совершают в основном молодые девушки, поскольку в 2003 г. осуждено 7 женщин за совершение данного преступления, из них 6 являются несовершеннолетними, в 2004 г. осуждена 1 женщина, и она является несовершеннолетней, в 2005 г. - 4 женщины, из них 1 несовершеннолетняя. Становятся известными факты совершения девушками данного преступления самостоятельно или в составе группы женщин, особо извращенным способом, как в отношении лиц женского пола, так в отношении лиц мужского пола, в том числе детей [14, с. 106]. Необходимо учитывать, что способствует совершению подобных деяний половая распущенность и алкоголизация среды несовершеннолетних преступниц на современном этапе.
Особое внимание следует обратить на совершение женщинами преступлений против собственности с применением насилия. К ним относятся грабежи и разбойные нападения. В 1997 г. удельный вес грабежей составлял 2,8 % в структуре женской преступности, 2003 - 2,3 %, 2004 - 3,6, 2005 - 3,9 %. Темп прироста в 2005 г. относительно 1997 г. составил +32,6 %. Таким образом, заметна тенденция роста удельного веса грабежей в структуре женской преступности, что говорит о негативных изменениях, выражающихся в переходе от традиционного тайного хищения чужого имущества к открытым и агрессивным действиям преступниц. Удельный вес разбойных нападений относительно невелик в структуре женской преступности и составляет около 1 % в период 1997 - 2005 гг.
По мнению некоторых исследователей, в большинстве случаев женщины действуют совместно с мужчинами, и их роль заключается в создании необходимых условий для совершения преступления, заманивании намеченной жертвы, укрывательстве награбленного имущества и самого преступника, уничтожении следов преступления и т.д. [15, с. 63]. Однако согласно проведенному ними исследованию осужденных женщин, только около 25 % из них при совершении грабежей и разбойных нападений имели соучастников. Это свидетельствует о приобретении самостоятельности женщиной при совершении данных преступных деяний,
когда она выполняет весь комплекс действий, входящих в объективную сторону грабежа или разбойного нападения. Преступницы при этом используют оружие (чаще всего холодное) либо предметы, его имитирующие. Согласно нашему исследованию, при совершении данных преступлений 12,5 % женщин применили оружие или предметы, использованные в качестве орудия. Необходимо отметить, что чаще всего в качестве жертв грабежей и разбойных нападений преступницы выбирают тех, кто слабее их или равных себе по силам: как правило, это женщины, подростки или престарелые.
Таким образом, проведя анализ отдельных видов преступлений, совершаемых женщинами с применением насилия, можно констатировать рост удельного веса подобных деяний в структуре женской преступности в целом. Характерная ранее закономерность совершения насильственных преступлений женщинами в сфере семей-но-бытовых отношений отходит на второй план и остается актуальной только для совершения убийств. Беспокоит рост числа деяний, совершаемых лицами женского пола в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Отмечается увеличение числа преступлений, совершенных лицами женского пола с особой жестокостью, с причинением особых мучений жертве, не характерными для женщин ранее чисто «мужскими» способами. Увеличивается число женщин, совершающих насильственные преступления самостоятельно, с применением оружия и иных предметов, используемых в качестве орудия. Указанное позволяет говорить об увеличении индекса агрессивности у женщин при разрешении конфликтных ситуаций, а так же увеличении числа лиц женского пола с негативно-пренебрежительным отношением к чужой человеческой жизни и здоровью.
Подобные изменения в характеристике насильственной преступности женщин вызывают особую тревогу и объясняют необходимость углубленного изучения данной проблемы. Уяснение указанных особенностей должно способствовать выработке адекватных мер по профилактике и предупреждению преступности женщин на современном этапе развития российского общества.
Литература
1. Антонян Ю.М. Преступная жестокость. М., 1994.
2. Добреньков В.И. И по Закону и по Справедливости убийство должно караться смертной казнью // Право на смертную казнь: Сб. статей / Под ред. А.В. Малько. М., 2004.
3. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2004.
4. Антонян Ю.М. Общий очерк о преступном насилии // Человек против человека. Преступное насилие. СПб., 1994.
5. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб., 2002.
6. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997.
7. Старков О.В. Бытовые насильственные преступления. Рязань, 1992.
8. Волкова Т.Н. Женская преступность в современной России. М., 2001.
9. Шваров А., Козлова Н. Петля, яд и немного фантазии: осенняя охота на людей // Российская газета. 2004. 20 окт.; Добромыслова О. Черная вдова // Российская газета. 2005. 19 авг.
10. Ершов С.Н. Обеспечение профилактики насильственных преступлений, совершаемых женщинами (региональный аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.
11. Надтока Е.С. Криминологическая характеристика преступлений против здоровья и их предупрежде-
Ростовский юридический институт
ние: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
12. Методика анализа преступности. М., 1986.
13. Володарский Н.И. Статистика «заказных» преступлений: Метод. рекомендации для работников органов внутренних дел. Рязань, 1999.
14. Попова С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности в современных условиях. По материалам ПФО: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
15. Синьков Д.В. Преступность женщин: состояние, причины и предупреждение (региональная характеристика): Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003.
24 ноября 2006 г.