Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин В.

В статье рассматривается актуальное состояние и основные тенденции развития законодательства в сфере энергетической политики Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что в настоящий момент происходит бурное совершенствование правовых норм в данной сфере. При этом, нормы, регулирующие отношения по государственному управлению в сфере энергетики, большей частью разбросаны в нормативных актах различной юридической силы, необходима систематизация и даже кодификация многочисленной и разрозненной нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ENERGY

The article considers current state and main trends of development of legislation in the sphere of energy policy of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that currently there is a rapid improvement of legal regulation in this sphere. At the same time, norms governing relations in public administration in the energy sector, mostly scattered in the normative acts of different legal force, systematization, and even the codification of numerous and fragmented regulatory framework.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ»

энергетического сектора и актуальных задачах энергетического права // Правовой энергетический форум. 2014. № 2.

6. Жуйков Е.Н. современные направления развития энергетического комплекса Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-2.

7. Зыков С. От бетона к науке: Минэнерго хочет повернуть энергокомпании к инновациям // Российская газета. №5166 (87). 2010. 23 апреля.

УДК 332.1

Никитин В.

Уральский институт управления РАНХиГС

магистрант

факультет государственного и муниципального управления

Россия, г. Екатеринбург

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В

СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальное состояние и основные тенденции развития законодательства в сфере энергетической политики Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что в настоящий момент происходит бурное совершенствование правовых норм в данной сфере. При этом, нормы, регулирующие отношения по государственному управлению в сфере энергетики, большей частью разбросаны в нормативных актах различной юридической силы, необходима систематизация и даже кодификация многочисленной и разрозненной нормативной базы.

Ключевые слова: энергетика, энергетическая политика, правовое регулирование.

Nikitin Vitaliy Ural Institute of managment, graduate of the faculty ofpublic and municipal management Russia, Yekaterinburg

STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN

THE FIELD OF ENERGY

Abstract: the article considers current state and main trends of development of legislation in the sphere of energy policy of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that currently there is a rapid improvement of legal regulation in this sphere. At the same time, norms governing relations in public administration in the energy sector, mostly scattered in the normative acts of different legal force, systematization, and even the codification of numerous and fragmented regulatory framework.

Keywords: energy, energy policy, legal regulation.

Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является фундаментом развития национальной экономики. При этом, мировой опыт функционирования энергетического комплекса, подтверждает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы. Непременным условием решения государством стоящих перед ним задач в этой сфере является наличие детально проработанной политики и нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере экономики. Государственное управление в области энергетики требует соответствующего правового обеспечения.

Политика, в том числе и энергетическая политика, оформляется в нормах права. Поскольку экономическая политика, и в частности энергетическая политика, проводится через государство, государство воздействует на экономику через право, постольку право есть форма выражения соответствующей политики. Основой реализации энергетической политики государства должна быть постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Ее совершенствование, должно идти по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Главная задача в области правового регулирования энергетического сектора экономики - законодательное обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса страны, который является локомотивом экономического развития России, он производит около полутора миллиардов тонн условного топлива энергии, из которых 40% идет на экспорт. Таким образом, ТЭК обеспечивает поступление около 70% валютной выручки в стране, формирует более 52% федерального бюджета, обеспечивает около 26% ВВП [4, С. 21 - 25].

В настоящий момент происходит бурное совершенствование правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергетических ресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой различных видов энергетических ресурсов, проектированием, строительством, энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности. При этом, задачей законодательства в сфере энергетики является надлежащее правовое обеспечение реализации стратегических задач в сфере энергетики, закрепленных в различных документах стратегического планирования [11, С. 15 - 20.].

Отраслевым документом стратегического планирования для такой сферы, как энергетика, является Энергетическая стратегия России, принятая в 2009 году на период до 2030 года [9], которая обусловила динамичное развитие энергетического права, регулирующего общественные отношения в сфере энергетики, как в целом, так и в отдельных её отраслях. С момента принятия Энергетической стратегии России принято значительное количество нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию

поставленных стратегических задач.

Развитие нормативной правовой базы в области государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется так же с учетом задач, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации

«Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321 [8].

Сегодня активно развивается правовое регулирование публично-правовых отношений в сфере энергетики. Ключевыми направлениями государственного регулирования в сфере энергетики является антимонопольное и тарифное регулирование, регулирование налогообложения, таможенное регулирование, продолжается формирование правового режима энергетических ресурсов [11, С. 15 - 20.]. Реализация функций государственного регулирования в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов. Существенными полномочиями наделены Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба.

Следует заметить, что процесс формирования энергетического законодательства происходит с учетом особенностей и специфики отдельных подотраслей топливно-энергетического комплекса: электроэнергетики, нефтегазового комплекса, угольной отрасли и т.д. Некоторые общие для всех подотраслей энергетики вопросы регулируются едиными нормативными актами [2].

Традиционно к сфере энергетики относят отрасли электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также отношения в сферах нефтехимической промышленности, теплоэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отдельно стоит атомная энергетика [1] . По такому же принципу строится и правовое регулирование.

Наиболее общие для всех подотраслей энергетики вопросы регулируются едиными нормативными актами. Так, например, отношения по энергосбережению регулируются единым нормативным актом -Федеральным закон от 23ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13]. Круг общих отношений в сфере топливно-энергетического комплекса очерчен на уровне как законодательных (например, Федеральные законы от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ «О государственной информационной

системе топливно-энергетического комплекса»), так и подзаконных актов (акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти).

Государственное регулирование ценообразования в газовой отрасли основывается на Федеральном законе от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», кроме того, государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

К числу нормативных актов регулирующих отдельные отрасли энергетики можно отнести Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35 -ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ «Об экспорте газа», Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 21 октября 1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и многие другие, которые также детализированы на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

Особенностью правового регулирования нефтяной отрасли является то, что в отличие от других секторов топливно-энергетического комплекса -электроэнергетики, газовой отрасли, теплоснабжения, атомной энергетики, гидроэнергетики, отсутствует специальный закон, который регламентировал бы общественные отношения, складывающиеся в нефтяной отрасли в целом [5, С. 105.].

В регулировании публично-правовых отношений задействовано значительное количество уполномоченных органов, которые осуществляют как функции регулирующие, так и функции контроля (надзора). Для сферы энергетики характерно существенное воздействие государства на регулирование частноправовых отношений. Регулирующее воздействие на частноправовые отношения в сфере энергетики оказывают и наделенные особыми публичными полномочиями саморегулируемые организации [10].

Так рассматривая особенности государственного регулирования и контроля в сфере энергетики, необходимо подчеркнуть роль Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», наделенной законодателем особыми полномочиями в области государственного управления использованием атомной энергии, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности [12]. Данная корпорация также осуществляет государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

Необходимо обратить внимание на тенденцию по развитию правового

обеспечения сотрудничества публичного и частного партнеров по соглашению о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Развитие данной формы сотрудничества рассматривается как одна из стратегических задач в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Так в 2015 году принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из энергетических объектов к объектам, которые являются объектами соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, отнесены объекты трубопроводного транспорта, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии.

Отдельно следует сказать о надгосударственном уровне регулирования. Подчеркнем, что проблема энергосбережения не ограничивается национальными рамками, а приобретает, без преувеличения, глобальный характер. Так в 2015 году вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Беларуси и Казахстана 29 мая 2014 года [3]. В 2015 году полноправными членами Союза стали Армения и Кыргызстан. Договор является основным документом, составляющим право Союза. В частности, в разделе XX «Энергетика» Договора определены основные принципы и направления взаимодействия государств - членов Союза (далее - государства-члены) в сфере энергетики. Ключевые из них - это обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы, развитие конкуренции, проведение скоординированной энергетической политики, формирование общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов Союза, разработка индикативных (прогнозных) балансов, обеспечение доступа к системам транспортировки энергетических ресурсов . При этом согласно ст. ст. 82, 83 и 84 Договора Стороны договорились об обеспечении беспрепятственного доступа хозяйствующих субъектов других государств-членов к электроэнергетическим, газотранспортным системам и системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов, на основе единых принципов, условий и правил, предусмотренных Договором и соответствующими приложениями к нему. Также Договором установлены последовательность и сроки выполнения работ по формированию общих рынков энергетических ресурсов [7].

К сожалению, законодательство о государственном регулировании в топливно-энергетическом комплексе еще не сформировалось должным образом. Отсутствие надлежащего комплексного регулирования общественных отношений в сфере энергетики влечет и определенные экономические и социальные неблагоприятные последствия [6, С. 5.].

Нормы, регулирующие отношения по государственному управлению в сфере энергетики, большей частью разбросаны в нормативных актах

различной юридической силы, в том числе подзаконных. Необходима систематизация и даже кодификация многочисленной и разрозненной нормативной базы, возможно путем разработки и принятия федерального энергетического кодекса.

Для долгосрочного стабильного обеспечения национального хозяйства всеми видами энергии необходима адекватная к экономическим условиям и объективная с точки зрения реализации долгосрочная государственная энергетическая политика, преследующая целью максимально эффективно использовать природные топливно-энергетические ресурсы и потенциал энергетического сектора.

Использованные источники:

1. Бондаренко А.Б. Состояние и перспективы правового регулирования отраслей ТЭК России // Энергетическое право. 2015. № 2.

2. Губин Е.П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право, 2006, № 2.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в года Астане 29.05.2014).

4. Завальный П.Н. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования газовой отрасли // Энергетическое право. 2015. № 2.

5. Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999.

6. Лахно П.ГОДА Энергия, энергетика, и право // Энергетическое право. 2006. № 1.

7. Павлова И.Н. Основные аспекты формирования энергетического права Евразийского экономического союза // Энергетическое право, 2015, № 2.

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 321 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2167.

9. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715 -р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

10. Романова В.В. Тенденции правового регулирования публично-правовых отношений в сфере энергетики // Конкурентное право» 2016, № 2.

11. Романова В.В. Тенденции развития энергетического права на национальном уровне. // Юридический мир, 2016, № 8.

12. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Российская газета. 2007. 5 декабря.

13. Федеральным закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 226, 27.11.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.